< Условия общения - Психолог

Условия общения

Содержание

Условия конструктивного общения | Психология Жизни

Условия общения

Даже в самых крепких и гармоничных отношениях бывают периоды, когда партнеры не понимают друг друга.

В порыве эмоций люди склонны преувеличивать проблемы, поэтому даже небольшое раздражение и недовольство способны спровоцировать серьезный конфликт.

И здесь важно, чтобы оба партнера не замыкались на своих переживаниях, а стремились решать проблему конструктивно посредством правильной коммуникации.

Общение без преувеличения можно назвать фундаментом любых отношений, будь то деловая, дружеская или любовная связь. Тем не менее людям не всегда удается найти общий язык, даже если они очень любят друг друга.

Порой бывает трудно выразить чувства словами или сконцентрироваться на том, что говорит партнер. Обиженное молчание или словесная перепалка только усугубляют конфликт и отдаляют любящих людей друг от друга.

Самые распространенные ошибки в общении, способные испортить или даже разрушить отношения: угрозы, излишняя критичность, стремление подавить оппонента, нежелание слышать собеседника, неумение четко выражать свою позицию.

К счастью, навыки общения можно развить, как и любые другие умения. Просто следуйте этим проверенным советам и почувствуйте, как ваши отношения с партнером становятся теплее и доверительные.

Секрет гармоничного и продуктивного общения заключается не в том, чтобы всячески избегать споров, а в том, чтобы в каждой конфликтной ситуации стремиться лучше понять партнера, его эмоции и переживания.

Снять напряжение и направить разговор в позитивное русло поможет приятная расслабляющая обстановка.

Приготовьте романтический ужин, наберите ароматную ванну или просто прогуляйтесь вдвоём по парку и обсудите волнующие вас моменты.

Не забывайте о важности тактильного контакта. Речь идет не о сексе, а о нежных прикосновениях и поцелуях.

Подобные проявления чувств посылают партнеру сигнал: «Я рядом», демонстрируют, что он по-прежнему любим, о нем хотят заботиться и находиться рядом. Другой хороший вариант — совместные занятия спортом.

По мнению психологов, язык тела играет в отношениях не меньшую роль, чем вербальное общение.

Стили разрешения конфликтов

Возможно, стоит проверить это, задав друг другу ряд прямых вопросов, позволяющих лучше узнать друг друга. Не стоит ожидать, что ваш партнер чувствует то же, что и вы, в каждой отдельно взятой ситуации.

Очень важно прийти к согласию в ключевых вопросах, которые часто становятся камнем преткновения: работа, семейный бюджет, воспитание детей, проведение досуга.

Правильнее всего установить определенные договоренности и четко обозначить круг обязанностей и задач для каждого из вас.

Если вы чувствуете, что в ходе диалога атмосфера накаляется и вы уже готовы опуститься до упреков и оскорблений, воспользуйтесь следующим методом: попробуйте выражать свои эмоции посредством «я-утверждений».

Например, вместо «Ты выводишь меня из себя» скажите: «Я чувствую себя расстроенным (ой)». Это позволит вам открыто выразить свои эмоции, не обвиняя при этом партнера.

И ему (ей) вряд ли захочется отчаянно защищаться, давая агрессивную реакцию в ответ на ваши упреки.

К тому же с помощью такой тактики гораздо проще вернуться к сути спора, а не истязать друг друга бессмысленным эмоциональным противостоянием.

Однако применение такого подхода возможно лишь в том случае, если вы четко понимаете собственные мысли и переживания. Вы должны уметь осознавать, принимать и быть готовым выражать их открыто. У каждого человека свой стиль решения конфликтов.

Один стремится убежать от проблем, замалчивая их, другой всегда готов уступить, а третий – обвиняет во всем оппонента.

Если вы знаете, какой стиль характерен для вашего партнера и какова ваша манера решения конфликтов, вам будет проще выработать оптимальную стратегию.

Даже если спор достиг точки кипения, постарайтесь оставаться спокойным и не забывайте, что ваша цель — конструктивное решение проблемы. Продемонстрируйте уважение к оппоненту, выслушав его точку зрения. Затем поделитесь своим мнением и постарайтесь вместе найти компромисс. Внимательно слушайте партнера, выражайте участие, избегайте оскорблений и упреков.

