как сосредоточиться на уроках

Содержание

Как сосредоточиться на учебе и не отвлекаться на все вокруг

как сосредоточиться на уроках

В жизни бывают такие ситуации, когда нужно проявить внимательность и не отвлекаться. Например, подготовка к контрольной или экзамену может стать настоящей катастрофой: времени до важного события остается все меньше, при этом сконцентрироваться на обучении никак не получается. Знакомая ситуация? Сосредоточиться на учебе и не отвлекаться помогут 12 полезных советов.

Подготовьте удобное место

Создайте дома рабочую атмосферу. Проветрите помещение, чтобы не страдать из-за недостатка кислорода, сделайте уборку на столе. Пусть все необходимые для занятий конспекты и учебники будут под рукой.

Так вы не потеряете дополнительное время в поисках нужного материала. Лучше заниматься в тишине, поэтому не включайте музыку или телевизор. Так вы сможете дольше сохранять концентрацию, потому что ни беспорядок вокруг, ни звуки вас отвлекать не будут.

Некоторая музыка воздействует на мозг расслабляюще, снимает раздражительность и повышает концентрацию. Вероятно, вам понравится заниматься под «Лунную сонату» или «К Элизе» Бетховена, «Вальс цветов» Чайковского или ноктюрн №20 Шопена.

Уберите то, что вас отвлекает

Кто-то каждые полчаса проверяет сообщения в социальных сетях, кто-то следит за перепиской друзей в мессенджерах, а кто-то часами разговаривает по телефону.

Если вы отвлеклись, то потом включиться в процесс уже не так легко, хочется подольше позаниматься интересными делами. В результате время уходит, а вы так и не сдвинулись с мертвой точки. Поэтому заранее закройте браузер с почтой и со страничками в социальных сетях, а телефон уберите подальше на время занятий.

Перекусите

Лучше всего начинать заниматься на сытый желудок, чтобы в процессе не появилось навязчивое желание поесть. Так что съешьте что-то легкое, например, любимый фрукт или выпейте стакан натурального йогурта.

Пусть под рукой всегда будут перекусы, которые помогут быстро справиться с чувством голода, не отвлекаясь от учебы. В период серьезных нагрузок рекомендуется есть горький шоколад, бананы и орехи. Кофе и энергетические напитки лучше заменить на зеленый чай.

Составьте план

Мотивационный оратор Брайан Трейси пишет, что «каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут на выполнение».

Например, перед вами стоит задача успешно сдать экзамен. Нужно подготовить ответы на 15 вопросов. До ответственного события осталось 3 дня. Соответственно, поставьте цель – каждый день разбирать хотя бы по 5 вопросов. Постарайтесь справиться быстрее, чтобы последний день уделить повтору пройденной информации.

Делайте небольшие перерывы

Ученые рекомендуют отдыхать хотя бы несколько минут после каждого часа напряженной работы. Но тут важно четко придерживаться плана, чтобы не отвлечься на другие дела и не потерять в результате бесценное время.

Занимайтесь вместе с другом

Бывает, что вместе с одноклассником или однокурсником подготовка проходит легче, веселее и при этом продуктивнее. Например, все темы можно разбить на двоих. Каждый готовит задания по своему списку, а потом пересказывает материал другу.

Придумайте дополнительную мотивацию

Если справиться с ленью трудно, то воспользуйтесь простым советом: придумайте, что будет вас мотивировать на успешное выполнение нужных заданий. После успешной сдачи экзамена можно купить книгу, которую вы давно хотели прочитать, или сходить в любимое кафе с друзьями.

Не паникуйте

Запомните, что никакие негативные эмоции не приблизят вас к достижению цели. Они только заберут нужную для учебы энергию. Упадок сил в ответственные моменты точно не сыграет вам на руку. Поэтому пресекайте любые негативные мысли, заменяя их полезными аффирмациями. Повторяйте, что вы справитесь с любым заданием и выучите в срок все необходимое.

Если что-то кажется трудным и непонятным, спросите совета у знакомых или родителей. Не исключено, что они за несколько минут объяснят вам нужный материал с легкостью.

Изучите сначала важные темы

Оцените заранее: какая информация самая важная, а какая – второстепенная? Начните с изучения основополагающих материалов, которые вероятнее всего выпадут вам на контрольной или экзамене, а затем переходите к незначительным темам.

Если останется время, то почитайте дополнительные материалы, рекомендованные преподавателем.

Делайте пометки

Когда изучаете новый предмет, делайте пометки карандашом в учебники или конспекте – выделяйте самые важные фрагменты, чтобы потом повторить их. Можно переписать всю самую важную информацию из курса на один лист схематично.

Найдите то, что вам интересно

Лучший способ сосредоточиться на учебе и не отвлекаться – найти в изучаемом предмете то, что вас увлекает. Подумайте, чем этот предмет может быть полезен вам в дальнейшем, что вас заинтересовало из рассказанного педагогом, какие дополнительные книги почитать, где найти видео по этой теме.

Если вам удастся разбудить любопытство, то занятия будут проходить с удовольствием, а не из-под палки.

Не расстраивайтесь

Не стоит ждать от себя блестящих результатов и рассчитывать, что все получится с первого раза. Будьте готовы несколько раз перечитать трудные фрагменты и выполнять необходимые упражнения, пока результаты вас не устроят. Если что-то получается с легкостью, то оно скорее всего быстро забудется. А вот то, к чему вы пришли, приложив немало усилий, отложится в памяти надолго.

