«В чем смысл жизни?»

Содержание

Смыслы жизни, в чем они заключаются

«В чем смысл жизни?»

Многих людей интересует вопрос: в чем смысл жизни. Отвечая на этот вопрос, нужно руководствоваться несколькими точками зрения и знаниями разных наук, так как каждый понимает этот термин по-своему. Ведь существуют и такие люди, которые не видят своего предназначения в жизни.

Этой проблемой обеспокоены не только простые люди, но и писатели, философы, религиозные мыслители, художники, поэты и другие великие люди. И кто-то этому изучению посвятил даже всю свою жизнь. Но до сих пор не удается точно ответить на вопросы: что такое смысл жизни и в чем он заключается.

Насущный вопрос о смысле жизни человечества

В чем заключается смысл жизни? Наверное, точного ответа на вопрос найти не удастся, так как каждый человек видит мир со своей точки зрения и размышляет согласно своим взглядам и предпочтениям. Чтобы ответить на столь сложный вопрос, в первую очередь, нужно понять свою цель в этой жизни.

Смысл жизни человека будет меняться на продолжении всего жизненного пути, так как перед ним постоянно будут стоять разные цели и задачи. В основном они связаны с уровнем проживания и возрастом индивида.

Например, когда человек становится совершеннолетним, его целью является заработать как можно больше денег, чтобы встать на ноги и завести семью и прокормить всех ее членов.

Но когда к сорока годам у него уже все это есть, его преследует новая «миссия» – это поставить на ноги и обеспечить своих детей.

К шестидесяти же годам многие люди заботятся о своей второй половинке, сохраняют свое здоровье и живут в свое удовольствие.

 Можно ли жить без цели в жизни

Некоторые люди не понимают в чем смысл жизни и поэтому живут, не имея его. Но такие индивиды лишены внутренних мотиваций и вряд ли им чего-то удастся добиться в своей жизни.

Ведь, если человек не ставит перед собой целей, ему сложно стремиться к идеальной жизни.

Если человек не понимает, в чем заключается смысл его жизни, он становится слабым и ему очень сложно чего-то добиться и достичь.

Если человек не понимает, в чем заключается его смысл жизни, то им очень просто управлять и принимать за него решения, так как зачастую такие люди не имеют собственного мнения. В результате страдает индивидуальность, и он перестает проявляться как личность.

Как утверждают психологи, те люди, которые не видят предназначения своей жизни, часто спиваются, становятся депрессивными или заканчивают жизнь суицидами. Чтобы этого не произошло с вами, нужно в своей жизни строить цели, планы и понимать для чего вы живете на земле.

Предназначение человека с философской точки зрения

Наверное, философия – это первая наука, которая изучает, что же такое смысл жизни. Но и тут есть свои споры, так как у каждого философа своя точка зрения, которую он готов отстаивать.

Философы постоянно стремятся к каким-то идеалам и создают собственные модели поведения. Самыми популярными постулатами о смысле жизни человека можно назвать следующие:

1. В античной философии существовали следующие мысли:

  • Аристотель видел смысл жизни человека в получении счастливых эмоций;
  • Эпикур считал смыслом человеческой жизни получение удовольствия;
  • Диоген видел в жизни смысл лишь тогда, когда речь шла о душевном покое.

2. В философии Средневековья на размышления что такое смысл человеческой жизни, отвечали так: это изучение жизни потомков и следование их примерам.

3. А философы двадцатого века смысл жизни человека видели в ином. И тут тоже имеются разногласия:

  • иррационалисты считали, что смысл человеческой жизни кроется в борьбе со смертью и страданиями;
  • экзистенциалы утверждали, что смысл жизни человека зависит лишь от него самого;
  • а позитивисты не считают это как таковой проблемой.

Цели в жизни человека с религиозной точки зрения

О какой бы эпохе времени человек ни заговорил, всегда люди пытались понять свое предназначение и определить в чем состоит смысл жизни человека. Немало этой проблеме посвятила и религия.

