< Деловые игры для персонала - Психолог

Деловые игры для персонала

Содержание

Сценарий деловой игры

Деловые игры для персонала

Цель игры: профессиональное самоопределение, формирование коммуникативной и нравственной компетентности, стимулирование творческого саморазвития и самосовершенствование личности.

Участники игры: студенты 3 курса колледжа

Ведущий. Каждый человек стремится стать успешным в жизни. Но успех приходит только к тому, кто нашёл себя, нашёл именно ту область, где он может достигнуть успеха. Путь к жизненному успеху никогда не поздно начинать. Почему бы сейчас не поставить себе цель сталь профессионалом высокого класса в избранной профессии и руководителем какого-либо предприятия, фирмы, агентства?

И путь у нас сегодня только игра под названием «Супербосс», но она нас может многому научить: работать над собой, ставить цели и искать пути их достижения.

Игра сюжетно-ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою роль, войдёт в образ современного руководителя.

Сюжеты игры будут самыми разнообразными и позволят и участникам, и зрителям показать свои способности и творческий потенциал.

Итак, представляю участников нашей игры:

  1. Генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот»;
  2. Руководитель туристической фирмы «Выкса – тур»;
  3. Директор автозавода ОАО «ГАЗ»;
  4. Директор английской школы для бизнесменов «ACR»
    (Ability (умение) Confidence (уверенность) Respect (уважение));
  5. Глава компьютерной фирмы ООО «Страна компьютеров»;
  6. Заведующая салоном красоты «Nota Bene»

Познакомимся поближе с участниками.

Первый этап:«Визитная карточка участника».

Ведущий: Теперь, когда мы познакомились с визитной карточкой каждого участника, необходимо выслушать экспертную группу, которая будет анализировать ход игры, отмечать наиболее интересные ответы и действия игроков.

Второй этап: Дискуссия на тему «Каков он современный руководитель?»

Ведущий: Представьте, что вас пригласили в телестудию на передачу «Каков он современный руководитель?»

Вам предстоит принять участие в дискуссии по заданной теме. Вам необходимо проявить общую культуру и эрудицию и принять активное участие в обсуждении проблемы.

Первый вопрос: Каковы, на ваш взгляд главные качества современного руководителя?

Вопрос второй: Согласны ли вы с утверждением, что руководитель-мужчина эффективнее руководителя-женщины?

Вопрос третий: Как вы считаете, руководителя должны назначать или избирать?

Вопрос четвёртый: С какого возраста человека можно выдвигать на руководящую должность?
 Вопрос пятый: Какого стиля руководства вы придерживаетесь?

А теперь давайте послушаем наших экспертов, как они оценивают состоявшуюся дискуссию. Чьи ответы были наиболее оригинальными?

Третий этап: Составление графика работы на день.

Ведущий: Проявите свою фантазию и попробуйте представить рабочий день руководителя.

( когда составлен у всех график, «разгрузка» деловым этикетом).

Попробуем сформулировать основные правила делового этикета. Для начала выясним, что такое деловой этикет.

Деловой этикет – это правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеры и принятая форма деловой одежды. Как вы считаете, на чем должны быть основаны деловые отношения?

Правило 1. Честность и надежность в деловых отношениях. Стремление деловых людей быть честными и надежными в деловых контактах – это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнерами долгосрочных отношений.

При демонстрации честности и надежности партнеру дают понять, что он получает определенные гарантии, организуя взаимодействие именно с данным учреждением или организацией.

Но может случиться так, что партнер дал согласие на поставку некоторого оборудования, но в срок его не поставил, так как решился поискать более выгодные условия. Какое правило делового этикета он нарушил?

Правило 2. Обязательность. Из записной книжки делового человека вычеркивается или помечается особым знаком телефон партнера, который проявил необязательность, совершил подлог или обман.

Характеристика такого партнера в деловой сфере передается по личным каналам, и сформировать положительное отношение к себе ему бывает не легко.

Деловая репутация создается годами, а утратить ее можно в считанные минуты без права на реабилитацию.

