< Зачем подростки причиняют себе боль - Психолог

Зачем подростки причиняют себе боль

Содержание

Самовредительство: Почему подростки делают себе больно

Зачем подростки причиняют себе боль

Линда Стэйд, педагог с 25-летним стажем, исследователь в колледже Санта-Мария в Западной Австралии, предлагает поговорить на достаточно табуированную тему: почему дети делают плохо самим себе: от нанесения травм до намерено рискованного поведения.

Келли была ученицей в моем классе. Хорошая, спокойная, даже тихая девочка. В один из знойных дней она продолжала сидеть в джемпере с длинными рукавами, тогда как одноклассники сняли свитера и были в одних футболках. Я попросила ее жаркий джемпер, ведь ей могло стать дурно. Она сказала: «Я не могу. Не могу.

» Я помедлила секунду и продолжила урок, как ни в чем не бывало. Это то, что и вы должны сделать, если подозреваете, что ребенок занимается самовредительством. Когда никого рядом не было, Келли показала мне ожоги на своих предплечьях, которые она делала себе зажигалкой: там были и старые шрамы и раны, которым было всего пару дней.

К сожалению, это был не первый и не последний случай в моей практике, когда я столкнулась с детским самовредительством. Очень часто это поведение взрослые трактуют неправильно: они думают, что делается для привлечения внимания или от жалости к себе.

Именно поэтому огромное чувство стыда — проблема и для детей, которые причиняют себе боль, и для близких, которые их любят.

Что такое самовредительство

Обычно люди называют самовредительством нанесение себе увечий, не направленное на суицид. Например порезы, ожоги, намеренные переломы костей, удары головой о стену и так далее. Но сюда же относится и намеренное рискованное поведение, которым осознанно хотят причинить себе вред: алкоголь, беспорядочная половая жизнь, опасное вождение.

Причин такому поведению много. Часто это сопровождает проблему с психическим здоровьем, например, депрессию или тревожность, пищевые расстройства, биполярное расстройство или психоз.

Все это сигнализирует о том, что человеку плохо и он доходит до момента, в котором не в состоянии справиться со своей эмоциональной болью. И тогда происходит самовредительство.

Когда у вас депрессия или тревожность, единственным врагом для себя являетесь вы сами. Вот какой смысл в самовредительстве.

Зачем люди это делают

Интересно, что бить себя, биться об стены, пол — одна из самых распространенных форм самовредительства среди людей с инвалидностью, особенно тех, кто не говорит.

Есть мнение, что для них — это попытка справиться с эмоциями, когда другого способа выразить или контролировать их нет.

Многие невротики, у которых проблема с самовредительством, чувствуют то же напряжение, они пытаются его сбросить, получив ощущение контроля над своими чувствами.

Внутри у самовредителей много негативных эмоций, которые обществом порицаются, которые нельзя показывать.

Как справляться с подавленным гневом, фрустрацией, обидой, жалостью к себе, внутренней болью? Как сделать так, чтобы за эти эмоции тебя не ругали и не стыдили? Сделать больно себе, никто не узнает, а тебе полегчает.

Рана — вывод внутренней боли наружу. Рана — повод позаботиться о себе (обработать, лечить). Забота о себе — это то, чего они не могут эмоционально.

Некоторое люди начинают заниматься самовредительством только ради того, чтобы почувствовать хоть что-то. Они говорят, что чувствуют внутри безмолвие, пустоту.

Интенсивность негативных эмоций, которые они чувствуют приводит к диссоциации от самих себя: человек отделяет себя от своего тела, чтобы попытаться защититься от травмы. Тогда эта отстраненность, отсутствие чувств становится проблемой.

И тогда хочется почувствовать хоть что-то, пусть даже физическую боль.

Появились и научные доказательства того, что самовредительство приносит кратковременное улучшение состояния: хроническое душевное страдание ненадолго «выключается», если почувствовать физическую боль. Через несколько секунд боль пройдет, потому что мозг выделяет сразу «обезбаливающие» эндорфины, чтобы защитить вас, они заодно утоляют и душевную боль.

Конечно, причины могут быть разные, но самовредительство дает очень кратковременное облегчение. Душевная боль снова растет и цикл повторяется.

Самовредительство и суицид

Сколько детей и молодежи занимается самовредительством? Данные Австралийской эпидемиологической службы говорят о том, что осознанно сделали себе больно за последний год:

  • 5% детей в возрасте 10-17 лет;
  • 7% молодых людей в возрасте 18-24 лет;
  • 2,5% людей в возрасте 10-24 лет совершили самовредительство в последние 4 недели.

По определению, когда человек делает себе больно, он не собирается убивать себя, ведь у него другие цели. Но риск нечаянной смерти, конечно, есть. Если время идет, отчаяние растет, болезнь прогрессирует, тогда есть и риск суицида. Как и самовредительство, суицид кажется логичным ответом на существующую проблему. Наша задача как родителей и педагогов — быть рядом и предлагать другие ответы.

