< Тренинг личностного роста упражнения - Психолог

Тренинг личностного роста упражнения

Содержание

Цели и задачи тренинга личностного роста: примеры упражнений

Тренинг личностного роста упражнения

Чтобы осуществлять желаемое и разумно управлять своими эмоциями, нужно иметь эмоциональный ресурс идти к намеченным целям и выбирать для них самые достойные из существующих, ориентируясь на собственные, а не на навязанными интересами.

Тогда не будет возникать ощущения, что отведенное судьбой время тратится на неинтересные занятия и жизнь проносится мимо.

Как добиться успеха в жизни? Рекомендации по саморазвитию личности вы найдете на нашем сайте.

Для чего нужно развивать личность?

Личность проживает полноценную и осознанную жизнь, принимая решения с учетом своего и выбранного в качестве авторитетного, но не воспринимаемого беспрекословно чужого опыта, адекватной логики.

Такого человека не особо волнует мнение окружающих о его действиях.

То есть он не склонен заниматься самоедством по пустяковым причинам вроде косого взгляда на улице, из-за услышанной грубости от маргинала или неуместного высказывания в свой адрес по поводу предпочитаемого стиля в одежде.

Поэтому, в принципе, у каждого из нас стремление к развитию собственной личности должно быть в приоритетных желаниях.

С чего начать?

Как развивать в себе личность? Начинать нужно с честного диалога с собственным я, для четкого осознания личных комплексов, недостатков характера и темперамента, приобретенных привычек, ухудшающих качество жизни.

Это довольно сложная задача, но она во много раз легче, чем ежедневная работа по исполнению намерения сделать себя лучше, ответственнее, здоровее в психическом и физическом смысле.

Вычислив главных внутренних врагов, не стоит начинать бороться сразу со всеми и сразу.

Эффективнее выбрать самую раздражающую привычку или комплекс, чтобы на борьбу с ним хватило энтузиазма и силы воли.

А вот когда можно будет считать, что новый полезный навык вжился в вас и стал почти врожденным, самое время начинать противостояние со следующим негативным проявлением в своем поведении, восприятии и т. д.

Лучше начинать с того, что влияет на физическое самочувствие.

Избавившись, например, от привычки есть много сладкого на ночь, вы точно расстанетесь с некоторым объемом жира в теле, начнете лучше выспаться, станете позитивнее смотреть на мир и получите запас сил на дальнейшее подвиги в борьбе за свое счастье.

А чтобы вечером не тянуло на расправу с тортиком или парочкой эклеров, попробуйте ближе к ночи начать читать художественную литературу, которую уже давно наметили для ознакомления, но все не могли выделить время.

Если же желание работать челюстями окажется отвлекающим фактором, заранее позаботьтесь о солидной порции соломки из разных овощей. Так вы и основную цель выполните и восполните личный запас витаминов, клетчатки.

Что способствует развитию личности:

  1. Чтение хорошей литературы. Новые образы, чужой опыт развивает мозг и любознательность — при условии, что источники знаний достойные.
  2. Спорт. Умение добиваться результатов за счет силы воли успешно работают и при решении достигнуть целей в другой сфере.
  3. Осознанное стремление к избавлению от вредных привычек, негативных черт характера. Самый достойный и коварный враг человека — это он сам, когда оказывается зависим от чего либо.

    И каждая победа над своими недостойными привязанности — это большой вклад в развитие собственной личности.

  4. Общение со специалистами своего дела. Мастерство других дарит заряд энтузиазма для прохождения сложных путей и освоения дополнительных умений.
  5. Занятие благотворительностью в виде личного участия в помощи немощным, пострадавшим. Такое общение способствует изменению личных ценностей и пониманию, что в действительности имеет наибольшею важность для каждого человека.
  6. Посещение специальных тренингов — при условии, что ведущие реально заинтересованы в оказании эффективной помощи своим подопечным и умеют профессионально это делать.
  7. Изучение наук, помогающих трезво оценивать свои возможности, рационально распределять время и планировать навигационные маршруты для своего развития и становления как цельной, развитой личности.

Что такое тренинги саморазвития?

