Три стороны общения

Стороны общения в психологии

Три стороны общения

Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.

Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.

В психологии выделяют три ключевые стороны общения:

  • коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
  • перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
  • интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.

Каждая сторона имеет ряд особенностей.

Коммуникативная сторона речи

Определение 1

Коммуникация – тип активного взаимодействия между объектами любой природы, который предполагает информационный обмен.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Коммуникация между людьми выделяется следующими специфическими особенностями:

  • Во-первых, в ней бесспорно должны находиться два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их обоюдное информирование подразумевает устройство совместной деятельности.
  • Во-вторых, в ней должна присутствовать возможность обоюдного влияния партнеров друг на друга посредством концепции знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае подразумевает влияние на поведение собеседника и изменение состояния участников процесса коммуникации.
  • В-третьих, влияние в коммуникации может исполняться только при наличии единой концепции декодификации и кодификации у коммуникатора (человека, который направляет информацию) и реципиента (человека, который ее принимает).
  • В-четвертых, всегда вероятно появление барьеров коммуникации. В данном случае четко прослеживается связь, которая существует между отношением и общением.

Модель коммуникативного процесса, как правило, содержит в себе пять составляющих: коммуникатор ‒ сообщение (текст) ‒ канал ‒ аудитория ‒ обратная связь.

Определение 2

Коммуникационная сторона ‒ это способ психологического влияния на собеседника. В период передачи информации один человек оказывает воздействие на другого. Чем лучше сформированы навыки общения у субъекта, тем выше степень его влияния на собственных собеседников.

Информация предоставляется на двух уровнях:

  1. Побудительный. Это реплики просительного, командного, рекомендательного характера. Они высказываются с задачей стимулирования человека на выполнение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Речь на данном уровне носит уведомительный характер, которая обращена на обеспечение каких-либо сведений. Колеблется от безучастного преподнесения до активного убеждения.

Интерактивная сторона общения

При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:

  • кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
  • конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
  • конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
  • корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).

Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.

Замечание 1

Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.

Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.

Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.

Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.

Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса. Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости.

Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.

Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.

Перцептивная сторона общения

Определение 3

Перцепция (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, который появляется при взаимодействии людей на основании естественного общения и происходит в форме понимания и восприятия человека человеком.

Замечание 2

Перцепция ‒ это отображение человеком на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.

С психологической точки зрения под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого человека, осознание качеств другой личности.

Восприятие собеседника может совершаться через видение его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.

С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.

Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неверное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.

Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом. Поверхностные взаимодействия между людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/storony_obscheniya_v_psihologii/

Стороны общения в психологии, их характеристика и значение

Три стороны общения

Общение является основным способом взаимодействия людей друг с другом.

В психологии выделяется три ключевых стороны данного процесса.

Что такое зоны общения и как их правильно определить? Читайте об этом здесь.

Три аспекта общения

Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.

Часто границы между ними достаточно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.

В психологии принято выделять 3 основных стороны общения:

  1. Коммуникативная. Непосредственно обмен информацией между участниками взаимодействия. Основной способ коммуникации в обществе — речь. Посредством речи люди делятся мнениями и взглядами, обсуждают проблемы, решают вопросы.
  2. Перцептивная. Процесс восприятия людьми другу друга на когнитивном уровне. Во время разговора формируется мнение о собеседнике, основанное на анализе его внешности, жестов и мимики, голоса, поступков.
  3. Интерактивная. Непосредственная организация совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия устанавливается на основании поступков и действий, которые они совершают в текущий момент времени.

Характеристика и примеры

Каждая сторона обладает определенными характерными особенностями.

Коммуникативная

Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.

В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.

Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.

Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.

Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.

Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.

Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.

Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.

Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.

Информация поставляется на двух уровнях:

  1. Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.

Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.

Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.

Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.

Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.

Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.

Периодически они меняются ролями.

В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.

Пример групповой коммуникации — проведение учителем урока в классе. Во время занятия учитель, обладающий информацией, делится с ней со своими учениками.

