Как тренировать внимание

Содержание

Упражнения на внимание: как натренировать внимательность – Мастер Речь

Как тренировать внимание

Умение управлять вниманием важно в любом деле. Когда мы увлечены, заставлять себя сосредоточиться не нужно. А что делать, если мысли постоянно уносятся вдаль от скучной работы или не слишком интересного занятия?

Как быстро развить внимание

Наше внимание подвижно: оно может быть направлено как на один предмет, так и на несколько сразу, оно может ослабевать или переключаться. Его можно сравнить с прожектором, направляющим яркий или слабый, широкий или узкий луч, освещающий один или несколько объектов.

Внимательность – это способность концентрироваться на чем-либо, совершать действия, не отвлекаясь на посторонние дела. Антоним «внимательности» — «рассеянность».

Вспомним басню Крылова «Ворона и лисица», в которой ворона собралась вкусно позавтракать сыром, да отвлеклась на льстивые речи лисицы, которая имела свои виды на этот сыр. И дело закончилось тем, что «Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова».

А детское стихотворение Самуила Маршака о человеке рассеянном с улицы Бассейной? Оно также о том, к чему приводит невнимательность: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок на пятки натянул себе перчатки».

Миру очень повезло, что человек рассеянный не был конструктором самолетов, аптекарем, хирургом, банковским служащим – наверно, он был «свободным художником», потому что трудно найти профессию, где бы не требовалась внимательность.

Более того, немецкий пастор Вильгельм Буш заметил, что многие люди стали богатыми потому, что были внимательны к мелочам и не пренебрегали ими.

А старая поговорка гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поскольку рассеянность не болезнь, от нее можно избавиться своими силами.

Мы же не хотим ставить свою судьбу в зависимость от собственных ошибок, сделанных по невнимательности?

Как стать внимательным

Психологи шутят, что особенно внимательными мы становимся тогда, когда в рабочее время занимаемся посторонними делами и стараемся не пропустить момент, когда войдет начальник.

Упражнений на совершенствование внимания множество. И они направлены на развитие и тренировку разных его свойств: способности к переключению, совершению параллельных действий, концентрации, устойчивости.

1. Повышаем концентрацию внимания с помощью цвета

Вернее, трех цветов – желтого, синего и зеленого. Давно известно, что цвета сильно влияют на наше настроение. Французский художник Жак Вьено заметил, что «от цвета можно ждать чудес, но он же может вызвать и катастрофу».

Если мы хотим иметь ясный ум, быть сообразительными и внимательными, если то и дело принимаем участие в мозговых штурмах, то при нам стоит обратить внимание на солнечный желтый цвет. При работе над проектами, требующими длительной концентрации внимания, нам облегчит задачу синий и зеленый цвета.

Разумеется, мы не можем изменить интерьер рабочего кабинета в соответствии с этими пожеланиями, но в наших возможностях оформить свой рабочий стол так, как мы хотим. Ручки, блокноты и прочие канцелярские принадлежности, фотографии мы можем подобрать в цветах, настраивающих нас на рабочий лад и повышающих концентрацию внимания. Кстати, эти же цвета не советуют использовать в спальнях.

На рабочем месте не стоит использовать яркий красный цвет, вызывающий возбуждение, из-за чего человеку трудно сосредоточиться и он допускает больше ошибок.

2. Упражнение «Назови цвет»

Напишите на бумаге названия цветов, как в примере ниже, а затем возьмите цветные фломастеры и закрасьте каждое слово другим цветом.

Фиолетовый. Синий. Желтый. Синий. Коричневый. Зеленый. Красный. Черный. Розовый. Оранжевый. Голубой. Красный. Коричневый. Фиолетовый. Желтый. Черный. Зеленый. Синий. Голубой.

Смотрим на эти слова и вслух быстро называем цвета, но не те, которые написаны, а те, которыми слова закрашены. Это не так уж просто, как кажется.

3. Не переключаемся

Наше внимание так и норовит увести нас в сторону от неотложных дел. Мы только включились в рабочий процесс, как тут до нас донесся соблазнительный кофейный аромат – и вот мы уже забыли, над чем собрались работать, и бежим варить кофе.

На монитор рабочего компьютера упал солнечный луч – и вот мы мыслями уже в отпуске. Наш взгляд наткнулся на букет цветов – и мы погрузились в воспоминания, потому что такие цветы росли в бабушкином палисаднике.

Время идет, усилием воли мы таки заставляем себя взяться за дело, но в спешке совершаем ошибки, и это итог нашей невнимательности.

Берем себя в руки и начинаем контролировать моменты переключений. Открываем блокнот, который отныне будет у нас под рукой, и отмечаем их. В конце дня подсчитываем. Не забываем каждый раз при переключении мысленно себя спрашивать: «Действительно ли я хочу сейчас об этом думать?». Такие вопросы самому себе не дадут остаться переключениям незамеченными, и мы сможем их контролировать.

Если мы все же позволим себе отвлечься, то запишем время, которое уйдет у нас на посторонние размышления. В итоге может набраться немало минут, а то и часов, потраченных впустую. Возможно, этот способ заставит нас больше ценить время и лишний раз не переключаться на бесплодные размышления.

