< Вырастить в себе нравственное чувство - Психолог

Вырастить в себе нравственное чувство

Содержание

Формирование нравственных чувств в педагогике

Вырастить в себе нравственное чувство

В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это способствует разрушению социальных связей и нравственных правил. Также, возможно порождение нетерпимости и ожесточенности, разрушения морально-нравственных устоев личности.

Предпосылки и исторические основы нравственного воспитания

Именно нравственное воспитание способствует формированию разумного и нравственного, формулированию ценностные основы собственной жизнедеятельности, обретению чувства личной ответственности за сохранение моральных основ общества.

Проблема нравственного воспитания появилась давно. Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Позже этот вопрос рассматривался советскими исследователями: Л.Н Толстым, А.

С Макаренковым, В.А. Сухомлинским, Н.И. Болдыревым, И.Ф. Харламовым, И.С. Марьенковым. Такие ученые как Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П.

Подласый, также занимались рассматриванием проблемы нравственного воспитания.

Сущность нравственного воспитания

С латинского языка слово «moralis» переводится как «нрав», то есть мораль. Нравы всегда считались эталонами и нормами, на которые основывались люди в своем поведении и поступках. Их относят к изменяющейся категории.

Нравы создаются обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. С их помощью понятно, как нужно жить человеку, вести себя в обществе и так далее. Мораль давно уже исторически обусловлена.

Смена общественно-экономических форм способствовала изменению нравственных норм и правил поведения в обществе.

Определение 1

Ранее существовали разные определения понятия нравственности.

По Григоровичу считалось, что нравственность – это личностная характеристика, которая объединяет качества и свойства: доброту и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С.

Марьенко говорил о понятии как о неотъемлемой стороне личности, обеспечивающей соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Из всех имеющихся определений нравственности следует определение понятия нравственной нормы. Это правила, определяющие дальнейшие действия и поступки в определенной ситуации.

Нравственные нормы могут, как побуждать к действиям, так и запрещать их.

Определение 2

Основываясь на предложенных категориях, можно сформулировать понятие нравственного воспитания. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, которые соответствуют нормам общечеловеческой морали.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • организацию сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
  • приобретение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
  • модификация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
  • выражение уважения к окружающим при помощи сформированных устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание занимается выполнением трех основных задач:

  • формирование нравственного сознания;
  • воспитание и развитие нравственных чувств;
  • помощь в вырабатывании умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное поведение личности подразумевает ряд правил определенной последовательности:

  • возникновение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
  • формирование мотива поведения;
  • принятие решений;
  • поступок.

Во время реализации нравственного воспитания выделяют три этапа формирования:

  • нравственных чувств;
  • нравственных представлений;
  • привычек нравственного поведения.

Особенности нравственного воспитания

Такое воспитание подразумевает наличие пройденных двух этапов в формировании нравственного поведения к семилетнему возрасту. Возможно и позднее формирование нравственных чувств, новых эмоций, но это будет являться уже сложным процессом.

Еще одной трудностью и особенностью такого воспитания считается несоответствие прививаемой человеку морали, идущей от разных групп воспитателей.

Получение нравственного воспитания идет в образовательном учреждении, в семье, в обществе. Важным моментом является наличие единых морально-нравственных норм в этих группах. Иначе ребенок окажется в ситуации двойной морали.

При наличии единства в таких правилах можно достичь эффекта и полноты в воспитании.

Определение 3

Нравственным воспитанием считается особая категория воспитательной деятельности. Оно подразумевает непрерывное, постоянное участие воспитателя в жизни ребенка для поддержки, когда он в этом нуждается. Нравственное воспитание – это континуальный процесс, начинающийся с рождения и продолжающийся в течение всей жизни.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: //Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/formirovanie-nravstvennyh-chuvstv-v-pedagogike/

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у детей

Вырастить в себе нравственное чувство

Детство – начало всех начал. Это незабываемое и неповторимое время, когда ребенок учится не только ходить и говорить, но и воспринимать окружающую действительность.

От того, какие отношения у него сложатся с окружающим миром, зависит его характер и поведение в будущем.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания – главная задача воспитания, основы которого закладываются в семье.

Душа маленького человека подобна цветку, который расцветает под мудрым и чутким руководством хорошего садовника. Духовное воспитание, нравственность, четкие разграничения понятий добра и зла помогут маленькому зернышку превратиться в прекрасный бутон, который своим цветением будет приносить радость окружающим.

