< Зачем детям читать книжки про чувства? - Психолог

Зачем детям читать книжки про чувства?

Содержание

Зачем читать детям? От любви к чтению до счастья жить – один шаг

Зачем детям читать книжки про чувства?

Направленность наших мыслей, чувств, желаний во многом зависит от информации, которую мы потребляем.

Чтение классической литературы в детстве — это как прививка от дурного влияния, с которым ребенок может столкнуться — в детском саду, в школе, в любых компаниях.

Более того, именно заложенная в детстве привычка читать и получать от этого огромное удовольствие задает ребенку хорошую судьбу.

8 2593 20 Июля 2018 в 08:41

Если ваш ребенок боится спать один, просит не выключать свет на ночь; часто плачет, даже без повода, легко срывается на истерику; постоянно задирает братика или сестричку, — то помочь справиться с этими проблемами может именно правильное чтение.

Более того, именно заложенная в детстве привычка читать и получать от этого огромное удовольствие задает ребенку хорошую судьбу. С чем это связано и как добиться столь позитивных результатов, объясняет Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Богатство образов, богатство чувств и… способность жить среди людей

Письменное слово пробуждает у ребенка воображение. Когда вы читаете ему классическую детскую литературу, в его голове рисуются образы, происходит осмысление новых слов, действий героев, возникают чувства к ним.

Герда с горячим сердцем, отважный Мальчиш-Кибальчиш, Тимур и его команда — все они встают перед глазами ребенка, и вот он уже отождествляет себя с добрыми и отважными героями, на примере их поступков учится разделять добро и зло.

Плачет от сопереживания девочке со спичками Андерсена, мечтает и преодолевает препятствия вместе с Элли и ее друзьями…

Главное, читать с выражением, чувственно интонируя слова, вовлекая ребенка в сюжет со всем актерским мастерством, на которое вы способны. Важен также выбор книг. Любое насилие, особенно сюжеты про съедение (Колобок, Волк и семеро козлят и другие), лишь провоцирует и усугубляет страхи ребенка и поэтому абсолютно противопоказано.

Раз за разом чтение добрых классических произведений развивает чувственность ребенка, учит его думать о чувствах других людей, замечать их, заботиться о них. Этот навык абсолютно необходим любому человеку, ведь вся наша жизнь зависит от умения взаимодействовать с другими людьми.

При наличии у ребенка зрительного вектора первичное состояние страха, с которым он рождается, сменяется совершенно иной гаммой чувств, основанной на сопереживании другим.

Именно благодаря этому уходят всевозможные страхи, слез о себе становится все меньше, истерик на пустом месте тоже.

Зрительный ребенок, так нуждающийся в ярких переживаниях, читая, проживает их иначе — гораздо более позитивно.

Вот как об опыте семейного чтения пишет мама, прошедшая тренинг:

«На тренинге услышала важную мысль о сказках на сострадание и сочувствие, что они жизненно необходимы детям… Мы начали читать. Особенное влияние оказал повесть Гектора Мало “Без семьи”.

С первой главы я видела изменения в сыне, он слушал очень тихо, внимательно, молча. Я видела, как первые разы в жизни его зрительное сердечко сжималось от сострадания к главному герою — он раскрывал для себя новые состояния, текли слезки на подушку.

Он стал засыпать без истерик, вообще ушли истерики, стал вдумчивее, тише, ушел страх…»

Арина С., провизор, Шадринск Читать полный текст результата

Именно способность сопереживать, развитая в результате семейного чтения, способна избавить от конфликтов между братьями и сестрами. Пережитые вместе яркие чувства объединяют лучше любой игрушки или поучающих слов.

Возникает эмоциональная связь, сопереживание, и уже не хочется обижать человека, который стал так близок. Сопереживание — первый шаг к любви.

Это основа культуры — того, что делает человека человеком, помогает жить среди других людей.

С удовольствием читающий ребенок проще и быстрее адаптируется в любом коллективе. Он будет гораздо легче находить общий язык с окружающими — ведь он умеет замечать их чувства, думать не только о себе. А с таким человеком все хотят быть рядом.

Как книги влияют на судьбу

Направленность наших мыслей, чувств, желаний во многом зависит от информации, которую мы потребляем. Чтение классической литературы в детстве — это как прививка от дурного влияния, с которым ребенок может столкнуться — в детском саду, в школе, в любых компаниях.

Читая запоем классические произведения, ребенок получает представление о прекрасном. Даже если его окружение не соответствует тем картинкам, которые возникают у него в голове, формируется образ крепкой дружбы, чистой любви, стремление и способность испытать эти высокие чувства.

Это и есть самая действенная защита от ранних сексуальных связей, пошлости, порнографии. Даже имея к этому доступ (у кого его нет в эпоху интернета?), подросток не будет хотеть подобных впечатлений, они будут вызывать у него естественное отвращение.