4. Учимся концентрироваться

Здесь понадобится немного терпения: в течение двух минут наблюдаем за движением секундной стрелки. Затем на листе бумаге также на протяжении двух минут рисуем прямую линию, сосредоточившись только на этом процессе. Подумали о чем-то другом – нарисовали петлю и снова ведем прямую линию. Делаем так несколько раз в день и смотрим, есть ли прогресс: стало ли петель меньше?

5. Тренируем внимание

Попросим кого-нибудь оставить на столе несколько предметов – пусть их сначала будет 5. Окидываем взглядом, запоминаем, отворачиваемся и просим один убрать. Поворачиваемся и называем предмет, которого не стало. Постепенно доводим количество предметов до 30.

Заведем дневник и полчаса в день уделим записям: опишем любое событие дня, которое произвело на нас наибольшее впечатление, обращая внимание на детали. Также можно полчаса в день уделить рисованию: рисуем все, что придет на ум, например, как сегодня выглядела наша коллега. Такое упражнение развивает внимательность, наблюдательность, креативность, память и дает возможность сосредоточиться.

В течение двух-трех минут рассматриваем картину или фотографию. Закрываем глаза и мысленно стираем сохранившийся образ. Делаем так несколько раз, вплоть до 50.

Далее картину не стираем, а воспроизводим в памяти, стараясь не упустить никаких деталей. Открываем глаза, сверяем запечатленное в памяти изображение с оригиналом, отмечая, какие детали были упущены.

Снова проделываем то же самое, пока образ не удастся мысленно воспроизвести с максимальной точностью.

6. Упражнение «Луч внимания»

Врач-психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» для тренировки внимания предложил еще одно упражнение: смотрим в окно и находим несколько отдаленных объектов, например многоэтажный дом, церковные купола, телевизионную вышку.

Наш взгляд – это луч, одновременно охватывающий эти объекты. Держим этот луч внимания две – три минуты, а затем направляем его на свой кончик носа и держим столько же. Опять направляем луч внимания на дальние объекты – и снова на кончик носа. И так несколько раз.

Затем закрываем глаза и мысленно проделываем те же действия.

Это упражнение будет хорошей гимнастикой и для глазных мышц.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, насколько вы внимательны

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Источник:

Упражнения для развития концентрации внимания

Экология жизни: Степень концентрации внимания можно повысить соответствующими тренировками. При этом не следует пытаться…

Тренировка концентрации внимания

Известно, что внимание — это избирательная способность восприятия того или иного объекта. Внимание — понятие тонкое. Каждый сам чувствует, что такое внимание, на личном опыте.

Концентрация внимания — это способность удержания внимания на каком-либо объекте, выделение его из общего фона.

Дети легко концентрируют свое внимание на том, что им нравится и хочется, и мгновенно становятся рассеянными в отношении того, что им не интересно и чем заниматься им не хочется. К концентрации внимания детей нужно не столько учить – они это умеют! – сколько приучать.

С возрастом, в результате влияния на человека множества факторов, человек в значительной степени утрачивает способность концентрировать внимание. Взрослых людей, по крайней мере, многих взрослых людей, концентрации внимания нужно уже учить, и это умение, умение концентрировать свое внимание на важных вещах, для взрослого человека приобретает исключительную важность.

Каждая задача требует своей специфической концентрации внимания. Так, опытный водитель за рулем смотрит не в какую-то определенную точку: он смотрит широко, на дорогу целиком.

А если он вдруг сконцентрирует свое внимание на каком-либо отдельном объекте (рекламный щит или разговор с попутчиком, например) то он может попасть в аварию.

В других ситуациях нужно уметь сужать круг своего внимания, концентрироваться на конкретной задаче, чтобы вас не отвлекало ничего.

Сужая свой круг внимания, концентрируясь на самом главном, мы начинаем действовать на этом участке максимально эффективно.

При длительной концентрации на определенном объекте можно прийти к вполне определенному практическому результату. Например, концентрация внимания на кончике носа, приводит к совершенствованию обоняния. Концентрация позволяет улучшить память, способность восприятия и внимательность. Кроме того, концентрация делает ум человека более осознанным, управляемым и острым.

Тренировка концентрации внимания

Степень концентрации внимания можно повысить соответствующими тренировками. При этом, если вы ранее этому не учились, не следует пытаться это сделать во время ответственных дел: любое новое дело, тем более на фоне напряжения, мешает основному занятию.

Разделите эти вещи: когда вы заняты делом, занимайтесь делом и не отвлекайтесь на концентрацию внимания. Если же вы тренируете концентрацию внимания, то не занимайтесь в это время более ничем другим.

Поскольку практических задач, для своего решения требующих повышенного внимания, существует великое множество, то и упражнений, и методик, развивающих соответствующие способности человека концентрировать внимание, также достаточно много. Причем, они постоянно совершенствуются, а список их расширяется.

Поэтому рассмотрим несколько, на наш взгляд, основных из них (базовых).

