< Свободны ли мы в своем выборе? - Психолог

Свободны ли мы в своем выборе?

Как быть свободным человеком и жить легкой жизнь

Свободны ли мы в своем выборе?

Что такое свобода? Отсутствие рамок и возможность делать всё? Возможно для каждого это своё понятие, которое кроется намного глубже, в нашей душе.

Попробуем разобраться и определиться с этим пониманием.

Компоненты и составляющие

У каждого они могут выглядеть по своему, попробуем их подытожить.
Что же такое свобода? Мы должны осознать её, познать необходимость стать свободным, отпечатать это в своём разуме и душе.

Только после этих размышлений мы поймём, свободны ли мы по-настоящему или нам срочно требуется действовать, для того чтобы почувствовать этот сладкий запах.

 Как быть свободным человеком и жить легкой жизнью?

Возможность и право каждого из нас следовать по тому пути, по которому мы хотим. Многие из нас не обращают на этот пункт внимания и не получают самостоятельности.

Все мы можем быть независимыми, мыслить так как хотим, иметь право выбора в своей жизни, без чьего-то влияния и предрассудков. Наличие выбора есть у каждого, в любой жизненной ситуации. Не может быть только одного пути развития событий.

Мы всегда вольны выбирать, действовать или бездействовать. Это правило и никак не может быть иначе, пока Вы не поймёте этого, Вы не увидите пути.

Смелость – один из главных спутников свободы. Смелость толкает нас, заставляет сделать марш-бросок, решительный шаг, на который мы долго не могли решиться, перед которым долго собирались духом. Свобода – удел смелых людей.

Борьба и саморазвитие – компоненты, которые помогают нам двигаться вперёд, побеждать свои страхи и сомнения, которые лезут из тьмы нашего сознания и пытаются тормозить нас, оказывают давление.

Желание жить и сила духа — то, что даёт нам энергию на каждый день. Просыпаюсь с утра, мы говорим, доброе утро, мой любимый мир. Он отвечает Вам свободой.

Как выглядит независимый человек?

Тот, кто знает как быть свободным человеком и жить легкой жизнью, имеет ответственность. Он отвечает за свои поступки, за свой выбор, делая всё это осознанно. Самостоятельно принимать все решения в жизни, опираясь на собственные внутренние ощущения и опыт – одна из граней бриллианта свободы. 

Самодостаточность. Человек, обладающий независимостью, награждён таким свойством. Его я сформировано на основе его мыслей и взглядов на жизнь.

Ничто и никто не способны повлиять на его мнение, кроме собственного анализа ситуации и картины.

Такой человек чётко управляет своим временем и потребностями, жизнь его полна оптимизма и смысла, он становится независим от других людей и их мнения, приходит материальная самодостаточность.

Такой человек открыт для всего нового. Он не сопротивляется изменениям в его жизни, впуская всё новое в себя. Выходя из зоны комфорта, мы развиваем себя и делаем себя сильнее. Организм всегда будет противиться всему новому, пытаясь поддерживать прежний уклад вещей. Независимый человек с легкостью обходит эти препятствия.

Не бойтесь и идите смело вперёд.
Каждый из нас по-своему уникален. Как это, спросите Вы. Ответ прост – умение делать свой уникальный выбор, несмотря ни на что. Уметь принять решение без оглядки на чужое мнение.

Когда, например, всем рекомендуется бежать за прохладительным напитком, человек может отказаться от такого времяпрепровождения и пойти, к примеру, в театр.

Истиный путь

Задайте себе вопрос, почему это действительно так Важно для Вас? Осознайте, что даст Вам она? Какая свобода Вам нужна в действительности? Многие путают материальное благополучие со свободой. Очень часто имея первое, Вы остаётесь в узниках кого либо или чего либо. Научитесь разделять эти вещи, подумайте над своей жизнью, её ценностями и идите дальше.

Знайте, Ваш собственный путь свободы заканчивается там, где начинается путь другого человека, помните об этом, но не переходите на личности и обиды. Предупреждён – значит вооружён.

Имея волю выбора в отношениях, отсутствие давления с противоположной стороны – мы обретаем широту психологическую. Это может быть в любой ситуации: с начальником, мамой, друзьями.