Можно с уверенностью говорить, что у людей, живших сто лет назад, и у тех, которые проживают сегодня, совершенно разные цели, так как мир не стоит на месте и постоянно изменяется.

Те обычаи, традиции и устои, которые были модными много лет назад, сегодня вряд ли по достоинству оценит современная молодежь.

Если говорить о религии, то больше всего вопросом о смысле жизни человека обеспокоено христианство. Если рассматривать эту тему на религиозном уровне, то нельзя не говорить о таких понятиях и определениях, как Бог, Иисус, грехопадение, спасение души. Этой проблемой обеспокоены многие люди и данная тенденция будет наблюдаться еще несколько лет.

«Духовная элита» смысла жизни

Чтобы понять, в чем состоит смысл жизни человека на земле, нужно рассмотреть еще одну точку зрения, которая именуется духовной элитой. Смыслом этой элиты можно назвать то, что люди должны сберегать все, что их окружает и привлекать человечество ко всему духовному и культурному.

Например, Ницце говорил, что смысл человеческой жизни, заключается в том, что необходимо рождать гениев, тем самым повышая культуру своей страны и продолжая свой род.
Об этом же говорил и Ясперс, который считал, что люди должны быть примером друг для друга.

Смысл человеческой жизни, по его мнению, заключался еще и в том, чтобы избавить мир от сиротства, делая доброе дело для детей. И все дети должны расти в полноценных семьях.

Гедонизм и предназначение человека

Гедонизм также изучает, в чем смысл жизни человека. И его ответы на этот вопрос не сильно отличаются от других наук. Основателями этого течения можно назвать Аристиппа и Эпикура, которые утверждали, что в жизни человек должен испытывать только положительные эмоции, а если происходит что-то негативное, то это плохо сказывается на жизни целиком.

Также они утверждали, что все живое на земле тянется к тому, чтобы получать удовольствие и брать все от жизни. Иными словами, их теория заключается в создании прекрасного на земле.

Но существовало много возражений согласно этому течению. Как говорят ученые, гедонисты видят смысл жизни человека лишь в стремлении к счастью и больше ни в чем другом. В какой-то мере это определение верно.

Но с другой стороны, как показывает практика, человек, который совершает поступок, не всегда думает хороший он или плохой. Ведь чаще всего сначала человек что-то делает, а только потом думает о содеянном и неважно плохой или хороший поступок он совершил.

Порой люди даже специально делают такие дела, которые связаны с мучениями, страданиями и даже смертностью – чтобы наказать друг друга.

Стоит понимать, что каждый человек индивидуален, и то, что одному кажется положительным явлением, для другого может принести много горя и разочарований.

Кант же определение гедонизма считал условным. И на вопрос, в чем смысл жизни человека, он отвечал по-разному. Кант, считал, что предназначение человека заключается в стремлении вырабатывать в себе добрую волю. Только таким способом можно добиться совершенства.

О смысле жизни человека согласно унитаризму

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, изучался и теорией унитаризма. Главными представителями этой теории можно назвать философов Милля и Бентамома. Бентамом видел смысл жизни человека в прекрасном и в получении удовольствия от нее.

Но он понимал, что человек может стать счастливым и получить удовольствие, только если он избегает все мучения и страдания, а этого добиться очень сложно. По его мнению, можно было с помощью математической формулы высчитать то, насколько человек счастлив или, наоборот, недоволен.
Как утверждал Милль, смысл жизни человека заключается в счастье.

Но как он говорил, что для счастья человека испытывать положительные эмоции должен не только он, но и все люди, которые его окружают.

Рассуждения Л. Н. Толстого о предназначении человека

Л. Н. Толстой в своих произведениях часто затрагивал вопрос: в чем смысл жизни человека. И голова писателя была полностью наполнена его решением. После долгих раздумий Толстой понял, что предназначение человеческой жизни заключается в самосовершенствовании личности. Как утверждала писатель, чтобы жить правильно и честно, нужно постоянно бороться как с собой, так и с окружающим миром.

