< Воспитание по… - Психолог

Воспитание по…

Содержание

Воспитание — определение, виды, принципы и цели

Воспитание по…

Из поколения в поколение переходят стили и методы воспитания: многие родители воспитывают своих детей похожим образом на тот, которым воспитывали их самих.

Другие родители поверхностно знают, что это такое — воспитание, что подразумевает данное понятие, какие цели и задачи ставит, и какой результат можно получить, приложить все практические и теоретические знания.

  • Что такое воспитание
  • Воспитание детей
  • Виды воспитания и воспитательные задачи
  • Современные принципы воспитания в педагогике
  • Цели воспитания в конкретных концепциях
  • Задачи воспитания в системе российского образования
  • Как реализуются цели и задачи воспитания
  • Роль воспитания в жизни человека

Что такое воспитание

Воспитание – это искусство и достаточно нелегкий процесс, эффективность которого во многом зависит от педагогической и психологической просвещенности взрослых.

Значение слова «воспитание» можно трактовать в двух смыслах:

  1. В широком понимании оно означает процесс социального становления личности. Оно начинается с момента рождения и длится до самой смерти. воспитания зависит от природных и общественных факторов, зависит во многом от раннего возрастного периода и поведения родителей.
  2. В узком определении под этим понятием подразумевается приобретение ребенком положительных в конкретном обществе ценностей и норм поведения.

Воспитание детей

Единство требований к воспитательному процессу, единые педагогические воздействия должны предъявляться к зарождающейся личности от обоих родителей и школы, не противореча друг другу – в этом случае у ребенка появляется определенная модель стереотипного отношения и поведения, он легче и успешней будет продвигаться в учебе, дисциплинированности, социализации и освоении общественных ценностей.

Когда требования родителей к ребенку противоречат друг другу, когда мама говорит одно, а папа противоположное, у малыша может возникнуть диссонанс, тревожность и психические проблемы. Поэтому в семье так важно выработать единую линию воспитания.

Такое единство индивидуально в каждой конкретной семье и культуре, оно выражается в согласованности правил и норм поведения, которые прививаются ребенку.

Психология дает следующее определение: воспитанный человек — это тот, кто обладает культурой, вежлив и обходителен, имеет хорошие манеры и проявляет уважение к окружающему миру и другим людям. Вежливый индивид — это не всегда признак воспитанности, но воспитанный человек всегда будет вежлив.

Воспитанность включает в себя владение собой и внимательность к окружающим. Воспитать – означает научить ребенка такой воспитанности. Воспитатель – это тот, кто воспитывает, причем им не обязательно окажется именно родитель или педагог.

Педагогика определяет воспитательный процесс как динамичное сложноустроенное сознательное взаимодействие между воспитанником и педагогом с целью формирования личности первого. Этот процесс означает и самостоятельное воздействие человека на самого себя.

Такое формирование личности касается трансформации личностных качеств и убеждений, жизненных ценностей и общей модели отношения ко всему миру. При этом из ребенка невозможно «слепить» как из пластилина желательную личность — все гораздо сложнее.

Виды воспитания и воспитательные задачи

Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.

Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:

  • формирование осознания смысла существования, понимание своей позиции в мире, своей индивидуальности и индивидуальности каждого отдельного человека;
  • прививание стремления изменять этот мир, трудиться и честно выполнять свои обязанности в учебе и работе;
  • усвоение человеческих норм и ценностей.

Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.

При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.

Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым.

Второй важный аспект — это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь — базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.

Современные принципы воспитания в педагогике

Виды воспитания, которые выделяют в настоящее время, представлены в таблице.