Бывает такое, что до важного события все меньше времени, но совладать с собой никак не получается. Лучшим советом станет цитата художника Чака Клоуза. Он говорил, что «вдохновение нужно для дилетантов, остальные просто приходят и работают».

Поймите, что кроме любимых дел всегда будут и те занятия, которые не вызывают особого восторга. Концентрируйтесь на цели, побеждайте свои слабости и садитесь за дела без отговорок. Когда вы победите лень и отлично справитесь с задачами, вы почувствуете себя сильнее и счастливее. А отличные отметки станут лучшим доказательством позитивных изменений в жизни.

Источник: https://woplan.net/kak-sosredotochitsya-na-uchebe-i-ne-otvlekatsya/

Как научить ребенка внимательности: советы детского психолога

как сосредоточиться на уроках

Многие родители озабочены вопросом: как научить внимательности своего ребенка? Неспособность сконцентрироваться не фатальна, однако очень затрудняет обучение в школе, да и овладение некоторыми бытовыми навыками. С чего начать? С самого важного: сфокусируйтесь на неумении фокусироваться. А теперь подробнее.

Почему ребенок может быть рассеян

Человеческий мозг на протяжении дня улавливает много различной информации. Это могут быть разные звуковые сигналы или же визуальные образы, а еще иные всевозможные источники информации.

Детский мозг очень сильно утомляется от получения информации разного характера. Дети нередко проявляют любопытство ко всему и начинают, как губка впитывать в себя свежую информацию.

Поэтому родителям важно уделять внимание формированию у ребенка сосредоточенности и внимательности.

Ответьте себе на несколько вопросов

  1. Не является ли недостаток внимательности естественным для ребенка такого возраста? Иногда мы ждем от детей большего, чем они способны дать в силу эмоциональных или физиологических причин.

    Посоветуйтесь с педагогом или школьным психологом прежде, чем решите, что ребенок действительно нуждается в специальных упражнениях для воспитания внимательности.

  2. На чем, по вашему мнению, должен сосредоточиваться ваш ребенок? Если вы озабочены тем, что он не слушает вас, когда вы что-нибудь делаете вместе, то, наверное, стоит применить один из приемов, с помощью которых люди заставляют слышать себя.

    Хорошие ораторы, например, удерживают внимание аудитории, меняя громкость голоса или прерывая речь паузой. Попробуйте — это помогает.

  3. Одинаково ли рассеян и невнимателен ваш ребенок в разных обстоятельствах? Как правило, родители видят своих детей не в тех ситуациях, что видят учителя — и наоборот.

    Возможно, иногда его поведение меняется, особенно в компании одноклассников. И только в тех случаях, когда ребенок всегда одинаково невнимателен, это следует считать настоящей серьезной проблемой.

    Если же в некоторых ситуациях он способен сосредоточиться, вам следует пристально присмотреться ко всем обстоятельствам, чтобы найти причины рассеянности.

  4. Понимает ли ребенок, чего от него ждут? Иногда дети невнимательны просто потому, что не знают, на каком предмете им следует сосредоточиться.

Если со всеми этими нюансами вы разобрались и убедились, что вашему ребенку действительно присуща невнимательность, неумение сосредоточиться, пора действовать. Вот несколько упражнений для развития концентрации.

Как формировать способность к концентрации и сосредоточенности

Для любого малыша чрезвычайно важно получать новую информацию, хотя в случае, если данной информации слишком много, то это может притормозить восприятия малыша, сбивая его с толку. В связи с этим родителям необходимо следить за тем, чтобы младенец ни по каким причинам не переключал свое внимание с одного на другое слишком быстро.

Для просмотра телевизора и детских программ, транслируемых на онлайн-ресурсах должно быть отведено конкретное время и его нужно соблюдать. Так, например, когда ребенок учит уроки, или занимается работой по дому, или же кушает, то не нужно включать телевизор. Это может помешать ребенку концентрировать внимание на чем-то одном, и он станет выполнять задания рассеянно.

Поход в кинотеатр либо вечерний просмотр превосходного кинофильма необходимо планировать заблаговременно. Нужно запретить ребенку долго смотреть телевизор. Это же касается и компьютера. Если, к примеру, малышу включили музыку, особенно новую для него, то он должен сосредоточиться исключительно на ее прослушивании и ничего не должно отвлекать его от данного занятия.

Для формирования внимательности у детей придумано огромное количество различных игр. К примеру, можно играя с ребенком, попросить его обнаружить в книге с животными всех собачек или, рассказывая детям о зиме, попросить показать все зимние вещи. Либо можно несколько мисок наполнить водой различной температуры. Малыш должен определить, где жидкость холоднее, а где теплее.

Гуляя с ребенком на улице прикройте его глаза и попросите прислушаться к окружающим его звукам. Пусть попробует их опознать и расскажет, что за звуки он слышит, что или кто их издает. Такое же упражнение можно выполнять и на опознание запахов.

Кроме этого, сосредоточенность и внимательность можно развивать во время игры с различными игрушками, когда малыш ощупывает вещи с закрытыми глазами, и угадывает, что именно он держит в руках.

Игра «Найди изменения»

Эта игра не требует много времени на подготовку и практически никакого оборудования. Ей достаточно уделять несколько минут в день, чтобы через какое-то время ваш ребенок стал внимательнее, а его память улучшилась.

