< Методы общения - Психолог

Методы общения

Методы коммуникации

Методы общения

Представляем вам несколько коммуникационных техник, которые помогут наладить взаимоотношения с людьми разных характеров

Способы эффективной коммуникации

Термин «коммуникация» размыт. Он может значить все, что угодно и принимает любые формы. Даже граффити на стене можно считать способом коммуникации.

По сути, главное — передать свою мысль таким образом, чтобы другой человек понял, что конкретно имеется в виду. Это основа, но помимо этого есть еще несколько задач: понять собеседника, научиться влиять на него, разрешать конфликты и недопонимания.

Чтобы научиться правильно общаться с людьми, нужно принимать во внимание тот факт, что практически все имеет значение:

  • То, что говорите;
  • То, как говорите;
  • То, какие эмоции испытываете;
  • То, какие эмоции испытывает собеседник;
  • То, понимаете ли вы, какие эмоции испытывает собеседник;
  • То, как используете язык тела.

Именно поэтому общение и называют искусством — слишком много нужно учесть, чтобы стать хорошим собеседником. Представляем вам несколько коммуникационных техник, которые помогут наладить взаимоотношения с людьми разных характеров:

1.Используйте силу тишины

Тишина является сильнейшим оружием, которым люди обычно забывают пользоваться. Зачастую она может сказать больше, чем сотни слов.

При помощи тишины можно погасить гнев собеседника, удивить, даже вызвать улыбку. Есть также разновидность тишины — пауза. Ее тоже можно и нужно использовать.

Например, чувствуете, что собеседник что-то недоговаривает. Взяв небольшую паузу, вы даете ему понять, что догадываетесь об этом. Поэтому скорее всего он скажет правду.

Или по его поведению будет видно, что он лжет, а это также полезная для вас информация.

2. Отзеркаливайте своего собеседника

Знаменитая техника из НЛП будет актуальной всегда. Люди, не знающие об этом методе, используют его бессознательно. Влюбленные пары в кафе дышат в унисон, складывают одинаково руки и ноги, склоняют похоже голову. Пары, переживающие неприятные моменты, принимают совершенно разные позы, даже выражение лиц у них отличается.

Поэтому технику отзеркаливания можно применять в ситуациях, когда существует недопонимание и даже враждебность. Начните с языка тела и манеры речи — это пусть и не сразу, но расположит собеседника.

3. Будьте гибким слушателем

Умение слушать всегда будет цениться по одной причине: большинство людей страстно желают говорить о себе и своих проблемах. Слушать можно и таким образом, что вы сможете направлять ход беседы при помощи наводящих вопросов. Согласитесь, намного проще заставить человека поверить в то, что он сам ведет беседу, чем убеждать его прямым текстом в этом.

Умение слушать предполагает:

  • Внимательно слушать;
  • Задавать вопросы;
  • Выражать заинтересованность;
  • Отсутствие критики;
  • Осознавать мотивы собеседника.

Этот навык на первых порах требует терпения. Со временем интерес станет настолько искренним, что вы начнете излучать неподдельную радость от общения с другими людьми.

4. Получайте обратную связь

Обратная связь важна, потому что в процессе пересказа увлекательной истории мы мало внимания обращаем на реакцию собеседника. А ведь именно реакция является мерилом того, интересно ли ему.

Важно знать две вещи: донесено ли сообщение ясно и четко и было ли это увлекательно. Можно спросить напрямую, но так как «все люди врут», обращайте внимание на язык тела и микровыражения. Люди часто отводят глаза, когда им неприятно или испытывают трудности в речи, когда лгут (хотя иногда это может ничего не значить).

Наводящие вопросы — тоже прекрасный способ получить обратную связь. Только старайтесь так их задавать, чтобы человек высказал свое мнение, а не ваше.

5. Культивируйте любопытство к общению и людям

Без этого никуда, многие замечают лицемерие и наигранность. И если вам и правда неинтересно общаться, придется первое время притворяться и искать способы полюбить людей.

