< Виды обратной связи в общении - Психолог

Виды обратной связи в общении

Содержание

Обратная связь в общении 11 класс

Виды обратной связи в общении

Успех общения определяется не тем,

что Вы хотели сказать, а тем, как Вас поняли.
(Джим Рон)

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний – устный опрос

– какими качествами должен обладать человек, чтобы общатьсяуспешно, эффективно?

3. Изложение нового материала

Кроме перечисленных качеств, дляуспешного общения необходимо умение дать понять собеседнику, что мы егослышим, понимаем, одобряем, выразить наше к нему отношение. Ведь если оноположительное, то человек охотно продолжит общение.

Подобное «сообщение»,адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, каквоспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают егослова, действия, поступки выступает в качестве обратной связи в общении.

Обратная связь – это реакция собеседника на нас и наши слова. Обратнаясвязь есть выражение того, как один человек реагирует на другого

Обсуждение. Как можно выразить свое отношениек собеседнику? Вспомните ситуации, в которых поведение вашегособеседника помогало или мешало общению. Как это проявлялось? Что вы приэтом чувствовали?

Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочнопредположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсемдругой. (прочитайте ещё раз эпиграф)

Сведения о себе, получаемые изуст других участников, имеют решающе значение в осознании собственных достоинстви недостатков, успехов и промахов.

Для установления обратной связи вустной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику:понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика,взгляд, жест, интонация и т.п.

); во-вторых, постоянный самоконтроль,необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понятьвас. Среди методов контроля самый популярный — уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний.

что именно? когда именно? почему?

Инициатор общения должен отвечать на вопросыслушающего. Не обращать внимание на уточняющий вопрос — значит спровоцироватьнепонимание или неправильное понимание собственных слов.

В ответ на такиевопросы не стоит повторять в деталях большой информационный блок. Можноограничиться повтором факта, цифры, понятия, определения.

Слушатель выражаетполное понимание репликами: «Теперь ясно!», «Так» и т.д.

Если вы хотите, чтобы собеседник охотнос вами общался, будьте открытыми и искренними. Будьте естественными, самимисобой, а не «стройте из себя» кого-то, кемвы не являетесь. Получив обратную связь о том, чтовы искренне и дружелюбно настроены к человеку, не таитесь,не интригуете, — он сам начнет вам доверять.

Однако, умениедавать и принимать обратную связь требует не только навыков,но и смелости — ведь приходится открыто выражать своюточку зрения о человеке или ситуации.

Гораздо легче лицемерно поддерживатьсо всеми хорошие отношения и сплетничать у них за спиной,-но тогда не ждите искреннего дружелюбного к себе отношенияи готовности помочь.

Для того чтобы своим откровенным мнениемне обидеть человека, придерживайтесь следующих правил(СФОРМУЛИРОВАТЬ ОТ ОБРАТНОГО)

1. Давай обратную связь в любой ситуации, независимо отжеланий и интересов собеседника..
2. Давая обратную связь, говорио человеке обобщенно, в целом («Ты не умеешь общаться!», «Ты всегдапоступаешь несправедливо»)

3. Давая обратную связь, можно использовать грубые слова,ругательства, если это способствует взаимопониманию собеседников.
4. В процессе установленияобратной связи полезно дать оценку собеседнику, чтобы дать ему понять егоценность в ваших глазах.
5. Лучшая обратная связь – этосовет, указывающий, как конкретно нужно поступить собеседнику в той или инойситуации.

1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какиеконкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человекев целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажи:«Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешьсяпонять его точку зрения»).3.

 Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другогочеловека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай,не обзывай и т.д.).4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучшедругого человека — вы разные).

5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…»,«Ты должен…» — под запретом.

Не стоит поучать — пустьчеловек сам выбирает, как поступить, ему виднее.

Обсуждение. Соблюдаете ли вы правила обратной связив общении? Как часто их соблюдают окружающие? Какие еще правилавы могли бы добавить от себя?

4. Работа в режиме тренинга

Время проведения: 20 мин.

конверты икарандаши или фломастеры каждому участнику. Кроме того, каждому потребуетсястолько листов бумаги, сколько участников в группе, включая вас.

Попросите участников написать свои имена на конвертах. Дальше попросите ихнаписать и напишите сами пожелание, благодарность для каждого члена группы.Сложите все листочки в соответствующие конверты. Если участники захотят, онимогут поделиться этими высказываниями с группой.

 “Продолжи искренне” («каждыйв своей жизни»)
Инструкция: Все садятсяв круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащитькарточку. Участник читает вслух текст карточки и старается раздумывать какможно меньше, продолжает мысль, начатую в тексте, максимально искренне.