В идеале это занятия под руководством опытного специалиста по психологии или даже команды обученных специалистов, способных помочь обратившимся за помощью перебороть детские или недавно появившиеся комплексы, неприятные черты характера, научить правильной коммуникации с любым собеседником.

И, естественно, после такого тренинга человек должен уметь устанавливать, защищать свои эмоциональные границы и быть уверенным в том, что он личность, способная достигать своих целей, достойная уважительного отношения со стороны кого бы то ни было.

Другими словами, тренинг личностного роста — это разработка курса специальных занятий для людей, имеющих проблемы с самооценкой, самореализаций, коммуникацией из-за погрешностей в воспитании, работы в токсичном коллективе, болезни, травмы, домашнего насилия в прошлом и т. д.

Виды популярных тренингов:

  • для выработки навыков специфических действий в определенных ситуациях — своего рода дрессура, позволяющая получить умение выполнять какие-то манипуляции в желаемом алгоритме;
  • для развития коммуникационных навыков, умения проводить презентационные мероприятия или выступать перед большими аудиториями;
  • для повышения мотивации ради освоения новой профессии, умений, знаний;
  • для гармонизации внутреннего диалога и налаживания адекватного самовосприятия своей гендерной идентичности, расовой принадлежности, физической особенности.

Тренер личностного роста — кто это?

Когда это настоящий тренер, то ему в обязанности вменяется помощь клиенту, испытывающему психологические трудности в выявлении главных причин, приведших к жизни в не комфортных условиях или страдающему из-за дефицита уверенности в своей способности добиваться важных целей.

По умолчанию подразумевается, что оказываемая на тренингах поддержка должна быть профессиональной, не усугубляющей имеющиеся у человека психологические проблемы и не способствующей развитию у него неадекватного восприятия мира.

Поэтому, решив получить помощь в развитии собственной личности у человека, позиционирующего себя как коуча или тренера по личностному развитию, крайне желательно убедиться, что он профессионал, а не самозванец любящий выманивать у людей деньги и еще больше усугублять их проблемы с самооценкой.

Ход занятий

Часто психологические тренинги проводят с командой из нескольких желающих улучшить свои личностные качества, поэтому первое занятие начинается с поверхностного знакомства участников между собой и работы тренера по настройке коллектива на доверительное отношение к коучу.

Если занятие носит индивидуальный характер, то актуально только последнее.

В дальнейшем специфика занятий зависит от основной темы занятий в целом, но подразумевает следующие этапы в любом случае:

  1. Настрой на результативность: объяснение цели предстоящей краткосрочной задачи.
  2. Расстановка акцентов на необходимых действиях со стороны тренирующихся.
  3. Непосредственная проработка текущей задачи с обязательным отслеживанием общего настроения, сплоченности или прочих особенностей, которые могут проявляться при проработке очередной проблемы. При выявлении неадекватного поведения со стороны отдельных лиц, обязательны работы по снижению градуса накала эмоций за счет акцента внимания группы или проблемных лиц на искусственности модуляции ситуации или с помощью прочих методов.
  4. Аналитическая работа над неожиданными или ожидаемыми результатами и разъяснение причин произошедшего.

Упражнения

Примеры упражнений:

  1. Пример 1. Для преодоления внутренней скованности, боязни выступления, пусть и краткосрочного, перед публикой и для повышения сплоченности челнов группы перед занятиями, коуч предлагает каждому из команды выйти перед коллективом и проговорить вслух приветствие всем присутствующим.

    Причем оно должно отличаться по форме от сказанного предыдущим участником собрания.

    Затем собравшиеся поочередно описывают свои ощущения от упражнения, что дает ведущему возможность понять, насколько все настроились на работу и внутренне открыты для получения новых знаний.