Будьте равноправны во всём, все Мы личности и заслуживаем подобающего к себе отношения.

Будьте вольны социально. Человек выбирает свой путь исходя из своих интересов в жизни. Вы независимы, выбирайте работу и образование исходя из своих внутренних побуждений.

-салон

Мнение Mr.Freeman:

Ещё мнение:

Научитесь слышать свой разум и душу. Они наилучшие советники. Обретая свободу душевную – мы становимся свободны во всём. Не смотрите на других, на их поверхностные успехи или помпезные поражения. Освободитесь от этого механизма. Не обвиняйте никого ни в чём, ориентируйтесь только на себя. Несите ответственность за свою жизнь, поступки и выбор. Знайте, Мы все свободны. Попутного Вам ветра!

Источник: //cultureoflife.ru/svoboda-v-zhizni/

Свобода выбора человека. Право на свободу выбора

Свободны ли мы в своем выборе?

С недавнего времени понятие «свобода выбора» приобрела в определенных кругах некоторый негативный окрас. Такой же, как «либеральность», «толерантность» и прочие понятия, ассоциирующиеся с западными демократическими ценностями. И это как минимум странно.

Эволюция свободы выбора

Собственно, а что такое свобода выбора? В широком смысле это – право человека определять свою судьбу сообразно собственным желаниям, вкусам и убеждениям. Полная антитеза свободе – рабство.

Положение, в котором человек не может выбирать вообще ничего. Ест, что дадут, живет, где позволят, делает, что скажут.

Даже такое, казалось бы, естественное право на любовь, на выбор человека, с которым хочется быть, у раба отсутствует.

И чем дальше уходит человек от рабства, тем больше у него возможностей выбирать. Семью. Место жительства. Работу. Образ жизни. Религию. Политические убеждения.

Свобода выбора никоим образом не означает вседозволенности. Она не отменят дисциплины, не отменяет ответственности перед обществом, не отменяет чувства долга. Более того, она предполагает полное осознание последствий своего поступка.

Выбор и ответственность за него

Еще в детстве каждый слышал сказку, в которой богатырь, стоя перед камнем, читал: «Налево пойдешь… Направо пойдешь… Прямо пойдешь…»

Так, собственно, и выглядит свобода выбора человека. Осознание возможностей и принятие ответственности за последствия. Ведь никому же в голову не придет, что в конце истории, столкнувшись с исполнением предсказания, богатырь вдруг возмущенно закричит: «Как это – коня потеряю? Вы что, с ума сошли? Мало ли, что и где написано?!»

Точно так же дело обстоит и со свободным осмысленным выбором. Человек ознакомился с перспективами, обдумал все и принял решение, полностью осознавая его последствия и принимая ответственность за них. Именно этим свобода выбора отличается от вседозволенности.

Собственно, именно поэтому право принимать любые важные решения человек получает только после достижения совершеннолетия. Он становится достаточно взрослым, чтобы оценить последствия своих поступков, а значит, сможет принять взвешенное решение. Право на свободу выбора предполагает обязанность за этот выбор отвечать.

Диктатура или демократия

Всегда находятся сторонники «сильной» вертикали власти, считающие корнем всех бед демократию и либералов.

Они утверждают, что государство, принимающее решения за граждан – вариант намного более перспективный и надежный, чем государство, в основе политического строя которого лежит закон свободы выбора.

Потому что люди в массе не слишком умны и дальновидны, в отличие от официальной власти.

Звучит не слишком человеколюбиво. Но, допустим, эти люди правы. Действительно, существует такая вот гипотетическая страна с исключительно глупым народом, не знающим, чего он хочет.

И власть, состоящая не из представителей того же недальновидного населения, а совсем из других людей, очевидно, завезенных откуда-то издалека, из мест, в которых живут умные люди.

Но неужели в этом случае задачей властей не является работа над образовательными программами, над повышением культурного уровня страны? Так же, как родители воспитывают и учат ребенка, а не запирают его навсегда в детской, мотивируя это неопытностью и наивностью подопечного.

Еще Уинстон Черчилль говорил, что демократия плоха, но лучше, к сожалению, пока ничего не придумали. Потому как расти и развиваться может только свободное существо.