К сведению Л. Н. Толстой, это не только потрясающий и талантливый писатель, он еще и выдающийся философ. Ему принадлежат многие цитаты и крылатые выражения. Он считал, что перед тем как понять – в чем смысл жизни, нужно понять, что такое жизнь.

Именно это определение он трактовал в своих произведениях. Но больше всего страниц изучению этого вопроса он посвятил в своем романе-эпопеи «Война и мир».

Именно прочитав его, многие люди начинают задумываться и понимать, что такое жизнь на самом деле.

Что говорит литература о предназначении человечества

Роль литературы в жизни человека сложно не оценить, ведь книги смогли воспитать не одно поколение, по ним учатся многие люди, ищут в них свои идеалы и обретают любимых героев. Но к сожалению, в последнее время люди очень редко вспоминают о книгах. А ведь благодаря им можно прожить настоящие эмоции и прочувствовать на себе судьбу героев.

Во многих произведениях присутствуют размышления о предназначении человечества.

Как показывает статистика, больше всего писатели сходятся во мнении о том, что цель человеческого предназначения заключается в вечном.

Как утверждает Экклезиастат, смысл жизни человека состоит в чем-то бессмысленном и постоянной спешке куда-то. Он говорит что любовь, взаимопонимание и счастье не имеют никакого отношения к этому рассуждению.

Ответ на этот вопрос люди ищут как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень часто писатели в своих произведениях показывают, что на самом деле является целью человека, а не только одни предположения.

При этом произведения заканчиваются на горькой ноте, но как бы это ни было печально, именно там мы можем наблюдать за тем, как на самом деле живут люди.
Ведь часто, когда человек ищет предназначение своей жизни, это заканчивается для него трагично.

Порой, пытаясь добиться правды, человеку приходится сталкиваться с жестокой несправедливостью и тем самым страдать.

Предназначение жизни с точки зрения психологии

Фромм считал, что без целей в жизни жить не получится, так как человеку не к чему будет стремиться и нечего будет добиваться. Ведь жизнь, наполненная целями и мечтами, интересна и увлекательна.

Как утверждал А. Адлер, предназначение человеческой жизни заключается в развитии его души. Ведь у любого человека есть какой-то идеал, к которому он стремится и хочет быть похожим на него.

Конечно, этот идеал представляет собой что-то хорошее и позитивное.

Поэтому добившись своей цели, человек сможет увидеть в чем поистине настоящее предназначение его жизни, и для чего он нужен обществу и миру.

Если человек не умеет ставить перед собой цели, то его жизнь не имеет никакого смысла.

Но Адлер придерживался того, что все смыслы жизни можно разделить на несколько групп, которые будут подходить не всем, так как все люди индивидуальны. И у каждого человека своя цель, которая наполнит его жизнь смыслом.

Американский социолог К. Роджерс говорит, что предназначение и смысл жизни человека может зависеть только от его индивидуальных особенностей. Об этом он написал даже целую книгу, которая стала популярной.

Ведь люди живут в постоянно изменяющемся мире, в котором происходят как грустные, так и счастливые моменты.

И свою «миссию» в жизни может определить только сам индивид и только конкретно для себя, исходя из своих целей, образа жизни и прочих составляющих.

Так какой смысл жизни у человека? Как было описано выше, у каждого в этом мире свои цели в жизни, а значит и свое предназначение. Не стоит забывать об индивидуальности каждой личности, от которой многое зависит: и цели, и предпочтения, и взгляды.

Источник: //HeadLife.ru/smysl-zhizni/

Мир Культуры » В чем смысл жизни?

«В чем смысл жизни?»