  2. Пример 2. При подозрении, что группа немного устала от нагрузок и внимание отдельных участников уже переключено, коуч предлагает поиграть в игру с мячом. Условие развлечения следующие: получивший мяч человек озвучивает свое имя и меняет позу, а остальные тут же пытаются ее скопировать. И так пока каждый не из группы не сделает такую же манипуляцию. В результате участники получают возможность немножко размяться и прекратить размышления на отвлеченные темы, мешающие сосредотачиваться на задачах тренинга.
  3. Пример 3. Поиски скрытой или почему-то сознательно игнорируемой причины, мешающей достигать желаемой цели. Для выполнения задания участник должен представить, что он уже достиг нужной планки, а затем увидеть, какие из внешних или внутренних факторов попытаются нивелировать достижение или хоть-как-то ему противодействовать.

    Причем под саботирующим фактором может выступать как сам исполняющий упражнение, так и реальный или выдуманный персонаж.

    В результате такой мистификации тренер и его подопечный получают информацию о том, кого винит данный человек в своих существующих проблемах.

  4. Пример 4. Группа выходит на «поле», чтобы каждый из участников попробовал преодолеть застенчивость или схожую проблему, спрашивая у любого встречаемого человека о текущем времени или задавая какой-то другой вопрос.

Чем опасны?

Чем могут быть опасны такие тренинги для мужчин и женщин:

  • не все занятия предлагаются для помощи обращающимся за поддержкой. Иногда главная цель — это обогащение коуча;
  • некоторые, не всегда неопытные психологи, выбирают агрессивные методики для работы над чужими комплексами. Из-за чего у подопечных могут наблюдаться не только нервные срывы, но и попытки суицида;
  • навыки, полученные в «тепличных» условиях — непосредственно на занятиях, не всегда уместны для применения в «диком поле». Что может стать причиной не только конфликтных ситуаций, но и трагических исходов.

Намереваясь стать лучше, помните, что ради этой цели необязательно расставаться с огромными деньгами, делать постыдные для вас вещи и слушать только чьи-то наставления.

Иногда достаточно одержать победу над ленью и из дня в день напоминать ей, кто в ваших с ней отношениях главный.

Мощный тренинг по личностному росту:

Наша интересная группа :

Источник: //psyholic.ru/lichnostniy-rost/trening-uprazhneniya.html

Упражнения для развития сильных сторон личности

Тренинг личностного роста упражнения

Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны. Этот тест(сам тест мoжно пройти здесь) дает только один из возможных “срезов” вашей личности( психологический портрет), но надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности.

Не так важно, какие черты в вас больше выражены – Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны. Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта — это неизбежный этап в процессе роста.

Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни. Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества— это навсегда, а умения — только когда надо.

 Надо ли уметь “бить”? “Бить”- не надо, а “уметь бить”—бывает очень даже необходимо… 

Что нужно Голубю. Диагноз и общие предписания

Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других.

Вы имеете право быть самим собой. Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено.

Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено. 

1. Упражнение “Не-улыбка”.

Улыбка — это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и “ловят” на улыбку: вы улыбнулись — значит, сказали “Да”. А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать “более свободным” человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

2. Упражнение “Нет”.

Вам трудно говорить “Нет”— вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить “Нет” спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое “Нет” воспринимается нормально.

3. Упражнение “Нестандартные поступки”.

Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного (“как все”) поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки.

На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно — попрыгайте или сделайте зарядку.

Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

4. Упражнение “Губа”.

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость.

На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом.

Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать “уровень напряжения”. Станет тяжело — губу приспустите; а не чувствуете напряжение — приподнимите губу выше…

5. Упражнение “Подарю тебе оценку”.

Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, — выстреливайте оценкой первым сами.

Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны).

Сделали ошибку и кого-то подвели — не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

6. Упражнение “Свобода отрицательных эмоций”.

Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

7. Упражнение “Свобода обвинений”

Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

10. Упражнение “Наведите порядок!”

Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

Что нужно Страусу. Диагноз и общие предписания

Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, — не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще.

И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас.

Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача—развивать в себе интерес и внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

1. Упражнение “Ассоциации”.

Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать “абстрактные” вопросы (например, “Какая вещь домашнего обихода?”), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

2. Упражнение “Запоминание лиц”.

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то “не видите”—смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

3. Упражнение “А как он смеется?”

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: “А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается “выкрутиться”? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно — видите?) Каким он будет в старости (видите?)”