Предложите ему внимательно, на протяжении 2-3 минут, рассмотреть какую-то часть комнаты (стол со всеми находящимися на нем предметами, например, или стеллаж с книгами, цветочными горшками и интерьерными безделушками). Предупредите, что нужно запомнить это место как можно лучше — сделать «ментальный снимок».

Пусть он выйдет из комнаты, а ваша задача — убрать один из предметов или что-то изменить (например, перевернуть картину вверх ногами).

Вернувшись в комнату, ребенок должен найти, что же изменилось за время его отсутствия. Эта игра помогает научить его внимательности, замечать детали окружающей обстановки и развивает память.

Соедините движение и запоминание

Иногда у детей возникают проблемы с концентрацией, потому что тот способ, каким до них доносится информация, не привлекает их внимания. Привнесение дополнительной дозы активности поможет мозгу ее обрабатывать. Попытайтесь задействовать не только зрительный и слуховой каналы, но и моторный.

Практикуйте игры, в которых требуется выполнить какое-то действие на определенных словах (например, игра «Съедобное — несъедобное», где нужно поймать или отбить мяч в зависимости от того, какой предмет назван). Вообще движение очень полезно для ребенка, пользуйтесь малейшей возможностью, чтобы организовать тот или другой вид физической активности.

Паззлы!

Существует огромное разнообразие паззлов, которые вы можете пособирать со своим ребенком — поверьте, это не только увлекательно, но и принесет огромную пользу. Подберите комплект, который соответствует его возрасту, уровню развития и интересам. Такие занятия способствуют развитию сосредоточенности, умению концентировать внимание на том, что делаешь.

Благодаря таким играм у малыша усиливается восприятие и появляется способность концентрировать внимание. Если часто заниматься с ребенком соблюдая все эти правила, у него будет отлично развито внимание и сосредоточенность.

Источник: https://healthylifestyle.su/dom-i-semya/kak-nauchit-rebenka-vnimatelnosti.html

Как управлять вниманием и сконцентрироваться

как сосредоточиться на уроках

Начнём с самого основного: что представляет собой концентрация внимания? Согласно определению психологов, это акт направления интереса или действий на одну цель. Да, звучит скучновато, однако тут скрывается очень важная идея.

Что такое концентрация внимания

Чтобы сконцентрироваться на чём-то одном, придётся игнорировать всё остальное.

Концентрация появляется только тогда, когда мы говорим «да» одному варианту и «нет» — всем остальным. Другими словами, исключение — это необходимое условие для концентрации внимания.

От того, что вы не делаете, зависит то, что вы можете сделать.

Тим Феррис, писатель, оратор

Конечно, чтобы оставаться сосредоточенным, не требуется неизменное «нет», важно сказать «нет» сейчас, в данный момент. Позже вы можете заняться чем-то другим, но сейчас вы должны направить своё внимание только на одну вещь.

Концентрация внимания — это ключ к продуктивности. Говоря «нет» любым другим вариантам, вы открываете свою способность довести до конца одно оставшееся дело.

А теперь важный вопрос: что нужно сделать, чтобы сосредоточиться на вещах, которые имеют значение, и игнорировать бесполезные?

Почему не получается сосредоточиться

У большинства людей нет проблем с концентрацией внимания. У них трудности с принятием решения.

Мы можем убедить себя сосредоточиться на деле, если убрать с пути всё, что отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую нужно было закончить во что бы то ни стало? Вы выполняли её, потому что дедлайн принимал решение вместо вас. Может, вы и прокрастинируете, но, как только дело вынуждает вас принять решение, вы действуете.

Часто вместо того, чтобы принять трудное решение и выбрать одно дело, мы убеждаем себя, что лучше работать в многозадачном режиме. Но это неэффективный подход, и вот почему.

Почему многозадачность не работает

Технически мы можем делать два дела одновременно. К примеру, смотреть телевизор и готовить ужин или отвечать на входящие во время телефонного разговора.

Но сосредоточиться на двух делах одновременно невозможно. Вы либо смотрите телевизор, помешивая макароны в кастрюле в фоновом режиме, либо готовите макароны, а телевизор становится фоновым шумом. В каждый отдельный момент времени вы концентрируетесь или на одном, или на другом.

Многозадачность заставляет ваш мозг быстро переключать внимание с одного дела на другое. И если бы человеческий мозг умел переходить от одной работы к другой без дополнительных усилий, никакой проблемы бы не было. Но наша голова так не работает.

Вспомните ситуацию, когда вас кто-то прерывал, когда вы писали письмо. Когда разговор заканчивается, обычно вам требуется несколько минут, чтобы сориентироваться, вспомнить, о чём вы писали, и продолжить. Нечто подобное происходит, когда вы делаете несколько дел одновременно.

Каждый раз, когда вы переключаетесь с одной задачи на другую и обратно, вам приходится прилагать умственные усилия.

В психологии это называется эффектом затрат на переключение.

Затраты на переключение — это перебои в продуктивности, которые мы испытываем, когда переключаем наше внимание от одного дела к другому. Исследование 2003 года, опубликованное в International Journal of Information Management, показало, что, отвлекаясь на обычную проверку электронной почты раз в пять минут, человек тратит в среднем 64 секунды, чтобы возобновить выполнение текущей задачи.

Другими словами, из-за одной только электронной почты мы тратим впустую одну минуту из каждых шести.

Миф о многозадачности гласит, что она делает вас эффективнее. В действительности значение имеет только концентрация внимания.

Как сосредоточиться и увеличить продолжительность концентрации внимания

Давайте поговорим о том, как преодолеть нашу склонность к многозадачности и концентрироваться на одном деле за раз. Как понять, на какой из многих возможных вариантов нужно обратить внимание?