Упражнение«Ответы за другого» (ЗА СПИНОЙ)

Цель: Развитие самосознанияучастников группы посредством обратной связи.

Необходимое время: 20 минут.

Нет.

Подготовка: Специальнойподготовки не требуется.

Процедура: Инструкцияведущего:

– Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдаетсяединство ценностных ориентации. Иными словами, когда по отношению к самымважным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение.

Но такое единствовозможно лишь тогда, когда люди хорошо знают, как каждый человек из группыотносится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится.

Давайтепроверим себя насколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можетепроникнуть в глубину души человека из нашей группы и понять его вкусы ипристрастия.

Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть очеловеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашейгрупповой работы еще не обсуждались? Для этого предлагаю вам следующееупражнение.

Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально иразделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбцаподпишите свое игровое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящегослева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом– имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Такимобразом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будетепосмотреть на мир и за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Такое условие – отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше –вызвано двумя причинами: во-первых, если группа сформирована из людей, ужезнающих друг друга, то обычно приятели садятся в кругу рядом, а отвечать захорошо знакомого человека не представляет трудности и интереса, во-вторых,данная процедура ограждает от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишетсосед на своем листочке.

Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номеравопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры.Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени котороговам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте краткои определенно.

Достаточно пяти-шести вопросов. Их содержание будет варьироваться взависимости от половозрастного состава группы и ее интересов. Возможныйперечень вопросов:

  1. Любимый цвет?
  2. Ваше любимое мужское имя?
  3. Ваше любимое женское имя?
  4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
  5. Смотрите ли телевизионный сериал «Санта-Барбара»? (Да, нет, иногда.)
  6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
  7. Самое ценное для вас человеческое качество?
  8. Ваше любимое времяпрепровождение?
  9. Книги какого жанра вы предпочитаете?
  10. Минимальный размер зарплаты, соответствующий вашему труду и устраивающий вас?

Для проверки степени «попадания» после завершения процедуры ведущий предлагаетучастникам сравнить свои результаты и подсчитать количество совпавших ответов.Итоги подводятся во время общегруппового обсуждения.

Как легко заметить, указанные вопросы подразумевают достаточно широкийспектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу «да» – «нет». Здесьсложно просто угадать ответ, как в лотерее.

Приходится думать, вчувствоваться вдругого человека, сопоставлять имеющуюся информацию о нем, делать выводы.

Однако опыт показывает, что практически в каждой группе находятся несколькоудивительно проницательных участников, умудрившихся осуществить «стопроцентноепопадание» – то есть полное совпадение всех ответов.

Хорошо обсудить, как имудалось добиться этого, на чем основывались их предположения, что именноподсказало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группыприобретают много необычной информации друг о друге, становятся ближе ипонятней друг другу, получают опыт «вхождения в мир другого».

Возможным вариантом этого упражнения может послужить процедура диагностическогообследования по какому-нибудь небольшому тесту-опроснику.

Вывод

Процесс демонстрации и получения обратной связи, способствуявозникновению доверительной атмосферы, является важной составляющей эффективногообщения.

Вопросы

1. Что такое обратная связь в общении?2. В чем ее функция (зачем она)?3. Каковы правила обратной связи?

4. В чем плюсы открытого, искреннего общения «без масок»?Бывают ли ситуации, когда оно нецелесообразно?

Литература:

1.  Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.2.   Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ / Е.В.Григорьева. – Н. Новгород, 1994. – 55с.

3.   Психология общения.Практикум попсихологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 – 192 с.

Источник: //psychokat.ucoz.ru/publ/obratnaja_svjaz_v_obshhenii/1-1-0-2

Виды и принципы обратной связи

Виды обратной связи в общении

Положительная обратная связь – очень важный элемент общения, который в идеале всегда должен присутствовать в диалоге между людьми. Она, а также другие виды обратной связи изучаются в психологии.

Понятие и классификация

Под обратной связью принято понимать невербальную и вербальную информацию, которую один человек специально или неосознанно направляет другому в процессе общения, т.е. отвечая на его сообщения. Различают следующие виды обратной связи:

  • Невербальная и словесная.
  • Отрицательная и положительная.
  • Специальная и ненамеренная.
  • Неосознанная и осознаваемая.
  • Безоценочная и оценочная.

Примечательно, что очень важную роль в коммуникациях играет обратная связь, независимо от того, делает что-то человек в отношении собеседника или же не предпринимает никаких действий. Есть простой пример, который показывает, что, как бы это ни было странно, даже молчание может рассматриваться в качестве обратной связи.

