< Моральные правила - Психолог

Моральные правила

МОРАЛЬ

Моральные правила
статьи

  • Золотое правило нравственности.
  • Талион
  • Заповедь любви.

МОРАЛЬ (от лат. moralitas – традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е.

обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей.

В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное – это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное – к морали отношение не имеющее.

Значит, для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

Первый круг рассмотрения морали – это сфера ценностей (оценок) и норм (правил). Однако не всякие оценки и не всякие нормы можно отнести к морали.

«Певец прекрасно исполнил арию» – это оценочное высказывание, оценка; а требование: «Проезд в автобусе следует оплачивать сразу, не дожидаясь следующей остановки» – это нормативное высказывание, правило.

Но являются ли эта оценка и это правило нравственными? Мы можем предполагать, что певец, арию которого мы прослушали с наслаждением, – замечательный человек, но непременной связи здесь нет: талантливый певец (или художник, или поэт) может и не быть образцом добродетели.

Так же и своевременную оплату проезда в автобусе без кондуктора можно оценить как выполнение правила или обязательства, согласно которому транспортная компания обязуется перевезти пассажира, а пассажир – оплатить проезд. Но дисциплинированность и обязательность также не есть проявления нравственного совершенства.

Предварительно мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.

Рассмотрим, к примеру, правило «Следует помогать слабым». Можно ли сказать, исходя из его содержания, что оно морально и что человек, его выполняющий, добр? Однозначно ответить на вопрос нельзя. Один помогает слабым, считая, что выполняет Божью заповедь, а все заповеданное Богом надо исполнять хотя бы для того, чтобы спастись.

Другой помогает слабым, видя в этом исполнение требований определенного авторитета (лица или группы), имеющего к тому же власть воздавать по вине и заслугам; третий помогает демонстративно, в надежде на одобрение окружающих; четвертый помогает в расчете на то, что в случае необходимости помогут и ему; пятый помогает, если светит солнце и на душе радостно, т.е.

по настроению; шестой оказывает помощь потому, что видит в этом выражение человечности, учтивости и т.д. Итак, перед нами одно и то же правило и одинаковые по своему внешнему проявлению действия. Однако различие в мотивах, по которым совершается действие, внешне отвечающее определенному стандарту, дает нам в данном случае вместо одного – несколько различных поступков.

С философской точки зрения, поступок сам по себе, «по природе» не является моральным. Моральность определяется контекстом. Правда, в данном случае можно сказать, что это правило приведено в свернутом виде; предполагает же оно, что следует помогать слабым, именно проявляя заботу о них, жертвуя своими интересами.

Но это – дополнение, которое не столько уточняет правило, сколько указывает на другое, более общее, в котором дан фундаментальный принцип морального действия вообще.

Золотое правило нравственности

Чтобы стало яснее, что такое мораль, обратимся к правилу, которое, как нам достоверно известно из исторических, религиозных и литературных источников, получило распространение во всех относительно развитых культурах и у всех народов. Речь идет о так называемом золотом правиле нравственности.

В наиболее известной форме оно гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31). В более широком этическом ракурсе развитой морали золотое правило нравственности имеет двойную проекцию, расширяющую ее потенциальное этическое содержание.

Одна проекция – в сторону исторически и нормативно неразвитой («инверсивной») формы. И она указывает на правило талиона.

Талион

– (лат. talion, oт talio – возмездие, равное преступлению, от talis – такой же), которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24-26).

Одним из ранних оформлений талиона в законодательстве были Законы Хаммурапи (свод законов Древнего Вавилона, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н.э.). В философски обобщенной форме правило талиона гласит: «В ответ на нанесенный ущерб поступай по отношению к окружающим (чужим) так, как они поступают по отношению к тебе и твоим сородичам».

Из этой формулировки видно, что действие по правилу талиона должно быть обращенным на того, кто нанес ущерб или на его близких и его результаты должны быть соразмерны нанесенному ущербу. Правило талиона регулировало действия, ответные на совершенное зло. Действия, ответные на совершенное добро, определялись правилом благодарности.

Если правило талиона детализировалось и градуировалось под разные ситуации, то правило благодарности всего лишь требовало отвечать добром на добро.

