Возростная психология

Возрастная психология

Возростная психология

Определение 1

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает и формирует представление о психическом развитии детей различных возрастных этапов и переходе между ними.

В возрастной психологии определяются психологические характеристики каждого из возрастных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап обладает специфическими характеристиками и внутренними условиями развития. Возрастная психология занимается изучением процессов психики в динамике.

Возрастная психология рассматривает понятие «возраст», которое по Выготскому, определяется как цикл в развитии человека, имеющий собственную структуру и динамику.

В каждом цикле развития происходят психологические, физиологические изменения, зависящие от индивидуальных отличий и присущие всем людям.

Разделы возрастной психологии

Существует несколько разделов возрастной психологии:

  • детская психология, изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребенка- личности;
  • психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследованием жизненных позиций подростков и их стремления к самоопределению;
  • психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованием кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
  • геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленные старением организма, выявляющая притупления и затухания определенных психических функций, снижение активности и психической устойчивости.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Развитие возрастной психологии

В развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности:

  • развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма;
  • влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания;
  • возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей;
  • сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные);
  • выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.

Методы исследования в возрастной психологии

Основными методами исследования в возрастной психологии являются:

  • наблюдение;
  • моделирование;
  • эксперимент;
  • опрос.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании.

Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности.

Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.

Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.

В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно.

Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта.

Существуют две основные разновидности экспериментов:

  • естественный,
  • лабораторный.

Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.

Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Развитие в возрастной психологии

Развитие – это процесс не только количественных изменений. Говоря о психическом развитии нельзя говорить о том, что с возрастом что-то увеличивается или уменьшается. Развитие, прежде всего, это появление в определенные возрастные периоды в психике нечто качественно нового.

К таким новообразованиям можно отнести, например, субъективную готовность к школьному обучению ребят семилетнего возраста, подростковое чувство взрослости.

Определение 2

Возрастное психическое развитие – процесс становления психики ребенка от момента рождения до его личностного созревания и наступления его социальной зрелости.

В человеческом социуме нет процессов развития, действующих по уже сложившемуся образцу, кроме процессов развития в онтогенезе. Процесс развития человека не подчиняется биологическим законам, а подчинен общественно-историческим законам. Формы поведения человека складываются с течением времени, под воздействием социума и его законов.

Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.

Периоды развития человека

Возрастные классификации делятся на две группы:

  • частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
  • общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.

К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:

  • период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
  • период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.

Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:

  • юность – от $12$ до $17$ лет;
  • ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
  • зрелость – от $51$ до $75$ лет;
  • старость – от $76$ лет и старше.

Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:

  • от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
  • от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
  • от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
  • от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
  • от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
  • с $19$ лет – начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
  • зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
  • пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/vozrastnaya_psihologiya/

Что изучает возрастная психология

Возрастная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением динамики развития и формирования личности на разных возрастных этапах. В некоторых  источниках, включая Википедию,  ее также называют психологией развития.

Однако, существует мнение, что возрастная психология — это часть психологии развития. Первая изучает развитие психологических качеств на различных  этапах взросления человека, т.е.

соответствие этих качеств и  психических процессов конкретному возрастному периоду, в то время как психология развития помимо этого, занимается изучением психических процессов в целом.

Возрастная психология зародилась в конце XIX века, как одно из ответвлений сравнительной психологии.

Необходимость в более точном и конкретном понимании процессов, происходящих в детской психикой, была вызвана общим улучшением социального уровня жизни.

Если до этого самым эффективным методом воспитания во многих семьях считалась банальная порка ремнем, то постепенно родители начали приходить к пониманию, что должны существовать более гуманные методы общения со своими детьми.

 Ключевым на том этапе стал вопрос: как правильно воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему? Исследования в данном направлении стали толчком к дальнейшему развитию этой психологической области. Но сегодня задачи возрастной психологии трактуются более широко. Они заключаются в изучении тех движущих сил, которые влияют на психическое развитие ребенка на каждой стадии его взросления.

Вспомогательной наукой в вопросах исследования динамики психических процессов выступает генетическая психология.

По словам Сеченова, она отвечает на вопрос: «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль».

Одним из наиболее известных ученых, чьи исследования внесли значительный вклад в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896—1980).

Методы возрастной психологии

Дети – достаточно непростой объект для исследования. С одной стороны, они совершенно искренни, поэтому в достоверности результатов исследований сомневаться не приходится.

Если им плохо они плачут, если смешно – смеются, особенно в младенческом возрасте они еще не умеют выдавать желаемые эмоции за действительные.