Представьте себе парня, который написал возлюбленной несколько писем о своих чувствах, но не получил ответа ни на одно из них. В этой ситуации молчание ему стоит воспринимать как обратную связь отрицательной направленности. Конечно, если не иметь в виду, что эти письма до нее не дошли ввиду плохой работы почты или потому, что их перехватила слишком строгая мама.

Связь между собеседниками может быть оценочной. Это происходит, когда один из участников общения высказывает или показывает другому свое мнение относительно темы беседы. Например, один менеджер рассказывает своим коллегам о том, что придумал новый способ продажи товара. В ответ он может услышать: «Какой молодец!» Это будет оценочная положительная обратная связь.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Интерес: расшифровка понятия в психологии

А если один из собравшихся нахмурит брови или вовсе покрутит пальцем у виска, то это будет свидетельством того, что связь имеет отрицательное значение.

В первом случае у автора идеи может повыситься самооценка, а как следствие – и его работоспособность, во втором же – наоборот.

Но бывает и так, что отрицательная обратная связь в общении играет корректирующую функцию и может привести к тому, что отношения между людьми модифицируются и изменяются.

В идеале принцип обратной связи должен строиться как личное представление человека о чем-либо, для этого используются такие фразы, как «я думаю» или «на мой взгляд». Когда же человек выражает собственное мнение без употребления таких речевых оборотов, оценка может звучать как нечто статичное и постоянное или еще хуже – как резкость или грубость в общении.

В противовес оценочной связи существует понятие обратная связь безоценочная. Ее обычно используют люди, когда хотят что-то уточнить в отношении рассматриваемого вопроса или помочь собеседнику сформулировать свои мысли.

Рекомендуем: Эмпатия — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Например, на уроке ученик выступает с докладом на тему «Климат в Африке», а учитель задает ему вопрос: «Правильно ли я понимаю, что в Африке очень жарко?» При этом он не вмешивается в ход мыслей собеседника.

Умение молчать и говорить

Многие психологи советуют людям для достижения максимального эффекта от коммуникации уметь слушать своего собеседника. В таком случае появляется конструктивная обратная связь. Чем меньше замечаний мы говорим человеку, который в данный момент что-то рассказывает, тем более правильно он может изложить свои мысли и донести до нас нужную информацию.

Стоит отметить, что пассивное слушание требует от человека внимания и большого эмоционального и психологического напряжения. При этом пассивное участие в коммуникации является весьма полезным тогда, когда собеседник в ходе разговора проявляет свои чувства и обсуждает наболевшие для него проблемы.

Рекомендуем: Душа человека — что это?

В этом случае уместно минимальное участие в беседе – например, такие слова, как «Я вас понимаю», «Интересно», «Действительно?» и т. п. Положительной и отрицательной обратной связью могут в таком разговоре выступать и невербальные средства, жесты – например, одобрительное или отрицательное качание головой.

Стоит оговориться, что иногда в процессе общения людей полезно использовать техники активного слушания. Прямая и обратная связь с говорящим в таком случае основывается на использовании слушающим словесной формы для более качественного понимания сообщения. Есть несколько методов активной обратной связи:

  • Выяснение – это техника, которая позволяет узнать у человека какую-либо дополнительную информацию, причем обязательно без оценивания сказанного. Другими словами – мы пытаемся разговорить человека и продемонстрировать ему, что заинтересованы в беседе.
  • Перефразирование – заключается в том, что мы другими словами пересказываем собеседнику суть разговора и спрашиваем, правильно ли его поняли. Для чего это нужно? Чтобы лучше осознать то, что было сказано. Да и вообще, нужна обратная связь именно для того, чтобы люди общались между собой конструктивно и качественно.
  • Резюмирование – это своего рода подведение итогов беседы, формулировка основных мыслей и идей говорящего. Оно выполняет функции приведения разговора к единому смысловому пространству. Обычные фразы для резюмирования: «Правильно ли я понял, что…», «Ваша основная идея заключается в том, что…» и т.п.

Люди, которые умеют хорошо общаться, обладают эмпатическим слушанием.

Это не просто возможность слышать и понимать, что говорит собеседник, а умение сопереживать ему, возможность психологически поменяться с ним ролями, а также способность выразить свои ответные чувства.

Только в этом случае можно говорить о том, что диалог между людьми является конструктивным и общение может принести им взаимную пользу. Поэтому вполне понятно, какую важную роль в процессе коммуникации играет обратная связь и зачем она нужна. Елена Рагозина

Источник: //www.grc-eka.ru/eto/obratnaya-svyaz.html

Установление обратной связи в говорении и слушании

Виды обратной связи в общении

Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Как правило, устная речевая коммуникация двунаправлена. Каждый из ее участников становится то инициатором (говорящим), то реципиентом (слушающим) передаваемой информации.

Активность устного общения, эффективность, результативность взаимодействия во многом определяются тем, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи.

