Три психологические техники для лечения детских травм

Содержание

Как избавиться от психологической травмы детства

Три психологические техники для лечения детских травм

05.09.2018

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы рассмотрим психологические травмы детства. Вы узнаете, какие факторы могут влиять на их возникновение. Поговорим о негативных установках. Выясните, каковы последствия для взрослой жизни могут иметь такие травмы. Рассмотрим, как с ними необходимо бороться.

Возможные причины

Постоянные скандалы, развод родителей — возможный источник детской психотравмы

К факторам, которые могли повлиять на развитие такой травмы, относят:

  • тяжелое заболевание одного из членов семьи, гибель родственника;
  • гиперопека родителей;
  • их развод;
  • постоянные конфликты в семье;
  • материальные проблемы;
  • если ребенку нанесли травму, физическую, моральную или сексуальную;
  • отчуждение родителей, предательство одного из них, особенно, если он был в авторитете;
  • перенесенное ребенком тяжелое заболевание, приносящее сильную боль;
  • наличие аморальных родителей;
  • антисоциальная среда взросления;
  • конфликты в школе.

Всему виной может быть неправильное воспитание, в частности применение определенных стереотипов, отрицательных установок, создающих почву для психотравм, мешающих во взрослой жизни.

  1. «Лучше б ты не рождался». Мать и отец могут многократно об этом говорить, аргументируя тем, что с появлением на свет малыша в их жизни появилось много больших сложностей, проблем, ограничений. Малыш делает вывод, для того, чтобы его родители перестали страдать, ему необходимо умереть.
  2. «Тебе нужно быть похожим на соседского ребенка». Родители постоянно сравнивают своего отпрыска с другим малышом, который более умный, красивый, успешный. При этом они принижают своего ребенка, указывают на его несостоятельность. В такой ситуации малыш начинает себя стесняться, пытается слиться с толпой.
  3. «Ты всегда будешь маленьким». Родители боятся, что их ребенок повзрослеет и покинет семейное гнездышко, поэтому делают все, чтобы препятствовать развитию своего отпрыска, тормозят его на уровне дошкольника. А это приводит к тому, что во взрослой жизни он не может самостоятельно действовать и мыслить.
  4. «Не веди себя, как ребенок, ты уже взрослый». Родители жаждут, чтоб их малыш, как можно быстрее стал взрослым, умным, ответственным и самостоятельным. Постоянно его упрекают тем, что он ведет себя, как малыш. В связи с этим ребенок лишается детства, слишком рано взрослеет, забывает о своих потребностях и желаниях.
  5. «Хватит мечтать, займись делом». Ситуация, когда родителей лишают ребенка возможности фантазировать, строить планы. Это приводит к совершению многих ошибок.
  6. «Перестань ныть». Фактически – это призыв к тому, чтоб перестать что-либо чувствовать. В такой ситуации малыш загоняет свои волнения, чувства в подсознание, из-за чего потом развиваются серьезные проблемы с психикой.
  7. «Никому не доверяй». Родитель убеждает ребенка в том, что вокруг мошенники, обманщики. А это приводит к тому, что с малых лет человек привыкает, срастается с мыслью о том, что его окружают враги, мир опасный и враждебный.

Большинство людей обращаются за помощью к психотерапевту, когда у них возникают какие-то проблемы, затрагивающие нынешнюю сферу деятельности. Они даже не догадываются, что основная причина кроется в детстве, в травмах, пережитых в нем. Одна моя знакомая имела повышенную тревожность, она постоянно обо всем переживала.

Больше всего волновалась за сына, ей повсюду мерещились угрозы. Ее муж настоял на обращении к психотерапевту. Специалист сразу выявил, что имеет место детская травма.

Как оказалось, всему виной то, что в детстве ее регулярно колотил младший брат, она постоянно находилась в состоянии жертвы, которую никто не защищал, даже мама.

Характерные проявления

Повышенная тревожность — проявление детской психотравмы

На то, что психологическая травма имеет место, могут указывать следующие проявления:

  • апатия;
  • подавленность;
  • шоковое состояние, которое сохраняется продолжительное время без видимых на то причин;
  • перепады настроения, от радости до ярости;
  • постоянное чувство вины;
  • повышенная тревожность;
  • страхи, в частности темноты, незнакомцев, одиночества;
  • чувство ненужности, заброшенности, ущербности.