И, конечно, дети не делают это «чтобы привлечь внимание». Потому что многие дети соблюдают высочайшую секретность именно ради того, чтобы не привлекать внимания. Они наносят себе порезы и ожоги там, где никто не увидит, например, на подошвах ног, на животе. Людям, взрослым и маленьким, которые делают себе больно, нужны другие стратегии управления эмоциями и наше понимание.

Источник: lindastade.com

Лаура Макабреску

Источник: //womo.ua/samovreditelstvo-pochemu-deti-delayut-sebe-bolno/

Почему люди режут себя? Самоповреждение: причины и методы лечения

Зачем подростки причиняют себе боль

  • 4 Сентября, 2018
  • Психиатрия
  • Michail Shattrie

Тема самоповреждения в обществе является одной из наиболее табуированных и замалчиваемых проблем.

Подобное поведение всячески осуждается, а его причины никого не интересуют. Для окружающих люди, истязающие свое тело, кажутся инфантильными, проблемными, глупыми. Считается, что таким способом они пытаются привлечь к себе внимание.

Другой причиной того, почему люди режут себя, считают алкогольную или наркотическую зависимость.

Что это такое?

Большинство придерживается мнения, что физический вред себе наносят только подростки последних десятилетий. Причиной этого называется огромное количество насилия и информационная перегруженность. Однако о том, как резать себя, было известно еще в древние времена.

Религиозные фанатики прибегали к разным способам самоистязания, считая, что страданиями тела очищается душа. Физическая боль действительно может временно заглушить боль душевную.

Но почему режут себя подростки и взрослые на самом деле, и что провоцирует подобные стремления?

Самоповреждение – нанесение по внутренним причинам преднамеренных повреждений своему телу без суицидальных намерений. Считается симптомом некоторых психических расстройств.

Среди них – пограничное расстройство личности, посттравматическое стрессовое расстройство, шизофрения, булимия, анорексия, биполярное расстройство и другие.

Но люди могут резать себя и без клинического диагноза, однако зачастую это связано с депрессией, тревожностью и прочими проблемами психического здоровья.

Распространенные виды самоповреждений:

  1. Порезы на ладонях, запястьях и бедрах.
  2. Расцарапывание кожи до крови.
  3. Ожоги.
  4. Бросание тела на твердые поверхности, удары головой об стены.
  5. Самоудушение, сдавливание головы.
  6. Препятствование заживлению ран и царапин, их постоянное вскрытие.
  7. Проглатывание несъедобных предметов.
  8. Прокалывание кожи острыми и колющими предметами.

Типы повреждений

Описываемые повреждения можно разделить на следующие типы:

  • Импульсивные. Человек (зачастую, подросток) наносит себе повреждения под сильнейшим наплывом эмоций. Такое происходит без намерения и желания, неожиданно, необдуманно и автоматически.
  • Стереотипные. Люди со стереотипным типом самоповреждений в большинстве случаев наносят себе ушибы. Характерно для лиц, страдающих аутизмом или задержкой в развитии.
  • Компульсивные или умеренные. Навязчивые мысли вынуждают человека наносить себе физический вред. Может присутствовать у лиц любых возрастных категорий.

Причины

Подобное поведение объясняется двумя теориями, связанными с физиологией:

  1. Серотониновая теория. Недостаток серотонина у некоторых людей приводит к тому, что они плохо справляются со стрессом и начинают себя резать. Болевые ощущения вызывают всплеск серотонина и улучшают самочувствие человека.
  2. Опиатная теория. Противоболевая система мозга активируется во время ушибов и ранений. Природным обезболивающим являются опиаты, которые притупляют боль и вызывают эйфорию. Регулярно причиняющие себе физический вред люди могут привыкнуть к таким эффектам.

Причины самоповреждения могут быть как внутренними, так и внешними. Чаще всего подобное поведение скрывает попытки человека справиться с эмоциональным дискомфортом. Мотивом для того, чтобы начать себя резать, могут стать любые стрессовые ситуации. Так, например, причинами могут быть:

  • Внутрисемейные проблемы: жестокое обращение, бракоразводный процесс, тирания жены или мужа, пренебрежение, чрезмерная строгость родителей.
  • Собственное бессилие, обида.
  • Пережитое сексуальное насилие.

Почему люди не находят другие способы справиться с эмоциональным стрессом?

В медицине стремление к самоповрежедению объясняется наличием следующих причин:

  1. Пониженная самооценка. Подростки, страдающие от болезни, когда режешь себя, зачастую имеют низкую самооценку. Они считают себя некрасивыми, глупыми, никчемными, неинтересными, не видят в себе и своей жизни ничего значимого.
  2. Перфекционизм, завышенные требования. Для того чтобы расслабиться и порадоваться, подростку требуются невыполнимые условия. Это связано с завышенными ожиданиями и высокой планкой, установленной родителями, школой, любимым человеком, друзьями. Среда жесткой конкуренции, в которой он находится, также имеет свое влияние. В качестве предмета конкуренции могут выступать стандарты красоты, учебные достижения и социальный статус. Подростки, находящиеся в таких условиях, подсознательно убеждены в том, что все должно быть идеально, иначе им приходится наказывать самих себя.
  3. Эмоциональная уязвимость. Холодные отношения в семье также являются одной из причин самоповреждений. Подобное поведение провоцируется своеобразной культурой отношения к эмоциональной составляющей. Подростки, живущие в таких условиях, некомпетентны в эмоциональном плане, с трудом понимают собственные эмоции и выражают их. Неправильная установка в эмоциональном отношении приводит к тому, что подростки не могут обратиться за помощью к близким людям.

