Техника «Дублирование»: как научиться понимать других?

Содержание

Швейные термины – азбука шитья от А. Корфиати

Техника «Дублирование»: как научиться понимать других?

Для того, чтобы понимать о чем говорят профессиональные портнихи, рекомендуем вам изучить словарь швейных терминов. Мы постарались не только дать толкование самых распространенных из швейных терминов, но и наглядно продемонстрировать как выполняется та или иная швейная операция.

Американская пройма

Очень открытая пройма, моделируется за счет уменьшения длины плеча. Часто используется в летних платьях, блузках, жилетах.

Американская пройма

Английская булавка

Швейный инструмент для скрепления в виде скрученной проволоки с острым концом, запирающимся внутрь.

Английская булавка

Баска

Волан, выкроенный по косой нити, пришивается по линии талии платья или блузки, также применяется в женских куртках и пиджаках.

Баска

Бейка (Косая бейка)

Деталь для отделки одежды в виде полоски материала, соединенной с изделием (деталью) по двум продольным сторонам. Бывает разного цвета и обычно используется для обработки припусков швов и отделки изделий.

Бейка (Косая бейка)

Блочка

Фасонная, как правило, металлическая втулка, предназначенная для упрочнения краёв отверстий кожгалантерейных, швейных и обувных изделий (швейная фурнитура — азбука шитья).

Блочка

Выкроить детали изделия

Вырезание деталей швейного изделия по намеченным контурам, с прибавками на швы. Как правило, прибавки составляют по краям изделия — 1,5 см, по низу — 4 см.

Выметать детали изделия (иногда  — чисто выметать)

Временное ниточное закрепление краёв деталей для сохранения формы с переокантовкой шва на внутреннюю сторону изделия. Применяется при обработке горловины, пройм платья, клапанов карманов пиджака, поясов и т. п.

Как выполнить:

Детали стачать, отвернуть на лицевую сторону, шов переокантовать на изнаночную сторону изделия (Рис. 2). При помощи наметочных стежков закрепить детали (Рис. 3-4). Проутюжить детали, удалить наметку (Рис. 5). Рис. 6 — готовый вид изделия с изнаночной и лицевой сторон.

Рис. 1. Выметать детали

Рис. 2. Выметать детали

Рис. 3. Чисто выметать

Рис. 4. Чисто выметать

Рис. 5. Чисто выметать (продолжение)

Рис. 6. Чисто выметать (продолжение)

Гульфик

Деталь швейного изделия для обработки застежки брюк, предназначенная для петель, молнии, кнопок, текстильной застёжки.

Гульфик

Двубортный

Изделие, имеющее увеличенную по ширине бортовую застежку и по одному ряду пуговиц на обеих бортах.

Двубортный

Декорировать

Украшать изделие при помощи любой швейной фурнитуры — стразов,  беек, пуговиц, вышивки и т. п.

Декорировать

Долевая нить

Это нить основы ткани. Поперечная ей нить называется уток. Как определить долевую нить.

Драпировка

Укладывание материала в свободно лежащие или падающие мягкие складки с их последующим закреплением.

Драпировка

Дублирование деталей

Соединение по поверхности двух или более деталей путем склеивания при помощи утюжки — дублирование

Закрепление среза детали клеевое

Проклеивание среза детали для предохранения его от осыпания.

Запах

Заход одной полы одежды на другую. Обычно применяется при пошиве юбок и платьев, отрезных по талии.

ЗапАх

Защипы

Элемент декорирования платьев, рубашек, блузок. Для этого на ткани размечают линии для защипов, в этом месте складывают ткань изнанкой к изнанке и по лицевой стороне прокладывают строчку точно в край сгиба. Получается своего рода рубчик.

Другой вариант защипа – строчка двойной иглой по плоско разложенной ткани с подкладыванием под ткань с изнаночной стороны тоненького шнурочка.

В этом случае шнурок прихватится с изнанки за счет зигзагообразной строчки, а на лицевой стороне между двумя строчками появится объемность.

Защипы

Застрачивание шва

Стандартизированный, технологический термин, обозначающий прокладывание строчки (обычно с изнаночной стороны) для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, вытачек, защипов и др.