Ни один запрет не способен сработать так эффективно.

Еще одно удивительное свойство — воображение. Развитое чтением, оно становится основой для дальнейшей реализации человека.

В любой деятельности, будь она связана с творчеством, изобретательством, наукой, обучением, общением, воображение становится отправной точкой, трамплином для новых открытий, прорывов, объединения.

Воображение — это то, что позволяет зародиться стремлению к еще неизведанному. Это то, что позволяет воспринимать жизнь прекрасной, испытывать искренний интерес к людям, видеть в них лучшее.

Инвестиции в будущее

Приучить ребенка к чтению, вовлечь в этот волшебный мир никогда не поздно, но, конечно, легче это сделать, когда ребенок маленький, с первых лет жизни.

Как быстро научить ребенка читать — смотрите видеофрагмент тренинга:

Чтобы ваш ребенок мог воплотить в жизнь свои способности и таланты, а ваша семья была счастливой и свободной от конфликтов, узнайте больше на вводном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: //www.YBurlan.ru/biblioteka/zachem-chitat-detyam-ot-lyubvi-k-chteniyu-do-schastya-zhit-odin-shag

4 причины, почему ребёнок читает дурацкие книжки, а не классику

Зачем детям читать книжки про чувства?

Предположим, наш ребенок умеет читать. Но читать «хорошие книжки» он не хочет, а читает только «всякую муру», которая ни по каким критериям не относится к качественной литературе. А если муру отобрать, то не читает совсем. Что с этим делать — мириться или бороться, а если бороться, то как, — выясняла Ксения Букша.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Разберемся, что, как и почему

Фрагмент картины Чарльза Веста Коупа «Джордж Герберт и его мать»

Перед нами стоит две отдельные задачи:

  • научить читать более сложные тексты, вообще воспринимать текст, наладить отношение с этим каналом восприятия;
  • научить воспринимать более сложную информацию — лучше понимать чувства, идеи, сюжеты, характеры.

Уровень каждой из этих задач может быть разным, и мы сами определяем, на каком уровне находится наш ребенок сейчас, и чего мы хотели бы от него добиться.

И тут самое главное даже не способности ребенка, а наши семейные приоритеты.

Примерьте на себя. Есть ли у вас самих мотивация читать сложные тексты? Какова роль текстов как таковых в вашей собственной жизни? Может быть, вам сложно воспринимать сложные тексты, но вот сложные фильмы или пьесы — тут вы как рыба в воде? Или наоборот: сложные технические тексты вы читаете запросто, а «все эти психологические тонкости» вас не волнуют, и классика кажется скучной?

Ответив на этот вопрос для себя, вы многое поймете о стиле вашего личного и семейного чтения, и вам будет легче разобраться с тем, что делать.

2. Приятное открытие: не вся ерунда одинаково ерундовая

Фрагмент картины Вальтера Фирла «Наслаждение чтением»

Теперь посмотрим, какую именно ерунду читает ребенок и чем она его так привлекает.

С «ерундовыми» книжками дела обстоят примерно так же, как с вредной едой: на них подсаживаешься, они вкусные, они дают читателю быстрый кайф.

«Ерундовые книжки» — это простая лексика и грамматика, это сюжет, в который не надо вдумываться, простые яркие эмоции, простые готовые идеи, решения и характеры. Далеко не всегда это так уж плохо.

И далеко не всегда в «ерундовой» книжке просто и плоско абсолютно всё.

Есть графические романы (комиксы), где форма изложения предельно доступна, а говорится в них о сложных чувствах. Недаром с помощью комиксов сейчас излагают самые разные сюжеты, вплоть до «Войны и мира». Если ребенок предпочитает простые формы, но способен воспринять сложную «начинку», то вторая задача уже практически решена, и тогда остается только научить его воспринимать большой текст.

Детям всегда нужно какое-то количество «макулатуры» для чтения, текстов, которые могут примитивно занимать, развлекать. Это, как быстрые углеводы, сахар. Они нужны, но лучше бы — не только они. Другой вопрос — как приучить к чему-то еще.

3. Ребёнок и текст: сложные отношения

Фрагмент картины Эдуарда Свободы «Маленький библиофил»

Теперь разберемся, почему ребенку так трудно читать большие тексты. Почему он не может воспринимать «что-то чуть более сложное», чем комиксы?

1. Техника чтения. Может быть, ребенок недавно научился читать, или у него есть не всегда заметные специфические трудности с восприятием текста вообще? В этом случае ему в принципе сложно понять заковыристые нелинейные фразы, и неудивительно, что он предпочитает читать что-то лёгкое и простое.

2. Незнакомые слова. У ребенка на хватает лексики и не развито языковое чутье, которое позволяет угадывать смысл незнакомых слов.