Мифы

Тему самоистязания окутывает огромное количество мифов. Здоровые люди не желают вникать в проблему, не знают, как называются люди, которые режут себя, и придерживаются мнения, что они ненормальны.

Миф №1: провальная попытка суицида

Разница между теми, кто не помышлял о суициде, и теми, кто совершил неудачную попытку, очень четкая и легко прослеживается. Кто-то жаждет избавиться от страданий, кто-то – болевых ощущений. Подавляющее число тех, кто практикует самоистязание, никогда не думали о самоубийстве.

Миф №2: от этого страдают только девочки-подростки

Безосновательный стереотип, довольно распространенный в обществе. Самоистязание является проблемой всех социальных слоев, возрастов и полов. Процентное соотношение мужчин и женщин, страдающих данным расстройством, примерно одинаково.

Миф №3: привлечение к себе внимания

Люди, которые причиняют себе боль, нуждаются в любви, внимании и хорошем отношении со стороны окружающих и близких, однако это не значит, что самоистязанием они пытаются привлечь к себе внимание.

Оказавшиеся в такой ситуации люди пытаются выделиться внешним видом и поведением: либо ярко одеваются, либо обладают прекрасными манерами и вежливостью.

Последствия самоповреждений никогда не раскрываются, а прячутся и замалчиваются посредством ношения одежды с длинными рукавами или нанесения травм в скрытых местах.

Миф №4: метод манипуляции людьми

Подобный способ самоповреждения в психиатрии встречается крайне редко. Человек таким поведением пытается повлиять на близких и друзей. Нанесение травм самому себе является криком о помощи, который воспринимается окружающими как демонстрация. Манипулировать людьми таким образом невозможно, поскольку о предмете манипуляции никто не знает.

Миф №5: неглубокие раны несерьезны

Уровень психического напряжения и глубина физических повреждений не связаны друг с другом. Различаются как условия и проблемы, с которыми сталкиваются люди, так и способы травмирования.

Миф №6: люди, истязающие себя, ненормальны и опасны для общества

Люди с психическими расстройствами, к примеру, посттравматическим синдромом или пограничным расстройством личности, могут наносить себе повреждения. Такое поведение никоим образом не опасно для окружающих и не требует госпитализации и содержания в диспансерах.

Самоповреждение – очень личный процесс. Человек не распространяется об этом и хранит в тайне. Основная цель истязаний – преодоление внутренних проблем, попытка справиться с собственными эмоциями и болью.

Как перестать резать себя?

Человек считает, что у него нет выхода, и единственным способом справиться со стрессом является причинение самому себе физической боли. Однако проблема кроется в том, что приносимое самоистязанием облегчение кратковременное.

С точки зрения психиатрии, желание резать вены и наносить себе ущерб – сложная проблема, нуждающаяся в терапии и помощи специалистов. В некоторых ситуациях решить ее можно своими силами: к примеру, если стремление причинять себе вред не реализовано на практике либо проявляется не слишком ярко.

Главное в терапии – определиться с собственными эмоциями и отыскать среди них чувство, выступающее в качестве импульса, провоцирующего причинение боли собственному телу. При самоанализе важно не допускать ошибок. В зависимости от внутренних проблем и эмоциональных ощущений меняются методы терапии. Решить проблему невозможно без определения ее корня.

Методы психологической помощи

Психологи помогают определить причину проблемы, если пациент не может сделать этого самостоятельно. В большинстве случаев последние не могут объяснить, почему конкретно причиняют себе вред. Глубинный психоанализ помогает определить предпосылки такого поведения.

Метод лечения подбирается индивидуально и может включать в себя использование медикаментозной терапии. Прием лекарственных препаратов строго контролируется врачом.

Максимального эффекта в борьбе с самоистязанием позволяет добиться когнитивно-поведенческая терапия.

Психотерапевты советуют пациентам заменить привычку резать вены или прижигать себя на любые другие действия, не связанные с травмированием. К примеру, можно начинать рвать бумагу.

Отвлечься от навязчивых мыслей поможет их замена на любимое дело или хобби. Если вред причиняется с целью получения определенных эмоций, то может помочь холодный душ, усиливающий ощущения.

Источник: //psychbook.ru/418259a-pochemu-lyudi-rejut-sebya-samopovrejdenie-prichinyi-i-metodyi-lecheniya

Почему подростки причиняют себе боль?

Зачем подростки причиняют себе боль

В возрасте от 13 до 17 лет дети целенаправленно режут или обжигают части тела. Таких подростков намного больше, чем утверждают специалисты. По мнению экспертов, дети так показывают свои переживания и требуют помощи от взрослых. Это сигнал о помощи, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Крик о помощи должен быть услышан.

