< Арт терапия методики - Психолог

Арт терапия методики

Содержание

10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности

Арт терапия методики

Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления.

Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения.

Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.

Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.

Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.

1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите

Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать.

Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга.

Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.

2. Нарисуйте картину и создайте коллаж

Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа.

Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое.

Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

3. Постройте алтарь любимого человека

Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений.

Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты.

Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.

4. Рисуйте в полной темноте

Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу.

Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.

) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.

5. Раскрасьте своё физическое состояние

Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете.

Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии.

Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.

6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация

Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех.

Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную.

Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».

Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила.

Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется.

Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.

7. Позвольте себе

Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки.

Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей.

Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.

8. «Напишите» стихотворение-коллаж

Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем.

Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет.

Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.

9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования

Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.

10. Сделайте коробку прощения

Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения.

Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию.

Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.

По материалам huffingtonpost.com

Источник: //cameralabs.org/7400-10-prostykh-metodov-art-terapii-kak-snyat-stress-povysit-samootsenku-razvit-tvorcheskie-sposobnosti

5 рисуночных техник арт-терапии

Арт терапия методики

Техника применялась в работе с запросами – Понять, что со мной (жизнью) творится.

Пошаговая инструкция.

1. Сделайте на отдельных листах серию рисунков. (Подготовьте листы формата А4 и А3, краски, гуашь, карандаши). Рисуем то, что происходит сейчас, состояние на сегодня. Рисовать в любой последовательности. ~ Моя жизнь, как дорога. ~ Моя жизнь, как река. ~ Моя жизнь, как гора. ~ Моя жизнь, как еда. ~ Моя жизнь, как огонь. ~ Моя жизнь, как игра. 2. Расскажите, что вы нарисовали? Что чувствуете, когда смотрите на свой рисунок? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (реки, горы, еды, огня, игры). Работаем сначала до конца с одним рисунком. Человек может описать так: «Дорога для меня- это путь к цели». А на рисунке изобразил дорогу, как в сказке, с тремя разветвлениями, типа, налево пойдешь, фиг с маслом найдешь. Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни судя по этому рисунку? Варианты ответа: нет у меня никакой цели сейчас, не знаю, куда мне идти, хоть куда пойду, что-нибудь потеряю и т.д. Итак, как соотносится ваше убеждение об образе с вашей жизнью, с тем, что происходит с вами? Или, о чем это в вашей жизни? 3. Посмотрите, сейчас на ваш рисунок? Что чувствуете? Что происходит в теле? Хочется ли что-нибудь закрасить, убрать или дорисовать? Если да, то даем рисунок и клиент вносит желаемые для него изменения. (нужно иметь в наличии белую гуашь). Коррекция происходит в настоящем времени. Обычно после внесения изменений в рисунок, даже небольшой детали, происходит быстрая внутренняя метаморфоза. Клиент закрасил ответвления от дороги, оставив центральную, в перспективе сверху нарисовал дерево и сбоку нарисовал автозаправку и шашлычную. 4. Просим теперь клиента рассказать по рисунку, что такое его жизнь, как дорога (река, гора, еда, огонь, игра)? Например, рассказ может звучать так: «Моя жизнь – это прямая дорога, асфальтированная, не сильно широкая, но и не узкая, движение на ней в обе стороны. Это дорога из одного города в другой. На ней есть места, где можно заправить автомобиль, перекусить и отдохнуть. После этого можно спокойно ехать дальше. Мне нужно туда, где виднеется дерево. Там цель моей поездки. Я его вижу и мне спокойно и радостно, что до него осталось совсем немного. В теле легкость». (Обратите внимание на последовательность исполнения рисунков и на формат бумаги. Что в приоритете, судим по символу. Обращаем внимание на чувства и ощущения в теле во время беседы по рисунку. В принципе, кто знаком с арт-терапевтическими методами, знают, что с этим материалом делать для диагностики). Всем, кто хоть немного имеет представление о символике, будет легко провести это упражнение. Информации об актуальном состоянии предостаточно. Бессознательное просто радостно делится с вами на понятном ему языке. Коррекция происходит на ваших глазах.

Елена Ромашкина

2. РИСУНКИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Назначение и приоритетные цели:

• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса — оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка; • «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; • психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; • содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств; • гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; • развитие креативности. листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции • Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

• Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

• Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов.

