< Методики раннего развития детей - Психолог

Методики раннего развития детей

Большое будущее: 5 методик раннего развития детей

Методики раннего развития детей

The Village с помощью эксперта разобрался в плюсах и минусах разных методик раннего развития детей, а также в том, насколько они эффективны

Многие родители начинают заниматься обучением ребенка с самого рождения: помимо развития моторики и речи, в ход идут иностранные языки, уроки живописи и математики.

Правда, польза от таких занятий не подтверждается исследованиями ученых.

Основательница сети детских центров и автор книги по воспитанию детей Наталья Алехина рассказала The Village, какой потенциал заложен в детях с рождения, как его развить и при этом не навредить. 

сооснователь детских центров CityKids, автор книги «#Первые365» 

Сам термин «раннее развитие» официально появился относительно недавно — в 1971 году. Его создатель, один из основателей корпорации Sony Масару Ибука, доказал необходимость осознанного, направленного подхода к развитию детей именно в раннем возрасте — до трех лет.

Он противостоял общепринятой позиции невмешательства и уверенности в том, что в эти годы ребенок развивается сам по себе.

Со временем произошла трансформация термина из «раннее развитие» в «опережающее развитие» и появилась мода на изучение иностранных языков чуть ли не с рождения, устного счета до ста к двум годам и профессионального спорта с трех лет.

Иногда интенсивно обучающиеся дети действительно опережают школьную программу и обладают отличной памятью, но при этом с трудом понимают и выражают свои эмоции, не умеют играть в командные игры, практически лишены творческих навыков и в целом крайне не уверены в себе. Подобные результаты заставили психологов и методистов по всему миру обратиться к истокам и посмотреть на развитие детей с научной точки зрения.

В последние десятилетия ученые проводят различные исследования в области работы детского головного мозга. Так, исследования, проведенные британскими экспертами Baby Sensory, отметили интересную динамику развития нейронных связей в мозге, которые напрямую влияют на массу мозга.

Нейронные связи формируются за счет приобретения какого-то опыта при взаимодействии нейронов между собой. В первые три года жизни масса мозга растет практически в геометрической прогрессии (0,5 килограмма у новорожденного, килограмм в год, полтора — в три года, тогда как вес мозга взрослого человека составляет около трех килограммов).

При этом у ребенка на первом году жизни нейронов почти в два раза больше, чем у среднего взрослого.

Казалось бы, с такой динамикой процент людей с высоким IQ должен быть намного выше. Но здесь действует простой принцип use it or lose it (пользуйся, или утратишь). Нейроны, которым не удалось связаться с другими собратьями в нейронную связь, просто отмирают.

Поэтому первые три года жизни, когда идет самый активный процесс формирования и укрепления нейронных связей, являются одним из самых важных периодов в жизни. Именно в это время закладывается фундамент будущего ребенка.

А самый благоприятный период — первые шесть месяцев жизни, когда организму требуется меньше всего усилий для формирования этих полезных связей.

Эксперты отмечают, что не все области мозга одинаково восприимчивы к формированию нейронных связей в дальнейшем. Именно в первые три года эффективнее всего развивать органы чувств, эмоциональную сферу малыша, заботиться о развитии его речи, двигательных и социальных навыков.

Что касается развития интеллекта, то соответствующие области головного мозга включаются у детей ближе к трем-четырем годам, поэтому довольно бессмысленно заставлять годовалого/двухлетнего ребенка учить иностранные языки и заучивать какую-либо информацию, он пока просто физически не приспособлен для этого: его организм в это время учится совсем другим вещам. А вот игры с мячом, которые задействуют одновременно обе руки от плеч до кистей, способствуют развитию речи, и на втором году жизни в мозжечке малыша образуются так называемые клетки Пуркинье, которые отвечают не только за координацию движений, но и за быстроту мыслительных реакций. 

Подобные выводы ученых привели к пересмотру образовательных систем на государственном уровне.

Так, в Великобритании введены специальные стандарты в области развития детей от года до семи лет, где основными приоритетами являются социально-эмоциональное, личностное и физическое воспитание, а также развитие речи.