Вид воспитанияОпределение вида и задачи
Экологическое воспитаниеПодразумевает формирование у ребенка сознательной цели аккуратного и уважительного отношения к окружающей природе, рационального и здравого использования ее ресурсов.Задачи:1.       Донесение до ребенка информации об окружающей природе.2.       Установка четких границ допустимых действий человека на окружающую биосферу, флору и фауну.3.       Просвещение о методах сохранения природных ресурсов.
Правовой воспитательный процессОзначает передачу формирующейся личности информации о юридических законах и нормах, соблюдение этих законов.Задачи:1.       Привитие ребенку ответственности и уважительного отношения к законам конкретного государства.2.       Прививать активную позицию в политической сфере.3.       Вырабатывать критическое мышление по отношению к окружающему миру.4.       Вырабатывать дисциплинированность (не наказанием).
Умственное воспитаниеПодразумевает конкретно образование и обучение, педагогический процесс, интеллектуальное развитие и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации.Задачи:1.       Руководство становлением познавательной сферы ребенка.2.       Одобрение попыток самостоятельности.3.       Брать во внимание индивидуальные особенности конкретного воспитанника.4.       Не предлагать ребенку уже готовое решение, а стимулировать его попытки решить проблему самостоятельно.
ФизическоеОзначает прививание ребенку понимания того, как совершенствовать свое тело и поддерживать здоровье организма.Задачи:1.       Четкое понятие о здоровом образе жизни.2.       Выработка интереса к физическим упражнениям и занятиям спортом.
Воспитание трудовой сферыЭто формирование у ребенка потребности трудиться, обучение его добросовестности и честности.Задачи:1.       Помощь ребенку в поиске той сферы, которая станет его профессией.2.       Выработка творческого подхода в трудовой деятельности.3.       просвещение в понимании значимости трудовой деятельности.
Экономический воспитательный процессОпределяется становлением у детей деловых характеристик – бережливости и адекватного восприятия материальной сферы жизни.Задачи:1.       Формирование у ребенка адекватных представлений о рыночных отношениях и бизнесе.2.       Привитие принципов социальной справедливости в обществе.3.       воспитание у ребенка честности в рыночных взаимоотношениях.
Нравственное воспитаниеОбъясняется как сознательное воздействие на становление чувственной сферы ребёнка, воспитание нравственных характеристик, уместных для конкретного общества. К нравственным качествам относится вежливость, уважение ко всему окружающему, верность, тактичность, гуманность и другие.Задачи:1.       Уважать свободу выбора ребенка.2.       Подавать взрослым наглядный положительный пример для детей.
Эстетическое воспитаниеОзначает развитие у ребенка правильного восприятия искусства и потребности в улучшении внешнего облика мира, видения прекрасного в природе.Задачи:1.       Развитие у ребенка способности замечать в жизни и искусстве эстетические характеристики и свойства предметов и явлений.2.       Воспитание умения испытывать эстетические чувства (восхищение, адекватная оценка, удовольствие от увиденного).3.       Формирование потребности в эстетических и художественных переживаниях.
Общественное воспитаниеЭто выработка у ребенка способности взаимодействовать в обществе, занимать в нем определенную позицию и развивать общественные навыки.Задачи:1.       Воспитание у ребенка чувства долга по отношению к своему государству.2.       Просвещение о негласных законах и правилах, принятых в конкретном обществе и культуре.3.       Просвещение о правилах поведения в общественных местах, учебных учреждениях, семье и т. д.

Цели воспитания в конкретных концепциях

Гуманистическая концепция определяет ребенка центральной ценностью, он выступает как объект и субъект воспитания. Метод гуманистического воспитания предполагает, что формирующая личность не только усваивает внешние культурные нормы, но и вносит в них ничто свое.

Социальный смысл гуманистического подхода означает восприятие ребенка как активного субъекта воспитания. Задачей является индивидуальный подход к каждому из детей, уважение к ребенку и учет его желаний и мнения.

Это полное принятие ребенка и положительное отношение к нему, уважение достоинства формирующейся личности.

Прагматическая концепция определяет функции воспитания не в подготовке ребенка к жизни в будущем, а ставит в центр жизнь в настоящем времени, здесь и сейчас. Этот новый подход называет главной задачей обучение воспитуемого находить решения проблемам в жизни в настоящее время, накапливая опыт.

воспитательного процесса же раскрывается в процессе решения бытовых проблем в жизни.

Задачи воспитания в системе российского образования

Система российского образования в процессе поиска новых путей развития и методов обучения и воспитания. Учебные заведения используют лучшие методики и планы советского подхода к учебно-воспитательной работе.