Но, с другой стороны, выбор методов исследования при работе с маленькими детьми очень ограничен, а анализ полученных результатов требует квалифицированного подхода.

Так, если для школьников можно устроить опрос, анкетирование или тестирование, то для дошкольников подходят только методы наблюдения и эксперимента. Причем, для получения достоверных данных наблюдение нужно проводить регулярно. Ведь маленький ребенок, как известно, «растет не по дням, а по часам», поэтому даже один упущенный месяц может исказить результаты исследования.

Сколько длится детство?

Природа в своем развитии допустила такой интересный парадокс: чем выше по умственному развитию живое существо стоит в животной иерархии, тем дольше длится период детства.

Действительно, личинки мухи буквально сразу после своего рождения начинают ползать и добывать себе пропитание, маленькие котята становятся самостоятельными уже в двухмесячном возрасте.

В то же время человеческий ребенок рождается абсолютно беспомощным и долгое время не может обходиться без поддержки родителей.

Современная возрастная психология определяет период детства с рождения до 11 – 12 лет – того возраста, когда ребенок достигает определенной психологической зрелости. Однако в наши дни мы вряд ли можем себе представить 5-классника, который способен самостоятельно и взвешенно принимать серьезные решения, зарабатывать себе на пропитание или обеспечивать семью.

Однако в эпоху Средневековья или послевоенный период 12-летний подросток считался практически полноправным членом общества, с которого спрашивали как со взрослого. То есть, период детства значительно сокращался. С чем это связано? Практика показывает, что чем выше уровень духовной и материальной культуры общества, тем больше времени ребенку дается на взросление и беззаботное познание мира.

Этапы развития личности

Но в становлении психологически зрелой личности важен каждый этап ее развития. Исследования в сфере возрастной психологии показывают, что психика человека меняется в течение всей его сознательной жизни: начиная с детства и до старости.

Становление самосознания начинается с того момента, как ребенок впервые узнает свое отражение в зеркале и осознает себя как личность, отдельную от мамы. Всю последующую жизнь человек посвящает поиску собственного «я» и своего места в жизни.

В детстве ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, ищет свое место в коллективе, учится управлять своими эмоциями.

Подростковый период проходит в поисках идеала личности, когда подросток «примеряет» на себя качества других людей, чтобы понять, что же из этого всего подходит именно ему.

В юношестве определяющим моментом кажется творческое самовыражение, возможность «оставить свой след в истории».

Период взрослости, как рассматривает этот этап жизни человека возрастная психология,  — это время относительной психологической стабильности. Многие к сорокалетнему рубежу уже имеют профессию, стабильную работу, детей и постоянного спутника жизни. В таком случае самосознание человека движется по пути дальнейшего саморазвития и усовершенствования.

Но если действительность не соответствует установленным жизненным идеалам, то человеку начинает казаться, что он ничего не достиг. К таким размышлениям подстегивают проблемы в семье или ее отсутствие, низкооплачиваемая должность, отсутствие желаемых материальных благ: квартиры, машины, дачи.

Кризис среднего возраста, для которого характерно переосмысление своей жизненной стратегии, становится своеобразным толчком на пути к новому этапу развития личности. Одни в этот период бросают опостылевшую работу, другие расстаются со своими супругами и отправляются на поиски новых отношений.

 Как показывает практика, личностное развитие человека может продолжаться до глубокой старости. И в восемьдесят лет, при желании, мы можем оставаться социально активными членами общества: заниматься любимым делом, совершать научные открытия, постигать новые знания.

Главное условие для этого – твердая жизненная позиция и положительная «Я-концепция».

Иными словами, мы должны быть уверенны в том, что выбранный жизненный путь – правильный, должны уметь получать удовольствие от происходящего и продолжать стремиться к развитию своей личности.

Как применить эти знания в повседневной жизни?

Возрастная психология – это сложная наука, которая требует глубокого, системного подхода. Изучение  ее основных аспектов  помогает нам понять особенности развития личности на каждом этапе взросления. Как известно, проблему всегда легче предупредить, чем решить.

Зная причины возникновения кризиса среднего возраста, можно постараться его сгладить, помня о том, что это всего лишь переходной период, за которым следует новый виток развития личности.

Знания об особенностях подросткового возраста  помогут легче найти общий язык с сыном или дочерью, который неожиданно начали дерзить вам и пропускать школу.

И, наконец, понимание того, что во всем происходящем с вами – даже если это депрессия, личностный кризис или страх приближающейся старости, – нет ничего необычного и это лишь естественный этап развития, поможет вам проще преодолевать непростые жизненные периоды.