В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора. В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы — перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.
Примечание.

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают.

Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ. Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки.

Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала.

Источник: Оксана Роздорская

3. Упражнение для работы с личными границами “КАРТА МОЕЙ ЖИЗНИ”

Инструкция: “Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.

А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад? И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например: Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением” и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.

Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять? А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные) Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них компании… И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве”

Валяева О. “Личные границы. Беречь и охранять”

4. Арт-терапевтическая техника “РИСУНОК В КРУГЕ”

Техника очень хорошо работает на первой консультации, в ситуации сложности формулирования запроса, размытых ожиданий клиента. Для работы необходим набор разнообразных изобразительных материалов: бумага разного формата, карандаши, фломастеры, пастель, акварельные краски, гуашь. 1.

Предлагаем клиенту расслабиться, сконцентрироваться на своих ощущениях здесь и сейчас, и нарисовать на листе круг такого цвета, размера, какой захочется именно в данный момент. 2. Затем – заполнить его рисунком. 3. Далее обсуждаем рисунок, актуализируем мысли, чувства, ощущения. Уточняем: менялось ли состояние в процессе рисования? Хочется ли что-то изменить.

При необходимости – клиент корректирует рисунок – дорисовывает, закрашивает, стирает и т.д. Конечно же, рисунок несет в себе определенную диагностическую информацию. Как и при анализе проективных методик обращаем внимание на размер круга, его размещение на листе, толщину линий, наличие или отсутствие цвета и др.

Однако, терапевтический подход предполагает, прежде всего, не интерпретацию рисунка, а следование за эмоциями и ощущениями клиента. Важно, что он видит, как воспринимает свое произведение. Можно применять рисунок в круге и в групповой работе. Вначале каждый рисует на большом общем листе свой круг, затем совместно заполняется пустое пространство.

Процесс может иметь мощнейший ресурсный эффект, но иногда может спровоцировать выброс негативных эмоций. Наиболее ценно в этой методике – возможность здесь и сейчас проработать ситуацию, скорректировать в нужном направлении.

Ирина Шуликова

5. Техника “КАРТА ЦЕЛЕЙ”

1. Обведите вашу руку на бумаге и получите контур вашей будущей карты. 2. Заполните карту различным ландшафтом: обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д 3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь. 4. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте 5. Пунктиром проложите маршрут, который имеет начало и конец. 6.

Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас. 7. Пропишите условные обозначения – дайте определение своим горам, деревьям, морям… 8. Сопоставьте их с вашими эмоциями, ощущениями, состояниями. Информация, которую раскрывает рисунок: – Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает – В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад.

.. и что для вас это значит? – Если в своём маршруте вы проходите все ландшафты – вы творческая личность, нет – вы исполнитель. – Если вход и выход совпадают – человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше. – Обратите внимание какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели – Вход внизу, выход вверху – человек идёт от практики к теории, и, соответственно, – наоборот.

– Вход слева, выход справа – человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале. – Вход справа, выход слева – развита интуиция, чувство нового. – Поделите на три части по диагонали и по вертикали не страницу, а карту: левая часть – прошлое, центральная часть – настоящее, правая часть – будущее. Верхняя часть – мысли, центральная часть – идеи, планы, нижняя часть – поступки.

Дина Тарасенко

Источник: //toxica666.livejournal.com/212136.html

Арт терапия методики

Арт терапия методики

Арт терапия методики которой широко применяются сегодня для работы с различными расстройствами, является крайне эффективным инструментом.

Даже у действительно тяжёлых пациентов она способна устранить апатию, безынициативность и подавленное состояние, приводя к стойкой ремиссии.

Арт терапия методики и инструменты

Арт-терапия, и это неоднократно доказано на практике, способна заменить медикаментозное лечение с одинаковой эффективностью. Для здорового человека арт-терапия также считается крайне полезной, так как служит для профилактики различных расстройств и повышения общего тонуса.

И если ранее она была уделом лишь профессиональных врачей и использовалась обычно только психотерапевтами и в реабилитационных курсах, сейчас же получила широкое распространение и применение ее методик помогает человеку самостоятельно диагностировать проблемы своего внутреннего состояния, получить глубокое и позитивное «ощущение себя».