При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.

В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.

В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.

Перцептивная

Процессы восприятия относятся к следующей стороне общения — перцептивной.

Это понимание, познание личности оппонента.

Любой участник контакта — это личность со свойственными ей индивидуальными особенностями.

Каждого человека отличает внешность, манера речи, жестикуляция, темперамент, стиль поведения, уровень воспитания и множество других факторов. Именно эти индивидуальные особенности воспринимаются собеседниками.

На основе того впечатления, которое производит человек, окружающие составляют мнение о нем и прогнозируют его поступки. Иными словами, люди в процессе взаимодействия всегда стремятся «читать» друг друга и на основе этого строить прогнозы на будущее.

Умение грамотно анализировать личность незнакомого человека развивается по мере накопления жизненного опыта, развития интеллекта, пониманием психологии и т.д.

Но изначально способность достоверно воспринимать окружающие социальные объекты закладывается с рождения. Это связано с наличием таких способностей, как наблюдательность, интерес к людям, объективность, открытость и т.д.

Без подобных черт характера у человека не разовьется в полной мере способность достоверно воспринимать личность собеседника даже при значительном жизненном опыте.

Также важное значение в перцептивной стороне имеет время.

Коммуникация и интеракция могут происходить с незнакомыми людьми моментально.

Для правильного познания же личности другого человека требуется провести с ним некоторое время. Скоропалительные выводы, основанные на поверхностных данных и впечатлениях, часто оказываются ошибочными.

Перцептивная сторона позволяет людям не только познавать другого субъекта, но и лучше узнавать самого себя. Во время восприятия собеседника мы даем ему эмоциональную оценку, которая напрямую связана с нашими установками и взглядами. .

Если слова или действия оппонента вызывают отторжение, это свидетельствует о несовпадении его убеждений с нашими внутренними ценностями. Если же личность собеседника вызывает симпатию, можно делать вывод о совпадении интересов, взглядов, жизненных позиций.

Таким образом, при наличии проблем с идентификацией собственной личности достаточно обратить внимание на те эмоции, которые вызывают слова и поступки собеседников. Это позволит лучше понять себя.

Интерактивная

Это процесс организации деятельности между людьми.

Он может осуществляться при наличии коммуникации или без нее.

Например, во время приобретения продуктов в универмаге человек может молча подойти на кассу, выложить товар, расплатиться за него и покинуть магазин.

Роль продавца выражается в пробивании товара, приеме оплаты, выдаче чека. В большинстве современных супермаркетов стоимость покупки высвечивается на специальном экране, поэтому продавцу даже не обязательно называть вслух цену.

В итоге между покупателем и сотрудником магазина происходит интерактивное общение, в то время как они не произносят ни одного слова.

Данная сторона в чистом виде проявляется и в других повседневных ситуациях: демонстрация пропуска охраннику для получения от него разрешения на вход в здание, предоставление кондуктору оплаты за проезд с получением от него билета и т.д.

Интерактивная сторона напрямую связана с социальными ролями, которые присущи субъектам взаимодействия. Общество налагает на человека определенные обязательства, которые он должен выполнять.

Многочисленные правила и ритуалы нацелены на регулирование поведения субъектов, которые осознанно контролируют свои поступки и действия.

Масштаб социальных норм, на основании которых функционирует система интерактивного общения, достаточно велик.

Это и модели поведения, установленные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о чести и достоинстве, и элементарные правила вежливости и воспитания.

Одобряемая модель поведения, которой человек старается соответствовать, зависит от его индивидуальных характеристик: возраста, пола, социального статуса, обязанностей. Так, от врача ожидают, что он будет проявлять внимание и участие, а от официанта ждут услужливости и вежливости.

Если во время интерактивного общения с окружающими, человек видит одобрение его поступков, он может судить о соответствии его поведения выполняемой им социальной роли.