По одной из теорий, правильное построение задач воспитательной работы должно исходить из идеологии долга и служения своему обществу и будущим поколениям.

Современный подход к воспитательному процессу должен учитывать и создание единой целостной системы воспитания. Необходимо отказаться от стереотипа «воспитательный процесс ребенка — это забота его семьи и дома, а задача школы — это обучение».

Как реализуются цели и задачи воспитания

Цели и задачи воспитательного процесса реализуются как в процессе пребывания ребенка в учебном заведении, так и в семье. Роль воспитания в жизни человека нельзя переоценить – как указывалось выше, оно зачастую передается из поколения в поколение.

Многие цели и задачи воспитательного процесса реализуются в наглядном примере окружающих ребенка взрослых людей: воспитателей, родителей и педагогов.

Это важно: нельзя забывать, что воспитывать ребенка — это означает в первую очередь воспитать себя.

Воспитание в семье закладывает основы поведения, становления, восприятия и мировоззрения. Процесс воспитания, принятый в семье, определяет судьбу воспитуемого.

Воспитание и обучение — неделимый, взаимосвязанный и совместный процесс. Общая центральная задача обучения и воспитания — это правильно направить развивающуюся личность, влияя на все сферы ее жизни: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Источник: //1001student.ru/pedsovet/vospitanie.html

О воспитании детей в помощь родителям

Воспитание по…

Каждый заботливый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Однако само по себе счастье в дом обычно не приходит. Оно формируется под воздействием атмосферы, которую в семье выстраивают мама и папа. Так, любым детям для счастья нужны любовь, забота, внимание и… воспитание.

Что такое воспитание ребенка

Воспитание детей – это деятельность, способствующая формированию ребенка с целью его разностороннего развития и привития ему определенных нравственных норм. Это долгий 18-летний проект, в котором главная роль отводится родителям. И роль это, конечно, деятельная, а не просто стороннего наблюдателя, смотрящего на детей по принципу «пусть вырастет то, что вырастет»

Воспитание детей — процесс серьезный и ответственный. В одной мудрой книге говорится — «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем». Поэтому от воспитания детишек в семье будет напрямую зависеть будущее их самих, а также их семей и всего поколения в целом.

Правильный подход к воспитанию позволяет из мальчиков и девочек вырастить самостоятельных сильных личностей. А неправильный подход создает детишкам, а потом и взрослым людям, которые из них получаются, множество трудностей и проблем.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В ходе воспитания мальчикам и девочкам прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Нужно развивать малыша физически, нравственно и творчески.

Воспитание детей не приравнивается только к наказанию ребенка. Оно включает в себя:

  • наставление,
  • обучение,
  • исправление.

Хотя в воспитании детей применяются различные методы, но их основу составляют три главных понятия. Именно они позволяют воспитать детей зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми. При этом сами детишки будут расти в наиболее благоприятных для них условиях, будут счастливыми и жизнерадостными.

Итак, основной успешного воспитания детей являются:

  1. Любовь. Именно любовь позволяет заботиться о ребенке не только физически, но еще эмоционально и нравственно. Любящий ребенок понимает, что когда родители ставят перед ним какие-то ограничения или даже наказывают его, то это делается для его же блага. Также любовь побудит хвалить малыша, и не быть с ним слишком суровым.
  2. Благоразумие. При воспитании мальчиков и девочек нужно учитывать все их обстоятельства, особенности, способности и пределы возможностей. Важно не требовать от ребенка лишнего, но и не быть к нему чрезмерно попустительным. Также не нужно сравнивать детей между собой: каждый ребенок неподражаемая личность и подход здесь должен быть индивидуальный.
  3. Последовательность. У родителей слова не должны расходиться с их делами. Если ребенок услышал, что за плохое поведение его накажут, то нужно обязательно сдержать свое слово. Также в семье не должно быть двойных норм. Нельзя учить ребенка, к примеру, переходить дорогу только на зеленый свет, а самим перебегать и на красный.

Воспитание детей – это годы самоотверженного труда, который требует много времени и сил. Однако процесс это приятный, и чаще всего вознаграждающийся. В противном случае: «Ребенок, которому родители позволяют делать все, что угодно, опозорит мать». Так что прилагать усилия по воспитанию детей нужно обязательно, хотя это и не всегда легко.