Стратегия Уоррена Баффетта — «Два списка»

Один из моих любимых методов, позволяющих сосредоточить внимание на важном и исключить всё остальное, придумал известный инвестор Уоррен Баффетт.

Баффетт использовал трёхступенчатую стратегию для повышения личной продуктивности, чтобы помочь своим сотрудникам определить приоритеты и спланировать действия.

Однажды Баффетт предложил своему личному пилоту выполнить простое упражнение, состоящее из трёх шагов.

  • Шаг 1. Для начала Баффетт попросил пилота Майка Флинта записать 25 главных карьерных целей. На то, чтобы разобраться и написать, Флинту потребовалось какое-то время. Совет: можно выполнить это упражнение с целями на небольшой промежуток времени. Например, составить список из 25 дел, которые вы хотите закончить на этой неделе.
  • Шаг 2. Затем Баффетт попросил Флинта пересмотреть свой список и выбрать 5 самых важных целей. На это Флинту снова потребовалось время, но в итоге он выбрал 5 наиболее приоритетных целей.
  • Шаг 3. К этому моменту у Флинта появилось два списка. Пять наиболее важных пунктов были объединены в список A, а остальные двадцать — в список Б. Флинт решил, что сразу же начнёт работать над пятью наиболее важными целями.

И в этот момент Баффетт поинтересовался, что тот собирается делать со вторым списком.

Флинт ответил: «Пять важнейших целей занимают моё основное внимание, но и двадцать других тоже важны, поэтому я буду работать над ними время от времени, когда представится возможность. Они, конечно, не настолько срочные, но я по-прежнему планирую уделять им внимание».

На что Баффетт сказал: «Нет, Майк, ты понял всё неправильно. Всё, кроме пяти главных целей, — это список дел, которых нужно избегать любой ценой. Что бы ни случилось, ты не должен уделять внимание списку Б, пока не достигнешь пяти важных целей».

Я люблю метод Баффетта, потому что он подталкивает принять сложное решение и исключить дела, которые можно считать хорошей тратой времени, но не самой лучшей. Таким образом, из задач, которые отвлекают на себя внимание, вы выбираете те, на которые действительно стоит тратить время.

Это только один из способов направить своё внимание и абстрагироваться от всего отвлекающего. Существуют и другие, например матрица Эйзенхауэра или метод Айви Ли.

Но какой бы метод вы ни использовали и как бы серьёзно ни были настроены, в какой-то момент концентрация пропадает. Как дольше оставаться сосредоточенным? Для этого нужно выполнить два простых действия.

Измеряйте свои результаты

Внимательность часто пропадает из-за отсутствия обратной связи. Естественно, ваш мозг хочет знать, получается ли у вас достигать поставленных целей.

У всех нас есть сферы жизни, которые, как мы утверждаем, очень для нас важны, но которые мы не отслеживаем. Это в корне неверный подход. Только с помощью цифр и полного отслеживания мы можем что-то предпринять, когда становимся лучше или хуже.

  • Когда я начал считать, сколько сделал отжиманий, я стал сильнее.
  • Когда я начал следить за выполнением привычки читать по 20 страниц в день, я прочитал больше книг.
  • Когда я записал свои ценности, я стал более принципиальным.

Задачи, которые я отслеживал, оставались в центре моего внимания.

К сожалению, часто мы избегаем измерения результатов, потому что боимся, что цифры будут невпечатляющими. Поймите, измерение нужно не для того, чтобы осуждать себя. Это просто обратная связь, которая необходима для понимания, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Измеряйте, чтобы открывать, узнавать, понимать. Измеряйте, чтобы лучше узнать себя. Измеряйте, потому что это поможет вам сосредоточиться на вещах, которые для вас важны.

Цените прогресс, а не показатели результата

Вторая вещь, которую вы можете сделать, чтобы дольше сохранять внимание, — сосредоточиться на процессе, а не событиях. Слишком часто мы представляем себе успех как некое событие, которое может быть достигнуто и завершено.

Вот несколько примеров.

  • Многие люди представляют здоровье как событие («Если я смогу сбросить 10 килограммов, то буду в отличной форме»).
  • Многие люди представляют предпринимательство как событие («Если бы о нашем бизнесе написали в New York Times, мы бы пришли к успеху»).
  • Многие люди представляют искусство как событие («Если бы мои картины выставили в большой галерее, я бы стал известным»).

Это лишь несколько примеров из многих, когда мы определяем успех как единичное событие. Но если вы посмотрите на людей, которые сосредоточены на своих целях, то поймёте, что значение имеют не события или результаты, а концентрация на самом процессе. Эти люди любят то, чем занимаются.

И что самое забавное, концентрация на процессе в любом случае позволит вам наслаждаться результатами.

  • Если вы хотите быть хорошим писателем и выпустить бестселлер, это прекрасно. Но единственный способ достичь этого результата — любить писать.
  • Если вы хотите, чтобы весь мир узнал о вашем бизнесе, было бы неплохо, чтобы о вас написали в журнале Forbes. Но единственный способ этого достичь — любить процесс продвижения.
  • Если вы хотите быть в хорошей форме, возможно вам действительно необходимо потерять 10 лишних килограммов. Но единственный способ достичь этого результата — любить здоровое питание и делать упражнения.
  • Если вы хотите стать намного лучше в любом деле, вы должны полюбить сам процесс. Вы должны влюбиться в построение образа человека, который занимается делом, а не просто мечтать о желаемых результатах.