Язык в последние десять-двадцать лет обновился (обогатился и одновременно обеднел) настолько радикально, что нашим детям гораздо труднее, чем нам, чувствовать и понимать многие слова и обороты речи «не первого ряда», которые кажутся нам вполне естественными.

Мы их слышали хоть раз, а дети не встречались с ними вообще никогда. Они просто не могут действовать по аналогии и впитывать из воздуха.

3. Непривычный строй фраз. «О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной» — кто тут кого сильней, сердце, память или рассудок? С такими вещами еще сложнее, чем с незнакомыми словами: их невозможно погуглить и занести к себе в голову. Их просто неоткуда взять, если не из живого диалога со взрослым. Конечно, бывают дети, которые это берут из воздуха, но мы не о них.

4. Нет мотивации преодолевать трудности ради получения удовольствия. Вот нелинейный текст: начинается сразу «с кондачка» без объяснений — что, где, когда: «Ох уж этот Борька, всегда на корабль первый лезет!». Какой Борька, кто такой, почему корабль? Пока разберешься, уже устал. Что-то непонятно — снова устал. Мотивации перелистывать страницы дальше — нет. Проще бросить.

5. Неразвитость восприятия мира и чувств. В «чуть более сложных книжках» (даже в совсем детских, например, про Муми-троллей) наряду с сюжетом всегда много «атмосферы».

Из-за нее динамичность теряется, а вкус к медленным вещам у ребенка по каким-то причинам не сформировался. Не все дети способны сами увидеть красоту природы или начать размышлять, что чувствуют люди. Далеко не со всеми об этом беседовали взрослые.

Поэтому ребенок не испытывает ничего, когда читает хотя бы вот этот прелестный отрывок.

«Потому что небо не было больше хмурым и сумрачным, как раньше, но не было и голубым. Оно стало чуть красноватым, и в этом было что-то неестественное.

-Может, это закат такой, — неуверенно сказал Снусмумрик.

Но Муми-тролль очень серьёзно ответил:

-Нет. Это комета окрасила небо в красный. Она движется к Земле».

У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми. Современные дети в этом нередко запаздывают.

Человек еще не разобрался, чем стыд отличается от смущения, и что важнее — быть первым или быть добрым, а его уже Тургенева читать заставляют.

Этой скрытой эмоциональной неразвитостью часто страдают и самые «умные» подростки.

6. Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами. Откуда берется это умение, не знаю, но оно очень помогает читать сложные тексты. Что-то не понял — не беда, поехал дальше. Пусть даже не понял почти ничего, завораживает и то немногое, что удалось понять.

Мне до конца не ясна природа этого свойства и причины его присутствия или отсутствия у ребенка. Я знаю только, что это свойство очень помогает при обращении с текстами, да и вообще в познании.

Оно даёт человеку возможность двигаться нелинейно, не всегда рационально, используя интуицию и опору на «неглавные» признаки, на фон; воспринимать дух, а не буквы текста.

Ребёнок, который умеет читать таким способом, может очень рано «проглотить» всю классику и найти в ней «что-то своё» — совершенно неважно, что именно, важно, что он действительно «был в этой книжке», смутно ощутил этот мир и может туда вернуться, когда захочет. Увы, сейчас это умение почему-то встречается у детей редко (а может быть, оно не было очень частым и раньше).

4. Нужен посредник!

Фрагмент картины Пьера Огюста Ренуара «Полдень детей в Варжемоне»

Из всего этого я делаю один-единственный простой вывод: современного ребенка любого уровня развития нельзя оставлять со сложными текстами наедине. Ему нужен посредник. Если мы хотим, чтобы ребенок научился сам читать что-то сложнее журналов — да тех же Муми-троллей — нам надо постепенно обучать его всем тем вещам, о которых написано выше.

Что для этого нужно делать?

Любой навык формируется постепенно, по ступенькам. Сначала человек смотрит, как это делаем мы. Потом делает это с нами вместе. Потом — делает сам с нашей помощью и под контролем. И только потом — самостоятельно.

Что это означает на примере «Муми-троллей»? Мы смотрим, что именно мешает воспринимать тексты сложнее, чем простые комиксы или вампирские саги. Где слабые места? Бедный лексикон? Значит, беседуем о словах, рассказываем истории, обращаем внимание на то, как устроен язык. Нет вкуса к красоте или эмоциям? Развиваем эту сторону.

Одновременно мы можем читать ребенку/подростку вслух: это вообще универсальный способ привить любовь к чтению, о нем еще Пеннак писал в своей книжке «Как роман». Попутно мы можем свободно разбираться, как устроен тот или иной текст, характер, герой.

(Собственно, часть этой работы должна бы проделывать школа — но школе до нас дела нет, не будем и мечтать).