Для установления обратной связи в устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.

Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой.

В такой ситуации должна помочь правильная установка каждого на передачу-получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и уровни восприятия входят в понятие «установки на взаимодействие и взаимопонимание».

Умения слушания, развиваемые в реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения.

В зависимости от целей устного общения и поведения каждого из коммуникантов возможна непредвзятая, положительная обратная связь или агрессивная, носящая негативный оттенок. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и подразделяются следующим образом:

  • активное слушание — слушание-сопереживание;
  • слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;
  • слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему;
  • слушание-критика — предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения. Такую реакцию могут позволить себе в спорах, переговорах, дискуссиях лишь те, кто абсолютно уверен в своей позиции, своих знаниях.

С раннего возраста человек «запрограммирован» на ответную реакцию типов: «вопрос», «ответ», «совет». Приобретая жизненный опыт, человек начинает более тонко реагировать на услышанное, учится сопереживать, осмысливать точки зрения других людей.

Прогнозировать или инициировать обратную связь во время речевого взаимодействия можно при условии, что каждый из участников общения использует средства и механизмы, навыки и умения слушания и говорения.

Вот способы формирования навыков говорения и слушания.

Говорение:

  • говорить интересно и доходчиво (с учетом интересов слушателей);
  • передавать слушателям только полезную для них информацию;
  • правильно оформлять речевые произведения, располагая их в больших композиционных блоках (выступлениях, монологах, рассуждениях) по принципу: вступление, главная часть, выводы (заключение);
  • использовать речевые средства в соответствии с количественным составом аудитории (межличностное, межгрупповое, публичное общение);
  • применять речевые средства, соответствующие функциональному стилю, ситуации, сфере общения;
  • передавать содержание с использованием невербальных сигналов;
  • осуществлять анализ обратной реакции слушателей в процессе говорения;
  • регулировать темп говорения с учетом того, что устная речь воспринимается и понимается труднее, чем письменная;

Слушание:

  • находить в услышанном что-то полезное для себя;
  • стремиться «раскрывать истину» с помощью реактивных речевых действий;
  • сосредоточиваться на главном;
  • фиксировать основные положения сообщения в письменной речи (конспект, тезисы, опорные слова, цитаты и т.д.);
  • воздерживаться от советов и «приговоров» до серьезного осмысления сказанного;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • формулировать выводы во внутренней речи;
  • анализировать невербальные сигналы говорящего;
  • проводить анализ и оценку содержания сообщения, а не поведения говорящего и т.д.

Улучшению качества получаемой информации или реактивных действий способствуют определенные психологические характеристики участников общения и уровень развитости их коммуникативной компетенции.

Так, человек, обладающий лучшей интуицией, способностью выделять главную информацию из услышанного, обобщать и ранжировать выводы, устанавливает более эффективную обратную связь (что проявляется в ответах на вопросы, запросе информации, собственных суждениях, обобщении элементов предметного содержания, невербальных реактивных действиях и т.д.)

Установлению обратной связи и помогают уточняющие вопросы, которые слушающий задает в процессе восприятия информации: что именно? когда именно? почему? Особенно важно такое уточнение, если общение сопровождается эффектом «испорченного телефона».

Инициатор общения должен отвечать на вопросы слушающего. Не обращать внимание на уточняющий вопрос — значит спровоцировать непонимание или неправильное понимание собственных слов.

В ответ на такие вопросы не стоит повторять в деталях большой информационный блок. Можно ограничиться повтором факта, цифры, понятия, определения. Вслед за микроситуацией уточнения должен последовать контроль восприятия.

Слушатель выражает полное понимание репликами: «Теперь ясно!», «Так» и т.д.

Эффект обратной связи особенно важен в деловой коммуникации, когда коллектив сотрудников принимает или вырабатывает общие решения. Причинами неэффективной деловой коммуникации могут стать неполнота воспринимаемой информации, слабая память исполнителей, плохая структура указаний или иных сообщений, невнимание к собеседникам.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Модели общения: когда какую выгоднее применять

Таблица 1 позволяет лучше понять, какие психологические установки способствуют повышению эффективности обратной связи.

Таблица 1.

Яне-Я
ЦельДля чего это мне, какие свои потребности (нужду, интерес) я удовлетворяю?Для чего это ему, какие свои потребности (нужду, интерес) он может удовлетворить?
Что я получу от обмена информацией? Что изменится в моем содержании?Что он получит от обмена информацией, что отдаст? Что изменится в его содержании?
МетодКак я могу совершить это действие? Какие свои способности проявлю?Как он может совершить ответное действие? Какие свои способности он проявит?

