Воспитание патриотизма

Содержание

Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи

Воспитание патриотизма

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории.

Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям.

Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

  • научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
  • сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
  • на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.

Понятие патриотизма

Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.

Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.

Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.

Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?

Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания.

Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви родному краю, к родной природе, истории своей страны.

Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.

Задачи патриотического воспитания

Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
  • формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
  • воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
  • воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
  • воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
  • формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
  • формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.

  Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.

Структура патриотического воспитания

Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока, которые в конечном итоге

  1. Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
  2. Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
  3. Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.

Военно-патриотическое воспитание

Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.

Здесь широкое поле для форм и методов организации этой работы:

  • военно-патриотические клубы;
  • профильные военно-спортивные лагеря;
  • поисковые отряды;
  • тесное сотрудничество с музеями, общественными историческими организациями.

В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов по военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.

  Патриотическое воспитание в ДОУ

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое.

Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами.

В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe

Как воспитать патриотизм у ребенка | Азбука воспитания

Воспитание патриотизма

Что такое патриотизм? Это и родина для конкретного человека, и чувство преданности, верности своему Отечеству, любовь к нему, желание служить его интересам и защищать от врага.

Любовь к родине не входит в комплект знаний, обязательных для «успешного дошкольника». Но это не значит, что родителям не надо воспитывать у малыша уважительное отношение к своей стране. Оно может стать основой для целеустремленности, уверенности в себе и эрудиции. Главное – заинтересовать ребенка.

Елена Кравцова
психолог, Москва

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа.

Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя.

Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно.

У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так.

«Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Как воспитать патриотизм

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков.

Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано.

Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие.

Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • Как воспитать патриотизм: города и улицы. С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Занимательные рассказы о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими.
  • Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей: тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией.

Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо.

Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-vospitat-patriotizm-u-rebenka

Специфика российского патриотизма

Воспитание патриотизма

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и в  важнейших сферах его деятельности. Как

идея объединения русских в борьбе против общего врага она отчетливо звучит в одной из древнейших рукописей «Повесть временных лет» и проповедях Сергия Радонежского.

По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства, патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов.

и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории.

Проявления патриотизма в такие периоды отмечены благородными порывами, особой жертвенностью во имя своей Родины, что позволяет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Патриотизм является важнейшим компонентом «русской идеи», подразумевающей объединение и упрочение русской нации, российского общества и государства. Сегодня в основание «русской идеи» закладываются такие цели, как возрождение России, восстановление духовных основ общества, социальная справедливость.

«Русская идея» родилась как государственно-религиозное мессианство – стремление России быть главной носительницей подлинно-христианских ценностей после падения Византии и православной государственности. Эта идея распространялась на присоединяемые к Российской империи народы.

Когда после петровских преобразований и разгрома Наполеона Россия включилась в европейский процесс общественного развития на качественно новом уровне, обострились проблемы ее сосуществования с западными цивилизациями и определения ее места в мире. В рамках «русской идеи» усилилась борьба двух тенденций – западничества и славянофильства.

В советское время классовое, интернациональное сознание, особенно в первые годы, преобладало над национальным.

Патриотизм всегда связывался с интернационализмом и, в конечном итоге проявился в создании нового наднационального понятия «советский народ».

Для многонационального государства, каким являлся Советский Союз, этот было, пожалуй, самой универсальной формулой. Действенность ее особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны.

Период перестройки, а затем и распада СССР стал временем проявления крайних позиций – начиная с рекомендаций изолироваться «русским миром» от всего нерусского окружения во имя собственного возрождения и заканчивая попытками вовсе растворить самобытность русского народа в космизме общечеловеческих ценностей

.

Исторические и географические условия, в которых находилась Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою независимость. Русский историк В.Соловьев подсчитал, что с 800 по 1237 года на Русь каждые четыре года происходило военное нападение (в 1240- 1462гг. было более 200 нашествий).

Другой русский мыслитель И.Ильин установил, что с 1368 по 1893год, т.е. за 525 лет, было 329 лет войны. Это значит, что на один мирный год приходилось 2 года войны. Все это не могло не сказаться на формировании менталитета, особого отношения русских к защите Родины.

Можно выделить основные особенности проявления российского патриотизма.

Особая любовь русских к своей земле.

Державность

Огромная территория русских земель – важнейший этнопсихологический фактор патриотического сознания россиян, формировавший уверенность в том, что Русь невозможно поработить, что на необъятных просторах всегда найдется сила, которая сплотит и поведет народ к победе.

Державность наиболее ярко выражается в национальной гордости за принадлежность к великой стране, внесшей весомый вклад в развитие человеческой цивилизации.