Семья и нравственность

Проблема нравственного воспитания волновала умы великих ученых, педагогов и исследователей с самых давних времен. И это неудивительно. Ведь нравственная личность служит оплотом любой государственной системы.

роль в воспитании нравственных чувств принадлежит, безусловно, семье. Уклад жизни, семейные традиции и личный пример способствуют развитию или отрицанию норм морали, нравственности и добра.

Последнее время участились случаи детской преступности, подростковой наркомании и алкоголизма. Все эти случаи связаны с недостатком родительской опеки и внимания. Ведь взрослые так заняты вопросом материальных благ, что часто забывают о том, что у них есть дети.

Ребенку мало дать еду, одежду и обеспечить достойные условия проживания. Только привитие чувства прекрасного, приобщение к искусству и постоянная демонстрация нравственного поведения могут воспитывать всесторонне развитую, гармоничную личность, которая сможет добиться успеха на любом поприще.

Следовательно, воспитание нравственных чувств позволяет достигать целей, поставленных перед личностью, исключительно нравственными способами.

Как ребенок будет вести себя в сложных жизненных ситуациях, сможет ли он достойно перенести возрастные кризисы и сложности взаимоотношений с ровесниками и взрослыми зависит от семейного воспитания. Только родители, демонстрируя определенный стиль поведения, смогут донести до развивающейся личности правильность нравственных убеждений.

Влияние педагогического процесса на воспитание нравственности

Так как в семье закладываются основы этического и нравственного воспитания, школа, как основной источник образования, обязана продолжить и углубить те понятия, которые ребенок получил дома.

Переоценить роль учебного процесса в данном вопросе сложно.

Развиваясь и обучаясь в социуме (а школа является той социальной средой, которая на протяжении многих лет окружает личность по мере ее взросления и развития), ребенок совершенствует свои познания в области нравственности и морали.

И здесь очень важна роль учителя, который на своих занятиях решает комплекс задач, направленных на формирование личности младшего школьника или подростка, следит за их нравственным развитием.

Весьма эффективно нравственное воспитание будет в тесном взаимодействии педагогической системы и семьи. Такое сотрудничество будет плодотворным и действенным, если воспитательные действия, направленные на ребенка, будут согласованными и едиными.

Что же включает в себя нравственное воспитание? Рассмотрим основные нравственные критерии, которые должны привить педагоги совместно с родителями:

  • Выбор нравственного пути;
  • Обретение смысла жизни, основанного на этических нормах;
  • Чувства справедливости и милосердия;
  • Разъяснение понятия чести и достоинства;
  • Привитие уважения и любви к родителям и предкам;
  • Развитие чувства ответственности и долга;
  • Умение уважать чувства и достоинство других людей;
  • Забота о ближнем;
  • Помощь слабым;
  • Честность по отношению к себе и другим людям;
  • Воспитание чувства толерантности и духовной культуры;
  • Представление о вере.

Безусловно, невозможно осветить все качества духовно богатой личности, которую стремятся воспитать педагоги и семья. Однако главная задача, которую предстоит решить педагогическому коллективу, состоит в том, чтобы научить ребенка радоваться жизни во всех ее проявлениях, а также преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Для того чтобы демонстрировать добрые чувства к другим людям, нужно научиться понимать и принимать их позиции, представления о жизни, быть терпимыми к мнению других.

Умение признавать и исправлять собственные ошибки – важная черта духовной личности.

Весьма интересны с точки зрения нравственного воспитания авторские программы по различным учебным дисциплинам:

  1. Русскому языку и литературному чтению;
  2. Православной культуре;
  3. Светской этике;
  4. Окружающему миру.

Маленькие дети восприимчивы к тому, что видят и слышат. Они чисты душой, и нравственные позиции добра им очень близки. Задача родителей и педагогов не только сохранить эту нравственную чистоту, но и развить ее во всех проявлениях. А это невозможно без воспитания любви к своей семье, городу, стране.

Патриотизм и воспитание

Воспитание чувства патриотизма начинается с самого раннего возраста.

Родина для малыша – это дом, улица, родной город, который представляется ему большой страной. Ребенок не понимает всех масштабов патриотизма, да ему этого и не нужно. Задача родителей развивать привязанность к близким людям и родному дому, постепенно расширяя ее границы. Ведь именно в семье начинается становление гражданина.

Патриотическое воспитание начинается через повседневные отношения в быту и основывается на привязанности к родным и близким людям. Семья должна показать основы крепких отношений, которые базируются на истории своего рода.