Каждый человек когда-то задает себе вопрос: «В чем смысл жизни? Зачем я живу? Ради чего?» Человека перестает устраивать его жизнь и те установки, которые дали ему его родители, школа. У него появляется какая-то внутренняя неудовлетворенность, какое-то внутреннее чувство: «Ведь я пришел на эту Землю, наверное, для чего-то большего?»

Сегодня лучше всего ответы искать в Интернете, где статей о «смысле жизни» много. Но по мере чтения человек постепенно обнаруживает, что одни авторы ссылаются на то, что все люди разные – а значит, и смысл жизни у каждого свой.

И приводят десятки и сотни разнообразных «смыслов», в которых сразу же начинаешь путаться. Другие ссылаются на «авторитеты». И начинают разговаривать каким-то непонятным, «академическим» языком.

А третьи вообще отказывают человеку в смысле жизни.

Но раз есть человек, значит и должен быть смысл. Ведь это же очевидно!

Смысл жизни есть!

Наша Бесконечная Вселенная – это триллионы и триллионы Галактик. В каждой Галактике – триллионы звезд. Вокруг каждой звезды вращаются десятки и сотни планет. И хотя бы на одной из этих планет есть ЖИЗНЬ!

Но эта жизнь — видимая нам, так сказать одного с нами энергетического уровня, одного измерения. А помимо видимого нами Мира существуют и миллиарды миров других энергий, невидимых нам. А значит – около каждой звезды жизнь есть не на одной планете, а почти на всех.

Вы только представьте себе – какое это Бесконечное разнообразие форм, красок, организаций жизни в бесконечных просторах Вселенной. Дух захватывает!

Время возникновения жизни на разных планетах разное. А, поэтому, и уровни развития цивилизаций совершенно разные. Есть такие, как мы. Есть те, кто по развитию ниже нас. Но есть и такие, кто ушел в развитии далеко вперед. Для нас такие миры – это чудо!

Всё во Вселенной «работает» как часы. Все взаимосвязано и взаимозависимо. И все цивилизации живут по принципу Иерархии. Есть младшие, есть средние, есть старшие и есть высшие. И, естественно, во Вселенной есть самый Высший.

Можно много сказать о нашей видимой и невидимой Вселенной прекрасного, возвышенного. Но чего точно нет во Вселенной – это бессмысленности. И как Вселенная, так и человек на планете Земля, естественно, не могут жить просто так. Без Высшего плана, без Высшей цели, без Высшего смысла жизни!

Зачем вообще нужен смысл жизни?

У каждого человека есть проблемы. И каждый старается их решать по мере сил и способностей. Но складывается такое впечатление, что проблемы вечны. И что бы человек ни делал, их с годами у него меньше не становится. Хотя, как это ни странно, у природы проблем нет. В ней все сбалансировано, гармонично, уравновешенно. Получается, что проблемы есть только у нас, у людей. Почему?

Да все очень просто — наши поступки, наше поведение, наше мировоззрение противоречат законам этой самой природы. Мы не живем, мы воюем: друг с другом, с природой, со Вселенной. Поэтому «ни Бог, ни царь и не герой» создали наши проблемы – мы их создали сами.

Много несправедливости в нашем мире, много горя, слез, отчаяния. Многих такая ситуация не устраивает. И некоторые пытаются действовать, добиться изменений в лучшую сторону. Они что-то делают. Они сосредотачиваются на поступках, на делах, на поведении. Но мир как был плох, так и остается.

А все дело в том, что наша проблема не в том, что мы делаем что-то не так, а в том, что мы неправильно думаем. Кризис наш не в наших делах, кризис – у нас в голове. Мы двигаемся, но это движение или не туда, или хаотическое.

Смысл жизни, который устроит всех

Зачем живет человек? Ради чего человек ходит, ест, учится, что-то делает, добивается? Ответ, я думаю, очевиден каждому нормальному человеку — мы живем для того, чтобы быть счастливыми.