«Мне 14 лет. После постоянных ссор и драк в школе я прихожу домой и перочинным ножом делаю порезы на своём теле. Если нет ножа, то я прокалываю кожу обычной ручкой. Это помогает обрести покой, один порез и уже легче. Боль убирает мой гнев и ярость. Только после того, как я порежу себя становится легко и хорошо. Я не могу без этого. Нормально ли это? Что со мной происходит?»

К нам поступают тревожные послания от разных людей. Очень часто нам пишут и родители таких детей:

«Дочке 15 лет. Недавно начала замечать небольшие ожоги на кисти руки. Говорить на эту тему она не хочет, так как думает, что я хочу ей навредить. При разговоре она начинает кричать и отказывается слушать. К психологу идти не хочет. Что делать и как в этой ситуации помочь своему ребёнку? Я боюсь, что всё, слишком далеко зайдет».

По статистике 38% детей подросткового возраста пытались оставить на теле следы от порезов, сигарет и других предметов. Узнав о том, что дети целенаправленно травмируют себя, близких охватывает ужас.

Они, стремясь помочь своему чаду, не знают за что браться, и как с этим бороться. Ведь, по сути, для жизни нет угрозы. Ребёнок сам делает себе больно без весомой причины.

Остаётся лишь один вопрос: «Зачем он это делает?»

Контакт со своим телом

В подростковом возрасте у детей начинает изменяться представление о внешнем мире. Всё вокруг них меняется. Кроме этого, их тело также начинает кардинально меняться. Резко увеличивается рост, появляется растительность на теле, у девочек формируется фигура.

Тембр голоса, взгляд, походка. Появляются эротические мысли и фантазии. У мальчиков возможна непроизвольная эрекция. У девочек начинают идти месячные. Они могут сопровождаться болям, депрессиями, сменой настроения.

Отношения в школе также очень сильно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

«Тело начинает жить своей жизнью, — утверждает психотерапевт Инна Хамитова. – Делать себе больно – это как способ ощутить своё тело. Тинейджеры будто показывают мимику и жесты человека во время страшного сна: ребёнок хочет проснуться и остановить всё, но для этого нужно уколоть или ущипнуть себя за что-то».

Пугающий мир

Спустя 37 лет Татьяна вспоминает свои года, когда травмирование своих бёдер было нормой: «В моей семье не принято жаловаться. Родители были против, если кто-либо о чем-то плакался. Мне не с кем было поговорить по душам.

Поэтому, когда меня что-то сильно мучило, я делала себе больно с помощью лезвия или ножа. Это приносило мне спокойствие. Став взрослой, я осознала, что этим я обманывала себя и своих родных.

Теперь я осознаю, почему мне так тяжело».

Некоторые люди, как и Татьяна, боятся или не могут рассказать, что творится на душе близким и родным. Они боятся непонимания и недоверия со стороны взрослых. Поэтому, чтобы снять эмоциональное напряжение, они делают себе больно. Намного легче переносить физические болевые ощущения, чем душевные.

«Так они пытаются справиться с переживаниями и проблемами, — утверждает психотерапевт Елена Вроно, — ведь довольно сложно довериться кому-то, если нет уверенности в себе и окружающих. Даже если на причинение боли есть другие причины, чаще всего тинейджеры считают именно так».

Все действия, связанные с травматизмом, не несут в себе желание покончить с собой. Дети, наоборот, таким жестом проявляют желание жить.

Обезболивание болью

Парадокс заключается в том, что делая себе больно, человек ощущает свое могущество и контроль над всем.

«Только тело полностью подвластно им, — рассказывает Инна Хамитова.- Именно подросток решает насколько можно повредить его. Управляя так своим телом, они чувствуют власть и могущество. Они осознают, что могут сами управлять жизнью. Это помогает подросткам смириться с реальностью».

Такое нестабильное и пугающее состояние говорит о том, что дети хотят жить. А такой способ помогает справиться с проблемами и достичь душевного равновесия. Порезав себя, человек приобретает спокойствие. Становится легче и окружающий мир не так сильно давит со всех сторон.

Физическая боль замещает душевные страдания. Её можно контролировать и подчинять себе. Ведь нельзя кого-то изменить или заставить любить. Такая боль также может означать пережитые насильственные действия.

Воспоминания травмируют психику, и чтобы это закончилось, человек причиняет себе боль.

«Показывая свои раны, — как утверждает социолог Давид ле Бретон,— он автоматически привлекает к себе внимание тех, кто не видит его. Проявление жестокости к себе помогает контролировать внутренний гнев и не причинять боль другим.

Это снимает эмоциональное напряжение, помогает успокоиться». Травмирование себя ради того, чтобы не ощущать боль. Некоторые подростки утверждают, что после того, как они режут свое тело, им становится легче.

Приходит чувство спокойствия и равновесия.

По словам Галины (20 лет): «После того как я резала кожу, приходила какая-то эйфория. Мне становилось легко и хорошо. Все переживания и гнев просто исчезали. Я ложилась на кровать, и мне было легко». Именно чувство эйфории увеличивает шанс получить зависимость. Люди, травмируя себя, получают удовлетворение.