Заутюживание шва

Технологический термин, обозначающий укладывание припусков ткани на шов, складку или подогнутого края детали на одну сторону и закрепление их в этом положении с помощью утюга.

Изнанка

Оборотная, внутренняя (или нижняя), нелицевая сторона одежды, ткани и пр.

Кайма

Цветная полоса, обрамляющая края какого-либо изделия, например, шали, низа платья и пр.

Кант

Узкая цветная полоска, оторочка по краю или шву одежды. Выкраивается по косой нити ткани, пришивается к изделию так, чтобы выступающая ширина канта не превышала 2-3 мм. Иногда в него продергивают шнурок. Используется для отделки блузок, платьев, форменной одежды.

Клапан

Деталь кармана,  являющаяся элементом декоративного оформления изделия, которая, как правило, вшивается в разрез кармана под обтачку. Обычно применяется при пошиве пиджаков, пальто.

Клапан кармана

Клеевая кромка

Узкая полоска шириной от 6 до 14 мм, которую получают при разрезании кромочной ткани на рулонно-резальной машине. Используется для прокладывания в борта, по низу, пройме, шлице и в других местах и деталях одежды для предохранения их от растяжения.

Кокетка

Деталь верхней части переда, спинки, рукава, а также юбки и брюк.

Кокетка

Крой

Детали изделия и их части, полученные в результате раскроя (швейные термины — азбука шитья).

Липучка

Текстильная застёжка, одна сторона которой имеет мини-крючочки, а вторая — ворсистая. Используется при производстве курток, сумок, обуви.

Липучка

Лиф

Часть женского платья, охватывающая грудь и спину.

Лиф

Макси-юбка

Расширенная книзу юбка, доходящая до щиколоток или до пола.

Юбка макси

Матросский воротник

Съемный отложной синий воротник с белыми полосками.

Воротник матроска

Намётывание

Технологический термин обозначающий временное соединение деталей при накладывании их одна на другую и прокладывание соединительных стежков по намеченным линиям. Наметывание может быть выполнено вручную или на специальной машине.

Нитки

Крученые изделия, вырабатываемые из хлопчатобумажной, льняной, шерстяной пряжи, натурального шелка, химических волокон и нитей. Скручивание концов пряжи или нитей производится на крутильных машинах и может быть выполнено в три, шесть, девять и двенадцать сложений (концов).

Нитки разделены на классы — швейные, вязальные и т.д.; по цвету: белые, черные и цветные, с матовой и глянцевой отделками, а также неотделанные — суровые. В зависимости от толщины нитки делят по торговым номерам: чем тоньше нитки, тем выше их номер (например, хлопчатобумажные нитки имеют номера от 80 до 10).

Характеристикой толщины является линейная плотность в тексах.

Обметывание детали

Обработка среза детали для предохранения от осыпания. Обычно выполняется на оверлоке или швом зиг-заг.

Обтачка

Деталь швейного изделия для обработки срезов (например, обтачка карманов или горловины платья); для обтачки берут основной материал и дублируют его термотканью. Ширина обтачек, как правило, составляет 3-4 см.

Обтачка горловины

Обхват

Периметр какой-либо части тела человека, измеренный с помощью гибкой сантиметровой ленты. Обхваты — размерная характеристика (признак) тела человека, который используется для конструирования одежды. Измеряются обхваты в поперечных плоскостях, при измерениях сантиметровая лента должна плотно прилегать к телу, не деформируя его.

Как снять мерки

Оверлок

Вид швейной машины для обметывания срезов текстильных материалов при изготовлении одежды или других швейных изделий.

Однобортный

Об изделии, имеющем центральную бортовую застежку с одним рядом пуговиц и, соответственно, одним рядом петель (например, однобортный пиджак).

Однобортный

Окантовка припусков детали

Обработка среза детали косой тесьмой для отделки или предохранения от осыпания.

Окантовка

Отлёт воротника

Отгибающаяся часть воротника, вшивается в воротник-стойку.

Отлет воротника

Отпаривание швейного изделия

Обработка изделия паром при помощи утюга или парогенератора.

Основа и уток

Две системы нитей, образующие ткань. Основа — нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Уток — нити, расположенные перпендикулярно основе.