Кроме психологических проявлений могут присутствовать и физиологические симптомы:

  • тахикардия;
  • психосоматические боли;
  • постоянная усталость;
  • нарушение памяти и концентрации внимания;
  • напряжение, мышечные зажимы;
  • ощущение бессилия, беспомощности;
  • ночные кошмары.

Последствия

Одиночество — возможное последствие детской психологической травмы

  1. Замедление процесса социализации.
  2. Одиночество, сложности с расширением круга общения.
  3. Невозможность нормально адаптироваться в новом коллективе.
  4. Развитие фобий, в частности социофобии.

  5. Формирование депрессивных расстройств, развитие обсессивно-компульсивного расстройства.
  6. Формирование аддикций, в частности наркомании, игромании, алкоголизма.
  7. Пищевые аномалии, в частности, нервная анорексия, компульсивное переедание.
  8. Развитие всевозможных комплексов.

Психологические приемы

Общение с психотерапевтом помогает совладать с психотравмами из детства

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • проблемы в личной жизни;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и панических атак. Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.

Советы

Не бойтесь проявлять свои эмоции

Предлагаю Вашему вниманию рекомендации касательно того, как пережить детскую психотравму.

  1. Недопустимо долгое время оставаться в одиночестве. Это может привести к выпадению из социума. Иногда человеку кажется, что родные неспособны помочь с его проблемами, ему не хочется навязывать свои переживания другим людям. Однако, выговорившись, станет легче. Иногда проще довериться кому-то постороннему. Зачастую облегчить состояние можно при помощи выплескивания своих переживаний.
  2. Совершайте будничные действия, выполняйте привычные задачи. Можно помогать людям, заниматься волонтерской деятельности, ощутить себя важным для кого-то.
  3. Проявляйте собственные чувства и эмоции. Если возникает потребность в слезах, не стесняйтесь плакать. Вы можете изливать свои эмоции, как напрямую, так и при помощи искусства, например, арт-терапии или путем физических нагрузок.
  4. Следите за своим здоровьем. Помните о том, что здоровый дух только в здоровом теле. Не забывайте, что в организме человека могут возникать психосоматические недуги в ответ на стрессовые ситуации. Поэтому так важно заниматься правильным питанием, следить, чтоб был полноценный сон, физические нагрузки, хоть минимальные, отсутствовали вредные привычки.
  5. Научитесь избегать стрессовых ситуаций или же, если с ними совладать не выходит, прибегайте к медитации, дыхательной гимнастики, релаксационным упражнениям.

Теперь Вы знаете, как избавиться от психотравмы, пришедшей из детства. Помните о том, что прошлое дает немалый отпечаток на Вашем настоящем. Не забывайте, что попытки придавить в себе былые воспоминания, не приведут ни к чему хорошему. Необходимо проработать травмы, прийти к осознанию того, что жизнь прекрасна и она продолжается.

Как избавиться от психологической травмы детства Ссылка на основную публикацию

Источник: https://psycho4you.ru/rasstrroystva/psihologicheskaya-travma-detstva

Про детские психотравмы и взрослых невротиков | Саморазвитие, Социум | Наша Психология

Три психологические техники для лечения детских травм

К сожалению, практически все люди в детстве сталкиваются с психологическими травмами. И вопрос не в том, как их избежать, а в том, как правильно с ними справляться.

Травматичный опыт детства: 3 варианта последствий

  • 1-й вариант. Делает взрослого человека сильнее.
  • 2-й вариант. Становится поводом для хронического недовольства собой и жизнью (формируется личность невротика).
  • 3-й вариант. Приводит к тяжелым «сломам» психики и нарушениям на уровне психозов.

От чего зависит успешность в переработке психотравмы?

От характера травмы, защитных возможностей ребенка на тот момент (чем младше, тем труднее справиться) и от реакции семьи и близких на событие. Причем самым важным является именно этот, последний фактор.

В качестве иллюстрации рекомендуем посмотреть фильм «Повелитель приливов» (1991 год), где как раз отрицание семьей травмы привело к тому, что во взрослом возрасте один ребенок стал невротиком, а второй – психотиком.

Кто такой невротик?

Если кратко – это человек, который, в связи с детскими психотравмами, так и не смог достаточно повзрослеть.