Для самостоятельного чтения очень важно постепенно подбирать книжки простые, чуть сложнее, еще чуть-чуть, потом еще немножко сложнее — постепенно, чтобы ребенок не соскочил.

В какой-то момент мы не дочитали главу, а подросток увлекся и дочитал ее сам? Вот и маленький успех. Будем говорить с ним о книгах, узнавать, что именно нравится, к чему тянет, и находить похожих авторов.

Между чтивом и классикой есть много промежуточных ступенек, и на каждой из них стоит много хороших книг.

Wikimedia Commons

8 комиксов и графических романов для всей семьи

Почему нельзя помогать детям с творческими заданиями

0+: почему делить книги на «взрослые» и «детские» уже неактуально

Источник: //mel.fm/knigi/8703946-kid_and_text

Почему так важно читать ребенку хорошие книги: подборка для каждого возраста

Зачем детям читать книжки про чувства?

В ряду всевозможных развивалок книги занимают почетное первое место. Ведь если «умные» игрушки тренируют, как правило, какой-то определенный навык, то книги развивают малыша сразу во всех направлениях – всесторонне. Давайте вместе в этом убедимся. А заодно подумаем, какие книжки и в каком возрасте лучше всего читать ребенку, чтобы получить от этого занятия максимальную пользу!

Зачем читать ребенку книги?

Прежде всего, книги – это замечательная почва для развития. Малыш пока не очень много знает, его жизненный опыт мал.

Но, слушая сказки и истории в мамином исполнении, ребенок узнает новое, переживает в процессе чтения самые разные ситуации, в которые попадают сказочные герои.

А еще кроха учится сострадать, слушая про «зайку, которого бросила хозяйка», становится смелее вместе с котиком, отбившим у лисы петушка, и радуется за Машу, обхитрившую Медведя… 

От рождения до 2 лет: время потешек 

Читать ребенку можно и нужно буквально с рождения. Пусть он пока не постигнет смысл многих слов, зато будет интенсивно развиваться его речь, что в первый год жизни крайне важно!

Что читать ребенку? В раннем возрасте самое подходящее чтение – народные потешки и недлинные авторские стишки с короткими строчками, четким ритмом и простыми рифмами.

Хорошо, если в потешках есть звукоподражания: ко-ко-ко, му-му-му, гав-гав, би-би… Это одни из первых слов, которые научится говорить малыш, и со временем он станет подсказывать вам нужные словечки при чтении знакомых стихов.

Также хороши простые по содержанию стишки об игрушках, зверятах, машинках, солнышке и т.п. То есть о том, с чем малыш уже сталкивался в своей повседневной жизни. 

Как читать? Выбирайте для чтения такие моменты, когда малыш не капризничает. Привлеките внимание ребенка и начинайте читать. Делать это нужно ритмично, с выражением, четко проговаривая слова.

Выделяйте голосом звукоподражания. Меняйте тембр голоса для разных персонажей: ведь не могут же зайка и мишка разговаривать одинаковым голосом. Все это будет привлекать внимание крохи к чтению.

Дайте книгу ребенку, пусть сам листает и рассматривает картинки.

Какие книги ребенку покупать? В раннем возрасте любые книги ребенку лучше приобретать в картонном исполнении. И «проживут» дольше, и маленьким непослушным пальчикам будет легче самостоятельно переворачивать толстые странички.

Для самых маленьких читателей в книге важнее не содержание, а форма. Именно поэтому так много в магазинах всяческих книжек-игрушек. Есть книжки-пазлы, книжки-погремушки, книжки-калейдоскопы и даже книжки для купания.

Все они являются чем-то средним между игрушкой и книгой.

//www.youtube.com/watch?v=4HC_0BKoEd4

При покупке обратите внимание на качество рисунков. Они должны быть четкими и реалистичными. Вы будете использовать эти книжки как первое знакомство малыша с окружающим миром.

Пятерка лучших!

  1. Русские народные песенки и потешки с иллюстрациями Ю. Васнецова.
  2. А. Барто. «Игрушки», «Машенька» и др.
  3. И. Токмакова. «Первый шаг».
  4. Г. Лагздынь. «Аккуратные зайчата», «Зарядка».
  5. С. Маршак. «Детки в клетке», «Английские народные песенки».

От 2 до 4: время первых сказок 

Малыш подрастает, расширяется круг его интересов. Он уже многое знает и умеет. Значит, пришло время знакомить его с более «серьезной» литературой.

Что читать ребенку? Двухлетние малыши любят сказки, в которых участвуют животные. И это вполне объяснимо. Сказки о животных дают ребенку первые знания о мире и помогают сформировать бережное отношение к природе и всему, что нас окружает.

Первые сказки отличаются общими чертами. Они короткие, имеют незамысловатый сюжет, а также содержат большое количество повторений одного и того же действия (Колобок несколько раз поет свою песенку, многократно перечисляются желающие вытащить репку и т.д.