Упражнение 1. Концентрация внимания на неподвижной черной точке

1. На белом листе бумаги нарисуйте черную жирную точку. Диаметр черной точки должен быть около 0,5 см, чтобы она была хорошо видна с расстояния 2-3 метра (без напряжения зрения).

2. Повесьте лист бумаги на стену, сядьте удобно на указанном расстоянии от листа бумаги.

Во время упражнения можно моргать веками, это не принципиально, главные условия во время выполнения данного упражнения связаны не с глазами, а с вашей мыслительной системой.

Цель данного упражнения — научиться отвлекаться от любых мыслей, кроме самых «простых» мыслей о точке, наподобие: «Я вижу точку».

Ничего мысленно не надо делать с черной точкой. Никуда мысленно не стремиться, ваша мысль должна быть просто сконцентрирована на черной точке.

В идеале, не должно быть никаких мыслей, вы просто смотрите предельно внимательно на черную точку без каких-либо попыток что-либо мысленно делать типа войти в черную точку, размазывать ее или фокусировать, никаких «путешествий по заоблачным далям» ничего подобного.

Не надо пытаться останавливать какие-то другие мысли. Пусть ваши мысли делают все, что им хочется, вы все равно на них не обращаете никакого внимания. Ни на что, кроме черной точки, не обращаете никакого внимания.

Вы должны научиться вести наблюдение именно за черной точкой, а не за всем пространством, в котором находится черная точка. Как только вы обратили внимание на что-либо кроме черной точки – упражнение автоматически завершается.

Данное упражнение нужно делать постоянно в течение не менее 6 месяцев, доведя его продолжительность до 3 минут.

Упражнение 2. Концентрация внимания на подвижной точке

В качестве подвижной точки можно использовать, например, кончик секундной стрелки настольного будильника или настенных часов.

Данное упражнение выполняется при соблюдении тех же самых условий, что и в случае с черной точкой.

Это два абсолютно одинаковых упражнения, техника исполнения которых ничем друг от друга не отличается, разница лишь в том, что черная точка неподвижна, а кончик секундной стрелки перемещается по циферблату.

  • Сядьте удобно и комфортно, сконцентрируйте внимание на КОНЧИКЕ секундной стрелки, следите за кончиком, не обращайте ни на что внимание.

Источник: https://deton-vrn.ru/oratorstvo/uprazhneniya-na-vnimanie-kak-natrenirovat-vnimatelnost.html

Как развить внимание: эффективные способы

Как тренировать внимание

Представляю вам список советов и упражнений, как развить внимание. Не ленимся, работаем над собой!

В разнообразных фильмах мы можем часто увидеть бесстрашных разведчиков или опытных следователей, которые с легкостью подмечают детали, запоминают номер телефона, едва взглянув на него, могут безошибочно определить, что изменилось в комнате, если здесь побывали чужие.

Мы воспринимаем подобные способности, как киношные и не расстраиваемся, если в упор не помним, в какой одежде муж ушел на работу, как были расставлены баночки в шкафчике до уборки и каков порядок заполнения отчетных документов.

Вместо того чтобы обеспокоиться вопросом, как развить внимание, мы беспечно машем рукой и говорим: «Подумаешь, и без внимательности проживу!».

Но ведь никогда не знаешь, какой поворот сделает твоя судьба, возможно, именно умение подмечать детали когда-нибудь спасет жизнь или поможет получить желаемое.

Как мне развить внимание?!

В школе я была в дружественных отношениях с одной девочкой.

Все в ней было хорошо, кроме ее жуткой невнимательности. Иногда казалось, что она не замечает ничего вокруг.

Яна запросто могла прийти в школу в разных носках, оставить кошелек преспокойно лежать возле сумки, а затем за ним возвращаться, не помнить, куда она только что положила какую-нибудь вещь и даже какую марку молока покупает ее мама, хотя она регулярно ходила с ней за покупками.

Окружающие посмеивались над особенностями характера девушки, но не видели в этом серьезных проблем, пока однажды не случилась весьма неприятная история.

Мы с классом поехали на пикник и решили поиграть в лесу в прятки.

Ограничили территорию (весьма небольшую, кстати), за пределы которой выходить нельзя.

Как улучшить память?

Наша игра закончилась печально – Яна зашла чуть дальше и не смогла найти дорогу назад.

Она абсолютно не помнила ни ориентиры, ни направление – ничего.

Нашли мы ее быстро, но девушка успела испугаться, расплакаться, и с тех пор твердо решила сделать все, чтобы развить внимание и перестать считать ворон.

Что собой представляет внимание и как его развить?

Словарь определяет значение слова «внимание» так: это возможность человека сосредоточиться на чем-то – событии, разговоре, предмете, образе и т.д.

Ученые даже смогли измерить объем внимание: он равен 7 единицам (погрешность составляет 2 единицы в большую или меньшую сторону).

Исследователи считают, что взрослый человек способен сосредоточивать на чем-то внимание максимум на полчаса (и это в лучшем случае), дети же могут на чем-то концентрироваться не больше 15 мин.