Арт-терапия служит тем инструментом, который способен удовлетворить очень глубокую потребность человека – необходимость самоактуализации.

Нет никакого секрета в том, что люди зачастую пренебрегают этой базовой потребностью, что ведёт к хронической неудовлетворённости  своим состоянием, не позволяет достичь счастья, при его внешних признаках – достатке, высоком социальном статусе и прочих атрибутах.

Самые яркие результат арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают люди в подавленном или стрессовом состоянии. Среди прочих психологических методик на этом поле ей нет равных. 

Она заключена в творчестве и во всех его проявлениях. Через творчество человек обходит свою собственную цензуру, которую сам же и установил на какой-то понятийный ряд или ассоциации или на эмоциональную составляющую.

Цензура сознания не может устоять перед образами, хотя отлично фильтрует слова.

И именно в образах, которые рождаются посредством арт-терапии и кроется расшифровка причин хронической неудовлетворённости внешне благополучного человека. 

Самые популярные методики арт терапии сегодня

В направлениях и течениях современной психотерапии довольно сложно разобраться без опытного проводника.  А в количестве разнообразных  методик арт терапии тем более. Однако, в последнее время наиболее востребованы следующие вид терапии.

Песочная терапия

С чем связан стремительный рост популярности этого вида терапии в наши дни? Что такого особенного предлагают специалисты, применяющие в практике песочную терапию, что их занятия стали безумно популярными?

Уже в 20м веке психологи говорили о том, что именно игровой процесс является наилучшим источником развития детей в дошкольном периоде, и только наша фантазия позволяет нам соединять в единое внутренний и внешний мир.

Современные же психологи и психотерапевты все большее внимание стараются уделять  «внутреннему ребенку», живущему в каждом из нас вне зависимости от возраста.

Как Вы понимаете, работать с «внутренним ребенком» лучше используя наиболее близкий ему вид терапии – терапию игрой.

Каждый человек в любом возрасте нуждается в игре, которая помогает ему в полной мере раскрывать весь имеющийся творческий потенциал. Вместе с этим игра позволяет показать и внутренние чувства.

Занятие песочной терапией – это та же игра, к которой специалист должен подготовиться. К приходу пациента должны быть подготовлен контейнер с песком (сухим или влажным), миниатюрные объекты.

Здесь пациент может создавать образы или располагать заготовленные объекты. В творческом порыве Ваш пациент сможет воплотить как сознательные, так и бессознательные накопившиеся  эмоции в этом контейнере.

Несмотря на кажущуюся легкомысленность для неподготовленного человека, метод песочной терапии позволяет познать бессознательное пациента, воплотить ему в физической форме всё умственное и духовное, перекинуть мостик от невербального к вербальному.

В арт терапии методики связанные с работой с песком, по факту, одни из самых действенных. Они позволяют включить активное воображение и при помощи игры узнать многое о пациенте.

Как такое возможно – спросите Вы.

Ответ для профессионала довольно прост: как взрослые, так и дети часто сталкиваются с тем, что не имеют возможности выявить первоисточник своих проблем, боли или возникшего конфликта.

Работа с песком позволяет такому пациенту показать свой внутренний мир, создавая внешние образы. Именно эти образы и расшифровывает специалист, получая в свои руки бессознательный материал.

Песочная терапия похожа на художественную терапию. Она так же позволяет обойти психологическую защиту пациента, так как не подразумевает вербальной коммуникации.

При этом она дает большую свободу, нежели художественная терапия, так как создаваемые символические объекты могут измениться, при этом показав специалисту различные аспекты проблемы. Построенный игровой процесс позволяет пациенту уйти от ощущения зависимости от ситуации.

Теперь уже он сам создает ситуацию. От психолога требуется лишь доверие этому бессознательному мнению пациента, ведь только в этом случае работа будет успешна.

Сегодня метод песочной терапии очень распространен среди психологов по всему миру. Успешно применяют его в разных теоретических ориентациях. Изначально используемая в работе с детьми, в настоящее время песочная терапия активно применяется и в работе со взрослыми. Применяют её и в групповой работе, а также работая с семьей.