Концентрация внимания на целях и результатах — это наша естественная склонность, но концентрация на прогрессе приводит к большим результатам в долгосрочной перспективе.

Лайфхаки для улучшения концентрации

Даже когда вы искренне влюблены в процесс и знаете, как оставаться сосредоточенным на своих целях, ежедневная практика может привнести хаос и навредить вашей внимательности. Вот несколько дополнительных способов повышения концентрации.

1. Выберите якорную задачу

Выбирайте один (и только один) приоритет на каждый рабочий день. Хотя я и планирую завершить другие задачи в течение дня, моей приоритетной задачей является одно не подлежащее обсуждению дело, которое я должен закончить. Я называю его «якорной задачей».

Благодаря единственному приоритету мы, не задумываясь, начинаем выстраивать жизнь вокруг этого обязательства.

2. Управляйте своей энергией, а не временем

Если задача требует от вас полной концентрации внимания, запланируйте её на определённое время дня, когда у вас есть для неё силы. Например, я заметил, что моя творческая энергия выше всего по утрам.

Утром я бодрый, лучше пишу и лучше принимаю стратегические решения для своего бизнеса. Поэтому я планирую все творческие задачи на утро.

А все остальные рабочие дела отодвигаю на вторую половину дня: встречи, ответы на входящие, телефонные звонки и чаты в Skype, анализ и обработку числовой информации.

Практически каждая стратегия продуктивности включает совет лучше управлять своим временем. Но само по себе время бесполезно, если у вас нет сил, чтобы выполнить задачу.

3. Никогда не проверяйте электронную почту в первой половине дня

Концентрация — это устранение всего отвлекающего. А электронная почта может оказаться самым большим отвлекающим фактором.

Если я не проверяю почту в начале дня, я могу самостоятельно составить свой распорядок дня, а не подстраиваться под распорядок дня кого-то ещё.

Я понимаю, что многим людям нет смысла ждать второй половины дня, но я хочу бросить вам такой вызов. Можете ли вы потерпеть до 10 утра? Или до 9? До 8:30? Точное время ограничения не так уж важно. Суть в том, чтобы вы могли выкроить себе время утром, когда можно сосредоточиться на том, что для вас важнее всего.

4. Оставляйте телефон в другой комнате

Обычно я откладываю телефон подальше в первой половине дня. Гораздо легче настроиться на работу, если СМС, телефонные звонки или уведомления не отвлекают на себя внимание.

5. Работайте в полноэкранном режиме

Каждый раз, когда я запускаю программу на компьютере, я использую её в полноэкранном режиме. Если я читаю статью в интернете, браузер занимает весь экран. Если я пишу заметки в Evernote, я использую полноэкранный режим.

Если я редактирую изображения в Photoshop, окно программы — единственное, что я могу видеть. Я настроил рабочий стол так, чтобы строка меню автоматически пропадала.

Когда я работаю, я не вижу время, иконки приложений и все остальные отвлекающие вещи.

Кажется, мелочь, но в плане концентрации внимания это очень важное действие. Если вы видите иконку приложения, то у вас время от времени появляется соблазн щёлкнуть по ней. Однако если убрать визуальный сигнал из поля зрения, то и желание отвлечься пропадает через несколько минут.

6. Удалите все задачи, которые мешают вашей концентрации с утра

Я люблю делать самые важные дела с самого утра, потому что в это время ещё не появляется спешка. Поэтому я перенёс первый завтрак на полдень, чтобы высвободить немного дополнительного времени с утра на работу, а не готовку.

Независимо от того, какой стратегии вы придерживаетесь, помните, что когда мир отвлекает вас, всё, что нужно сделать — придерживаться одного дела. Вначале у вас может не получаться. Но нужно просто начать.

Источник: https://Lifehacker.ru/focus-3/

Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы

как сосредоточиться на уроках

Концентрация и сосредоточенность — это свойства внимания. Внимание — это психический процесс, который можно  (и нужно!) развивать, и именно этому посвящена данная статья.

Бесполезно повторять ребенку “Сконцентрируйся!”, если не объяснить ему, как это делается. Сконцентрироваться — означает “сосредоточиться в центре”, и этот центр — его собственное тело, которое он может ощущать на физическом уровне. А для ребенка характерно разбрасываться (то есть отвлекаться), особенно если ему не интересно то, чем он занят. Он неосознанно ищет возможность развлечься.

Прежде всего объясните ребенку, что ему необходимы те знания, которые он получает в школе.

Признайте, что многие вещи он со временем все равно забудет, как вы забыли многое из того, что учили в школе.

Тем не менее, учеба в школе научила вас легко снова находить (или вспоминать) нужную вам информацию, а также узнавать новое. Домашние задания развивают любознательность и способность к обучению.

Вторая прелесть концентрации в том, чтобы довести домашнее задание до желаемого результата, выполнив работу качественно и в разумные сроки.

Чтобы приучить ребенка думать о том, что он делает, просите его задавать себе вопросы о том, что происходит с ним здесь и сейчас. Это очень простой прием позволит ему быстро вернуться в настоящее время.

Всякий раз, когда он почувствует, что отвлекается или что растерялся, можно формулировать вопросы таким образом: где я?… который час?… что я должен сейчас делать?…

Задавая себе эти вопросы один за другим и постепенно возвращаясь к реальности, ребенок научится быстрее концентрироваться, когда ему это необходимо.

