Как воспитать ребенка самостоятельным?

Содержание

Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы

Как воспитать ребенка самостоятельным?

Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.

Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.

Как быть ленивым родителем

Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.

Мамина «лень» в основании должна иметь заботу о детях, а не равнодушие.

Анна Быкова

Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.

Разберём основные принципы ленивой мамы.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?

Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку.

Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.

Как узнать, что может ребёнок

Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.

Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.

Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.

И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.

Учите ребёнка, а не делайте за него

Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.

Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот.

В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы.

В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.

Ленивый родитель готов потратить часы и дни, чтобы сделать дом безопасным и научить ребёнка играть самостоятельно.

Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.

Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка

Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.

Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.

Разрешите ребёнку ошибаться

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.

Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.

Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.

Дайте ребёнку выбор

Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по-настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий.

Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.

Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Думайте над каждым «нельзя»

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.

Ребёнок может опрокинуть цветок, рассыпать землю, может залить цветок, и вода потечёт через край горшка. Но именно так, через действия, ребёнок учится координировать движения, понимать последствия и исправлять ошибки.

Анна Быкова

Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Когда в очередной раз жёсткое «нельзя» готово соскочить с языка, остановитесь, подумайте, ответьте себе на вопрос: «Почему нельзя?»

Анна Быкова

Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.

Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.

Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»

Анна Быкова

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.

Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.

Купить на Litres.ru

Источник: https://Lifehacker.ru/lenivaja-mama/

Как научить ребенка самостоятельности?

Как воспитать ребенка самостоятельным?

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/

Как воспитать самостоятельного ребенка?

Как воспитать ребенка самостоятельным?

Во времена нашего детства мир за окном не казался таким враждебным, и 5-летних детей спокойно оставляли играть во дворе в компании сверстников или отправляли за хлебом в ближайший магазин.

Ребенок учился чувствовать свободу и ее границы для себя, проявлял инициативу. Сейчас все изменилось, и родителям приходится придумывать новые способы привить ребенку самостоятельность.

Главное – вовремя начать. 

Но прежде мамам и папам надо смириться с фактом, что самостоятельность у ребенка всегда связана со свободой выбора, с независимостью. Ведь далеко не все родители согласятся с тем, что их малыш будет сам принимать решения. Действительно, ребенок еще многого не понимает, не имеет достаточно опыта и знаний, как же можно давать ему возможность обходиться без контроля взрослого? 

Такие опасения небезосновательны, но именно поэтому самостоятельность у ребенка и должна воспитываться родителями, чтобы не быть бесконтрольной и иметь четкие рамки. В свободе принятия решений нет ничего плохого, если научить ребенка подчинять ее правилам. А желание мам и пап  оградить малыша от малейших трудностей взращивает в детском характере нерешительность, тревожность, инфантильность.

Как не надо воспитывать самостоятельность у ребенка

Как ни парадоксально, но основная роль родителей в деле воспитания самостоятельности у ребенка заключается в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в естественную потребность человека все испробовать на собственном опыте. 

Конечно, сложно сдержаться, когда кажется, что весь мир полон опасностей.

Трудно побороть свой страх, преодолеть ощущение собственной ненужности или просто выделить дополнительное время, чтобы позволить ребенку справиться с какой-то задачей самому.

Но мудрые родители понимают, что, поддавшись собственным чувствам, страхам и временному удобству, они препятствуют естественному развитию ребенка и формированию сильной, активной и инициативной личности. 

Вот три основные ошибки взрослых, мешающих детям расти самостоятельными:

* «Нам некогда». Одно из самых частых оправданий родителей.

Кто же спорит, намного быстрее одеть ребенка самим и сложить за ним игрушки, накормить, чтобы не испачкал все вокруг, взять на руки, а не ждать, пока он обследует все камешки… Но если ваша цель – самостоятельный и уверенный в себе ребенок, стоит запастись терпением и дать малышу столько времени, сколько ему требуется. 