Источник: http://mirna360.com/psixologiya/vozrastnaya-psixologiya.html

Возрастная психология, человека. Предмет возрастной психологии

Возростная психология

Р.Ф. Хасанов

Данная статья задумана для широкого круга читателей. Она будет полезна как людям, которые увлекаются психологией, так и студентам психологического факультета. Возможно, опытные психологи также смогут освежить в памяти давно пройденный материал и применить его в своей практике. А если Ваш доминирующий психотип «Аналитик», то сможете насладиться манерой подачи информации.

В течении всей жизни человек постоянно меняется. Когда ребенок маленький, он готов излучать сплошной позитив. Его окружает много нового, неизведанного, великолепного! Молодежь очень романтична. Моменты первой влюбленности, мечтаний, переживаний заставляют их трепетать и радоваться. Во взаимодействии с миром молодые люди радикальны. С возрастом человек начинает иначе смотреть на жизнь.

Достигая пожилого возраста, многие люди видят окружающий мир сквозь свою призму. Зачастую у большинства пожилых людей уже сформирован стереотип, что мир враждебен. Некоторые начинают испытывать чувство страха перед внешним миром. Пожилые люди настроены на все скептически и консервативно. В каждом возрасте психологи выделяют свои особенности. Также есть понимание кризисов разных возрастов.

Здесь считаю уместным ещё напомнить, что существуют разные определения возраста. У каждого человека есть календарный возраст, чаще его называют паспортный. Он отображает, сколько лет живет тот или иной человек от момента рождения до сегодняшнего дня. Вторым считается возраст биологический.

Он дает понимание, на сколько наше тело молодо или старо. Биологический возраст может очень сильно отличаться от паспортного.

Если человек всю жизнь живет в экологически благоприятном районе, ведет здоровый образ жизни, правильно питается, у него не отягощенная наследственность, нет вредных привычек, то  его тело может быть молодо. Соответственно и биологический возраст будет меньше паспортного. Третьим обычно называют психологический возраст.

  Для определения этого возраста применяют два показателя. Первый показатель – это как человек сам ощущает себя (молодым, взрослым, старым). Второй показатель внешний. Это объективный показатель степени развития человека.

В психологии давно выделено целое направление, которое изучает особенности психического развития на протяжении всей жизни человека.

Давайте вместе с Вами структурируем и обобщим море информации о возрастной психологии.

Итак, возрастная психология как наука:

Планирую изложить:

  1. Возрастная психология как понятие
  2. Признаки Возрастной психологии как науки

Возрастная психология как понятие

Смирнова Е.О.Петровский А.В.Головин С.Ю.
это наука, изучающая факты психической жизни на разных этапах онтогенеза.это наука, изучающая условия, движущие силы психического развития от рождения до старости.это наука, изучающая закономерности, условия психического развития, становление деятельности, свойств личности в разных возрастах.
Общее определение: Возрастная психология – это наука, изучающая факты, условия, закономерности, движущие силы психического развития во взаимосвязи с возрастом.

Психология – это наука об особенностях психики человека.

Признаки Возрастной психологии как науки

  1. Объект – предмет
  2. Цели – задачи
  3. Методология – методы
  4. История – научные проблемы

Объект Возрастной психологииПсихическое развитие во взаимосвязи с возрастом.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи связанное с отражением и регуляцией.

Психика отражает окружающий мир и регулирует свое поведение.

Структурные компоненты психики:

1) Познавательные психические процессы (ППП)Борис Михайлович Кедров предложил все ППП представить в виде генетической лестницы от самого примитивного к самому сложному. Их семь:1. Ощущение                                7. В 2. Восприятие                                   ни 3. Память                                           ма 4. Воображение                                ни 5-6. Мышление + речь                    е3) Психические свойства:1. Темперамент холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (злопамятный флегматик – медленная скорость нервных процессов, быстро может простить холерик – быстрая скорость нервных процессов) 2. Характер 3. Направленность личности: экстраверт, интроверт, амбиверт 4. Латеральность: право (леворукие) – и левополушарные (праворукие), амбидекстрия(одинаково развиты обе руки) 5.  Модальность: визуалы (арт-терапия, проективное рисование), аудиалы (сказкотерапия, музыкотерапия), кинестетики (пальчиковая арт-терапия, танцевальная терапия)6. Способности
2) Психические состояния (ПСТ)1. Эмоциональные 2. Волевые3. Интеллектуальные4) Психические образования:1. Знания 2. Умения 3. Навыки4. Привычки

Здесь хочу чуть больше заострить ваше внимание на психических состояниях. Если на уроке у преподавателя дети сидят на волевых, то вовлеченность в процесс обучения будет минимальна. А если это лектор, которого приглашают с выступлениями? Пригласят ли его повторно? Вряд ли.