Подводя итоги, стоит сказать, что песочная терапия  это не только поднос с песком и водой. Не зря Рут Амманн сравнивала контейнер, наполненный песком, с «садом души». Пространство, организуемое профессионалом – это место для показа внутреннего мира пациента и его психологической жизни.

Именно поднос с песком может стать тем местом, где объединяются в единое целое внутренний и внешний мир как ребенка, так и взрослого с возможностью их развития. Ведь пустое пространство подноса с песком – это место, где пациент имеет возможность не только создания нового мира, но и преобразования уже существующего мира с новым его пониманием.

Основная задача профессионала в этом процессе – обеспечение его полной защиты, а также среды принятия.

Только при соблюдении этих условий Ваш пациент сможет расслабиться, позволив раскрыться своему внутреннему миру, дав право голоса своему внутреннему «Я».

Помимо того, что в процессе работы с песком шаг за шагом создается связь между сознательным тем, что пациент пока не в состоянии осознать, песочная терапия позволяет наладить контакт между самим специалистом и ребенком. 

Предоставляемый в его полное распоряжение поднос с песком становится для ребенка местом встречи и взаимодействия его неосознанных, скрытых глубоко внутри состояний и ощущений.

Выражая свой внутренний голос во внешнем мире, ребенок делает видимым его бессознательный мир, принося во внешний мир свои отношения с самим собой.

  Всё это способствует тому, что пациент становится способен осознать  подавляемое или непонятное прежде.

Наш центр обучения предлагает вам ознакомиться с материалами и методиками арт-терапии, примерить их на себя и сделать их максимально эффективными относительно конкретного вашего случая. Если вас действительно интересует это направление, у нас вы найдёте огромное количество теоретического и практического материала по нему. 

Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: Арт терапия методики

Источник: //or-sun.ru/art-terapiya-metodiki/

Исцеление творчеством: методы арт-терапии и советы психолога

Арт терапия методики

Многие из нас слышали об арт-терапии, но далеко не всегда есть возможность достичь полного понимания этого понятия, того, что оно означает, и тем более – возможностей, которые появляются в зависимости от наших целей.

На самом деле, потенциал арт-терапии способен помочь человеку проявить то, что скрывалось глубоко внутри, за гранями его собственного понимания, стать новым способом самопознания, эмоционального раскрытия, а также поиском ответов на давно беспокоящие вопросы.

Разобраться в теме современной арт-терапии помогла Елена Вознесенская – кандидат психологических наук, президент Всеукраинской общественной организации «Арт-терапевтическая ассоциация».

Что такое современная арт-терапия?

Изначально арт-терапия возникла на стыке искусства, психологии и медицины, поэтому и развитие ее протекает в зависимости от развития этих сфер деятельности человечества. Можно сказать, что арт-терапия постоянно развивается, и в своем развитии следует за развитием искусства.

Так в арт-терапию, например, вошел постмодерн с новыми подходами как к терапии, так и к искусству – инсталляциями, перфомансами, ленд-артом… Арт-терапия – это не явление, это серьезный психотерапевтический подход, который при кажущейся простоте применения очень глубок и дает мощный психотерапевтический эффект.

А основная «концепция» – исцеление с помощью творческого самовыражения – осталась неизменной. Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической помощи, основанный на искусстве и творчестве. Как видим, ключевое слово здесь “арт” – искусство. Когда мы определяем арт-терапию, мы используем понятие “исцеление”.

Арт-терапия – это способ исцеления с помощью искусства. “Исцеление”, в нашем понимании, это достижение целостности – в первую очередь, психической. Оно связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Искусство является психотерапевтическим по своей природе и сущности.

И арт-терапевт целенаправленно использует искусства и творческую деятельность для сопровождения клиента в кризисный период.

Какие возможности предлагает арт-терапия, на что она способна?

Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. В арт-терапии возможно применение любых психологических теорий и моделей. Только языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки.

Арт-терапию можно применить в работе с любой проблемой – с травматическими переживаниями, с тем, о чем невозможно говорить, с психосоматическими заболеваниями, с межнациональными конфликтами, примеры можно приводить очень долго.