Если же возникает недопонимание с другими членами общества, то индивид может сделать вывод о том, что его поступки не соответствуют ожиданиям общества.

Взаимосвязь сторон

Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.

Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые длятся непродолжительное время, обычно представлены только коммуникативной или интерактивной стороной либо их сочетанием.

Более глубокое взаимодействие включает три аспекта.

Все виды межличностного и группового взаимодействия всегда сочетают в себе обмен информацией, познание личностей оппонентов, организацию непосредственной деятельности.

Например, во время романтического свидания потенциальные партнеры совместно посещают ресторан (интеракция), ведут за столом беседу на различные темы (коммуникация), внимательно наблюдают за поведением друг друга (перцепция).

Итак, общение представляет собой сложную социальную систему, состоящую из нескольких уровней. Ключевые стороны общения тесно взаимосвязаны между собой.

О коммуникативной стороне общения в этом видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/storony-v-psihologii.html

Стороны общения – коммуникативная, перцептивная, интерактивная

Три стороны общения

Человека отличает от животного мира его умение разнообразно коммуницировать. Развитие речи выделило человека, сделало его культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми.

Вот почему так важно уметь общаться с другими людьми. Выделяют три вида сторон общения – коммуникативная, перцептивная и интерактивная.

Однако главными остаются навыки, которыми должен обладать человек, чтобы успешно контактировать с окружающими.

Интернет-журнал psytheater.com называет общение способом контакта человека с окружающими. Если бы не существовало речи, тогда люди могли взаимодействовать между собой на уровне жестов, мимики и звуков. Эти виды коммуникации, которые называются невербальными, не исключаются.

Однако наиболее простым способом высказать свою мысль и услышать, что думает по этому поводу другой человек, является язык.

Вот почему родители с самого детства обучают своих детей речи, поскольку сказать одним словом свою идею намного легче, чем на пальцах или картинками ее передавать.

Речь облегчает взаимодействие между людьми.

Вместе с тем здесь возникает множество сложностей, связанных с неумением людей коммуницировать, слышать окружающих, понимать собственные желания, контролировать свои эмоции, которые тоже выливаются в речи. Другими словами, речь порой заменяет не только эмоции, когда какое-то слово произносится с определенной интонацией в голосе, но и даже действия.

Речи обучаются все люди. Как говорится, через умение устанавливать контакты человек может достичь больших результатов. Здесь важно уметь общаться не только с близкими и родными, но и с незнакомыми людьми.

Многие проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни и связаны с негармоничными отношениями, основываются на том, что человек не понимает сам, кому он должен уделять время, внимания и силы, а кому нет.

Любимые партнеры довольно часто ссорятся по причине того, что их  вторые половинки уделяют время своим родственникам или друзьям. Начальники негодуют по поводу неуважительного отношения к себе своих сотрудников. Люди часто замечают, что с незнакомыми им легче общаться, чем с близкими.

Это все является показателями дисбаланса, который возникает по причине того, что сам человек не может понять, кто для него важен в этой жизни, а кто нет.

Все очень просто: есть так называемый ближний круг общения. В него должны входить все те люди, которые вас вдохновляют, дают энергию, силу и питают духовно, материально, физически. Если вы ошибетесь и поставите в этот круг «паразита», который, наоборот, не питает вас, а отбирает что-то частично или полностью, то вы лишитесь гармонии в отношениях.

Чаще всего в ближний круг общения входят:

  1. любимый партнер (если вы являетесь чьим-то супругом/супругой), ваши дети, родители (если вы сами еще являетесь ребенком);
  2. начальник по работе (если вы работаете на кого-то) или деловые партнеры (если вы имеете свой бизнес);
  3. вы сами.

Сюда не входят друзья, если только они не являются теми людьми, которые вам платят деньги или дают вам духовное равновесие, семью и секс. Сюда не входят родители, если вы взрослый человек.

Сюда не входят коллеги, соседи, посторонние люди и т.д. Если вдруг вы помещаете в этот круг тех, кто не был обозначен, то происходит дисбаланс.

