Типы отношений +в семье

Содержание

Типы семейных отношений

Типы отношений +в семье

Лев Толстой считал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Не оспаривая мнение великого писателя, давайте попробуем разобраться, какие типы семейных отношений вообще существуют и какие из них можно назвать гармоничными.

Ведь именно гармония между супругами, детьми и другими членами семьи – это путь к семейному счастью.

Если окинуть взглядом недавнее прошлое и настоящее, то можно увидеть, что сегодня в нашей стране на семейном поприще мирно сосуществуют 3 исторически сложившихся типа семейных отношений.

Традиционная семья

Она строится по принципам Домостроя: муж – глава семьи, жена – хозяйка дома. обязанность мужчины в традиционной семье – создать материальную базу для безбедного семейного существования.

Женщина в традиционной семье, как правило, не работает, а если работает, то не в ущерб семье, потому что главная ее задача – обеспечить уют и чистоту в доме, заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство. Нередко традиционная семья состоит из нескольких поколений: молодых супругов, родителей, а иногда еще и бабушек-дедушек.

Хотя сейчас чаще молодые супруги, оставаясь в рамках традиционной семьи, стремятся жить отдельно. Что, однако, не умаляет авторитета старших и не мешает молодым придерживаться домостроевских принципов.

Классическая советская семья

В современной социологии такую семью нередко называют эксплуататорской. Оба супруга в такой семье работают и вносят примерно одинаковый вклад в материальное обеспечение, но домашние обязанности лежат в основном на плечах женщины.

Муж иногда «помогает по хозяйству», но ответственность за чистоту и уют, приготовление пищи и даже воспитание детей несет жена. В советской семье на одной территории также может проживать несколько поколений, но авторитет старшего поколения в ней не такой непререкаемый, как в традиционной.

И позиция главы семьи не всегда занята мужчиной.

Эгалитарная семья

Этот тип семейных отношений основан на принципах равенства между супругами. Мужчина и женщина равно задействованы в общественных отношениях, каждый вносит свой вклад в обеспечение материального благополучия.

В такой семье нет априори «мужских» и «женских» домашних обязанностей, их распределение обсуждается и может меняться в зависимости от личных склонностей и жизненных обстоятельств.

Такая «универсальность» позволяет семье быть гибкой, сохранять стабильность в меняющихся условиях, а супругам – испытывать друг к другу уважение и не терять эмоциональной близости с течением лет.

Если говорить о гармоничности отношений, то в современных условиях больше шансов прийти к семейному счастью у супругов, придерживающихся принципа равенства.

Традиционные семьи также могут быть вполне счастливыми, хотя им придется выдерживать натиск времени – в современном мире не существует безусловных авторитетов, и основа семейных отношения сейчас другая, чем 100 или 200 лет назад, как бы этому не сопротивлялись сторонники Домостроя.

Наименее гармоничны из рассмотренных типов классические советские семьи, поскольку эксплуатация одного из супругов не может сделать счастливым другого. Не стоит путать удобство и счастье. А семья, где оба супруга несчастны, вряд ли вырастит счаст­ливых детей.

С точки зрения психологии

Психологи, вслед за Львом Толстым, мало говорят о счастливых семьях, сосредоточив свое внимание на дисгар­моничных супружеских отношениях.

Гармоничной семьей принято считать семью, где существуют условия для творческого развития и личностного роста каждого из ее членов, семью, которая не замыкается в себе, а открыта для контактов с со­циумом, принимает активное участие в социальной жизни как цельная структура («всей семьей – на лыжные гонки») и как отдельные личности («наша бабушка – старшая по подъезду»). В гармоничной семье растут уверенные в себе дети, поскольку родительская любовь сочетается с требовательностью (по выполнению четко определенных правил поведения). Одним словом, гармоничная семья – это идеал, к которому все мы должны стремиться. Но гораздо интереснее и разнообразнее с позиции психологии рассматривать дисгар­моничные типы семей. Вот лишь некоторые из них.

Тишь да гладь

Со стороны может показаться, что отношения в такой семье близки к идеальным – в ней все проходит так спокойно и мирно. Но…

Муж и жена почти не разговаривают друг с другом, не спорят, не делятся впечатлениями… Домашние обязанности стараются выполнять педантично – чтобы не было претензий.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть за фасадом внешнего благополучия длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Постоянное сдерживание эмоций (даже из самых благих побуждений) пагубно сказывается на здоровье семьи и каждого из ее членов.

Ребенок в семье, где за видимой благожелательностью скрываются непримиримые противоречия и взаим­но негативные чувства, растет в постоянном напряжении. Он чувствует опасность, но не понимает, где ее источник. Ощущение беспомощности, страх и тревога становятся его постоянными спутниками.

Как на вулкане

В этой семье супруги постоянно выяс­няют отношения. Они ссорятся, скандалят, даже расходятся, чтобы потом вновь сойтись с искренним намерением любить друг друга без оглядки и до конца своих дней. Намерения-то искренни, но вот любить без оглядки после частых ссор не у всех получается.