Правило 3. Соблюдение норм служебной субординации.

Как вы это понимаете? Четкая субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительскую дисциплину, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, знание и выполнение служебных обязанностей. Как вы думаете, примут ли в престижную работу человека, который несколько раз поменял место работы? Какое правило вытекает отсюда?

Правило 4. Преданность сотрудников своему учреждению. В солидном учреждении человек пришел на работу в джинсах. О чем это говорит?

Правило 5. Соблюдение норм поведения и внешнего вида.

Что вы можете сказать об одежде мужчин? Как должны одеваться женщины?

Мужчины – темные костюмы умеренного покроя из дорогих тканей, белая рубашка, модный, строгий галстук. В облике должны присутствовать атрибуты состоятельности: дорогие часы, солидный дипломат, фирменная обувь, кожаная папка для бумаг, красивая ручка.

Женщины – хорошая, модная обувь, элегантные костюмы, изысканный парфюм.

В солидных организациях не встретишь шумных и демонстративно раскованных людей. Здесь ценят чувство собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать собственные эмоции. Общаются в сдержанной манере, профессионально и информативно. Что должно лежать в основе конкурентной борьбы?

Правило 6. Соблюдение нравственных норм в конкурентной борьбе. Есть такое современное понятие: деструктивная конкурентоспособность. Как вы думаете, что оно означает? Человек должен двигаться к цели не путем обмана или предательства, а с помощью интеллектуальных усилий и творческого подхода к делу.

Ведущий: давайте послушаем, как спланировали свой рабочий день наши руководители. Слово экспертам.

Четвертый этап: Практическое задание.

Ведущий: Сейчас нашим участникам предстоит выполнить практическое задание.

  1. Собеседование руководителя с претендентом на рабочее место в данном учреждении.
  2. Деловой звонок. Договориться о встрече с рекламным агентом.
  3. Интервью с руководителем.
  4. Прием иностранного гостя без переводчика.
  5. Деловая встреча по случаю нарушения расторжения контракта с партнером, проявившим необязательность.
  6. Составить благодарственное письмо в рекламное агентство за удачную рекламную продукцию данной фирмы.

Слово экспертам.

Ведущий: Вопрос к участникам и зрителям.

— Кто может пояснить смысл выражения «корпоративная культура»?

Корпоративная, или организационная, культура учреждения представляет собой взаимосвязь следующих компонентов:

  • моральные ценности;
  • цели труда;   
  • особенности деловых отношений
  • удовлетворенность или неудовлетворенность работников своим трудом;
  • наличие перспективы роста работников и системы;
  • поощрения;
  • уровень стабильности – текучести кадров;

В качестве примера приведем систему правил; отражающую Корпоративную культуру коммерческого банка «Платина» (Москва):

  • Преданность банку;
  • Высокий профессионализм, обязательность второго высшего;
  • Образования экономического профиля;
  • Высокие моральные качества: ответственность, надежность, честность;
  • Способность к сотрудничеству и партнерству;
  • Наличие бойцовских качеств, выражающихся в активности, стремление всегда бороться успех и не раскисать при неудачах;
  • Интерес к практической психологии;
  • Стремление к высокому уровню жизни и желание работать на предельном уровне затрате энергии и сил;
  • Стабильность в личной жизни (наличие семьи, подчеркнутая забота о близких, отсутствие разводов);
  • Прием преимущество мужчин в возрасте до 50 лет;
  • Наличие штрафов за курение и алкоголь (стремление к отказу от курения, алкоголя).

Пятый этап: составить свод правил, отражающих корпоративную культуру вашего учреждения.

(когда составлен у всех свод правил «разгрузка» деловым этикетом).

Ведущий: Продолжим разговор об особенностях делового этикета.

Любой руководитель должен знать правила ведения деловых переговоров.

Начнем с внешних атрибутов.

Как вы думаете, какой формы должен быть переговорный стол?

Круглый стол – символ союза и объединения.

При рассаживании в круг снимаются статусные различия. Если необходимо подчеркнуть статусные различия, используют квадратные или прямоугольные столы.