В результате последовательного переплетения нитей основы и утка на ткацком станке вырабатывается ткань.

Основа перед ткачеством подвергается шлихтованию — дополнительной обработке клеевыми веществами для придания ей большей гладкости и увеличения прочности.

Отстрочить деталь изделия (по краю)

Проложить машинную строчку по краю изделия, предварительно выметав детали.

Пата

Деталь швейного изделия для его декоративного оформления, настроченная или втачанная одним концом в шов.

Швейные термины — пата

Петля

Петля — это навесная или прорезная деталь швейного изделия (пальто, платья, блузки, брюк и т. д.), предназначенная для застёгивания.

Петли для пуговиц

Плянка

Деталь швейного изделия в виде полоски материала для обработки и декоративного оформления застежки.

Планка

Погон

Деталь швейного изделия, вшитого в плечо изделия для его декоративного оформления.

Швейные термины — погон

Подборт

Деталь швейного изделия для обработки краёв переда и лацкана пиджака или пальто.

Подборт

Подкладка

Деталь или узел швейного изделия для оформления изнаночной стороны. Применяется на пальто, пиджаках, мешковинах карманов, мужских брюках и т. п.

Поло

Спортивная рубашка, майка, тенниска, с мягким воротником и застежкой до середины груди, бывает как с длинными так и с короткими рукавами.

Футболка поло

Примётывание

Временное ниточное соединение мелких деталей швейного изделия с крупными. Приметывают карманы, кокетки, шлевки и т. п.

Притачивание

Ниточное соединение мелких деталей с крупными при помощи швов на швейной машине.

Приутюживание шва

Уменьшение толщины шва, сгиба или края детали посредством утюга и тепловой обработки.

Припосаживание деталей изделия

Уменьшение размерных признаков длины изделия путем прострачивания по краю, стягивания нижних нитей и влажной утюжки.  Обычно — припосаживают окат рукава.

Рис. 1. Припосаживание изделий

Рис. 2. Припосаживание изделий- строчка

Рис. 3. Припосаживание изделий — две строчки

Рис. 4. Стягивание нижней нити

Рис. 5. Утюжка и отпаривание

Рис. 6. Уменьшенный размерный признак детали

Проклеевание шва

Нанесение клея на края детали в области шва с последующим приклеиванием полоски материала или тесьмы. Применяется при пошиве изделий из кожи.

Разутюживание детали или шва

Технологический термин, обозначающий раскладывание припусков ткани на шов или складку на две противоположные стороны и закрепление их в этом положении посредством тепловой обработки.

Разутюживание

Расклёшить

Увеличить ширину изделия книзу. обычно применяется в юбках, платьях, пальто, брюках.

Расклешить

Реглан

Покрой рукава, у которого рукав переходит в плечо и составляет одно целое. Очень прост в шитье, применяется в пальто, пиджаках, платьях, блузках.

Рукав реглан

Рельефные швы

Швы, имеющие соединительное и декоративное значение, выполненные с вытачками и без них. Могут отстрачиваться декоративной строчкой. Применяются при пошиве пиджаков, блузок, платьев, изделий из кожи и т. п.

Рельефные швы

Рюш

Полоска ткани, выкроенная по косой или поперечной нити, по середине собранная в сборку или заложенная в складки. Применяется при отделке платьев, блузок и т.п.

Рюши

Смётывание деталей

Временное ниточное соединение двух или более деталей швейного изделия.

Стачивание деталей

Ниточное соединение деталей швейного изделия на швейной машине по совмещённым краям.

Стойка воротника

Вертикально расположенная часть воротника, обычно высотой от 2,5 до 4 см, вшивается в горловину изделия.

Воротник стойка

Страз

Искусственный драгоценный камень. Применяется для декорирования верхней одежды посредством пришивания и приклеивания утюгом.

Сутаж

Вид тонкой тесьмы, служащей для отделки одежды. Выпускается различных цветов. Применяется при отделке платьев, юлузок , поясов и т. п.

Сутаж

Уток

Нити, расположенные перпендикулярно основе (долевой нити).

Фурнитура

Вспомогательные материалы для шитья. Обычно — употребляется понятие швейная фурнитура. Включает пуговицы, кнопки, крючки, блочки, пряжки, застежки-молнии, текстильные застежки, пряжки для поясов.