Каждый человек стремится к тому, чтобы лучше понимать и быть понятым. Однако в непонимании чаще всего повинны обе стороны коммуникации.

Для достижения обратной связи необходимо преодолеть ряд барьеров и помех общения:

  • барьеры передачи информации — нечеткое представление инициатором общения предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях, артикуляционные проблемы, тембр голоса, интонация и т.д. Переработка сообщения во внутренней речи слушающего происходит тем успешнее, чем лучше говорящий преподносит предмет своего высказывания по форме и содержанию.Трудности отправления сообщения чаще всего связаны с плохой (неточной) формулировкой содержания, неполнотой высказываний, неточностью, двусмысленностью излагаемых фактов. Если говорящему не удалось ясно и логично изложить содержание проблемы или информации, его слова никого ни в чем не убедят;
  • барьеры восприятия информации — неподготовленность к разговору на заданную тему, отсутствие навыков осмысления, трансформации, обобщения информационных блоков, неразвитость механизмов вероятностного прогнозирования, плохая память и т.д.Трудности получения сообщения обычно связаны с тем, что сообщение понято не полностью или неправильно, так как слушающий не запросил разъяснений; сообщение неправильно оценено из-за предвзятого отношения слушающего к говорящему; сообщение принято не вовремя, поэтому недостаточно серьезно проанализировано;
  • объективные помехи в общении — физиологические помехи (холод, жара, шум), психологические (настроение, отношение к собеседнику, увлеченность другой идеей), а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д. Барьерами общения могут быть раздражение или гнев, стрессы, чувство неудовлетворенности, которые провоцируют невнимательность, поспешность выводов и т.д. Такие личные установки собеседников часто являются непреодолимыми помехами при установлении деловых контактов.Чтобы преодолеть возникающее непонимание, участники общения могут опираться на принципы взаимопонимания: владение профессиональным языком или общим языком (иногда языком-посредником); стремление к получению наиболее полной информации; сконцентрированность внимания на главном; учет характера ситуации (спор, полемика, беседа, обсуждение, переговоры);
  • самоконтроль или контроль ситуации слушающим, осуществляемый на протяжении всего процесса коммуникации и включающий несколько этапов: контроль подготовки информации к передаче; контроль полноты восприятия информации; контроль формулирования реактивных речевых высказываний в соответствии с типом обратной связи.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Ритуальное общение: правила игры в жизнь

Среди методов контроля самый популярный — уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний.

Лучше всего обратная связь устанавливается, когда собеседники демонстрируют естественное участие и восприятие всего сообщения в целом.

Хороший путь к взаимопониманию — отзывчивость к потребностям собеседника.

Такая отзывчивость, готовность к сопереживанию в реальном общении выражается в соответствующих реактивных репликах слушателя или в его пересказе услышанного с элементами собственного анализа и оценки.

К искаженному восприятию и неправильной реакции ведут: неясные по форме и содержанию высказывания, предлагаемые для осмысления; отсутствие внимания сторон к предмету разговора.

Чтобы избежать ошибок во взаимодействии с собеседником, целесообразно задать себе следующие вопросы:

  • правильно ли я понимаю содержание и форму речи говорящего?
  • сосредоточен ли я полностью на высказывании, или мои мысли занять чем-то иным?
  • остерегаюсь ли я неверно интерпретировать высказывание?
  • правильно ли я реагирую на эмоции говорящего?

Если преодолены барьеры, помехи, опасности непонимания в процессе активного взаимодействия, получаемая информация (знания, определения, инструкции, разъяснения и т.д.) будет более полноценной, а обратная связь — более действенной.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: //www.elitarium.ru/obratnaya-svyaz-obshchenie-slushanie-informaciya-soobshchenie-kommunikaciya-rech-vyskazyvanie-cel-soderzhanie-barer-osmyslenie/

Обратная связь в общении

Виды обратной связи в общении

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственноеобразовательное учреждение высшегопрофессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСАИ ЭКОНОМИКИ»

ИНСТИТУТСОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИПРОЦЕССАМИ

КАФЕДРАЖУРНАЛИСТИКИ

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ

ПОДСТАВКО Е.Н.
должность, уч. степень, званиеподпись, датаинициалы, фамилия
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ОБЩЕНИИ
по дисциплине: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ЖУРНАЛИСТИКИЕ

РАБОТУВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ 5 курса, гр.5206Хайдаров С.Ф.
подпись, датаинициалы, фамилия

Санкт-Петербург
2010.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………3

I.ИСТОРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА………………………………………………….4

II.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В УЛУЧШЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХНАВЫКОВ….7

КРИТИКАКАК ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ……………………………………………9

ОДОБРЕНИЕКАК ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ…………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………16

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

Термини связанная с ним теоретическая школаимеют своим предназначением исследоватьи доступным образом объяснить, какнаилучшим образом высказать человекусвое мнение о нем, о его(илиих) поведении. Высказать так, чтобысобеседник не только принял информациюк сведению, но и мог бы изменить своеповедение во благо общих интересов.Информацию такого рода и называютобратной связью или, другими словами,обратная связь-это наша реакция(вербальнаяили невербальная) на поведение партнера.

