< Перцептивное общение - Психолог

Перцептивное общение

Перцептивная сторона общения

Перцептивное общение

Может казаться, что в процессе общения люди обмениваются исключительно информацией – один задает вопрос, второй отвечает, и так постоянно.

Однако такое понимание коммуникации в корне неверно и не может быть полным. Для того, чтобы выразить это понятие более объемно, психологи ввели термин «перцептивная сторона общения».

Предлагаем его рассмотреть, опираясь на книгу Галины Михайловны Андреевой «Социальная психология».

Перцептивная сторона общения – это процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Это означает, что люди относятся друг к другу отнюдь не как к источникам информации – имеется еще с десяток факторов, по которым они оценивают собеседника как личность.

Почему же диалог нельзя рассматривать с точки зрения простого обмена информации? Этому есть несколько причин.

Во-первых, диалог нельзя рассматривать лишь как отправление информации одним человеком и прием ее другим, ведь когда человек произносит какую-либо фразу, он в первую очередь (скорее, подсознательно) ориентируется на мотивы, цели и установки собеседника.

В процессе диалога или взаимодействия происходит активный обмен информацией. Ведь люди не просто сухо обмениваются значениями, но при этом стремятся выработать общий смысл. Недостаточно просто принять информацию, ее еще надо осмыслить и понять. В какой-то мере диалог – это совместный процесс выработки понимания или решения.

Во-вторых, два справочных автомата, обмениваясь информацией, не могут повлиять друг на друга, в то время как живые люди – могут. Почти каждая фраза имеет своей целью каким-либо образом воздействовать на собеседника.

Соответственно, эффективность коммуникации определяется тем, насколько удалось это воздействие. В процессе диалога постоянно меняются типы отношений, чего точно не скажешь о справочных автоматах.

В-третьих, собеседники лишь тогда начнут влиять друг на друга, когда оба будут обладать единой системой кодификации и декодификации. Или просто – говорить на одном языке.

Для начала небольшая справка, которая пригодится в дальнейшем понимании: коммуникатор – это человек, отправляющий информацию, реципиент – принимающий ее.

Важно обладать единой системой кодификации и декодификации, как минимум потому, что в процессе разговора реципиент и коммуникатор постоянно меняются местами.

А это возможно лишь в том случае, если знаки и значения единиц информации понятны обоим участникам.

При этом фраза далеко не всегда равна прямому значению слов. К примеру, жена говорит мужу: «Я только что купила несколько лампочек», что тот должен интерпретировать как: «Иди и замени перегоревшие лампочки».

В-четвертых, при общении между людьми могут возникать коммуникативные барьеры. Они могут привести к искажению сообщения, поэтому вы рискуете потратить свое время  из-за того, что неправильно донесли информацию, вызвав путаницу и непонимание.

Примеры коммуникативных барьеров:

  • Использование жаргона: сложные, незнакомые или технические слова и термины.
  • Эмоциональные барьеры и табу. Некоторым людям сложно выразить свои мысли или воспринять их, поскольку определенные темы могут быть запрещены.
  • Отсутствие внимания, интереса или ценности для реципиента.
  • Различия в восприятии и точке зрения.
  • Физические недостатки, такие как проблемы слуха или речи.
  • Физические барьеры для невербального общения: невозможность увидеть и «считать» сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным. Телефонные звонки, текстовые сообщения и другие методы коммуникации, основанные на технологиях, часто менее эффективны, чем общение лицом к лицу.
  • Языковые различия и трудности в понимании незнакомых акцентов.
  • Ожидания и предрассудки, которые могут привести к ложным предположениям и стереотипам. Люди часто слышат то, что хотят услышать, а не то, что им на самом деле говорят, поэтому приходят к неправильным выводам.
  • Культурные различия. Нормы социального взаимодействия в разных культурах сильно разнятся, так же как и выражения эмоций.
  • Различное миропонимание, мировоззрение, мироощущение.
  • Политические, социальные, религиозные и философские различия.