Восприятие критики

Постарайтесь воспринимать критику не как намерение вас задеть или унизить, а как полезную информацию, с помощью которой вы сможете скорректировать свое поведение в будущем. Разумеется, этот совет актуален, если вы понимаете, что критика со стороны партнера обоснована.

Если, несмотря на ваше самообладание и готовность идти навстречу, вы видите, что партнер уже не контролирует эмоции и не желает слушать ваши аргументы, попросите таймаут, чтобы остыть, обдумать все и продолжить разговор позже.

Секрет счастливых пар заключается в том, чтобы учиться терпеть и прощать недостатки друг друга. Пресловутых «идеальных отношений» не существует, как и не существует двух идеально подходящих друг другу людей.

Специалисты по семейным отношениям единогласно призывают учиться принимать другого человека через сострадание и сопереживание. Только так можно увидеть истинные, подчас глубоко скрытые, причины поведения партнера.

Возможно, человек дает отрицательную реакцию лишь потому, что чувствует себя нелюбимым, отвергнутым или разочарованным.

Недостаточно изучить навыки и техники общения в теории. Вы должны научиться применять их на практике постоянно, так, чтобы это стало вашей второй натурой. Скорее всего, будет довольно сложно поменять привычки, формировавшиеся на протяжении всей жизни. Однако достижение гармонии и взаимопонимания в отношениях того стоит.

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему.

Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа “Да, согласна(сен)” или “Нет, не согласна(сен)”. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда – о вечном союзе.

А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала.

Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать хорошего психолога

Может ли психолог помочь за один час

Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

В чем заключается работа психолога

Семейные конфликты и пути их разрешения

Жизненный сценарий в семейной психологии

Сколько нужно консультаций психолога

Как понять чего я хочу

Источник: //psy-ask.ru/usloviya-konstruktivnogo-obscheniya.html

Зачем человеку общение, или функции общения

Условия общения

Без общения немыслима сама жизнь человека. Через общение мы познаем друг друга и себя, продвигаемся в работе и развиваем любовные отношения, находим друзей. Что такое общение с позиции психологии, каковы его этапы, структура, условия и функции? Давайте разберемся.

Общение с позиции психологии

Что такое общение с позиции психологии? Единой теории нет:

  • Одни ученые утверждают, что это самостоятельная деятельность.
  • Другие исследователи говорят о том, что это средство достижения (организации) какой-либо деятельности, например, трудовой.

Так или иначе, общение – это взаимодействие двух или более людей (групп). В широком смысле под общением подразумевается не только личный контакт двух людей, но и взаимодействие по средствам коммуникаций, в том числе массовых.

Иногда в общении возникают барьеры и другие неудачи. О них и о том, как их преодолеть читайте в статье «Как научиться общаться с людьми».

Роль общения

С помощью общения люди:

  • обмениваются информацией, представлениями, идеями, интересами, настроениями и даже чертами характера;
  • усваивают общественный опыт, что позволяет расширять личный опыт.

Общение создает чувство единства и важно для выполнения общих задач. Для отдельного человека оно полезно тем, что развивает чувство:

  • соперничества,
  • сопереживания,
  • содействия,
  • сочувствия,
  • другого «со-».

Условия общения

К условиям благоприятного общения относится:

  • потребность в обмене информацией;
  • единая стратегия взаимодействия;
  • восприятие и понимание партнера по общению.

Этапы общения

Общение осуществляется в несколько этапов:

ЭтапОписание
Потребность в общенииОдному человеку необходимо поделиться информацией или получить ее, повлиять на собеседника. От чего он вступает в контакт.
Установление контактаОпределение настроения партнера, помощь в настройке к общению.
Ориентация в ситуацииВовлечение партнера в разговор, определение его самооценки, распределение ролей.
Планирование содержанияПодбор информации.
Выбор средствПодбор фраз, жестов, поведения.
Обсуждение проблемыВыслушивание партнера и его убеждений.
Восприятие и оценка ответной реакцииПо средствам обратной связи (вербальная и невербальная информация, чувства партнера) осуществляется контроль общения.
ВыходПодведение итогов: была ли решена проблема, получили ли партнеры преставление о противоположных точках зрения.
Анализ, корректировка стиля или методовЕсли результат не устраивает инициатора общения, то он либо возвращается на другой этап, либо прекращает общение.