4. Упражнение “А что это он?”

В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: “Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это—и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит — интересничает? Он изображает шута —зачем?”

5. Упражнение “Я глазами других”.

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

6. Упражнение “Сопереживание”.

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

7. Упражнение “Перевоплощение”.

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он — это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь — постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника. Не получается — учитесь. Личностный рост – это интересно и очень полезно, но всегда просто.

Что нужно Ястребу. Диагноз и общие предписания.

Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

1. Упражнение “Улыбка”.

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

2. Упражнение “Мир тебе”.

Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть “Мир тебе!”. Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять.

Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: “Мир тебе!”—это поможет вам остановиться. •Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат—“Хорошо”.

Вы кричите?—?тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не захочется никому, и в душе станет светло и тепло.

3. Упражнение “Передача инициативы”.

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

4. Упражнение “Оценка на себя”.

Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

5. Упражнение “Приятный разговор”

Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет—сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

6. Упражнение “Облако в штанах”.

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите “Да”, а не “Нет”. Избегайте категоричных фраз и интонаций.

7. Упражнение “Комплименты и благодарность”.

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!” Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

8. Упражнение “Гроза отменяется”.

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?

9. Упражнение “Мудрец”.

Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь  и умению проигрывать. Ваш проигрыш — ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: “А как бы к этому отнесся мудрый человек?”. Ведь именно это и называется – личностный рост.  

По материалам книги Николая Козлова “Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день”

И еще. Думаю, что для любого типа личности будет полезно и интересно узнать, как выйти победителем из любого конфликта, затратив на это минимум сил и энергии.

 Психологическое айкидо. Принцип амортизации и общении.

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака “Психологическое айкидо”

Если статья понравилась и была полезна – подписывайтесь на обновления.

Возможно

О практической пользе позитива и магия слов в нашей жизни.

Законы изобилия. Мифы о деньгах.

Типы воспитания и жизненные сценарии

Источник: //xfresh.info/samorazvitie/23-uprazhneniya-dlya-razvitiya-silnykh-storon-lichnosti

Лишний опыт

Тренинг личностного роста упражнения

Тренинги личностного роста могут быть не только дорогими и бесполезными, но и жуткими. Андрей Соломин (имя и фамилия изменены по просьбе героя) рассказал, как самозваные менторы доводят подопечных до истерик, заставляют переодеваться в бомжей и устраивают репетиции похорон. Причем, за деньги самих жертв.

Нельзя полагаться на других

До знакомства с психотренингами я знал, что такое саентология, нейролингвистическое программирование, финансовые пирамиды и сетевой маркетинг. Но не предполагал, что все это подают в одном блюде под соусом обучающих курсов.

Кроме меня (тогда я только окончил университет), на те курсы заявилось полсотни человек. Среди них — с десяток интеллигентов и предпринимателей. Эти люди не дадут запудрить себе мозги, думал я. Ошибался. Такова особенность и опасность культов «нового века»: армия их жертв не ограничивается старушками, люмпенами и казаками.

Кадр из фильма «Управление гневом», 2003 год

Опять виновата баба

В «секту для продвинутых» я попал из-за моей девушки. Теперь уже бывшей. Психолог по образованию, она познакомилась с участниками курсов и прошла их сама. Тогда ее речь полнилась типичными «тренинговыми» словечками: поддержка, вклад, вовлечение, проявление, обратная связь. В квартире появились коллажи с визуализацией мечт, загадочные графики.

Однажды она ввалилась домой с подругой и стала переодеваться в проститутку.

Кадр из фильма «Красотка», 1990 год

 «Она — шлюха вокзальная, а я — бомжиха», — объяснили они мне. Соответствия образу требовало упражнение. На следующий день два десятка участников программы, ряженые под проституток, ханыг и эксгибиционистов, прошли по улицам города. Позже я узнал, что это называется «растяжка». Цель — помочь человеку выйти из зоны комфорта.

Девушка расхвалила тренинг и без спроса оплатила за меня первые две ступени обучения — около 30 тысяч рублей. Я вздохнул, махнул рукой и согласился.