Винтики империи – это, конечно, прекрасно. И в своем роде тоже величественно. Но кругозор у металлических деталей крайне ограничен, а стремление к развитию отсутствует вовсе. Все, что может винтик – это работать. Либо – не работать, в зависимости от ситуации. Не так уж велик выбор.

Увы, если верить историческим примерам, то чем выше уровень развития общества – тем выше уровень свободы отдельного индивидуума. Эти величины очевидно коррелируют.

Эволюционируя от рабовладельческого строя до феодального, от феодального до капиталистического, государство все шире раздвигало границы личных прав и свобод граждан.

Эволюция статических государств

История со всей очевидностью доказывает, что свобода выбора человека как гражданина и личности – основа прогресса. Ни одна диктатура не достигла долговременного успеха. Все они рано или поздно рушились либо приспосабливались к меняющемуся миру.

Даже наиболее известные и успешные, такие как Китай или Япония, существовали десятки веков, но практически не развивались. Да, они были совершенны в своем роде – так же, как совершенен идеально сбалансированный механизм.

Но вся их история – это не путь создания нового, а бесконечное усовершенствование уже имеющегося.

И качественный скачок в развитии этих государств произошел только после того, как границы старой системы были сломаны. Уровень личной свободы китайца двадцать первого века не идет ни в какое сравнение с нормами жизни китайца века девятнадцатого. Но и страна из замкнутого, практически лишенного реального влияния государства превратилась в одного из тяжеловесов мировой политики и экономики.

Свобода выбора и правовые нормы

В современном мире понятие «свобода выбора» – вовсе не абстрактный философский термин.

У этого словосочетания есть вполне конкретное смысловое наполнение, закрепленное нормами как международного, так и государственного права.

Всеобщая декларация прав человека гарантирует каждому свободу, равенство, безопасность и право на выражение собственных убеждений, вне зависимости от расы, возраста, сексуальной ориентации или вероисповедания.

Эти же нормы гарантированы конституциями многих стран и их действующим законодательством.

Конечно, это вовсе не означает, что полицейский не может ударить дубинкой мирного демонстранта. Может. Но он тем самым нарушит закон.

И существует хотя бы теоретическая возможность официального разбирательства и наказания преступника.

А еще сто лет назад ни о каком служебном взыскании и речи бы не шло – просто потому, что никто не запрещал полицейским бить дубинками тех, кого они считали преступниками.

Мир без свободы выбора

Свобода выбора места жительства тоже сейчас воспринимается как что-то абсолютно естественное. Конечно, человек может жить там, где он хочет – при условии, что хватит денег на покупку дома или квартиры. Даже мысль о том, что нужно обращаться за разрешением на переезд, кажется странной.

А ведь крепостное право отменили только в 1861 году, всего 150 лет назад. До этого практически половина жителей России не имела права менять место жительства без разрешения хозяина-помещика.

Да что там место жительства… Помещик мог продать крестьянина, личной волей судить его, вплоть до физической расправы или ссылки на каторгу. При этом права жаловаться на барина у крепостного не было.

Им было официально запрещено подавать челобитные царю.

В Советском Союзе колхозники до 70-х годов не имели паспорта. А поскольку без этого документа передвигаться по стране было нельзя, то и покинуть свое место жительства крестьяне не могли. В противном случае им грозил штраф или даже арест. Таким образом, крестьяне оказывались привязанными к своему колхозу. И это – всего 45 лет назад.

Выбор покупателя

Свобода выбора – не только термин из общественной и политической жизни. Это – неотъемлемый атрибут экономических реалий.

Право и возможность купить ту вещь, какую хочется, а не ту, какую можно. Если на прилавке лежит только один сорт хлеба, ни о какой свободе выбора речи нет. Если, конечно, не рассматривать вариант «Покупать этот или не покупать вообще». Для выбора нужен хотя бы один альтернативный вариант.

И именно возможность выбора – рычаг, который толкает экономику вперед. Производителю нет нужды повышать качество товара. Зачем? Лишние усилия, дополнительные расходы. Но вот если появляется конкурент и предлагает потребителю альтернативу… Вот тогда имеет смысл постараться.