Тот, кто во время ссоры перегнул палку, испытывает стыд, чувствует себя виноватым даже после примирения. И внутренне ожидает осуждения или таких же негативных слов и поступков со стороны супруга.

Все это накапливается и способствует росту напряжения в семье, которое, как правило, выливается в новую ссору.

Ребенок в такой семье в буквальном смысле живет как на вулкане. Он испытывает значительные эмоциональные перегрузки и нередко подсознательно винит себя в ссорах родителей.

Это плохо сказывается на его отношениях со сверстниками и взрослыми (воспитателями, учителями) – испытывая постоянное чувство вины, такой ребенок прояв­ляет мазохистские наклонности, неред­ко становится жертвой несправедливости, «мальчиком/девочкой для битья», объектом агрессии окружающих.

Весь мир театр

Эта семья представляет собой театр, где разыгрываются сцены счастливой семейной жизни: «Любящая мама и ее малыш», «Чуткая жена заботится об уставшем муже», «Внима­тельный муж делает сюрприз жене», «Дружная семья идет в гости» и т.д.

Все это выражается ярко, эмоционально, при этом совсем не важно, что на самом деле думают и чувствуют члены семейной труппы.

Как правило, в таких семьях один из супругов или сразу оба испытывают острую и неудов­летворенную потребность в признании, нуждаются в постоянном внимании, ждут поощрения.

Увы, дети в таких семьях, как правило, продолжают путь родителей, ведь демонстрируемые посторонним любовь и внимание к детям – наигранны, на самом деле родителям не до них.

Нередко живое общение с ребенком, интерес к его жизни родители заменяют материальными благами: множество «крутых» игрушек, специальные «обучающие и развивающие» гаджеты и программы, занятия во всевозможных кружках, лицеях и супершколах, с воспитателями и репетиторами – все это призвано замаскировать и «компен­сировать» ребенку отсутствие личного родительского участия в развитии и воспитании ребенка. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности. Ребенок растет потребителем, а вырастая нередко продолжает играть – но уже в своем «семейном театре», делая несчастными и своих детей.

Если вы обнаружили, что ваши семейные отношения чем-то похожи на описанные здесь, пока не поздно, начните их менять.

Не стесняйтесь обращаться к психологам – неразрешимых проблем нет, но найти правильное решение самостоятельно удается не всем парам, необходим объективный взгляд со стороны.

Перефразируя известное выражение, можно сказать – семьи счастливыми не рождаются, они такими становятся, если каждый член семьи искренне стремится к любви и взаимопониманию с другими. И готов ради этого работать над собой.

Счастья вам и гармонии в семейной жизни!

Источник: https://szmedia.ru/archive/Tipy-semeinyh-otnoshenii.html

Виды семейных отношений: семья в древности и в современности

Типы отношений +в семье

Семья представляет собой сложное социальное образование. В основе ее лежит брак — официально признанные отношения между мужчиной и женщиной, сопровождающиеся рождением детей и взятию за них ответственности.

Сейчас меняются взгляды на это понятие: не все хотят иметь детей, рождение ребенка может быть вне семьи, сексуальные связи до брака признаются обществом.

Исходя из такой разницы во взглядах и отсутствия единой нормы, появились различные виды семейных отношений.

Классификация

Известная американская психотерапевт Мюриэл Джеймс разделяет следующие виды семейных отношений:

  • Брак по расчету;
  • Открытый брак;
  • Романтический брак;
  • Брак-товарищество;
  • Брак по любви.
  1. Брак по расчету. Семейные отношения в этом виде помогают одному человеку с помощью другого справиться с определенными обстоятельствами. Это могут быть политические проблемы, денежные, психологические, династические. Иногда такие браки перерастают в настоящую любовь и становятся крепкими.
  2. Романтический брак. М. Джеймс считает, что такие браки основаны на страсти и влюбленности. Семейные отношения в этом случае могут основываться на этих чувствах, но не всегда переходить в стадию настоящей любви. После прохождения этапа влюбленности в этой паре часто ничего больше не остается, они жалуются, что исчезла романтика.
  3. Брак-товарищество. Семейные отношения в этом случае основаны на дружеских связях. В этом случае люди не считают романтические чувства обязательными, отсутствуют сексуальные желания по определенным причинам. Это характерно для людей в пожилом возрасте.
  4. Открытый брак. Семейные отношения в этом виде исключают понятие «измена». Они нормально относятся к разнообразию сексуальных связей вне семьи, при этом разделяя настоящие чувства в их паре и страсть, которая возникает к другим людям.
  5. Брак по любви. Семейные отношения в этом случае основываются на взаимной заинтересованности друг в друге. Брак состоит из всплесков страсти, чувственных переживаний, общих интересов, крепкой дружбы. Создается единство людей, но не исключается возможность уединения.

В праве по содержанию семейные отношения бывают личными неимущественными и имущественными. По субъектному составу семейные отношения подразделяются на:

  • Супружеские;
  • Родительские;
  • Между остальными членами семьи.