Педагогическая система продолжит развитие патриотического воспитания, заложенного в семье. Ведь образование обязано воспитывать патриотов своей страны, которые станут достойными гражданами правового и демократического государства.

Воспитание патриотизма должно основываться не только на привитии любви к родному краю, своей родины, но и на чувстве уважения к другим национальностям и религиям.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные задачи педагогического процесса патриотического воспитания:

  • Привитие уважения к малой Родине;
  • Развитие качеств трудолюбия;
  • Воспитание интереса к традициям родины, ее истории;
  • Формирование и постоянное углубление правовых знаний;
  • Знакомство с главными символами страны;
  • Развитие чувства толерантности.

Все эти задачи решаются педагогами на различных этапах деятельности детей:

  • На учебных занятиях;
  • Во внеурочной деятельности;
  • В трудовой практике;
  • Через социальные отношения.

Учитывая то, что для детей характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость, необходимо постоянно менять виды деятельности. При этом работа по нравственному и патриотическому воспитанию должна проводиться систематически, дополняя и расширяя уже полученные знания.

Советы родителям

Вы прилагаете все усилия, чтобы ребенок вырос высоконравственной личностью, а он, придя из школы, с удовольствием демонстрирует познание в области матерных слов или замахивается на бабушку, когда она делает замечание. Почему так происходит?

Невозможно оградить детей от влияния внешних факторов. Можно бесконечно долго запрещать дружить «с этим мальчиком», который научит плохому, считая, что таким образом можно изолировать ребенка от дурного влияния. Но на смену одному плохому мальчику может прийти другой, а ваш ребенок так и не поймет как, да и зачем нужно сопротивляться этому влиянию.

//www.youtube.com/watch?v=K_GVPrrcGw4

Почему одни дети старательно избегают неприятностей, а к другим они просто «прилипают»? Скорее всего, потому, что у одних детей выработался своеобразный иммунитет против дурного влияния, а других малышей родители тщательно оберегали от его проявлений. Такие малыши чаще всего и становятся жертвами отрицательных привычек и плохого влияния.

Нравственное воспитание мало привить, им нужно руководить! Неверно считать, что если вы оградили дитя от худших проявлений жизни, то, повзрослев, он научится справляться с ними сам. Как-нибудь.

Ведь вы же честно рассказывали ему о том, как нужно правильно поступать! Не научится. Потому что нравственность – это не теоретические познания, а стиль жизни, которому учатся только на практике.

Вот почему ребенок с удовольствием произносит матерные слова, не подозревая, что это слова, которые воспитанный человек произносить не должен.

Не стоит чрезмерно оберегать ребенка, его нужно знакомить и с отрицательными проявлениями жизни. При этом грамотно руководить его поступками, вырабатывая нравственное восприятие происходящего.

Малыши легко поддаются влиянию. И взрослые должны постараться, чтобы это влияние оказывали они. Для того чтобы вырастить нравственного человека, важно в самом начале жизни заложить в его сознании важные нравственные критерии. А также научить применять их в повседневной жизни.

Успешное воспитание нравственных качеств в детстве – уверенность в зарождении нравственной силы, которая позволит не поддаться ни на какие отрицательные влияния.

Источник: //vospitannie.ru/rebenka/chuvstv.html

Нравственные чувства – это… Определение, понятие, методы воспитания и влияние на жизнь человека и общества в целом

Вырастить в себе нравственное чувство

Гарантия безопасности любой страны — высокая нравственность ее граждан. Это не высокопарные слова, а истина, подтверждаемая множеством исторических примеров, доказывающих ее безусловность. Трудовые и боевые подвиги во имя свободы и процветания Родины продиктованы не личным интересом ее граждан, а высокими духовными чувствами.

Актуальность нравственного воспитания детей

Средства массовой информации пестрят шокирующими сообщениями: там подростки избили товарища или учителя, здесь обворовали магазин, учинили дикую расправу над животными, из мести подожгли дом соседа, устроили автокатастрофу ради эффектных кадров в интернете… Далеко не всегда эти дикие поступки совершаются под влиянием алкоголя или наркотиков.

Почему это происходит? Ни родители, ни школа не учат красть, калечить, убивать, развлекаться за счет чужого горя. Изменились нравственные идеалы и ориентиры? Ослабело воспитательные воздействие семьи и школы? Нет потрясающих примеров нравственной самоотверженности?..

