В. В. Бычков «Феномен иконы»
Книга: Бычков В.. Феномен иконы История Богословие Эстетика Искусство
Ви́ктор Никола́евич Бычко́в (род. 1954) — советский и российский актёр театра и кино.
Биография
Родился 4 сентября 1954 года в Ленинграде (теперь — Санкт-Петербург).
Виктор Бычков рос в восьмикомнатной коммунальной квартире, где проживало сорок человек. Уже с детства Виктор мечтал стать актёром. Первую свою роль (попа) сыграл в пионерском лагере.
Однако не только карьера актёра виделась юному Бычкову в будущем. Так после 8 класса Виктор решил стать медиком, а точнее гинекологом. Однако в медицинское училище он не поступил.
После неудачной попытки стать медиком, Виктор поступил в ПТУ. Но мечта стать актёром вновь завладела им. Виктор посещал театральную студию, где быстро из массовки перешёл на главные роли.
Затем была служба в рядах Советской Армии, а вернувшись, Бычков поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс народного артиста СССР И. П. Владимирова). ЛГИТМиК Виктор Бычков окончил в 1982 году.В кино Виктор дебютировал в 1980 году в роли призывника в фильме «Последний побег». В 1985 году он снялся в фильме Александра Рогожкина «Ради нескольких строчек», где сыграл немецкого егеря.
Известность пришла к Виктору Бычкову благодаря роли егеря Кузьмича в комедийных лентах Александра Рогожкина — «Особенности национальной охоты» (1995).
Признание зритетелей и критиков получила триумфальная картина Александра Рогожкина «Кукушка», где Виктор Бычков снялся в одной из главных ролей.
В 2002 году картина получила национальную премию «Золотой орёл» сразу в нескольких номинациях, в том числе и как лучший фильм года.
Сам Бычков тоже получил «Золотого Орла» в номинации «лучшая мужская роль» и Государственную премию России из рук президента.
Роли в театре
- «Смеяться, право, не грешно»
- «Левша»
- «Снежная королева»
- «Малыш и Карлсон»
- «Игроки»
- «Трубадур и его друзья»
- «Дульсинея Тобосская»
- «Укрощение строптивой»
- «Рояль в открытом море»
- «Человек, животное и добродетель»
- «Станция»
- «Трёхгрошовая опера»
- «Коварство и любовь»
- «Человек и джентльмен».
Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова
- «Конёк-Горбунок»
- «Нагадала мне цыганка»
- «Фредди»
- «Ромул великий»
Театр «Карточный домик»
- «Если кошку ободрать, то она, как кролик».
Драматический театр «Приют комедианта»
- «Требуется старый клоун»
- «Каждому своё»
Академический театр им. Ленсовета
- «Геда Габлер» Г. Ибсена — профессор Тесман
Награды
- Лауреат премии «Признание» за лучшую мужскую роль (1995)
- Лауреат премии «Золотой Орёл» в номинации «лучшая мужская роль» (2002)
- Лауреат Приза за лучшую мужскую роль Фестиваля Российского кино в Онфлёре (Нормандия, Франция).
- Лауреат Приза «Серебряная подкова» за лучшую мужскую роль (Дом Ханджонкова)
- Лауреат Государственной премии России (2003)
- Кавалер Ордена Чести и Достоинства «Русь державная» за высокий профессионализм в творческой деятельности, возрождение традиций миролюбия, духовности и большие заслуги в развитии культуры и искусства Санкт-Петербурга и России (2004)
- Лауреат Приза жюри за лучшую мужскую роль на Втором Московском фестиваль «Московская премьера» (2005, за фильм «Кукушка»)
См. также в других словарях:
- ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия
- Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии
- Византийская эстетика — (как парадигма) Одно из направлений средневековой эстетики, сформировавшееся в грекоязычной культуре Византии (IV XV вв.); основывалось на эстетических идеях античности (неоплатонизме, прежде всего) и ранней патристики, для которой характерным… … Энциклопедия культурологии
- ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
- ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия
Источник: //books.academic.ru/book.nsf/65709963/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD+%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B+%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5+%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Феномен иконы
Вступление
Византия. Богословие образа Миметический образ Символический образ Литургический образ Икона Язык византийского искусства Древняя Русь. Софийность и духовность искусства Эстетическое сознание и искусство Многомудрый смысл иконы Философия в красках Феномен древнерусского эстетического сознания Россия Нового времени. Философия, богословие, эстетика иконы Богословско-эстетические предпосылки понимания иконы Смысл и язык иконы Завершение
Вступление
Если вы спросите первого встречного на Западе, что для него есть Россия, то, как правило, услышите в ответ: икона, Пушкин, Достоевский. В этой триаде для современного западного человека сконцентрировалось нечто специфически русское, трудно поддающееся словесному выражению, но хорошо ощущаемое им, воспитанным в иной, хотя и не вовсе чуждой нашей, культурной традиции.
И он прав, по крупному счету. Проникновение в духовные глубины только этих феноменов русской культуры уже позволяет составить достаточно ясное представление о ее сущности, богатстве и своеобразии, о специфическом духовном и ментальном складе русского человека, о «таинственной русской душе» с ее духовными взлетами и прозрениями и почти непреодолимым вожделением мира кромешного.
Феномены эти, однако, не так-то просто открываются современному человеку. И не только западному, но и нам с вами, казалось бы, прямым наследникам русской классической культуры.
Ибо запуталась, а в ряде мест и порвалась нить отечественной культурной традиции, особенно в ее духовном измерении, и мы, поверхностно зная кое-что из своего наследия, по существу, не знаем и, главное, не понимаем его.Речь идет, конечно, отнюдь не о школьном упрощенно-прямолинейном или назидательном понимании, а о понимании глубинном.