10 признаков личности невротика

  • 1. Невротическая гордость: потребность быть самым лучшим и вызывать восхищение.
  • 2. Перфекционизм: стремление быть идеальным, добиваться всего и сразу.
  • 3. Жизнь по принципу «надо»: жесточайшие требования к себе и другим. Это дает высокую работоспособность, но низкий уровень заботы о себе приводит в итоге к срывам.
  • 4. Зависимость от внешней оценки («мнение окружающих обо мне ценнее, чем мое собственное»). Стремление получать одобрение от всех окружающих, даже от совершенно чужих людей.
  • 5. Высокая тревожность, беспокойство возникает в ответ не на реальную ситуацию, а на постоянные негативные прогнозы.
  • 6. Склонность к манипуляциям, в отношениях стремление получать подтверждение своей ценности («докажи, что любишь»).
  • 7. Пассивность, когда речь идет об улучшении своей жизни («бороться бесполезно»).
  • 8. Готовность страдать, занимать позицию Жертвы.
  • 9. Очень ограниченный диапазон способов совладания со стрессом.
  • 10. Высокий уровень способностей, что в сочетании с умением себя «заставить» часто приводит к социальному успеху. Но внутри остается пустота и недовольство собой, ощущение проживания «не своей жизни».

1. Травма «брошенности»

Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.

Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.

К чему приводит?

Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.

2. Травма «отвержения»

Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.

3. Травма «лишения»

Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.

4. Травма «предательства»

Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.

Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).

Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А. Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших.

5. Травма сексуального соблазнения

Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.

6. Травмы, связанные с физическим насилием

Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.

7. Травмы «унижения» или нарциссические травмы

Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».

В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.

Можно ли перестать быть невротиком?

Безусловно. Более того, психотерапия невротического характера обычно очень успешна.

Многое можно сделать самостоятельно. Важно начать и понимать вектор движения.

Это в первую очередь формирование «взрослого» взгляда на жизнь. Изменение установок и получение нового опыта, позволяющего действительно увидеть реальность такой, какая она есть, а не глазами страдающего травмированного ребенка.

Берегите себя и становитесь «хорошими родителями», в первую очередь для своего собственного Внутреннего Ребенка.

6 фильмов, в которых показано, как детские психотравмы формируют личность невротика

  • 1. «Повелитель приливов» (1991)
  • 2. «Управление гневом» (2003)
  • 3. «Страна садов» (2003)
  • 4. «Убей меня позже» (2001)
  • 5. «Загадочная кожа» (2004)
  • 6. «Пианистка» (2001)

А в этих фильмах детские психотравмы приводят к более серьезным нарушениям, на уровне психозов

  • 1. «Черный лебедь» (2010)
  • 2. «Цвет ночи» (1994)
  • 3. «Сибилла» (2006)
  • 4. «Клетка» (2000)

Книги, которые стоит прочесть, чтобы лучше разобраться в теме

  • «Женщины, которые любят слишком сильно» Робин Норвуд
  • «Узник иной войны» Мэрилин Мюррей
  • «Драма одаренного ребенка» Алис Миллер
  • «Пробуждение Тигра – исцеление травмы» Питер А. Левин
  • «Счастливый невротик, или Как стать родителем самому себе» Джеоф Грэхэм
  • «Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо

психологическая травмапсихотравма

Источник: https://www.psyh.ru/pro-detskie-psihotravmy-i-vzroslyh-nevrotikov/

Как проработать детские психологические травмы: отработать, вылечить

Три психологические техники для лечения детских травм

Как проработать детские психологические травмы, знает не каждый родитель, который хочет помочь ребенку. Редко удается самостоятельно справиться с проблемой. Причина может быть любой, выявляет ее психолог либо врач – психиатр или психотерапевт.

Используй поиск

Мучает какая-то проблема? Введите в форму “Симптом” или “Название болезни” нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.
   ↑

Детские травмы проявляются не только у малышей, но и у взрослых. Они с детства мешают жить пациенту, делают его скованным, боязливым. Терапия пациента складывается поэтапно.