Различают гармонические и негармонические типы семейных отношений. К первым относится традиционная, партнерская и гармоническая семья. Пример негармонического типа семейных отношений – семья третий лишний («чайлдфри»). В этом случае пара принципиально не хочет иметь детей. Подробно о психологии семейных отношений и разрешении конфликтов читайте в этой статье.

Семья в древности

В древности на ранних этапах развития общества половые связи носили беспорядочный характер. Когда появилось понятие «род», образовался групповой брак, где каждый представитель мужского пола считался супругом всех женщин. После образовалась групповая семья, где девушки имели особое положение.

Появление многомужества связано с тем, что в древности дикари убивали новорожденных девочек. Право на ребенка было за матерью, отцовство не могли определить. Многоженство связано с войнами. Мужчины погибали в сражениях, поэтому оставшиеся брали под покровительство нескольких женщин.

Правитель Вавилона Хаммурапи за несколько столетий до нашей эры утвердил моногамию, тем самым закрепив неравенство женщин и мужчин. Мужчина стал главным и передавал по наследству собственность наследникам по крови. Женщина должна строго соблюдать верность, измены с ее стороны наказывались. Мужчины могли иметь несколько наложниц.

Семья в христианстве

В христианстве обращают внимание на три аспекта взаимоотношений:

  1. Ухаживание;
  2. Смешанные браки;
  3. Взаимоотношение между членами семьи.
  • В период ухаживания важно сохранять чистоту и вести целомудренный образ жизни. Партнера для будущих семейных отношений в христианстве нужно подбирать со схожими взглядами. Если человек не уважает выбор сохранения чистоты до свадьбы – лучше прекратить встречи. В христианстве считается, что без этого принципа нельзя создать крепкую семью.
  • Членов семьи должны объединять общие цели и равные взгляды, брак с представителями других религий не рекомендуется. На этой почве могут быть конфликты, недопонимания в воспитании детей.
  • В христианстве присутствуют патриархальные ценности — жена должна слушаться мужа, но супруг руководствуется принципами свободы и равенства. Муж и жена равны, но обязанности разные. Мужчина заботится о внешнем благополучии семьи, женщина – о гармонии в доме.

Рождение ребенка в такой семье расценивается, как дар Божий, а его воспитание – ответственная миссия. В воспитание должны вносить вклад оба родителя, при этом оно основывается на их положительном примере.

Рождение ребенка-дар Божий

Семья в Западной Европе

Взгляды на семью в странах Западной Европы по результатам опроса, на чем стоит делать акцент в жизни, довольно положительные:

• Семья – 88 %;

• Работа – 52 %;

• Свободное время – 43%.

Семейные отношения в Европе ценятся, но если углубляться подробнее в опрос — брак рассматривается как пережиток прошлого. Аборты не осуждаются, важна самореализация и карьера не только мужчин, но и женщин. В 1990 году 8 из 10 жительниц Франции считали, что девушка не добьется успеха в жизни без профессии. Люди желают, что их дети были успешны в карьере вне зависимости от пола.

Взгляды на брак российской молодежи

По опросам, проводимым в России, для студентов главной мотивацией вступления в брак является любовь. Большинство считают, что узаконивать отношения нужно в возрасте 25-30 лет. Отношение молодого поколения к сожительству положительное, штамп в паспорте не является принципиальным. Появление малыша не считается обязательной причиной вступления в брак.

Молодое поколение не стремится к семейным отношениям в своей жизни, но считают любовь основой брака. Для них в приоритете остается учеба и карьера. Одни ученые рассматривают это как изменение института семьи, другие – упадок семейных ценностей.

Молодежь не спешит заводить детей, но вступают в брак по любви

Семейные традиции

Для укрепления института семьи людям важно иметь традиции. Раньше они были обязательной частью семейных отношений в обществе, демонстрируя нравственные взгляды на жизнь. В том доме, где имеется культура семейных отношений, дети осознают важность и ценность брака.

К семейным традициям относятся колыбельные на ночь, совместные обеды в выходные дни. Это помогает ребенку почувствовать себя значимой частью, он считает себя более защищенным, уверенным.

К важной традиции относится празднование дня рождения – ребенок должен пригласить близких друзей, быть окруженным вниманием и заботой.

Можно в этот день создать особый ритуал – измерять рост и отмечать его на особой линейке, выделить место для ежегодных фотографий именинника.

Если семейные отношения в гармонии, родители могут даже из бытовых обязанностей сделать игру, что поможет привить ребенку важные навыки, такие как готовка и уборка.

Заключение

Взгляды на брак формируются с детства, поэтому для укрепления института семьи нужно начинать с себя и воспитания своих детей. Помогает культура семейных отношений — особые традиции, беседы, формирование доверия между родителями и детьми. Ребенок видит семейные отношения в доме между родителями, поэтому нужно уделять внимание этой стороне и своевременно решать проблемы.