Именно поэтому первоклассникам так сложно на уроках, именно поэтому (а не в силу вредного характера) они начинают шуметь и отвлекаться.

Вспомните свои студенческие годы или попробуйте засечь на паре (если вы до сих пор учитесь), сколько времени вы способны внимательно слушать преподавателя.

Даже если лекция увлекательнейшая – то 30-40 минут, а затем наверняка начинаете смотреть в окно, думать о том, что надеть на свидание вечером и сколько времени понадобится на выполнение домашнего задания.

А вот отдохнув минут 10 и переключив свой интерес, вы снова готовы внимать преподавателю.

Правда, со скучными лекция все происходит намного печальнее: мозг отключается практически сразу и даже наиболее эффективный тренинг, как развить внимание, не поможет, если вот уже двадцать лет Марья Семеновна приходит на пары с теми же пожелтевшими от времени конспектами.

Это я о своем, о наболевшем

Источник: https://dnevnyk-uspeha.com/interesnye-fakty/kak-razvit-vnimanie-jeffektivnye-sposoby.html

Тренировка внимания

Как тренировать внимание

Одно из самых важных умений человека – умение концентрироваться на информации и запоминать ее. Чтобы добиться этого, необходимо в первую очередь тренировать внимание. Без него вы не сможете выделить главное и дать команду мозгу запомнить нужное. В этой статье мы поговорим об упражнениях, которые помогут прокачать это умение.

Концентрация внимания – поведенческий и когнитивный процесс избирательного сосредоточения на дискретном аспекте информации, независимо от того, считаются ли они субъективными или объективными, игнорируя при этом другую воспринимаемую информацию. Если говорить проще, то это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Внимание остается важной областью исследований в области педагогики, психологии, нейробиологии, когнитивной науки и нейропсихологии.

Области активного исследования включают в себя определение источника сенсорных сигналов, которые вызывают внимание, влияние этих сигналов на настраивающие свойства сенсорных нейронов и взаимосвязь между вниманием и другими поведенческими и когнитивными процессами, такими как рабочая память и бдительность.

Наши органы чувств воспринимают огромное количество информации и при этом большую ее часть нам не нужно запоминать. Важно фокусироваться лишь на том, что мы считаем важным. Для этого и нужно внимание: оно является как бы указателем мозгу относительно того, на что нужно обратить осознанный интерес.

Клиническая модель внимания

Внимание лучше всего описывать как постоянную направленность когнитивных ресурсов на информацию при фильтрации или игнорировании посторонней информации. Внимание – это простая функция, которая часто является предшественником всех других неврологических и когнитивных функций.

Одна из часто используемых методик для оценки внимания – модель Сольберга и Матеера. В ней описываются пять различных видов внимания в зависимости от их трудности. Если хотите повысить уровень,  нужно тренировать их постепенно от самого легкого до сложного:

  1. Сосредоточенное внимание: способность реагировать отдельно на определенные зрительные, слуховые или тактильные раздражители.
  2. Устойчивое внимание (бдительность и концентрация): способность поддерживать последовательный поведенческий отклик при непрерывной и повторяющейся деятельности.
  3. Селективное внимание: способность поддерживать внимание перед лицом отвлекающих или конкурирующих стимулов.
  4. Чередование: способность умственной гибкости, позволяющая людям переключать внимание между задачами, имеющими разные познавательные требования.
  5. Разделенное внимание: это самый высокий уровень внимания, и он относится к способности одновременно реагировать на несколько задач.

При этом для тренировки внимания особенно важен навык осознанности. Если вы осознанны, то повышение уровня происходит намного быстрее.

Учтите, что наше внимание работает постоянно и его можно разделить на два вида: произвольное и непроизвольное.

При непроизвольном (пассивном) внимании отсутствует сознательный выбор направления и в его основе лежат неосознанные установки человека. Причины возникновения: внутреннее состояние, контрастность предметов и явлений, новизна раздражителя.

Во время произвольного (сознательного) внимания человек прилагает значительную силу воли, фокусируется. Он может подавить желание концентрироваться на раздражителях, которые отвлекают от работы или умственной деятельности.

Говоря о тренировке внимания, мы имеем в виду воспитание сознательного внимания. Это значит вовремя заметить свою пассивность и при помощи силы воли заинтересоваться наиболее важным для нас объектом или источником информации.

Когда вы читаете книгу и отвлекаетесь на первый же шум – это значит, что вы включили непроизвольное внимание. А при помощи произвольного можно возвратиться к чтению за считанные секунды и не потерять главную мысль повествования.

Поэтому тренировка внимания очень важна, если вы хотите повысить качество памяти, научиться концентрироваться и развивать когнитивные функции.

Тренировка памяти и внимания

Упражнений для тренировки памяти и внимания существует огромное множество, но общий смысл в них один – как можно дольше удерживать свой фокус на чем-то одном и менять его, если потребуется.

Данные упражнения могут показаться простыми, но главное в них то, что они действительно работают. Тренируйтесь каждый день, чтобы получить лучший эффект.