* «Это опасно». Да, даже в квартире ребенка поджидает множество неприятных сюрпризов в виде стекол, падающих предметов, углов и т.д.

 Поэтому ваша задача – обеспечить малышу такую среду, в которой он сможет безопасно реализовать свою потребность в самостоятельности, и снабдить необходимыми знаниями.

Организуйте места для хранения игрушек так, чтобы малыш мог без вашей помощи их доставать и убирать, поставьте горшок в такое место, чтобы к нему было легко добраться в любой момент, дайте потрогать утюг, когда он будет достаточно теплым… Личный опыт намного прочнее теории.

* «Он же еще маленький…» Родителям часто хочется пожалеть своих малышей, особенно когда они встречаются с трудностями. Однако в любом возрасте ребенок должен сталкиваться с посильными проблемами и наблюдать последствия своих действий. А для этого взрослым нужно ознакомить малыша с правилами и самим неукоснительно их соблюдать.

Ребенок в состоянии протереть свои ботиночки и убрать их на место? Получилось у него это сделать под вашим наблюдением? Теперь это правило, и никакое «Я забыл», «Убери ты» не должно его изменять. Если вы сказали, что ребенок должен быть в кровати, когда маленькая стрелочка будет на цифре 9, иначе не будете читать на ночь, то заигравшийся малыш останется без сказки.

Пара уроков, пара скандалов – и ребенок будет вовремя бежать в кровать.

И, безусловно, родителям не следует забывать, что каждому возрасту присущ свой уровень самостоятельности.

Ранний старт (от 1 года до 3 лет)

Ребенок рождается полностью зависимым от взрослых, но проходит время, и он уже готов делать первые шаги к автономности.

Только вот родители часто не успевают сами меняться и соответствовать развитию сына или дочки.

Поэтому основная задача в этот период для взрослых – не упустить начало зарождения детской независимости, чтобы не пришлось потом мучительно и настойчиво формировать то, что могло бы возникнуть естественным путем.

https://www.youtube.com/watch?v=tflwbHpGB70

В возрасте до 3 лет должен сформироваться первый «бастион» самостоятельности – элементарные навыки самообслуживания: умение есть, одеваться-раздеваться, собирать вещи, умываться. Существует множество потешек, прибауток, простых игр и песенок, которые помогают родителям в этой задаче, делая процесс легким и непринужденным. 

Кроме самообслуживания ребенок уже может проявлять свободу выбора, собственное мнение и инициативу. Позвольте малышу самому решать, какой краской и какую картинку он хочет нарисовать, во что и сколько хочет играть, из какой чашки пить и в какую сторону идти гулять.

Детям интересно исследовать мир и пробовать свои силы. Если не ограничивать их и не требовать слишком много, а поддерживать, помогать и поощрять, в детях формируется любознательность, активность и стремление к детской самостоятельности.

Бывает, ребенок на время остается без присмотра (допустим, на прогулке мама отвлеклась). Поэтому внушите ему заранее основные правила поведения вне дома (нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними, даже если они умоляют, стыдят или сулят что-то интересное), а также обговорите разрешенный маршрут перемещения (допустим, гуляя на детской площадке, не выходить за ее пределы). 

Вся жизнь – в игре (от 3 до 4 лет)

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже сознательно стремится к самостоятельности и готов отстаивать свою независимость.

При адекватном воспитании на предыдущем этапе малыш уже многое умеет сам и все больше пытается включиться во взрослую жизнь, проявляя интерес к делам родителей.

Именно на это время приходится пик развития детской самостоятельности: ребенку уже не нужна постоянная помощь и присутствие взрослого. Он не просто хочет, но и может, знает, как сделать что-то самому. Поэтому приходит время расширить границы его самостоятельности. 

Основная деятельность ребенка этого возраста – это сюжетно-ролевая игра, в которой малыши чаще всего берут на себя роли взрослых и проигрывают сценки из жизни. Вот ваша дочка уже «стала мамой» и катает коляску с младенцем. А сын начинает ремонт в квартире игрушечными инструментами.