Проблема с коммуникативными барьерами еще и в том, что полностью их избежать не получится. То есть, прежде, чем ваше сообщение усвоится реципиентом, оно пройдет фильтрацию в его сознании на самых разных уровнях.

Как происходит передача сообщения?

Прежде всего, стоит сказать, что информация, которая исходит от собеседника, может быть двух типов:

  • Побудительная: выражается в просьбе, совете, приказе, то есть рассчитана на то, чтобы побудить кого-нибудь к действию. Это побуждение может быть активизацией, когда вы хотите, чтобы собеседник выполнил действие. Или интердикцией – когда вы хотите оградить человека от выполнения нежелательного действия.
  • Констатирующая: такое сообщение косвенно способствует выполнению какого-либо действия, однако не предполагает непосредственного изменения поведения. При этом интенсивность убеждения может сильно варьироваться: от нейтрального до очень эмоционального тона.

Однако так или иначе, коммуникатор использует речь. Она бывает вербальной и невербальной.

Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми без использования слов. Вербальная речь – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков.

Во время диалога коммуникатор кодирует информацию, а реципиент ее декодирует. Весь этот процесс можно пояснить на примере следующей цепочки:

(Коммуникатор): Интенция – Смысл – Кодирование – Текст (сообщение) – Декодирование: раскрытие смысла (Реципиент)

Прежде чем коммуникатор передаст сообщение, ему нужно осознать смысл, который он хочет донести, после чего кодировать эту информацию в словесные и невербальные сигналы.

Но как при этом коммуникатор удостоверится, что его сообщение воспринято правильно? Это случится, когда произойдет смена коммуникативных ролей, то есть коммуникатор станет реципиентом, а реципиент – коммуникатором.

Реципиент становится коммуникатором и при помощи своей речи дает понять, что уловил смысл сообщения. Диалог в этом смысле похож на пинг-понг, то есть смену ролей. Это можно представить следующим образом:

Сообщение коммуникатора – Обратная связь (интерпретация смысла) – Уточнение, дополнение – Приращение информации – Принятие или непринятие приращения – Обратная связь

Таким образом, роли постоянно меняются, чтобы коммуникатор удостоверился в том, что его сообщение собеседник понял правильно.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Как научиться эффективной коммуникации?

Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.

Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

  • Социальное событие.
  • Формальный контакт на работе или в быту.
  • Случайная эпизодическая встреча.
  • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
  • Игра.
  • Расслабленный неформальный диалог.

Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.

Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».

Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.

Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).

Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

Желаем вам удачи!

Источник: //4brain.ru/blog/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Перцептивная сторона общения в психологии

Перцептивное общение

Определение 1

Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, появляющийся при взаимодействии людей на основании естественного общения и проходящий в форме понимания и восприятия человека человеком.

Определение 2

Перцепция ‒ это отображение индивидом на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.

С точки зрения психологии под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого индивида, осознание качеств другой личности.

Восприятие собеседника может совершаться через представление его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.

С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.

Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех заключений, к которым мы приходим, зависит эффективность коммуникации с индивидом. Неверное прочтение личности собеседника может спровоцировать недопонимание, конфликтную ситуацию.

Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.

Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.

Функции социальной перцепции

Определение 3

Социальная перцепция ‒ это сложный процесс, во время которого происходит процесс понимания, оценивания людьми объектов социального окружения (людей, общностей, групп).

Вследствие такого процесса в сознании индивида складываются определенные устойчивые образы.

Рассмотрим кратко основные функции перцепции:

  1. Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Как раз во время социального взаимодействия человек приобретает информацию о самом себе, пищу для рассуждений. Часто восприятие личности собеседника может помочь установить те характерные ему аспекты, которые обретают отзыв в своем сознании. В результате человек обнаруживает собственные скрытые сомнения, потребности, желания,
  2. Познание партнера. Узнать человека, понять его убеждения и взгляды можно исключительно с помощью коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ приобретения правдивой информации о ком-либо.
  3. Организация совместной деятельности. Принятие и понимание субъектами социальных отношений друг друга считается основанием последующего выстраивания совместной деятельности. Отчетливое осознание мотивов, ценностей и установок партнера дает возможность сформировать модель действенного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции лишь увеличивается. Совместная деятельность членов группы делается успешной исключительно в том случае, когда все они способны понять или принять установки друг друга.
  4. Формирование взаимопонимания. В ходе общения люди добиваются взаимопонимания, которое считается консолидирующим условием любых социальных отношений (романтических, семейных, деловых и т.д.).
  5. Становление эмоциональных взаимоотношений. Человек представляется существом эмоциональным, потому любое социальное взаимодействие инициирует у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них складываются определенные отношения на эмоциональном уровне: симпатия, вражда, непризнание, радость и т.д.

Перцептивный компонент

Представленный элемент дает возможность грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника.

На основании приобретенной информации делается заключение об отличительных чертах личности, факторах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы довольно нерезультативными и поверхностными. Человек воспринимал бы лишь «внешнюю картинку» ‒ образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, поведенческие мотивы, скрытые переживания и многое другое могло быть просто не замечено. Как раз благодаря социальной перцепции возникает возможность верного восприятия окружающих объектов, выстраивания успешного взаимодействия с ними.

В полной мере этот элемент имеет место быть, когда человек освобожден от стереотипов, прежде сформированных убеждений и установок. Они препятствуют объективному оцениванию партнера и сформировывают некоторый образ в сознании, который зачастую далек от действительности.

Также важно не торопиться с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки собеседника. Часто люди делают ложные выводы о собеседнике, с которым не было выстроено длительного общения.

Адекватно дать оценку личности человека можно только вследствие получения полной информации о нем, наблюдения за ним в различных ситуациях повседневной жизни.

Замечание 1

Перцептивный компонент дает возможность изменить уже сформировавшееся мнение об индивиде.

Такая возможность отказаться от первичной оценки, возникает вследствие принятия и понимания тех черт собеседника, которые отмечаются у него в данный момент времени.

Характеристика и особенности перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона содержит следующие значительные процессы:

  • восприятие физических характеристик субъекта;
  • оценка невербальных сигналов, которые поступают от оппонента (жесты, мимика, взгляд);
  • восприятие поступающей вербальной информации в ходе беседы;
  • наблюдение за поведенческими проявлениями;
  • составление на основании приобретенных сведений представлений о намерениях, способностях, убеждениях, эмоциях собеседника;
  • формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • формирование эффективного взаимодействия (или отсутствие подобной возможности).

Замечание 2

Чем выше сформированы перцептивные навыки у личности, тем легче ей создавать коммуникационные процессы с другими членами общества, социальными общностями и группами.

Понимание соответствующих особенностей субъектов общения дает возможность эффективно формировать взаимодействие с ними, избегать появления недопонимания, конфликтных ситуаций.

К особенностям данного процесса необходимо отнести существенное влияние на него возрастного, профессионального, полового, эмоционального, психологического факторов.

Итак, перцептивная сторона общения играет большую роль в процессе взаимодействия людей друг с другом. Умение воспринимать внутренний мир собеседника дает возможность определить его убеждения и спрогнозировать поведение.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/perceptivnaya_storona_obscheniya_v_psihologii/

Перцептивная сторона общения – функциональные особенности

Перцептивное общение

Отношения между людьми строятся по-разному: это может быть дружба, сотрудничество, соперничество, но все эти виды предусматривают общение между собой. Общение строится на вербальной и невербальной основе, состоит из трех компонентов: обмена информацией, взаимодействия, восприятия. О важности перцептивной стороны общения, пойдет речь в этой статье.

Понятие перцептивного общения

Слово «перцепция» пришло из латинского языка и означает «восприятие», которое в психологии подразумевает образ человека, формирующийся на основе оценки его другими людьми. От того, какие образы создаются в их сознании, зависит коммуникация.

Термин «перцептивное общение» ориентирован на умение строить контакт. Для этого понадобится не только талант рассказчика, но и умение чувствовать внутреннее состояние других людей, замечать едва уловимые телодвижения, говорящие лучше слов.