I.ИСТОРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА

Обратнойсвязи отводят одну из важнейших ролейв деле формирования,развитияи совершенствования как простых моторныхнавыков,таки сложных перцептивных и интеллектуальныхдействий почти во всех современныхшколах,направленияхи ориентациях.

Принятовыделять по меньшей мере три видаобратной связи:1)внутреннююобратную связь (предвосхищающаяобратная связь,прямаяобратная связь),подкоторой понимают некоторый механизмкоординации различных компонентов,участвующихв управлении действия (наоснове работы этого механизма оказываетсявозможным вносить коррекции в уженачавшееся,ноеще не завершенное действие);2)обратнаясвязь в узком смысле этого слова -сигналы,идущиеот эффекторного органа;3)внешняяобратная связь или “знаниерезультатов”- информация,котораяможет быть получена только после того,какдействие завершено1.

Хотя словосочетание”обратнаясвязь”проникло впсихологическую литературу только вгоды,последовавшиеза окончанием второй мировой войны,представленияо важности сличения полученногорезультата с намеченным или необходимымв деле формирования и совершенствованияумений и навыков,сложились вэкспериментальной психологии сравнительнорано.

Фактическитакие представления обнаруживаются вконцепции Торндайка,а именно,в его известном”законеэффекта”.Вместо термина”обратнаясвязь”использовалисьтакие слова как “знаниерезультата”,а немногоспустя и такое емкое понятие как”подкрепление”.

Не было инедостатка в фактических доказательствахсущественной роли информации о результатахдействий для их совершенствования.В дальнейшем,когда терминобратная связь прочно укоренился вязыке психологов,выводыотносительно роли обратной связи вформировании исовершенствованиимоторных навыков,не претерпелисущественных изменений.

Экспериментируяс различными условиями подачи зрительнойобратной связи при совершенствованиинавыков стрельбы из лука,становится очевидно, чтонаибольшие успехи демонстрируются вусловиях предоставления стрелку наиболееполной информации о процессе и результатахстрельбы.

Нодаже в условиях практически полноголишения возможности зрительногоотслеживания полета стрелы и места еевстречи с целью,испытуемыепродолжали совершенствоваться,используя вкачестве источника информации звуки,издаваемыестрелой при встрече с мишенью2.

Несколько болеесложно складывалась картина при выяснениироли обратной связи в формировании иразвитии умений интеллектуальногопорядка.ПоследователиЖана Пиаже имеют особый взгляд на рольобратной связи в развитии мышления.

С их точкизрения обучение с применением обратнойсвязи не является ни необходимым,ни достаточнымусловием для полноценного усвоенияпринципа сохранения и для формированияряда важнейших интеллектуальныхопераций.

Имудалось продемонстрировать,чтоинформирование дошкольников о принципесохранения целого,числа и весапри изменении свойств объекта ипредоставлении детям возможностиубедиться в наличии сохранения путемпрямого взвешивания и пересчета (тоесть получение обратной связи)не приводятк формированию полноценного пониманияпринципа сохранения.

В то же времяметодики работы с детьми,традиционныедля Женевской школы и в которых обратнаясвязь не используется вовсе,дали гораздолучшие результаты3.

Правда,несколькопозже сторонники поведенческого подходав серии экспериментальных исследованийпоказали,что какиспользование модели оперантногонаучения и применение прямого подкрепления(приправильном ответе экспериментаторговорил ребенку:”Да,ты прав”,а принеправильном:”Нет,ты не прав,правильнымответом будет…”,так ииспользование схемы социального научения(ребенокнаблюдал за тем,как решаетзадачи взрослый и как экспериментатордает оценку успешности его поведения)приводили квесьма отчетливым сдвигам в пониманиипринципа сохранения4.Нельзя сказать,что влитературе,посвященнойобсуждению проблем развития коммуникативныхумений,понятиюобратной связи отводится роль Золушки.Нет,по всемпризнакам это понятие занимает достойноеместо в концептуальном аппарате,сложившемсяв этой области знаний.

Вопрос о роли обратнойсвязи практически не дискутируется.И в широкоизвестной модели социальных уменийМайкла Аргайла (Argyle,1989; Trower, Van der Molen, 1995) обратнаясвязь является частью механизма коррекциипланов и программ поведения.