Она происходит совместно с психологом, психотерапевтом, родственники, друзьями:

  1. Научиться любить самого себя, как личность. Человек должен заботиться о себе, проявлять благосклонность. Даже если были совершены ошибки, их прощают, учатся жить дальше.
  2. Общение. Пациент должен выходить в общество, не оставаться в одиночестве. Знакомятся с новыми людьми, с которыми складываются дружеские или любовные отношения. Оба варианта идут на пользу.
  3. Принимать помощь от близких. К ним относятся родители, семья, друзья, посторонние люди. Многие из них хотят помочь справиться со сложившейся ситуацией, поэтому уделяют внимание пострадавшему.
  4. Отвлекаются. Занимаются любимым делом: рисование, вышивка, езда на машине, просмотр кинофильмов. Они помогают отвлечься, особенно когда пациент остаётся в одиночестве.
  5. Сеансы у психолога или психотерапевта. В первом случае специалист помогает справиться с трудными воспоминаниями, влияющими на жизнь. К психотерапевту обращаются при тяжелой травме, меняющей психику. Психотерапевтические сеансы помогают устранить последствия пережитой травмы.
  6. Посещение групповой терапии. На ней пациенты рассказывают о собственных переживаниях, связанных с произошедшими событиями. Пострадавший может почерпнуть для себя полезную информацию, научиться сопереживать другим людям.
  7. Седативные вещества. Если состояние человека не тяжелое, пьют легкие седативные средства (Новопассит, Афобазол). При тяжелых состояниях используют сильные седативные, снотворные лекарства, транквилизаторы. Их отпускают по рецепту психотерапевта. Лекарство применяют в строгой дозировке и прописанным курсом, иначе произойдет передозировка, угрожающая жизни и здоровью.

Пациент может самостоятельно определить для себя наиболее подходящий метод. Рекомендуется выбрать несколько из них, чтобы достичь результата.

Помимо отвлечения от ситуации, обязателен поход к врачу. С помощью опроса выявят причину состояния. На сеансах хороший врач поможет устранить проблему. Если состояние пациента перевозбужденное, назначают седативные средства.

   ↑https://gidpain.ru/travma/prorabotat-detskie-psihologicheskie.html

Если травма, психологическое расстройство были получены в детском возрасте, воспоминания давят на психику пациента. Он пытается забыть произошедший случай, который смог его травмировать, поэтому начинает употреблять вещества, затуманивающие сознание.

К ним относятся:

  • легкие или тяжелые наркотики;
  • алкоголь.

Оба вещества проникают в головной мозг, вызывая повреждение нейронов. Постепенно ухудшается не только психическое, но и физическое состояние. У человека появляется болезнь (гепатит, цирроз, почечная и сердечная недостаточность, нейропатия).

После принятой дозы алкоголя и наркотиков сознание человека затуманивается, он перестает вспоминать о негативном происшествии, насилии. Он не чувствует себя одиноко, тревожно. На самом деле, депрессия нарастает, потому что повреждаются клетки головного мозга.

Единственный способ устранить проблему – обратиться к врачам. Проходят лечение у нарколога и психиатра.

   ↑

Психотравма – нарушение психоэмоционального состояния после пережитого потрясения. Причина может быть в физическом или психическом насилии, негативном чувстве, смерти близкого.

Благодаря тесту психолог может выявить наличие травмы, но определить причину можно только при помощи опроса пациента. Узнают о его отношениях с родителями, друзьями, близкими. Выявляют его отношения с людьми во время обучения в школе и в высшем учебном заведении. Негативные действия близких и посторонних людей могут повлиять на психику.

Врач последовательно задает пациенту вопросы, согласно тесту.

  1. Насколько увеличилось или уменьшилось количество друзей по сравнению с прошлым годом?
  2. Есть ли чувство вины за пережитые события?
  3. Возможно ли применение физической силы при появлении обидчика?
  4. Приводят ли воспоминания о прошлом в печаль, негодование, расстройство?
  5. Способность или отсутствие возможности вступать в близкие контакты с противоположным полом.
  6. Качество ночных сновидений, появление кошмаров. В каком настроении просыпается пациент?
  7. Наличие или отсутствие мыслей о суициде при воспоминании о прошлом.
  8. Способность испытывать эмоции или их отсутствие.
  9. Бывают ли вопросы к самому себе, почему человек все еще жив, а близкие ему люди мертвы?
  10. Бывают или нет негативные воспоминания о прошлом?
  11. Отсутствие или наличие резкого упадка сил без видимой причины.
  12. Трогают ли пациента моменты, при которых остальные люди плачут, смеются, испытывают другие эмоции?
  13. Существование или отсутствие фантазий, вызывающих у пациента страх, негодование и другие отрицательные эмоции.
  14. Трудно или нет работать продолжительное время?
  15. Возможность или отсутствие сосредоточенности.
  16. Возможность появления беспричинного плача, резкого изменения настроения.
  17. Существование запуганности, страха от собственных мыслей и желаний.
  18. Как пациент реагирует на резкий шум?
  19. Невозможность рассказать посторонним людям или близким о действии пациента, которое он предпринял в прошлом.