На деловых встречах и переговорах часто организуются деловые завтраки, обеды и ужины, на которых проявляются не только профессиональные качества, но уровень культуры человека.

Каковы правила поведения во время делового обеда или ужина?

Навыкам поведения за столом необходимо специально учиться, поскольку именно по тому, как человек ведет себя за столом, можно дать ему безошибочную оценку.

Можно определить его темперамент, уровень развития самоконтроля, оценить его отношение к жизни и своим партнерам. Особое значение придается умению партнера-мужчины употреблять алкогольные напитки.

Положительное впечатление создается о человеке в том случае, если он ведет себя спокойно, свободно и естественно, поддерживает светскую беседу.

Какой вывод можно сделать о человеке, если он сосредоточенно ест, не стремясь к общению с другими?

(Молчаливо жующий человек не хочет общаться, следовательно, проявляет неуважение. Если он не может отвлечься от еды, следовательно, он стеснен в средствах и не может быть серьезным партнером.)

Что можно подумать о человеке, если он ведет себя излишне скованно?

(его могут оценить как слабого и неуверенного партнера)

А если человек ведет себя слишком вольно или даже вульгарно, игнорируя правила этикета?

(Если он не обладает достаточным уровнем культуры за столом, следовательно, и в деловых отношениях от него можно ожидать непрогнозируемую форму поведения, он не может быть надежным партнером.

А если вы оказались на таком мероприятие, и не уверены в том, как правильно пользоваться всем разнообразием столовых приборов и как есть то, или иное блюдо, то не следует спешить, спокойно понаблюдайте за манерами других людей или попросите официанта разделать какое-то экзотическое блюдо, или откажитесь от него).

Деловой этикет позволяет сохранять приличия и не нарушать «границы разумного» даже при наличии делового конфликта. Деловой этикет – это культура, к которой мы все должны стремиться, потому что это действительно выгодно и потому что так работает и живёт весь цивилизованный деловой мир.

А теперь послушаем наших участников. Какие же правила, составляющие корпоративную культуру, выбрали для своего учреждения наши участники.

Ведущий: Слово экспертам.

Слово экспертам. Подведение итогов. Награждение.

Номинации:

  • Самый мудрый
  • Самый креативный
  • Самый предприимчивый
  • Самый раскованный
  • Самый деловой

Презентация.

20.06.2013

Источник: //urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/637537/

Деловые игры: играть или не играть?

Деловые игры для персонала

Каждая деловая игра разрабатывается для решения определенных задач, и ни одна из них не претендует на универсальность. Сами игры редко являются источником знаний, но они облегчают процесс обучения, когда участники могут поучиться друг у друга. Так как же выбрать именно ту игру, которая поможет нам добиться поставленных целей?

Для специалистов по персоналу и обучению вопрос использования деловых игр является давно решенным. Однако, многие задаются другим, не менее важным вопросом: «Как выбрать именно ту деловую игру, которая поможет добиться поставленных целей?»

Сегодня крупнейшие компании используют деловые игры в основном для обучения сотрудников и для внедрения изменений. Конечно, нужно понимать, что деловая игра не решит все существующие проблемы, а лишь является одним из инструментов, эффективность которых зависит от многих факторов.

Деловые игры можно и нужно использовать, когда перед вами поставлены следующие задачи:

  • Обсуждение и диалог между сотрудниками
  • Открытость и обмен точками зрения
  • Тестирование работы с определенным контентом
  • Желание взглянуть на проблему шире
  • Получение обратной связи
  • Снижение напряжения и позитивный подход
  • Поиск новых источников вдохновения и мотивации

Деловые игры как процесс обучения

Попробуем рассмотреть деловую игру как возможность получить знания в процессе участия в игре.

Используйте те инструменты, которые создают основу для получения знаний и вовлеченности участников и одновременно дают возможность сосредоточиться на контенте, структуре и обратной связи.

Сами инструменты редко являются источником знаний, но они облегчают процесс обучения, когда участники могут поучиться друг у друга.