Есть, конечно, люди — мазохисты, которые живут, чтобы мучаться. Их немного, но они есть: этакое исключение, но никак не правило. А остальные живут для того, чтобы быть счастливыми.

Вот только в понятие счастья разные люди вкладывают разный смысл.

Три естества человека

Давным-давно на Земле появился человек. И первое, что человеку досталось от далеких предков – это тело и инстинкты.

Но человеку был дан и мозг. Мозг — это «Я», это личность.

Когда-то, очень давно, был человек одним целым с природой и не было у него проблем, не «грешил» он против этой самой природы.

Как только мозг человека осознал свое «Я», он стал отдельным от природы — и у человека появилось право выбора: жить так, как живет всё на Земле или пойти своим «особенным путем». И стал человек совершать поступки не те, которые нужно совершать, а те, какие в голову «придут».

И познал человек добро и зло, познал, что такое хорошо и что такое плохо: когда он совершал поступок по Законам природы – он совершал «добро» и ему было хорошо, когда человек что-то делал по-своему хотению – он вершил «зло» и ему становилось плохо.

И так будет продолжаться до тех пор, пока боль, несчастья, беды, болезни, катастрофы и все напасти, создаваемые самим человеком, не заставят его познать, что есть добро и зло и не научат его сознательно выбирать добро.

Но у человека, помимо тела и разума, есть еще и душа. Только у большинства людей она пока «спит». И ее время еще не пришло. Она, задавленная инстинктами и разумом, только-только начинает подавать слабые признаки жизни.

Но чем больше человек будет осознанно выбирать добро и любовь, как только человек осознает себя частицей Вселенной, его душа проснется и начнется работа человека по накоплению и развитию духовной составляющей его существа.

Жизнь – это школа

Человек приходит на Землю не только для того, чтобы есть, пить, спать, получать удовольствия. Мы приходим для того, чтобы учиться. Земля для человека – это вроде школы. Мы приходим в этот мир для того, чтобы научится распознавать добро и зло, и осознанно делать свой выбор.

Давным-давно, так сказать — «в первом классе», человек представлял собой появившегося на свет невинного младенца (ангела), для которого весь мир был только он сам. Затем, подрастая, человек перешел, как бы, во второй «класс». У человека появилось «эго», мир разделился на внутреннее «я» и внешний мир – появился человек неразумный (исследователь).

Третий «класс» – это уже человек разумный. Человек развился настолько, что мир его «эго» перестал его устраивать. Он начинает искать Путь во Вселенную, в мир Духа (это как раз и есть наш сегодняшний день).

Четвертый «класс» – человек духовный. Человек перерождается опять в младенца, но уже на более высшей ступени развития – на ступени ангела знающего.

Так, переходя из класса в класс, человек постепенно из «животного» развивается в «ангела» знающего. И то, только лишь для того, чтобы перейти, но не в следующий «класс», а в «Институт». И так без конца и края — в бесконечном саморазвитии в бесконечной Вселенной.

В чем же счастье и смысл жизни человека?

Все мы учимся в школе, под названием «жизнь». Все мы переходим из «класса» в «класс». И в каждом классе мы делаем, в общем-то, одинаковые вещи, совершаем одинаковые поступки. Это тот Путь, который должен пройти каждый.

Каждый проходит свой Путь, проживает свою Судьбу. Но в силу данной нам свободы выбора и в зависимости от жизненных обстоятельств, воспитания, образования и возраста человек очень часто останавливается, застревает на каком-то этапе, засиживается в каком-то «классе». И иногда — на всю жизнь.

Человек, который застрял в «классе» животные инстинкты, живет только ради потребностей своего тела (это разумное животное или человек неразумный). Счастьем и смыслом жизни такой человек считает наполненный живот, огромный дом, много секса, футбол, пиво, крепкое слово, силу, славу и так далее.

Тело – его Бог, а разум, как инструмент, служит лишь для поиска наилучших способов удовлетворения своих потребностей. Но потребности человека не могут быть постоянными. Они все время меняются и, поэтому, такой смысл жизни преходящ, кратковременен.