Семейные травмы

«Я каждый день резал своё тело начиная с 14 лет, и только в 17 я понял, что это не нужно, — говорит Борис (27 лет). – Я смог остановиться только тогда, когда съехал из дома.

Благодаря долгой работе с психологом я понял, что таким методом я справлялся с чувством отвращения к своей матери. Мать не хотела меня рожать и всегда говорила мне об этом. Для неё я был ошибкой всей жизни.

Я ощущал себя виноватым в том, что испортил ей жизнь».

«Детям, которым мало уделяли внимания и не давали достаточно ласки в первые годы жизни, могут переживать в последующем очень тяжёлые травмы, — рассказывает Елена Вроно. – Дети не могут воспринять своё тело как источник тепла и ласки. Травмируя своё тело, они рушат внешнюю и внутреннюю границу.

Так они пытаются стать ближе к «новому» телу». Раны на открытых местах привлекают внимание как взрослых, так и сверстников. Подростки подают сигналы, чтобы родители их услышали. Если есть такие сигналы, то родителя обязаны что-то предпринять. Быть может, с ребёнком нужно просто поговорить или же стоит обратиться к психологу.

Иногда действия семьи только усиливают страдание детей».

«Чтобы помочь ребёнку некоторые мамы и папы пытаются не баловать и не хвалить своих детей. Будто это может испортить ребёнка, — говорит Инна Хамитова.

– Но дети в независимости от возраста должны получать от родных любовь, поддержку и понимание.

Если мама или папа постоянно критикуют и осуждают сына, дочь, то у ребёнка складывается мнение, что он плохой и недостоин чего-то хорошего. В этом случае телесные повреждения могут быть как наказание за осуждение».

Но, подростки не осознают, то, что они не воспринимают другое мнение. Как утверждает, Анна (16 лет): «Когда я поссорилась с лучшей подругой, она наговорила мне кучу гадостей.

Из-за её слов мне стало так плохо, что от злости расцарапала пальцы до мяса о стену».

В семьях, где присутствует авторитарный режим, когда над ребёнком стоит жёсткий контроль за поведением и эмоциями, как утверждает, Инна Хамитова, «может наблюдаться борьба за власть и справедливость».

Дети такими выходками хотят показать, что их мнение и действия тоже имеют значение. Они как бы говорят родителям, что тоже имеют право на свою жизнь. Подросток думает: «Я отношусь к себе так, как хочу.

И с собой я буду делать то, что хочу». Порезы на открытых местах всегда привлекают внимание и вызывают сомнения и шок. Эти сигналы должны быть услышаны и замечены родителями.

Иначе ребёнок будет продолжать привлекать к себе внимание всякими способами.

Граница риска

Нужно различать проверку на прочность и постоянные самоистязания. Первое напрямую взаимосвязано с познанием «нового» тела. Подросток экспериментирует и познаёт себя.

А вот постоянные попытки нанести себе порезы – это громкий сигнал родителям. В срочном порядке нужно обращаться к специалисту, иначе это может перерасти в большие проблемы.

Очень важно понять, что подросток хочет сказать своими поступками. Быть может, стоит поговорить с ним и всё обсудить.

Что делать?

В этом возрасте дети ищут понимание со стороны взрослых, и одновременно охраняют своё внутреннее пространство. Иногда дети хотят поговорить, но не могут выразить свои чувства и переживания. Поэтому в этот период хорошим собеседником может стать – не мама с папой, а кто-то из родных и близких.

Ребёнку будет легче высказать свои переживания менее близкому человеку. Нужен тот человек, который выслушает, поможет, не отвергнет, — утверждают эксперты. Бывают случаи, когда ребёнок перестаёт травмировать себя после сильного толчка от родителей.

Таким способом отец с матерью дают понять ребёнку, что он переборщил со своими выходками. Нужно заканчивать. Но иногда и этот способ не помогает и постоянное травмирование себя может привести к суицидальному исходу. Поэтому в таких случаях лучше всего обратиться к психологу.

Он поработает с ребёнком и поможет ему разобраться во всём. После сеансов ребёнок поймёт, что причинять себе боль — это не самый лучший выход из ситуации.

Источник: //pressmed.ru/podrostki-prichinyaut-sebe-bol/

Самопорезы и самоповреждения на руках у подростков в практике детского психиатра.Часть 1

Зачем подростки причиняют себе боль

В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, — часто методом проб и ошибок.

Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна.

А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром?

0 3302 31 Марта 2018 в 02:08

В своей практике детского психиатра я часто сталкиваюсь с подростками, у которых при осмотре обнаруживаются самопорезы на руках и следы от самоприжиганий сигаретами и других способов самоповреждения.

Если это мальчики 14-16 лет, то часто они поступают по линии военкомата. Если девочки, значит, самопорезы и самоповреждение у подростка заметили родные или педагоги и забили тревогу. Скорее всего, таких девочек даже больше, чем я вижу на приеме.

В этой статье я расскажу о тех детях, которые скрывают подобные действия. Они понимают, что сделали что-то не то. Носят длинные тугие рукава, чтобы скрыть самопорезы на руках от родных и в школе.