У ребенка дошкольника, раннего школьного возраста запускаются изначально всегда эмоциональные состояния. Если воспитатель, учитель напугал ребенка, эмоциональные состояния выключились, выключатся волевые и интеллектуальные.

Можно вспомнить школьные годы. У многих была учительница, которая заходя в класс, вела пальчиком в журнале, смотря кого сейчас спросит. Если выключались эмоциональные состояния, то сразу переставали работать и интеллектуальные. Вставая мы в ужасе не помнили, что надо говорить (Педагогическая субстрессия).

Доказано нашими российскими психологами, что если в течении месяца учитель позволяет себе дискредитировать ребенка, унижая его, обзывая (дегенерат, идиот, … ты никогда не сможешь выучить математику даже на тройку), через месяц дать ребенку элементарное математическое задание, ребенок нормально будет его решать, до того момента как этот учитель войдет в класс, где он решает, и просто мимо него пройдет. Ребенок действительно перестает соображать. У него выключаются интеллектуальные состояния.

Объект – Психическое развитие

Архаичное видениеНовое видение
Выготский Лев СеменовичСлободчиков Виктор Иванович
Это процесс качественно-количественных измений в психической сфере человека, связанный с появлением психических новообразований.Это многосоставной процесс, который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления, формирования, саморазвития.
Психическое развитие – это процесс становления (практика 40%), формирования (обучение 40%), саморазвития (20%).

Предмет возрастной психологии – это изучение условий, движущих сил и закономерностей психического развития во взаимосвязи с возрастом.

КИТРВПФ – культурно историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский)

Условия психического развития – это совокупность внешних и внутренних факторов, которые не являются движущими силами, но определяют динамику психического развития и конечный результат.

Движущие силы – это совокупность причин, которые являются источниками психического развития и всегда направляют развитие в нужное русло.

Закономерности психического развития – это совокупность общих и частных законов, которые позволяют описывать психическое развитие и управлять им.

Цель возрастной психологии – создание единой общеевропейской концепции, интерпретации возрастного развития с учетом психических новообразований в границах возраста.

Задачи возрастной психологии:

Теоретические

  1. Изучить закономерности психического развития их взаимосвязь с возрастной динамикой.
  2. Обосновать движущие силы психического развития, обуславливающие наиболее эффективный процесс психического становления.
  3. Охарактеризовать условия полноценного психического развития.
  4. Выделить факты психического развития наиболее иллюстрирующие психологическую картину возраста.

Практические

  1. Разработка методической базы для контроля за ходом психического развития.
  2. Осуществление психологической помощи в период возрастных кризисов.
  3. Определение рекомендаций по построению эффективного взаимодействия с учетом возрастных особенностей.
  4. Разработать модель преемственности работы специалистов по оптимизации психического развития с учетом возраста.

Такая структурированная подача материала помогла огромному количеству студентов психологических факультетов разобраться с возрастной психологией и  сдать экзамены по данному предмету. В следующей статье планирую осветить методологию возрастной психологии и законы психического развития. Буду рад продолжению нашего общения…

Источник: http://zabolel.info/psychology/vozrastnaya-psihologiya

Возрастная психология на всю жизнь

Возростная психология

Возрастная психология, или психология развития, изучает, как психика человека меняется по мере взросления. Именно эта область психологических наук отвечает на вопросы вроде «почему одни дети начинают говорить раньше других?», «готов ли ребёнок к школе?» или «нормально ли, что в 30 лет мне нравятся фильмы про супергероев?».

Детская психология

Фрикомыслие: думай как ребёнок

Возрастная психология, да и вообще идея того, что каждому возрасту соответствует отдельное состояние духа и разума и свои потребности — изобретение относительно новое.

В этом легко убедиться, взглянув на старинные парадные портреты.

В классической культуре дети носили такие же костюмы, как взрослые, так что юные наследники из благородных семей выглядели уменьшенными копиями своих родителей.

Появление детской психологии связывают с публикацией в конце XIX века книги немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка».

В этой работе Прейер рассказывал о наблюдении за собственным сыном с рождения до трёх лет, описывая, как развиваются моторика, мышление, речь и навыки ребёнка. После этого работы, посвящённые направленному исследованию раннего развития человека, стали появляться регулярно.

