< Тренинги для младших школьников - Психолог

Тренинги для младших школьников

Игры-тренинги для самореализации младших школьников | Игры и тренинги | Самопознание

Тренинги для младших школьников
так то ЕНТ / Самопознание / Игры и тренинги

Игры-тренинги для самореализации младших школьников

17.05.2011 18689 1750

Дружный класс – мечта любогопедагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать надтем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованнойличностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получалнеобходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает пособственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющихразличные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами,находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишьприменяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждогоученика в отдельности.

Психологи-исследователиубедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастуюстановятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая заботатолько о физическом здоровье.

Это значит, что деятельность детскогопрактического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнкаполезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме ипродуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится ещена той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее иполучает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр,которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следуетвыделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а неиспользовалось от случая к случаю.

Если педагог сочтёт обязательным инеобходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместнаядеятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуациюуспеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшаетнастроение.

Как показывает практика, детиочень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой науроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие.

Придостойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойнореагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво,уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определеннойпедагогической или психологической задачи.

Таким образом в детях воспитываетсятолерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любыхотношений в повседневной жизни.

Занятие№1.

Игры,настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Детистоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнитьтолько в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например:”Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”.Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называютдома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает,называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мячбросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковоеимя того, кому бросаешь мяч.

Занятие№2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущийпредлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться сситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки заспину.

Обсуждение. Детирассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряетбольшинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие№3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущийпредлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Онподходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затемон старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок долженудержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняютсяте же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произноситьслова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае имбыло легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводуо том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями ипобеждать.

Занятие№4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигатьпальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыкиобщения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пятьворобьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участникиигры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) итянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие№5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущийчитает стихотворение:

Посмотрите: луноходПо Луне легко идёт,Он шагает очень важно,

В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе,пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”.Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами ивытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней).Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из нихначинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свестипальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитиювоображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желаниюобразовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Еслижелающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, какможно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, чторезультат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все”части” машины.

Разделите детей на группы ипредложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать однуиз машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобытретий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работыпсихолога в младших классах средней школы нами опробованы в практическойдеятельности.

Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно онистановились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными.

Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц,которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов,что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Елена ЛЮТОВА,кандидат психологических наук, Галина МОНИНА,ППМС-Центр «Доверие»,

г. Санкт-Петербург

Тревожность — это индивидуальнаяпсихологическая особенность. Тревожный человек испытывает беспокойство в самыхразличных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому нерасполагают.

Работа по повышению самооценкиявляется одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожнымидетьми.

Довольно часто тревожные детиимеют заниженную самооценку, что выражается в боязни браться за новое сложноезадание, в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя вомногих неудачах, Такие дети, как правило, чаще других подвергаютсяманипулятивным воздействиям со стороны взрослых и сверстников.

Для того чтобы помочь детямданной категории повысить самооценку, Вирджиния Квинн предлагает оказывать имподдержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивнуюоценку их действиям и поступкам.

Если в дошкольном и младшемшкольном возрасте ребенок не получает такой поддержки от взрослых, то вподростковом возрасте у него «развивается резкое ощущение личностногодискомфорта» (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Для повышения самооценкиребенка можно использовать следующие методы работы.

Прежде всего, необходимо какможно чаще называть его по имени и хвалить в присутствии других детей ивзрослых.

В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достиженияребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Этомы можем», «Я сделал это!»), награждать грамотами, жетонами.

Поощрять такихдетей можно, поручая им выполнение престижных в данном коллективе дел (раздатьтетради, написать что-либо на доске).

Нельзя сравнивать результаты,которых добились дети, выполняя то или иное задание. Если же педагог все-такихочет провести сравнение, то можно отметить достижения ребенка.

Тревожных детей желательноспрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не надо торопить иподгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенкунеобходимое для подготовки ответа время, стараясь не повторять вопрос дваждыили даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждоеповторение он будет воспринимать как новый стимул.

Если взрослый обращается ктревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие вдушу ребенка.

