Тренинг личностных качеств

Тренинг профессионально-личностного роста психолога – часть 3

Тренинг личностных качеств

Главное для упражнений такого типа — постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.

Упражнение №10
“Вам важно”

Это упражнение направлено на отработку умения фиксировать интерес в деловом общении. Одновременно этот ход является полезным при ответе на критические или агрессивные высказывания партнера.

Упражнение организуется следующим образом:

– участники садятся двумя рядами друг напротив друга;

– от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге);

– адресат должен «обработать» высказывание по правилам «Вам важно» и получить от агрессора согласие;

– теперь отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив (см. рисунок). Последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение …

Правила «Вам важно»

Основной принцип таков: нужно исходить изсоображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел быизбежать в будущем (что для него важно). Поэтому ответ на критику или агрессию полезнопросто сообщить человеку, что его услышали.

К примеру:

Фраза: «Ваше поведение несколько вызывающе!!!»

Ответ-вопрос: «Вас важно, чтобы люди на работе велисебя в общепринятых рамках?»

Ответ: «Да»

Когда человек говорит «да», уровень агрессии спадает (инаоборот). Задача – не наращивать агрессивный потенциал высказывания, агасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формулахороша тем, что она позволяет получать непосредственно от партнераподтверждения его интересов и презентации ценностей, а это уже не простодомысел, а факт…

Для того, чтобы грамотнообработать фразу, важно:

1. Понять,что внутри человека заставило его среагировать таким образом

2. Говоритьоб общем предмете претензии: не о цвете галстука, а о стиле одежды; не оконкретной поставке, а об обязательности перед партнерами; и т.д.

3. Говоритьтолько в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны,никаких не…; слова с отрицательным звучанием должны быть заменены на антонимы,например, стоит заменить «не быть неаккуратным» на «быть опрятным», и т.п.

4. Говоритьне о себе, а о людях вообще: не «чтобы я выполнил», а «чтобы сотрудникивыполняли…»; не «я громкий», а «люди были корректны» и т.д.

Упражнение №11
“Качества”

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.

Упражнение №12
“Комиссионный магазин”

Цель упражнения: – формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; – выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; – углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Предлагается поиграть в комиссионный магазин.

Товары, которые принимает продавец – это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость.

Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое.

Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение №13
“На какой я ступеньке?”

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.

Дается инструкция: “Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь”.

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике: – 1-4 ступенька – самооценка занижена – 5-7 ступенька – самооценка адекватна

– 8-10 ступенька – самооценка завышена

Упражнение №14
“Называем чувства”

Цель упражнения: обогащение словаря эмоций у участников. – Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства.

По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана Информация для ведущего: Можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или же как общегрупповой .

Результат работы группы – лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова – это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы. Обсуждение:

Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?

Упражнение №15
“Развитие семантических движений”

Ставится задача — поиск двигательных мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Нужно найти пантомимические и мимические средства выражения этих требований.

Упражнение №16
“Ценности”

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей: – интересная работа – хорошая обстановка в стране – общественное признание – материальный достаток – любовь – семья – удовольствия, развлечения – самосовершенствование – свобода – справедливость – доброта – честность – искренность – вера – целеустремленность

Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение №17
“Что в нем нового?”

Цель упражнения: развитие наблюдательности. – Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 мин. Пауза в 3 мин.

А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить”.

Упражнение №18
“Я в будущем”

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение №19″Шприц”

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать “иммунитет” к психологическому воздействию. У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным.

Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел “посвящение”: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты. Упражнение делается по кругу.

Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго – отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу.

В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у “искусителя” сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение №20
“Чемодан в дорогу”

Группа садится по кругу. Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга).

Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает.

При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение №21″Фоторобот”

Цель упражнения: – формирование творческого воображения; – формирование умения абстрагироваться. Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить между участниками группы следующие части тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки, ноги, плечи и т.д.