Обучение с помощью деловых игр также называют активным — в отличие от обучения с использованием презентаций или инструктажа.

Упражнения

Деловые игры в виде упражнений предполагают необходимость формулировки цели,  использования несложных правил и атрибутов игры (игровых фишек, карт, очков и т.д.)

Упражнения особенно эффективны, когда вам требуется объяснить сложные процессы простым языком. Лучше всего сфокусироваться на внедрении одной задачи в ходе игры: если таких задач несколько, это может значительно усложнить модерацию.

К недостаткам упражнений можно отнести сложность воспроизведения: как правило, каждая такая игра уникальна по форме и содержанию, так как зависит от особенностей восприятия участников.

Деловая игра в форме диалога

Деловые игры в форме диалога идеальны для рассмотрения реальных кейсов, обсуждения пошаговой инструкции для решения задач, а также обмена личным опытом. Перед началом игры необходимо описать структуру и правила. По ходу игры ведущий должен корректировать направление диалога, а участники могут изменять обычные шаблоны поведения и присущие им обычно ролевые модели.

Как и упражнения, деловые игры в форме диалога напоминают обычные настольные игры, в которых возможно использование игровых фишек, карт и прочих атрибутов. Среди недостатков этого подхода можно отметить желание участников выиграть любой целой в ущерб конструктивному диалогу.

Деловая игра в форме симуляции

Данный вид деловых игр подразумевает использование вымышленных ситуаций и ролей. Он лучше всего подходит для обучения новым политикам и процедурам с помощью инструктажа.

Перед началом игры требуется дебрифинг.

В ходе симуляции участники игры своим поведением могут давать обратную связь для последующего анализа и оценки. Ведение счета и небольшой соревновательный момент делают игру более эффективной. Однако, в процессе обучения могут возникать сложности с получением новых знаний.

Играть или не играть?

Деловые игры облегчают процесс обучения персонала. Иными словами, обучение происходит в ходе взаимодействия участников, использования правил, игровых компонентов, а также участия самого инструктора.

Когда вы решаете, какую игру лучше использовать, вначале подумайте над возможными альтернативами. Самая простая из них — фокус-группа, в ходе которой вы можете просто раздать участникам список вопросов для обсуждения в группах.

Независимо от того, какой метод вы используете, процесс обсуждения участниками обеспечивает наилучшее представление об эффективности и качестве данного метода. Необходимо внимательно наблюдать за группой, чтобы понять, помогает ли выбранный вам метод обучения добиться поставленных целей.

  • Смеются и получают удовольствие от игры
  • Используют приобретенные знания и делятся опытом
  • Слушают коллег и обсуждают идеи
  • Пассивные участники говорят больше, активные — больше слушают
  • Обсуждают эмоционально сложные темы с эмпатией
  • Решаются экспериментировать с новыми идеями
  • Готовы давать и получать обратную связь
  • Могут не соглашаться и принимать собственные решения
  • Запомнить усвоенное и использовать эти знания в дальнейшем
  • Претворять идеи и мысли в действия

Конечно, такой подход требует, чтобы вы точно знали, что вам нужно достичь в итоге. И, к счастью, этого легко достичь, поскольку такая форма обучения основана скорее на интуитивном суждении и опыте, чем на логическом анализе. Кроме того, следует также попросить участников высказать свое мнение о ценности деловой игры для них самих.

Недостатки деловых игр

Энергия и воодушевление от участия в деловых играх могут быть обманчивыми. Рассмотрим возможные ошибки, которые могут быть допущены в ходе проведения деловых игр.

 (1) Слишком ярко выраженный соревновательный элемент

Возможность выигрыша и бонусные очки могут способствовать большему энтузиазму и рвению среди участников.

Однако, подчас желание выиграть любой ценой ограничивает возможности, затрудняет обсуждения и, как правило, приводит к тому, что многие теряют интерес, когда осознают, что не могут победить.

По этой причине многие эффективные обучающие игры позволяют игрокам соревноваться в командах против игры и избегать индивидуальных критериев выигрыша.