Источник: https://myself-development.ru/vidy-semejnyh-otnoshenij-i-ih-razvitie/

Основные типы нарушений семейных взаимодействий – Психологос

Типы отношений +в семье

Говоря о типах нарушений взаимоотношений в семье, обязательно необходимо учитывать, что любые границы в таком сложном вопросе всегда будут оставаться весьма условными, и вряд ли кто-нибудь решится сказать, что вот эта семья безусловно относится к пятому пункту представленной ниже классификации.

Соперничество

Каждый из нас встречал такие семьи. Основной вопрос в них: кто главный? Напрямую этот вопрос может никогда не ставиться и не задаваться. Его «реализация» протекает в различных и чрезвычайно изменчивых формах, начиная от фельетонного: «Кто будет мыть посуду?» до трагичного: «Кто виноват в его (или ее) смерти?»

Жизнь такой семьи – это постоянная конкуренция. Муж стремится заработать деньги не столько для того, чтобы поднять благосостояние семьи, сколько для того, чтобы доказать, что он «главный кормилец», и поэтому имеет право на ряд материальных и моральных привилегий.

Жена может «самоутверждаться» в ущерб семейным интересам, болезненно ревновать или заводить романы на стороне (опять же не для собственного удовольствия, а чтобы показать, что и она тоже не лыком шита). Довольно быстро в конкурентную борьбу включаются и дети. Они отвоевывают свое место под солнцем всеми доступными им путями.

Именно в таких семьях очень часто растут «болезненные» и «нервные» дети, которые вследствие своей болезненности выигрывают в борьбе за внимание матери. Если детей несколько, то именно в таких семьях нормальный уровень конкуренции между братьями и сестрами возрастает до небес, и само соперничество приобретает гипертрофированные, патологические черты.

Именно здесь старший ребенок начинает снова какать в штанишки при рождении младшего, а в более старшем возрасте говорит, таинственно понизив голос: «Хочу, чтоб его не было!»

Псевдосотрудничество

В таких семьях все хорошо, пока все хорошо. Если все члены семьи имеют хорошую работу, уровень благосостояния достаточно высок и все более-менее здоровы, то жизнь такой семьи протекает вполне стабильно и благополучно.

Все довольны друг другом, демонстрируют достаточно высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества в решении различных текущих проблем и ситуаций.

В этой семье практически нет внутренних конфликтов и напряжений, и она годами может существовать без единой серьезной ссоры или скандала.

Но если из-за каких-то событий извне семейная лодка вдруг зашаталась и накренилась, члены такой семьи, вместо того чтобы сплотиться между собой и вместе отразить наступающую опасность, вдруг начинают ссориться, обвинять друг друга и этим, естественно, усугубляют возникшую ситуацию. Именно в таких семьях тяжелая болезнь ребенка или кого-либо из членов семьи часто приводит к разводу.

Именно здесь стресс от потери работы или иного снижения социального статуса усугубляется насмешками и отвержением со стороны близких людей. Именно здесь главным защитным сооружением является крепостная стена, отгораживающая стабильность такой семьи от внешнего мира. Внутренних укреплений и бастионов у такой семьи нет. Если внешняя стена рухнула, надеяться не на что.

Дети в таких семьях подвергаются огромному риску нервно-психических расстройств. Пока все хорошо, семья кажется им образцом любви, спокойствия и стабильности.

Когда вдруг все в одночасье рушится, они ничего не могут понять, механизмы психологической защиты у них сформированы плохо, и в результате они либо заболевают, либо проникаются уверенностью в том, что мир бессмысленно жесток и верить в нем нельзя никому.

Изоляция

Жизнь такой семьи – это вопрос границ. Все проблемы решены тем, что каждый член семь соорудил свой индивидуальный психологический кокон и теперь ревниво оберегает его целостность. Мифы такой семьи – это рассказы о ценности индивидуальности, о недопустимости вмешательства в личную жизнь человека, об уважении к правам личности. Во время конфликтов в таких семьях часто звучат фразы:

– Не лезь в мою жизнь! Какое тебе до меня дело! Я имею право на… !

Конфликты, естественно, и происходят при случайном или сознательном нарушении этих самых границ. Очень трудным испытанием для таких семей бывает подростковый возраст детей.

С ранних лет приученные к замкнутости, неискренности отношений, а то и попросту лживые дети во время своей подростковости как бы «мстят» своим родителям, демонстрируя им утрированный вариант их собственного поведения, еще не смягченный интеллектуальной и социальной зрелостью.

Эмоциональное отчуждение

Такая семья для посторонних часто выглядит совершенно благополучной. Члены семьи вполне удовлетворительно сотрудничают между собой, сплачиваются и объединяют усилия перед лицом общей опасности, конструктивны и последовательны в воспитании детей.

У них почти не бывает супружеских скандалов или острых конфликтов со старшим поколением. Но все это происходит на фоне как бы постоянной сниженности эмоционального фона.

Жена в такой семье на вопрос: «Любите ли вы своего мужа?» – обычно отвечает: «Я его уважаю» или «Он хороший человек».