Таблица: этапы общения (по Р. В. Козьякову)

Структура общения

В структуру общения входит:

  • само содержание, то есть та информация, которую люди передают (знания, умения, опыт, навыки);
  • цель, то есть потребности, обусловившие начало контакта (познавательные, социальные, культурные, творческие, эстетические, нравственные и другие);
  • средства передачи информации (кодирование, переработка, расшифровка, передача на носителе, речь).

Мы посылаем информацию не только устной и письменной речью (в том числе рисунками, чертежами), но и с помощью тактильных контактов (рукопожатие, поцелуй, объятие), ощущений (наблюдение за движениями или речью человека на расстоянии, в том числе звуками, например, вдохами), технических средств коммуникации.

Функции общения

Общение – важная для социализации, то есть вхождения в общество, деятельность. Она выполняет следующие функции:

Контактная

Поддержание связи, возможность получать и передавать информацию о себе.

Информационная

Обмен актуальными новостями мирового значения.

Побудительная

Направление на выполнение какой-либо деятельности («А давай сходим…»).

Координационная

Проговаривание деталей общего дела, например, времени и даты, обязанностей каждой стороны.

Эмотивная

Стимулирование определенных чувств и эмоций у партнера.

Функция понимания

Адекватное восприятие смысла общения, состояния и намерений партнера.

Функция влияния

Смена поведения и мыслей партнера по общению (или ваших).

Функция отношения

Определение и подтверждение своего статуса, роли и функций в этом конкретном взаимодействии.

Таким образом, общение может быть информационно-коммуникативным (просвещение), регулятивно-коммуникативным (коррекция) и аффективно-коммуникативным (профилактика, призыв к действиям, чувствам).

Виды общения

Общение можно классифицировать по ряду признаков.

Материальное

Обмен продуктами деятельности (в том числе ритуальные приветствия).

Кондиционное

Обмен состояниями, эмоциями, чувствами.

Мотивационное

Обмен интересами, побуждениями и мотивами.

Деятельностное

Обмен умениями и навыками, инструкциями.

Биологическое

Контакты для поддержания биологического развития организма. Сюда, например, можно отнести секс, еду, медицину.

Социальное

Контакты для поддержания личностного развития. Сюда относится обучение, общение по интересам.

Непосредственное

По средствам природных данных: тело, голос, отдельные части тела и тактильный контакт.

Опосредованное

По средствам одежды, макияжа или другой внешней атрибутики.

По контакту

  1. Прямое, то есть непосредственно с оппонентом.
  2. Косвенное. Через посредников.

По каналу коммуникации

  1. Вербальное, то есть посредством речи.
  2. Невербальное, то есть с помощью мимики и жестов.

Формальное

Не имеют значения личностные характеристики партнера, свои эмоции и чувства скрываются за стандартными фразами и жестами.

Формально-ролевое

Формальное общение, определенное строгими рамками социальной роли.

Примитивистское

Общение устанавливается только с выгодными людьми. Когда выгода получена, то контакт прекращается.

Деловое

Результат деятельности и содержание информации важнее личностных характеристик участников взаимодействия.

Имиджевое

Попытки описать мировоззрение и реакции оппонента исходя из представлений о нем.

Манипуляторское

Достижение своего преимущества за счет грамотного управления ситуацией и качествами партнера.

Светское

Заключается в выражении одобряемых в конкретном обществе чувств и мыслей, а не своих реальных ощущений.

Каждый вид общения требует индивидуального подхода. Собственно, даже общение с одним и тем же человеком, но в разных ситуациях требует наличия разных умений у человека. Общение — проводник, путеводитель в мире перехода человека от индивида к личности.

Источник: //psychologist.tips/749-zachem-cheloveku-obshhenie-ili-funktsii-obshheniya.html

Психологические условия эффективного общения

Условия общения

В социальной психологии под рефлексией понимают осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, как он выглядит со стороны, в глазах окружающих. Рефлексия, во-первых представляет собой особое свойство человеческого интеллекта, заключающееся в понимании хода мыслей другого лица или группы лиц.