Популярные школы воспитания детей

Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.

Популярные школы воспитания детей:

  1. Система Макаренко. Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
  2. Система Монтессори. Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
  3. Система Дьюи. Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
  4. Система Кершенштейнера. Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
  5. Система Икудзи. Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.

Подробнее о школе Икудзи – обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.

6. Немецкая система. Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.

Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание. Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание. В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание. Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание. Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание. Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание. Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.

Подробнее о развитии творческих способностей детей – статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.

Воспитание детей по возрастам

При воспитании детей обязательно нужно учитывать психофизические особенности, которые у мальчиков и девочек на разных возрастных этапах совершенно различные.

Основные периоды развития ребенка по возрастным группам выглядят следующим образом:

  1. Дошкольный период. Возраст детей здесь — с рождения и до 7 лет. Ребенок всему активно учится и быстро познает мир. Именно в это время его мозг работает наиболее активно, и как губка все в себя впитывает. Происходит становление малыша как личности.

Для большинства детей это наиболее счастливый период в жизни, хотя и детских страхов в указанное время формируется немало. Ну, а чтобы у малыша не формировались страхи, не нужно ему читать страшные сказки или пугать бабайками, цыганами и полицией. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые.

Подробнее о детских страхах – причины и как с ними бороться в статье на Эвио-Клаб

В начальный период своей жизни малыш особенно нуждается в любви, заботе, внимании, развитии и формировании нравственных качеств. Причем отдельно принято выделять время до года (младенческий период) и время, проведенное им в детском саду (дошкольный период). Везде есть свои особенности воспитания.

В целом же с малышом нужно много играть, читать ему добрые сказки и небольшие рассказы. Еще все дети в указанный период очень любят рисовать. Поддержите такое увлечение ребенка. Пусть он раскроется в рисовании. Это вид детского творчества, который разовьет его моторику, фантазию, восприятие цвета, форм, научит быть более наблюдательным и усидчивым.

  1. Младший школьный период. Речь идет о возрастной группе с 7 до 12 лет. При воспитании нужно учитывать характерные особенности ребенка, его темперамент, сглаживать и переводить в благоприятное русло нежелательное развитие мальчика или девочки.

К примеру, нужно учить его управлять своими эмоциями, когда кто-то обидел. Известно мудрое выражение — «обида гнездится в сердце глупых». И, на самом деле, если с обидой вовремя не справиться, то она принесет обидевшемуся человеку больше вреда, чем пользы.

Школьников нужно развивать физически, умственно и нравственно. Здесь должно быть много игр и наглядных примеров. Нужно поддерживать те творческие или спортивные интересы, которые ребенок сам выбирает. Познавательный процесс на этом этапе связан больше с социумом. Поэтому для детишек в этом возрасте важны групповые виды деятельности: младшие школьники от них в восторге.

  1. Старший школьный возраст. Возраст подростков – это с 12 до 17 лет. Они не случайно называются у детских психологов кризисные годы. Человек активно формируется как самостоятельная личность и стремится выйти из-под влияния родителей и учителей.

По мере взросления такую свободу ребенку обязательно нужно давать. При этом поведение подростка может быть неуравновешенным и противоречивым.

Здесь нужно чаще заниматься с юношей и девушкой общими делами, разговаривать с ним, выслушивать и стремиться понять.

Причем важно не критиковать и не раздражаться, а стать для своего ребенка в этот непростой для него переходный период другом и советчиком.

Но, конечно, на бумаге рассказывать о том, как воспитывать детей, просто. На самом деле, воспитание сына или дочки это, долгий, тяжелый и кропотливый труд. Однако именно в нем заключается счастье как детей, так и родителей. И пренебрегать им ни в коем случае не нужно.