Муж обычно имеет постоянную любовницу, причем, как правило, это не столько партнер для сексуальных игр или объект повышения престижа, сколько подруга, человек, с которым можно поговорить о том, что творится в душе. Жена для этих же целей обычно использует подружек-одноклассниц или соседей.

Дети в таких семьях, как правило, вырастают без серьезных социальных отклонений, уважая закон и внешнюю благопристойность, и не имея при этом никаких четких моральных принципов.

В дальнейшем они создают свои семьи по той же схеме, которую наблюдали в родительской семье. Убедить их в том, что возможно что-то еще, чрезвычайно трудно.

Обычно такие дети не верят в «верную дружбу» и «вечную любовь», считают все это сказками, придуманными для развлечения.

Симбиотические семьи

В этих семьях на первый план выступают отношения тесного психологического слияния, симбиоза. Кто-то без кого-то совершенно не может жить, жертвуя (обычно совершенно добровольно) частью своей личности для создания этого «единства».

Очень часто такая картина наблюдается в неполных семьях, где мать, отказавшись от личной жизни, совершенно растворяется в своих детях (ребенке). Маленький ребенок при этом буквально купается в любви и принятии, но, подрастая, начинает тяготиться зависимостью от матери.

Далее события могут развиваться по-разному. Ребенок может «рвануться», освободившись сам, но при этом оставив кровоточащую рану в душе матери, которая в буквальном смысле отдала ему всю свою жизнь, и сосущее чувство вины в собственной душе.

А может отказаться от мысли быть «таким жестоким», одновременно с этим отказавшись и от собственной дальнейшей индивидуации. Такой сын, уже имея собственную семью, будет доводить жену, откладывая решение важнейших вопросов до выяснения «что скажет мама».

Такая дочь будет с удивлением наблюдать напряженнейшие взаимоотношения мужа и его тещи, не отдавая себе отчета в том, что на большинство окружающих ее вещей и людей (в том числе и на собственного мужа!) она смотрит глазами матери.

Иногда (гораздо реже) симбиотические отношения наблюдаются и в супружеских парах. Если они удовлетворяют только одного из супругов, то, как правило, заканчиваются разводом.

Если же симбиоз двухсторонний, то сторонние наблюдатели с изумлением видят ту самую «идеальную любовь», о которой любят писать в романах. Общаться с такой парой обычно невыносимо скучно, так как они эмоционально однообразны и замкнуты друг на друга.

Дети в таких семьях часто чувствуют себя эмоционально обделенными и бодро иллюстрируют собой все самые сомнительные догмы фрейдизма.

Однако потом, повзрослев, эти самые дети долго (и часто безуспешно) ждут или ищут своих «принцев» и «принцесс», упрямо веря во всевозможные «алые паруса» и искренне наслаждаясь любовными коллизиями мыльных опер.

Гиперпротективные семьи

В таком типе семей кто-то из членов семьи (как правило, ребенок, но встречаются и иные варианты) пользуется совершенно неограниченными правами и претендует на львиную долю благ и внимания.

У этой позиции могут существовать рациональные объяснения: «Он еще маленький», «Он тяжело болен», «Он много работает», а может и не быть вообще никаких объяснений.

Кроме того, ситуация может сохраняться, а объяснения меняться.

В течение многих лет я наблюдаю трагикомическую ситуацию в семье, которую хорошо знаю. Когда в этой семье родился ребенок, все силы и возможности семьи были брошены на удовлетворение его потребностей. Четверо взрослых людей буквально выходили из себя, чтобы не упустить какое-нибудь желание малыша.

В ответ на упреки окружающих: «Вы же так его избалуете!» – родители мудро улыбались и отвечали: «Маленьких детей нужно любить!» В возрасте пяти лет до того здоровый ребенок перенес тяжелый мононуклеоз. После этого все силы семьи были брошены на программу реабилитации.

Объяснение теперь звучало так: «У нас же больной ребенок!» Потом ребенок учился в школе, где ему было трудно (еще бы!), потом в училище («там такая напряженная программа!»), потом его отмазали от армии, но он так перенервничал, что должен был год «отдохнуть»…

Теперь здоровый двадцатипятилетний жлоб время от времени где-то работает, но нигде не задерживается, потому что ему «не подходят условия». Основную часть времени он сидит на шее у родителей, смотрит видик и болтается с приятелями по барам. Постаревшие родители называют это «поисками себя».

Семейные проблемы и их влияние на ребенка

Все мы живые люди, со своими достоинствами и недостатками, а потому нет и никогда не существовало семей, в которых проблем не было бы вовсе.

В сущности, все зависит от того, каким именно способом эти самые имеющиеся проблемы разрешаются.

И как ни странно, именно способы разрешения проблем, а вовсе не их содержание в первую очередь влияют на формирование характера и личностных особенностей подрастающих в данной семье детей. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/osnovnye-tipy-narusheniy-semeynyh-vzaimodeystviy

К какому типу семейных отношений принадлежит ваша семья?