«Каждый русский сознает себя частью своей державы, – писал А.И.

Герцен, – оттого, где бы русский ни жил на огромных пространствах между Балтикой и Тихим океаном, он прислушивается, когда враги переходят границу, и готов идти на помощь Москве…»

               Высокодуховное единомыслие

Национальная общественная воля всегда тяготела к общегосударственным духовным идеалам. «Русский патриотизм отличался от всякого иного своей беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству», – подчеркивает историк Ф.Нестеров в исследовании «Связь времен».

Бисмарк предостерегал желающих напасть на Россию: «О победе над Россией можно говорить, если в ходе войны она будет полностью разгромлена… Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия…Миллионы собственно русских, даже если их разделить… также быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути, и ведут борьбу за освобождение своей территории с чисто русским неистовством».

               Жизненная стойкость

Это качество питает твердость духа в нелегкие времена, неистребимую веру в лучшую жизнь. Иван Ильин отмечал, что русский человек «…невыносимое несет как Богом данный крест и верит в свое лучшее будущее.

Особенная русская выносливость ради блага Отечества основывается на четырех составляющих: молитве, терпении, юморе и пении.

Они переходили в способность русских приспособляться не уступая, гнуться не ломаясь, блюсти верность себе и Богу среди врагов и во временном порабощении, сохраняя гордость в смерти, накапливать ту силу сопротивления, которая и спасала их в деятельности».

Миролюбие

     Миролюбие и добрососедские отношения с другими народами зародились в глубокой древности, когда русичи, в отличие от многих народов не завоевывали огнем и мечем близлежащие земли, а ассимилировались с местным населением.

Большинство национальных соседей России в тяжелые для себя времена сами просили присоединения своих земель к нашему государству.

И только прямая агрессия со стороны других наций заставляла россиян расширять границы государства ради обеспечения своей безопасности.

На протяжении всей истории у русских отсутствует комплекс «народа- господина». Вот уже более тысячелетия наблюдается устойчивое стремление россиян прийти на помощь бедствующим народам, особенно братьям славянам, хотя впоследствии не всегда эта бескорыстная помощь по достоинству оценивается.

Противоречивость

    Противоречивость проявления патриотических чувств активизируется в России, как правило в экстремальных ситуациях.

В тяжелые для Отечества дни наблюдается поляризация мнений и чувств россиян – от высокопатриотического настроя и готовности к самопожертвованию до самоуничижения, самобичевания. Как подчеркивал Н.

Бердяев: « …подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно лишь признав ее жуткую противоречивость». К.Аксенов тоже верно подметил эту особенность: «Мы умеем умирать как русские, но не умеем  как русские жить».

Когда России особенно тяжело, появляются патриоты и лжепатриоты. В.Белинский об этом сказал так: «Что такое патриотизм и патриот всякий знает. Но не всякий знает, что патриоты разделяются на два разряда.

Одни получают имя патриотов за свои заслуги от общества и истории, как получили его Минин и Пожарский, Сусанин и другие… Другие сами провозглашают себя патриотами, потому что громче других говорят о любви и ревности ко всему отечественному». Очень актуальные слова.

Они напоминают нам, что независимость Отечества отстаивают конкретными делами, а не словами.

Патриотическое воспитание

 молодежи,   военнослужащих

    Как отмечал Д.Тресков: «дух патриотизма должен лежать в основании и венчать всякую военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены». В современных условиях патриотическое воспитание представляет собой, с одной стороны, важную составную часть системы воспитания в обществе, с другой – является основой воспитательной работы в войсках.

Это обусловлено тем, что оно не ограничивается обеспечением подготовки граждан к выполнению функции защиты Отечества, а предполагает проявление патриотической деятельности в различных сферах общественной жизни. «Воспитание народа, – подчеркивал И.

Ильин, есть воспитание в нем патриотизма, чувства собственного достоинства, чувства ответственности и в результате этого путь к самоуправлению».

Патриотизм нашего народа издревле был связан с духовно-нравственными ценностями, отражающими специфику формирования нашего общества и государства, образа жизни, миропонимания и веры.

Вполне естественно, что эти ценности были присущи и русскому воинству, которое отличалось преданностью государственным интересам, гордостью за принадлежность к великой нации. Как подчеркивал А.

Ельчанинов: «…там, где сознавали чего хотели, где горела вера в Бога и в славное оружие России, где войска и вожди были объединены чувством взаимного доверия – там в умелых руках эти рати делали чудеса».

В формировании нравственного облика русского воина главное внимание уделялось «духу» войск и его «нравам». Основополагающими добродетелями воинов традиционно считались преданность Отечеству, верность воинскому долгу и чести, храбрость, самоотверженность и взаимовыручка.