В помощь родителям мы выпускаем уникальные статьи о детях, их готовят психологи с профильным образованием, у нас вы можете найти:

Статьи о детях, воспитании и развитии ребенка

Как помочь ребенку по учебе

Упражнения и игры для детей и родителей

Источник: //evio-club.com/statiy/vospitanie-detey-statiy/v-pomoshh-roditelyam/

Методика воспитания Бенджамина Спока

Воспитание по…

Доктора Бенджамина Спока называют реформатором. В 1946 году американский педиатр выпустил книгу «Ребенок и уход за ним», ставшую бестселлером и перевернувшую представление родителей о воспитании детей. О методиках Спока до сих пор спорят. Так в чем же их суть и за что мамы со всего мира так любят книги американского доктора?

Основные принципы Спока

«Ребенок – не черновик человека», – именно это заявление лежит в основе методики воспитания Бенджамина Спока.

Он всегда пытался донести до родителей простую мысль: каждый малыш – личность, мнение которой нужно уважать, именно поэтому доктор в первую очередь призывает не наказывать детей, а договариваться с ними.

«В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко – его тело», – говорит доктор.

Иными словами, любовь – основа всего воспитательного процесса, и нужно постоянно демонстрировать малышу эту любовь.

Детей в возрасте до трех месяцев, по совету доктора Спока, надо чаще брать на руки – убаюкивать, ласкать, часто пеленать. Сегодня эту позицию оспаривают многие психологи, но американский педиатр был уверен: малыш вырастет послушным только в том случае, если будет в этот период развития физически чувствовать близость с родителями.

Когда же ребенку исполняется три месяца, его психика меняется. По мнению Спока, в этом возрасте малыша нужно начинать приучать к самостоятельности – оставлять одного в кроватке, учить засыпать без родителей, кормить не по часам, а тогда, когда ребенок просит есть.

При этом очень важно уметь отличать желания и потребности детей от капризов. По мнению Спока, желания надо уважать и удовлетворять, а капризы – игнорировать.

«Хочу играть», – это желание, «Хочу играть такой же точно куклой, как у соседской девочки, поэтому купи мне ее», – это уже каприз.

А еще Спок уверен, что детям не стоит запрещать слишком много. Если ребенок раскидывает пуговицы по дому, то, вероятно, он создает из них какой-то свой сказочный мир, и препятствовать этому – тормозить развитие фантазии и воображения у ребенка.

Запрещать нужно лишь то, что в самом деле опасно – перебегать через дорогу на красный свет, подходить близко к огню, смотреть страшные фильмы перед сном.

Если же окружить ребенка сплошь запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи, и это негативно скажется на развитии личности ребенка.

Самый же сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года – именно в этот период малыш начинает проявлять негативные черты характера, в том числе – упрямство.

Как успокоить ребенка, если он плачет?

Критики теории Спока осуждали американского доктора за то, что тот, якобы, учил родителей не обращать внимание на детские слезы. На самом же деле, Спок разработал целую систему советов, как стоит успокаивать ребенка, когда причиной слез становятся капризы и упрямство, а не потребности, но при этом сделать это так, чтобы замечания не были похожи на запреты.

Вот лишь несколько из предложенных доктором вариантов

Придумать важное дело, ради которого стоит отложить плач: «Давай ты потом поплачешь, а то скоро стемнеет и мы не успеем сходить в магазин».

Предложить плакать тише, чтобы не разбудить папу, бабушку или даже котика.

Попробовать отвлечь ребенка от каприза и, не обращая внимания на слезы, предложить попить чая или посмотреть, как распускаются листочки на деревьях. Еще один хороший способ – переключить внимание малыша на что-то другое: «У тебя ресничка выпала, давай, ее уберем, а то она мешает плакать».

Проговорить вслух проблему из-за которой ребенок плачет: «Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что мы не купили тебе машинку, но купить ее сейчас мы не можем».

Предложить лекарство от плохого настроения. Таким лекарством может быть любая вкусная мелочь – мармеладка, печенька. Главное, чтобы ребенок понимал: если лекарство не поможет, ему его больше не дадут, тогда он будет вынужден подыгрывать и успокаиваться.

Методики развития Бенджамина Спока

Помимо принципов воспитания, доктор Спок разработал и несколько методик развития ребенка. Вот несколько игр, предложенных Споком. Их, к слову, активно используют во многих развивающих центрах.