Иногда делают поверх шрама татуировку, чтобы замаскировать самопорезы, самоповреждения и ожоги. Что происходит с такими детьми? Почему они наносят себе самоповреждения?

Почему подростки наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках?

Никто не причиняет себе физического вреда вдруг, ни с чего! Родители часто комментируют это по-своему: «Дурак, потому и сделал/сделала!» Так ли это? Или: «Это от стресса!» От какого такого стресса ребенок будет резать себя добровольно?

Каждый человек стремится получать радость от жизни. Делать те действия, от которых ему хорошо жить. Но в случае с этими детьми так не получается. У них не получается жить в удовольствие!

Из бесед с подростками, которые приходят с самопорезами, самоповреждениями на руках, я понимаю, что это обладатели кожно-звуковой связки векторов. Иногда есть и другие вектора, например зрительный, анальный.

Современные подростки в крупных городах и особенно мегаполисах сложно устроены, часто они полиморфы, обладатели 3-5 векторов, с большим объемом психики, и разобраться в причинах их поведения бывает трудно.

Но с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана это возможно.

Значение подросткового возраста. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль звукового вектора

После подросткового возраста развитие векторов заканчивается, и в дальнейшем человек реализует тот объем психического, что наработал в процессе развития до пубертата. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, — часто методом проб и ошибок.

Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна.

А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром? При этом у них нет информации о себе, о своей психике и они не понимают, что с ними происходит.

Звуковой вектор — это психическая доминанта. Именно звуковой вектор стремится к раскрытию нематериального мира, замысла Мироустройства. Это его главное желание, и когда оно не исполняется, человек испытывает душевное страдание.

Часто оно начинается именно в подростковом возрасте. В этот период происходит много нового для ребенка. Начинается гормональная перестройка организма, появляется желание понравиться противоположному полу, стремление утвердиться в подростковом коллективе, найти свое место.

А тут еще возникает вопрос о смысле жизни.

Если раньше философия, музыка, физика облегчали состояния звуковиков, занимали их ум, то теперь уже нет. Так постепенно начинает нарастать неудовлетворенность в звуковом векторе подростка. Особенно если он рос или растет в неблагоприятной звуковой обстановке — слышит крики и ссоры родителей, нежелательные смыслы в свой адрес.

Подростку со звуковым вектором необходимо напрягать свой абстрактный интеллект, данный ему от природы, но он не знает особенностей своей психики, часто не знает своих способностей. Не понимает, где хочет учиться, — ему все «не то», поэтому поступает в учебное заведение по совету родителей или туда, куда придется.

Может получиться, что прежде отличник, победитель олимпиад по математике и физике, идя наугад, попадает в окружение, где ему не удается применить должным образом врожденные свойства звукового вектора.

И звуковая нехватка в нем растет и растет, придавливая все больше. Про таких детей говорят: «раньше был надеждой школы, но ничего путного из него не выросло, ничего не добился».

В смысле, не смог реализовать себя в социуме из-за страдания в его звуковом векторе, с которым он сам не знает, что делать.

Общаясь в компании сверстников, подросток замечает, что он не такой, как все, как бы не от мира сего. У него не получается жить, как другие (люди без звукового вектора), как бы он ни пытался!

Я часто сталкивалась с подростками, которые в депрессивных состояниях уходили по ночам бродить по городу, по кладбищам. Их искали родители, искала полиция. Им приписывали девиантное поведение и бродяжничество.

Часто они ищут места, где темно, тихо и никого больше нет. Кладбище оказывается одним из таких мест, где только ты и твои мысли о смысле жизни.

«Оставьте меня в покое!» — это желание звукового человека не в самом хорошем состоянии.

Человек со звуковым вектором, который не может наполнить свое стремление к нематериальному в материальном мире досуга и развлечений, даже если в нем есть учеба и подработка, может заболеть настоящей звуковой депрессией. Депрессия у подростков со звуковым вектором — частое явление. Редко кто из родителей и даже самих детей это осознает.

У меня на приеме были всего лишь единичные обращения подростков с жалобами на депрессию и ее симптомы. Чаще всего девочка или мальчик пытаются подражать окружению. Веселиться и жить, как они.

Но не выходит. Ненаполненный звуковой вектор болит нестерпимо так, что не существует большей душевной боли.

И тогда они находят некий выход, временно облегчающий их состояние, — причиняют себе самоповреждения.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Склонность к самоповреждениям и самопорезам встречается у кожно-звуковых подростков, которые подвергались физическим наказаниям в детстве.

Человек с кожным вектором обладает очень нежной кожей с низким болевым порогом. И если, наказывая, его бьют — то он переучивается получать удовольствие не от нежности и ласки, как положено, а от боли.

Меняются биохимические процессы в головном мозге ребенка. Измененный принцип удовольствия бессознательно толкает ребенка вести себя так, чтобы его опять наказали физически.

И хотя ему больно, он будет стремиться к боли именно из-за перестройки системы эндорфинов его организма.