На эти вопросы и утверждения отвечают утвердительно, отрицательно или сомнительно. По результатам тестирования врач определяет нормальность или отклонения в функционировании психики. Если сомнителен только 1 ответ, это не говорит о наличии психологического потрясения.

Важен индивидуальный подход, близкий контакт с пострадавшим, разговор. По появившимся симптомам психолог предполагает диагноз в виде психотравмы. Чтобы выяснить причину, которая могла травмировать, проводят беседу, выявляя переживания, эмоции.

   ↑

Психологические травмы подростков в школе

У большинства людей психотравмы возникают в школьный период.

В это время появляется большая нагрузка на эмоциональное состояние по следующим причинам:

  • появление нового коллектива, который бывает не сплоченным, агрессивным;
  • ученики, которые учатся хуже, чувствуют себя слабее других;
  • большая нагрузка, с которой справляется не каждый ученик;
  • буллинг – травля, агрессия по отношению к ребенку, который слабее других учеников;
  • плохие взаимоотношения с родителями, недовольными прогрессом и полученными оценками;
  • большая загруженность ребенка, который после школы ходит на дополнительные занятия, кружки;
  • негативное отношение учителей, которые проявляют агрессивность, неподобающую должности;
  • неразделенная дружба, любовь, симпатия к другим детям.

Большинство людей недоброжелательно вспоминают о школьных годах. Для них это стрессовое состояние, с которым они не справляются. Из-за негативного состояния в школьные годы пациент в дальнейшем может вести себя агрессивно по отношению к другим людям, не хотеть сближаться с ними, работать.

Помимо частых причин, возникают редкие случаи, из-за которых возникает травма на всю жизнь:

  • смерть, тяжелая болезнь друга по школе;
  • насилие, избиение пациента другими учениками или людьми старшего возраста, находящимися в стенах школы;
  • сексуальное насилие со стороны других детей или учителей.

Подобные травмы должны заподозрить родители при резком изменении настроения, поведения подростка. Если помощь не оказана своевременно, могут возникнуть последствия для его психики. Например, он не сможет вступать в близкий контакт с другими людьми.

При полном нежелании обращаться к врачу, родители помогают справиться с эмоциональным потрясением самостоятельно. Они должны стать опорой, постоянно поддерживать. С ребенком проводят больше времени, чтобы он почувствовал себя нужным.

   ↑

Разница между психической и психологической травмой

Психотравма – потрясение, после которого меняется эмоциональный фон, но повреждение психики не образуется. То есть человек продолжительное время не контактирует с людьми, плачет, обижается. Но после самостоятельного восстановления он продолжает жить дальше без сильных негативных ощущений.

Психическая травма – события, приводящие к нарушению психики:

  • нежелание сближаться с другими людьми;
  • постоянный страх перед будущим;
  • мысли о суициде;
  • боль на физическом и психическом уровне при воспоминании о прошлом;
  • ухудшение здоровья из-за негативных эмоций (повышение артериального давления, обмороки, депрессия);
  • агрессивное поведение, применение насилия, негативное отношение к людям;
  • частые депрессии.

Если поражение психологическое, пациент может справиться самостоятельно или обратиться за поддержкой к близким. Постепенно все неприятные воспоминания полностью исчезнут, останется лишить легкое расстройство.

Психическая травма требует лечения у психиатра. Помощь родственников может привести к ухудшению самочувствия, постоянному чувству вины, депрессии. Чем раньше обратиться за помощью, тем выше возможность полного восстановления после прохождения курса терапии.

   ↑

Как помочь близкому с психотравмой

Чтобы выбрать способ адекватной помощи, подбирают лучший вариант лечения для пациента. Он зависит от его эмоционального состояния, наличия негативных ощущений.