На упражнение отводится 15 минут.

Литература.

1. Большаков В.Ю. Психотренинг.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.Н. Атлас по психологии.

3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении.

5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг.

6. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.

7. Кондрашенко В.Т, Донской Д.И, Общая психотерапия.

8. Мелибруда Е.Я. Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения .

9. Пиз А. Язык телодвижений.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.

11. Практикум по социально-психологическому тренингу .

12. Прихожан А. Психологический справочник неудачника.

13. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.

14. Рудестам К. Групповая психотерапия.

15. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии.

16. Сатир В. Как строить себя и свою семью.

17. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельно­сти в прикладных психологических исследованиях.

18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.

19. Юнг К.Г. Психологические типы.

скачать за 50 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: https://mirznanii.com/a/204178-3/trening-professionalno-lichnostnogo-rosta-psikhologa-3

Для чего нужны тренинги личностного роста

Тренинг личностных качеств

тренинг личностного роста

Тренинги личностного роста (психотренинги) появились в 60-70-х годах прошлого века в США. Постепенно они расширили свою географию по всему миру, а где-то в начале – середине 90-х добрались и до России. На сегодня информация о тренингах личностного роста довольно противоречива.

Отзывы и мнения колеблются в широком диапазоне от восторженных призывов немедленного постоянного посещения всевозможных тренингов, как средства решения всех своих проблем, до резко отрицательных комментариев о том, что подобные психотренинги – это лишь бесполезное, а порой и реально вредное средство, используемое «лохотронщиками» лишь для отъема денежных средств у населения. Давайте попробуем найти «золотую средину» и как следует разобраться в том, что же такое «тренинги личностного роста», кому и когда они могут помочь и как обезопасить себя от попадания в организации, предлагающих сомнительные психотренинги ненадлежащего качества.

Что такое тренинги личностного роста?

Для начала, немного теории:

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Личностный рост – развитие человека и накопление им разнообразного опыта, знаний в процессе жизни. Чтобы хорошо адаптироваться к новым условиям, человеку нужно постоянно меняться и работать над собой. Это включает в себя формирование адекватного и трезвого взгляда на вещи, приобретение более удобных форм поведения.

Понятие «личностного роста» в тренинговой практике:

Это определение формулируется в прикладном ключе, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.

Согласно определениям, тренинги личностного роста призваны побудить личность к формированию и развитию таких качеств, которые позволят приобрести адекватный взгляд на окружающий мир и механизмы взаимодействия в социуме. А как следствие, оперативно выйти на новый более высокий и перспективный уровень жизни.

Зачем и кому нужны тренинги личностного роста?

Вы можете задать вполне резонный вопрос: «Если определенный жизненный опыт приобретается в любом случае в течение жизни, то зачем форсировать события путем прохождения тренингов личностного роста?»

Но на это можно ответить и так: «Кому нужен игрушечный паровозик в 50 лет?». Объясняю: наиболее активно развитие личности происходит в так называемых «кризисных ситуациях», требующих оперативного решения.

В условиях реальной жизни, больше всего опыта мы получаем в такие моменты, когда обстоятельства складываются таким образом, что, зачастую, последствия от принимаемого решения подходят под фразу: «То, что нас не убивает – делает нас сильнее». В итоге, мы получаем бесценный опыт, но ценой длительного пост-стресса и сомнений в правильности принятого выбора.

А на тренинге, под руководством опытного преподавателя, ситуации моделируются искусственно и варианты их различных решений могут проигрываться не единожды.