Шлёвка

Деталь, предназначенная для продевания в неё и удержания другой детали, обычно пояса, погонов и т. п.

Шлевка

  • Расчет ткани на изделие
  • Как сшить жилет
  • Выкройка халата
  • Модные пиджаки

Источник: https://korfiati.ru/2013/04/shveynyie-terminyi-azbuka-shitya/

Дублирование деталей одежды | Творческая мастерская Ангел А

Техника «Дублирование»: как научиться понимать других?

Добрый день, всем заглянувшим на мой сайт, на котором я делюсь всем, что «нашито непосильным трудом».
Сегодня мы разговариваем  о дублировании деталей  при шитье одежды. Постараюсь рассказать обо всех правилах,  фишках и тонкостях, которые мне известны.

Мы будем вспоминать правила термофиксации, то есть  дублирование одежды клеевыми методами.  Бесклеевое дублирование – это большая сложная тема, в которой я точно не специалист.

 Мои «респект и глубокая  уважуха» технологией владеющим.
Нам же, чтобы шить достойно, вполне достаточно знать правила обращения с клеевыми прикладами.

   Тем более, что  выбор термопластичных материалов на рынке (дублерины, флизелины) –на любой вкус и кошелёк.

Термоклеевые прокладочные материалы

Не претендую на полный обзор, но пробегусь по основным позициям, которыми пользуюсь сама.

  1. Дублерин — это обычная ткань, на одну сторону которой нанесён слой клея. Различаются дублерины плотностью, составом основы, растяжимостью, а также характером нанесения клеевого покрытия (высотой и частотой клеевых точек). Я пользуюсь в основном дублеринами : -воротничковым, не слишком плотным- тонким и растяжимым на трикотажной основе. Это приклад номер один в моей мастерской. Незаметен, пластичен, не портит свойств основы, и в то же время помогает держать форму. Улучшает вид самой неказистой материи.  Шифоновый дублерин от Hensel — это главный мой помощник.  Дорогой, но стоит своих денег.- с основой типа марлевки. Покупаю тоже Германского производства, он дешевле трикотажного и плотнее. Укрепляю детали пальто, иногда- борта жакетов. дублерин на трикотажной шифоновой основе Hensel дублерин на хлопковой основе воротничковый дублерин Hensel
  2. Флизелин — это нетканый прокладочный материал с клеевым покрытием. Бывает разной толщины и плотности. Нитепрошивной и простой. Я использую флизелины редко,  в основном в планках рубашек или плательных воротничках, да и то — предпочитаю дублерин на шифоновой основе. Флизелин выберу, если изделие шью из недорогой ткани.  Покупаю только нитепрошивной  тонкий.

    Флизелиновые кромки. Бывают нитепрошивные и простые. Применение: дублирование срезов, швов.

  3. Отличный материал, удобный, но дорогой. Я в целях экономии нарезаю полоски нужной ширины сама из тех материалов, что есть под рукой.
  4. Клеевые корсажные ленты. Это материал для изготовления поясов. Выпускается разной ширины, одинарные или двойные, с перфорацией по краю, что облегачает разметку и позволяет пояс сделать идеально ровным.
  5. Клеевые паутинки и сеточки. Это просто слой клея, без основы. Убивают пластику ткани напрочь, делая деталь «деревянной».   Не покупайте и не применяйте их никогда. Если они все ещё присутствуют в вашей мастерской, то найдите и выбросьте, чтобы не дай б-г куда-либо не приклеить.
    корсажная клеевая лента флизелин тонкий нитепрошивной флизелин

Самый обычный вопрос, который возникает при дублировании: какие детали дублировать?  Тонкостей здесь тьма, и одну и ту же деталь в одном случае мы дублировать будем, а в другом -нет. Чтобы понимать ЧТО укреплять, нужно понимать ЗАЧЕМ. Это как в любой задачке: когда понимаешь суть процесса, то запоминать алгоритм решения не нужно,  — ты сам выстроишь его наилучшим образом без подсказок.