Вы наверняка замечали, что сегодня хочется вести диалог с человеком и он вам интересен, а вчера было все совершенно иначе. Изменился не он, а ваше отношение, хотя быть может никаких внешних предпосылок не было.

Любопытство имеет свойство временно исчезать и если его осознанно не культивировать, то вы так и будете зависеть от собственного настроения.

Возможно, вам нужно будет сначала узнать себя, чтобы затем захотеть узнавать других.

6. Постарайтесь забыть о себе

Шаблон диалога часто одинаков: оба собеседника хотят говорить исключительно о себе.

Такое отношение к общению бессмысленно, ведь по сути вы ничего не узнаете, а только в очередной раз продублируете информацию о своей жизни.

Поэтому прежде всего проявите интерес к человеку и говорите только о нем. Через какое-то время собеседник, поняв, что его наконец искренне слушают, ответит взаимностью.

Это основные правила, которых стоит придерживаться, когда речь идет об общении. Читайте соответствующую литературу, смотрите обучающие ролики и никогда не допускайте мысль «Я общаться умею, у меня это от природы». В этом искусстве невозможно достичь совершенства, а стремиться к нему можно. опубликовано econet.ru

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: //econet.ru/articles/157467-chto-govorit-i-kak-govorit-6-effektivnyh-metodov-kommunikatsii

Коммуникация эффективная: принципы, правила, навыки, приемы. Условия эффективной коммуникации

Методы общения

Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни.

Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки.

Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.

Определение коммуникации

Разные способы передачи информации от одних людей к другим называют коммуникацией. Она включает в себя все разнообразие каналов передачи и расшифровки сигналов и бывает:

  • вербальная;
  • невербальная;
  • письменная;
  • пиктографическая;
  • пространственно-символьная и т. д.

Считается, что коммуникация эффективная, когда отправитель информации общается на одной волне с получателем. Однако даже общение в единой знаковой системе не дает гарантий того, что послание будет верно расшифровано.

Эффективная коммуникация позволяет свести к минимуму потери смысла сообщения. Для успешного продвижения бизнеса, для поддержания дружеских связей, для яркой личной жизни любому человеку будет полезно улучшить свои навыки общения.

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
  2. сообщения.
  3. Способ передачи информации (как она осуществляется).
  4. Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
  5. Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Принципы эффективной коммуникации

Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.

Прежде всего нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:

  1. Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен – возникает необходимый эффект.
  2. Реципиент должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.
  3. Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.
  4. Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.
  5. Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.
  6. Терпение и снисходительность к чужим недостаткам. Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.

Ниже обсудим основные условия эффективной коммуникации.

Как добиться положительного эффекта от общения?

Для того чтобы коммуникация считалась эффективной, должны соблюдаться определенные условия:

  1. Речь должна соответствовать изначальной цели разговора, быть адекватной. Не стоит говорить слишком много или затрагивать в беседе вопросы, никак не касающиеся обсуждаемой темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.
  2. Используемые слова должны быть логичны и лексически точны, это очень важно для достижения цели общения. Достигается путем постоянного самообразования, чтения различной литературы и внимательного отношения к родному языку.
  3. Само повествование должно быть логичным и грамотным. Четкая структура изложения создает благоприятные условия для слушателей и повышает шансы на позитивный исход.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, “Скайпом”, электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Правила для эффективной коммуникации

Любое межличностное общение должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.

Правила эффективной коммуникации:

  1. Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
  2. Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
  3. Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
  4. Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
  5. При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
  6. Перед звонком по телефону или “Скайпу” заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.