  • Фокус на одном слове. Найдите приятное тихое место, где можете посидеть как минимум пять минут, чтобы никто не прерывал вас (это требование для всех упражнений). Неважно, что именно это за слово, важно чтобы оно вдохновляло, а не нагоняло скуку: любовь, успех, мужество, счастье, успех. Повторяйте его мысленно в течение 5 минут. Когда почувствуете, что можете больше, доведите количество времени до 10 минут.
  • Считать слова. Эта особая умственная деятельность очень эффективна в усилении вашего умственного внимания. Возьмите любую книгу – роман или школьный учебник – и попробуйте подсчитать количество слов на странице. Усложните упражнение, доведя подсчет слов до 5-10 страниц или даже целой главы. При этом вы должны использовать только глаза, водить пальцем по странице нельзя.
  • Наблюдение. Упражнение состоит из трех этапов. Каждый из них может длиться от 1 до 5 минут. Первый: возьмите физический объект. Это может быть фрукт, игрушка или предмет. Обратите внимание на его характеристики и особенности, не давая своему уму отвлечься от этого процесса. Отдайте полностью внимание тому, что находится у вас в руках. Второй: держите в руках тот же объект, но при этом не думайте о его характеристиках. То есть не допускайте ни одной мысли. Существуете лишь вы и этот предмет. Третий: закройте глаза и мысленно представьте этот объект во всех подробностях. «Покрутите» его в своей голове.
  • Воспоминание. Вспомните, как прошел сегодняшний день. Если сейчас утро, думайте о вчерашнем. Закройте глаза и представьте, что смотрите фильм по телевизору, где вы главный герой. Вспомните, что произошло утром от момента пробуждения, все детали. Что говорили, что было необычного или обыденного. Не пропускайте ни одной картинки.
  • Читать и переписывать. Чем больше сознательного внимания мы уделяем информации, тем больше фактов сохраним в памяти. Это упражнение показывает, насколько хорошо вы можете оттачивать то, что делаете. Прочитайте одну статью, после чего попытайтесь воссоздать содержимое. Сравните результат.
  • Утро. Проснувшись рано утром, сделайте несколько упражнений. Первое: вращайте глазами в правую, потом в левую сторону, вверх, вниз в течение 30 секунд. Второе: закройте глаза, постарайтесь представить свой ежедневник, включая запятые, сокращения, зачеркивания. Третье: возьмите по ручке в каждую руку и попытайтесь одновременно нарисовать две разные фигуры. Это заставит оба полушария мозга работать одновременно, что положительно скажется на вашем внимании.
  • Игра «Числа». Эта игра отлично подходит для чередования внимания (четвертый уровень сложности по модели Сольберга и Матеера, о которой мы говорили выше).

Помимо этого, вам нужно тренировать свою осознанность, что, как мы уже выяснили, является очень важным навыком, который необходим для развития внимания. Заведите себе дневник, в котором 5-10 раз в день (заранее решите, сколько именно) вы будете отвечать на следующие вопросы:

  • Что я сейчас делаю?
  • Зачем я это делаю?
  • Что я сейчас ощущаю?
  • Какие мысли в моей голове сейчас?
  • На что уходит мое время?
  • Это то самое занятие, которое мне нужно здесь и сейчас?

Фокус в том, что при помощи этих простейших вопросов вы начнете возвращать себя в настоящее, а также осознавать свое внимание. К концу дня вы уже с удовольствием будете размышлять о том, на что же его направить.

Тренировать свое внимание можно и онлайн – при помощи игр, упражнений и тренажеров. У нас они доступны по PRO-подписке.

Тренировка внимания у детей

Многим детям сложно концентрироваться – они неусидчивы, часто переключают внимание и берутся за разные дела. Что делать, если это вредит, например, занятиям? Способность к концентрации  можно развивать и у детей. Вот несколько типичных упражнений:

  • «Замри! Фокусируйся!». Это одно из самых эффективных упражнений, которое покажет вашему ребенку, что он в состоянии сознательно управлять своим вниманием. Оно также докажет ему, что он не должен фокусироваться на всем, что попадает в поле его зрения. Когда он меньше всего этого ждет, скажите ему: «Замри!» и заставьте застыть на месте (начните с десяти секунд). Когда время выйдет, попросите его перечислить три вещи, которые он видел, когда был заморожен. То же самое проделайте, говоря: «Фокусируйся!». Через какое-то время ребенок сам начнет давать себе команды, когда понадобится фокусироваться.
  • Линия. Дайте ребенку лист бумаги и карандаш и поставьте условие: медленно рисовать линию до тех пор, пока ему в голову не придет отвлекающая мысль. Когда это случилось, он должен сделать маленький пик наверх. После чего пускай ведет линию дальше. Таким образом, вы сможете наглядно увидеть количество отвлечений и параллельно тренировать его внимание.
  • Запрещенная буква. Отличная и забавная игра, в которой вам нужно договориться с ребенком обсудить какую-то тему и при этом ни один из вас не должен употреблять одну букву («п», «ж», «с» или любую другую). Вы можете хитрить и задавать такие вопросы, которые предполагают, что ребенок назовет именно ту букву. Например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?».
  • «Что изменилось?». Разложите на столе около десяти предметов перед ребенком. Пусть он в течение минуты изучает их, а потом закроет глаза. Спрячьте или передвиньте предмет, а ребенок должен угадать, какой именно.