Арт-терапией работают с детьми, которые еще не могут выразить словами свои чувства и эмоции, с пожилыми людьми, улучшая качество их жизни, эмоциональный настрой, с пострадавшими, находящимися в состоянии шока.

В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие саморегуляции и т.д.

Навредить арт-терапия не может, хотя может навредить арт-терапевт, если неглубоко понимает особенности применения творческих заданий, материалов, не осознает воздействие творчества.

Суть и польза наиболее распространённых методов арт-терапии

В арт-терапии столько методов, сколько видов искусства: арт-терапия (в узком смысле – использование изобразительного творчества), музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия (использование литературного творчества – сочинение сказок, эссе, хокку и других жанров поэзии)… Не может быть метода, например, мандалатерапии, поскольку для исцеления недостаточно гармонизации состояния с помощью создания мандал, а требуется более широкий контекст осознания себя, своих чувств, потребностей, устремлений, взаимодействия с миром, формирование навыков построения отношений, личностное развитие и психологическая зрелость. Создание мандал (так называемая «мандалотерапия») является, на наш взгляд, лишь одной из методик арт-терапии в узком смысле этого слова – исцеления с помощью создания художественных образов.

Благодаря тому, что в процессе рисования (и вообще создания любых изображений) у нас активно задействуется правое, творческое полушарие мозга, то левое, отвечающее за анализ информации, меньше включается в критику. Поэтому важно именно спонтанное выражение эмоций через процесс творчества.

Нужно просто сосредоточиться на рисовании, не думая о том, каким будет его результат. Так удастся избежать негативных эмоций, переживаний по поводу того, что результат далёк от совершенства.

Освобождённое от внутреннего контроля, подсознание открывает доступ к внутренним ресурсам, что даёт ключ к пониманию себя, а также источнику творчества и новых идей.

Восстановление сил при помощи музыки

Музыка, как мы знаем, влияет на наше внутреннее состояние. Но она способна воздействовать не только на эмоции, но и на тело человека.

Активная музыкотерапия – человек сам участвует в создании музыки (в основном – простыми инструментами, доступными аматору).

Такая терапия применяется чаще всего в группах, где каждый человек играет на своём инструменте, и целью будет налаживание эффективной коммуникации между людьми.

Танец – интеграция тела и эмоций

Танец помогает освобождению из тела эмоций (и позитивных, и негативных), которым человек не давал выхода в повседневной жизни. Оставаясь невыраженными, они влияют на работу тела: создают зажимы, мышечные блоки.

Танцевально-двигательная терапия помогает как предотвращать образование блоков, так и разрушать их.

В процессе человек может почувствовать, что улучшается не только его эмоциональное состояние (например, снижается уровень стресса), но и физическое – в движениях появляется больше свободы, их уже ничего не сковывает. Тело и эмоции приходят к равновесию.

Но групповые занятия с тренером по танцам для этой цели не подойдут – как и во всех других видах арт-терапии, терапию должна сопровождать свобода, а направлять движения может только текущее внутреннее состояние человека. Поэтому, больше спонтанности!

Раскрытие игрового и эмоционального потенциала – драматерапия

Игровая терапия соединяет в себе возможности техник по развитию воображения (например, сочинительство) и двигательных, поскольку участвует и тело.

С её помощью можно обыграть беспокоящую ситуацию и осознать то, что происходит на более глубоких уровнях бессознательного.

При драматерапии полное вовлечение в происходящее, «здесь и сейчас», помогает развивать сосредоточенность; совершенствуются навыки изобретательности, решимости, памяти; появляются ответы на волнующие вопросы, появляется возможность чувствовать себя лучше.

Литературное творчество и сочинительство

Так же, как и драматерапия, терапия литературой способна помочь прожить альтернативные сценарии из прошлого, чтобы избавиться от угнетённого состояния или облегчить его. Или же задействовать воображение для сочинения вариантов событий будущего.

Многие известные практики по раскрытию творческих способностей – это библиотерапия в её активной форме, например, техника “утренние страницы”.

Необходимо полностью отключить голос “внутреннего критика” и писать лишь то, что приходит в голову, при необходимости предварительно задавая вопрос.

Анализ написанного, если целью является генерация новых идей, происходит уже после того, как запись завершена.