Ответы на эти вопросы могут быть такими: где я? – у себя в комнате, за своим письменным столом; который час? — сейчас 19:30; что я должен сейчас делать? — я должен выучить эти словарные слова, а потом начать делать математику (или: я играю перед ужином, так что я могу делать что хочу до тех пор, пока мама не позовет меня).     

Техники, которым вы можете обучить ребенка, чтобы мобилизовать концентрацию перед выполнением домашнего задания, можно также использовать в классе или перед контрольной.

Некоторые считают, что сконцентрироваться можно только в идеальных условиях (тишина, полутень, спокойное место).

Это убеждение на самом деле неверно, так как вне этого идеального места будет очень сложно (вернее, практически невозможно) вновь мобилизовать внимание.

Лучше приспосабливаться к реальным условиям, чтобы приобрести способность легко концентрироваться в любой ситуации. Пусть ребенок узнает, что умение сконцентрироваться в любой обстановке — это сила, которая придает уверенности.

Если ребенок испытывает беспокойство или его одолевают тревожные мысли, следует предварительно прибегнуть к техникам, которые позволяют успокоиться или к брюшному дыханию. И только после этого предложите ему следующие упражнения.

Техника: сосредоточиться на себе, чтобы сконцентрироваться

Продолжительность:  3 минуты
Порядок действий:

  • Попросите ребенка сесть удобнее, закрыть глаза. Пусть почувствует и назовет точки опоры своего тела на стуле. Перечисление нужно начинать с самой верхней точки и заканчивать самой нижней (от плеч до ступней).
  • Затем попросите его сконцентрироваться на несколько мгновений на макушке головы (в случае надобности положите на нее что-нибудь, например книгу).
  • Попросите его представить, что он рисует цветной круг в этом месте, и чтобы он удерживал этот круг несколько мгновений.
  • Пусть вернется к точкам опоры (перечисляя сверху вниз), затем к кругу, поменяв цвет, и т.д.

Советы:

  • Чтобы ребенок доставал ногами до пола, опустите сиденье стула ниже или поставьте ему под ноги что-нибудь, чтобы он мог ощущать точку опоры на уровне свода стопы, пальцами, пятками. Находясь в классе он может подвинуться на краешек стула, чтобы ноги коснулись пола.
  • Чтобы “почувствовать” зону макушки головы (которой уделяется большое внимание в практике йоги), положите на нее что-нибудь весомое (толстую книгу, например) и подержите несколько секунд. После этого останется легкое “ощущение присутствия”(биение, пульсация, ощущение давления или легкости).
  • Вариант в положении стоя: пусть ребенок положит себе на голову книгу так, чтобы она не падала. Приведите ему в пример африканских женщин, которые носят так тяжелые корзины, сохраняя идеальное равновесие.

Техника: экспресс-концентрация

Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:

  • Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
  • Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
  • Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.

Примечание: поднимая глаза вверх на 20 градусов, ребенок переводит свой мозг в “положение альфа”, способствующее лучшей концентрации.

Успехов Вам!

Об авторе: Мария Михайловна Сагайдачная, педагог-психолог СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»

Использованная литература: Е.Камаровская “Помогите, у ребенка стресс!”, Изд-во “Питер”, 2012 г.)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4821

Как сконцентрироваться на учебе и не отвлекаться

как сосредоточиться на уроках

Если на носу экзамен или сессия, а пятеркой даже близко не пахнет — хорошо, что вы залезли в интернет. В этой статье мы рассмотрим пошаговый способ максимально сконцентрироваться на учебе, чтобы подготовиться быстрей и качественней. Все шаги простые, только требуют немного ответственности.

Комната → Домашний офис

До того, как сесть учиться, будет неплохо создать себе атмосферу работы. Пусть она будет такой, какой вы ее представляете: расклеенные по стенам шпаргалки, чашка кофе, мотивирующая заставка на компьютере. Главное – чтобы работать было удобно. Ниже приведен список, как создать это удобство на своем рабочем месте. 

  • Найти укромное место без лишних шумов
  • Навести порядок, обязательно протереть пыль (дышится и думается легче – проверено на себе)
  • Проветрить комнату, чтобы не «тупить» от недостатка кислорода
  • Подготовить все необходимое: ручку, линейку, карандаш, калькулятор, черновик, напиток
  • Взять нормальный стул со спинкой и без колесиков

После того, как вы сделаете эти действия, у вас появится 2 преимущества. Во-первых, вы оберете «начальную скорость» и уже начнете что-то делать, а во-вторых, вы не будете отвлекаться на беспорядок и сможете дольше сохранять концентрацию.

Техника

Отдельно стоит поговорить о технике. Постоянная проверка сообщений и обновлений друзей сегодня превратилась в повседневную привычку: ты уже машинально заходишь полистать инстаграм, когда берешь в руки телефон. Особенно это напрягает, если нужен калькулятор или поисковик.

Чтобы не допускать такого во время учебы, нужно либо убрать гаджеты совсем, либо ограничить их воздействие. Для этого можно попробовать:

  • Включить режим «не беспокоить»
  • Включить режим полета
  • Удалить страничку в соц. сети на время
  • Удалить все закладки браузера
  • Поместить все ярлыки на рабочем столе в одну папку и отдельно создать папку «Учеба»

Этими нехитрыми действиями порой можно сэкономить себе несколько часов. Ведь бывает, что заходишь отдохнуть  на 5 минут, но тратишь на это в 10 раз больше времени.