Главный принцип, которого вы должны придерживаться во время занятий с ребенком – ему должно быть интересно. Все, что не вызывает в нем интереса, будет проигнорировано, а о сознательном внимании можно будет забыть.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

5 упражнений для развития феноменальной концентрации внимания

Как тренировать внимание

Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.

Причины недостаточной концентрации внимания

Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:

  • недостаточный сон;
  • неполноценное питание;
  • включенный телевизор;
  • шум транспорта;
  • посторонние разговоры и действия;
  • усталость;
  • стресс и депрессия;
  • лекарственное или алкогольное воздействие.

Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.

Как оценить уровень концентрации внимания

Чтобы понять состояние вашей внимательности, разработана методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Прежде чем ответить на вопрос как повысить концентрацию внимания рекомендуется пройти тест.

Тест поможет определить уровень концентрации, избирательности внимания и помехоустойчивости.

Среди указанных букв присутствуют слова, которые нужно выделить. На тест отводиться две минуты. Добейтесь того, чтобы концентрация внимания была максимальной.

За две минуты нашли все зашифрованные слова — сосредоточенность на должной высоте. Отведенного времени на тест показалось много – отличный результат. Двух минут не хватило – концентрация внимания низкая. Добавьте себе 5 секунд за каждое слово, которое не смогли найти.

Данный тест проверяет состояние сосредоточенности и работу кратковременной памяти.

Чтобы пройти тест нужно, чтобы другой человек прочитал для вас десять слов. Выбранные слова не могут быть связаны смыслом или ассоциациями.

Пример:

Подушка, пирог, снег, пудель, тетрадь, фокус, тапочки, осень, корабль, кирпич.

Если после первого прочтения слов вы назвали 8 – уровень концентрации внимания на высоте. Повторили 7 слов – удовлетворительное состояние концентрации. Назвали меньше 7 слов – концентрация внимания на низком уровне.

Используйте одну таблицу для одной попытки. В каждой из таблиц среди вразброс расположенных цифр нужно показывать и называть цифры по порядку от 1 до 25. Засекайте время, потраченное на тест.

Концентрация внимания на высоте, если вы потратили на тест (одна таблица) не больше чем 40 секунд. На тест ушло от 40 до 50 секунд – средний уровень внимания. Затратили больше 50 секунд – низкий уровень внимательности. Методика Шульте – проверка уровня сосредоточенности и одновременно тренировка внимания.

Техники для развития концентрации внимания

Развитие сосредоточенности пойдет быстрее, если использовать для тренировки внимания упражнения и специальные техники.

Данная техника развития внимательности подразумевает длительное удержание высокой сосредоточенности на предмете.

Для занятия приготовьте белый лист бумаги с нарисованной посередине черной точкой. Закрепите рисунок на расстоянии одного метра от вас. Примите удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закройте глаза и отвлекитесь от мыслей и образов.

После погружения в состояние покоя откройте глаза и посмотрите на точку. Постарайтесь не отводить глаз, не моргать. Ни о чем не думая, не напрягаясь, удерживайте внимание только на черной точке. Техника выполняется в течение 20–30 минут.

По окончании занятия закройте глаза, наблюдая остаточное явление черной точки до полного исчезновения.

Техника сосредоточенности на пламени горящей свечи помогает повысить уровень внимательности. Поставьте зажженную свечу в полуметре от себя. Сядьте так, чтобы пламя горело на уровне глаз. Обеспечьте тишину в комнате, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Отключите источники света и шума.

Закройте глаза и абстрагируйтесь от навязчивых мыслей и образов. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, посмотрите на пламя свечи. Не моргая, зафиксируйте взгляд на кончике огня. Техника занимает 30 минут. Далее, продолжите смотреть на свечу с закрытыми глазами до полного исчезновения картинки.

Научитесь медитировать. Техника медитации поможет добиться высочайшего уровня концентрации внимательности за счет отвлечения от постороннего и сосредоточения на внутренних ощущениях.

Для выполнения занятия возьмите механические часы и положите на стол. Займите удобное положение и расслабьтесь. Нужно сконцентрировать внимание на стрелке часов, не думая ни о чем. Техника выполняется до тех пор, пока в ходе полного оборота секундной стрелки вас не посетит ни одна мысль, ничего не отвлечет от процесса.

Техника «Часы» тренирует внимание и помогает сконцентрироваться.

Примите удобную позу и расслабьтесь. Дышите плавно и свободно. Переведите взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и взглядом на кончике носа, отвлекитесь ото всех мыслей. Как только мысли переключатся на что-то другое, верните в начальную точку.

Каждая техника или упражнение помогает развивать внимательность и учит сосредотачиваться, абстрагируясь от посторонних шумов, запахов, действий другого человека. Тренировка концентрации – залог успешного выполнения поставленных задач.