Внешние стороны поведения человека — материал для анализа и выстраивания определенного маршрута поведения. Здесь все взаимосвязано. Отслеживая жесты, мимику, интонацию, манеру говорить, собеседники составляют образы друг друга, вникают в мотивы действий. Составив образ, они настраиваются на его волну и стараются понять, какое впечатление производят друг на друга.

Чтобы общение развивалось в благоприятном направлении, важно не допустить ошибки в оценке собеседника и правильно выстроить линию поведения. Гибкость, готовность к изменениям – залог взаимовыгодного диалога.

Цели, задачи и функции

цель перцептивного общения – достижение взаимопонимания партнеров.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • составить содержание межличностного восприятия;
  • содействовать взаимопониманию;
  • обеспечить взаимное влияние собеседников.

Перцептивное общение строится по принципу отражения, что напоминает сценку из детского мультфильма о Крошке Еноте, который наблюдал за своим отражением в воде, оценивал его и делал выводы. Процесс коммуникации предполагает перцепцию следующих элементов:

  • собеседника;
  • самого себя;
  • контекста общения.

Ведя диалог, нужно предполагать, какие чувства вызывают слова, эмоции, выражение лица, интонации у собеседника. Восприятие проходит на социальном и межличностном уровнях общения.

Основная функция перцептивного общения заключается в достижении самого факта коммуникации, установлении взаимопонимания. Способность расположить к себе собеседника, понять его внутренний мир помогает внести гармонию в личную жизнь, правильно выстраивать отношения в деловой сфере.

Ошибки первого впечатления

К первой встрече люди готовятся особенно тщательно: от этого зависит, насколько продолжительным будет общение. При знакомстве сначала обращают внимание на внешность, потом на умение говорить.

Оценка внешности формировалась в человеке веками, но играет важную роль только на первых порах, «провожают» все-таки по уму. Основываясь только на внешней оценке, легко ошибиться, приписать партнеру несвойственные ему качества и неправильно построить коммуникативный контакт. Такое восприятие психологи считают искаженным, адекватное – вполне соответствует действительности.

На отражение другого человека влияют индивидуальные особенности личности, недостаточно развитые навыки общения, неумение замечать невербальные, телесные сигналы. Далеко не каждый после первого контакта в состоянии точно вспомнить рост, черты лица, одежду, голос, жесты собеседника, но то впечатление, которое испытал человек при знакомстве, запоминается надолго.

Личные качества субъекта влияют на его восприятие: одни замечают физические черты, другие обращают внимание на качества характера. Первое впечатление во многом зависит и от того, соответствует ли объект имеющемуся у субъекта идеалу красоты. Один и тот же человек вызывает симпатию и антипатию у разных людей.

На формирование первоначального мнения влияют установки и стереотипы. Если перед знакомством было сказано, что человек во всем ищет выгоду, то все его слова будут толковаться с этой точки зрения. Если есть мнение, что только аккуратные люди имеют высокий уровень интеллекта, то человека в грязных ботинках трудно будет воспринимать как интеллектуала.

Так проявляется эффект первого впечатления, когда все последующие исключаются. Его разрушает предупреждение не доверять первым ощущениям, так называемый эффект новизны. Дав себе однажды слово не решать ничего после первой встречи, человек начинает искать новые привлекательные черты в партнере.

Эффект края позволяет лучше запомнить все, что было в начале и в конце. Эффект ореола появляется, когда созданный образ мешает видеть реальные черты. Благодаря эффекту проецирования, субъект переносит свои качества на объект.

Когда не хватает информации о человеке, начинают делать свои предположения, приписывать ему чувства, мотивы, мысли на свое усмотрение. Такое явление получило название каузальной атрибуции.

При личностной атрибуции причины поступков приписываются тем, кто их совершил, при объективной – тому на кого направлено действие, при обстоятельственной – обстоятельствам. Себе субъект обычно приписывает заслуги, а в неудачах винит других и сложившиеся обстоятельства.