Поэтому гораздо проще, при возникновении определенных проблем, например, в семейной жизни, прийти на соответствующий тренинг и разобраться как со сложившейся ситуацией, так и с истоками ее возникновения в вашей жизни (которые могут произрастать из далекого детства/отрочества) нежели, спустя лет «…дцать» осознать путем проб и ошибок, разрушенных не единожды отношений, что «все было неправильно и виноват/а в этом – я сам/а, мое неправильное понимание таких простых, но неведомых в нужные моменты механизмов и тактик». Альтернативный пример: вы работаете, ваша работа – это не то, о чем вы мечтали, но, в принципе, вас более-менее устраивает. Вы получили определенный профессиональный опыт, вот только заслуженное повышение от вас уже не впервые ускользает, да и отношения в коллективе «так себе». В итоге, складывается ситуация, когда все вроде бы и неплохо, но чего-то остро не хватает. Посещение тренинга в подобном случае также способно «встряхнуть» и привести к пониманию, где же подвох? В самом месте работы или в своем к ней отношении? А иначе можно просидеть на том же стуле до пенсии и так и уйти «не оцененным по достоинству».

Вы можете спросить: «Почему именно на тренинг, а не к профессиональному психологу?», но одно другое не отрицает, только тренинги хороши тем, что в группе вы чувствуете, что не одни с подобными проблемами. Ну и вместе не страшно.

Тем не менее даже если собрать вместе людей с очень похожими проблемами, нюансы всё равно будут разные у всех. Но и это тоже хорошо именно потому, что помогает рассмотреть больше различных вариантов, их причин и методов преодоления.

Так что тренинги личностного роста оптимально подходят для всех, кто хочет проработать и решить такие проблемы, как:

  • Неадекватное понимание некоторых событий
  • Негативные установки
  • Низкая самооценка
  • Тяжелые жизненные ситуации в прошлом и настоящем
  • Отсутствие необходимых знаний

Чтобы обрести необходимые качества и навыки для:

  1. Достижения успеха
  2. Обладания выдержкой и стойкостью в жизни
  3.  Обеспечивания своих (и семейных) потребностей и нужд
  4.  Обретения возможности быть открытым переменам в профессиональном плане и новому жизненному опыту

Когда и куда пойти на тренинг личностного роста?

Первичное формирование личности завершается, в среднем, к 20-25-ти годам.

Разумеется, бывают и исключения, человек может практически полностью сформироваться и к 18-ти годам, и остаться психологически незрелым, склонным к внушению и не способным к анализу и принятию самостоятельных решений к 30 годам и даже старше.

Тем не менее, процессы, влияющие на профессиональный и личностный рост, названные общим понятием «развитие», возможны на любом отрезке жизни и не зависят от возраста.

Единственный момент: до 20-23-х лет, стоит особенно тщательно выбирать место проведения и преподавательский состав, ибо не до конца сформированная личность может легко попасть под влияние, и вместо саморазвития увлечься копированием поведения тренера и «лидеров группы». Что не только не способствует самопознанию и личностному росту, но и чревато неудачной «примеркой чужих масок», самоуничижением и депрессией.

Впрочем, место проведения и опыт преподавателей крайне важны не только для молодежи. Психотренинг психотренингу рознь.

Тренинг может оказаться, как радостным и радужным мостиком в новую перспективную жизненную реальность, так и унылой тратой времени, а то, и не дай боже, источником депрессии и душевного смятения.

Если вы увидели яркую броскую рекламу “ЛУЧШИЙ ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА!!!!” и приняли моментальное решение немедленного посещения этого, первого попавшегося тренинга, то это отнюдь не гарантия того, что вы действительно попадете на качественное мероприятие.

Куда больше вероятность попадания на рекламную «замануху», на которой вам будет предложены лишь пустые призывы от некомпетентных, но пафосных «псевдо-специалистов, вместо реального личностного роста и развития. Все возможно…

Поэтому грамотные люди, прежде чем принять решение о необходимости похода на определенный тренинг, для начала собирают о данном тренинге детальную информацию, потом обдумывают ее, а если возникают сомнения – ищут возможность проконсультироваться с людьми, которые обладают определенной компетентностью и опытом в данной области. Чтобы не ошибиться с выбором тренинга личностного роста, следует уделить внимание таким моментам, как:

  •  Четкому и подробному описанию основных задач и тем психотренинга, изложенным в рекламном буклете или на сайте организаторов тренинга личностного роста. Прочесть всю информацию внимательно необходимо и для того, чтобы быть уверенным, что это именно тот формат и тематика, которые вам подходят, являются актуальными и интересными.
  • Опыту, известности и авторитету ведущего тренинга. При этом немаловажно, если ведущий имеет соответствующее профильное образование и необходимые сертификаты.
  •  Времени существования центра, в котором проводится тренинг личностного роста. Помимо гарантий надежности, которые обеспечивают давно существующие организации, дело не только в этом. Несмотря на то, что самые актуальные и интересные программы, как правило, предлагаются недавно открывшимися центрами, увы, скорее всего, там придется столкнуться с такими сложностями, как: любительское качество проведения, слабая организация тренинг-процесса и материальной базы, а отсюда и не очень удобные условия, и т. д.
  •  Отзывам участников, которые уже побывали на данном тренинге. При этом следует учитывать то, что доверять стоит именно личным впечатлениям, а не тому, что «кто-то, когда-то, то ли сам, то ли кто-то из его знакомых, то ли ходил, то ли кому-то рассказал…». И, именно по той же причине, не стоит доверять многочисленным отзывам из Интернета, как чересчур восторженным, так и резко негативным (как правило, подобные пишутся на заказ самими центрами или их конкурентами).

И еще:

  •  Бегите «сверкая пятками» из тех центров, занятия в которых основаны на полном уничтожении вашей прошлой личности, с преобразованием всех участников тренинга в «унифицированных положительно заряженных роботов», чей «энергозапас» будет пополняться только в процессе прохождения все новых и новых тренингов. Грамотные и профессиональные специалисты будут помогать вам РАЗ-ВИ-ВАТЬ вашу индивидуальную личность, а не отвергать весь ваш опыт, замещая своим директивным мнением и видением.

Сколько тренингов необходимо пройти для решения всех проблем?

Если кого-то еще беспокоит вопрос: «Так сколько именно тренингов обеспечат мне легкую беспроблемную жизнь, море друзей и ненапряжную блестящую карьеру?», – пожалуйста, еще раз очень внимательно прочитайте статью с самого начала, ибо такая формулировка заранее обречена на провал и равносильна вопрошанию: «Сколько мне нужно бегать по утрам, чтобы обрести фигуру Клаудии Шиффер/Антонио Бандероса и оставаться в добром здравии до ста лет?». При этом все понимают, что для поддержания красоты и здоровья необходим комплексный и регулярный подход к своему организму и внешнему виду. Человеческая психика и развитие личности не противоречат данному правилу. Личностное развитие в течение всей жизни не менее важно, чем забота о телесной оболочке. Кроме самих тренингов (которые действительно способны дать прекрасный «пинок под зад» для творческого отношения к самому себе и формированию себя как гармоничной и позитивной личности) процесс личностного роста – это еще и огромная самостоятельная работа по развитию своих положительных качеств и адекватного (не уничижительного) отношения к тем сторонам своей личности, которые еще предстоит понять, принять и усовершенствовать.

Каждая личность индивидуальна, кому- то хватит 1-2-х курсов и дальнейших самостоятельных занятий, кто-то посетит несколько курсов, а потом сделает перерыв на какое-то время, а некоторые будут посещать актуальные для них тренинги с той частотой, которую сочтут оптимальной для себя. Возможны различные варианты, самое главное – это осознать одну простую истину:

Никто и никогда не решит все проблемы за вас, без вашего непосредственного участия!

Удачи вам на этом длительном и тернистом, но, безусловно, увлекательном и полезном пути познания себя и развития своей личности!

Источник: https://evgeniyafirsova.ru/lichnostnyiy-rost/dlya-chego-nuzhny-treningi-lichnostnogo-rosta-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.