Теперь вам известно как улучшить концентрацию внимания и добиться высокого уровня сосредоточенности в работе. Уделяя время занятиям по развитию внимания, вы одновременно натренируете и память.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/attention/koncentraciya-vnimaniya.html

Упражнения на концентрацию внимания – Психологос

Как тренировать внимание

На что обращать внимание, а на что нет, мы можем решить сами: конечно, при условии, что можем управлять своим вниманием. Управление своим вниманием – обычный навык, и его можно и нужно тренировать.

Предупреждение: не следует тренировать концентрацию внимания непосредственно во время ответственных дел. Почему? Любое новое дело, тем более на фоне напряжения, мешает основному занятию.

Разделите эти вещи: когда вы заняты делом, занимайтесь делом и не отвлекайтесь на концентрацию внимания.

Если же вы тренируете концентрацию внимания (правильно!), то не занимайтесь в это время более ничем другим.

Основной массив упражнений для развития концентрации внимания – это тренировка управления лучом внимания. Упражнений, тренирующих управление лучом внимания – десятки и сотни, мы предлагаем здесь только самые простые, для примера.

Упражнение «Линия»

Задача – на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении – делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.

Упражнение «Дальтоник»

При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано. Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.​

Упражнение «Муха»

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”.

Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку.

Исходное положение “мухи” — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра.

Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.

“Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости. Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру.

Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес.

Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение «Две мухи» – более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи – муха один и муха два. Ходят мухи по очереди, например: «Муха один – вверх», «Муха два – вправо». Правила и задача – такие же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок – хороший результат.

Второй ряд упражнений на концентрацию внимания

Рефлексия – это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью. Рефлексия помогает личности осознать, где она находится, что делает, и что необходимо делать дальше.

  • Упражнение «Куда направленно моё внимание»
  • Упражнение «Рефлексивное чтение»

Упражнения смотрите здесь

Третий ряд упражнений на концентрацию внимания

Эмоциональное равновесие.

  • Упражнение «Дыхание»
  • Упражнение «Гладь озера»
  • Упражнение «Четки»
  • Упражнение «Кинолента»
  • Упражнение «Мысленное расслабление»
  • Упражнение «Сфинкс»
  • Упражнение «Скульптура»

Упражнения смотрите здесь

Если в день этим заниматься полчаса (лучше отрезками по 5 минут), то навыки концентрации внимания развиваются в среднем за два месяца. И это того стоит. Успехов вам!

Здесь можно почерпнуть максимум информации по этой теме «Сила концентрации или Главное качество великих людей».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/uprazhneniya-na-koncentraciyu-vnimaniya

Упражнения на внимательность — или как не упустить самое важное

Как тренировать внимание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Стартуем с Успехом!

Недавно я выявил одну особенность, когда я расслабляюсь, и перестаю обращать внимание на разные мелочи, то часто упускаю очень важные моменты. Я пришел к выводу — надо тренировать свою внимательность!

Вы никогда не задавали себе вопрос, зачем нужно развивать внимательность? В любом возрасте это даст вам огромное преимущество. Вы станете лучше понимать людей и видеть те мелочи, которые другие не замечают. Это позволит принимать более правильные решения и проводить глубокий психологический анализ.

Изучите методики повышающие внимание до предела — читайте далее!

Развитое непроизвольное внимание поможет быстро сориентироваться в незнакомой ситуации и избежать опасностей. Прежде чем изучить упражнения на внимательность, очень полезно хорошо ее понять.

Внимание тоже бывает разным. Учимся различать

  1. Непроизвольное внимание включается, когда происходит что-то странное или необычное. При резком появлении определенного раздражителя. Человек не ставит своей целью запомнить это. Все происходит само собой. Его также можно назвать вниманием подсознания, и оно во многом зависит от собственных установок.

    Резко пробегающее животное или необычная ситуация надолго может оставить след в вашей памяти.

  2. Произвольное внимание включается человеком самостоятельно, по своей воле. Оно четко завязано на действие второй сигнальной системы. Этот вид внимания включается сознательно и требует большей затраты сил.

    Люди прибегают к нему, когда нужно что-то запомнить или изучить.

Почему многое мы можем не замечать?

Давайте рассмотрим ряд свойств, которые напрямую влияют на внимание. Все они в совокупности дадут то свойство ума, которое мы понимаем как внимательность, так и невнимательность. Это относится как к взрослым, так и детям. Стоит лишь учесть, что у малышей, особенно на первом году жизни вторая сигнальная система еще недоразвита.

Те действия, которые даются взрослым легко, для детей могут быть практически невыполнимыми. Приведем простой пример. Если ребенок держит игрушку и ему предложить вторую, скорее всего, первую он просто тут же бросит и забудет о ней.