Оказалось, что ступеней три: базовая, трансформационная и «лидерская программа». Первые две проходят в зале, третью — длиной в три месяца — отрабатывают в жизни под надзором старших товарищей по тренингу. Каждая ступень дороже предыдущей. Закончив одну, приступаешь к другой,  по воле тренера и коллектива привлекая в секту других.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб», 1999 год

Да будет воля моя

Тренинг — смесь практических упражнений и теории, которые вместе с новым сленгом вдалбливает новичкам тренер — твой Будда, Элвис и Гитлер в одном.

В стенах учебного зала этот человек обладает неслыханной властью. Представьте: некто перед толпой незнакомых людей часами называет вас (за ваши же деньги) неудачником и лохом.

Вы краснеете, бледнеете, мотаете сопли на кулак и зачем-то благодарите тренера за «обратную связь».

Кадр из фильма «Бойцовский клуб», 1999 год

В какой-то момент тренер говорит вам, что не все потеряно — он дает шанс стать хозяином жизни. В завершение он, опять же перед толпой, восхваляет вас до небес, доводя до эйфории. Потом все повторится. По принципу эмоциональных качелей и строится «обучение».

Нервы выдерживают не у всех.

Жесть имею

Кроме тренера упражнения организует группа поддержки — люди, когда-то уже прошедшие тренинг. Процесс сопровождается громкой музыкой или шумом, тактильными контактами с другими участниками и группой поддержки, оскорблениями и противоречивыми требованиями. Часто для эффекта в зале гасят свет. Люди плачут, кричат, смеются, обнимаются.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб», 1999 год

Начинают с невинного: например, просят что есть мочи проораться и выругаться под громкую музыку. Или поговорить в кромешной темноте с сидящим напротив участником так, будто говоришь с матерью — попросить у нее прощения.

«Жесть» начинается на втором -командном — этапе. Скажем, когда участники, сидя в темноте кружком, по очереди раскрывают «самые секретные секреты» о себе, которые прежде не выдавали.

Наврать и исхитриться едва ли получится.

Упражнение не кончается, пока каждый не выложит группе мерзкое, постыдное или страшное: «я сидел на «игле»», «меня изнасиловали в школе», «я до сих пор девственник», «надо мной надругался отец».

Кадр из фильма «Управление гневом», 2003 год

Самое сложное — вновь получить «обратную связь», причем, негативную. Другой вариант: человека ставят на это же лобное место и требуют: «Проявляйся». Через два часа такого стояния перед проклинающей его толпой участник срывается на слезы. А тренер говорит: «Вот теперь ты искренен».

Тяжелейшее упражнение на моей памяти — «Лодка». С помощью шумовых и световых эффектов разыгрывается ситуация: корабль попал в шторм, шлюпка одна — двухместная. Команде ставят задачу: решить, кого спасти.

Тренер каждому дает по две спички и заставляет обойти всех участников. Двоим из группы вручаешь спичку, то есть спасаешь. Считаешь, что нужно спасти себя – одну спичку оставь. Проходя мимо товарищей, нужно громко объявлять: «ты жив» или «ты мертв».

18 из 20 человек приходится обречь на смерть. При этом группа поддержки и сам тренер восклицают: «Ты не дал этой девушке шанса.

У нее была вся жизнь впереди!», «А этот паренек что тебе сделал? Почему ты оставил его, а не себя?», «Сволочь бесчувственная! Скотина беспринципная! Поэтому ты никому не нужен!»

Если не оставил спичку и пожертвовал собой, все равно не герой: «Отдаешь собственную жизнь незнакомому! Ведешь себя как лох! Не ценишь себя! Потому и другие тебя не ценят! Все вытирают об тебя ноги!» Кончается тем, что 18 из 20 участников, как и предполагалось, «умирают». Ты лежишь на полу в кромешной тьме, в тишине раздаются звуки, будто вбивают гвозди в крышку гроба.

«Это твои похороны. Рядом стоят родные и близкие. Представь, что они говорят и о чем думают в этот момент», — объявляет тренер. После такого упражнения собравшиеся якобы должны начать ценить свою и чужую жизнь.