Если не верите, то попробуйте, если уже не ощущаете, как ваша жизнь рушится от неправильной расстановки людей.

Почему именно эти люди входят в ближний круг общения? Любимый партнер (для взрослого человека) или родители (для ребенка) – это источник вдохновения, безопасности, уюта, любви. Начальник или деловые партнеры – это источник денег.

А вы сами… ну, от самого себя никуда не деться. Если вы будете больны, глупы, несчастливы и т. д., тогда вам уже никто другой не будет нужен.

Поэтому в первую очередь вы должны ладить с самим собой, а потом уже со всеми окружающими людьми.

Все остальные люди (вне ближнего круга общения) должны занимать второстепенную роль, поскольку они не являются источниками жизненно важных ресурсов. Все, что они вам дают, вы можете получать и в ближнем кругу общения, если только наладите отношения со всеми ее участниками. То есть друзья, коллеги, знакомые заменяемы теми, кто находится в любом из кругов общения.

Что такое стороны общения?

Под сторонами общения понимаются роли, которые выполняют люди в процессе разговора. Данные роли достаточно условные, поскольку человек не может занимать только перцептивную, коммуникативную или интерактивную позиции. Все они подразумевают под собой информационный поток, который исходит от человека, а также поведение в процессе общения.

перейти наверх

Перцептивная сторона общения

Перцептивной стороной общения является понимание собеседника человека. Происходит процесс на всех уровнях, доступных и понятных человеку. Пока люди общаются, каждый из них старается понять, познать и сделать для себя ясным один вопрос: кто есть человек напротив?

Чтобы познать другого человека анализируются:

  1. Его внешние данные, чтобы понять смысловую нагрузку его высказываний.
  2. Его эмоциональное состояние, отношение к теме, происходящему.
  3. Его взгляд на то, как он связывает объекты, относится к ним, интерпретирует.
  4. Его убеждения, установки, мировоззрение и пр.
  5. Его систему мышления, ход мыслей.

В процессе должно участвовать как минимум два человека. Каждый из них старается познать вторую личность, чтобы дать себе ответ на главный вопрос о том, кто перед ними находится.

Когда человек понимает другого, тогда ему легче решать, что говорить, как реагировать, что советовать, как себя вести и пр. Однако для познания другого человека нужно очень много времени.

Здесь в процесс вступает такая функция головного мозга, как додумывание.

Поскольку у каждого человека есть опыт прошлых контактов с другими людьми, он уже имеет некоторые представления о них, отметил некоторую схожесть между личностями, он может использовать эти знания, чтобы дополнить недостающую информацию.

Другими словами, человек выносит предположение о том, кто перед ним находится, на основе того опыта, который у него имеется. Поскольку это происходит автоматически, люди нередко замечают, что ошибаются.

Однако первое мнение всегда кажется верным, поскольку человек уже с подобным сталкивался, что позволяет ему подумать, что в этот раз он столкнулся с тем же самым.

Перцептивная сторона общения направлена на понимание другого человека. Зачем это нужно? Для того чтобы дальше прогнозировать свое поведение.

Поскольку общение не происходит без желания влиять на собеседника, менять его убеждения, делать своим единомышленником, то человек должен сначала понять, как мыслит и чем руководствуется собеседник, чтобы полученной информацией воспользоваться себе во благо.

Это не есть плохо или хорошо. Просто это происходит автоматически, поскольку каждый человек желает понимать окружающих, чтобы выбирать такую модель общения, которая будет ему выгодна.

перейти наверх

Интерактивная сторона общения

Целью любого общения является изменение поведения другого человека, другими словами, влияние. И чтобы это произошло, необходима совместная деятельность во время общения. Люди не просто используют слова, чтобы передать свои мысли, а наполняют их смыслом, эмоциями, нагрузкой, деятельностью. Все это должно повлиять на собеседников, переубедить их и направить в другое русло.