Типы отношений +в семье

Открыв любую книгу по психологии, можно прочитать примерно следующее: «К функциям семьи относится обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, материнстве, отцовстве и воспитании детей. Смысл семьи состоит в создании оптимальных условий для всестороннего развития личностей обоих супругов, в заботе их друг о друге, в удовлетворении потребности влюбленных всегда быть вместе».

С этим трудно спорить. Дей­ствительно, смысл жизни всех се­мей примерно одинаков, однако к заветным целям все идут разны­ми дорогами, совершая при этом бесчисленное множество побед и ошибок. Само понятие семьи держится именно на союзе проти­воположностей — мужчины и жен­щины.

Неудивительно, что путь к счастью такой трудный, ведь про­тивоположностям нужно суметь вместе не только мирно жить, вы­полнять повседневные обязан­ности, «всесторонне развивать­ся», но и, самое главное, — сде­лать свой брак счастливым.

По­рой выполнение этой цели невоз­можно без изменений внутри са­мого человека.

Баланс противоречий

Всем известен символ китай­ской монады Инь-Ян, символи­зирующий две противополож­ные энергии — мужскую и жен­скую, которые, изменяясь и вза­имодействуя между собой, обра­зуют единое целое. В каждом че­ловеке с рождения присутствуют эти две энергии. В зависимости от пола одна из энергий является преобладающей.

Идеальный вариант, когда в женщине 75% женской энергии и 25% мужской, а в мужчине 75% мужской и 25% женской энергии.

Разумеется, в мире нет такого прибора, который смог бы точно определить соотношение энергий Инь и Ян, но нам это, в принци­пе, и не нужно.

Ведь, посмотрев на человека, его поступки и жиз­ненные цели, многое становится ясно. Поэтому процентные соот­ношения нужны лишь для лучше­го понимания сути вопроса.

Однако не существует балан­са без отклонений — дисбаланса. Например, женщина со 100%-ной женской энергией не может быть социально активной, грамот­но выстроить отношения в соб­ственной семье, достигать целей, творить. А мужчина хотя бы без 5% женской энергии превращает­ся в тирана, который совершенно не способен проявлять чуткость, сострадание и доброту.

В современном обществе все чаще можно наблюдать обратную ситуацию, когда мужчины и жен­щины как бы меняются ролями. Это и не хорошо, и не плохо. Все зависит от того, насколько такая ситуация устраивает самого че­ловека и его близких.

Типы семейных отношений

Создается ощущение, что се­мья — настоящий «институт про­тиворечий». При этом во всем мире не найдется ни одной оди­наковой супружеской пары.

Каж­дый человек по-своему выстра­ивает свои семейные отноше­ния, и от того, как он это сдела­ет, зависит очень многое — дли­тельность брака, прочность сою­за, характер проблем, особенно­сти воспитания детей и т.д.

Одна­ко, несмотря на уникальность ка­ждой семьи, все поведенческие модели можно разделить на че­тыре большие группы.

Патриархальный тип, который условно можно обо­значить формулой «М» + «Ж»

Семья, в которой мужчина на­ходится в мужской активной по­зиции, а женщина — в женской пассивной. Во все времена по­добный тип семейных отношений считался идеальным.

Муж-ос­новной добытчик, отвечающий за благополучие семьи. Жена зани­мает менее активную социаль­ную позицию, ведь главным для нее является семья, забота о де­тях, ведение домашнего хозяй­ства.

В такой семье супруг созда­ет пространство, а женщина его активно осваивает.

Исторически приветствовался исключительно патриархальный уклад в семье. Однако времена изменились, и мужчинам больше нет необходимости решать за се­мью все вопросы.

Чтобы семья была счастлива, мужчина должен уметь прислушиваться к мнению детей и супруги, а жена должна иметь возможность на самореа­лизацию.

Кризис в отношениях может наступить в случае чрез­мерной состоятельности мужчи­ны и зацикленности женщины на домашнем хозяйстве (декретный отпуск, отсутствие работы). Од­нако в целом патриархальный тип семейных отношений являет­ся самым благополучным.

• Отношения по мужско­му типу «М» + «М»

Все чаще в современном об­ществе встречается тип отноше­ний, когда оба супруга в активной мужской позиции.

Амбициозная темпераментная супруга в та­ком браке будет просто счастли­ва, ведь она сможет реализовать­ся, быть незаменимой частью со­циума и без стеснений гордить­ся собственными достижения­ми.

То же самое может делать и мужчина, а жена будет его только поддерживать и не осуждать за трудоголизм.

Самое главное в таком союзе

правильно выстроить отноше­ния между супругами, не забыть включить семейные обязанности в свой плотный график и не обде­лить вниманием своего партне­ра. Если супруги трудятся в од­ной области, то их отношения должны быть партнерскими, а не конкурентными.

Несмотря на активную соци­альную позицию супругов, такой брак может быть счастливым, но только при одном условии — «кон­трольный пакет акций» в семей­ных отношениях должен принад­лежать все-таки мужчине. Пусть это будет 51/49, но женщина должна уметь уступить хотя бы на каплю и «не сравнивать счет» до победного конца.