Зачем дублировать детали верхней одежды

  1. Чтобы придать форму изделию  (пальто, жакеты).    Как говорит изумительный мастер (и моя подруга)  Светлана (Мило): «Проклеенная рубашка –это плащик, а непроклееный пиджак – это рубашка» .
  2. Сохранить форму (фасон) одежды в процессе эксплуатации (пальто, жакеты).

  3. Предохранить срезы от растяжения (карманы, низы, проймы, горловина)
  4. придавать тканям стойкость к сминанию (воротнички, манжеты)
  5. повысить упругость в местах постоянного деформирования (воротнички).Итак, дублируем для красоты, надежности и долговечности.

    Иллюстрации из учебника «Основы технологии швейного производства» , 2001г. автор Труханова А.Т.

Какие детали одежды нужно дублировать

  • В верхней одежде дублируют полностью: полочки, подборта, верхний воротник, подворотник, клапаны, листочки. Наша  цель — придать  и сохранить форму.
  • Зональное (частичное) дублирование: борта полочек, боковые части полочек, входы в карман, шлицы . Это дополнительная жесткость для придания формы и предотвращения растяжения.
  • Дублирование срезов от растяжения:  низ изделия, низ рукавов, срезы пройм, горловины, вход в карманы.  На этом этапе «включите» ваше чутьё. Данный пункт нельзя применять «прямо и в лоб». В пальто и жакетах однозначно -да, укрепляем срезы дополнительно. Но в платьях -не всегда. Вам нужно прочувствовать — стоит ли утяжелять низы, стоит ли уменьшать пластичность срезов и  увеличивать толщину швов.
  •  Дублирование производят до стачивания деталей.
  • Направление долевых основной ткани и термофиксирующих прокладок должны совпадать.
  • как правило, детали из прокладки выкраивают без припусков на швы, точно по размеру лекала.Наглядные схемы дублирования деталей одежды:Давайте остановимся на этих  общих правилах и не будем запутываться в исключениях. Ибо дублерины нынче выпускают в таком чудесном ассортименте, что не во всяком сыщешь долевую. дублирование полочки жакета дублирование женского жакета фронтальное дублирование полочки жакета, зональное дублирование входа в карман, дополнительное дублирование низа и шлицы жакета.

Хитрости и тонкости дублирования. Мой опыт

  • Детали из термоприклада выкраиваю без припусков на шов, точно по лекалам. Но стачивающую строчку прокладываю так, чтобы дублерин на 1 мм попал в шов.  Исключение : воротники и манжеты.
  • Дублирую детали после  примерки, а не до. Вначале уточняю форму, пропорции  и размер изделия, которые устраивают меня и заказчика, затем распарываю, корректирую, и лишь затем укрепляю детали прокладками.
  • делаю несколько тестов на кусочках материи разными видами термодублеринов. Выбираю лучший.
  • Под застежки (петли, пуговицы, молнии)  материал дублирую всегда, по умолчанию.
  • Обтачки дублирую всегда (кроме косых беек, разумеется), предпочитаю тонкие трикотажные дублерины.
  • В рубашках и блузках: планки, воротники, манжеты
  • в платьях: обтачки, мелкие детали (манжеты, клапаны), воротники, застёжки.
  • в трикотаже: иногда слишком растяжимые срезы. Плечевые -часто.  В зависимости от свойств трикотажа и того, что я хочу получить от изделия.
  • в брюках и юбках: пояс. В юбках -щлицу.
  • вход в карманы (кроме накладных) от растяжения кромкой «по долевой»
  • Жалею утюг: клей с тонких дублеринов может проникать наружу. Использую тонкий сухой проутюжильник, кладу его одной и той же стороной вверх и часто стираю.
  • Утюгом не нужно «возить» по поверхности. Поставить на поверхность, надавить и считать про себя до 10 секунд. Затем переставить утюг на следующий дублируемый участок.
  • Не нужно стирать и мочить клеевые дублерины. Это совершенно бесполезное занятие в реалиях наших дней.  Производители научились делать потрясающие по своим качествам прикладные материалы, и тема их усадки ушла в далекое прошлое. Ещё раз: в моей практике я ни разу не встречалась с усадкой клеевых дублеринов.
  • покупаю дулерины только на натуральной основе — хлопковой, вискозной.
  • Не нужно экономить на прикладе.  Некачественные, кондовые клеевые способны «убить» весь внешний вид изделия, а вашу работу свести «на нет» после первой же стирки.   Я давно взяла за правило покупать немецкие хорошие термоприклады, чаще – на трикотажной тонкой основе.  Дорогие они сейчас, это да. Не выкидываю межлекальные выпады, а собираю их в мешочек,  — они потом всегда пригождаются для зонального дублирования или для фиксации осыпающихся краев.
  • Хотите шить хорошо? Никогда не применяйте клеевые паутинки и сеточки. Точка.
  • Для меня открытым остается вопрос — пользоваться ли паром в процессе дублирования. Раньше я пользовалась пром и влажным проутюжильником, но после беседы со специалистом Hensel, которая отвергла пар категорически, я практикую дублирование без пара.  Разница неочевидна, сравнение и опыты продолжаю.