Рекомендация: избегайте игр, где есть проигравшие

(2) Подмена целей игры

Участники могут дать положительную оценку игре, потому что им весело и интересно. Однако выгоды от таких деловых игр могут быть минимальными. Игра сама по себе может создавать легкую непринужденную атмосферу, однако участники не вовлечены в процесс достаточно, для того чтобы получить новые знания или изменить свое поведение.

Рекомендация: Протестируйте игру с целевой аудиторией, чтобы выявить возможные недостатки.

(3) Игра — единственный инструмент обучения

В ходе игры вы можете охватить много тем и задач. Но игра не должна быть единственным способом донесения информации. Мероприятия и игры лучше всего сочетаются с вдохновляющими презентациями, видео, обсуждениями.

Рекомендация: Наравне с игрой используйте более традиционные методы обучения.

(4) Не забудьте подвести итоги

Деловые игры — отличный способ помочь участникам взглянуть на проблему с разных точек зрения. Во время игры снижается уровень напряжения, отношения становятся менее формальными, появляются неординарные идеи. Проблемы возникают на этапе подведения итогов: а что же делать с этими гениальными идеями дальше? Какие выводы, дальнейшие шаги?

Рекомендация: Обязательно подведите итоги игры и наметьте дальнейшие действия

(5) Заручитесь поддержкой руководства 

Хотя деловые игры являются очень мощными инструментами обучения, существует опасность, что участники могут рассматривать игры как напрасную трату времени.

Лучшее решение здесь —  попросить руководителей рассказать своим сотрудникам о пользе их участия.

Если инициатива поддерживается и поощряется руководством, а также четко разъясняются цели «зачем мы это делаем?», сотрудники с большим желанием участвуют в обучении.

Рекомендация: Четко сформулируйте, каким образом участие в деловой игре поможет в дальнейшем лучше справляться с работой

(5) Стоит ли инвестировать? 

Необходимо сравнить стоимость проведения игры (включая услуги фасилитаторов) и ожидаемый результат. Включите расчет заработной платы и времени, затраченного на обучение. Сравните затраты с проведением обычной фокус-группы, которую можно организовать своими силами при минимуме затрат. Если у вас много групп, игры обычно оказываются хорошей инвестицией по сравнению с затраченным временем.

Рекомендация: Рассчитать коэффициент возврата инвестиций (ROI).

Заключение

Благодаря видеоканалам в Интернете с бесплатным доступом к контенту и возможности проведения дистанционных занятий, обучение перестало быть учебой. Сегодня это скорее выстраивание и модерация процесса обучения, включая обмен опытом и лучшими практиками.

Правильно выстроенный учебный процесс поддерживает, вдохновляет и мотивирует сотрудников думать о собственном развитии, работать вместе и повышать уровень компетентности команды. В этом случае тренинги и деловые игры являются важными строительными блоками для получения знаний, которых требует наш быстро меняющийся мир.

Ларс Хоффманн

Перевод и редакция: Мария Реутская

Блог — Мария Реутская

Источник: //hrhelpline.ru/delovye-igry-igrat-ili-ne-igrat/

➤ Деловые игры для руководителей на управленческие навыки

Деловые игры для персонала

Узнайте, зачем нужны деловые игры для руководителей, какие умения и качества они развивают. Эксперты дадут практические советы, а в качестве бонуса — готовые сценарии игр.

Зачем проводить деловые игры для руководителей

Успех компании напрямую зависит от управленческих навыков руководителей, поэтому к ним предъявляют повышенные требования.

Но мало принять на работу опытного управленца — со временем меняются рыночные условия, происходит рост организации, корректируется перечень предоставляемых услуг и реализуемых товаров.

Это ведет к тому, что применяемый ранее стиль руководства устаревает, а знаний становится недостаточно, поэтому появляется острая необходимость обучения. 

Каждая организация преследует разные цели, проводя деловые игры для руководителей:

  • сплотить коллектив;
  • мотивировать персонал на плодотворную работу;
  • избавить людей от комплексов;
  • понять себя и подчиненных;
  • овладеть необходимыми психологическими приемами. 