Математика, грамматика, музыка и другие предметы являются там специализированными — их преподают уже после того, как освоены приоритетные направления.

В некоторых странах Европы у детей трех лет есть специальная дисциплина small talk, где дети учатся завязывать и поддерживать беседу в любой ситуации. А американские родители активно развивают коммуникативные навыки детей — ведь именно от навыков общения и умения социализироваться зависит, возьмут ли ребенка в один из лучших детских садов.

В целом детские сады и в России, и за рубежом предлагают огромное количество самых разнообразных методик раннего развития — комплексные, общеразвивающие и специализированные, обучающие. Разобраться в них не всегда бывает просто, мы рассмотрели плюсы и минусы пяти самых популярных методик.

Методика Гленна Домана

Гленн Доман, американский врач-физиотерапевт, работал над целой системой раннего развития, однако наиболее известным и доступным ее элементом стали карточки Домана — таблички с изображением крупных слов (именно целых слов, а не букв) и множеств (а не отдельных цифр). 

Плюсы: Тренировка зрительной памяти.

Минусы: Ребенок воспринимает слова, а не отдельные буквы, что плохо сказывается на его дальнейшем логическом развитии и умении творчески подойти к решению той или иной задачи. Недостаточная социализация детей.

Методика Baby Sensory

Эта методика была разработана в Великобритании и быстро стала популярна во многих странах мира, в том числе в России. Развитием малыша начинают заниматься с рождения. Программа Baby Sensory уделяет внимание физическому, эмоциональному и речевому развитию ребенка.

Классы формируются с учетом возраста, поэтому заниматься по Baby Sensory можно с первых дней жизни малыша. Дети получают сенсорный и социальный опыт, а мамы — полезную информацию для развития ребенка.

Малыши активно проявляют интерес к другим детям, по-своему общаются и даже заводят друзей на первом году жизни.

Плюсы: Отличная социализация и развитие навыков общения уже с первых дней жизни ребенка. Всестороннее развитие малыша — творческое, логическое, физическое и эмоциональное.

Минусы: Недостаточная распространенность программы в России.

Методика Макото Шичиды

Японский профессор Макото Шичида считал крайне необходимым стимулировать развитие правого полушария ребенка — творчества и интуиции. В основе его методики — показ слайдов на различные темы в течение 30–45 минут.

Макото Шичида был уверен, что подобная стимуляция головного мозга у детей помогает развить гениальные способности и таланты.

Как признавались участники экспериментов, весь процесс требует очень большого вовлечения мамы — как на этапе подготовки презентаций со слайдами (порядка сотни слайдов в день), так и во время вовлечения ребенка. Просто заниматься с ребенком в свободной игровой форме здесь не получится.

Плюсы: Родители проводят огромное количество времени с малышом, что благоприятно на него влияет.

Минусы: Излишне большое вовлечение мамы в процесс подготовки презентаций. Мало внимания уделяется развитию левого полушария, а следовательно, логике, моторике и аналитическим способностям. В методике присутствуют неоднозначные эзотерические элементы.

Методика Марии Монтессори

Самая популярная методика в России — именно по ней работает большинство детских садов и развивающих центров. Основная цель методики — развитие чувств, речи и понимания порядка. Игровое пространство включает в себя различные по форме и текстуре игрушки, которые ребенок должен выбрать для игры.

Плюсы: Малыши учатся быть внимательными и дисциплинированными, обучаются тактильному восприятию вещей. Благодаря играм на развитие мелкой моторики у детей хорошо развивается левое полушарие мозга, что в дальнейшем повышает их аналитические способности и логику.

Минусы: Минимальное внимание творческим способностям детей и, как следствие, плохое развитие правого полушария мозга. Дети не развиваются физически — мало спортивных игр. Плохая социализация детей — индивидуальные игры предпочтительнее коллективных, малыши становятся закрытыми. Активным и творческим детям методика просто противопоказана.