Оно довольно наглядно проявляется через такие выражения, как: «Я сразу понял, чего он хочет», «Мне было не трудно догадаться, что он думает обо мне» и т. п. Во-вторых, рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства и способы общения не соответствуют ситуации.

При этом формируется критическое отношение к собственному поведению и делается вывод о необходимости его изменения.

Отсутствие рефлексии, неразвитость чисто логических средств понимания являются большим недостатком. Механизм рефлексии – понимание другого посредством рационального проникновения во внутренний мир человека.

Одна из составляющих рефлексии -способность точно осознавать, как было воспринято сказанное слово и воспринято ли оно вообще. Вот почему, обмениваясь информацией, важно не только, что сообщается, но и как это осуществляется.

Рефлексия как механизм взаимопонимания в процессе общения требует ясности и четкости в мыслях, доходчивости и понятности в сообщаемой информации. Следует помнить, что за словами стоят значения и смыслы.

Значение – содержательная сторона слова как знака. Каждое слово несет в себе закрепленный за ним признак предмета или явления.

Смысл — значение слова, преломленное через призму индивидуального практического опыта.

Для того, чтобы достичь взаимопонимания, надо пользоваться доступным языком, традиционно сложившейся экспрессией. Цель каждого из партнеров в данном случае такова: собеседник должен вложить в слова такой же смысл, какой вкладывает человек, их произносящий.

Мартин Идеи, герой одноименного романа Дж. Лондона, говорил своей возлюбленной: «Это огромная задача – суметь воплотить свои мысли и чувства в слова и… сказать эти слова так, чтобы слушатель понял их, чтобы в нем они снова перевоплотились в те же мысли и те же чувства. Это задача, которая ни с чем не может сравниться».

Мартин Идеи верно подметил, что смысл речи, как искусства, состоит именно в том, чтобы мысли и чувства, которые она несет, сделать мыслями и чувствами слушателей. Для этого необходимо, чтобы речь была логичной, доходчивой, эмоциональной и выразительной.

К сожалению, не только в обыденной жизни, но и в деловом мире далеко не каждый задумывается над качеством своей речи. И очень немногие в ходе беседы и после ее окончания осуществляют рефлексию.

Как я воспринят другим? Правильно ли я понят? Что думает обо мне собеседник? Что он подразумевал, когда сказал то-то и то-то? Эти и другие вопросы составляют важное звено рефлексии. Без них невозможна обратная связь, а следовательно, и коррекция собственных ошибок общения.

Рефлексия делает человека неисчерпаемым для партнера, всегда новым и интересным для собеседника.

Если эмпатия наделяет личность добротой, чуткостью, внимательностью, то рефлексия делает ее умной, изобретательной, неповторимой.

Самое же главное — рефлексия способствует пониманию друг друга тех, кто участвует в общении. Она является важной характерной чертой профессионального мышления руководителя.

В тех случаях, когда взаимопонимание отсутствует, происходит, с одной стороны, искажение смысла информации, а с другой, — повышение эффективности (возбуждения) общающихся. Аффективность же усугубляет непонимание на речевом и эмоциональном уровне.

В самом общем виде можно сказать, что понимание другого человека тесно связано с уровнем самосознания личности.

Подобная связь носит двоякий характер: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке. С другой стороны, чем более полно в общении раскрывается другой человек, т.е.

чем больше характеристик и в более полном объеме он демонстрирует, тем полнее становится и его представление о самом себе.

В том образе, который возникает у человека при общении с другим, в степени глубины разносторонности понимания им других людей всегда проявляется уровень развития самой личности. Здесь особо важны все стороны личности, обусловленные как принадлежностью к определенным социальным группам, так и прошлым опытом общения.

                                          8. Психологические условия эффективного общения

Что, казалось бы, может быть проще и доступнее человеческого общения? Того самого общения, с которым каждый из нас постоянно сталкивается и в качестве свидетеля, и в качестве участника? Общение, которое связывает нас с миром людей близких и далеких, знакомых и незнакомых, сходных и непохожих? Общения, которое может стать источником и самых больших радостей, и самых больших огорчений?