Зачастую невозможно отнести ту или иную технологию к определенному виду или форме арт-терапии. В психотерапевтическом пространстве обычно практикуется мультимодальный подход – использование нескольких видов искусств, последовательная работа в нескольких творческих модальностях.

Когда группа создает карту, на которой отражены места событий только что написанной сказки, после чего происходит ее драматизация – к какому виду отнести это занятие: к драматерапии, собственно арт-терапии или все же сказкотерапии? ведь в основу всего легла сочиненная сказка.

Рисунок движений или танец нарисованного персонажа – это арт- или танцевально-двигательная терапия? Соединение разных форм терапии творчеством позволяет максимально мобилизовать творческий потенциал клиентов и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их возможностям и потребностям, и предоставить каждому дополнительные возможности выражения своих чувств и мыслей.

Существуют ли универсальные методы арт-терапии?

Арт-терапия как метод исцеления с помощью творческого самовыражения может быть полезен всем клиентам, с любыми проблемами.

Арт-терапевт выбирает (или создает) конкретную методику или использует какую-то технику для определенного клиента с учетом его запроса, жизненной ситуации. Без арт-терапевта – не будет арт-терапии.

Наверное, единственное, что может использоваться для самоисцеления – это создание мандал. Рисование мандал будет гармонизировать эмоциональное состояние, но не будет арт-терапией без профессионального арт-терапевта.

Может ли человек самостоятельно определить цели и методы проработки с помощью арт-терапии?

Человек приходит на психотерапию уже с запросом, т.е. с определенной целью. Или же определяет эту цель вместе с терапевтом (арт-терапевтом) на первых встречах. Но нельзя определить направление и методику, не будучи специалистом самому. Можно использовать метод «проб» – какой-то метод может не подойти. Но вряд ли человек может это определить сам.

Например, такая распространённая проблема, как нехватка вдохновения, может быть следствием эмоционального выгорания, результатом травмирующего опыта, обусловлено особенностями развития и воспитания. Арт-терапевт не работает с симптомом (и не только), арт-терапевт работает с человеком.

Для использования арт-терапии в психологической практике нужна специальная подготовка.

Арт-терапия лишь внешне легка в применении, это только кажется, что можно дать клиенту тему для рисования и в конце его похвалить. Подготовка арт-терапевта длится не один год.

Он должен иметь знания как из области психологии, так и из творческих специальностей, должен быть творчески развитым и личностно зрелым.

Он должен понимать, как влияет на психику клиента тот или иной материал, почему в одном случае нужно дать акварель, а в другом – пластилин, в одном случае – предложить сочинить сказку, а в другом – “станцевать” свое состояние.

Арт-терапия в своём личном режиме – с чего начать?

Знакомство с арт-терапией можно начать со знакомства с арт-терапевтом. Именно он подберет необходимые методики и техники для такого знакомства. Арт-терапия – это не рукоделие и не «просто порисовать». Арт-терапия – это психотерапевтический метод.

Для улучшения эмоционального самочувствия, развития творческих возможностей, повышения энергии, расширения горизонтов личностного развития подходят любые виды творчества и не только. Кому-то важным оказывается взаимодействие с природой, кому-то – спорт, кому-то живопись, кому-то – общение с друзьями. Каждый человек находит себе занятие, которое его радует, дает ресурс.

Я иногда предлагаю клиентам вести «дневник удовольствий» и каждый день записывать, что порадовало, что доставило удовольствие: аромат кофе утром, красивый закат, неожиданная встреча, ванна с пеной… Каждому – свое.

Самое главное

  1. Искусство является психотерапевтическим по своей природе. Исцеление связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Творчество в любом виде может помочь в проживании и выражении своего внутреннего мира.
  2. Арт-терапия может быть полезна людям с любыми проблемами.

    Арт-практики, кроме того, что помогают решить существующие проблемы, дают возможность лучше познать себя. Сначала происходит постановка задачи, с которой предстоит работать, а затем определяется одна или несколько методик, поскольку универсальной не существует.

  3. Арт-терапия не может навредить.

     «Противопоказанием» к занятиям определёнными арт-терапевтическими практиками может быть принадлежность к творческой профессии. Например, художник будет стремиться создать эстетически привлекательный продукт, а не выразить содержания своего внутреннего конфликта. Только это условное противопоказание – с художником можно петь или танцевать, а с хореографом – сочинять сказки.