  • Объем. Он обусловлен качествами человека, заложенными природой. Его вполне можно и нужно развивать и усовершенствовать при помощи специальных упражнений.
  • Устойчивость – это характеристика, определяющая количество времени, которое человек может сосредоточиться на одной задаче и не отвлекаться.
  • Распределяемость – это количество операций, которые человек может делать в одно и то же время.
  • Переключаемость. Это способность очень быстро переключаться между совершенно разными задачами. Так, что создается впечатление, что одновременно делается много дел. Секрет в молниеносной переключаемости. Например, ученики могут слушать урок, конспектировать и параллельно общаться друг с другом.
    Водитель ведет машину, следит за дорогой, да еще и может параллельно разговаривать по телефону, хоть это и не приветствуется, конечно. Молодая мама может готовить, смотреть телевизор и параллельно развлекать своего малыша.

Люди, которые занимаются творческим трудом, часто в обычной жизни довольно рассеяны. Это не удивительно. Как можно сосредоточиться на бытовых мелочах, если в уме идет напряженная работа с новыми идеями?

Отдельно остановимся на особенностях памяти пожилых людей. Не секрет, что с возрастом она может значительно ухудшиться и на это есть целый ряд физиологических причин. Но, если заниматься постоянными тренировками с юности, вполне можно избежать потери ясности и четкости сознания в пожилом возрасте.

Плохая память — это недостаток внимания. Запомните это, и в ваших руках окажется ключ, который поможет вам решить эту проблему.

Упражнение 1. Прогулка. Замечаем необычное

Пройдите по знакомому маршруту особым образом. Заметьте те вещи и предметы, которые раньше видели лишь вскользь. Рассмотрите деревья и растения на клумбах.

Обратите внимание на максимальное количество незначительных мелочей. На то, какой краской окрашены заборы, сосчитайте количество люков на вашем маршруте и сколько поворотов необходимо пройти, окрашены ли бровки на бордюрах и какой они высоты.

Это упражнение тренирует наблюдательность и память.

Упражнение 2. Другие условия

  • Помещайте предметы, которые вы видели, например, при свете в полумрак.
  • Понаблюдайте за вашими ощущениями при переходах. Что Вы чувствуете при переключении приятной музыки к ужасной какофонии? Примите контрастный душ и понаблюдайте за переключением зрения с одного объекта на другой.

  • Поэкспериментируйте со степенью действия раздражителя. Переход с пастельных красок на очень яркие цвета.
  • Что вы ощущаете, когда в тишину врывается очень громкий звук? Пробегите отрезок пути изо всех сил и остановитесь. Ощутите, как сердце начинает успокаиваться и кровь течь медленней по венам.

Упражнение 3. Сфера интересов других людей

Отметьте, что интересует других людей, на что они обращают внимание, и как видят мир. Вы поймете, что видите лишь незначительную часть мира, остальное же просто ускользает.

Упражнение 4. Путешествие в прошлое

Вернитесь в любую ситуацию прошлого. Постарайтесь вспомнить максимальное количество мелочей. Свои чувства и эмоции в тот момент.

Семь простых упражнений для развития произвольного внимания

Для достижения результата от тренировок нужно:

  1. Сформировать психологическую установку — высокую степень готовности к действиям.
  2. Необходимо довести процесс до автоматизма. Это происходит в три этапа. Начинается со знакомства с действием и овладения элементами. Потом происходит объединение элементов в целое. Затем следует многократное повторение до результата.

Упражнение 1

На чистом листе бумаги карандашом начните рисовать линию. Ведите ее плавно и не спеша. Полностью сосредоточьтесь на ней. Заметили, что отвлеклись? Рисуйте пик и продолжайте. Хороший результат, когда за 3 минуты ни одного пика.

Упражнение 2

Называйте цвета слов при чтении. Это кажется очень простым, но без тренировки сделать сложно. Проверьте себя. Именно цвет слова, а не его написание.

Упражнение 3

Попробуйте читать вдумчиво. Не отвлекайтесь. Если поймали себя на этом, вернитесь снова к чтению. Полностью сконцентрируйтесь и попробуйте понять глубинный смысл книги.

Упражнение 4

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Упражнение 5

В этом простом задании вам нужно всего лишь найти мужскую голову среди зерен кофе. И засечь время, за которое вы справились с задачей.

До 3 секунд. Правое полушарие развито отлично. До 1 минуты — хорошо. 1-3 минуты говорит о том, что обязательно нужно работать над собой.

Упражнение 6

При просмотре телевизора поставьте рядом часы. Наблюдайте за секундной стрелкой ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь. Если с первого раза не получится, тренируйтесь! Это упражнение должно хорошо получаться как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение 7

Это упражнение можно делать в любом возрасте. Сосредоточьтесь и соедините точки с одинаковыми номерами глазами.

Упражнение 8

Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке.

В эзотерическом мире существует такое понятие как знаки. Они позволяют внимательным и наблюдательным людям получать подсказки от вселенной. Когда вы научитесь следить за изменением окружающего пространства, в обычный ход вещей будут нарушать определенные происшествия.

На них вы будете обращать особо пристальное внимание и удивляться. Вот именно это чувство — удивление, является опознавательным и главным признаком знака.

За сим спешу откланяться, с вами был Сергей Меньков, до новых встреч!

Источник: http://start-for.ru/uprazhneniya-na-vnimatelnost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.