Отличная иллюстрация этого тезиса – отечественный автопром. Отсутствие конкурентной борьбы позволяло выпускать машины крайне низкого качества и не беспокоиться о наличии клиентуру.

Но как только у потребителя появилась возможность выбора, подобный подход к делу оказался недопустимым. Производитель был попросту вынужден обновить модельный ряд и модернизировать производство.

В противном случае покупателей просто не нашлось бы.

Выбор производителя

Таким же правом на свободу выбора пользуются и предприниматели.

Человек сам решает, где и как он хочет работать. Госучреждение, промышленное предприятие, фриланс, предпринимательство – открыты все пути. Можно даже вообще не работать, если совсем уж не хочется. Главное – не жаловаться потом, что нечего есть. В свободной стране трудовая деятельность человека – его личный выбор.

Предприниматель сам решает, что и как он будет производить, задача государства – следить, чтобы продукция соответствовала всем нормам и требованиям. В этом и заключается свобода выбора. Экономика – живой организм, она стремится к саморегуляции так же, как и естественная природная система.

Задача государства – следить, чтобы свободный рынок не превратился в подобие джунглей.

Источник: //FB.ru/article/175082/svoboda-vyibora-cheloveka-pravo-na-svobodu-vyibora

Свободны ли по-настоящему те, кто не считает себя рабом Аллаха?

Свободны ли мы в своем выборе?

Эту тему я выбрала не случайно. Возможно, кому-то эта статья поможет найти ответы на давно наболевшие вопросы, как и я нашла их с помощью Всевышнего в своё время. Когда я ещё не была в Исламе, то часто задумывалась над тем, что означает понятие “раб Аллаха”.

И, общаясь с мусульманами, с удивлением открыла для себя, что они не то что не стесняются признавать себя рабами, а даже с радостью говорят об этом. Я не понимала этого.

Как можно радоваться тому, что ты раб? Ведь в наше время столько разных движений и партий за свободу человека, это так активно пропагандируется, а тут люди добровольно называют себя рабами, да ещё и счастливы при этом.

Слово “раб” имеет негативный смысл, это не позитивное слово. Когда ты раб (другого человека), ты практически мёртв. Ты не свободен вообще, твоими желаниями становятся желания твоего хозяина, из истории мы знаем, как тяжело приходилось рабам.

Но когда ты раб Аллаха, твоего Создателя, это действительно нечто другое, не похожее на рабство в обычном понимании этого слова. Быть рабом Аллаха является самым благородным из того что есть в мире, и хвала Всевышнему, сейчас я понимаю это.

Но тогда в моем окружении были люди, далёкие от Ислама.

Поиск истины

Однажды в университете мы завели разговор о религии с нашей преподавательницей. И она сказала: «При советской власти у нас был такой предмет «Атеизм», он объяснил нам, что мы свободны, а не какие- то рабы, и у меня была пятёрка по этому предмету!  В Исламе слишком много запретов.

То нельзя, это нельзя… Почему я не могу ходить без платка, если мне так хочется?  Почему я должна голодать целый месяц, соблюдая строгий пост? Разве я не свободный человек? Я не рабыня, а свободна и вольна поступать так, как мне того хочется».

Тогда один из моих однокурсников сказал:

«Получается, что вы все равно рабыня, но только уже своих желаний и потребностей».

Это натолкнуло меня на размышления. Мы все хотели бы думать, что мы свободны, что у нас есть свобода воли, делая наш выбор в жизни- но давайте глубже задумаемся об этом.

Неужели мы рождены, чтобы быть свободными? И если да, то каким образом? Что это значит для нас? Свобода является одной из самых ценных вещей, хотя многие из нас ни малейшего представления  не имеют, насколько это драгоценно, пока не потеряют её.

Право на свободу считается одним из основных прав человека, и пытаться лишить кого- то свободы без причины на это является тяжким грехом.

Этот прекрасный мир с неисчислимыми благами создан Всевышним для нас, и по своей великой милости и мудрости наш Создатель установил некоторые запреты и повеления ради нас же самих. Но многие этого не понимают: «Мы хотим быть свободными» – говорят они.

Насколько мы свободны на самом деле?

Для начала отметим, что наша свобода гораздо более ограничена, чем мы думаем. Начнём с простых примеров, который каждый из нас может понять, касающихся нашего физического тела.