Поэтому и самостоятельность у ребенка нужно развивать в игровой форме, придумывая разнообразные истории. Например, мытье в ванной можно превратить в игру «Пенное море», где сам малыш – Морской царь, которому необходимо с помощью губки и мыла покрыть себя пеной (а заодно и помыться).

Или попробуйте поиграть с малышом в «Волшебное тесто», доверив ему процесс разминания и лепку фигурок с помощью формочек.

Вспомните свое детство и дайте волю фантазии, дети легко включаются в игру и через какое-то время будут сами подсказывать новые игровые приемы, а чуть позже – и обходиться без них.

Кое-что новое открывается и в бытовой самостоятельности. Ребенок уже может не просто заниматься «самообслуживанием» (хотя и здесь есть над чем работать: пуговицы, завязки, кнопки и т.д.), он уже в состоянии заботиться о других членах семьи.

Пусть на элементарном уровне, но этот навык дает бесценный толчок для эмоционально-волевого развития ребенка. Просите вашего кроху поиграть одного в комнате, пока мама принимает ванну, ведь она так устала.

Хорошо, если малышу дают возможность помогать нести, допустим, легкий пакет с батоном хлеба или йогуртами, убрать за вами тарелку со стола, разбирать пакеты с продуктами. 

Кроме того, в этом возрасте ребенок учится делать выбор, принимать решения и оценивать свои действия. Главное – позволить ему это. Например, вы собираетесь в садик.

Приготовьте для него одежду по погоде и разрешите самому выбрать, в чем он пойдет, и одеться.

Пусть малыш на первых порах будет выглядеть нелепо, но подводите его к правильному решению ненавязчивыми вопросами: «Удобно было в садике в длинном платье? Может, лучше отложить его до праздника?» Позвольте ребенку самому делать выводы.

Маленький взрослый (от 5 до 6 лет)

Теперь самостоятельность у ребенка – это не только умение делать что-то самому и занимать себя, но и нести ответственность за свои поступки. Пора поручать ребенку определенные обязанности, касающиеся уже не только его самого, но и семьи в целом.

Это может быть сервировка стола, протирание пыли, поливка комнатных цветов – то, что малыш будет делать без вашего напоминания и регулярно. Можно даже ради этого посадить дома растение, выбранное ребенком, за которое он сам будет отвечать. Вам не стоит вмешиваться, даже если вы заметите, что малыш забывает его поливать.

Пусть он сам увидит результат своих трудов или ошибок. Вы же можете лишь помочь ему сделать выводы и попробовать вновь.

К сожалению, реалии большого города сегодня не позволяют родителям отпускать детей одних на улицу достаточно долго, в целях их же безопасности. Тем не менее старайтесь создавать для малыша хотя бы видимость свободы.

Во время прогулки будьте поблизости, но на некотором расстоянии от него. Пусть он гуляет на площадке, а вы сидите на лавочке, читая книгу. Или он сам берет хлеб в магазине и оплачивает его на кассе, а вы его «страхуете», если есть необходимость.

Для пятилетнего ребенка это признание его значимости и самостоятельности.

В целом, когда ребенок подходит к возрасту старшего дошкольника, родителям хорошо бы становиться немного «ленивыми». Так ребенку делегируется право самому распоряжаться некоторыми аспектами своей жизни, а также помогать другим членам семьи.

Например, маме может быть лень выносить мусор, рано вставать в выходные, сидеть с ребенком полтора часа, пока он не уснет, или уговаривать его поесть.

Однако нужно понимать, что все это возможно, только если раньше маме было не лень помогать ребенку в развитии его независимости.

Самостоятельность – внутренняя потребность каждого человека, данная с рождения, поэтому родителям важно создавать такие условия, чтобы она могла проявляться, и отшлифовывать ее правилами, аккуратно направлять в нужное русло. Кстати, во многом воспитать самостоятельность у ребенка помогает методика Монтессори.