) Это дает маленькому ребенку ощущение стабильности.

Как читать? Четко, с выражением. В раннем возрасте не стоит читать крохе длинные сказочные повести с «продолжением». На следующий день малыш уже может забыть то, о чем вы с ним читали вчера. Пока лучше подбирать коротенькие истории, которые читаются за один раз. Так малыш не устанет от чтения и дослушает сказку до конца. 

Какие книги ребенку покупать? Для этого возраста по-прежнему актуальны книги-картонки. Особенно те, где есть секретики. Например, книжки с окошками.

Пока мама читает текст, крохе будет интересно заглянуть в окошко и узнать, кто же там спрятался.

Но и книги в бумажном исполнении тоже можно брать, ведь малыш повзрослел, стал более ловким, его пальчики вполне справятся и с бумажными страничками.

В книгах, рассчитанных на возраст 2–4 года, самое главное – картинки. У маленьких же ребятишек образное мышление развито слабо. 

Пятерка лучших!

  1. Народные сказки («Колобок», «Теремок», «У солнышка в гостях», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Пряничный домик» и др.)
  2. К. Чуковский. «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» и др.
  3. В. Сутеев. «Сказки и картинки».
  4. С. Прокофьева. «Машины сказки».
  5. Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково», «Жил на свете слоненок» и др.

От 4 до 6: время волшебных сказок

Чем старше становится ребенок, тем более «сложные» книги можно ему предлагать. В возрасте 5–6 лет ребятишки просто обожают сказочные повести. Кроме того, у них активно развивается чувство юмора. И это тоже нужно обязательно использовать, предлагая ребенку сказки, рассказы, стихи с добрым юмором, понятным маленькому слушателю.

Совет педагога
Если вы с малышом еще не завели милый ритуал чтения перед сном, самое время это сделать. Он внесет в жизнь крохи стабильность. Для него будет важно не только чтение, но и все, что его сопровождает: ласковый мамин голос, ее присутствие, ощущение комфорта. Все это формирует у ребенка базовое доверие к миру.

Что читать ребенку? Главное «чтиво» этого возраста – волшебные сказки, народные и авторские. В этих сказках причудливо переплетаются правда и вымысел, герои наделены волшебными свойствами, а сюжет то и дело приобретает самые неожиданные повороты.

И еще добро в них всегда побеждает зло. Сказка укрепляет веру ребенка в торжество справедливости. Не менее важна и способность сказки развивать фантазию.

Так что смело читаем про Ивана-царевича и Серого волка, Царевну-лягушку, говорящие игрушки, всяческих водяных, фей, принцесс… 

Как читать? Постарайтесь уделять чтению хотя бы полчаса. Вот тут уже можно читать длинные истории – по одной-две главы каждый вечер. 

Какие книги покупать? Для деток старшего возраста текст должен преобладать над иллюстрациями.

Таким образом, слушая историю, малыш представляет себе героев, обстановку, тренирует воображение. Обязательно полистайте книжку, почитайте текст перед покупкой.

Если вы подбираете книгу со сказками или рассказами, не поленитесь прочитать пару историй. Вы, как никто другой, знаете своего малыша.

Пятерка лучших!

  1. Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди».
  2. Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Золушка».
  3. В. Гауф. «Карлик Нос», «Калиф-аист».
  4. С. Козлов. «Сказки про Ежика и Медвежонка», «Львенок и Черепаха».
  5. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Пусть в вашу с малышом жизнь прочно войдет девиз: «Больше книжек, хороших и разных!» 

Источник фото: depositphotos.com

Источник: //www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2567/pochemu-tak-vazhno-chitat-rebenku-horoshie-knigi-podborka-dlya-kazhdogo-vozrasta

Зачем детям нужно читать книги: 10 причин и личный опыт

Зачем детям читать книжки про чувства?

Популярная мама-блогер Эми делится десятью причинами, почему она читает своим маленьким детям. А в конце статьи подарок от редакции — список зимних книг для разных возрастов.

Я читаю детям потому, что сама люблю читать. Любовь к книгам досталась мне от мамы — в детстве она читала нам каждый день. Возможно, вы спросите, зачем это младенцам или тоддлерам? Ведь они всё равно не понимают смысла слов, убегают или вообще жуют книжки. И совсем не слушают.

Думаю, что даже такой опыт ежедневного чтения позволяет привить детям любовь к книгам. Надеюсь, эти 10 причин убедят вас и книги станут важной частью жизни ваших детей.

Расширяет словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг.

В письменной речи используется больше слов, чем в устной. Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи. Это помогает построить свой богатый устный язык.

С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Но не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо.Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает — повторяет слова и звуки родителя.

Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года «Где же мой утёнок?».

Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Даёт знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах.