Способы эффективного общения

Чтобы достигнуть взаимопонимания в процессе общения, необходимо создать условия и учесть возможные способы эффективной коммуникации. Всего их выделяют шесть:

  1. Стремитесь излагать мысли максимально убедительно. Всегда говорите кратко и по существу, избегайте излишних нагромождений слов, недомолвок и возможных двойных толкований.
  2. Употребляйте терминологию и профессионализмы только в тех случаях, кода они уместны.
  3. Даже в бытовом общении следует избегать жаргонных и сленговых выражений, особенно это касается межпоколенной коммуникации.
  4. Избегайте излишней эмоциональной нагрузки, как положительной, так и отрицательной.
  5. Старайтесь обращаться персонализированно, по имени, по научному или военному званию, либо объединяя группу собеседников общезначимым словом.
  6. Всегда соблюдайте правила вежливости и этикета.

Невербальные сигналы для улучшения коммуникации

Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.

Чтобы улучшить коммуникативные навыки, будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:

  1. Будьте всегда чисты и опрятны: даже если одежда не совсем соответствует дресс-коду, общее впечатление от беседы будет позитивным.
  2. Старайтесь контролировать мимику и эмоции. Выражение лица должно быть нейтрально-позитивным и реагировать изменениями в зависимости от течения беседы.
  3. Избегайте касаться лица во время коммуникативного акта – это подсознательно воспринимается как попытка прикрыть рот, соответственно, высказывание ваше – ложное.
  4. Научитесь «зеркалить» положение тела собеседника. Важно делать это деликатно, без излишнего рвения, чтобы не выглядеть карикатурно.
  5. Избегайте «закрытых» поз – скрещенных рук и ног. Такое положение тела говорит о неготовности к эффективной коммуникации. В то время как открытые ладони и доброжелательная улыбка – способны расположить любого собеседника.

Условия эффективного общения с помощью технических средств

Технический прогресс подарил нам новые средства, позволяющие облегчить общение. Это телефоны, факсы, Интернет. Коммуникация с помощью техники должна строиться по тем же правилам и принципам, что и межличностная. Следует соблюдать все правила этикета, принципы ведения деловой и персональной беседы.

Источник: //FB.ru/article/247809/kommunikatsiya-effektivnaya-printsipyi-pravila-navyiki-priemyi-usloviya-effektivnoy-kommunikatsii

Как правильно общаться с детьми: приемы активного слушания, я-сообщения, отзеркаливание, перефразирование, резюмирование

Методы общения

Мамам и папам помогут приёмы из психологии, многие из которых уже на слуху: активное слушание, я-сообщения, отзеркаливание, перефразирование, резюмирование.

Правила создания контекста, в котором эти методы будут работать:

  1. Поддерживайте доброжелательный настрой, демонстрируйте уважительное отношение. Представьте, что вы общаетесь не с несмышлёнышем, а потенциальным предпринимателем, учёным, артистом… Увидьте в ребёнке будущего взрослого, и повышать голос, кричать, иронизировать, давить будет гораздо сложнее, ведь в ситуации со взрослым это приведёт к конфликту.
  2. Принимайте детей с их достоинствами и недостатками. Представьте, что вы почувствуете, если муж, партнёр или подруга грубо или насмешливо, при всех, будут критиковать вас. Поставьте себя на место ребёнка, и это поможет вам останавливаться и тщательнее подбирать слова и интонацию.
  3. Дайте маленькому человеку сказать. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он говорит что-то смешное или глупое.
  4. Удовлетворяйте потребность в контакте с вами, наполняйте общение положительными эмоциями в течение дня и детям будет проще открыться вам.

Приёмы активного слушания

Чтобы успокоиться, детям бывает достаточно, чтобы их выслушали. Поэтому слушание предполагает, что ребёнок говорит, а вы слушаете не перебивая.

Что значит активное? Это значит, что вы включены: не просто слушаете, но и слышите, и откликаетесь на рассказ. В первую очередь маленький человек считывает эмоции и сигналы тела, поэтому так важны ваше положение и поза.

Если вы искренне заинтересованы в том, что говорят и переживают дети, тело само сделает свою работу и они поймут, что вы включены.