Первое впечатление может быть ошибочным, настоящую оценку личности дают только в ходе межличностного взаимодействия.

Механизмы социальной перцепции

Восприятие основывается на разных психологических механизмах.

В межгрупповом общении действуют такие механизмы, как превосходство, привлекательность. Для определения превосходства используют внешность, поведение, социальный статус. К внешним критериям относятся физические характеристики, одежда, вкус, аксессуары, машина, дом.

Особенности поведения раскрываются в действиях, поступках, эмоциональных реакциях, тембре голоса. Должность, дорогая машина, большой дом, уверенный голос, манеры выглядят привлекательно и вызывают уважение. При близком знакомстве эти качества могут потерять значимость, если человек внутренне непорядочен.

Для межличностного общения характерны идентификация, рефлексия, эмпатия, аттракция.

В процесс коммуникации включается по меньшей мере два активных субъекта. Сопоставление себя и другого участника диалога идет с двух сторон, что подразумевает идентификацию и рефлексию. Идентификация реализуется через рассуждение и сопереживание. Рефлексия достигается, когда приходит осознание того, что субъект понят другим участником диалога.

Механизм эмпатии – это правильное представление того, что происходит в душе другого человека, эмоциональный отклик на его чувства. Сопереживание и сочувствие заставляет смотреть на вещи со стороны партнера.

Аттракция – это умение нравиться, вызывать взаимную симпатию, что является ключевым фактором отношений. Она обуславливается эмоциональным состоянием: переживающий положительные эмоции, относится к окружающим доброжелательно.

Пространственная близость, потребность в признании способствуют взаимной симпатии. Физическая привлекательность при близком контакте проигрывает внутренней красоте. Аттракция проявляется, когда речь идет о любви и дружбе.

При общении людей из разных социальных слоев возникают противоречия, которые мешают решению общих задач. Владение механизмами перцептивного общения открывает многие двери. Оно позволит предсказать поведение собеседника, разработать стратегию своего поведения с разными людьми, чтобы достичь цели.

Источник: //logoprav.ru/o-rechi/perceptivnaya-storona-obshcheniya

Диагностика способности к общению

Перцептивное общение

При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Это более широкое понятие, чем понятие «межличностная перцепция». В последнем случае термин-понятие «социальная перцепция» сужается, отождествляется с межличностным восприятием. В данной работе за основу принято это, более узкое значение понятия о перцептивной стороне общения.

Выдающиеся отечественные психологи Б. Г. Ананьев и В. Н. Мя-сищев в своих трудах, посвященных познанию людьми друг друга, четко выделили три компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения:

1) познание людьми друг друга;

2) эмоциональное отношение их друг к другу;

3) взаимопонимание партнеров по общению.

Развитие этих теоретических позиций по проблемам общения продолжено их учениками и последователями (А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, А. В. Петровский и др.).

Таким образом, при взаимодействии в совместной деятельности важно взаимопонимание, т. е. восприятие человека человеком и изучение особенностей межличностной перцепции. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную регулятивную роль в общении.

На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому.

Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. Кроме того, в расчет должно быть принято и третье измерение «Я» (Я++), т. е.

то, каким вас видит партнер по общению (см. п. «Психологическая структура общения).

Следует подчеркнуть существенную разницу между познанием мира, природы и познанием человека человеком. Если познание природы происходит на основе чувственного отражения объективного мира и рационального мышления индивида (т. е.

субъекта познания), то познание и понимание людьми друг друга происходит на основе взаимопонимания, предполагает понимание целей, мотивов, установок партнеров по взаимодействию. Более того, это взаимопонимание может качественно изменяться.

Скажем, если цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию поняты, но не восприняты к тому, чтобы действовать сообразно этим целям, мотивам, установкам (субъект взаимопонимания имеет, например, другие установки, другие цели, другие мотивы), то это – одно.