Интерактивную сторону общения часто регулируют общественные нормы, то есть этикет и правила приличия.

Вот почему человек при соблюдении определенного стиля общения должен придерживаться ее правил, которые помогают ему достичь желаемого.

Будь то деловое общение или прохождение собеседования, у каждого стиля есть свой регламент, который показывает, что нужно сделать для достижения того или иного результата.

Необходимость придерживаться определенных рамок заставляет людей отвечать за собственное поведение. Те, кто не придерживается рамок, тоже несут ответственность за те результаты, которых они достигают. Так, каждый человек играет определенную роль по определенным правилам. И каждый человек в той или иной ситуации занимает различные роли.

Причинами конфликтов между людьми является неспособность соответствовать общественным правилам, правильно играть роли, придерживаться норм.

Порой люди конфликтуют, поскольку не желают вступать в ту деятельность, которая им предлагается. Каждый старается занять роль другого, а не ту, которая ему предлагается.

Каждый предлагает свои виды деятельности, которые противоречат с потребностями и желаниями оппонентов.

перейти наверх

Коммуникативная сторона общения

Под коммуникативной стороной общения понимается передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:

  1. Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.
  2. Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.

В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.

Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.

Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.

перейти наверх

Итог

Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.

В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.

Источник: http://PsyTheater.com/storony-obsheniya.html

Стороны общения

Три стороны общения

Коммуникативной называют сторону общения, которая связана с обменом информацией. Коммуникация сегодня является отдельной областью знаний, которая очень актуальна. Например, развивающимся направлением называют межкультурную коммуникацию, анализ средств массовой информации. Выделим несколько сторон в коммуникативной сфере.

Определение 1

Коммуникация – это не только процесс передачи и принятия информации, но и отношение субъекта к этой информации.

Существует понятие «интерсубъективный процесс», в нем ведущую роль играет значимость и общий смысл информации. При коммуникации субъекты коммуникативного акта влияют друг на друга В область рассмотрения данной проблемы входят понятия кодификации, декодификации, коммуникативных барьеров, имеющих социальный и психологический характер.

Вербальная коммуникация

Существует вербальная и невербальная коммуникация. Первый вид использует человеческую речь, основанную на двух принципах: лексике и синтаксисе. Вербальная коммуникация сохраняет смысл сообщения. Эта сторона коммуникации имеет высокую степень культурной детерминированности. Речь является коммуникативным инструментом, рассмотрим процесс коммуникации по следующей схеме:

Рисунок 1. Передача и восприятие информации

Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Коммуникация как процесс в обязательном порядке предполагает обратную связь. Речь возникает в ответ на что-то.

Рисунок 2. Схема диалога

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация использует другие системы знаков помимо речи. Рассмотрим несколько систем невербальной коммуникации.

  • Оптико-кинетическая система, развивающееся направление, включающее в себя жесты, мимику, пантомимику.
  • Пара- и экстралингвистическая системы являются дополнением к изучению вербальной коммуникации, исследуют качество голоса, диапазон, тональность, речевые паузы, смех, темп.
  • Организация пространства и времени коммуникативного процесса – знаковая система, которая определяется местоположением общающихся лиц. Проксемика занимается пространственными условиями общения. Рассматриваются 4 основные дистанции: интимная или ближняя до 50 см, устанавливается при рукопожатиях, приветствиях, личная до 1,2 м устанавливается во время бесед, разговоров, переговорного процесса, социальная до 2,5 м, устанавливается при общении с незнакомым человеком, публичная до 7,5 м, устанавливается при выступлениях на совещаниях, с трибуны. Размещаться участники общения могут тоже по-разному. Угловое расположение характерно для дружеской беседы. Позиция делового взаимодействия (сидят рядом друг с другом) присутствует при работе двух человек над одной проблемой. Конкурирующе-оборонительная позиция, когда два человека общаются друг напротив друга. Независимая позиция двух субъектов общения (сидят по диагонали) означает, что люди не хотят взаимодействовать ни по какому из вопросов;
  • Визуальный контакт связан с изучением влияния контакта глаз на коммуникативный процесс.