Методика Никитиных

Авторы методики — многодетные родители, которые в первую очередь старались научить детей самостоятельности. В основе —простые вещи: труд, близость к природе, естественность и практичное творчество.

Родитель только создает малышу условия для развития, тогда как ребенок вправе сам сделать выбор, сколько и чем ему заниматься. Система строится по принципу «от простого к сложному» и заключает в себе набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач.

Очень большое внимание уделяется физической составляющей — обязательны ежедневные зарядки, спорт, закаливание с самого рождения. 

Плюсы: Совместное развитие мамы и ребенка. Умственное и физическое развитие детей.

Минусы: Это не методика, а скорее образ жизни, который невозможно поддерживать в городских условиях. Мало внимания уделяется развитию коммуникативных навыков. Творчество исключается в принципе. Жестокие методы закаливания: обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу.

Обложка: tverdohlib – stock.adobe.com

Источник: //www.the-village.ru/village/children/children-guide/244633-early-learning

Методики раннего развития детей – Солнечный Город

Методики раннего развития детей

К семилетнему возрасту рост детского мозга прекращается. Если до этого ребенку уделяли мало внимания, не занимались с ним, ему сложно будет усваивать школьную программу. Если же с малышом интенсивно заниматься, особенно в первые три года жизни, он намного опередит в развитии своих сверстников, воспитываемых традиционными устаревшими методами. 

Благодаря развитию всех органов чувств с помощью подручных материалов, рассматривания картинок, чтения, физической активности, игр, бесед ребенок на глазах взрослеет и умнеет.

Выбирая тот или другой способ обучения, важно быть критичным и не следовать вслепую всем рекомендациям. То, что сработает для одних детей, может повредить другим, так как каждый человечек индивидуален. Методик по раннему развитию детей немало, но никто другой, кроме родителей не сможет подобрать оптимальный вариант для своего чада. 

Методика Монтессори

Эта методика заостряет внимание на важности развития мелкой моторики и пробуждению интереса малыша к свободному выбору. Ребенок должен сам выбрать занятие, которое ему по душе. Любое давление и предписания непозволительны.

Малыш учится сосредотачиваться на задании, концентрировать внимание, а также саморазвивается, проявляет себя. Он приучается к порядку, бережному отношению к предметам.

Методику считают несовершенной из-за отвержения проявления творческой деятельности детей, даже рисования, которое считается не полезным…

читать далее про методику Монтессори 

Методика Глена Домана

Методика Домана основана на стимуляции мозга с помощью осязания, слухового и зрительного восприятия. Большое внимание уделяется физическому развитию, динамической гимнастике.

Ребенку демонстрируются карточки с изображением предметов, словами, точками, которые четко озвучиваются. Так происходит запоминание, развитие навыков чтения, счета, накопление энциклопедических знаний.

Такой метод эффективный, результативный, очень популярный, не затратный, но отнимающий много времени на изготовление новых карточек. Недостатком этого метода считается невозможность применять на практике накопленные теоретические знания…

читать далее про методику Глена Домана 

Методика Домана-Маниченко

Методика адаптирована для русскоязычных деток с подобранным словарным запасом. Имеет игровой подход и рассчитана больше для домашнего применения.

У малыша развивается память, интерес к обучению и скорость мышления. Занятие по демонстрации и озвучиванию карточек происходит очень быстро – до нескольких минут, поэтому подходит для плотного графика родителей. Методику можно и желательно применять уже с первых месяцев жизни младенца для развития зрения, слуха, концентрации внимания. Также уделяется внимание физическим упражнениям.

Результаты такого обучения проявляются не сразу. Для видимого эффекта понадобится терпение и методичность…

читать далее про методику Домана-Маниченко 

Методика Никитиных

Методика Никитиных основана на интеллектуальных играх – от простых, до тех, что посложнее. При этом ребенок развивается самостоятельно, по своим способностям, ни в коем случае не принуждаясь. Особое внимание уделяется здоровому образу жизни, спорту, закаливанию. Любые творческие порывы поощряются и поддерживаются. Родители принимают активное участие в играх.