Наверное, это тема для масштабного социологического исследования. Очевидно то, что сегодня проблема воспитания высоконравственного человека чрезвычайно актуальна, нравственные чувства – это продукт целой системы семейного и общественного воспитания.

Первобытная нравственность, по-видимому, зародилась, когда человек начал понимать, что выжить в дикой природе легче, если установить в обществе правила взаимопомощи: помоги другому и не вреди ему.

Смысловое обогащение этого понятия происходило по мере усложнения правил коллективного бытия и развития чувств, эмоций человека.

Он осознанно стал согласовывать свои действия с нормами своего племени, поскольку собственное благополучие напрямую зависело от благополучия коллективного сосуществования.

Мораль и нравственность — синонимы, обозначающие некий кодекс, систему принятых правил, норм поведения по отношению к другим членам общества и к самому обществу. Нравственные чувства – это основа нравственного поведения человека.

Моральная зрелость — это..

Нравственное воспитание невозможно без формирования в каждом человеке знания моральных идеалов, норм и правил, потребности следовать им во всех обстоятельствах.

Результатом такого воспитания является развитие высоких нравственных чувств человека (долга, совести, стыда, чести, достоинства, сострадания, милосердия, терпимости и т. д.) и таких качеств личности, как ответственность (за себя, за других, за общее дело), смелость, патриотизм, принципиальность и др.

Внутренние нравственно-этические чувства непременно выражаются во внешней культуре поведения человека, в его уважении к другим людям, в готовности подчиняться общественным требованиям и контролю. Они не позволят личности избрать порицаемые обществом способы достижения жизненных целей.

Суть нравственной зрелости человека выражается в его критичном отношении к себе и умении управлять собственным поведением по общепринятым нормам. Такой человек видит собственные недостатки и готов к самовоспитанию.

Патриотизм как нравственное чувство

Любовь к Отечеству начинается с любви к родителям, к своей семье, к собственному дому, селу, городу.

По мере взросления у человека появляются такие высокие нравственно-патриотические чувства, как гордость за своих земляков, за историю своей страны, уважение к ее символике, готовность беззаветно трудиться на общее благо, готовность к защите и самопожертвованию во имя национальной свободы.

Воспитание патриотизма подразумевает уважение к законам страны и их безусловное исполнение, толерантность по отношению к традициям и обычаям, вере людей других национальностей.

Нравственные чувства человека — это своего рода внутренний двигатель, побуждающий его к активному действию. С другой стороны, они могут заставить его прекратить деятельность, противоречащую общественным этическим нормам.

Нравственное самовоспитание

Воспитание человека происходит путем внешнего, стороннего влияния на его личность (семья, школа, трудовой коллектив). Вершиной формирования нравственных чувств личности является появление у нее внутреннего осознания необходимости заниматься самосовершенствованием, то есть самовоспитанием.

Цель самовоспитания — формирование в себе наилучших привычек, стремлений, качеств и избавление от отрицательных. Для этого необходимо развить в себе привычку к самоанализу, самостоятельной оценке не только собственных поступков, но и их внутренних мотивов. Важно, чтобы самоанализ основывался на эталонных представлениях о морали и праве.

Правильная этическая оценка своих действий и их мотивов толкает человека на признание своих ошибочных поступков, на поиск путей их исправления и восстановления его авторитета в мнении окружающих.

Поводов к размышлениям о качествах собственной личности множество, поскольку нравственные чувства – это обширное поле для философских размышлений и порой требуют сиюминутного разрешения. По сути, то, что поставит он во главу угла — собственный интерес или интерес другой личности, общества - это один из показателей уровня воспитанности человека.

Методы воспитания нравственных чувств

Семья, образовательные учреждения, общественные организации выполняют заказ государства на воспитание личности с определенными нравственными качествами.

В семейном воспитании используются в основном такие методы:

  • личный пример родителей,
  • объяснения,
  • примеры из жизни, кино и литературы,
  • анализ, объяснения чувств и поступков детей и других лиц,
  • поощрение, стимулирование добрых чувств и поступков,
  • требования,
  • наказания.

Нравственные чувства — это состояние души, они скрыты от глаз посторонних. Родители должны стимулировать детскую непосредственность в их выражении, поощрять доверительные душевные беседы, в процессе которых происходит как формирование, так и коррекция чувств растущего человека. Правильный семейный уклад также служит этой цели.

Детский сад и школа — преемники семейного воспитания. Программы формирования нравственно-этических чувств у детей включают в себя и коллективные, и индивидуальные формы взаимодействия с воспитанниками.