Для того чтобы тревожныйребенок не считал себя хуже других, желательно в группе детского сада или вклассе проводить беседы, во время которых все дети рассказывают о своихзатруднениях в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенкуосознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с его собственными.Такие обсуждения также способствуют расширению поведенческого репертуараребенка.

Коррекционная работа стревожными детьми может проводиться как индивидуально, так и в группе. Мыпредлагаем несколько групповых игр, направленных на повышение самооценкиребенка.

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Дети сидят в кругу (или запартами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либоодобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательноначинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе»или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание»

и т.д.

На обдумывание задания дается2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткоесообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в егокарточке.

После того как все детивыскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщениюбез помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провестибеседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для тогочтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательноотноситься к окружающим.

(известная игра)

Эта игра учит детей владетьмышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

Дети разбиваются на пары. Одиниз них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (иливедущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

— ребенка, который ничего небоится;

— ребенка, который всемдоволен;

— ребенка, который выполнилсложное задание и т.д.

Темы для скульптур можетпредлагать взрослый, а могут — сами дети.

Играющие обычно меняютсяролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игрыцелесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора,скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

игры, тренинги, Самопознание

Источник: //tak-to-ent.net/load/100-1-0-968

Тренинги для младших школьников

Тренинги для младших школьников

Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.

Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

1) Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2) Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

3) Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

4) Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

5) Развитие творческого потенциала учащихся.

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.

Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж, пение) адаптированные для учащихся 1-4х классов.

Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1,5-2 часов. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды.

В каждой команде выбирается капитан.

Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук. Презентация. Карточки с заданиями. Листы формата А3. Фломастеры, маркеры, карандаши Ножницы, клей. Цветной картон или бумага. Журналы с яркими картинками для коллажа Фонограммы песен о дружбе. Плеер с наушниками, шарфы. Жетоны

Сопроводительный текст к игровому тренингу «ДРУЖБА»

Песня «Настоящий друг» (исп. участники)

Что такое дружба?

У слова Дружба есть много однокоренных слов, например, слово ДРУГ, и первое

задание каждой команде найти как можно больше таких слов в течение 3х минут.

(ответы команд, подсчёт баллов)

Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами — кто сможет назвать такие слова?

Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья и что для этого необходимо?

Друг — это тот, кто… (продолжите это предложение и постарайтесь составить ещё 2-3 предложения)

(ответы команд, подсчёт баллов)

С каким человеком вы хотели бы подружиться? Как вы думаете, каким должен быть настоящий друг, какими качествами должен обладать?

«Друг должен быть… (прилагательные, продолжите это предложение и постарайтесь определить как можно больше качеств настоящего друга )

(ответы команд, подсчёт баллов)

Чтобы стать хорошим другом, необходимо…

Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы — птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т. д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

Но друзьями могут быть не только люди, но и братья наши меньшие. Давайте посмотрим на них.

А сейчас я прошу выйти сюда ребят, которые расскажут нам замечательное стихотворение о дружбе. «Давайте будем дружить друг с другом…»

Вы конечно знаете, что у русского народа есть много разных мудрых пословиц, среди которых есть пословицы о дружбе. Давайте вспомним их, я буду читать начало пословицы, а тот, кто знает продолжение, отвечает обязательно подняв руку.

(ответы команд, подсчёт баллов)

Игра — конкурс «Угадай мелодию»

Сегодня все песни нашего конкурса посвящены дружбе.

За правильный ответ команда получает жетон-нотку.

Наверное, в вашей жизни были моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном, потому что рядом были друзья. Бывают в жизни проблемные ситуации, когда другу необходима помощь.

Каждой команде будет дана та или иная ситуация, из которой надо найти выход, найти решение, так, чтобы не потерять ни себя в глазах друга, ни друга. На обсуждение командам даётся по 3 минуты.

(ответы команд, подсчёт баллов)

А теперь вас ждёт творческое задание, каждой команде предлагается выполнить коллаж на тему «Дружба». У вас есть журналы, листы ватмана, ножницы и клей, используя все эти материалы, вы можете выполнить совместную творческую работу, которая будет называться «Дружба». А жюри в это время подсчитает количество набранных командами баллов.

Подведение итогов, награждение всех участников.