Как правило, такие семьи жи­вут в достатке и уделяют боль­шое внимание образованию де­тей. Чтобы избежать кризиса в отношениях, супруги ни в коем случае не должны бежать напе­регонки и понимать, что у них об­щие цели, и они являются вдох­новением друг для друга.

• Активная женская пози­ция в браке — тип отношений «Ж» + «М»

Если происходит инверсия ролей, то есть супруга являет­ся основной добытчицей, а муж — главным в ведении домашнего хозяйства, то очень важно, что­бы супруги пришли к такому ре­шению сознательно и обоюдно.

Худший вариант, если так сло­жились жизненные обстоятель­ства, и хотя бы один из супру­гов не согласен с подобной ситу­ацией. В таком случае это будет своеобразная проверка на проч­ность брачного союза.

Поэто­му супруги должны не только по­нимать, какую ответственность взял на себя каждый, но и ценить вклад и старания каждого члена семьи. Такая ситуация неизбежна в семьях, где женщина занимает руководящую должность.

Кризис в отношениях может наступить тогда, когда жена пред­примет ПОПЫТКИ подчинить своей воле супруга и тем самым унизит его мужское достоинство. Брак могут погубить упреки и неуваже­ние друг к другу. Подобный тип отношений является самым не­стабильным, поэтому супругам следует периодически «обмени­ваться местами».

• Отношения по женско­му типу «Ж» + «Ж»

В таком браке супруги не ста­вят перед собой долгосрочных целей, не могут решиться на ра­дикальные перемены в жизни, в целом им безразличен их соци­альный статус и нет желания по­корять новые вершины. Супругам более чем достаточно простых житейских радостей, и отсутствие проблем они ценят значительно больше, чем повышение жизнен­ного уровня.

Как правило, такие семьи са­мые сплоченные и дружные. На­ступление кризиса может быть обусловлено лишь однообразием и монотонностью семейных отно­шений. Чтобы супруги получили толчок к переменам, они долж­ны больше общаться с другими людьми, развиваться и не замы­каться друг на друге.

Безусловно, описанная выше типология не может полностью отразить весь спектр семейных отношений. Однако приведенные формулы позволяют понять об­щие тенденции того, насколько влияет развитие мужского и жен­ского начал на брачный союз.

Са­мое главное — каждому из нас не­обходимо понять, что не следу­ет замыкаться исключительно на собственных желаниях и амби­циях, тем более считать их един­ственно верными.

Счастье се­мьи не находится в руках одно­го человека, нужно отыскать гар­монию в семейных отношени­ях и помнить, что все несчаст­ные семьи похожи друг на друга, а каждая счастливая счастлива по-своему.

Источник: http://meddoc.com.ua/tip-semejnyx-otnoshenij/

Стили взаимоотношений в семье

Типы отношений +в семье

Система воспитания складывается в каждой семье индивидуально, в зависимости от протекания процессов жизнедеятельности в ней.

Она включает в себя формулировку задач, осознание базовых целей воспитания и целенаправленное использование приемов и методов.

Общий семейный уклад может и не осознаваться родителями в качестве полноценной воспитательной системы, однако при этом она может эффективно работать.

Тактики воспитания

Определение 1

Среди тактик семейного воспитания можно выделить четыре (по типам отношений в семье):

  • диктаторская тактика;
  • тактика опеки;
  • тактика невмешательства;
  • тактика сотрудничества.

Диктаторская позиция заключается в том, что одни члены семьи систематически подавляют инициативы и чувство достоинства других ее членов.

Очевидно, что предъявление определенных требований к ребенку является важной частью воспитания, однако это должно осуществляться в рамках целей, в соответствии с моральными нормами и конкретной ситуацией, а не просто по прихоти родителей.

Нельзя общаться с детьми с помощью насилия и приказов: это порождает ответную грубость и лицемерие, обман, ненависть.

Родители могут приложить значительные усилия, чтобы сломить сопротивление, но в этом случае сильно страдают ценные качества личности ребенка: его вера в себя, чувство собственного достоинства, самостоятельность и инициативность. Чрезмерная авторитарность, игнорирование интересов ребенка, лишение его права голоса в принципиально важных вопросах может порождать серьезные проблемы личностного развития.

Тактика опеки также является весьма неоднозначным выбором. Если родители стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и забот, взяв их на себя, то основные цели воспитания не могут быть выполнены.

Вместо активной помощи в формировании личности на первый план выходит угодничество. Такие дети не приспособлены к жизни в коллективе, не готовы к столкновению с реальным миром и настоящими трудностями.

Вступив в переходный возраст, они начинают испытывать еще большие сложности, пытаясь протестовать против родительской позиции. Различные формы опеки, по сути, противоположны диктату, однако их негативное влияние на воспитание ничуть не меньше.

Результат обеих тактик примерно одинаков: несамостоятельный ребенок, лишенный инициативы, отрешенный от социума и семьи.