Делайте все не за ребенка, а вместе с ним. Сообща убирайте игрушки (сначала в форме игры), ходите в магазин, наводите порядок. Показывайте, учите, объясняйте. Давайте возможность пробовать, пусть это и займет все свободное время. Результат стоит усилий.

Звёздные родители

Наталья Ионова, певица, Лида (7 лет), Вера (2 года)

«Я переживаю, когда дочки «лихачат», но всегда помню себя в их возрасте, когда хотелось лазать, бегать, прыгать…

Ежеминутно оберегать их от всего бессмысленно, иначе они не будут готовы ко взрослой жизни. Я даю им определенную свободу в играх, но стараюсь следить за обстановкой вокруг.

Например, если это детская площадка, то она должна быть оборудована каучуком, чтобы падение было не очень страшным».

Максим Маринин, фигурист, и Артемий (6 лет)

«Чтобы сформировать у ребенка самостоятельность и более правильное представление о жизни, чем дома, мы отдали его в детский сад… Наш парень без проблем адаптировался. Сейчас он уверенно ведет себя со сверстниками и может за себя постоять. Еще я привлек его к строительству дома – мы вместе возводили беседку, баню и забор. Когда-то я так же помогал своему деду…»

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/2053/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka

«Я сам» или как воспитать в ребенке самостоятельность?

Как воспитать ребенка самостоятельным?

Как часто от взрослых людей требуют самостоятельности в действиях: в университете, на работе, в быту.

Но о том, что воспитывать это качество нужно еще с ранних лет, знают немногие.

Зачастую родители задумываются о воспитании самостоятельности только тогда, когда ребенок уже переступает порог школы.

Однако чем раньше начать прививать самостоятельность ребенку, тем проще ему будет потом во взрослой жизни.

Проявление самостоятельности имеет место быть уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому не нужно с этим тянуть!

Чувство независимости у крохи

Прежде чем давать практические советы о воспитании самостоятельности, нужно разобраться, что вообще из себя представляет это качество. Составляющие самостоятельности будут разными в зависимости от возраста малыша.

Как правило, самостоятельность ассоциируется с умением делать что-либо без посторонней помощи, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их последствия. Однако соотнести это определение с ребенком, который только появился на свет, невозможно. Для малышей понятие самостоятельности звучит так: это умение найти себе занятие без помощи родителей.

Чувство самостоятельности не возникает в один момент, оно развивается у ребенка постепенно, по основным этапам:

  1. Первые признаки самостоятельности появляются у карапуза одного двух лет.

    Очень важно поддержать ребенка в этот момент, дать ему адекватную свободу в действиях и не мешать малышу заниматься тем, что ему интересно.

  2. В три года малыш уже ярко проявляет стремление к самостоятельности. Он громко кричит «Я сам!». Например, уже пытается одеваться без помощи взрослых.
  3. В возрасте 6-7 лет ребенок уже готовится к поступлению в школу и, как правило, посещает дополнительные курсы по подготовке.

    В этот период важно поощрять стремление ребенка учиться, хвалить его, а ошибки разбирать совместно, не отбивая у ребенка желания самостоятельно принимать решения.

  4. Самый трудный для родителей этап – это подростковый возраст. Как правило, ребенок пытается быть полностью независимым и требует понимания от родителей. Часто это приводит к конфликтам в семье. Чтобы недопонимания не было, важно не упустить предыдущие этапы воспитания самостоятельности и выстроить с ребенком доверительные отношения.

Воспитание самостоятельного малыша

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был самостоятельным. Самостоятельность чада значительно облегчает их жизнь, ведь ребенок сам одевается, ест, занимает себя игрой. Но процесс воспитания самостоятельности очень сложный, так как взгляды ребенка и родителей не всегда совпадают.

Основная проблема заключается в традиционном подходе к воспитанию ребенка не как полноправного члена семьи со своими желаниями и целями, а как зависимого и неразумного существа, из которого родители обязуются воспитать человека.