В то же время активное слушание — это навык, который тренируется, поэтому понаблюдайте за собой, чтобы понять, посылаете ли вы эти сигналы, и начните использовать их сознательно:

  • повернитесь к говорящему всем телом, смотрите в лицо, желательно, чтобы ваши глаза были на одном уровне;
  • кивайте или наклоните голову слегка на бок;
  • если ребёнок готов к телесному контакту, посадите его на колени, обнимите, поглаживайте, держите за руку или просто слегка касайтесь. Но не настаивайте, если почувствуете нежелание или сопротивление. Лучше просто сядьте рядом на комфортном расстоянии.

Чего делать не следует:

  • отвернуться от собеседника, заниматься своими делами, смотреть телевизор или разговаривать по телефону;
  • сесть или встать в закрытую позу, скрестить ноги или руки на груди;
  • физически доминировать: «нависать» над говорящим, поставить руки на пояс или на бёдра.

На уровне эмоций и речи выделяют несколько основных приёмов:

1. Паузы: делайте их для того, чтобы помочь ребёнку сосредоточиться, а также показать, что вы его внимательно слушаете.

2. Поддакивание, подбадривание, побуждение.

3. Междометия (да, ага, угу, и) и короткие реплики («неужели», «а дальше», «ну и»).

4. Перефразирование — пересказ услышанного своими словами. Его цель — убедиться, что вы правильно поняли человека, а также дать ему понять это.

Можно использовать фразы:

«Другими словами, ты хочешь сказать…»

«Ты считаешь, что…»

«Как я тебя понял(а)…»

В дополнение можно использовать уточняющие фразы и вопросы:

«Что ты имеешь в виду, когда говоришь…»

«Если я тебя правильно понял(а)…»

Старайтесь использовать больше утвердительных предложений вместо вопросов. Они дают ощущение большего сопереживания и побуждают рассказывать дальше. Если вы ошибаетесь, ребёнок вас поправит.

5. Отражение чувств, сопереживание:

«Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…»

«Похоже, ты обижен(а)».

«Ты, наверное, сильно разозлился…»

Вместе с обозначением чувства можно повторить фразу ребёнка его же словами или схожими:

— Я не нашёл свою игрушку.

— Не нашёл игрушку? Должно быть, ты сильно расстроился.

6. Резюмирование — это подведение итогов разговора, когда озвучиваются основные мысли и, возможно, договорённости.

«Вот, значит, что произошло…»

«Теперь я понимаю, что случилось…»

«Давай подумаем, что можно сделать в этой ситуации»

«Давай договоримся, что если…»

Одно из препятствий к успешному использованию активного слушания — наши шаблонные реакции и ответы. Психологи выделили двенадцать видов (подробнее о них можно прочитать у Ю. Б. Гиппенрейтер):
  1. Приказы, команды. «Я сказала прекрати!» «Прибери здесь!» «Живо спать!»
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не перестанешь капризничать, конфету не дам!», «Ещё раз так сделаешь и получишь!»
  3. Мораль, нравоучения, проповеди. «С другими ребятами нужно делиться!», «Старших надо уважать».
  4. Советы, готовые решения. «Я бы на твоём месте это не надела. Возьми лучше вот ту футболку».
  5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: «Ты уже не маленький, должен понимать, что так поступать нехорошо».
  6. Критика, выговоры, обвинения. «Совсем совести нет, разве так делают», «Всё из‑за тебя!».
  7. Похвала. «Вот это правильно, так и надо». «Молодец!»
  8. Обзывание, высмеивание. «Жадина-говядина», «Эх ты, разиня».
  9. Догадки, интерпретации. «Наверняка опять двойку получил».
  10. Выспрашивание, расследование. «В чём дело, почему ты молчишь?»
  11. Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Нашёл из-за чего расстраиваться, это пустяки».
  12. Отшучивание, уход от разговора. «Давай как-нибудь потом поговорим».