Давайте подумаем, сколько свободы у нас в том, чтобы остановить зевоту, чихание? Сколько свободы у нас в том, чтобы видеть, слышать, чувствовать? Мы понятия не имеем, что заставляет наше сердце биться, или когда оно остановится. Или, к примеру, если человек скажет: «Я свободен в том, чтобы не спать несколько дней, поэтому я не буду спать».

Да он и дня не продержится! Это же абсурд. И действительно, если глубже задуматься над этим, то становится понятно, что у нас нет абсолютно никакого контроля над тем, что происходит внутри нашего тела.

Рассмотрим ещё один пример. У нас не было свободы выбора в отношении родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Мы не можем выбрать себе цвет глаз или кожи, мы пытаемся выбрать время рождения наших детей, но и это происходит не так, как мы ожидаем. Так как вы считаете, человеческие существа все ещё имеют свободу?

 И все же, вера в свободу человеческой души является одной из самых важных вещей, Всевышний открывает нам это на протяжении многих веков.

Ислам говорит нам о том, что человеку дано даже больше, чем ангелам, потому как ангелы созданы безгрешными, а человек всегда борется со своими страстями, и если он сможет побороть своё эго, то перед Всевышним его уровень может оказаться даже выше, чем уровень ангелов.

Да, мы не можем выбрать всё, что касается нашего физического тела, но мы можем выбрать то, что касается деятельности нашей души.

Мы просим Всевышнего, чтобы Он наставил нас, помог в наших делах, но Аллах никогда не заставляет нас, нам изначально дан выбор. Как же это происходит, ведь мы не запрограммированные роботы?  Если сказать проще, то у нас есть выбор какими быть – плохими или хорошими.

Каждый из нас по- разному реагирует на ту или иную ситуацию, некоторые из нас гораздо более бескорыстные, щедрые, прощающие, чем другие, но у каждого есть выбор. Если мы видим, что старушка несёт тяжёлую сумку, мы можем выбирать, помочь ей или нет, а кто-то даже может выбрать украсть её сумку. Это приводит к интересной мысли.

У всех у нас есть чувство долга, и думаю, мы знаем, как должен поступить хороший человек, руководствующийся своей религией и совестью.

Что такое Настоящая Свобода?

 Истинная свобода приносит счастье, но всё не так, как думают многие люди.

«Я мог бы быть очень счастливым, если бы у меня была свобода в том, чтобы я мог, как только захочу, наполнить свой желудок вкусной, но нездоровой пищей, или тратить огромные деньги на одежду, приобретать украшения, покупать дорогую технику, или курить, пить алкогольные напитки, или избежать тяжёлой работы или домашнего задания, или отомстить своим врагам, или заработать много денег, возможно даже нечестно, или быть известным и получить признание людей».  Как вы думаете, это те вещи, которые делают людей счастливыми?

Как просто было бы, если бы это было так. Ведь это так просто для сатаны, чтобы обмануть людей – пути, ведущие на погибель так заманчивы и приятны. Но тут необходимо остановиться и подумать.

Если человек, который считает себя «свободным» и ведёт соответствующий образ жизни без ограничений, непредвзято проанализирует какие-то моменты своей жизни, то будет вынужден признать, что он является самым настоящим рабом. Рабом своих страстей и пороков.

Многие из самых богатых и влиятельных людей в мире–самые одинокие. Люди, которые злоупотребляют едой, страдают избыточным весом и ожирением, становятся рабами собственного желудка. Те, кто ленив и избегает учёбы и работы в молодости, ведёт разгульный образ жизни, позже очень сожалеют об этом.

Курильщики зачастую умирают молодыми от рака лёгких или сердечной недостаточности, обрекая на страдания тех, кто их любит. У тех, которые употребляли алкоголь, сначала понемногу, «просто расслабиться», это превратилось в физическую зависимость и никакие лекарства и кодирование уже не помогли.

Такие люди стали настоящим бедствием для своей семьи, отдавая последние деньги за выпивку и оставляя голодными своих детей. Выходит, что такой человек стал рабом спиртного.