Ваше мнение может не совпадать с мнением редакции в моём лице, и это нормально.

дублирование верхней манжеты дублирование воротника и стойки укрепление выреза горловины на осыпающейся тонкой шерсти

Не так давно мне крупно повезло побывать на складе, побеседовать, и даже записать шикарные  советы  ведущего менеджера торгующей фирмы Хензель (Hensel). Киевляне, вам за богатствами термоприкладов сюда:  г. Киев, ул. Горького, 16 (не реклама).
Все специалисты дилерского центра проходят обучение в Германии,  поэтому эти  советы – непосредственно от производителя, что весьма ценно.

Правила дублирования от Hensel

  1. Выдержать направления  долевых нитей  и в ткани, и в дублерине.
  2. Дублируйте на жёсткой поверхности
  3. Продублированная деталь  должна застыть. Для этого нужно оставить её на жёсткой поверхности на 15 минут.
  4. Если вы выдержали режимы дублирования вначале,  то после этого возможны  любые паровые операции, химчистки, — всё что угодно.

  5. На одну и ту же ткань пробуйте  разные дублирующие материалы. Подбирать правильный дублерин нужно методом испытания.  Попробуйте на кусочке: устраивает ли вас такая плотность и жесткость? Или нужна деталь более пластичная?
  6. Производители предлагают разные термодублерины.

    Обратите внимание на клеевой слой:  крупные точки, мелкозернистые, точка с высокой головкой, конусные точки – все материалы разные и предназначаются для разных тканей.

  7. Рыхлые ткани: выбираем редкую точку,  но высокую. Клеевая капелька  попадает в волокна материи, проникает и  фиксируется. Если взять мелкозернистую точку, то она только зацепит верхние ворсинки и не закрепится надежно.

  8. Вопрос:  — что делать, если нужно оторвать дублерин?
    Ответ: — обдать паром, размягчить, отодрать, а затем клей счистить спиртом.
  9. Дублируем в течение 16 секунд или 20 секунд, — для разных видов дублерина. Время нужно выдержать!
  10. Не пользуйтесь паром! Только сухой горячий утюг.

  11. Вопрос:  — Как дублировать воротнички и манжеты? Ответ:  — для воротничков условия дублирования  очень жёсткие. На фабриках по производству  сорочек установлены  специальные  прессы –тиски. Что можно сделать в условиях маленькой мастерской без специальной техники: Поверхность должна быть абсолютно ровная и жёсткая. Гладильная доска не подходит, лучше обеденный стол.

      Утюг нужно взять тяжёлый. Надавить на 25 секунд всем своим весом. Проследите, чтобы не «палил» утюг.

    Да, не всякая материя выдержит,  и за 25-30 секунд может произойти опаливание ткани. Подложите  тонкую бумагу на дублирующий слой.  Никакого пара!

  12. Для изготовления поясов удобны специальные ленточные дублерины.  Одинарные – для мужских, потому что в них используется  корсажная лента. И  двойные женские.

Я благодарю менеджера Ирину за потрясающую экскурсию по складу, очень жалею, что поздно включила диктофон и не взяла с собой фотоаппарат.  Ухожу с сумкой, полной свертков и кулёчков. Дублирую воротнички теперь по всем правилам.