В развлекательно-познавательной форме прививают ценности компании управленцам, обозначают особенности корпоративной культуры, учат адекватно оценивать персонал, подбирать лучших специалистов на вакантные должности и т.д. 

Смотрите сценарии в «Системе Кадры». Научиться адаптироваться к организационным изменениям, взаимодействовать с подчиненными в сложных ситуациях, поможет деловая игра — Реорганизация производства

Смотреть сценарий

Когда нужно восполнить недостаток теоретических знаний, проверить уровень развития управленцев, обращайте внимание надистанционные курсы.

Например, Школа Директора по персоналу предлагает множество программ разного содержания и длительности, по факту прохождения которых выдается официальный диплом или сертификат.

Как только сотрудники овладеют знаниями, приступайте к проведению состязаний. 

Справка: в США среди всех работников, проходящих обучение в различной форме, доля управленческого персонала достигает 18%. В России этот показатель в разы ниже, но в последние годы отмечается положительная динамика.

Что развивают деловые игры для руководителей

Деловые игры для руководителей на управленческие навыки развивают менеджеров в целом. Они помогают совершенствовать:

В деловой гонке опыт приобретают через деятельность, поэтому информация, без которой невозможно совершенствование управленческих навыков, усваивается быстро. Известно, что прочтение информации позволяет запомнить только 10% материала, прослушивание — 20%, а просмотр — 30%. Только самостоятельное исполнение помогает освоить информацию на 90%. 

ПримерHR компании «Дельта» Михаил уделял внимание развитию управляющего звена, отправлял менеджеров на курсы и семинары. Сотрудники проходили обучение, но их эффективность на увеличивалась, а личные и профессиональные качества не развивались. Михаил не мог понять, в чем проблема. Он привлек эксперта-тренера, которому поручил развитие персонала. Тренер решил пересмотреть подход к обучению. Он сделал упор на практике теперь все чаще стали проводиться состязания. При следующей оценке управленцев Михаил заметил, что многие из них стали более компетентными во многих вопросах.

Возможности деловых игр для руководителей

Состязания дают массу возможностей. Наблюдая за командами управленцев, HR-ры оценивают важные качества человека, видят сотрудников «в деле». На основании выводов они могут строить тактику развития кадров, определять слабых руководителей. Возможности игр безграничны и для персонала, но можно выделить основные из них.

1. Демонстрация знаний

Во время игры участники демонстрируют умения, знания коллегам или партнерам, тем самым повышают свою значимость в глазах окружающих. 

2. Обмен опытом

Во время игр участники обмениваются опытом — знания передаются от более опытных руководителей новичкам. Так как все участники равны между собой, наделены правом принимать решения, они не чувствуют себя «слабым звеном», поэтому обучение происходит более интенсивно и эффективно. 

3. Оценка личных способностей

Руководители сравнивают свои возможности, навыки и уровень знаний с теми, что демонстрируют коллеги. Это помогает находить слабые стороны, разрабатывать тактику профессионального и личностного роста. 

Как и где можно провести оценочные, деловые игры

Соблюдайте основные правила организации и проведения деловых игр для руководителей на управленческие навыки — от этого напрямую зависит их эффективность. При необходимости привлекайте сторонних экспертов, которые возьмут работу на себя. Правильно выбирайте сценарии, время и место для мероприятия. 

Где лучше проводить состязания:

Когда нет времени, организуйте мини-игры в офисе. Для этого подойдет любое помещение, в котором поместится нужное количество руководителей. Следите за тем, чтобы всем было комфортно.

В неформальной обстановке люди меняются, поэтому некоторые соревнования рационально проводить на свежем воздухе. Выезд за город особенно актуален в теплое время года или когда собирается много человек.

  1. На нейтральной территории

Если устраиваются масштабные состязания, в которых участвуют не только сотрудники вашей компании, но и партнерской, арендуйте просторные залы на нейтральной территории. Это позволит всем участникам чувствовать себя комфортно. 