Даже самый поверхностный жизненный опыт и элементарный здравый смысл сви-

детельствуют, что не так уж просто человеческое общение, не так уж открыт, доступен и понятен для нас другой человек. Едва ли случайным в этой связи выступает пристальный интерес ученых, публицистов, писателей, деятелей искусства к проблемам трудностей и «барьеров» в общении, к явлениям пристрастности, иллюзий и ошибок в понимании человека человеком.

Среди специалистов бытует разное мнение о том, что такое эффективное общение. Некоторые считают, что эффективным будет такое общение, которое способствует достижению целей с оптимальным расходованием ресурсов.

Другие утверждают, что общение может быть эффективным лишь тогда, когда между партнерами имеется взаимопонимание и налицо взаимная удовлетворенность результатами взаимодействия.

Третьи исходят из того, что эффективность общения связывают со степенью решения той или иной проблемы.

В каждом подходе есть «своя правда» уже потому, что сам процесс общения многолик, весьма разнообразен. Для сравнения приведем два примера: а) общение двух подруг, встретившихся на улице и разговаривающих несколько минут; б) общение руководителя фирмы на переговорах с представителем другой фирмы.

Естественно, что критерии эффективности общения в каждом примере будут различны: в первом случае можно ограничиться достигнутым взаимопониманием и эмоциональной удовлетворенностью от встречи, а во втором случае, на наш взгляд.

, в качестве критериев эффективности должны выступать и степень реализации поставленных целей, и уровень решения проблемы переговоров, и удовлетворенность (причем взаимная!) результатами.

При рассмотрении психологических условий эффективности общения в качестве определения взято следующее: эффективным следует считать такое деловое общение, которое обеспечивает решение определенной проблемы путем достижения взаимопонимания между партнерами и улучшает (хотя бы не ухудшает) отношения между ними.

Эффективность общения определяется многими факторами, в том числе и такими, как время и место общения, внешние обстоятельства (к примеру, разговор мастера с рабочим в мартеновском цехе или дружеская беседа на мягком диване дома) и др.

В настоящем параграфе речь пойдет о психологических факторах, влияющих на эффективность общения и определяющих ее, о тех психологических условиях, которые в большей степени предопределяют успех деловой встречи и житейского разговора.

Психологические условия эффективности общения:

  1. установление зрительного и психологического контакта
  2. искусство слушать собеседника
  3. оказание знаков внимания партнеру по общению
  4. демонстрация уважительного отношения
  5. овладение средствами невербальной связи

Полезных советы в общении:

1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.

2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

3. Мы часто обижаемся на людей или недовольны ими, потому что ” они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их видеть.

4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.

5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оцени вая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть со всеми его достоинствами и недостатками.

7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

8. Будь искренним в отношениях с людьми, и они ответят тебе тем же. Будь требовательным к подчиненным, но в то же время и заботливым о них.

9. Поддерживай стремление подчиненных, коллег советоваться с тобой по конкретным ситуациям, возникающим у них в процессе деятельности. Если требуются помощь и поддержка, обязательно оказывай их каждому, кто в этом нуждается .

10. В основе общения всегда лежат определенные мотивы: долг, потребности, интересы, привычка, каприз…, которые могут быть как индивидуально, так и социально значимыми. Помни, что в деловом общении мотивы всегда социально значимы.

11. Профессионализм, умение, даже талант общения руководителя состоит в том, чтобы преодолевать естественные трудности общения, возникающие из-за различий в уровне подготовки, способностей, характера, помогать подчиненным обрести уверен-

ность в общении в качестве полноправных партнеров руководителя.

12. Важнейшим условием профессиональной культуры руководителя является его умение быть творцом общения. От его умения вступать, вести, продолжать, прекращать общение с разными лицами и группами людей прежде всего зависит успешное решение деловых проблем.

Заключение

 Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются реализуются все стороны отношений человека – и межличностные,  и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.

 Общение способствует расширению кругозора людей, развитию интеллекта, приобретению знаний, умений для успешной деятельности.

Оно создает условия для развития целенаправленности чувств и воли, ориентации – всего того, что характеризует устойчивую потребность не просто жить, существовать среди людей, а претворять в своей повседневной деятельности жизненную позицию активного участника общественных преобразований.

В общении достигается взаимопонимание и согласованность доведения, поступков, а следовательно, формируются качества человека как субъекта труда и познания.