 Истинное счастье – это беречь то, что Всевышний дал нам взаймы и поручил нам на хранение – наши тела, наши семьи, наши таланты, наше здоровье, наши чувства к другим. Быть свободным не означает дать волю своим страстям и желаниям.

  Но вот странная вещь – человек, который отказывается от такой эгоистичной свободы и признает себя рабом Господа, всегда будет действительно свободным.

Он будет знать, что сделал всё возможное, его совесть будет чиста, он избавится от сомнений и переживаний, жизнь наполнится смыслом, и такой человек уже никогда не будет рабом своего нафса (эго), или любого другого лица, или вещи.

  Да, мы должны подчиняться, но все запреты и повеления Всевышнего нацелены исключительно на благо человека, так как это не просто хозяин, это Создатель всего сущего! И становится понятно, что это и есть счастье – быть рабом Всемилостивого Творца! И тогда возникает вопрос: а как стать приближённым рабом Всевышнего? Как добиться довольства Аллаха?  

Качества истинного раба Аллаха

Быть истинным рабом Аллаха означает наличие определённых черт характера, их много, но для себя я выделила некоторые из них: I

Любовь. Быть рабом Аллаха означает, что мы должны любить нашего Господа. Размышляя над тем, что создал для нас Всевышний Аллах, видя прекрасную природу, любимых людей, всё то восхитительное, что нас окружает, мы познаем нашего Творца и мы не можем не полюбить Его, не признать истинное величие Аллаха.

Даже если вы любите своего супруга, детей, друзей, они тоже становятся проявлением нашей любви к Аллаху. Нужно всем сердцем полюбить также Его Посланника, нашего господина Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Нужно постараться соблюдать его Сунну, жить так, как завещал он нам в своих прекрасных хадисах.

Послушание. Быть рабом Аллаха означает, что мы должны повиноваться тому, что повелевает нам Всевышний в Своей благородной Книге. Это само собой разумеется, если вы истинно любите Аллаха, то послушание становится чем-то очень лёгким и даже радостным. Ведь тем, кого мы любим, мы всегда готовы дать лучшее, не требуя ничего взамен.

Искренность. Ещё одна черта для искренних рабов Аллаха.  Делать всё ради Аллаха. В этих словах большой смысл, поскольку мы часто говорим: «я делаю это ради Аллаха». Но всегда ли мы понимаем всю глубину этих слов? Когда мы сделали что-то действительно хорошее, то мы не стремимся выставлять это напоказ перед другими людьми, ведь мы делаем это из самых благородных побуждений.

А действительно ли мы искренни в своих намерениях, становится очевидно, если из-за чего-либо мы перестаём совершать то благое, что делали, к примеру, если нас не отблагодарят или ответят злом на наше добро. Всевышний Аллах иногда испытывает нас. Настоящий мусульманин при любых обстоятельствах не теряет лицо, ведь легко быть хорошим и добрым, когда нет проблем, когда тебя любят и понимают.

Гораздо сложнее сказать себе: «Я все равно буду поступать так, как любит Аллах, ведь я знаю, что Он видит и слышит меня, что бы я ни делал». И если есть такая искренность, то не имеет значения, что говорят люди, мы продолжаем совершать благое ради Аллаха и нам не нужно никакого признания от других. Если есть, то это хорошо.

Если нет, то всё в порядке, так как мы уверены, что Всевышний доволен нами.

Доверие. Другая черта, присущая рабам Аллаха. Мы должны испытывать абсолютное доверие к нашему Господу, во всем уповая на Него. Мы должны искренне верить в то, что всё, что даёт нам Всевышний, является самым лучшим для нас.

И, если Всевышний не отвечает на какую- то нашу мольбу, это также является лучшим для нас. Был один праведный человек, который в своих мольбах никогда не просил что- то конкретное, он совершал молитву так: «О Аллах, я не знаю, что для меня лучше, уповаю на тебя, одари меня в обоих мирах по Своей милости».

  Саид Афанди (да будет свята его душа) в своей книге «Побуждение внять призыву Корана» говорит, что мы должны в своём уповании на Всевышнего быть подобно младенцу, кормящемуся молоком из груди своей матери.

Точно так же, как ребёнок не знает другого источника пропитания, так и мы должны понимать, что всё исходит от Аллаха, а потому самым лучшим для нас является полное упование, вверить себя и свои дела нашему Господу.