И совсем другое дело, когда цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию не только поняты, но и восприняты и принимаются для себя. В этом случае согласуются действия, проявляются симпатии, возникает любовь…

В обыденной жизни люди зачастую не знают действительных причин поведения партнеров по общению и начинают приписывать друг другу причины поведения, основываясь на сходстве поведения воспринимаемого лица с поведением другого индивида, либо на основе собственных мотивов поведения, которые могут возникнуть или которые возникали в прошлом в аналогичных ситуациях.

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому.

Здесь значимый другой – это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению.

При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е.

уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним.

Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником.

Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). Ивтомивдру-гом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека).

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.

Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации).

Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств.

Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению.

Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция – это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, Г. М. Андреева сделала вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия [7, с. 426].

Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих.

В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева [12].

Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый.

После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д.

Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект) – это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону.

В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются.

Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.[2]

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стерео-типизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип – это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителяъ тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г. М. Андреева, может привести к двум различным следствиям [7, с. 129].

С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры – педанты», «все учителя – на-зидатели».

С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов – от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция – это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

* * *

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориен-таций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п.

В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности.

В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т – начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности.

Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности.

Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или загородом.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии.

В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Источник: //bookap.info/popular/batarshev_diagnostika_sposobnosti_k_obshcheniyu/gl7.shtm

Что включает в себя перцептивная сторона общения

Перцептивное общение

Перцептивная сторона общения – это форма диалога, которая подразумевает создание полного взаимопонимания между собеседниками.

Этого говорит о том, что человек должен понимать цели, мотивы и установки своего собеседника, разделять их и принимать его мировоззрение.

Подобное взаимодействие приводит к построению правильных межличностных отношений, в основе которых является восприятие одной личности другим индивидом. Давайте ознакомимся с функциями перцептивной стороны общения более подробно.

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.)

Функции и предназначение

Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

  • создает почву для восприятия чужой личности;
  • благотворно влияет на создание взаимопонимания;
  • в некоторой степени способствуют влиянию собеседников друг на друга.

Данные функции основываются на работе определенных психических установок. К таким установкам специалисты относят эмпатию, аттракцию и идентификацию. Эти механизмы отвечают за познание и понимание окружающих людей.

Помимо этого, в общении используется механизм рефлексии, который можно охарактеризовать как познание собственной личности при помощи создания коммуникативных связей.

Последним инструментом является казуальная атрибуция, в задачу которой входит создание прогноза поведения собеседника на основе его модели ведения разговора.

Перцептивная сторона общения включает в себя каждый из вышеперечисленных инструментов восприятия окружающих людей. Давайте более подробно ознакомимся с каждым из этих инструментов.

Характеристика механизмов перцепции:

  1. Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором мнение о внутреннем мире человека основывается на своеобразной попытке представить себя на месте партнера.
  2. Аттракция – механизм познания человека, подразумевающий привлечение. Определенное отношение к оппоненту строится на возникновении устойчивых позитивных чувств.
  3. Эмпатия – механизм эмоционального и чувственного сопереживания к окружающим людям.

Понимание чувств, мотивов и желаний окружающих, тесно взаимосвязано с вышеперечисленными механизмами. Следует отметить, что перцептивная сторона общения также связана с такими механизмами, как казуальная атрибуция и рефлексия.

Казуальная атрибуция – способ интерпретации эмоций и действий окружающих, при наличии желания определить мотивы выбранной ими поведенческой модели. Рефлексия относится к инструментам самопознания собственной личности при помощи создания коммуникативных связей.

Данный механизм подразумевает представление своей личности так, как её воспринимает партнер.

Восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира

Во время проведения исследований, связанных с перцептивной стороной общения, ученые выявили интересный факт.

Подавляющее большинство людей имеют склонность приписывать себе коллективные достижения. А неудачи в различных сферах, оправдывают обстоятельствами или возлагают на других людей.

Также интересен тот факт, что люди, отрицательно настроенные в отношении своего оппонента, также воспринимаются последними, в негативном свете.

Каждый человек воспринимает окружающих на основе собственного «первого впечатления», которое может являться ошибочным.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.