Такой человек может построить себе прекрасные дворцы, заработать, выиграть или украсть кучу денег, обустроить жизнь всеми благами, но жизнь его не будет по настоящему счастливой. Только в детях человек-животное способен обрести настоящее счастье (но и то – кратковременное). Именно в них заключен высший смысл его бытия.

Потому что смысл жизни животного в размножении. «Плодитесь и размножайтесь» — вот главная Заповедь животного.

Потребности берут свое начало в древнейшей природе человека и, поэтому, человек-животное очень активен, энергичен. Он заметен. Он весь в кипучей деятельности и борьбе. Для осуществления своих планов ему нужно много денег. Очень много денег. И ради этого он готов на все. Заработать – так заработать. Украсть – так украсть. Предать кого-то – так предать.

Выпить, переспать, комплимент сказать, руку помощи подать – все, что угодно, лишь бы была прибыль, лишь бы рекой текла звонкая монета. Но, к сожалению, у таких людей «нет души». Она, конечно же, в них заложена.

Но в связи с тем, что душа и все, что с ней связано – совесть, любовь, вера, им мешают, они прячут весь этот «хлам» в очень и очень далекие закоулки своего организма.

Именно поэтому, если такого человека жизнь сильно бьет, он теряет ориентиры и у него в голове звучит лишь один вопрос: «За что?» Человек разочаровывается не только в тех, кто его обижает, но и вообще в самой жизни. И начинает считать, что в жизни нет никакого смысла. Именно такие люди чаще всего в конце жизни остаются ни с чем.

У человека, который вырос из детсадовских штанишек и перешел вначале в начальную школу в «класс» человек неразумный, а затем и в «класс» человек разумный, всем руководит разум. Он живет ради познания мира, ради саморазвития, максимального раскрытия своих возможностей, способностей.

А свои инстинкты и потребности разумный человек старается держать в жестких «рамках». Он – логик, педант, умница. Он активен и добивается блестящих результатов в жизни, в карьере, на семейном фронте. Он уже не животное, но еще и не духовное существо. Он еще не храм для души, но уже и не храм, который используется как склад, как клуб.

Он всеми доступными средствами изучает окружающий мир, мечется из стороны в сторону, страдает и радуется, любит и ненавидит. Счастьем для такого человека является гармония и прорыв в знаниях. В такие моменты рождаются гениальные произведения, совершаются гениальные открытия.

А смыслом жизни является саморазвитие,  самопознание самого себя, Природы и Вселенной. Для этого и были даны ему вначале Десять Заповедей Моисея, а затем и Десять Заповедей Иисуса.

Но если судьба вдруг почему-то оказывается сильнее его, такой человек «ломается». И его смыслом жизни становится уход от всех тревог и забот этого мира, избавление от страданий, душевного беспокойства. Его идеалом становится жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной и общественной жизни и созерцание мирской «суеты» издалека.

Но есть и такие люди, которых начальная школа уже не устраивает. Они ее просто переросли. Они начинают искать духовный путь. И переходят в «класс» человек духовный.

Такой человек живет духовной работой по поиску Истины, живет любовью ко всему живому, становится единым со всей Вселенной.

Следствием чего становится жизнь не ради себя, а ради других людей, ради того, чтобы принести максимальную пользу семье, близким, друзьям и всем людям.

Счастьем для духовного человека является поиск и единение с Богом. А внешние обстоятельства и житейская мишура теряют смысл. Именно для такой проснувшейся души смыслом жизни становится развитие и раскрытие духа и именно для нее были даны Заповеди Живой Этики (Агни Йоги).

Заключение

Любой человек имеет право на счастье. Любой человек имеет право жить своей жизнью, иметь свой смысл жизни, свои цели, свою позицию. Можно человеку навязать «общественно значимый» смысл жизни. Можно, в конце концов, человека заставить жить не так, как он хочет.