В общении человек овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения он «присваивает» те духовные богатства, которые создаются другими людьми, те нормы морали, которые закрепились в обществе. Важно подчеркнуть, что, приобщаясь к культуре, эстетическим и моральным ценностям, человек сам привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

Литература

  1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. “ Что такое межличностное общение?” //Хрестоматия по социальной психологии – М.: Международная педагогическая академия, 1994г.
  2. Смелзер Н. “ Социология” – М.: Феникс, 1994г.
  3. Самоукина Н.В. “Психология профессиональной деятельности”, М, 2004г.
  4. Мороз И.И. “Психология деятельности и учебный менеджмент”,С, 2004г.

Источник: //stud24.ru/psychology/psihologicheskie-usloviya-jeffektivnogo-obshheniya/498954-1937101-page5.html

Принципы конструктивного диалога, которые сэкономят время в решении важных вопросов

Условия общения

Здравствуйте, дорогие дамы и господа! Человек существо социальное. Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми: дома, на работе, в магазине и так далее. Часто общение сводится к простой болтовне, вопросам «как дела», «что нового».

Но порой нам необходимо решить важную задачу и здесь нет места для пустых разговоров. Здесь нам необходим конструктивный диалог. Не всегда получается разговаривать грамотно, не все люди умеют слышать друг друга, а зачастую два человека говорят совершенно о разных вещах.

Сегодня я предлагаю вам необходимые условия конструктивного общения.

Что такое конструктивное общение

Чаще всего мы просто хотим поболтать со знакомым, приятно провести время и увлечь себя непринужденной беседой. Но что делать, когда перед нами стоит сложная задача, требующая решения? Тогда мы прибегаем к конструктивному разговору, который помогает найти решение, приводит к итоговому выбору и подсказывает направление для успешного выполнения задачи.

На работе мы чаще прибегаем к конструктивному общению, нежели в семье. Но и дома мы должны уметь прибегать к правильному диалогу при необходимости. Согласитесь, деструктивное общение со своим ребенком не приведет к прогрессу. К такому взаимодействию относятся крики и ссоры, несвоевременные и несправедливые наказания.

Грамотное общение направлено на поиск решения той задачи, которая перед нами встала. Выбор садика для ребенка, покупка машины, выбор обоев для спальни.

Любой бытовой разговор можно вести двумя способами: простым разглагольствованием и здравым диалогом.

В первом случае партнеры не слышат друг друга, просто высказывают свое мнение, говорят ради разговора. Здесь редко можно прийти к совместному решению, проблема чаще всего не решается и пускается на самотек.

Второй вариант позволяет родителям вместе решить будущее своего ребенка и найти самый подходящий детский садик. Обои будут радовать и мужа и жену долгие года, а машина будет служить верой и правдой всей семье.

Если вы с партнером часто не можете прийти к общему решению, часто ругаетесь и постоянно спорите, то я предлагаю вам прочитать статью «Что делать, если нет уважения между супругами». Там вы сможете найти много практических советов по решению данной проблемы.

Кто и когда должен научить ребенка грамотному диалогу

Как родитель могу вас заверить — эту обязанность вы должны взять на себя. Обществознание в школе не научит ребенка грамотно выстраивать свою речь, приводить необходимые аргументы, слушать собеседника. Только если очень повезет с учителем, который отдается своему делу на все сто, а это очень редкий случай в наше время.

Разговор детей и взрослых чаще всего происходит по определенному сценарию. Мама или папа старшие, они правы, их надо слушаться, их мнение непоколебимо. Ребенок выступает в роли маленького, ничего не умеющего. Это абсолютно деструктивный подход в общении с ребенком.

Вы, как родитель, должны уметь слышать что вам говорит малыш, как он объясняет свою позицию. Именно вы должны научить его подбирать слова. Грамотно строить свою речь и правильно преподносить информацию.

Первый этап — ваша собственная речь. Помните, что дети постоянно берут пример с мамы и папы.

Второй этап — разговаривайте с малышом, как со взрослым собеседником. Говорите простыми и понятными словами, но не сюсюкайтесь. Учите его правильно выстраивать аргументы, использовать необходимые факты, предлагать свои варианты.