С учетом развития современных тенденций в общественной жизни,  России предстоит переосмысление и возрождение ценностных основ патриотического воспитания.

Анализ динамики ценностных ориентиров различных социальных групп российского общества за последние десятилетия позволяет сделать вывод об изменении их направленности и смещении в сторону материально-прогматического подхода.

Речь идет, прежде всего, о деформации ранее сложившихся традиционных ценностей, отражающих содержание высших человеческих добродетелей: честности, порядочности, милосердия, доброты, стремление отстаивать интересы страны.

Изучение социологических исследований по этому вопросу среди молодежи, свидетельствует о том, что в общей системе ценностных ориентаций граждан России значительно снизился статус именно духовно-нравственных ценностей.

Так, если в 1987- 1988 годах материальную обеспеченность отнесли к высшим ценностям своей жизненной ориентации 26% респондентов, в1990-м – более 42%, то в 1999 году – уже 58%. Число респондентов, считающих духовность одной из высших ценностей, сократилось с 16,2% (14-е рейтинговое место) до 11,7% (18-е место).

Из этого следует, что ориентация российской молодежи на духовно-нравственные ценности в период проводимых реформ, стала менее устойчивой, особенно начиная с 1991 года.

Вместе с тем изучение истории нашего Отечества свидетельствует о том, что одна из традиционных ценностей российского патриотизма – преобладание духовного начала над материальной стороной жизни.

Люди конечно же всегда стремились к материальным благам, но главной целью их жизни было не только материальное благополучие, но и совершенствование души. Жизнь России имела преимущественно духовно-нравственную направленность.

На Западе образ жизни в основе своей носил эгоцентричный, потребительский характер.

Анализ, поведенный в наши дни, показывает, что лишь 15% представителей российской молодежи признали у себя наличие качеств духовности в общепринятом понятии: высокой культуры, знания истории Отечества, готовности соизмерять свои поступки с идеалами высшего духовного порядка и др. Было признано, что на формирование подобных качеств «просто нет смысла и времени».

Исходя из этого, можно констатировать, что у значительной части современной молодежи налицо невысокий уровень развития патриотического сознания и патриотических качеств.

Поэтому духовным стержнем патриотического воспитания на современном этапе должна стать национальная идея, которая обеспечит преемственность традиционных духовно-нравственных ценностей. Наличие такой идеи особенно важно для военнослужащих.

Еще Сократ указывал на то, что победу в бою обеспечивает тот начальник, который может сделать солдата счастливым. А Верховский, обращая на это внимание, отмечал: «В сердце и уме войска должна жить идея простая, ясная, понятная каждому, за которую он идет на смерть.

Не материальное благо… а идея, переросшая в личное счастье… Она может сделать людей способными на самопожертвование».

Данная способность вырабатывается у воинов в системе профессионально-этических норм, как правило существующих в профессиях, имеющих традиции. На военной службе такими качествами являются: честь, верность присяге, стойкость и мужество в бою, исполнительность и др.

Одна из попыток сформулировать необходимость воспитания этих качеств нашла  свое отражение в первых уставах – «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1607 – 1621 гг.), «Уставе воинском» (1716г.).

Эти понятия содержатся и в нынешних воинских уставах.

Одним из первых источников посвященных непосредственно морально-нравственному облику русского воина, была работа М.Кутузова «О солдате», написанная в период, когда он выполнял обязанности директора шляхетского кадетского корпуса в 1794 – 1795 годах. В ней впервые появилось понятие «образцовый русский солдат» и отмечалось, что «солдат… никогда не должен роптать на свою участь».

Воин «должен любить свое Отечество, в котором произошел на свет, взрос и воспитан; он наблюдает ко всем вежливость… презирает людей сварливых, клеветников, обманщиков, сквернословов как недостойных общества человеческого… , ему не следует разорять, истреблять, окрадывать или насильно отнимать чужие имущества… Такой солдат, исполняя свой долг по призванию, сохранит и гражданские добродетели…»

Основой патриотического воспитания в русской армии являлась идея верного служения Отечеству,  приумножения  его воинской славы. Поэтому в формировании защитника первостепенная роль отводилась нравственному воспитанию. М.

Драгомиров считал, что нравственность должна аккумулировать в себе, прежде всего понятия чести и долга.

Он подчеркивал, что нравственность военнослужащего подчиняется «той гибкости, которая в одно мгновение с изменением обстоятельств способна изменить средства для достижения цели», подразумевая под «средством» готовность к самопожертвованию. Понятие «долг» – многомерно.