Кадр из фильма «Управление гневом», 2003 год

Некоторые задания изматывали и морально, и физически. Например, упражнение под условным названием «Кто ты?».

Пять-семь человек берутся за руки, обступают одного и бегают хороводом, крича ему: «Кто ты? Кто ты?». Посреди этой карусели участник должен назвать три определения себя любимого.

Тренер говорит: «Да, ты такой». В круг становится следующий участник.

Если тренер говорит «нет, ты не такой», участник возвращается назад, и беготня вокруг него продолжается. В тот день пришлось бегать часа три без остановки, пока в круге не побывали все. Одного стошнило. У моей напарницы случился обморок. Я хотел привести ее в чувство, но тренер запретил: «Она устраивает театр, не обращай внимания».

Низко пал

К завершению тренинга восприятие мира у участника меняется: теперь ты обладатель «знания». Остальные пребывают в неведении и не хотят пробудиться от сна.

«Но ведь ты не чертов эгоист, — говорят старшие товарищи, — ты же понимаешь, что другие тоже заслуживают этого знания. Открой тренинг для тех, кого любишь и ценишь. К тому же, это нужно тебе самому. Одна из определяющих черт человека — сила его вовлечения.

Ты должен вовлекать людей в свою жизнь, идеи, проекты. Научись вовлекать здесь и сейчас! Приведи как минимум двух».

Я никого не привел, хотя попытался.

После трех-пяти дней потрясений вы возвращаетесь в нормальный мир. Вам не хватает острых ощущений. Чувство эйфории и братства, с которым вас отпустили, угасает и сменяется апатией. Мотивация опускается ниже плинтуса. Вы потеряны.

После второй ступени я не пошел на третью — устал. Зомбированные одногруппники еще месяц одолевали звонками. Каждому поставили задачу любым способом вернуть меня в строй.

Одни были добрыми полицейскими: «Мы поможем тебе найти деньги и силы, мы пройдем это вместе, мы же команда!».

Другие злыми: «Ты всех подводишь! Потом ты будешь себя проклинать! Ты только встал на правильный путь и сразу сдаешься!». Но я остался непреклонен.

На курсах «личного роста» мне не показали, как думать собственной головой и не зависеть от чужих мнений. Пришлось учиться самостоятельно. С тех пор начался мой личный тренинг под названием «жизнь», и другие более неинтересны.

Обложка: кадр из фильма «Бойцовский клуб», 1999 год

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и 

Источник: //drugoigorod.ru/nightmare-training/

Тренинг профессионально-личностного роста психолога

Тренинг личностного роста упражнения

Цель игры – формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.

В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет.

Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях.

Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы.

Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя», чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника игры.

Упражнение №2
Образно-рефлексивная процедура “Дерево”

1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по­сле чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и …

входит в него, становит­ся этим деревом.

Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.

Упражнение № 3
Проективный рисунок “Я такой, какой я есть”

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Упражнение № 4
Профадаптационная игра “Поиск выгоды”

Известно, что ценности творчества реализуются через один из основных видов человеческой деятельности – труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла своего труда делает его значительно более продуктивным и творческим.

Предлагаемое вниманию видео-пособие разработано как учебно-методический материал в помощь специалистам профконсультантам и психологам, практическая деятельность которых связана с проблемами профессиональной ориентации и адаптации безработных граждан к существующему рынку труда.

Цель данного пособия – дать заинтересованным специалистам сведения о конкретных методиках и методических приемах, позволяющих облегчить безработному человеку процесс его профессионального самоопределения, помочь как можно быстрее адаптироваться на рынке труда, осознать собственные возможности и внутренние резервы для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Упражнение «Поиск выгоды» является авторским вариантом технологии групповой работы по профессиональной адаптации безработных граждан к целому спектру профессий, которые являются крайне востребованными на современном рынке труда. Стимульным материалом в игре выступают информационные профессиограммы, разработанные в 1998 году Российским учебным центром Министерства труда и социального развития.