Навыки активного слушания помогают не только в общении с ребёнком, но и с любым взрослым. Есть хорошее выражение: «Удивительно, насколько разными бывают люди. Одни не слышат, что ты говоришь, а другие слышат то, о чём ты думаешь». Активное слушание позволит попасть во вторую категорию.

Подробнее о правилах, приёмах и результатах этого метода читайте в книгах Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания» и «Общаться с ребёнком. Как?».

Я-сообщения

Ещё один принцип конструктивного общения — я-сообщения. В этих высказываниях от первого лица используются местоимения «я», «мне», «меня», «моё». Они отражают мнение и переживания говорящего, в то время как ты-высказывания содержат оценку другого и его поведения и провоцируют ответную агрессию, обиду.

Используя я-высказывания, вы создаёте пространство уважения, сохраняете дистанцию между говорящими. Если ребёнок видит ваше искреннее проявление чувств, он лучше узнаёт вас и ему проще выражать свои переживания.

В любой конфликтной ситуации говорите прежде всего о своих чувствах и видении ситуации, а не о поведении другого.

«Мне неприятно, когда мне приходится повторять свою просьбу» вместо «Сколько раз тебе повторять, сделай это немедленно!»

«Я устала и хочу побыть в тишине» вместо «Ты прекратишь шуметь или нет!».

«Как мне нравится, когда стол чистый и опрятный» вместо «Ну что ты за поросёнок!».

Отзеркаливание

Следующий способ — отзеркаливание. В психологии так называют копирование жестов, позы, слов собеседника с целью вызвать его расположение и симпатию. Это возможность показать ребёнку вербально и невербально, что вы его понимаете, сопереживаете ему.

Этот механизм начинает свою работу ещё в младенчестве. Для новорождённого мама — зеркало: отвечает улыбкой на улыбку, хмурится, цокает или агукает в ответ.

Наверняка вы замечали, как забавно копируют малыши манеру родителей говорить, ходить, наклонять голову или поправлять волосы. Важно помнить, что они делают это не для того, чтобы передразнить или рассмешить нас. Для малышей это способ стать своим, освоить мир чувств и научиться понимать, что испытывают другие.

Имитация и подражание возможны благодаря зеркальным нейронам и являются ключом к эмпатии и сопереживанию.

Дети подражают чаще всего неосознанно, а вот взрослые, напротив, могут использовать метод отзеркаливания в отношениях сознательно, чтобы настроиться на одну волну с детьми.

Когда малыш чувствует, что его принимают, он расслабляется, раскрывается и лучше реагирует на ваши слова и действия.

Отзеркаливание можно использовать на одном или нескольких уровнях.

На уровне тела:

  1. Повторите положение тела собеседника (например, сядьте напротив него на пол в той же позе).
  2. Повторяйте какие-то его движения, жесты, мимику (возможно, почёсывайте изредка нос, пожимайте плечами или вздыхайте). Делайте это не сразу, а не спеша и с промежутком.
  3. Подстраивайтесь под его дыхание.

На уровне эмоций и речи:

  1. Говорите с той же скоростью, ритмом, интонацией.
  2. Присоединяйтесь и выражайте те же эмоции.

Избегайте передразнивать детей. Следите за тем, чтобы ваше поведение не выглядело фальшиво и/или как насмешка. Это наверняка обидит и разозлит малыша, и скорее всего, он закроется. Осознанное отзеркаливание должно быть незаметным и выглядеть естественно.

Создав атмосферу понимания и близости, можно потихоньку менять ход общения в нужное русло: юный собеседник начнёт теперь уже зеркалить вас и будет прощё достичь согласия.

Кстати, простое актёрское упражнение (по форме, но не по сути и исполнению), которое можно превратить в полезную весёлую игру с малышом, так и называется «Зеркало». Встаньте напротив друг друга. Пусть один из вас показывает какое-то движение. Задача второго максимально точно повторить его.