В фокусевнимания большинства авторов двавопроса: какиспользовать обратную связь наиболееэффективным образом для достиженияосновных целей тренинга (формирования,развития исовершенствования тех или иных видовкомпетентности)и как лучшеорганизовать освоение способов работыс самой обратной связью,то есть уменийдавать обратную связь и принимать ееот других. Ив первом и во втором случае речь,разумеется,идет о такназываемой внешней обратной связи.Наиболееподробно проработан вопрос об уместныхформах обратной связи.Имеется ввиду то,какимихарактеристиками должна обладатьобратная связь для того,чтобы ееприменение было наиболее плодотворным.Анализсоответствующей литературы выявляетзначительное сходство взглядов разныхавторов в этом вопросе.Практическивсе согласны с тем,что обратнаясвязь должна быть неотсроченной,по возможности- безоценочной,максимальноконкретной,адресоватьсяк поведенческим проявлениям,а не к личности,выражатьсяскорее в терминах субъективных ощущенийи чувств, ане объектных суждений5и т.д.

Проведенныйвыше анализ литературы позволяет сделатьнекоторые предварительные выводы.Во-первых,влексиконе современной психологиипонятие обратной связи окончательнозакрепилось и практически вытеснилоранее использовавшиеся понятия “знаниерезультата”и”подкрепление”.

Во-вторых,практическиоднозначно определена роль обратнойсвязи -онаиспользуется как источник информации,необходимойдля внесения коррекции в складывающиесяили уже сложившиеся программы или планыдействий.

Втретьих,неявноподразумевается,чтовлияние обратной связи всегда благотворно,вовсяком случае,еслиее “правильно”применять,овозможных негативных эффектах не идетдаже и речи.

Вместес тем,несмотряна внушительный массив специальнойлитературы,оченьмало информации,проливающейсвет на действительную роль обратнойсвязи в формировании и совершенствованиисложных коммуникативных умений.Речьидет о чем угодно,тольконе об эффектах использования именнообратной связи.

Немногочисленныеупоминания о положительном воздействииобратной связи на процесс развитиясоциальных умений не спасают положения,таккак относятся к весьма специфическимумениям и навыкам и,крометого,недают возможность отделить эффектыобратной связи самой по себе от эффектовпроцедур,вкоторых обратная связь является ихнеотъемлемым компонентом.

II.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В УЛУЧШЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХНАВЫКОВ

Впрактическом смысле, обратная связьэто не информация о том, чтопредставляет собой тот или иной человек,это в большей мере сведения о вас, освязи с этим человеком. Одно из важнейшихкачеств среди умений правильной подачии восприятия обратной связи являетсятерпимость к партнеру по общению.

Вотнесколько несложных в соблюдении правилподачи обратной связи6,с учетом которых коммуникативные навыкиболее эффективны:
  1. Говорите о поведении партнера, а не о его личности (“ты поступил таким-то образом”, “такие-то твои слова вызывают у меня …”, а не “ты – негодяй”, “ты – бездельник”, “ты – гений, бог и царь” и т.д.).

  2. Больше описаний, меньше оценок (“я видел, ты поступил так-то”, “твои слова я воспринимаю как …”, а не “твой поступок плох”, “то, что ты говоришь о … – отвратительно” и пр.).

  3. Описывая поведение другого человека, старайтесь больше пользоваться категориями типа “в большей или меньшей степени …”, “чаще”, “реже”, а не типа “ты всегда …”, “ты никогда …”, “вы все …”, “и вообще”.

  4. С осторожностью используйте слова с приставкой “кое-“ – кое-кто, кое-с кем, кое-где, кое-чем, кое-как… Партнер может воспринять это как непристойный намек, что соответственно повлияет на ваши ваши отношения.

  5. Говорите больше о своих наблюдениях, а не о заключениях, к которым вы пришли (“я видел, что после разговора с тобой Мария Петровна плакала”, а не “после разговора с тобой Мария Петровна плакала, значит, ты обидел ее”. Мария Петровна в этом случае могла плакать, скажем, от радости или по совсем другой причине).

  6. Говорите больше о том, что происходит сейчас или что было в недавнем прошлом. Не упоминайте далекого прошлого, т.к. человек мог уже измениться или изменить свою точку зрения, кроме того, ваше упоминание о далеком прошлом может быть неприятно или неуместно.

  7. Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывайте свои соображения, как бы делясь мыслью и информацией с партнером (“когда я (мой друг, знакомый) оказался в подобной ситуации, то сделал так-то и так-то, и это помогло мне (или другому человеку)”, а не “Я бы на твоем месте сделал то-то и то-то”, или “делай так-то и так-то”).