Так что, мои дорогие братья и сёстры, давайте стремиться быть истинными рабами Всевышнего Аллаха, и мы никогда не пожалеем об этом, потому что наш любимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пребывающий в Исламе не знает несчастья». Дай Аллах всем нам истинного понимания религии, милости и бараката!

Заказать MP3 диск с проповедями «Уроки Ислама» с доставкой на дом

Источник: //islam.ru/content/obshestvo/41561

Свободны ли мы в своем выборе?

Свободны ли мы в своем выборе?

Да, отвечает философ Роберт Мизрахи, так как мы всегда несем ответственность за решения, которые принимаем или… не принимаем. Не вполне, отвечает психоаналитик Марина Арутюнян, так как нами руководит — а иногда и помыкает — наше бессознательное.

Wonderful Woman: >Как вы считаете, можем ли мы по-настоящему выбирать ход нашей жизни?

Марина Арутюнян: В каком-то смысле мы выбираем свою судьбу, но делаем это в меру разумения, понимания потребностей и мотивов.

Психоанализ исходит из того, что все мы наделены конфликтной природой и наши внутренние противоречия (например, между разумом и чувствами, желаниями и долгом, поиском свободы и стремлением к безопасности) часто мешают делать выбор.

Наша психика ищет компромисс — и хорошо, если находит лучший из возможных. При этом сознательное «Я» часто остается в неведении относительно мотивов поведения: «Если бы я знал, что на самом деле чувствую и чего хочу, я бы этого не сделал».

Вспоминаю одного трехлетнего ребенка — он с трудом и болью решил отдать другу подарок, который хотел иметь сам: «Как если бы я был добрый». Этот ребенок пока еще не знает, что у него есть внутренний конфликт.

Роберт Мизрахи: Противоречия, компромисс… Как если бы психоанализ исходил из того, что все мы больны! А что, если мы рассмотрим здоровую личность? Личность, которая могла бы сказать себе: «Если я не хочу этого делать, я могу этого не делать». Думаю, что мы на самом деле всемогущи. Мы абсолютно свободны выбирать собственную жизнь и, значит, достичь счастья.

Если выбор есть, тогда почему так часто мы становимся причиной собственных несчастий?

М. А.: Именно потому, что внутренние конфликты не до конца осознаются нами, — это относится и к вполне здоровым людям. В глубине личности есть желания, побуждения, мотивы, которые, оставаясь бессознательными, тем не менее влияют на наш выбор.

Приблизившись к пониманию того, из чего мы выбираем, мы сможем получать большее удовлетворение от поступков

Вот пример. Каждому из нас необходимо получать одобрение от своего «Сверх-Я» — внутренней моральной инстанции, которая позволяет считать себя «правильными», «хорошими». Но эта бессознательная инстанция может быть очень жестока к своему обладателю, требовать от него слишком многого — например, чтобы человек всегда был только добрым (умным, любимым, победителем).

Тогда он не осознает те побуждения, которые не соответствуют этим требованиям, и утрачивает свободу выбора. Если женщина живет с человеком, который ее мучает, это ее выбор? Да, разумеется. Но она его сделала (даже, может быть, не подозревая об этом), например, потому, что внутренний «оценщик» одобрит ее только в том случае, если она перенесет достаточно страданий.

Р. М.: Мы часто становимся кузнецами своего несчастья, потому что принимаем плохие решения, продиктованные тем, что я называю «спонтанным сознанием».

Это состояние неведения и душевного раздрая, в котором нас обуревают примитивные, смутные, слепые желания — обладать, властвовать, наслаждаться, — которые абсолютно не учитывают реальность. Их нельзя исполнить, не причинив вреда другому или себе.

Карикатурный вариант спонтанного сознания — это иллюзия того, будто «я могу делать все что угодно». Но это не бессознательное — в бессознательное я не верю…

Если бы мы меньше поддавались порывам, мы могли бы выбирать то, что приведет нас к счастью?

Р. М.: Я совершенно не согласен с идеей, будто счастье недостижимо. Когда мы встречаем преграды, когда у нас создается ощущение, что мы не можем продвинуться вперед, мы вольны задаться вопросом о правильности и обоснованности нашего выбора.