О понимании сущностей, а не поверхностей, о понимании духа, а не буквы – о понимании не разумом или рассудком, а всем духовным сознательно-сверхсознательным существом человека сущностных оснований рассматриваемого явления. Это не просто; но только здесь – истинная философия, истинная духовность, истинная культура – та Культура, что попирается сегодня массой псевдокультурных поделок, порожденных научно-технической цивилизацией, забывшей о своих истоках и о своей питательной среде.
Эта книга об одном из значительных явлений мировой культуры, об одном из главных феноменов культуры русской – об иконе; о ее сущности, смысле, художественном языке; о ее богословских, философских, эстетических основаниях, постепенно выявлявшихся на протяжении почти двухтысячелетней истории православной культуры. А если посмотреть шире, то – и об одной из главных составляющих православной культуры, вышедшей по своей общечеловеческой значимости далеко за пределы этой культуры. Ведь не случайно победа иконопочитания в Византии празднуется Православной Церковью как Торжество Православия. В иконе сущность православия получила наиболее полное и глубокое художественно-эстетическое воплощение, и без иконы немыслимо само православие как религия и как феномен культуры, как значительное направление культурно-исторического процесса.
Икона – это духовно-художественный символ православия, его главный художественно-визуализированный компонент, а само православие – одно из сущностных оснований русской культуры. Собственно история русской культуры начинается с крещения Руси в 988 г.
Так что икона – это и духовно-художественный символ Руси, ее лик перед лицом истории.
Именно на Руси икона достигла своего высшего художественно-эстетического расцвета и предстала во всей полноте в качестве сакрального феномена, таинственного носителя духовной энергии, божественной мудрости – Софии.
Икона софийна; в ней – квинтэссенция божественной Премудрости, благодати и человеческой мудрости.
Это удивительное и, может быть, единственное произведение, в лучших своих образцах, естественно, идеального творческого единения Бога и человека, когда божественный замысел достиг адекватного выражения в человеческой деятельности.
Икона непосредственно обращена к духу и сердцу человека и дает ему ту пищу духовную, которую он не в состоянии получить никакими иными путями. И несет ее икона в своей художественной форме (в цвете, линии, композиции, зримых формах).
Создается же эта форма иконописцем в процессе творчески-молитвенного делания под непосредственным водительством Софии – божественного творческого начала. До наших дней сохранились иконы, на которых за спиной первого иконописца, евангелиста Луки, изображается София Премудрость Божия, направляющая его кисть.Православным сознанием София понимается как предвечный замысел Бога о мире и одновременно как творческое начало Бога, посредством которого был сотворен весь существующий во времени и пространстве мир, сама Церковь и которое направляет любую творческую деятельность человека. София Премудрость Божия, естественно, понималась и как покровительница иконописания, а иконописцы поэтому, как мы увидим, почитались на Руси мудрецами и философами (то есть любителями мудрости – Софии).
София, как подчеркивал выдающийся религиозный мыслитель начала XX в. священник Павел Флоренский, – один из основных символов Древней Руси. Не случайно главные храмы в крупнейших центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Вологдеидр.) посвящались Софии.
Русь чтила в Софии (которая нередко отождествлялась и с предвечным Словом, и с Духом Святым, и с Богоматерью, и с Церковью) того посредника между недоступным Богом и человеком, который делал воспринимаемым для человека божественную духовность, открывал ему реальный путь к небу1.
Средневековый человек ощущал и понимал (в указанном выше смысле) причастность божественных сил к человеческому творчеству, к созданию иконы и видел в ней один из главных путей реального приобщения к умонепостигаемому Богу. Икона понималась как надежный посредник между человеком и Богом, как источник и хранитель божественной благодати, как целитель и заступник перед Богом.
Не сразу в православном мире были осмыслены все функции иконы, хотя и очень рано религиозное сознание православных христиан (византийцев) ощутило необходимость использования икон в церковной жизни. Не сразу выработался и тот своеобразный художественный язык иконы, который мы знаем по лучшим образцам древнерусской иконописи XIV-XV вв.
Столетия потребовались и для формирования своеобразной поэтики иконы, и для осмысления многообразных функций ее в культуре православного мира.
Анализу исторического становления и бытия языка иконы посвящены, как правило, искусствоведческие работы, авторы которых предполагают, что читатель в достаточной мере знаком с духовной культурой или хотя бы с эстетикой православного мира. Увы, часто это оказывается не так.
В этой книге представлены главные аспекты понимания иконы в православном мире на основных исторических этапах (Византия, Древняя Русь по XVII век включительно, Россия Нового времени) и некоторые специфические характеристики русского эстетического сознания, так или иначе связанные с историческим осмыслением иконы, ее места в культуре.
Византийскими Отцами Церкви было разработано всеобъемлющее богословие иконы. Древняя Русь по-своему трансформировала его и одновременно на уровне художественной практики и духовного делания создала идеальные образцы иконописи. В XVII в.
уже на основе византийской теории, древнерусской иконописи и новых веяний из Западной Европы появляется вербальный вариант русской средневековой эстетики иконы. Наконец, русские религиозные мыслители первой половины XX в.
дают современную интерпретацию теории иконы в ее богословском, философском и художественном измерениях и этим ставят точку в многовековой истории развития православной эстетики. На страницах предлагаемой читателю книги предпринята попытка проследить за основными этапами становления богословия, философии и эстетики иконы.* * *
Источник: //azbyka.ru/otechnik/ikona/fenomen-ikony/