Благодаря этой методике развивается образное и логическое мышление, дети учатся самостоятельно находить выход из сложной ситуации.

Физическое воспитание и закаливание при такой методике довольно строгое – оно может причинять ребенку определенный дискомфорт, что не всегда уместно. Считается, что методика не формирует усидчивости, отрицает самовыражение…

читать далее про методику Никитиных 

Методика Зайцева

Методика Зайцева – это эффективное преподавание в игровой форме чтения, математики, грамматики. Дети учатся считать, писать, разбивать на слоги слова, ставить ударения в раскованной обстановке.

Материал подается системно, а учебные действия выполняются по определенному алгоритму. Метод Зайцева очень хорош для дошколят 4-5 лет. Различные кубики и таблицы, используемые в процессе обучения, помогают детям с легкостью освоить навыки чтения, письма, решать математические примеры со сложением и вычитанием, считать.

Среди недостатков метода – немалая стоимость учебных пособий, а также некоторые трудности при дальнейшем обучении в школе – дети могут глотать окончания слов, неправильно их произносить. Также мало внимания уделяется развитию мелкой моторики – рука ребенка может оказаться не подготовленной к письму…

читать далее про методику Зайцева 

Методика Масару Ибуки

Японец Масару Ибуки считает, что ребенок развивается до трех лет, и именно в этот период нужно приложить все возможные усилия для создания прочной базы навыков и знаний.

Большое внимание акцентируется на приобщении малыша к изучению иностранных языков и музыке. Методика предусматривает строгий режим, расписание занятий, тесный контакт и постоянное общение с матерью, физическое воспитание.

При этом каких-либо пособий или готовых решений методика не предлагает. Она больше направлена на выработку отзывчивости, доброты, общительности, ответственности, уважения к другим.

Дети должны научиться как можно раньше взаимодействовать с окружающим миром и людьми.

По этой методике у детей развивается интеллект, навыки социального взаимодействия, лидерские качества, уверенность в себе.

Есть как ярые сторонники этого метода, так и его противники. Последние не без оснований считают, что способности ребенка развиваются до 12-15 лет, и все равно невозможно развить то, что не заложено в ребенке от природы…

читать далее про методику Масару Ибуки 

Методика Сесиль Лупан

По своей сути это дополнительные рекомендации к методике Домана. Сесиль Лупан дает советы по поддержке любознательности и интереса ребенка. С этой целью любые его усилия, успехи обязательно должны поощряться. Уделяется внимание развитию индивидуальных способностей.

Рекомендуется регулярно гулять с ребенком, петь песни, заниматься с обучающими карточками, делать ему массаж, то есть, проводить время продуктивно, насыщенно, с пользой. При этом, чтобы интерес к занятию у малыша не пропал, нужно вовремя прекращать обучение.

Общение со взрослыми положительно влияет на умственные способности ребенка, обогащает его словарный запас, развивает логику, дает знания об окружении. Сесиль настоятельно советует заниматься с грудничками плаванием.

Из методики можно почерпнуть много дельных советов, которые подойдут для вас и вашего ребенка, и на их основе разработать собственную систему развития…

читать далее про методику Сесиль Лупан 

Достоинства и недостатки раннего развития

Методики раннего развития формируют у детей жажду знаний. Деткам действительно легко осваивать большие объемы информации именно в раннем возрасте, до 5 лет. Развитие логики и мышления с помощью методических пособий очень полезно.

Но ни одна методика не учитывает индивидуальных особенностей маленького человека. Именно родителям нужно подобрать именно то, что наилучшим образом подойдет именно для их ребенка.

Некоторые считают, что ускорять естественные процессы вредно. Конечно, с ранним развитием можно перестараться. Не стоит навязывать ребенку те знания, воспринимать которые он не готов. К тому же, развитие не должно быть однобоким, а разносторонним, иначе оставленные без внимания сферы останутся неразвитыми.

Раннее и разностороннее развитие полезно и желательно. Вкладывая в свое чадо всесторонние знания, обучая его различным навыкам, развивая способности, вы обеспечите ребенку легкий старт в обучении, подогреете любознательность.