Например, игра начала рассматриваться как самостоятельный процесс, важный для становления личности, причём не только в детском возрасте. 

Сегодняшняя психология развития учитывает, что на жизнь ребёнка с первых дней и даже до рождения влияют самые разные факторы, как биологические, так и социальные.

Например, коллективная монография «Бедность и развитие ребенка» рассказывает о том, как развитие ребёнка связано с положением его матери, а анимационный фильм ПостНаука Production — о потребностях детей и о том, как происходит их социальная адаптация.

Портрет двухлетних сестёр, середина XVII век.

Источник: Pinterest

Подростковый период

Эстетическое воспитание в любом возрасте

Подростковый период располагается между фактическим половым созреванием и полным принятием социальной роли взрослого члена общества.

В этот период формируется личностная и социальная идентичность, закладываются ценности, получаемые не от родителей, а часто вопреки им, а также происходит гормональная буря. Однако затяжной «переходный возраст» с бунтом, мрачными мыслями и дерзостями по отношению к старшим — во многом социальный конструкт.

Например, Маргарет Мид в работе «Взросление на Самоа» указывала на то, что в традиционных племенах конфликты поколений отсутствуют.

В Европе глобальная революция, связанная с разделением на «детей» и «взрослых» случилась во время становления проекта всеобщего образования.

Если прежде дети могли продолжать дело родителей, просто научившись держать в руках инструмент, то теперь школа стала отдельным ведомством социализации, которое выдаёт аттестат зрелости. В традиционных обществах юноши и девушки после наступления половой зрелости проходили ритуалы инициации, после которых считались полноценными членами общества и могли вступать в брак.

Сегодня в развитых странах дети избавлены от такой необходимости — зато они сдают экзамены. Чтобы вступить во взрослую жизнь, нужно подтвердить, что ты обладаешь определённым набором знаний о мире. О том, как образование изменило подход к становлению личности, можно почитать у философа Мишеля Фуко, который исследовал школу в ряду таких дисциплинирующих механизмов, как больница и тюрьма.

Возрастные кризисы

Новости каждый день: психология информационной эпохи

За последние сто лет взаимоотношения людей с собственным возрастом и механизмы социальной адаптации ещё сильнее изменились. Такие изменения приводят к появлению новых возрастных кризисов. Продолжительность жизни в развитых странах выросла, а возраст вступления людей в самостоятельную жизнь отодвинулся.

  • Так называемый «кризис четверти жизни» выражается в том, что люди чувствуют неуверенность, сомневаются в полученном образовании, желаниях и призвании, испытывают недостаток самостоятельности. Школа, университет, магистратура и аспирантура, стажировка, курсы, ещё одно высшее образование… Часто современный европеец продолжает обучение до 25-30 лет и получает материальную поддержку от родителей, всё это время сохраняя «юношеский» статус в глазах общества. Часто молодые люди 25 лет и старше чувствуют себя только вступающими во «взрослую» жизнь.
  • Кризис среднего возраста посещает наших современников в период, который люди века XIX-го считали «преклонными» или, по крайней мере, «почтенными» годами. Что говорить о тех, кому за 40, если даже выражение «бальзаковский возраст», ассоциирующееся с последним шансом и зрелостью, произошло от романа Бальзака о тридцатилетних женщинах? Однако наши современники не планируют увядать и в 40. Зато периодически чувствуют тревожность и неуверенность, раздумывая о том, состоялись ли они как специалисты, партнёры, родители.

Геронтопсихология — направление возрастной психологии, которое изучает психологические переживания людей пожилого возраста.

  • Пожилые люди часто переживают тревожное состояние, связанное с заметными признаками старения и отказом от привычного ритма жизни. Однако сегодня прежняя парадигма «ухода на покой» уже не такая жёсткая. Нередки случаи, когда люди в 70 лет решают завести новое дело, получить дополнительное образование или вступить в брак. Иногда это приводит к новым психологическим трудностям — например, заводя ребёнка, пожилые родители не уверены, что смогут быть рядом достаточно долго.

Источник: Wikipedia

У людей прежних эпох было меньше времени на рефлексию, но не было тех проблем, которые ставит перед нами современная цивилизация. Существование психологии развития означает, что вместе с новыми вызовами культуры возникают и новые инструменты, чтобы с ними справляться. 

Главное, что внушает оптимизм во всех сложных ситуациях, связанных с возрастом — любой кризис рассматривается психологами не только как проблема, но и как повод для переоценки ценностей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/developmental-psychology

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.