Перекус

После того, как вы подготовили рабочее место, нужно позаботиться о себе любимом. Для начала просто перекусить, чтобы мозг сосредоточился на уроках, а не на еде. Лучше съесть чего-нибудь легкого, чтобы не свалиться потом на диван с навязчивым желанием заснуть.

Можно убить двух зайцев одновременно: и поесть, и концентрацию повысить. Для этого рекомендуют употреблять следующие продукты:

  • Зеленый чай
  • Зелень
  • Орехи
  • Жирную рыбу (сельдь, скумбрию)
  • Горький шоколад
  • Воду (сама по себе ничего не делает, но недостаток вызывает усталость)

Во время еды посмотрите какое-нибудь видео по теме вашего предмета или почитайте небольшую статью. Так вы сразу начнете вливаться в процесс и избавитесь от посторонних мыслей.

Мысли

Если уж заговорили про мысли, то раскроем этот вопрос шире. Проблемы, нерешенные вопросы, мечты и воспоминания тоже могут помешать сосредоточиться, поэтому нужно максимально избавиться от них до начала занятий. Вот как это можно сделать.

  • Набросать план выхода из волнующей проблемы
  • Специально выделить время на размышления
  • Написать свои мысли на бумаге
  • Взбодрить организм – отжаться, поприседать, принять холодный душ

А можно не тянуть время и сразу сесть за учебу. Если проблема несерьезная, то навязчивые мысли постепенно успокоятся и в процессе погружения уйдут сами.

Еще, важным аспектом, помогающим настроить себя, является визуализация. В мыслях вы заранее готовите себя к работе, постоянно повторяете: «сейчас и только сегодня», «вечером буду трудиться», «не встану, пока не сделаю» и т.

п. Вы прокручиваете процесс работы в голове и даете организму понять, что придется приложить усилия. Этими действиями вы вызываете сосредоточенность еще до начала работы, и впоследствии вам будет легче включиться в процесс.

Музыка

Ученые выяснили, что Моцарт полезен для здоровья, Вивальди – для мышления и скорости реакции, Бетховен – для избавления от стресса. В организме происходят какие-то сложные нейробиологические процессы, которые и определяют все эти положительные эффекты.

Но нам это не важно. Нам важно, что музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее воздействие. Она помогает снять раздражимость и повысить концентрацию внимания. Вот несколько примеров успокаивающей классической музыки:

  • «Лунная соната» — Л. Бетховен
  • Концерт для фортепиано № 23 – В.А. Моцарт
  • «К Элизе» — Л.В. Бетховен
  • Ноктюрн №20 — Ф. Шопен
  • «Вальс цветов» — П.И.Чайковский

Можно использовать не только классику. Прекрасно подойдут современные композиции и звуки природы.

План

Как писал Брайан Трейси: «каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут на выполнение».

Действительно, если вы заранее распланируете весь процесс, то заметите, что закончите быстрее, чем предполагали. Ваши мысли не будут метаться из стороны в сторону, и это позволит сконцентрироваться на одном предмете.

Например, если вы делаете реферат – распишите структуру и подзаголовки, если вы изучаете несколько предметов — подумайте в какой последовательности их читать, если вы делаете домашнее задание — решите что списать, а что сделать самому. Вы потратите всего пару минут, зато избавитесь от чувства неопределенности. У вас появится структура работы – скелет, на который можно будет опереться.

Шаг #3 Концентрация во время учебы

Вот мы и подошли к самому главному – процессу обучения. На самом деле все определяющие шаги были сделаны в прошлом, и сейчас нам осталось узнать только пару эффективных лайфхаков.

#1 Перерывы

Делайте перерывы после 1 часа работы. Ученые выяснили, что именно такое распределение времени помогает сохранить лучшую работоспособность.

#2 Срок

Поставьте себе жесткий срок. Когда вы ставите себе рамки, то мозг автоматически повышает производительность труда.

То, что в спокойном графике вы делаете за 3 часа, можно сделать в 2 а то и в 3 раза быстрее.

Только ставить нужно реальные ограничения, чтобы не было возможности улизнуть.

Например, договориться о встрече с другом, пообещать помощь родителям или купить билет в кино.

#3 Полная самоотдача

Делайте только 1 дело в 1 время и полностью отдавайтесь ему. Водите пальцами по столу, рисуйте фигуры в воздухе, говорите вслух, в общем – старайтесь подключить как можно больше органов чувств. Так вы комплесно подойдете к вопросу, и тем самым лучше сосредоточитесь.

#4 Задержка дыхания

Если вы находитесь в полусонном состоянии и уже устали учиться, попробуйте задержать дыхание. Это хорошее упражнение шокирует мозг и позволяет взбодриться.

#5 Цель

Держите цель в голове, представляйте свободу и удовольствие после выполнения заданий. В противном случае можно скатиться и быстро впасть в уныние.

Немного мотивации

Многим людям все прошлые рассуждения вообще не нужны. Для них основная сложность – отсутствие интереса к обучению и скука.

https://www.youtube.com/watch?v=4MoObvCNimI

Но что здесь сказать? Все описывает цитата художника Чака Клоуза: «Вдохновение для дилетантов, остальные просто приходят и работают». Никогда человек не занимается только любимым делом, всегда существуют проблемы и рутина.

Надо просто сесть и начать, без всяких отговорок. Поднять попу и привыкать ломать свое «не хочу» каждый день. Именно в этом заключается жизнь, именно такое поведение заставляет уважать самого себя. Не ленитесь, прямо сейчас начните вырабатывать свой характер.