Малыш сможет в полной мере проявить заложенные в нем природой таланты, от чего его жизнь в будущем будет более гармоничной. Некоторые утверждают, что раннее развитие отнимает у детей детство, но это не так. Обучение делает детство интересным, насыщенным и разнообразным.

Источник: //Sunny-town.org/info/metodiki-rannego-razvitiya-detej.html

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Методики раннего развития детей

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок.

Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития.

При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет.

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым.

В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков.

Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой.

Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста.

Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения.

Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей.

В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей.

Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.

Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей.

А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: //chips-journal.ru/reviews/populyarnie-metodiki-rannego-razvitiya-detei

Методики раннего развития детей

Методики раннего развития детей

Мир развивается стремительно быстро. Даже несмышленому ребенку в год приходится усваивать большие объемы информации. Однако каждый родитель мечтает, чтобы малыш запоминал ее не механически, а научился систематизировать знания, отделять главное от второстепенного. Другими словами, они мечтают о думающем, мыслящем человечке.

Существует множество признанных методик раннего развития, которые как раз и помогают вырабатывать интеллект детей с пеленок. Если применять их правильно, не увлекаясь, то можно принести огромную пользу ребенку. Сегодня психологи выделяют такие преимущества раннего подхода к обучению малышей:

  • Общение с родителями. Какие бы методики раннего развития не были выбраны, они предполагают общение родителей со своим ребенком. Их объединяет общее, интересное дело – игра! Взаимодействие в семье очень важно для положительного психоэмоционального становления личности.
  • Усвоение новой информации. Ребенок, занимающийся по одной из систем раннего развития, будто идет на шаг впереди своих сверстников. Пока остальные знакомятся со схематическими рисунками животных из детских сказок, ваш ребенок уже знает, как звери выглядят в реальности.
  • Тренировка для мозга. задача систем по развитию ребенка – научить его учиться. Если не переусердствовать с занятиями, можно привить детям любовь к наукам, любознательность, желание учиться новому. Малыш до 3 лет запоминает информацию без напряжения. В школе ему будет намного проще справляться с потоком информации и заданий.
  • Приобретение навыков. В программах обучения предусмотрены приемы, которые развивают логику и мышление ребенка в год. Например, малыш не учится считать, а осваивает навыки, которые в будущем помогут ему с легкостью решать математические задачи. Главный принцип – не учить ребенка, а готовить к обучению.
  • Умение концентрировать внимание. Усидчивость – это навык, который нужно развивать постепенно. Если ребенок ничем не занимался до школы, переключиться на новый режим и «сесть за парту», ему будет крайне сложно. Регулярные, пускай короткие, занятия по одной из программ, научат его успокаиваться и концентрироваться на задании. Это умение пригодится ребенку и в школе, и в университете.
  • Адекватная самооценка. Занимаясь, ребенок в 1 год будет получать позитивные эмоции, от способности преодолевать трудности. Если вы будете хвалить его, это благотворно скажется на его восприятии себя.
  • Развитие талантов. Применение методик раннего развития помогает находить склонности и таланты ребенка. Возможно, в вашей семье растет маленький гений, и вы своевременно сможете выявить это.

Известно 4 наиболее популярные системы развития ребенка:

  • Марии Монтессори;
  • Глена Домана;
  • Николая Зайцева;
  • Сесиль Лупан.

Методика раннего развития Монтессори

Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.

Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.

Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:

  • Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
  • Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
  • Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
  • Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.

Преимущества системы:

  1. Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
  2. Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.

Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.

Раннее развитие по Глену Доману

Глен Доман – военный врач. В свое время он занимался с детьми, пережившими ушиб головного мозга или страдающими поражениями ЦНС. Он придумал систему, на основании черно-белых карточек, с помощью которых учил своих подопечных. После того, как методика дала положительный результат, он решил попробовать ее на здоровых малышах.

Сегодня карточки используются для запуска развития ребенка до года. Они предлагают работу по трем направлениям: чтение, арифметика и интеллектуальное развитие. На карточки нанесены разные изображения. На материал для чтения – целые слова, для арифметики – красные точки, для общего развития – животные, растения, люди.