И тут семья сталкивается с проблемой, когда ребенок уже готов к принятию собственных решений, но родители не хотят с этим мириться. И создается система «делай как хочешь, но только так, как я скажу».

Чтобы таких проблем не возникало и ребенок не вырос инфантильным и неуверенным в себе, важно изначально ставить цель: не вырастить «удобного для себя» ребенка, а воспитать полноценную самостоятельную личность.

Основные рекомендации по воспитанию самостоятельности у ребенка:

  1. Создание соответствующей его потребностям среды.

    Ребенок должен чувствовать себя уверенным дома, в своей комнате. Не слышать от родителей бесконечные «НЕЛЬЗЯ», а распоряжаться своими вещами.

  2. Демонстрация для ребенка, как нужно выполнять те или иные действия, и постоянное мягкое вовлечение в процесс.

    Например, малыш может поучаствовать в уборке дома, приготовлении пищи, но только в том случае, если он сам это захочет.

  3. Справка! На этом принципе базируется развивающая система Монтессори для детей от года до четырех лет.

  4. Проявление терпения.

    Поначалу ребенок будет выполнять задания очень медленно и неправильно, но ни в коем случае нельзя ругать его. Ваша цель – не сорваться на малыша, а поощрять его стремление быть самостоятельным.

Дошкольный возраст

Детей дошкольного возраста (особенно 4-7 лет) рекомендуется вовлекать уже в интеллектуальную деятельность: изучать буквы, цифры, готовить руку к письму.

Многие родители отдают своих чад на подготовительные курсы, где от ребенка уже требуются концентрация внимания и максимальная самостоятельность.

Дошколят очень важно cмотивировать на учебу, поддержать интерес к самостоятельному изучению нового.

Для этого нужно приучить ребенка рассказывать, что нового он узнал, показывать, чему научился на занятиях.

Также необходимо восхищаться новыми навыками и знаниями ребенка. Не менее важно рассказывать чаду, где он сможет применить полученные знания. Рекомендуется рассказывать дошколенку о том, как вы сами учились читать и считать, как вам это нравилось и как помогло вырасти успешным человеком.

Однако главная задача родителя – приучить своего дошколенка к мысли, что у него, как и у всех в семье, есть свои обязанности, правила и нормы. Можно закрепить за ребенком поручение: например, мытье посуды после себя, уборка в комнате, помощь в накрытии стола, помощь в уходе за питомцем.

Если ребенок сталкивается с проблемой, не следует его ограждать от этого. Нужно позволить малышу узнать о последствиях своих действий или своего бездействия.

Важно! Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подробнее о младшем дошкольном периоде

Вечером в детском саду, когда все родители забирают своих малышей, можно наблюдать две картины: один ребенок, пыхтя и краснея от напряжения, натягивает ботинки и застегивает пуговицы, а другой – принц, за которого все делают родители. Или на детских утренниках: один малыш размазывает еду по лицу, но ест сам, а другого кормит мама с ложечки.

Разумеется, пока ребенок совсем маленький, родителям сложно поверить в то, что он повзрослеет и будет жить самостоятельно. Но чтобы эта будущая взрослая жизнь не стала для него ужасающей неожиданностью, готовить малыша к ней нужно уже с пеленок, воспитывая в нем самостоятельность:

  1. Не стоит выполнять за ребенка то, что он сможет сделать без помощи взрослых.

    Если малыш уже научился самостоятельно держать ложку в руке или застегивать ненавистные пуговицы, нужно дать возможность делать это самостоятельно.

    Разумеется, Вы гораздо быстрее оденете его и завяжете шнурки, но это будет препятствовать воспитанию самостоятельности ребенка.