Если честно, то после разговора со «специально обученным человеком» я пребывала в некотором удивлении. Столько нового для себя узнала,  будто перезагрузку прошла.  Паром не пользуюсь теперь, давлю на утюг на  столе, покрытым сукном  и считаю до 16 секунд.  Результатами довольна, как слон!

Источник: http://angel-a-dress.ru/texniki-shitya/dublirovanie-detalej-odezhdy

10 упражнений для развития эмпатии

Техника «Дублирование»: как научиться понимать других?

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии.

Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь.

Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение.

Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

  1. Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
  2. Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
  3. Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
  4. Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

2. Распознавание эмоций и мыслей

Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую…», за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

Примеры:

  • Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
  • Я прихожу в восторг, когда рисую.
  • Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

Итоги упражнения:

  • Какая разница между мыслью и ощущением?

Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

3. Создание предложений

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

«Я чувствую __, потому что ___».

Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.

Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.

  • Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

  • Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

  1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
  2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
  3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
  4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
  5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.

Итоги упражнения:

  • Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
  • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

4. Перестановка ролей

Описание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

Ответьте на вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Каков ваш возраст?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Куда вы ездили в отпуск?
  5. Что вы больше всего любите?
  6. Что вас больше всего печалит?
  7. Что вас приводит в восторг?
  8. В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
  9. Чего вы боитесь?
  10. На что или на кого вы чаще всего надеетесь?

Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.

Итоги упражнения:

  • Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
  • Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?

5. Дублирование

Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

Пример:

Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

Итоги упражнения:

После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

  1. Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
  2. Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
  3. Что было самым сложным?
  4. Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
  5. Как это упражнение помогло мне узнать человека?

6. Эмпатичное слушание

Описание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер.

Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом.

Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты.

Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом.

Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.

Итоги упражнения:

  1. Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
  2. Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
  3. Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?

7. Становление другим человеком

Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:

  1. Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
  2. Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
  3. После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.

Итоги упражнения:

  1. Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
  2. Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
  3. Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
  4. Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

8. Понимание истории

Описание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.

  1. Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
  2. Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
  3. Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.

Например:

  1. Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
  2. Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
  3. Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.

Итоги упражнения:

  1. Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
  2. Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.

9. Воображение эмоций исторических персонажей

Описание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.

Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.

Итоги упражнения:

  1. Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
  2. Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?

10. Эмпатия и злость

Описание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

Пример:

Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».

Итоги упражнения:

  1. Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
  2. Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
  3. Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
  4. Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?
  • Психология: личность и бизнес
  • эмпатия
  • эмоциональный интеллект

Источник: https://hr-portal.ru/article/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-empatii

«Сознание заставляет нас верить, что мы уникальны»

Техника «Дублирование»: как научиться понимать других?

Сознание – это иллюзия, убежден психолог Николас Хамфри. Но именно благодаря этой иллюзии мы можем понимать друг друга, создавать шедевры искусства и сложные научные теории.

Подготовил Антон Солдатов 

ФОТО Getty Images 

В ноябре 2015 года британский психолог Николас Хамфри (Nicholas Humphrey) выступил в Москве с лекцией «Изобретение сознания». Перед началом лекции, организованной Московским центром исследования сознания1, он поделился с Psychologies своими представлениями о том, каким образом у нас возникло сознание и в чем его появление кардинально изменило нашу жизнь.

1. Сознание – продукт человеческой эволюции

Самое простое определение сознания – это состояние ума, к которому мы имеем интроспективный доступ (то есть можем отследить его с помощью самонаблюдения). Я предполагаю, что эта способность развилась в определенный момент эволюции.

Наш мозг обучился не реагировать на внешние стимулы непосредственно, а сохранять в виртуальном (воображаемом) режиме знания о том, как он реагировал бы в той или иной ситуации.

В результате в мозге сформировался внутренний наблюдатель, способный отслеживать не только то, что происходит с нами, но и наши собственные реакции и мысли по поводу происходящего.

Чем больше реакций стало происходить в таком опосредованном, виртуальном режиме, тем сложнее становилась наша внутренняя жизнь, скрытая от постороннего наблюдателя. В этом смысле мы единственные существа, которые наделены сознанием.

« задача наших лекций – развить у слушателей способность критически мыслить, – полагает содиректор Московского центра изучения сознания, кандидат философских наук Дмитрий Волков. – Это очень важно не только для ученых и философов, но и для любого человека.