Задача педагога или родителя – демонстрировать рисунки ребенку в течение дня по несколько секунд. Постепенно он научится запоминать изображения, и когда вы увидите, что он запомнил все карточки, можно будет добавлять новые.

Это несложное упражнение способствует запоминанию изображений и тренировке мозговой активности ребенка. Благодаря методике дети раньше учатся читать и писать. Они быстрее осваивают энциклопедические знания в старшем возрасте.

Для обучения ребенка арифметике используются белые карточки с хаотично нарисованными точками. Постепенно количество точек увеличивается до 100. Когда счет до ста будет понятен, можно переходить на решение примеров и изучение цифр. Система дает первые, впечатляющие результаты уже через несколько месяцев. Она позволяет осваивать не только математику, но и развивать память и внимание.

Положительные стороны раннего развития по Доману:

  • Развивается умение запоминать большие объемы информации;
  • Тренируется зрительная память;
  • Техника не требует много времени. Можно заниматься с ребенком по несколько минут в течение дня.

По мнению ученого, дети очень любознательны и нужно приложить усилие, чтобы отбить у них охоту учиться. Они впитывают знания, как губка. Предложив методику ребенку в возрасте 3-6 месяцев, вы восполните его «информационный голод». Однако, каждое упражнение должно длиться ровно до тех пор, пока ребенок не устанет. Нельзя, чтобы занятия вызывали у него скуку.

Готовые карточки продаются в детских магазинах и на интернет сайтах. Их можно скачать и распечатать самостоятельно, или купить готовые. Заниматься по системе Г. Домана можно с рождения ребенка. Оптимальный возраст – 6 месяцев.

Метод Сесиль Лупан

С. Лупан – автор бестселлера «Поверь в свое дитя». По сути, ее система является продолжением наработок Г. Домана.

Чтобы достичь успеха в развитии по методике Сесиль Лупан до года, нужно следовать таким принципам:

  • Если ваш ребенок проявляется интерес к чему-либо, помогите ему получить новые знания;
  • Не стройте преграды на пути познания окружающего мира;
  • Обучайте ребенка через игру, но заканчивайте ее того момента, как малыш устанет;
  • Не надо устраивать проверки знаний;
  • Чтобы поддерживать любознательность, активно предлагайте новую информацию к изучению.

Ребенок в год – индивидуальность. Не обязательно следовать абсолютно всем советам программы. Важно почувствовать, что работает именно с вашим малышом. Главный учитель ребенка – его родители. Не стоит придерживаться строгого графика в обучении. Нужно наблюдать за малышом и постепенно развивать врожденные способности.

В этой методике развития ребенок не находится под постоянной опекой. Чрезмерный контроль притупляет творчество. Навязчивая помощь родителей – это нарушение личного пространства малыша. Обучение должно вызывать радость, интерес. Запоминание осуществляется легко и непринужденно.

По мнению автора системы, ранее развитие будет эффективней, если общение с ребенком будет строиться на любви и терпении. Лупан считает, что первый год жизни – самый важный этап, поэтому роль родителя сводиться к выполнению 4 задач в этот период:

  1. Помочь крохе сформировать позитивное отношение к себе и миру. В период раннего развития нужно максимально проявлять свою любовь: физически, словесно.
  2. Стимулировать зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
  3. Поощрять двигательную активность.
  4. Заложить основы речи.

Предлагая данную методику своему ребенку, вы даете ему такие преимущества:

  • Малыш растет в любви и гармонии;
  • Система охватывает все стороны становления его личности: физическую, умственную и психоэмоциональную.
  • Заниматься по методике можно раньше, чем по другим системам – с первого дня рождения.

Выбирая методику ребенку, ориентируйтесь на его темперамент и интересы. Нельзя навязать конкретную систему обучения. Занятия будут эффективными только в том случае, если они будут ему интересны.

Источник: //iqclub.ru/blog/2018/03/metodiki-rannego-razvitiya-detey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.