Можно начинать с наиболее простых методов, переходя к сложным, в зависимости от прогресса терапии:

  1. Разговор. Выясняют, какой период жизни привел к негативному состоянию. Определяют травматическую причину, чтобы устранить ее.
  2. Постоянное нахождение рядом с пострадавшим. Не рекомендуется оставлять его одного, чтобы он не смог себе навредить.
  3. Метод отвлечения. Используют спорт, хобби, уборку дома. Чем меньше он думает о детских или взрослых переживаниях, тем ниже риск осложнений.
  4. Выводят пострадавшего в общество, не дают ему быть наедине со своими мыслями. Новые знакомства приведут к дружбе, возникновению привязанности и любви. Положительные эмоции благоприятно влияют на состояние пострадавшего.
  5. Воздействие другим стрессом. Применяют стрессовые состояния в виде прыжка с парашютом, управления самолетом, катания на серфинге. Это поможет забыть прошлое, приобрести новые положительные эмоции.
  6. Завести животное. Людям помогают переживать негативные обстоятельства в жизни собаки, кошки и другие животные. Питомец положительно относится к хозяину, вызывает только добрые ощущения.
  7. Обратиться к психологу или психотерапевту. Врач на осмотре выявит причину ухудшения физического, психического самочувствия с помощью простых методов. Терапия проводится с помощью лекарственных препаратов, психологических консультаций. Можно не только выявить причину, но и полностью устранить ее.
  8. Употребление легких седативных препаратов. Лучше, если их назначит врач. Самостоятельно можно купить Афобазол, Новопассит. Их применяют только в крайних случаях, чтобы предотвратить нервный срыв. Лекарства употребляют по инструкции, недопустима передозировка. При ее появлении образуется слабость, усталость, вялость, падение артериального давления, резкий упадок сил.

Психологическое потрясение для многих пациентов появляется в легкой форме. Другие воспринимают изменения серьезно, поэтому меняется их поведение, свойства характера, отношение к другим людям.

Врачи советуют не пить лекарства самостоятельно, так как пациент может неправильно подобрать дозировку и курс. Близкие родственники помогут справиться с проблемой. Они направят пострадавшего к психологу или попытаются обойтись без его помощи.

Источник: https://GidPain.ru/travma/prorabotat-detskie-psihologicheskie.html

Ваш психиатр: Три психологические техники для лечения детских травм

Три психологические техники для лечения детских травм

Последствия детских психологических травм часто продолжают сказываться и во взрослом возрасте, и даже могут передаваться следующему поколению.

Пережитые в детстве издевательства, насилие, тяжелые потери или пренебрежение со стороны родителей повышают риск развития зависимостей, депрессивных расстройств и других психических проблем.

О том, как с этим можно справиться, рассказывает психиатр Дэвид Сэк.

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком».

Под этим «ребенком» имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте.

Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь, Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек – например, один из родителей.

Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве.

Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии.

Эта техника помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения.

Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод особенно хорошо подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм.

У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциями и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет в себе подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам – схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

3. ДПДГ

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) – техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами.

Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму.

Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

http://www.psychologies.ru/sel…

Источник: https://cont.ws/post/749655

Как лечить свои детские травмы

Три психологические техники для лечения детских травм

Продолжаем разговор о том, как влияют на нашу взрослую жизнь отношения с родителями и как лечить свои детские травмы.

Вот здесь было начало разговора и мы говорили о том, что бывает с нами в жизни, если нам чего-то не додали в детстве родители.

Собственно, как влияют, вроде в общих чертах разобрали. Тут, конечно, много деталей и нюансов, которые в одной статье не охватишь. Буду эту тему и дальше развивать, она неисчерпаема.

А пока давайте двигаться к практическому компоненту темы.

Допустим, выяснили мы, что родители (оба или кто-то один) не удовлетворяли наши базовые психологические потребности. Что же делать-то теперь с этим всем?..

Как лечить свои детские травмы?.

Простых решений типа «наплевать и забыть» не будет, сразу предупреждаю.

Одна из самых больших наших ошибок в этом месте – это «ампутировать» себе эту неудовлетворённую потребность. Как будто её и не было, и она нам совсем даже и не нужна.

Ведь можно же прожить, скажем, без маминой любви. Ну, не любила… так и хрен с ней, с этой любовью… такое простое решение вроде бы.

Но это ни разу не решение.

Нельзя «расхотеть» маминой или папиной любви. Нельзя, понимаете?.

И, как бы вы ни пытались отрицать у себя эту потребность, чтобы защитить себя от страданий, ничего из этого в итоге не выйдет. Загоните чувства вглубь, а потом всё равно бабахнет, рано или поздно.

Давайте я тогда на примере «Мама не любила» дальше на эту тему порассуждаю.