  4. Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. Языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки. В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие.
  5. Методики арт-терапии требуют присутствия квалифицированного специалиста.

    Самостоятельную практику позволяет проводить только создание мандалы, которое будет гармонизировать эмоциональное состояние, поможет подключиться к источнику вдохновения, получить ответы на вопросы.

психологиясчастьетворчествоэмоции

Источник: //human-being.space/humeaning/istselenie-tvorchestvom-metody-art-terapii-i-sovety-psihologa

Все методы арт-терапии: что это за направление, какие виды бывают

Арт терапия методики

Арт – терапия представляет собой специализированную форму психиатрии, основанную на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Данное направление было основано в 30-е годы 20 века.

Сперва арт – терапия была создана с целью коррекции эмоционально – личностных проблем у детей, а позже стала использоваться в качестве эффективного средства развития межличностных коммуникаций.

Различные методы арт-терапии помогают людям выявить прошлые и актуальные переживания, которые они не в состоянии по каким – либо причинам изложить в устной форме. цель этого направления помочь в гармонизации развития личности путем формирования способностей самовыражаться и познавать свой внутренний мир.

Методы арт-терапии

Современная арт – терапия содержит в своем арсенале множественные методики. Именно поэтому из всевозможных методов и приемов легко подобрать определенный способ воздействия для каждого отдельного человека.

Существуют две основные методики этого направления развития личности: пассивная и активная. Пассивный подход заключается в потреблении человеком произведений творчества, созданными другими людьми.

Например, клиент может рассматривать созданные кем – то картины, вычитывать произведения различной художественной направленности, слушать музыкальные произведения.

Активный подход к творчеству основывается на создании данных объективных реальностей самостоятельно.

Важно! При активном способе участия в арт – терапевтической программе развития личности эстетическая ценность и красота конечных результатов во внимание не берется и никак не оценивается. Здесь важен сам процесс творческой деятельности, а не его итог.

Работа специалиста в области арт – терапии может строиться на нескольких ее видах. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Музыкотерапия

Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Музыка сама по себе несет множественные терапевтические эффекты и влияет на самочувствие человека.

Выделяют групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей поставленных специалистом. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат.

В некоторых случаях может применяться живое исполнение музыки.

Библиотерапия

С целью специального коррекционного воздействия на человека путем чтения подобранной литературы происходит нормализация и оптимизация его психологического состояния. С помощью книг можно воздействовать на мысли, характер действий и поведение людей. За счет этого происходит решение казалось бы не решимых проблем.

Драмотерапия

Основывается на театральных постановках различной тематической направленности.

Помогают воздействовать на все психические процессы клиента, улучшить память, развить воображение и чувственность, улучшить внимательность и мышление.

Драматические занятия также развивают логику и помогают владеть своим телом, не стесняться своего «я», убирают внутренние зажимы и показывают через игру пути выхода из сложившихся ситуаций.

Справка! Наиболее распространенными методами постановок являются коррекционные постановки для улучшения межличностных взаимоотношений: я и друзья, я и родители, друг и враг, сильный и слабый.

Игротерапия

С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле, как детей, так и взрослых. Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы.

Объекты игры обладают массой полезных свойств, с их помощью можно развить многие скрытые способности.

Происходит это путем того, что в ходе игры есть возможность применить не только тактильные ощущения, но и игрушки можно рассматривать, прослушивать, пообщаться с ними.

Игротерапия используется как в индивидуальной работе с клиентом, так и в групповой. Воздействие в игровой форме помогает не только избавиться от комплексов и побороть индивидуальные барьеры, но и помочь людям решить профессиональные и семейные проблемы.

Изотерапия

Изобразительное творчество, особенно в виде рисования, помогает выходу внутренним конфликтам вовне, позволяет оценить значимость своих чувств и пересмотреть подход к их развитию или угнетению, развивает собственную значимость людям с заниженной самооценкой. Кроме того, изотерапия прекрасно развивает творческий потенциал человека. Основными причинами, по которым специалисты используют изотерапию в своей практике, являются следующие проблемы клиентов:

  • невротические и психосоматические нарушения;
  • проблемы в социальной сфере, не умение найти свое место в социуме;
  • трудности общения в связи с низкой самооценкой;
  • серьезные внутрисемейные конфликты.