Никогда не отпугивайте инициативу ребенка. Словами «что за дурацкая идея» вы убьете все желание ребенка думать. Объясните почему сейчас его идея не сработает, когда ее будет лучше применить.

Я вам рекомендую начинать общаться подобным образом уже с дошкольниками. Возраст здесь не имеет значения. Чем раньше вы начнете учить своего малыша грамотно общаться, тем больше плодов пожнете.

Предлагаю вашему вниманию статьи, которые могут вас заинтересовать: «Обида на родителей взрослых детей», «Можно ли ругать ребенка в два года».

Необходимые условия для грамотного общения

Давайте вместе рассмотрим обязательные принципы конструктивного диалога, которые помогут вам прийти к нужному решению, позволят не тратить время впустую, научать слышать партнера и приведут к успеху.

Временные рамки. Самое важное в решение проблемы — это ее своевременность. Часто люди прибегают к разговорам о прошлом: ты вчера не сделал уроки; почему ты на прошлой неделе не позвонил мне; это должно было быть готово еще позавчера. Такие запросы не ведут к решению проблемы, они призывают человека к оправданиям, заставляют врать и выкручиваться.

Запомните — прошлое изменить нельзя. Совершенный поступок вчера навсегда там и останется. Вы можете влиять на настоящее и будущее. Поэтому и запросы должны относиться к этим временам.

Разговор о прошлом будет актуален в том случае, если вы разбираете ошибки для их устранения в будущем. Чтобы ваш ребенок делал уроки вовремя, необходимо понять с какой он столкнулся проблемой. Он не понимает задание, у него не осталось времени из-за других занятий, он просто забыл про задание. И здесь вы вместе решаете, как помочь чаду избежать подобной истории на будущее.

Неправильный выбор собеседника. Жена жалуется мужу, что их ребенок опять разбил горшок с цветком. Муж молча слушает, но не предлагает никаких вариантов, потому что его, мягко говоря, этот вопрос вообще не волнует. В таком случае женщина поступает деструктивно.

Ей следовало бы обратиться к самому ребенку, который является непосредственным участником ее жалобы. Именно с ребенком она может найти решение для проблемы.

Подчиненные постоянно обсуждают между собой решения руководства. Нет кухонного уголка, чтобы пообедать; зарплату могли бы поделить на две части; неудобные кресла в офисе и так далее. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться именно к руководству, с конкретным предложением.

Если у вас частенько возникают проблемы на работе, то вам очень поможет статья «Как избежать конфликта с коллегами».

Использование фактов. Как часто в разговоре мы слышим подобные фразы: потому что я так сказала; так будет правильно; ты ничего не смыслишь в этом вопросе. Это лишь пустые фразы, не несущие под собой никакой аргументации. Человек не всегда умеет правильно использовать имеющиеся факты.

Почему лучше ребенка отдать в этот садик, а не в эту группу? Потому что я так считаю, отвечает жена. А что она под этим подразумевает совершенно непонятно. Садик находится ближе к дому и мы не будет тратить много времени на дорогу? В этом учреждение более квалифицированные воспитатели? Лучшее питание?

Решаем проблему, а не меняем собеседника. В психологии существует такой феномен, как попытка изменить окружающих под себя. От этого необходимо стараться избавиться как можно раньше. Если вы однажды поймете, что изменить другого человека вам не под силу, то вы моментально избавитесь от огромного количества проблем.

Перед вами стоит конкретная задача. Ребенок не выполняет домашнюю работу. Вам надо не ребенка ломать и перевоспитывать, а добиться решения проблемы. Если ему самому тяжело, значит, надо помочь. Если у него не хватает времени, значит, переделать его расписание дополнительных занятий. Решайте проблему, а не меняйте собеседника.

Предлагаю вам познакомиться с книгами: «Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло» и «Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам» , которые отлично помогут расширить ваши познания в области конструктивного общения.

Как часто вы сталкиваетесь с деструктивным поведением собеседника? Почему люди не слышать друг друга? Как этого можно избежать? К каким способам прибегаете вы, чтобы перевести разговор в конструктивное русло?

Учитесь разговаривать правильно!

Источник: //ezy-life.ru/otnosheniya/konstruktivnoe-obshenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.