Развитие зрительной памяти

Предложите ребенку порисовать вместе с ним. Нарисуйте двор, домик, кошку на окне, дым из трубы, собачку в будке, а потом предложите малышу повторить рисунок. Важно, чтобы он вспомнил и отобразил как можно больше деталей – и собачку, и дым, и кошку. Если у него это не получилось, то вместе поищите ошибки и потом дорисуйте картинку.

Развитие слуховой памяти

Постоянно предлагайте ребенку отгадывать, что за звук раздался рядом с ним: мама хлопнула дверцей духовки или холодильника, мама включила фен или миксер. Ребенок таким образом научится внимательно слушать окружающие звуки, концентрироваться на них и будет лучше воспринимать звуковую информацию.

Развитие речи

Чтобы развить речь ребенка, Спок предлагает простейший метод – просто чаще с малышом разговаривать. Чем богаче и красноречивее будет речь родителей, тем лучше будет разговаривать ребенок.

В присутствии малыша маме и папе следует вслух комментировать все свои действия: «Сейчас мы почистим картошечку, сварим ее, приготовим из нее пюре, вот берем первую картофелину – красивая, круглая».

Со стороны это, возможно, выглядит странно, но ребенок таким образом запоминает все, что говорят родители.

Развитие тактильной памяти

Развитие мелкой моторики – залог правильного развития ребенка.

По крайней мере, именно так считал доктор Спок и предлагал очень простую игру: в миску с крупой нужно спрятать всякие мелкие предметы и предложить малышу отыскивать их и угадывать, не вынимая.

В этот момент мама может что-то готовить и заниматься своими делами на кухне, ребенок же при этом будет занят, увлечен, и при этом будет тренировать мелкую моторику.

Хорошая речь, зрительная память, способность быстро воспринимать информацию на слух – вот основные качества, которые необходимо развить в ребенке, по мнению доктора.

При этом проявлять любовь, но не ограничивать малыша в самостоятельности и не окружать запретами. Все это поможет избежать проблем с воспитанием ребенка.

Проведя собственное исследование, Спок заметил, что послушные дети болеют реже, чем непослушные, а непослушными они становятся от того, что им не хватает любви и внимания.

Юлия Шершакова

Источник: //www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodika-vospitaniya-bendzhamina-spoka/

Зачем детям нужно музыкальное воспитание, как правильно прививать любовь к музыке? Задачи, методы, приемы и способы развития музыкального вкуса в… Специфика патриотического воспитания, методы воздействия на сознание детей. Роль семьи и образовательных учреждение в развитии патриотических чувств.

Цели, принципы, цели и содержание семейного воспитания. Методические приемы воздействия родителей на детей, специфика воспитания в семье из-за эмоциональной Разнообразие методов и средств воздействия на развитие творческого вкуса. Особенности привития эстетики в семье, школе, обществе.

Сущность и специфика понятия эстетическое воспитание, его цели, задачи, методы и содержание. Особенности структуры и оформления пространства, возраст Определение сущности родительской любви, ее характерные особенности.

Типы родительской любви, связанные с особенностями психологии взрослых и детей Цели, задачи и сущность экологического воспитания. Пути достижения эффективного воздействия на детей с помощью использования нужных методов и средств Характеристика методов, их определение и место в воспитательном процессе.

Специфика использования методов воспитания, компоненты их составляющие, различие подходов к классификации… Права и обязанности родителей при воспитании несовершеннолетних детей, наказания в случае невыполнения родительских обязанностей. Типичные ошибки родителей при воспитании подростков…

Характеристика принципов воспитания в общей системе педагогического процесса, классификация технологий и особенность их использования. Принципы и закономерности воспитания в качестве…

Сайт ВоспитанНые.ру — путеводитель в мире воспитания

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

                                                                                                                                               А. С. Макаренко

Все родители хотят вырастить из своих детей счастливых, здоровых и успешных людей. Для этого недостаточно просто любить малышей, их нужно воспитывать.

Сайт vospitannie.ru — лучший путеводитель в вопросах воспитания. Здесь вы найдете ответы на вопросы, касающиеся ваших малышей. Ведь в любой крошке заложен огромный потенциал, который заботливые родители должны раскрыть и усовершенствовать.