Потребность в любви матери – естественная и базовая потребность каждого человека. Но не всем эти любящие матери достаются «на раздаче». И это ничья вина, просто так случается.

И вот проблема – потребность не была удовлетворена в детстве и не может, тем более, быть удовлетворена во взрослом возрасте.

Почему не может во взрослом?..

Первое, потому что мамы, не любящие своих детей, как правило, такими и остаются до конца жизни. Изменения к лучшему тут бывают, но редко, к сожалению.

Второе, мы уже с вами знаем, что искать маминой любви в других людях – партнёрах (партнёршах), друзьях-подругах, коллегах и даже своих собственных детях тоже не пойдёт. И искомого не получим, и отношения разрушим.

Так что же нам делать?

Как это ни печально, но надо согласиться с тем, что потребность эта так и останется неудовлетворённой. Прошлого мы не изменим никогда и ни при каких условиях.

И, чтобы двигаться дальше и чтобы состояться, как личность, нужно признать это своё бессилие. Не смогу я уже получить этой любви никогда и ни при каких обстоятельствах. Да, меня будут любить другие люди, но они – не мама! А мама никогда не полюбит так, как мне бы хотелось.

И вот здесь, в этой точке, за этим бессилием и невозможностью получить то, что очень нужно (на психологическом языке это называется «фрустрация») вам откроется целый ворох разных чувств, от глубокой печали до ярости. И каждое из этих чувств надо пережить и принять.

Что это значит – обнаружить в себе это чувство, понять, откуда оно и на что именно, выразить это чувство в мир (через разговор или действие). Можно это, конечно, делать в одиночестве в обнимку с любимой подушкой, но лучше, намного лучше, чтобы свидетелем этого выражения ваших чувств были люди.

Тогда обмен с миром будет более полноценным, двусторонним и своего рода «задокументированным»

Вы ему свои чувства на маму, которая вас не любила, а он вам в ответ тоже что-то. Если вы правильно выбрали людей, с кем поделиться этими чувствами, то в ответ вам придут понимание, поддержка и сочувствие.

Потому что все ваши чувства, даже очень негативные, в этот момент их выражения будут уместны и правильны. Вас обделили чем-то очень важным, и вы имеете право злиться и обижаться по этому поводу.

Если вы сможете распутать этот клубок по ниточке, от бессилия и дальше по серпантину ваших чувств, то вскоре, в своё время, вы придёте к глубокой, истинной печали.

А знаете ли вы, что именно там, на глубине нашей самой глубокой печали, которая порой может казаться такой безысходной и нескончаемой, находится благословенная точка перемен? Точка, которая, как катапульта, выбросит нас наверх из этого мрачного и тёмного колодца печали.

К сожалению, нам часто просто не дают возможности нащупать эту точку. Наша культура очень боится печали и негативных переживаний. Нас всё время подбадривают и «поддерживают»: «Не думай о плохом!», «Держи хвост пистолетом!», «Не опускай руки!»…

И этим самым не дают нам опуститься на глубину этого колодца, туда, где наша боль, печаль и отчаяние от невозможности получить что-то очень для нас важное, достигнут своего пика. И где мы получим облегчение и энергию для преодоления этого дефицита, при условии, что мы организовали себе поддержку и безопасные условия для «спуска на дно».

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы залечить свои детские раны и травмы, это признать то, что ущерб от них есть, и он никуда не денется. И честно «взглянуть в глаза» своим чувствам про это. Плакать от бессилия, злиться, обижаться и печалиться. По полной, до самого дна.

Обязательно с поддержкой (лучше профессиональной), одному с такого рода катарсисом не справиться, сразу говорю

Можно с друзьями-подругами, конечно, но тут многое будет зависеть от того, что это за люди, и смогут ли они сопроводить вас туда, куда вам надо, и будут ли вас поддерживать. А то ведь как может случиться – нырнёте в воду вместе, а друзья вас либо наверх будут вытаскивать, не пуская на глубину, либо, наоборот, топить, образно выражаясь.

А нужно, чтобы не тянули ни туда, ни сюда, а плыли с вами рядом, подставляя вам плечо, когда это нужно вам. И чтобы вы знали, что, если вы вдруг начнёте захлёбываться на глубине, они помогут вам выплыть наверх.