Особенности талиона как нормативно-регулятивного механизма состоят в следующем: а) это – правило, регулирующее реактивные, или ответные действия; б) регулируемые талионом ответные действия направлены на наказание нарушителя справедливости, либо на взимание компенсации за нанесенный ущерб; в) по своему содержанию действия, регулируемые талионом, обращаемы, или взаимны: ответное действие направлено на нарушителя справедливости (ср. «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его» (Притчи, 24:29)); г) талион не только направлен на восстановление попранной справедливости, он требует соблюдения справедливости и наказания нарушителя; требуя возмездия, талион ограничивает меру возмездного действия критерием адекватности преступлению и нанесенному ущербу; существенно при этом, что талион угрожает, и в угрозе заключается его основная санкция; д) стандарт справедливости, предполагаемый талионом, ситуативен в своем приложении, однако как принцип действия он надсубъективен: всегда надо поступать в соответствии с ситуацией, однако мера справедливости, задаваемая требованием равенства, не зависит ни от ситуации, ни от того, кто именно в эту ситуацию включен.

Заповедь любви

Другая проекция золотого правила – в сторону содержательно наполненной и ценностно определенной («прогрессивной») формы.

Это формула заповеди любви, которая в христианском учении известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и любви к человеку: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки, 10:27).

Что касается заповеди любви, то следует отметить, что хотя она и была выше указана в качестве «прогрессивной» проекции золотого правила, в своих отдельных формах – как требование любви к Богу, с одной стороны, и требование любви к ближнему, с другой, – она появляется исторически ранее золотого правила.

В Ветхом Завете, например, она дана фактически параллельно закону талиона. Однако, говоря о заповеди любви, мы принимаем во внимание те изменения, которые с ней происходят в христианском учении. В Ветхом Завете в качестве ближнего, к которому должно относиться с любовью, понимался одноплеменник и единоверец.

В Новом Завете под ближним мог уже пониматься любой человек, даже враг и гонитель.

При таком понимании заповеди любви она не могла рядополагаться талиону. Поэтому Иисус противопоставляет заповедь любви правилу талиона (Евангелие от Матфея, 5:38-39, 44). Золотое правило исторически формулируется в процессе переосмысления правила талиона и благодарности. Однако одновременно переосмысливается и заповедь любви.

Многими исследователями она рассматривается как высшее выражение золотого правила.

Золотое правило формально: оно лишь вменяет инициативность действия в противовес реактивности талиона и – также в противовес талиону – в основу равенства кладет не действие, совершенное в отношении нас самих, а наше понимание блага: «(Не) Поступай по отношению к другому, как ты (не) желаешь, чтобы он поступал по отношению к тебе».

В этом плане в золотом правиле уже постепенно преодолевается предположение о непременном равенстве. Заповедь любви вменяет именно доброжелательное и заботливое отношение, – а про равенство уже ничего не говорит.

К этому еще следует добавить, что золотое правило и талион, с одной стороны, и заповедь любви, с другой – представляют две фундаментальные добродетели или два начала нравственности, а именно, справедливость и милосердие. Справедливость требует равенства (по крайней мере до того предела, пока оно не препятствует благополучию индивидов). Милосердие требует доброжелательной заботы.

К особенностям христианского понимания заповеди любви, в отличие от ветхозаветного, следует отнести и то, что она носит комплексный характер, в ней объединены две, данные в Пятикнижии заповеди, а именно – заповедь любви к Богу (Второзаконие, 6:5) и заповедь любви к ближнему (Левит, 19:18, 33–34). См. также БИБЛИЯ.

При указанном отличии между золотым правилом и заповедью любви, их, в сравнении с талионом, объединяют следующие характеристики: а) они устанавливают стандарт инициативного действия; б) рекомендуемые ими действия направлены на поощрение другого, заботу и милосердное попечение о нем; в) они не предполагают взаимности или равенства; заботливое отношение к другому принципиально бескорыстно и не ориентируется на возможную благодарность или компенсацию; г) золотое правило, как и заповедь любви, с которой оно и по смыслу, и контекстуально соотнесено в Новом Завете, в отношении к другому настаивает на прощении, милосердии, а в случае творимого зла – и на непротивлении ему (заслуживает внимания то, что в Коране, в котором талион не преодолевается, но подтверждается, неоднократно оговаривается, что прощение и доброжелательность предпочтительнее справедливости (Коран, 4:92; 42:40-43)); д) как и в талионе, задаваемый золотым правилом и заповедью любви стандарт отношения к другому ситуативен, но тем не менее надсубъективен.

Талион, золотое правило и заповедь любви совокупно образуют первичное нормативное содержание морали и характеризуют его следующим образом.