Проводя деловые игры для руководителей на управленческие навыки в организации, группируйте команды так, чтобы в них было равное число сильных и слабых участников. Это позволит использовать все возможности деловых игр, развивать управленцев.

ПримерДиректор по управлению персоналом Алексей проводил деловые игры «для галочки», так как он недооценивал их важность. Он не уделял внимание правилам, группировал команды, не опираясь на уровень подготовки. Соответственно, эффективность такого обучения была минимальной. Управленцы не понимали, зачем им участвовать в мероприятии, но продолжали посещать их, при этом каждый был занят своим делом. Ситуация в корне изменилась, когда в компанию приняли заместителя Алексея. Теперь он стал проводить деловые игры для руководителей на управленческие навыки. Он хорошо разбирался в их особенностях, умел заинтересовать специалистов, поэтому уже в ближайшее время многие из них пересмотрели стиль управления, стали иначе относиться к подчиненным, а текущие проблемы не вызывали паники. Руководители научились делиться наработками, а не соперничать.

Во время соревнования внимательно наблюдайте за участниками, в противном случае вам будет сложно давать обратную связь по ее результатам. Поддерживайте соревновательный дух, вовлеченность руководителей. Если замечаете, что некоторые не справляются, делайте замечания с глазу на глаз после мероприятия. 

Не стесняйтесь тоже участвовать в мероприятиях, чтобы показать руководителям, как действовать в той или иной ситуации, на что обращать внимание. Так вы сможете развивать управленческие навыки менеджеров, не прибегая к скучным и утомительным нотациям. 

3 сценария деловых игр для руководителей на управленческие навыки

1. Игра для развития коммуникативных навыков «Слепой строй»

Необходимый инвентарь: повязки на глаза.

Правила: участники завязывают глаза, а ведущий шепотом говорит каждому человеку число, начиная с единицы. Затем участники молча выстраиваются в порядке возрастания чисел.

Результат: сотрудники научатся общаться, понимать друг друга без слов, работать в команде

2. Соревнование для развития навыков решать проблемы «Глупая идея»

Необходимый инвентарь: не нужен.

Правила: сгруппируйте людей, опишите суть проблемы. Они должны предложить нестандартные идеи ее решения и записать мысли на листок. После этого попросите их найти то решение, которое по их мнению может принести результат. В завершении скажите, как бы поступили вы.

Результат: руководители начинают искать нестандартные подходы к проблемам, не опускать руки даже в самых сложных ситуациях, воспринимать собственный провал с долей иронии. 

3. Состязание для развития лидерских качеств «Я лидер»

Необходимый инвентарь: не нужен.

Правила: разделите участников на 2 команды, выберите экспертную группу. Попросите любого сотрудника описать вымышленную или реальную проблему, связанную с работой с подчиненными. Попросите экспертов выбрать того человека, который продемонстрировал лидерские способности при решении сложностей.

Результат: менеджеры осознают важность развития лидерских качеств, научатся менее критично относиться к собственному провалу и брать пример с коллег. 

Если вам нужно проверить навыки соискателя на управляющую позицию, используйте деловую игру — Пазлы и лего

Что для нее потребуется, как ее проводить, рассказали эксперты «Системы Кадры». Оценив результаты, вы будете иметь полное представление о кандидате, сможете принять верное решение. 

ВыводПроводите деловые игры для руководителей на управленческие навыки как можно чаще, чтобы сотрудники имели возможность обмениваться опытом, расти в профессиональном плане. Старайтесь на использовать известные сценарии, в противном случае управленцы потеряют интерес к мероприятию

Источник: //www.hr-director.ru/article/67372-delovye-igry-dlya-rukovoditeley-19-m3

Сценарий деловой игры: примеры

Деловые игры для персонала

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Признак

Виды игр

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Эмоционально-деятельностная игра

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций.

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.

  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов.

В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли – это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность – менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Форма

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Источник: //autogear.ru/article/159/475/primeryi-delovyih-igr-stsenariy-delovoy-igryi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.