Но это будет не жизнь — это будет рабство. Силой можно только толкать. А жить и выбирать человек должен сам. Чужая навязываемая воля только тормозит развитие человека. Поэтому никакое внешнее воздействие, никакие «революции» не могут сделать человека счастливым.

Нельзя считать выбранную человеком жизнь неправильной, а выбранный человеком смысл жизни – неверным, глупым. Каждый человек должен в этом мире САМ пройти все этапы своего развития, должен САМ отучиться во всех «классах» школы. И не нужно над ним смеяться, и нельзя его заставлять.

Но, с другой стороны, каждый из нас имеет право и должен знать – что из себя представляет Путь от животного к человекобогу.

И каждый из нас должен понимать, что нельзя надолго оставаться в каком-то одном «классе» — иначе начнешь деградировать и перестанешь выполнять высшее предназначение и, следовательно, будешь постоянно получать боль, несчастья и ненависть. Нужно идти, идти, постоянно идти вперед.

Чтобы как можно быстрее — всего за эту одну короткую жизнь — пройти этот Путь и постараться отучиться как можно в большем количестве «классов».

Так в чем же смысл жизни человека?

Ответ очень прост и краток. Смысл жизни человека в том, чтобы идти по Пути саморазвития: вначале — «инстинктов», затем — «знаний» и, как итог, — «духовности».

А все сотни и тысячи разных вариантов ответов на вопрос «В чем смысл жизни человека?», конечно же, верны и имеют право на существование. Но они – лишь частные случаи общего, лишь смыслы жизни для небольших этапов жизни человека.

Вл. Богинский

  Примечания:

Варианты смысла жизни. Пирамида «смыслов»

Смысл жизни человека. История вопроса

***  

  Живая Этика о смысле жизни:

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ. Н.Д.Спирина

Основы миропонимания новой эпохи. Клизовский А.И.

ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА. Е. Ф. ПИСАРЕВА

НАУКА ЖИЗНИ. Е.П. БЛАВАТСКАЯ

  Статьи о смысле жизни:

Системный анализ смысла жизни. Вадим Логвиненко

Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни. М.Хасьминский, О.Покалюхина

Ищите смысл жизни! Игорь Гагарин

Смысл жизни. Владимир Марцинковский

Смысл жизни человека. В чем смысл жизни человека? Проблема смысла жизни человека

Петр Мамонов о смысле жизни. Elena Shitakova

Петр Мамонов: я спрашивал: «Отец Владимир, ну как она могла?!» Он отвечал: «Петя, она же женщина…»

НАСУЩНОЕ (эссе). София Цветова

ПУТЬ К ДУШЕ. София Цветова

Проблемы смысла жизни человека. Евгений Левшин

с друзьями:

Источник: //mirkultura.ru/v-chem-smyisl-zhizni/

Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

«В чем смысл жизни?»

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно.

Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды.

И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека — это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место — проблема смысла жизни.

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл — это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей.

Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой — чтобы написать диссертацию, третий — себя показать и т. д.

То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации — нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни — это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность.

В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью.

И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши — белая и черная — то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет.

Если помогают — они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы.

Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень — это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения.

Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует.

Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая — жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности.

Он может быть разным — от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически — это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам.

На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д.

Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь» отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело — в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, — это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром.

Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом.

На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным.

И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы.

Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни.

На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала.

Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач — это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер.

Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, — сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились.

Сейчас лечение — центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре — жизнь ребенка, ее смысл. Лечение — это средство, «которое должно пристраиваться » и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Ответы священников о смысле жизни:

Если человек не знает, чем ему заниматься в этой жизни, то как и о чем ему просить у Бога?

Почему Господь допустил сгореть во время пожара верующей семье из Щербинки?

Как понять свое предназначение?

Источник: //www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.