При помощи изотерапии замкнутые в общении дети становятся более раскрепощенными, а ребятишки с агрессивными проявлениями в психике становятся более уравновешенными.

В изотерапии самыми распространенными методами считаются:

  1. Рисование на мокрой бумаге. С помощью смешения красок происходит воздействия на образные чувства детей.
  2. Монотипия. Изображение сначала наносится на стекло, которое потом прикладывается к чистому листку бумаги.
  3. Техника раздувания краски. При помощи специальной трубочки полученный на листке бумаге рисунок раздувается. Полученное изображение подлежит изучению и оуенке.

Маскотерапия

Психологическая работа заключается в переводе глубинных комплексов и проблем клиента в неживую материю маски. Лицо является проекцией настроения и состояния психики человека, а также на нем отражаются следы настоящего и прошлого.

Метод основывается на избавлении от привычных и стереотипных ролей, освобождении от ненужных мыслей и догм.

В целом маскотерапия способна воздействовать на поступки человека в дальнейшем и изменить жизнь по тому сценарию, который пожелает сам человек.

Коллаж

Является техническим приемом в изобразительном искусстве. Суть его заключается на формировании на ватмане нужного рисунки или изображения. Для работы используются различные предметы и материалы, которые клеятся на бумагу. Они обязательно должны отличаться друг от друга по цвету и фактуре. Понадобятся также клей, скотч и ножницы.

Справочная информация! В коллажировании можно использовать любые подручные материалы: фантики от конфет, вырезки из газет и прочие материалы.

Коллаж помогает раскрыть все потайные комплексы личности и проработать их с помощью изменения композиции: изменения цвета изображения, добавления к картине каких – либо дополнительных элементов и все что приходит в воображение клиента.

Цветотерапия

Лечение и восстановление психической травмы с помощью цвета. Специалист по цветотерапии производит цветовое воздействие на клиента в зависимости от поставленной задачи.

Каждый оттенок имеет свое лечебное действие.

Например, красно – оранжевый цвет воздействует на биение сердца, увеличивает частоту сердечного ритма и оказывает возбуждающее действие на человека, а темно – синий, наоборот, успокаивает и умиротворяет.

Сказкотерапия

Чтение сказок, былин, мифов и притч развивают у детей образное мышление, прививают им моральные нормы и правила поведения. Хорошо развивается воображение и логика. Разрешение любых проблем и трудностей происходит посредством чтения, разыгрывания ролей, придумывания продолжение сказки. Методика идеально помогает как детям, так и взрослым.

Фототерапия

Помогает развить и гармонизировать личностный потенциал. Работа происходит как с готовыми фотографиями, так и с авторскими снимками.

фототерапии заключается в том, что создается и воспринимается клиентом фотографические образы, которые дополняются в процессе сеанса их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними).

Глинотерапия

Глина позволяет клиенту мягко отреагировать, осознать и переработать печальный опыт своей деятельности. Подходит для тех клиентов, которые по каким – либо причинам затрудняются высказать свою проблему словесно.

Все смешанные чувства и переживания вылепляются из глины в определенную форму, которую легко видоизменить, скорректировать под желаемый образ. Это позволяет быстрее найти решение из сложившейся проблемы, понять методы дельнейших действий.

Лепка помогает человеку раскрыться и понять самого себя, справиться со страхами, агрессией и обидами.

Методы арт-терапии видео и книги

Копытин А.И. — «Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса» (скачать)  methods_art_therapy

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все методы арт-терапии являются замечательным средством воздействия на многие сферы жизни человека.

Методика помогает не только справиться с личными душевными конфликтами, но и позволяет найти решение самой сложной и запутанной ситуации.

Уникальность арт – терапии состоит в многогранности ее воздействия: в процессе сеансов задействованы тактильные, зрительные и слуховые анализаторы.

Статью прочитали: 4 956

Расскажите друзьям:

Источник: //naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/metody-art-terapii-chto-eto-za-napravlenie-kakie-metody-i-vidy-byvayut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.