Как это сделать? Какие методики выбрать для занятий с ребенком, чтобы помочь, а не навредить?

На эти и другие важные вопросы ответ найдется в рубрике «Методы воспитания»

В ней представлены статьи, которые раскрывают сущность классических и современных методов, приемов и средств. Советы опытных педагогов и популярных психологов помогут определить особенности развития и склонности малыша. Ведь таланты проявляются с рождения, их нужно только увидеть.

Как же рассмотреть в крошечном человечке, который удивленно вглядывается в лица мамы и папы, какие-то таланты? Когда начинают воспитание, каким оно должно быть? А может быть, еще рано начинать воспитывать, достаточно покормить и переодеть малыша?

Вся информация о возрастных особенностях, физическом и психическом развитии размещена в рубрике «Возраст»

Из статей данного раздела вы узнаете, как развивается ребенок в определенный возрастной период, с какими трудностями сталкиваются родители и с чем эти трудности связаны. И, конечно, наш сайт подскажет, как их преодолеть.

Из статей раздела «Воспитание ребенка»

Вы узнаете, как правильно развивать лучшие качества маленького человечка и препятствовать возникновению отрицательных черт характера. vospitannie.ru– уникальная возможность узнать о воспитании малышей на всех возрастных этапах.

Почему детей нужно воспитывать с рождения и чем отличается воспитание мальчиков и девочек? Кто несет ответственность за результаты воспитания? Как наладить контакт с вечно капризничающим малышом или своенравным подростком? Все секреты воспитания раскроют страницы нашего сайта.

Ответственные родители, которые заботятся о развитии своих детей, всегда находятся в поиске полезной информации: она поможет им в деле воспитания. Мамы и папы активно изучают ее, применяя различные методики и приемы.

А мудрые родители, изучив данную информацию, начинают совершенствовать себя.

Словом, конечно, можно и исцелить, и погубить. Однако постоянные нотации о том, что и как нужно делать, дети воспринимают с трудом. Или, устав от постоянных нравоучений, не воспринимают вообще, не впуская в свое сознание.

Воспитывать нужно не только словом, но и делом. Наглядный пример – лучшее средство воспитания.

vospitannie.ru в скором времени познакомит своих гостей с информацией о том, как родители должны развивать свои лучшие качества для успешного взаимодействия с ребенком.

Раздел «Воспитание взрослого»

Подскажет способы самореализации мам и пап, а также пути их саморазвития.

Ваше мнение о содержании и глубине освещаемых на сайте вопросов для нас очень важно. Поэтому вы сможете воспользоваться сервисами, которые дадут возможность рассказать о своих впечатлениях по поводу прочитанного.

  • Можно проать за статью, которая понравилась больше всего;

Источник: //vospitannie.ru/

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Воспитание по…

Полноценное развитие детей требует систематизированной и последовательной работы, которую необходимо начинать с самого раннего детства.

Есть множество авторских воспитательных методик, среди которых наиболее востребованной считается программа развития, разработанная Марией Монтессори.

Сущность методики: воспитание самостоятельности

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:  

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Организация детской деятельности по системе Монтессори способствует развитию уверенности, воспитанию у детей терпеливости и уважения.

Периоды развития детей по методу Монтессори

В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.

Родители должны быть готовы к таким периодам в жизни малыша. Монтессори предлагает взрослым самим определять возрастные этапы развития своих детей, понаблюдав за их индивидуальными и уникальными особенностями развития.

Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным.

Периодизация развития ребенка по Монтессори

Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста.

Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности.

Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде.

Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты.

К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы.

В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать,  и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей.

Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно.

По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки.

Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место.

Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых.

Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.

Дети спокойно развиваются в понятной и упорядоченной обстановке.

Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития.

Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств.

Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах.

Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов.

Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение.

Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе.

Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении.

Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д.

Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста.

Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности.

Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу.

Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д.

, они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность.

«Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности.

Самостоятельность необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения.

Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения  и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

  • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
  • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
  • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
  • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
  • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
  • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
  • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
  • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
  • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
  • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

Источник: //detiivzroslie.ru/vospitanie/metodiki/vospitanie-rebenka-po-metodike-montessori

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.