В. В. Бычков «Феномен иконы»

Книга: Бычков В.. Феномен иконы История Богословие Эстетика Искусство

В. В. Бычков «Феномен иконы»

Ви́ктор Никола́евич Бычко́в (род. 1954) — советский и российский актёр театра и кино.

Биография

Родился 4 сентября 1954 года в Ленинграде (теперь — Санкт-Петербург).

Виктор Бычков рос в восьмикомнатной коммунальной квартире, где проживало сорок человек. Уже с детства Виктор мечтал стать актёром. Первую свою роль (попа) сыграл в пионерском лагере.

Однако не только карьера актёра виделась юному Бычкову в будущем. Так после 8 класса Виктор решил стать медиком, а точнее гинекологом. Однако в медицинское училище он не поступил.

После неудачной попытки стать медиком, Виктор поступил в ПТУ. Но мечта стать актёром вновь завладела им. Виктор посещал театральную студию, где быстро из массовки перешёл на главные роли.

Затем была служба в рядах Советской Армии, а вернувшись, Бычков поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс народного артиста СССР И. П. Владимирова). ЛГИТМиК Виктор Бычков окончил в 1982 году.

В кино Виктор дебютировал в 1980 году в роли призывника в фильме «Последний побег». В 1985 году он снялся в фильме Александра Рогожкина «Ради нескольких строчек», где сыграл немецкого егеря.

Известность пришла к Виктору Бычкову благодаря роли егеря Кузьмича в комедийных лентах Александра Рогожкина — «Особенности национальной охоты» (1995).

Признание зритетелей и критиков получила триумфальная картина Александра Рогожкина «Кукушка», где Виктор Бычков снялся в одной из главных ролей.

В 2002 году картина получила национальную премию «Золотой орёл» сразу в нескольких номинациях, в том числе и как лучший фильм года.

Сам Бычков тоже получил «Золотого Орла» в номинации «лучшая мужская роль» и Государственную премию России из рук президента.

Роли в театре

  • «Смеяться, право, не грешно»
  • «Левша»
  • «Снежная королева»
  • «Малыш и Карлсон»
  • «Игроки»
  • «Трубадур и его друзья»
  • «Дульсинея Тобосская»
  • «Укрощение строптивой»
  • «Рояль в открытом море»
  • «Человек, животное и добродетель»
  • «Станция»
  • «Трёхгрошовая опера»
  • «Коварство и любовь»
  • «Человек и джентльмен».

Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова

  • «Конёк-Горбунок»
  • «Нагадала мне цыганка»
  • «Фредди»
  • «Ромул великий»

Театр «Карточный домик»

  • «Если кошку ободрать, то она, как кролик».

Драматический театр «Приют комедианта»

  • «Требуется старый клоун»
  • «Каждому своё»

Академический театр им. Ленсовета

  • «Геда Габлер» Г. Ибсена — профессор Тесман

Награды

  • Лауреат премии «Признание» за лучшую мужскую роль (1995)
  • Лауреат премии «Золотой Орёл» в номинации «лучшая мужская роль» (2002)
  • Лауреат Приза за лучшую мужскую роль Фестиваля Российского кино в Онфлёре (Нормандия, Франция).
  • Лауреат Приза «Серебряная подкова» за лучшую мужскую роль (Дом Ханджонкова)
  • Лауреат Государственной премии России (2003)
  • Кавалер Ордена Чести и Достоинства «Русь державная» за высокий профессионализм в творческой деятельности, возрождение традиций миролюбия, духовности и большие заслуги в развитии культуры и искусства Санкт-Петербурга и России (2004)
  • Лауреат Приза жюри за лучшую мужскую роль на Втором Московском фестиваль «Московская премьера» (2005, за фильм «Кукушка»)

См. также в других словарях:

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия
  • Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого …   Энциклопедия культурологии
  • Византийская эстетика — (как парадигма) Одно из направлений средневековой эстетики, сформировавшееся в грекоязычной культуре Византии (IV XV вв.); основывалось на эстетических идеях античности (неоплатонизме, прежде всего) и ранней патристики, для которой характерным… …   Энциклопедия культурологии
  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… …   Православная энциклопедия
  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… …   Православная энциклопедия

Источник: https://books.academic.ru/book.nsf/65709963/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD+%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B+%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5+%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Феномен иконы

В. В. Бычков «Феномен иконы»

Вступление

Византия. Богословие образа Миметический образ Символический образ Литургический образ Икона Язык византийского искусства Древняя Русь. Софийность и духовность искусства Эстетическое сознание и искусство Многомудрый смысл иконы Философия в красках Феномен древнерусского эстетического сознания Россия Нового времени. Философия, богословие, эстетика иконы Богословско-эстетические предпосылки понимания иконы Смысл и язык иконы Завершение  
 

Вступление

Если вы спросите первого встречного на Западе, что для него есть Россия, то, как правило, услышите в ответ: икона, Пушкин, Достоевский. В этой триаде для современного западного человека сконцентрировалось нечто специфически русское, трудно поддающееся словесному выражению, но хорошо ощущаемое им, воспитанным в иной, хотя и не вовсе чуждой нашей, культурной традиции.

И он прав, по крупному счету. Проникновение в духовные глубины только этих феноменов русской культуры уже позволяет составить достаточно ясное представление о ее сущности, богатстве и своеобразии, о специфическом духовном и ментальном складе русского человека, о «таинственной русской душе» с ее духовными взлетами и прозрениями и почти непреодолимым вожделением мира кромешного.

Феномены эти, однако, не так-то просто открываются современному человеку. И не только западному, но и нам с вами, казалось бы, прямым наследникам русской классической культуры.