Так что отнеситесь, пожалуйста, серьёзно к этому процессу и организуйте себе безопасное и поддерживающее пространство, где вы сможете окунуться в этот «омут» переживаний. Но он жизненно необходим, чтобы освободиться от тяжести непростых чувств по поводу недоданного вам родителями, и двигаться дальше в жизнь.

Но это ещё не всё

Наш первый шаг, который мы обсуждали, — это признать, что неудовлетворённая потребность есть, никуда не исчезла и, что самое печальное, никогда не может быть удовлетворена.

Посмотрите вот здесь работу замечательного Тони Роббинса с девушкой по имени Сиенна, которая злится на отца-наркомана и тоскует по его любви, которую так и не получила в детстве.

Фрагмент работы Энтони Роббинса

В этом фрагменте работы Тони Роббинса, он говорит девушке, с которой работает: «Ты ненавидишь себя за то, что по-прежнему любишь его (отца), несмотря ни на что?»

Да, любит, и по-прежнему ждёт его любви и нуждается в ней. И отрицать это бессмысленно и даже опасно

Этот незавершённый гештальт порождает много чувств, которые надо осознавать и размещать в окружающем мире.

Обсуждать (на терапии, с друзьями, на тренингах), сублимировать в творчестве (писать про это стихи, книги (помните блестящую книгу «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева? – вот как раз из этой оперы), снимать кино, писать картины и создавать скульптуры, и что угодно ещё, если это приносит вам облегчение и безопасно для мира.

А дальше, после того, как эти чувства выпущены на волю и отреагированы, нужно переходить к фазе 2. Созидательной.

В ситуации, когда у вас есть дефицит чего-либо, у вас всегда есть два пути

  1. Первый – проклинать этот чёртов дефицит, искать виноватых, которые недодали, недоглядели и упустили, объяснять им, этим децифитом, свои неудачи и неуспехи.
  2. Второй – забить на то, чего у вас нет, и опираться на то, что есть.

И тут опять Тони Роббинс был великолепен (смотри видео выше).

Он предложил девушке, имеющей вполне разумные претензии к отцу-наркоману, предъявить ему так же претензии и за всё хорошее, что он ей дал. Например, за её энергию и пробивной характер, который сформировался как раз в противостоянии с ним. Список, как вы понимаете, можно продолжить.

Звучит парадоксально, но, отнимая у нас что-то важное, родители тут же, другой рукой, дают нам что-то не менее важное и ценное.

Было масштабное исследование на Западе. Точных ссылок у меня нет, это давно было, но точно не фейк

Наблюдали детей из семей разного социального уровня на протяжении многих лет. Выяснили, что дети из благополучных семей (где их, видимо, очень любили и хорошо заботились) в большинстве своём во взрослом возрасте оказывались примерно на том же уровне социальной успешности, что и их родители. Плюс-минус туда-сюда. В общем, предсказуемо.

А вот дети из неблагополучных семей показали удивительную картину.

Половина повторили участь своих родителей – «украл, выпил, в тюрьму». Зато вторая половина «выстрелила» намного сильнее, чем благополучные детки. Эта вторая половина добилась гораздо бо́льших успехов и, что самое важное, показала гораздо более высокий уровень удовлетворённости своей жизнью, чем их ровесники из хороших семей.

Догадываетесь, за счёт чего?.

И им не помешали тут ни то, что родители их били, не любили и фрустрировали их базовые потребности каждый день с утра до вечера.

Они, эта вторая половина, пошли по второму пути. А первая, соответственно, выбрала первый. Ну, так, кто что выбрал, тот то и получил.

Запомните, друзья мои, это золотое правило: всегда опирайтесь на то, что у вас ЕСТЬ, а не на то, чего у вас нет

Да, родители вас уже не «долюбят». Зато мир преложит вам огромный выбор разных возможностей и путей для развития и роста. Мир даст вам миллион шансов стать счастливыми и успешными. Мир пошлёт вам множество разных людей, которые будут готовы вас любить и будут давать вам то, чего у вас нет.

Так берите же это двумя руками, а не цепляйтесь за прошлое, которого не изменить!

Откройте глаза, ум и сердце навстречу тому многообразию выборов, которые вам даёт мир. Даёт всем одинаково, заметьте!

Просто, пока вы смотрите назад, в своё прошлое, вы не увидите своего настоящего и будущего. Поверните голову, друзья!

И будьте счастливы!

Источник: https://www.egalochkina.ru/kak-lechit-svoi-detskie-travmy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.