Один из вариантов этого упражнения: двигаться, соединив ладони друг с другом. И хотя это кажется простым, быстро и точно повторять движения за другим, не потеряв контакта рук, получится, только если расслабиться, довериться другому и следовать за ним!

В статье приведены лишь некоторые способы эффективного общения. Но даже их использование поможет вам улучшить взаимопонимание и сделать отношения более близкими. При этом дети будут учиться различать собственные эмоции, называть их, а значит, управлять ими в будущем и правильно использовать в общении с другими.

Иллюстрации: ru.pngtree.com

Читать по теме:

О чём говорить с маленькими детьми

О чём говорить с детьми от 3 до 6 лет

Источник: //mchildren.ru/sposoby-effektivnogo-obshheniya-s-rebyonkom/

Способы общения

Методы общения

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой способов общения: М. А. Василик, Г. Лассуэлл, Д. Брэддок, Э. Берн, Э. Холл и др.

Понятие способов общения

Выделяют такие способы общения как вербальную и невербальную коммуникацию. Кроме того, в современном мире можно рассматривать еще один способ общения – общение через Интернет.

Определение

Вербальная коммуникация – это процесс словесного взаимодействия индивидов, который осуществляется с помощью знаковых систем.

Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом: невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.

Классификация способов общения

Мы кратко рассмотрим вербальную и невербальную коммуникацию, закрепив знания рисунком 1.

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:
  • речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
  • речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.

Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия.

  • Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
  • Речь активна и более динамична.
  • Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.
  • Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др. Рассмотрим общие типы невербальной коммуникации:
    • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
    • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Рисунок 1. «Средства общения»

    Общение в сети Интернет как способ общения

    В современном мире крайне популярно опосредованное общение. В данном случае речь пойдет об общении через электронные устройства.

    Одной из особенностей такого общения (если это разговор по телефону) является то, что мы не имеем визуального изображения собеседника, теряя таким образом большую часть информации, которые могли бы получить невербально. Разумеется, данная информация не относится к общению через программу Skype.

    Если обращаться непосредственно к общению через Интернет, то здесь особенностью является анонимность пользователей. Когда вы общаетесь с человеком через Интернет, вы, как правило, не знаете истинной информации про него.

    Возраст, пол, национальность – все это может быть ложным, это может быть частью виртуального персонажа вашего собеседника.

    Кроме того, для придания анонимности пользователи часто используют псевдонимы или так называемые «ники».

    Существует несколько правил эффективного общения через электронные средства.

    1. Необходимо редактировать написанное. Соблюдайте грамматические и синтаксические правила языка.
    2. Включайте в свое письмо те же формулировки, какие вы получили. Даже если обмен электронной почтой произошел в тот же самый день и даже минуту, автор не может помнить точно, что он писал вам первоначально. После ознакомления со специфическими выражениями, которые люди используют в своих сообщениях, полезно повторить или перефразировать их, прежде чем ответить.
    3. Примите во внимание отсутствие значимых невербальных сигналов. Всегда помните, что собеседник не может видеть ваши жесты, лицо. Таким образом, старайтесь подчеркнуть ваши сообщения, к примеру, эмоциональными прилагательными. Также допустимо применение «смайликов».
    4. Экономно используйте принятые сокращения или вообще их не используйте. Использование различных сокращений, конечно, сделает ваше письмо короче. Но вполне вероятно, что для собеседника оно потеряет половину смысла. Так, если вы хотите быть правильно понятым другим пользователем, старайтесь яснее излагать свои мысли.
    5. Помните, что при использовании электронной почты отсутствует тайна переписки. Сообщение, которое вы написали, скопировано и сохранено как минимум временно на многих компьютерах между вами и получателем. Если вам нужно сказать нечто конфиденциальное, лучше отправить такое сообщение в письме или передать по телефону.

    Рисунок 2. «Модель общения при помощи электронных устройств»

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/sposoby_obscheniya/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.