В учебной и внеучебной деятельности, в трудовой, в специально организованных контактах с ветеранами войны и труда, военнослужащими, представителями различных видов искусства происходит обмен не только жизненным, но и чувственным опытом взрослых с детьми.

Наряду с традиционными методами педагоги используют военно-патриотические игры, посещения мест боевой и трудовой славы, волонтерские акции, чествования детей и взрослых, проявивших в критических ситуациях наилучшие нравственные качества.

Непременными условиями успешного применения методов формирования нравственно-патриотических чувств и поведения детей и подростков являются неукоснительное следование нормам общественной морали со стороны взрослых, справедливость поощрений и наказаний. На уважительном отношении к личности воспитанника должны применяться такие методы, как убеждение, внушение, упражнения в нравственных поступках, коррекция нежелательного поведения через формирование нравственных чувств и переживания.

Источник: //FB.ru/article/384200/nravstvennyie-chuvstva---eto-opredelenie-ponyatie-metodyi-vospitaniya-i-vliyanie-na-jizn-cheloveka-i-obschestva-v-tselom

Нравственность в жизни человека – правила и воспитание – Автор Своей Жизни

Вырастить в себе нравственное чувство

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда.

Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть.

Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении.

Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» — характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо.

«Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» — это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был.

Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Формирование личности — процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Читайте еще:  Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий.

К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность.

Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики.

Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Читайте еще:  Нравственное воспитание младших школьников

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности.

Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо.

Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога.

А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Источник:

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи



В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239].

Всё чаще в выступлениях разнообразных общественных деятелей звучит мысль о нарастающем духовном и нравственном кризисе. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей, которые не сопровождаются закладкой нового нравственного базиса.

В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.

Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума.

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения.

Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства.

Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.

Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления:

– нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним);

– нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);

– нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим);

– нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков.

Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А.

Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].

Деятельность каждого человека определяется содержанием его поступков в адрес окружающих его людей — нас судят, исходя из наших действий.

В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и усваивает стойкую систему ценностей, убеждений и принципов.

Чем раньше начнется влияние родителей и близких людей на нравственный облик ребёнка, тем глубже этические нормы укоренятся в подрастающем поколении.

Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены нормам морали, принятым в обществе, и выступают как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. Истинно нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любом окружении. Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения.

Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности.

Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.

Процесс воспитания нравственности включает в себя:

– возникновение осознания своей взаимозависимости с обществом, важности согласования своих поступков с ценностями и интересами общества;

– освоение и принятие нравственных идеалов и принципов общества, доказательство их здравости и законности;

– создание системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями, и последующим их принятием;

– выработка стойких нравственных чувств, воспитание в детях понимания того, что этика — главное составляющее взаимоуважения между людьми;

– формирование устойчивых нравственных привычек.

Формирование нравственного сознания — многоуровневый и долговременный процесс, начинающийся с ознакомления с простейшими представлениями о культуре и этикете, и постепенно усложняющийся до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания.

Процесс формирования системы устойчивых нравственных убеждений особенно труден, когда речь идет о детях с нарушениями интеллекта. Этот процесс включает в себя развитие понимания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, учит верно давать характеристику явлениям окружающего мира, прививает знания об этических нормах, и помогает закреплять их на практике.

Одной из важнейших задач воспитания в ребёнке нравственности является формирование у него нравственных чувств, которые подразумевают под собой осмысление личностью своего отношения к общественным требованиям, а также к нравственным поступкам.

Инертность волевой и интеллектуальной регуляции, вялость переживаний и склонность к эгоцентризму значительно усложняют формирование главнейших нравственных чувств у детей с умственной отсталостью.

Это приводит к тому, что развитие высших чувств происходит со значительными задержками и с помощью вдумчивого и напряженного педагогического труда, и ставит прогресс этих детей в чрезвычайно зависимое от любых негативных впечатлений положение.

Любое отрицательное впечатление может спровоцировать агрессию со стороны ребенка с нарушениями, и закрепиться как повседневный способ реагирования.

Таким образом, дети со слабой волевой регуляцией находятся в большой зависимости от ошибочных действий, которые со временем могут стать источником возникновения других дурных привычек. И именно поэтому формирование нравственных привычек и навыков общественного поведения требует к себе большого внимания, а также специальных методик и организованных программ.

Источник: //avtorsvoejzhizni.ru/metodiki/nravstvennost-v-zhizni-cheloveka-pravila-i-vospitanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.