Мы с вами очень дружно трудились, и поэтому я думаю, что сегодня нет побеждённых. Сегодня победила ДРУЖБА!

1) Альбомные листы.

2) Ручки, простые карандаши, фломастеры или маркеры.

3) 4 листа ватмана

4) Журналы (дети приносят заранее)

5) Ножницы индивидуально

6) Клей-карандаш для каждого

7) Карточки с заданиями (проблемные ситуации)

8) Бейджики для жюри и помощников.

9) Таблички с номерами команд на столы и для жюри.

Дополнительные варианты игр и упражнений.

Упражнение «Пять добрых слов»

Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты — добрый”, “ты — веселый”, “ты — остроумный” и т. д.

). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника.

В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он — индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями.

Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто неинтересно.

Диалог стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья»

Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т. е. он слепой, второй – ничего не слышит, т. е.

он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.

д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.

Обзоры сервисов Pandia.ru

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Тренинг для школьников младших классов «Доброта спасет мир»

Цель. Расширить знания учащихся о доброте, ее значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам. Учить делать выводы.

Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим.

Оборудование: клубок с нитками, маркеры, микрофон, свеча, грамзапись, толковый словарь.

1. Упражнение «Приветствие».

Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

2. Упражнение «Ожидание».

— Дети, что вы ждете от нашего занятия? (Дети по очереди высказывают свои ожидания).

3. Объявление темы и задач занятия.

— Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, выясним ее значение в жизни человека.

4.Работа над темой.

а) Работа со словарем.

— Сейчас мы узнаем, как объясняет слово «доброта» толковый словарь.

(Дети ищут объяснение значения слова)

б) Работа в группах на карточках.

— Слово «хороший» сосуществует со многими словами. Соедините слова с соответствующим синонимом.

Добрый дом удобное.

Добрый ребенок комфортный.

Хорошая кровать заботливый.

Хороший хозяин хорошие.

Хорошие отношения послушная.

Хорошая еда незабываемый.

Добрый поступок вкусная.

Добрый друг интересная.

Хорошая наука равна.

— Какая же он хороший человек? (Дети высказывают свои мысли)

5. Упражнение «Солнце доброты». Работа в группах.

— Давайте зажжем «Солнце доброты». Для этого на лучиках напишите черты, присущие хорошему человеку. (Дети пишут на солнечных лучиках)

6. Работа с пословицами в парах. Игра «Собери пословицу».

Где добро, там исчезает зло.

Доброта кончается радостью.

От доброго слова мир радуется.

Доброму слову цены нет.

Доброта не имеет границ.

Кто хорошо начинает, тот хорошо кончает.

Хорошие дети доброе слова послушают.

Доброе слово — золотой ключ.

7. Упражнение «Займи позицию».

— Существует мнение, что главное в мире-богатство, а доброта совсем не нужна. Займите позицию, согласны вы или нет с этим высказыванием. (Дети занимают место под соответствующими сигнальными карточками, объясняют свой выбор.

8. Упражнение «Сплети паутинку».

Дети становятся в круг.

— А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.

9.Мозговой штурм «Интервью».

-А теперь проведем интервью о хорошем человеке. Узнаем, чего никогда не делает добрый человек. Начинаем такими словами:

— Добрый человек никогда не .

10. «Магическая свеча».

-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:

— Если бы я стал волшебником, я бы сделал .

11. Минутка доброты.

— Слушая вас, я поняла, какие вы добрые, и недаром говорят, что добро живет в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна. Сейчас на отпечатках своих ножек нарисованных на листках бумаги вы напишете добрые дела, которые сделали кому-то. Образуем тропу доброты.

— Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, детки, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь.

Источники:
Игровой тренинг «Дружба» для младших школьниковИгровой тренинг «Дружба» для младших школьников Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников. Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников. Цель: повышение сплоченности

//pandia.ru/text/80/323/68372.php

Тренинг для школьников младших классов «Доброта спасет мир»Тренинг для школьников младших классов «Доброта спасет мир».

//apruo.ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/257-trening-dlya-shkolnikov-dobrota-spaset-mir.html

(Visited 21 times, 1 visits today)

Источник: //notoffended.ru/stati-po-psixologii/treningi-dlya-mladshix-shkolnikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.