Читайте так же — как заставить себя что-то делать.

Заключение + резюме

Признаюсь, я не думаю, что нормальный человек будет выполнять все вышеприведенные приемы. Нужно взять только самое основное, чтобы не застрять в вечной подготовке и не бросить эту затею. Поэтому давайте оставим все второстепенное и выделим главное.

  1. Навести порядок на столе
  2. Выключить телефон
  3. Попить чай с печеньками
  4. Мысленно составить план действий
  5. Быстро сесть и начать

На этом все, надеюсь, приведенные советы помогут вам сконцентрироваться быстрее. Успехов вам в учебе!

Источник: https://uspeshnick.ru/kak-skontsentrirovatsya-na-uchebe-i-ne-otvlekatsya/

Внимание на уроке: как улучшить концентрацию у учеников

как сосредоточиться на уроках

Об уроке, во время которого все ученики внимательно слушают, записывают материал, активно работают и не отвлекаются, педагогу приходится только мечтать. Рассеянность детей на занятиях становится все более распространенной проблемой. Что может сделать учитель, чтобы помочь детям сосредоточиться и сделать усвоение материала более продуктивным?

Причины

В первую очередь необходимо выяснить, что вызывает отсутствие концентрации и внимания со стороны ученика. Незначительных поводов может быть много, но основными выступают следующие факторы:

  • психологические проблемы;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ);
  • отсутствие дисциплины и заинтересованности в предмете;

Для начала поговорите с самим школьником. Возможно, в семье сложилась неблагоприятная обстановка, которая занимает все мысли, или есть конфликт с товарищами.

Можно сделать маленький «сундучок», куда проблемный ребенок (а при необходимости – и его одноклассники) сможет положить записку с тревожащей проблемой.

Нередко написать о том, что волнует и беспокоит, намного легче, чем высказать напрямую. Также важно побеседовать с родителями.

Еще одной причиной может быть гиперактивность. Дети с СДВГ отличаются не просто живым, неусидчивым характером. Они неспособны долго концентрироваться на одной задаче, усидеть на одном месте. Их двигательная активность чрезмерна и бесцельна: даже устав, они продолжают вертеться, шуметь, прыгать.

Гиперактивным ребятам свойственно неумение контролировать эмоции, импульсивность и гневливость. Если ваши догадки подтверждаются разговором с семьей, общение с учеником необходимо выстраивать с учетом особенностей восприятия и поведения таких детей. Это не психическое заболевание, а врожденное нарушение функции самоконтроля.

Его можно скорректировать при правильном и внимательном подходе.

Способы повышения внимательности

Если вы проводите урок с детьми, которые постоянно отвлекаются, болтают и не слушаются, придерживайтесь определенной стратегии:

  • Поддерживайте порядок. Дети должны осознать, что именно вы руководите классом, а не наоборот. Говорите уверенно и спокойно, не позволяйте болтать параллельно с вами. Если нужно, понижайте голос: ученики должны буквально прислушиваться к вашим словам.
  • Структурируйте занятие. Это кажется само собой разумеющимся и банальным, но записанные на доске тема, план и последовательное выполнение его пунктов повышают уровень внимания детей;
  • Чередуйте задания. Более сложные задачи должны сменяться более легкими. Это предотвратит быструю утомляемость и не даст заскучать;
  • Разнообразьте классные часы. Читайте  не только обычную лекцию. Подготовьте презентацию, включите занимательную видео- или аудиозапись. При контроле знаний используйте раздаточный материал. Важно задействовать как можно больше органов чувств, активизировать аудиовизуальный и кинестетический каналы восприятия информации;
  • Меняйте вид деятельности. Самым простым и полезным способом является незаслуженно забытая физкультминутка. Небольшая разминка не только идет на пользу здоровью, но и поможет сконцентрировать детское внимание;
  • Рассаживайте с умом. Как ни странно, школьников с СДВГ не стоит сажать за первые парты. Непоседа будет мешать ходу занятия, оглядываясь назад и рассматривая одноклассников. Можно посадить его в центре аудитории или даже сзади, но так, чтобы вы могли постоянно видеть и контролировать такого школьника. Для этого периодически ходите по аудитории, задерживаясь возле «проблемных» парт.

Просто бездельников и скучающих воспитанников как раз можно усадить за передние ряды, чтобы они ощущали постоянный контроль со стороны преподавателя. При этом не забывайте действенный принцип «сильный и слабый ученик за одной партой».

И, конечно, не размещайте любителей помечтать у окна, так как на улице наверняка найдется что-то  более интересное, чем рассказ учителя.

  • Проверяйте вовлеченность в урок. Рассеянных учеников стоит спрашивать чаще, чем других. Задавайте вопросы неожиданно, переспрашивайте  то, что вы только что рассказали. Со временем ребенок привыкнет к тому, что в любой момент к нему могут обратиться.
  • Давайте ответственные поручения. Непоседливых воспитанников важно вовлечь в происходящее на уроке. Вы можете попросить их раздать листочки с контрольными заданиями, собрать ответы или тетради. Выясните, чем интересуется и занимается помимо школы такой ученик и привлекайте к разнообразным торжествам и мероприятиям. Ощущение ответственности и собственной важности улучшит собранность и организованность.
  • Хвалите и поощряйте

Источник: https://stranatalantov.com/news/vnimanie-na-uroke-kak-uluchshit-konczentracziyu-u-uchenikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.