С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно. Я часто совмещаю книги с новым опытом.

Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму.
Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» — а это начальная стадия чтения. Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте — отличный тренажёр для развития памяти. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно. Запоминание — это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

Приучает к самостоятельному чтению

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает нас

Конечно же, у нас бывают раздоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ как успокоить своих детей. Я просто читаю им. И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой. Они оба обожают читать.

Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет. Она делает это каждый день.

Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу. И наблюдайте, как начинается волшебство.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка

Источник: wildflowerramblings.comПеревела Ирина Зеленецкая

Иллюстрации из книг серии «Я читаю сам!», верхняя: stockphoto.com

Добавить в избранное Распечатать

Источник: //mchildren.ru/10-prichin-chitat-detyam-knigi/

С чувством, с толком, с расстановкой: зачем читать ребёнку вслух

Зачем детям читать книжки про чувства?

Олеся Ахмеджанова

Чтение вслух — один из первых этапов знакомства ребёнка с книгами. Казалось бы, в этом нет ничего сложного. Однако всё меньше родителей уделяют этому процессу должное внимание. Рассказываем, почему важно читать детям и как правильно это делать.

Зачем читать вслух: это так важно?

Пользу от чтения вслух открыли ещё в 1983 году. Американские учёные организовали Комиссию по чтению, которая два года изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией».

В нём был сформулирован тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух».

После доклада последовали эксперименты. В одной из бостонских школ приглашённый человек каждую неделю приходил в шестой класс и читал детям вслух.

Через год учебные показатели класса улучшились, а через два — взлетели вверх. Ещё через год ученики класса получили высшие показатели по чтению в Бостоне.

После этого бостонская школа стала невероятно популярна: из желающих записаться туда возникла очередь.

10 минут чтения

«Как-то я провела опрос среди родителей в классе, где учился один из моих детей, — рассказывает Юлия Кузнецова, автор книги „Расчитайка“, — и выяснила, что вслух детям читают меньше 10% родителей».

Основные причины, которые мешают мамам и папам читать малышам:— нет сил;— нет интереса;

— нет времени.

Практика показывает, что 10 минут чтения в день достаточно, чтобы прочитать целую главу из толстой книги. И если уделять чтению 10 минут, можно прочитать большую приключенческую повесть за месяц. Только нужно делать это регулярно.

Когда читать

Утром читать, безусловно, нелегко. Сборы в детский сад или школу задают другой ритм. Если вы проводите с ребёнком время днём, то можно смело читать ему перед обеденным сном или после полдника. Отлично подходит время после вечерней прогулки. Но обстоятельства каждый день могут быть разными.

Организуйте 10 минут чтения вслух тогда, когда удобно именно вам — ребенок под вас подстроится. А вам очень важно знать, что в данный момент ничто не станет вас отвлекать.

Источник

«Мы ведь не только читаем — мы при этом общаемся с детьми, — пишет Юлия Кузнецова. — И как приятно, что они лежат, затаив дыхание, и слушают тебя, а не спорят, доказывая, что лук в супе — это отвратительно, а игрушки сами разбросались по комнате».

А если детям не нравится?

Некоторые дети не любят, чтобы им читали вслух. Точнее они просто плохо воспринимают текст на слух. Но это можно изменить: любовь к озвучиванию книги текста можно развить.

Юлия приводит в пример своего сына. который не любил «слушать» книги. «Это был трудный момент. Слушать он мог, только стоя на голове. Иногда падал — на наши с дочкой головы.

Машу это выводило из себя, поскольку он выдергивал ее из некоторого зачарованного транса, в который погружается человек, слушающий историю.

Но постепенно Гриша стоял на голове все увереннее и почти не падал, а это позволяло ему слушать истории дольше. И в какой-то момент он тоже провалился в этот транс».

Важно: продолжать читать и делать это с удовольствием. Тогда слушатели непременно найдутся.

Источник

Не настаивайте. Даже когда внимание детей не обращено прямо к вам — они могут мастерить что-то или лежать на диване с закрытыми газами — ваш голос достигает их ушей и сердец.

Как читать вслух

Чтение книг похоже на пение колыбельных. Папы и мамы вовсе не должны обладать выдающимся певческим талантом, чтобы убаюкивать своих малышей. Также и чтение: каким бы голосом, с какой бы скоростью вы ни читали, ребенку все в радость. Однако есть несколько советов, которые помогут сделать чтение эффектнее.

1. Проговаривайте слова четко и не глотайте окончания.

2. Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет «слишком медленным».

3. Обязательно делайте паузы. Небольшие — между предложениями, подлиннее — между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.

4. Не стесняйтесь добавить в текст выразительности.

Рычите за волка, рыдайте за принцессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.

5. Объяснять или нет непонятные слова — решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Или добавить в текст маленькое объяснение или слово-синоним: «Он насупился, то есть надулся».