Про таких говорят: «Специально ведет себя так, как будто еще получить хочет!» Именно поэтому в подростковом и уже взрослом возрасте нанесение себе самопорезов и иных самоповреждений, то есть причинение себе физической боли, способствует выделению эндорфинов, гормонов удовольствия, и это становится неким средством для снижения остроты душевной боли, связанной с неудовлетворенным звуковым вектором. Дети пытаются гасить боль души телесно, сами не понимая, зачем они это делают.

Когда это уже навязчивое самоповреждение кожи, психиатром может быть диагностирован синдром самоповреждений или болезнь самоповреждения.

Импульсивно, находясь во власти удушающей звуковой депрессии, в момент отчаянной душевной муки, хуже которой ничего нет, подросток со звуковым вектором наносит себе самопопорезы и самоповреждение на руках, реже ногах, других частях тела. Те, кто курят — тушат о себя сигареты. Тем самым они причиняют боль своему телу, которая на время приглушает боль души. Ведь боль души самая-самая сильная! Временно она уходит. Чтобы потом вернуться вновь.

Именно человек со звуковым вектором разделяет в своем восприятии тело и душу. Тело — это не я. Я — это бесконечная душа.

Душа, не находящая ответа на свои вопросы… Которая болит, мечется, не знает, куда податься… А тело? А кому оно нужно, это тело, все равно скоро умрет — так приходят первые суицидальные мысли.

Может начать развиваться синдром деперсонализации-дереализации и другие симптомы звукового вектора в болезненном состоянии: нежелание общаться, выходить из дома, чрезмерный сон или бессонница, головные боли, отрешенность от всего и так далее.

Роль других векторов в причинах самопорезов и самоповреждений на руках у подростков

Кроме звукового и кожного, подростки могут обладать еще и зрительным вектором, то есть иметь большую эмоциональную амплитуду. И в случае неправильного воспитания в детстве развитие их чувственной сферы затормаживается, такие дети могут вести себя демонстративно, «вскрывать вены», шантажировать суицидом. Но это совсем другой случай, он будет рассмотрен в следующей статье.

Значение эмоциональной связи между родителем и подростком

Замечая самоповреждения на руках подростка, родители часто бывают в шоке и не могут понять, что происходит.

Еще недавно был хороший мальчик или девочка и вдруг превращается не пойми во что! Не слушается, гуляет допоздна, грубит, а тут еще эти самопорезы на руках, странные изменения поведения.

Что делать, если продуктивного диалога с подростком не добиться? Как вернуть доверие подростка?

Важно понять особенности психики вашего ребенка и переходного возраста как такового. Это особенный этап, как для подростка, так и для родителей.

Понимание того, что с ним происходит, позволит наладить доверительный диалог между вами и помочь ему справиться со сложностями.

Даже если ранее с ребенком не было создано качественной эмоциональной связи, то сейчас это можно сделать с помощью тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Ниже лишь небольшая подборка результатов от матерей, прошедших тренинг:

«Почему твой ребенок ищет смысл жизни и при этом режет свою кожу… И ничего не помогало, ни психологи, ни разговоры по душам, ни запреты, ни угрозы, ничего! И только когда я начала познавать себя с помощью СВП, познавать свою дочь, приняла и поняла, произошел перелом, и вот уже 3 месяца ни одного пореза, а шрамы наконец-то зажили!…начала общаться со мной, мы просто разговариваем! а этого не было больше года, она была полностью закрыта, я не могла пробиться к ней, а теперь она идет на контакт. Это чудо!»

Анна Л., менеджер в цветочной фирме Читать полный текст результата

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология», чтобы лучше понимать себя и своего ребенка. Дайте шанс звуковой душе понять себя.

Продолжение следует…

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: //www.YBurlan.ru/biblioteka/samoporezy-i-samopovrezhdenija-na-rukah-u-podrostkov-v-praktike-detskogo-psihiatra-chast-1

Зачем подростки причиняют себе боль

Зачем подростки причиняют себе боль

В возрасте 11-17 лет современные дети нередко начинают причинять себе боль, при этом взрослым кажется, для такого поведения у них нет причин, и родителей это приводит в ужас.

Но на самом деле истинная причина спрятана очень глубоко.

При этом взрослые считают такое проявление эмоций взрослеющего ребенка глупостью, стараются тщательно спрятать такой факт, но на самом деле не стоит откладывать в дальний ящик произошедшее, так как все очень серьезно.

Как и почему подростки причиняют себе боль

Ученые такое поведение называют самоповреждением. Под одним таким понятием понимают множество видов нанесения организму повреждений. В принципе, даже алкоголь и курение можно отнести к нанесению себе вреда, но ниже пойдет разговор о причинении себе физического ущерба в виде травм и ушибов. Причем, в таких случаях подросток, нанося себе боль, не думает о суициде.

Учеными разработаны и доказаны три теории, которые помогают объяснить такое поведение.

1. Серотониновая. Очень часто у многих людей наблюдается недостаток в головном мозге серотонина, который помогает справляться со стрессом и нервными ситуациями. А благодаря причинению физической боли, это вещество начинает вырабатываться в большем объеме. Получается, что улучшается общее самочувствие.