Цель упражнения – дать возможность участникам смоделировать ключевые моменты и типовые ситуации, которые могут встретиться человеку в процессе освоения новой специальности, а также осознать, что при желании и творческом подходе в любой профессии есть свои выгоды, зона ближайшего профессионального развития и перспективы карьерного роста.

Задачами, решаемыми в процессе игры, можно считать активизацию мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций и адаптационных резервов участников. Помимо этого у каждого участника игры появляется возможность сформировать адекватную самооценку и целостное представление о себе как о личности, способной на творческое преодоление барьеров на пути профессионального самоопределения.

В видеопособии использованы эпизоды реальной игры, которая проводилась в программе обучающего семинара для психологов отделений и Управлений московской службы занятости на базе Государственного центра профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения.

Во вступительной части участники игры в форме лекции-дискуссии тренером предлагается обсудить одну из наиболее распространенных концепций мотивации, иерархическую структуру основных категорий человеческих потребностей, представленной Абрахамом Маслоу:

физические потребности : еда, вода, отдых, секс;

в безопасности и уверенности в будущем : убежище, гарантии жизни;

социальные : в принадлежности к чему-либо, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии другими;

личностные или эгоистические : в уважении, в самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании;

познавательные : знать, уметь, понимать, исследовать;

эстетические : в гармонии, симметрии, порядке, красоте, справедливости;

в самовыражении : в реализации потенциала и личностном росте.

В рамках проблем безработных людей, приходящих сегодня в московскую службу занятости, пирамида потребностей в процессе группового обсуждения может быть трансформирована следующим образом:

Физиологические потребности:

– заработок, приработок,

– еда,

– одежда,

– сон,

– отдых,

– здоровье,

– физическая нагрузка;

Потребности в безопасности:

– гарантии жизни,

– уверенность в завтрашнем дне,

– жилище,

– страхование,

– охрана;

Социальные потребности:

– принадлежность к группе или делу,

– социальное взаимодействие, общение,

– статус «работающего человека»,

– дружба,

– любовь,

– поддержка;

Личностные (или эгоистические) потребности:

– независимость,

– самоуважение,

– самоутверждение,

– одобрение, признание,

– благодарность,

– авторитет,

– престиж,

– статус;

Потребности в самоактуализации (самовыражении):

– познание нового,

– карьерные достижения, достижение жизненных целей,

– творчество,

– красота, гармония,

– свобода,

– самосовершенствование.

Участникам дается возможность выбрать в качестве стимульного материала одну из предлагаемых информационных профессиограмм востребованных на рынке труда профессий:

– оператор котельной;

– налоговый инспектор;

– электрогазосварщик;

– косметичка;

– аппаратчик;

– сестра милосердия;

– эколог;

– секретарь-референт;

– дизайнер;

– аудитор;

– менеджер;

– каменщик;

– слесарь-сантехник и т.п.

и придумать рассказ (от первого лица) о том, как человек, когда-то бывший безработным, после переобучения на новую (в данном случае – выбранную) специальность попал в непривычную для себя профессиональную среду, адаптировался в ней и стал со временем истинным профессионалом.

По истечении времени на подготовку каждая подгруппа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может получить, став профессионалом в выбранной области.

По окончании рассказа – презентации профессии тренер подводит итоги игры. При этом остальная группа выступает в роли экспертов, отслеживающих реальность достижения удовлетворения предъявляемых потребностей в данной профессии.

В поисках смысла своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного пути, дороги, по которой он будет двигаться. Делая выбор и принимая решения, человек должен, осознавая опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.

Надеемся, что профориентационная игра «Поиск выгоды» поможет участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.

Упражнение №4
Профориентационная игра “Сотворение мира”

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентно­сти в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. I 1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количе­ство частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

— описать доставшуюся часть созданного мира;

— дать всему необходимые названия;

— подчеркнуть характерные особенности;

— государственный строй;

— сферы деятельности;

— предметы импорта и экспорта;

—приблизительная численность населения;

— чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

— есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

— культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы по­пасть в государство, и т.д.).

Время выполнения задания — 30 минут.

Источник: //mirznanii.com/a/204178/trening-professionalno-lichnostnogo-rosta-psikhologa

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.