  8. Выделяйте то, что может другому помочь, что он мог бы при желании изменить, а не то, что дает разрядку вам самим;

  9. Не давайте обратную связь слишком большими порциями – иначе партнер не успевает все осмыслить;

  10. Выбирайте подходящее время, место и ситуацию;

  11. Подача обратной связи – серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.

Неменее важными являются правилавосприятия обратной связи7:

  1. Сначала выслушайте до конца, не поддавайтесь искушению выработать по ходу слушания контраргументы.

  2. Для преодоления излишней эмоциональной вовлеченности можно своими словами пересказать то, что услышали.

  3. Не забывайте, что партнер представляет только самого себя.

  4. Из полученной обратной связи не должно автоматически вытекать намерение изменять свое поведение.

  5. Помогите партнеру в его трудной задаче, помогите ему рисковать.

Источник: //works.doklad.ru/view/jTo2cXxl3q0.html

Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок» (часть 2)

Виды обратной связи в общении

Цель: научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения.

Задачи

— рассмотреть понятие обратной связи в общении и ее функции; — определить правила обратной связи; — овладеть навыками демонстрации и получения обратной связи; — повысить степень субъективного контроля как условия осуществления обратной связи; — научиться спокойно принимать критику и конструктивно ее перерабатывать; — дополнить свой образ Я информацией от окружающих людей.

Продолжение. Начало здесь.

Часть вторая

(Предупреждение учителю: при выполнении следующих упражнений могут возникать конфликтные ситуации. Напоминайте ученикам о соблюдении правил обратной связи. Тех, кто их не выполняет, прерывайте.

Прямо или шуткой воспрепятствуйте вынесению на обсуждение потенциально конфликтных ситуаций или застаревших обид («Ну, мы знаем, что вы с Петровым еще в первом классе букварь не поделили!»).

Напряжение можно снять путем открытого конструктивного обсуждения сложившейся ситуации, обидевшихся следует помирить.)

Ход урока

Сегодня мы потренируемся получать и давать обратную связь. При выполнении упражнений старайтесь не забывать правил обратной связи. Это не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Твои слова говорят о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом.

Говори о том, что тебе нравится или не нравится, что тебе близко или непонятно, приятно или неприятно, чему ты хотел бы научиться или что считаешь неприемлемым. Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Сядьте вместе (в круг, квадрат) так, чтобы у каждого оказался сосед справа.

Начиная от водящего, по очереди, скажите соседу справа одно его качество, помогающее ему в общении, и одно — мешающее ему общаться. Кратко обоснуйте свою точку зрения. Замкнув круг, пересядьте, чтобы у каждого оказался новый сосед. Проделайте то же самое. Пройдите так 3-4 круга.

Хотите ли вы получить обратную связь о том, какой вы в общении? Упражнение «Горячее место». Выполняется в группах по 6-8 чел. Желающий садится перед группой и рассказывает, какие, по его мнению, у него сильные и слабые стороны в общении (что получается хорошо, а что — не очень).

Поощряются описания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе, за которым, однако, не стоит стремление что-то скрыть — иначе зачем выходить? Затем каждый член группы по очереди пусть скажет, в чем он разделяет мнение водящего о нем, а с чем не может согласиться. Соблюдайте правила обратной связи! Затем на «горячий стул» садится следующий желающий.

По желанию водящего, может обсуждаться любой другой вопрос, о котором он хочет знать мнение группы (умеет ли он быть хорошим другом, интересный ли он человек и т.д.). Цель водящего — не переубедить группу, а узнать больше разных точек зрения о себе самом. Обсуждение.

Предоставление и получение обратной связи — непростое дело, требующее выдержки, справедливости, предварительного обдумывания и взвешивания слов и мнений. Иногда оно может перерасти в конфликт! Вы это почувствовали.

Что было самым трудным? Какие чувства вы испытывали, получая и давая обратную связь? Что вам понравилось? Нужна ли обратная связь в общении или можно общаться «за масками»? Упражнение «На что он похож?» («Ассоциации»). Выполняется в группах по 7-8 чел. Водящий выходит за дверь. Группа загадывает человека.

Из оставшихся членов группы каждый (и сам загаданный) придумывает ответ на один из вопросов, характеризующих загаданного человека: — На какой цветок (дерево) он похож? — На какого героя книги (фильма)? — Какого он цвета? — Какое животное (птицу) напоминает? — С какой погодой его можно сравнить? — другие вопросы?… Приглашают водящего и называют ему всё, с чем можно сравнить загаданного человека. Водящий угадывает. Затем выбирают следующего водящего и загадывают нового человека. Упражнение «Кто это?». Учитель достает нарисованные на прошлом занятии автопортреты. Угадываем, кто изображен!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.