2. Опиатная. Во время физической боли, которая наносится самим себе, в мозге активируется противоболевая система. Во время этого процесса происходит выброс опиатов, являющихся природным обезболивающим.

Поученная эмоциональная боль притупляется, а у некоторых создается ощущение эйфории. Подростки, которые часто наносят себе боль, привыкают к такому состоянию, и начинают нуждаться в нем, как в наркотике.

3. Кортизоловая. Кортизол – это гормон стресса. Чтобы гормон начинал справляться собственными силами со стрессовыми ситуациями, объем гормона должен достичь определенного уровня.При его увеличении организм благодаря веществу начинает бороться со стрессовыми ситуациями.

Причины, провоцирующие самоповреждения

Причин, которые из вне могут спровоцировать желание ребенка наносить себе вред, множество. Среди основных следует выделить следующие моменты:

1. Проблемы в семье. Нередко развод или сложные отношения родителей (например, когда взрослые решают сохранить отношения ради детей) становятся причиной такого поведения подростка.

2. Влияние друзей. Большинство подростков копирует поведение своих сверстников.

3. Большие требования к себе. Некоторое дети, считают .что если они не делают все идеально, то заслуживают наказание.

4. Перенесенное сексуальное насилие.

5. Газеты и прочие СМИ. Нередко в прессе появляются сообщения о том, что какой-то ребенок порезал себе вены, и только после этого его поняли взрослые.

Виды травм, нанесенных себе подростками

Самоповреждения можно разделить на несколько групп и видов.

1. Импульсивное. В таком случае травмы ребенок наносит себе в порыве, вызванном сильными эмоциями. Он не осознает, что делает, его действия необдуманные.

2. Стереотипное. Это нанесение ушибов и травм монотонного характера. Чаще всего такое поведение свойственно людям с теми или иными умственнымирасстройствами, а также страдающим любой формой аутизма.

3. Компульсиное. Человек причиняет себе боль под действием навязчивых мыслей это сделать.

Также насилие над самой можно разделить на несколько групп по типу тяжести и последствий для своегоорганизма.

1. Тяжелая форма, которая имеет явную угрозу для жизни.

2. Средней тяжести. В этом случае требуется обязательная медицинская помощь или лечение.

3. Легкая форма. В таком случае нанесенные травмы не требуют медицинской помощи.

Естественно, не только стрессовые ситуации провоцируют самоповреждение. В большинстве случаев подросток, который стремится нанести тяжелые травмы, страдают психическими заболеваниями. Такие дети требуют обязательного лечения, но даже здоровым детям, что нанесли себе травмы, требуется помощь специалистов.

Почему нужна помощь

Как уже было отмечено, помощь специалистов требуется даже детям, которые без психических заболеваний наносят себе травмы, даже небольшого характера. Существует несколько главных причин, которые явно отображают о необходимости принятия правильного решения.

1. Некоторые подростки могут привыкнуть к ощущениям после самоповреждения. К такому состоянию привыкают, получая удовольствие.

2. Формируется привычка решать проблему через само агрессию. Люди в таком случае агрессируют и только таким способом решают свои проблемы.

3. В период формирования личности негативно скажется на дальнейшемхарактере ребенка.

4. Со временем нанесение себе физической боли станет нормальной реакцией на стресс и человек не сможет адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Почему подростки причиняют себе боль

Иногда, кажется, что подросток причиняет себе боль целенаправленно. Но в большинстве случаев, он даже сам себе не может объяснить, зачем так поступил. В моменты действий у подростков сужается сознание и понимание причин происходящего.

Поэтому если ребенок не может объяснить своим родителям, то не стоит думать, что он скрывает. Он действительно не понимает причины своего поступка. Взрослые часто ищут причину в других, объяснили, что довели до такого состояния.

Это не всегда ответ на вопрос.

Иногда подростки агрессию по отношению к себе проявляют в целях демонстрации. Но в таких случаях повреждения носят легкий демонстративный характер, например, порезы только слегка заметны. Видно, что подросток себя щадит, порезы находятся на видных местах. Подобное поведение направлено на то, чтобы вызывать у окружающих и взрослых чувство вины, открыто манипулируя.

Кто-то считает, что обращать внимание на такое поведение не стоит, но на самом деле это не так. Ведь такое поведение свидетельствует о внутренних проблемах, с которыми ребенок уже попросту не справляется. Если начать играть с таким ребенком в игру, кто сильнее, и не обращают внимание на его состояние, то при следующей попытке что-то доказать, подросток может нанести себе ощутимый вред.

Но очень часто самоповреждения не носят такого демонстративного характера. Подростки прячут свои порезы и травмы, для их нанесения выбирается область тела, что постоянно находится под одеждой.

При обнаружении подобных шрамов, родители должны не пускать на самотек, а плотно заняться состояниемребенка. Лучше всего обратиться за помощью к специалистам.

В некоторых случаях достаточно бесед с психологом или психиатром, а иногда даже требуется прием психотропных препаратов.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5ab8ca12610493b0be1e34a8/5b110287596cf400a9e59a06

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.