  2. Оказывать помощь ребенку нужно только в том случае, если он попросит сам. Если он занят игрой или изучает какую-то вещь, не вмешивайтесь.
  3. Нужно поощрять его стремление к самостоятельности. Хочет помыть пол? Дайте малышу ведерко и тряпку, а сами незаметно вытирайте образовавшиеся лужи. Хочет постирать свои колготки? Пусть сделает это сам. И ничего страшного, что их придется перестирать, ведь в данном случае важнее развитие ребенка.
  4. Если малыш ошибается, нужно деликатно объяснить ему, что он сделал не так. Скажите, в следующий раз у него обязательно все получится!

Ответственность

Ответственность – это качество, которое сопутствует самостоятельности. Для того, чтобы сформировать чувство ответственности у ребенка, необходимо создать такие события, в которых у ребенка будут определенные задачи и поручения, где требуется его ответственность. Выполняя или не выполняя эти задачи, малыш будет получать определенные последствия.

Последствия – это далеко не всегда наказание. Скорее вполне естественное развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение. Например, малыш не погулял с собакой, а она сделала свои дела прямо на пол в его комнате. Ребенок поймет, что это его вина, и ответственно избавится от последствий.

Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

От родителей требуется создание условий для формирования ответственности у ребенка:

  1. Личный пример взрослых. Если родители сами не держат слово, то требовать это от ребенка бессмысленно.
  2. Определенные поручения для ребенка.
  3. Уважение выбора, каким бы он странным ни казался.
  4. Поощрение ответственного поведения.
  5. Расставление приоритетов для ребенка.
  6. Пошаговое обучение чему-либо. Поручая что-то малышу, Вы должны быть уверены, что он это умеет.
  7. Режим дня для ребенка.

Многие пункты схожи с воспитанием самостоятельности ребенка, так как эти два качества неразрывно связаны.

Как сделать самодостаточным?

Если подытожить все вышесказанное, родители должны придерживаться ряда правил, чтобы их чадо было самостоятельным:

  1. Всему свое время.

    Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. Не стоит торопиться.

  2. Позволять проявлять самостоятельность с младенчества.

    Когда ребенок попытается перевернуться сам или начать ползти, нужно поддерживать его. Казалось бы, такие совсем незначительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.

  3. Оценивать действия ребенка, а не его личность.

    Например, после того, как ребенок помыл посуду, не нужно говорить, что он «хороший», нужно сказать ему, что Вы заметили, как он старался, когда мыл посуду.

  4. Делать что-либо вместе.

    Чтобы малыш научился делать что-то сам, его нужно научить. Лучший вариант в этом случае – совместная деятельность. Готовьте вместе, убирайтесь вместе, гуляйте с собакой вместе и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.

  5. Принимать помощь.

    Если трехлетний ребенок хочет помочь Вам с приготовлением обеда, соглашайтесь. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.

  6. Не переделывать за ребенка, если он не просит.
  7. Дать возможность ошибаться.

    Важно объяснить ребенку, что ошибки всегда сопутствуют обучению чему-то новому. Ошибаться – значит расти.

  8. Составить план обязанностей для всех членов семьи.
  9. Уважать интересы и желания ребенка.

    Во всем важна мера: учитывать мнение ребенка при выборе еды, одежды, секций, совместных поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.

  10. Избегать чрезмерной передачи обязанностей ребенку.

    В перекладывании обязанностей важно не переусердствовать. Если вы оставляете пятилетнего малыша присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетнего ребенка менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования. Обязанности должны увеличиваться постепенно.

  11. Главное – вера в своего малыша.

    Верить и поддерживать своего ребенка — обязательные условия для развития его самостоятельности. Важно хвалить, говорить: «У тебя все получится».

Ознакомьтесь визуально с тем, как развить самостоятельность у детей на видео ниже:

Заключение

Человек, который не боится брать на себя ответственность, сам решает свои проблемы, принимает решения, а не взваливает их на чужие плечи, непременно добьется успеха и будет смело шагать по жизни. Когда же нужно развивать в ребенке самостоятельность? С самого раннего детства!

Источник: https://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/samostoyatelnii-reb.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.