Вот например, как актриса Нонна Гришаева читает сказку «Мэри Поппинс» под аккомпанемент оркестра

Отличный источник знаний — аудиосказки. Включите детям парочку. Вслушайтесь в интонации актеров.

Обратите внимание, как они читают, выберите тех, кто вам близок, и постарайтесь позаимствовать у них пару приемов.

Источник

Конечно, когда ребёнок слушает сказку, он не думает о буквах или о желании научиться читать. Он мыслит образами: представляет грозного волка, отправляется в путешествие с мореплавателем, пытается спасти прекрасную принцессу от дракона.

При этом его мозг всё-таки фиксирует: чтобы образы оживали, нужна книга. Её надо держать в руках и разбирать все эти странные закорючки. Как мама, папа или бабушка. Именно в этот момент у ребенка появляется желание научиться читать самому.

По материалам книги «Расчитайка»
Обложка freepik

Источник: //deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/06/06/s-chuvstvom-s-tolkom-s-rasstanovkoj-zachem-chitat-rebyonku-vslux/

Современный ребенок и книга. Как их подружить?

Зачем детям читать книжки про чувства?

В наше время все реже можно встретить ребенка, который любить читать книги, потому что их заменили интернет и современные гаджеты. Задачей взрослых должно быть – подружить малыша и книгу, привить любовь к чтению. Интернет со всеми ему доступными возможностями не может предоставить билет в жизнь богатую впечатлениями, переживаниями, фантастическими картинами и захватывающими эмоциями.

Книга может развить воображение, память, грамотность письменной, устной речи, способность ясно и четко излагать мысли и даже способность мечтать, стремиться к своей мечте, ставить себе цели для ее достижения.

Но как же подружить ребенка с книгой? Это кажется сложным, но на деле, самое трудное — это подружиться с книгой самому. Не забывайте пословицу о том, что в читающей семье — читающие дети. Читать книги также необходимо, как и жить, дышать.

Начните с малого и как можно раньше прививайте своим чадам любовь к чтению.

Ранний возраст

Сразу же после рождения ребенка – самое время начинать действовать. Некоторые родители думают, зачем в таком возрасте читать, ведь малыш слишком мал, чтобы понимать прочитанное. Но при этом вы совершаете самую большую ошибку. Читать нужно! С самого первого дня жизни! Стихи, потешки, сказки.

Это также важно, как и петь новорожденному песенки. Малютка будет привыкать к чтению с первых дней жизни. Привычка читать должна впитываться вместе с молоком матери. Чтение должно успокаивать, убаюкивать, развлекать, веселить, прививать чувство ритма и являться способом выражения родительской любви.

Список книг для малышей:

  • русские народные сказки;
  • сказки пушкина;
  • сказки братьев гримм;
  • сказки шарля перро;
  • сказки ганса христиана андерсена;
  • стихи корнея чуковского;
  • стихи агнии барто.

если малыш рано привыкнет к чтению, тем больше у него шансов, что он полюбит это занятие. читайте каждый день и постарайтесь получать совместное удовольствие от этого процесса.

пусть чтение будет вашим самым любимым занятием, временем уединения, минутами самого близкого, сокровенного общения с вашим малышом.

личный пример

В то время, когда малыш подрастает и если он будет часто видеть вас за книжкой или слышать, как вы увлеченно обсуждаете прочитанное, то, возможно, больше никаких дополнительных стимулов и не потребуется. Психологи в один голос утверждают, что личный пример — это единственный способ добиться результата. «Яблоко от яблока…», — помните?

В случае, если вы регулярно проводите вечера перед телевизором, то никакие нотации о пользе чтения не помогут вашим детям полюбить книги. Читайте сами и читайте с ребенком, регулярно, даже когда он сам уже научится читать. Читайте и совместно увлекайтесь рассказом, сюжетом.

Обязательно обсуждайте прочитанное, демонстрируйте свой интерес к книгам. Чтение никогда не должно быть принудительным занятием. Наоборот, начинайте читать вслух ребенку, когда он в хорошем настроении.

Детям дошкольного возраста всегда нравится проводить время с родителями, какое бы занятие для этого вы не выбрали.

Читайте и анализируйте прочитанное, задавайте своему малышу вопросы:

  • понравилось или нет ему прочитанное?
  • чем понравилось или почему не понравилось?
  • на кого из героев он хотел бы быть похожим?
  • а какой герой совсем не понравился?
  • что больше всего запомнилось в прочитанном, что показалось смешным, а в какие моменты ребенок грустил или скучал, отвлекался?

Задавайте всевозможные вопросы. Обсуждайте прочитанное, не забывайте высказывать собственное мнение, рассматривайте рисунки, поощряйте любой интерес ребенка к прочитанному материалу.