Если мы чувствуем себя загнанными в угол, то лишь потому, что остались на бесплодной стадии спонтанного сознания, забыв, что мы являемся авторами всех наших поступков.

Я хотел бы подчеркнуть огромную силу свободы, если она освещена нашей личной внутренней работой, рефлексией, — силу, о которой многие не подозревают.

Эта внутренняя работа предполагает критический взгляд, обнажающий относительность и бедность любого из вариантов, из которых мы выбираем, и в то же время нашу активную роль в утверждении всех целей и ценностей. Мы можем в любой момент жизни открыть в себе творца, (вос)создать себя как активно действующую личность, живущую в согласии с собой и другими…

А что конкретно мы можем сделать, чтобы стать свободнее, реализовать себя в «правильных» выборах?

Р. М.: Для начала нужно поставить под сомнение себя и свою жизнь. Это означает, что прежде нужно пройти через кризис. Перед лицом внутренней, разрывающей душу боли выбор станет неизбежным.

Какой именно? Либо довольствоваться тем собой, который есть, и позволить страданию раздавить себя, либо через полный разрыв с собой прежним перейти на следующий уровень, который я называю «рефлексивным сознанием».

Так мы учимся сортировать желания, планы, мысли, эмоции. Так мы становимся свободнее. Осознаем, что были ослеплены фантазиями, воображением, вымыслом, где все вращалось исключительно вокруг нас и нашего мнимого величия.

После этого можем реализовать себя, потому что приходим к тому выбору, в котором устремления согласуются с жизнью в обществе.

В сущности, речь идет о том, чтобы выбирать, имея в виду других, но не покоряясь пассивно их воле, то есть проявлять подлинную интеллектуальную самостоятельность.

Воспоминания о полноте бытия говорят нам, что исполнение желаний возможно

М. А.: Мне кажется сомнительным выходом «полный разрыв». Психоанализ не столь категоричен.

Он говорит, что, работая над собой, развивая способность к рефлексии — не отстраняясь, а понимая наши смутные и часто исключающие друг друга желания, придавая смысл фантазиям, учитывая внутренние противоречия, а не игнорируя их, — мы можем хоть немного приблизиться к пониманию того, из чего мы выбираем. Когда мы наконец достигаем этого, то можем получать большее удовлетворение от своих поступков. Правда, иногда это может привести к неожиданным решениям: расстаться с партнером, хотя вроде бы таких намерений не было, выбрать непривычную профессию, предпочесть новую манеру поведения, заново открыть в себе способности, о которых мы давно забыли. Или, напротив, мы можем наконец оценить то, что у нас уже есть.

Как нам лучше понять себя и свои подлинные желания?

Р. М.: Внутренней смелости недостаточно, нужно помогать себе, терпеливо и вовлеченно читая книги. Это позволяет нам достичь истинной непредвзятости и спокойствия.

Кроме того, мы можем воскресить в памяти (и в теле) счастливые мгновения: незабываемую юношескую любовь, роскошный пейзаж, оперу Моцарта, ресторан в памятный вечер… Все эти воспоминания о полноте бытия, разделенной с друзьями и любимыми, говорят нам, что исполнение желаний возможно, что мы можем достичь великой радости, если будем действовать и делать верный выбор.

М. А.: Книги, безусловно, помогают лучше понимать себя. Звучит привлекательно: делать верный выбор. Но где точка отсчета правильного? Мораль? Любовь? Честь? А если они противоречат друг другу? Вся великая литература в какой-то мере об этом.

Ее персонажи и создатели не были «личностями, живущими в согласии с собой и другими». И именно поэтому были написаны «Федра», «Антигона», «Царь Эдип», «Король Лир»…

Например, Эдип совершил огромную ошибку, когда убежал от приемных родителей: выбирая свободно и из лучших побуждений, он сделал «неправильный» выбор.

«Да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливое тщеславие, за жажду обладать и господствовать! — восклицает Кант. — Без них все превосходные задатки человечества остались бы неразвитыми. Человек хочет согласия, но природа… желает раздора».

Об эксперте

Роберт Мизрахи — философ, заслуженный профессор философии в университете Paris I.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.