Еще одной стороной общения в психологии является интеракция, рассматривающая общение как организацию совместной деятельности. Инструментально-технологической стороной восприятия и взаимодействия является межличностное общение, направленное на соотнесение целей каждой из сторон и достижение их в процессе общения.

Рассматривая общение как взаимодействие, можно выявить три компонента обмена действиями:

  • сопоставление планов двух сторон;
  • анализ вклада каждого участника в совместную деятельность;
  • определение степени включенности каждого партнера по общению.

В абстрактной структуре, включающей двух деятелей, норму, ценности, ситуацию, взаимодействие может рассматриваться как совокупность актов. Эрик Берн провел транзактный анализ и проиллюстрировал понимание взаимодействия одной из сторон с разных позиций:

  • родитель, позиция определена интенцией «Надо!»;
  • взрослый человек, позиция определена интенциями «Хочу!» и «Надо!»;
  • ребенок, позиция определена интенцией «Хочу!».

Рисунок 3. Дополнительные транзакции

При описании схематического транзактного анализа необходимо пояснение о том, что в простых транзакциях стимул и реакция исходят от взрослого. То есть, за стимулирующим фактором следует уместная, вполне ожидаемая реакция.

Но при разных обстоятельствах, связанных с личностными особенностями или с особенностями культуры, коммуникативная ясность нарушается и возникают разного рода коммуникативные сложности.

Книга, написанная Эриком Берном «Игры, в которые играют люди», подробно рассматривает транзактный анализ.

Типы взаимодействий в интеракции

  • кооперация – координация действий всех участников с точки зрения разницы сил, является необходимым фактором совместной деятельности;
  • конкуренция – взаимодействие негативного типа, хотя тип конкуренции может быть продуктивным и мотивация созидательной. Конкуренция бывает следующих видов: соревнование, соперничество, конфронтация;
  • конфликт – выявление разных противоположно направленных тенденций участников взаимодействия.

Психотерапевтические практики используют транзактный анализ. Он используется в гештальт подходе, в экзистенциальных практиках. Основная гипотеза следующая: ролевая детерминированность в человеческих отношениях высока. Поэтому поведение человека регулируется целой системой взаимоотношений.

https://www.youtube.com/watch?v=l2gSD9HlAUg

Интеракция рассматривалась в теории символического интеракционизма, где утверждается, что формирование личности происходит при совместных действиях с другой личностью.

Третья сторона общения – социальная перцепция. Она понимается как процесс взаимодействия людей на основе естественного общения, который протекает в форме восприятия и понимания одного человека другим.

Ключевыми проблемами перцептивного процесса являются возрастные, половые, профессиональные особенности каждого человека, условия и факторы, которые влияют на оценку одним человеком другого, закономерности формирования первого впечатления, влияние опыта, характера взаимоотношений, самооценки и свойств личности людей, находящихся во взаимодействии.

Замечание 1

На специфичность социальной перцепции оказывают влияние возрастные параметры, установки об объекте.

Эффекты восприятия

Существует несколько эффектов восприятия:

  • Эффект установки может быть использован для формирования первого впечатления. В 1971 году вышел документальный фильм об экспериментах В.С.Мухиной «Я и другие». В фильме ярко показано проявление данного эффекта;
  • Эффект ореола, когда предварительная информация переносится на конкретный образ человека;
  • Эффект первичности и новизны, когда восприятие зависит от порядка подачи информации об объекте;
  • Эффект стереотипизации, когда восприятие происходит на основе суждений других людей;

Необходимо сказать еще об одном феномене – межличностной аттракции, когда человек воспринимается на основе исключительно положительных чувств, формируется дружелюбный тип отношений между людьми. Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-obschenija/tri-storony-obschenija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.