ВРЕМЯ, КОГДА РЕБЕНОК НАЧАЛ ЧИТАТЬ САМ

Иногда бывает и такое, что ребенок только освоил буквы и начал делать первые шаги в освоении техники чтения, а уже ненавидит это занятие. Это происходит тогда, когда ребенок не чувствует поддержки от взрослых. Само по себе чтение – очень трудная работа.

Это преодоление себя, это вложение больших сил, поначалу дети путают буквы, переставляют слоги, ошибаются. Это естественно. На этом этапе чрезвычайно важно вести себя деликатно, сохранять терпение, ни в коем случае не злиться, не нервничать.

Пусть ребенок читает столько, сколько ему хочется. Внимательно слушайте его, осторожно исправляйте ошибки. Говорите о том, что слушать его очень интересно! И читайте по очереди. Обязательно говорите, что чтение — это не так просто, как кажется.

Продолжайте обсуждать прочитанное, стимулируйте ребенка вникать в смысл самостоятельно прочитанного текста.

Читайте вместе! На этом этапе не вздумайте занять позицию: «ты уже умеешь читать сам — пойди почитай». Когда читаете вы — пусть ребенок заглядывает в книжку, дает волю фантазии, учиться воспринимать текст и его смысл. Продолжать читать ребенку вслух нужно как можно дольше, до тех пор, пока самостоятельное чтение не станет для него самой простым и, что немаловажно, любимым занятием.

Список авторов и книг для младшего школьника:

  • шарль перро;
  • николай носов;
  • братья гримм;
  • г.х.андерсен;
  • а.с.пушкин;
  • к.ушинский;
  • э.успенский;
  • дж.родари;
  • в.гауф;
  • р.киплинг;
  • а.

    милн;

  • мифы древней греции;
  • а.чехов «каштанка»;
  • а.волков «волшебник изумрудного города», все части этой книги;
  • а.линдгрен «малыш и карлсон», «пеппи длинный чулок»;
  • т.

    янсон, все повести о муми-тролле.

список книг для чтения с 4 класса:

  • «уральские сказы» п.бажова;
  • а.беляев;
  • марк твен;
  • в.крапивин;
  • дж. свифт «путешествия гулливера»;
  • агата кристи;
  • джоан роулинг и ее книги о гарри поттере;
  • даниэль дефо «приключения робинзона крузо».

если книга интересна вам и вы с удовольствием готовы ее обсуждать — это не только объединяет вас с ребенком, но и поднимает престиж чтения в глазах детей.

в среднем школьном возрасте, чтобы простимулировать интерес к чтению можно воспользоваться одним хитрым приемом: во время чтения вслух, отвлекитесь на самом захватывающем и интересном месте, ответьте на входящий звонок, скажите, что оставляете чтение до завтра. наверняка, ребенок воспользуется случаем и сам прочитает, что же случилось дальше.

любовь к чтению — это привычка

С ребенком среднего школьного возраста можно устраивать совместные походы в книжный магазин. Позвольте ему при этом самому выбрать любую книгу. Даже если этот выбор покажется вам не из лучших, доверьтесь своему ребенку, прочитайте книгу вместе с ним и искренне заметьте, что у него выработался вкус к хорошей литературе.

Даже если ребенок совсем взрослый — читайте ему перед сном. Вам обоим доставит это удовольствие. Сделайте это привычным, приятным и незаменимым ритуалом отхода ко сну. Иногда заменяйте этот ритуал на прослушивание очередной аудиокниги. Среди них встречаются настоящие шедевры театрального творчества.

Обсуждайте с ребенком плюсы чтения, отмечайте, что благодаря чтению, он совершенно излагает свои мысли, имеет богатую фантазию и развитое воображение. Отмечайте то, что книги являются носителем ценной и уникальной информации. Тот человек, который владеет ею, становится успешен в жизни.

Сделайте так, чтобы в вашей семье развивался интерес к чтению, это послужит хорошим толчком для будущего вашего ребенка. Соблюдайте все рекомендации. Даже если вы никогда не любили читать, полюбите чтение ради ваших детей. Читайте и еще раз читайте.

Окунитесь в волшебный мир книги, полюбите волшебных персонажей и переживайте вместе с ними придуманные истории. Сделайте книгу частью вашей жизни и тогда у вас просто никогда не возникнут вопросы о том, как подружить ребенка с книгой.

Потому что ваш ребенок возьмет от вас самое лучшее. И для этого не нужно прилагать каких-то особенных стараний, кроме того, чтобы это лучшее имелось в наличии.

Если вы сами любите книгу или, как минимум, уважаете чтение, то эта любовь и это уважение само по себе, без дополнительных усилий, передастся вашему поколению.

Источник: //www.vospitaj.com/blog/sovremennyjj-rebenok-i-kniga-kak-ikh-podruzhit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.