Оно связано у представителей многих профессий с направленностью взглядов и поступков. Но лишь у солдата и офицера понятие «долг» и «смерть» находятся рядом, освященные особой миссией военнослужащих– обеспечением независимости Отечества. Неслучайно генерал Скобелев, воспитывая воинов, стремился воспитать у них чувство чести и гражданского долга.

Полковник Вячеслав МИНЕР,

кандидат исторических наук

Источник: http://oovkk.ru/?page_id=613

Воспитание патриотизма у младших школьников – задачи и методы

Воспитание патриотизма

Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.

Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет свою актуальность, это связано, прежде всего, с тем, что в сети содержатся огромное количество негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу.

Именно поэтому в школе нужна обязательная программа патриотического воспитания младших школьников.

Патриотическое воспитание важный этап формирования гражданина

Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.

Для патриотизма характерны следующие черты – веротерпимость, общественная законопослушность, хорошее отношение.

Патриотизм основан на многовековых традициях и многочисленных устоях собственной страны. Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика.

Что такое патриотизм — определение

Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников

Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников  заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:

  • воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям,  уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.

Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание — определение

Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах
Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста.

В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.

Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны.

Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы.

Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.

Экскурсия в музей — метод изучения военной истории

Основы нравственно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.

При решении  задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.

Система нравственных ценностей — перечень составляющих

В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.

Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте

Как уже было упомянуто ранее, огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Многие нравственные качества закладываются у детей в младших классах.

Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям,  ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому.

Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке,  приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен.

Патриотическое воспитание начинается с первых дней в школе

Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.

Важность нравственного воспитания

Воспитание у детей чувства патриотизма способствует формирования правильной гражданской позиции, чувства любви и уважения к старшему поколению, поэтому важность этого аспекта развитии личности недооценивать не стоит.

  Участие в этом процессе семьи, где воспитывается ребенок, также немаловажно, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну во время войны.

Необходимо чаще рассказывать детям младших классов об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен Великой отечественной войны, вместе пересматривайте военные снимки, изучайте полную историю собственного клана, это также способствует воспитанию юных патриотов.

  Изучение семейных писем и дневников дает детям возможность соприкоснуться с историями собственной семьи, пережить их нелегкие судьбы.

Воспитание патриотизма — важность

Не стоит забывать о том, что  сами родители являются для собственных детей самым главным примером в любом деле, в воспитании чувства патриотизма в том числе.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания

Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы.

В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом.

Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости патриотизма в роли определяющих ценностей нашего народа. Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта.

Направления воспитания патриотизма

Современная проблема воспитания чувства патриотизма у молодежи требует введения новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Общие школьные программы

Патриотизм на самом деле является  той мощью, которая способна свергнуть все преграды на своем пути, заявить всему миру о нашей стране с глубоким уважением. Именно поэтому одно из приоритетных направлений воспитательной работы в классе является нравственно-патриотическое воспитание, основные цели которой заключаются в следующем:

  • становление ребенка в качестве свободного гражданина своей родной страны;
  • постепенное развитие чувства возможной сопричастности к судьбам Отечества;
  • развитие высокого чувства гордости за собственную страну и народ.

Каждому учителю нужно принять во внимание основные направления работы, которая ведется в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма.

Направления воспитательной работы

В школе ведется воспитательная работа по следующим направлениям:

  • специальные классные часы, посвященные беседам о родном крае;
  • сбор необходимых материалов и подготовка выступлений о родных краях;
  • тематические экскурсии, коллективное выполнение простых проектных работ;
  • введение начальных уроков истории;
  • конкурсы декламации поэтических стихов, творческих рисунков, сочинений.

Патриотическое воспитание в позаурочное время

Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников к окружающему миру. Помимо школьной базы, которая помогает формировать у детей чувство патриотизма, огромный вклад в развитие этого качества оказывает родительское воспитание, их ценности, которые они стремятся передать своим детям.

Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота

В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.

Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:

  • необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
  • во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
  • дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
  • вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
  • постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
  • необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
  • часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
  • малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.

Изучение родного края — важный элемент воспитания любви к Родине

Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине.

Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках.

До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.

Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности.

Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории

Родителям напоследок

Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность.

В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота.

Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.

Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.

Хотя он еще не в состоянии осознавать все эти впечатления, но, пропуская их сквозь собственное детское восприятие, они играют немаловажную роль в становлении юного патриота.

Изучение национальных обычаев — важная часть воспитания патриотизма

Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства.

Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений.

Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.

В народном фольклоре ощущается уважение к человеческому труду, восхищение ловкостью человеческих рук.

При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.

: Патриотическое воспитание. Связь поколений

Источник: https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/vospitanie-patriotizma-mladshih-shkolnikov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.