Если в семье взрослые стремятся существовать независимо от детей, то можно говорить о тактике невмешательства. Миры взрослого и ребенка в таком случае почти не пересекаются. Такую родительскую позицию часто занимают пассивные люди.

Сотрудничество – самая эффективная тактика воспитания. Она подчиняет межличностные отношения совместной деятельности, ставит общие цели и задачи, что помогает преодолеть эгоистические устремления ребенка. Если отношения в семье построены на сотрудничестве, то семья превращается в группу высокого уровня – коллектив.

Основные стили воспитания в семье

Стили семейных отношений базируются на перечисленных выше тактиках. Они очень важны для формирования самооценки ребенка.

Определение 2

Различают три основных стиля взаимоотношений в семье:

  • демократический;
  • авторитарный;
  • попустительский.

Рисунок 1

При демократическом воспитании в семье царит согласие, а интересы ребенка учитываются. Родители стремятся стимулировать в детях самостоятельность и способность соблюдать дисциплину в одно и то же время.

Ребенок может сам принимать решения в отдельных сферах жизни, а родители требуют выполнения обязанностей, не лишая его прав.

В демократических семьях также есть контроль, однако он основывается на разумной заботе и теплом чувстве.

Если родители избирают стиль подавления (авторитарный), то они стремятся навязать ребенку свое мнение и подавляют его желания. Они хотят беспрекословного подчинения. Причины запретов и указаний поясняются редко или не поясняются вовсе. Авторитарный тип семьи отличается контролем над всеми сферами жизни детей, часто некорректным.

В результате дети замыкаются и даже не пытаются довериться взрослым, постепенно утрачивая самостоятельность и уверенность в себе. Многие дети приспосабливаются к такой ситуации, даже не стараясь бороться, другие идут на открытый конфликт.

В обоих случаях дети не доверяют взрослым, имеют проблемы в общении со сверстниками, часто сами бывают жестокими, хотя их потребность в любви не удовлетворяется.

Особенности формирования самооценки ребенка

Для воспитания ребенка с адекватными представлениями о себе нужно уделять ему много времени. Правильная самооценка формируется тогда, когда детей оценивают положительно, однако не завышают оценку по отношению к сверстникам.

Они хорошо знакомы с поощрением, но получают его не только в виде подарков.

Если ребенком не занимаются, но требуют беспрекословного подчинения, негативно оценивают при посторонних, осыпают упреками и прилюдно наказывают, то у него формируется заниженная самооценка.

От условий в семье зависит, насколько адекватно ведет себя ребенок. Адекватность поведения часто связана с корректностью самооценки. Если в семье принято порицание и постановка завышенной планки требований, то ребенок будет оценивать себя невысоко, поскольку он чувствует, что не соответствует требованиям родителей.

Если же ребенка постоянно хвалят, а достижения стимулируют материальными средствами – деньгами и подарками, то самооценка неадекватно завышается. В таких семьях слишком мягкая система требований. Чтобы помочь ребенку создать адекватное представление о семье, система наказаний и похвал должна быть взвешенной.

Часто хвалить ребенка и восхищаться нежелательно, не стоит регулярно дарить подарки за достижения, применять жестокие наказания.

Чтобы самооценка была высокой, но не завышенной, родители должны уделять внимание личности ребенка и быть при этом достаточно требовательными, не используя унизительных наказаний, однако и не избегая похвал, когда они действительно заслужены.

Пониженная самооценка часто формируется у детей в семьях, где они имеют большую свободу на грани бесконтрольности, где родители равнодушны к ним и друг к другу. Семейные отношения задают исходный уровень притязаний: если этот уровень высок, то ребенок ожидает только успеха, если нет – то он планирует будущее пессимистично, не ставит высоких целей и постоянно сомневается в себе.

Также отношения могут порождать чувство тревожности: если родители сильно озабочены учебой, то ребенок начинает постоянно бояться сделать что-то плохо, неправильно. Точно такой же результат можно получить при предъявлении к детям завышенных, нереальных требований. Неуспех может закрепляться, порождая дальнейшие неудачи, поскольку ребенок начинает бояться проявить инициативу.

Если в семье царят нездоровые отношения, дети могут начать вести себя демонстративно, стремясь получить от окружающих то внимание, что не дают ему родители.

Необходимо при общении с ребенком избегать нотаций и нравоучений, не делать замечаний слишком эмоционально, иногда не замечать незначительных проступков, но всегда наказывать за крупные. Если тревожный ребенок страдает от постоянного неодобрения взрослых, то демонстративный – от недостатка похвалы.

Эти качества часто сочетаются, заставляя детей “уходить от реальности”: когда потребность во внимании высока, но не может быть реализована из-за сильной тревожности. Такие дети стараются не привлекать внимание, боясь неодобрения, пытаются безоговорочно выполнять веления взрослых.

Поэтому при их воспитании очень важно поощрять активность, искать совместные пути творческой самореализации, чтобы достичь относительно легкой коррекции развития.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/stili-vzaimootnoshenij-v-seme/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.