За последние несколько лет нам удалось организовать выступления в Москве известных ученых и философов, которые занимаются тайной сознания. Среди них Дэниел Дэннет, Джон Серль, а теперь и Николас Хамфри. Мы очень надеемся, что состоится приезд Дэвида Чалмерса, одного из самых высокооплачиваемых и востребованных философов в мире.

Именно он сформулировал так называемую «трудную проблему» сознания».

2. Благодаря сознанию мы можем понимать других

Наблюдение за работой собственного ума позволяет нам понять, как он работает. Мы можем предсказывать, как он поведет себя. И самое важное – если мы можем создать эту модель разума, мы можем применить ее и к другим людям.

То есть если я знаю, как работает мой разум, я могу делать предположения о том, как работает разум другого человека. В психологии это называется «теория разума». Самая важная часть нашей жизни – это другие люди.

Поэтому для нас особенно важно понимать их мотивации, чувства, отношение к нам и предвидеть, что они будут делать.

пройдите тесты

Слышите ли вы сигналы бессознательного?

3. загадка сознания – наши ощущения реальности

Наш мозг наполнен не просто мыслями, но и субъективными ощущениями. Философы называют эти ощущения латинским словом «квалиа» (qualia, мн. ч. от quale – «какого сорта/рода»). Квалиа – это качественные аспекты опыта: например, как мы ощущаем соленость или красноту.

Мы не можем получить точное представление о чужом субъективном опыте. Философ Томас Нагель (Thomas Nagel) описал это в виде вопроса «Каково это – быть летучей мышью?» Мы не получим ответа на этот вопрос, даже если узнаем все о работе ее мозга.

Поэтому австралийский философ Дэвид Чалмерс (David Chalmers) назвал вопрос о природе квалиа «трудной проблемой» сознания.

читайте также

Клиническая смерть: сознание продолжает жить

4. Объяснить природу сознания сложнее, чем изучить работу мозга

Похоже, что квалиа не являются необходимыми для существования разума. Много лет назад я открыл такое явление, как слепое зрение. В лаборатории мы наблюдали обезьяну, у которой был поврежден участок задней коры головного мозга. Обезьяна была совершенно слепой.

Но я заметил очень странную особенность ее поведения: она могла видеть, но не знала этого. Она могла ориентироваться в пространстве, и со временем это получалось у нее все лучше и лучше. Но у нее не было никакого ощущения зрения.

Если перевести на язык философии: у нее не существовало никакого квалиа, но это не мешало ей получать информацию о мире.

читайте такжеУильям Джеймс, осознавший сознание

5. Сознание дает нам чувство ценности нашей жизни

Прежде всего, сознание – это иллюзия. Это не значит, что его не существует. Я люблю проводить аналогию с невозможным треугольником Пенроуза. Его существование противоречит законам физики, но мы можем представить и даже нарисовать его. Сознание – это магическое представление, которое создается мозгом.

Но для чего? Мой друг, философ Дэниел Дэннет (Daniel Dennett) утверждает, что квалиа никак не влияют на внешний мир. Я думаю, что квалиа являются скорее произведением искусства. Они зачаровывают мир, в котором мы живем. Благодаря квалиа мы ощущаем собственную важность и ценность.

Мы придаем огромное значение своим переживаниям, ощущениям, своему уникальному опыту. Именно это позволяет нам «вкладывать душу» в то, что мы делаем. Идея, что у каждого из нас есть душа, преобразила все человеческое общество. Каждый из нас создает собственную Вселенную, «пространство души».

Главный двигатель наших свершений – в сознании нашей собственной исключительности.

Николас Хамфри – британский психолог, философ, автор множества статей и книг, в том числе недавно переведенной на русский язык книги «Сознание – пыльца души» (Карьера Пресс, 2014).

1Московский центр исследования сознания (МЦИС) при философском факультете МГУ основан в 2009 году Дмитрием Волковым, сооснователем международного инвестиционного холдинга SDVentures, и Вадимом Васильевым, доктором философских наук, заведующим кафедрой истории зарубежной философии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Источник: https://archive.ph/tvC61

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.