Ибо запуталась, а в ряде мест и порвалась нить отечественной культурной традиции, особенно в ее духовном измерении, и мы, поверхностно зная кое-что из своего наследия, по существу, не знаем и, главное, не понимаем его.

Речь идет, конечно, отнюдь не о школьном упрощенно-прямолинейном или назидательном понимании, а о понимании глубинном.

О понимании сущностей, а не поверхностей, о понимании духа, а не буквы – о понимании не разумом или рассудком, а всем духовным сознательно-сверхсознательным существом человека сущностных оснований рассматриваемого явления. Это не просто; но только здесь – истинная философия, истинная духовность, истинная культура – та Культура, что попирается сегодня массой псевдокультурных поделок, порожденных научно-технической цивилизацией, забывшей о своих истоках и о своей питательной среде.

Эта книга об одном из значительных явлений мировой культуры, об одном из главных феноменов культуры русской – об иконе; о ее сущности, смысле, художественном языке; о ее богословских, философских, эстетических основаниях, постепенно выявлявшихся на протяжении почти двухтысячелетней истории православной культуры. А если посмотреть шире, то – и об одной из главных составляющих православной культуры, вышедшей по своей общечеловеческой значимости далеко за пределы этой культуры. Ведь не случайно победа иконопочитания в Византии празднуется Православной Церковью как Торжество Православия. В иконе сущность православия получила наиболее полное и глубокое художественно-эстетическое воплощение, и без иконы немыслимо само православие как религия и как феномен культуры, как значительное направление культурно-исторического процесса.

Икона – это духовно-художественный символ православия, его главный художественно-визуализированный компонент, а само православие – одно из сущностных оснований русской культуры. Собственно история русской культуры начинается с крещения Руси в 988 г.

Так что икона – это и духовно-художественный символ Руси, ее лик перед лицом истории.

Именно на Руси икона достигла своего высшего художественно-эстетического расцвета и предстала во всей полноте в качестве сакрального феномена, таинственного носителя духовной энергии, божественной мудрости – Софии.

Икона софийна; в ней – квинтэссенция божественной Премудрости, благодати и человеческой мудрости.

Это удивительное и, может быть, единственное произведение, в лучших своих образцах, естественно, идеального творческого единения Бога и человека, когда божественный замысел достиг адекватного выражения в человеческой деятельности.

Икона непосредственно обращена к духу и сердцу человека и дает ему ту пищу духовную, которую он не в состоянии получить никакими иными путями. И несет ее икона в своей художественной форме (в цвете, линии, композиции, зримых формах).

Создается же эта форма иконописцем в процессе творчески-молитвенного делания под непосредственным водительством Софии – божественного творческого начала. До наших дней сохранились иконы, на которых за спиной первого иконописца, евангелиста Луки, изображается София Премудрость Божия, направляющая его кисть.

Православным сознанием София понимается как предвечный замысел Бога о мире и одновременно как творческое начало Бога, посредством которого был сотворен весь существующий во времени и пространстве мир, сама Церковь и которое направляет любую творческую деятельность человека. София Премудрость Божия, естественно, понималась и как покровительница иконописания, а иконописцы поэтому, как мы увидим, почитались на Руси мудрецами и философами (то есть любителями мудрости – Софии).

София, как подчеркивал выдающийся религиозный мыслитель начала XX в. священник Павел Флоренский, – один из основных символов Древней Руси. Не случайно главные храмы в крупнейших центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Вологдеидр.) посвящались Софии.

Русь чтила в Софии (которая нередко отождествлялась и с предвечным Словом, и с Духом Святым, и с Богоматерью, и с Церковью) того посредника между недоступным Богом и человеком, который делал воспринимаемым для человека божественную духовность, открывал ему реальный путь к небу1.

Средневековый человек ощущал и понимал (в указанном выше смысле) причастность божественных сил к человеческому творчеству, к созданию иконы и видел в ней один из главных путей реального приобщения к умонепостигаемому Богу. Икона понималась как надежный посредник между человеком и Богом, как источник и хранитель божественной благодати, как целитель и заступник перед Богом.

Не сразу в православном мире были осмыслены все функции иконы, хотя и очень рано религиозное сознание православных христиан (византийцев) ощутило необходимость использования икон в церковной жизни. Не сразу выработался и тот своеобразный художественный язык иконы, который мы знаем по лучшим образцам древнерусской иконописи XIV-XV вв.

Столетия потребовались и для формирования своеобразной поэтики иконы, и для осмысления многообразных функций ее в культуре православного мира.

Анализу исторического становления и бытия языка иконы посвящены, как правило, искусствоведческие работы, авторы которых предполагают, что читатель в достаточной мере знаком с духовной культурой или хотя бы с эстетикой православного мира. Увы, часто это оказывается не так.

В этой книге представлены главные аспекты понимания иконы в православном мире на основных исторических этапах (Византия, Древняя Русь по XVII век включительно, Россия Нового времени) и некоторые специфические характеристики русского эстетического сознания, так или иначе связанные с историческим осмыслением иконы, ее места в культуре.

Византийскими Отцами Церкви было разработано всеобъемлющее богословие иконы. Древняя Русь по-своему трансформировала его и одновременно на уровне художественной практики и духовного делания создала идеальные образцы иконописи. В XVII в.

уже на основе византийской теории, древнерусской иконописи и новых веяний из Западной Европы появляется вербальный вариант русской средневековой эстетики иконы. Наконец, русские религиозные мыслители первой половины XX в.

дают современную интерпретацию теории иконы в ее богословском, философском и художественном измерениях и этим ставят точку в многовековой истории развития православной эстетики. На страницах предлагаемой читателю книги предпринята попытка проследить за основными этапами становления богословия, философии и эстетики иконы.

* * *

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/ikona/fenomen-ikony/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.