Первое, все эти правила регламентируют отношение человека к другому: талион ограничивает меру ответного зла, которым допустимо отвечать на зло со стороны другого; золотое правило устанавливает равенство и взаимность во всех отношениях к другому и устанавливает источник стандарта, по которому надо относиться к другому; заповедь любви указывает на необходимость заботливого и любовного отношения к другому. В континууме внутренней нормативной динамики отношения с другими (другим) должны строиться в соответствии с рядом принципов, восходящих от: «не вреди, не делай другому зла» (инициативно) к «будь справедливым, уважай другого» и, далее, к «проявляй о другом заботу, относись к другому любовно» (добавим в связи с последним, что в этическом смысле любовное отношение выражается в признании другого; от степени признания другого зависит глубина любви.). Второе, золотое правило и заповедь любви отталкиваются от отношения человека к самому себе: последнее предстает в качестве стандарта отношения к другому. Третье, в заповеди любви отношение к другому и отношение к себе в конечном счете обусловлены отношением к высшему началу, или к Богу, или к идеалу.

Сфера морали образуется отношениями человека к себе, к другим людям и к высшему. В соответствии с этим можно сказать, что к моральным относятся ценности и нормы, которые задаются названными императивами и которыми, соответственно, опосредованы эти отношения.

Принимая во внимание содержание заповеди любви как наиболее развитой среди названных трех требований, можно охарактеризовать мораль как систему ценностей и норм, ориентирующих человека на духовно возвышенное единение с самим собой, с другим человеком (другими людьми), и с высшим началом (как бы оно ни понималось).

моральных ценностей и норм конкретизируется в понятиях добра, долга, справедливости, вины, альтруизма и эгоизма и т.д.

Рубен Апресян

Источник: //www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/MORAL.html

Свод моральных ценностей – кодекс вашей жизни

Моральные правила

Четкий свод моральных правил составить практически невозможно, потому что каждый человек будет добавлять туда свои духовные/религиозные ценности (или их недостаток).

Но это неплохое начало, и вы всегда можете добавить недостающие элементы, которые интуитивно будете считать правильными.

Для чего нужны моральные принципы?

Моральные принципы помогают построить цивилизованное общество, в котором общее благо ставится выше, чем личная выгода за счет других. Моральные принципы можно использовать как ориентир, свод правил или же кодекс поведения. Они помогают нам оценивать последствиях наших действий, прежде чем совершать их; думать, прежде чем говорить; и считаться с жизнями и правами других людей.

К сожалению, не каждый человек придерживается строгого или даже нестрогого морального кодекса.

Не каждому человеку повезло получить воспитание, предусматривающее сильные моральные принципы. А что еще хуже, люди могут попадать в ситуации, в которых они выбирают действия, противоречащие морали (например, это может быть война).

Также иногда моральные ценности разных людей настолько отличаются, что это может приводить к конфликтам.

Как мы выбираем моральные ценности?

Моральные принципы связаны с тем, что заботит нас больше всего; они зависят от воспитания и личного восприятия того, что является важным.

Например, люди, в которых не воспитана вера в то, что ВСЕ живое на земле имеет право на жизнь, могут не задумываясь – но не со зла – навредить жизни животного или растения из личных интересов. Они не стремятся нанести вред, просто не считают это важным.

Так что важнее всего избегать суждений о ценности других людей. Пока вы сами не окажетесь на их месте… старайтесь быть открытым новым взглядам.

Как жить, придерживаясь свода моральных ценностей:

Как использовать этот свод в жизни? Добавляйте по чуть-чуть каждый день. Становитесь чуть более честным. Чуть более заботливым. Чуть более смелым. Чуть более… и так далее по пунктам кодекса.

Будет полезно вести дневник, куда вы будете записывать хорошие дела, которых раньше не делали, чтобы вы видели, что становитесь лучше с каждым днем.

  • Будьте честным и надежным. Воздерживайтесь от лжи, измены и воровства. Под честностью подразумевается честность и перед собой, и перед другими.
  • Будьте смелым. Делайте то, что нужно, даже если в результате вас ждут личные неприятности или трудности, в том числе риск пострадать или быть отвергнутым кем-либо.
  • Контролируйте себя. Управляйте своими мыслями, эмоциями, словами и действиями – особенно когда вы подвержены стрессу, гневу, эмоциональному потрясению или страху.
  • Будьте принципиальным. Будьте смелым, отстаивая свои убеждения. Подтверждайте слова делами; оправдывайте доверие и выполняйте свои обещания.
  • Проявляйте заботу и сочувствие. Делайте то, что в ваших силах, чтобы улучшить жизнь других людей (и всего живого на планете).
  • Будьте справедливым. Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам. Не дискриминируйте никого.
  • Стремитесь к совершенству. Делайте все, что делаете, наилучшим образом и старайтесь делать еще лучше.
  • Будьте настойчивы. Расценивайте преграды и неудачи как уроки.
  • Улучшайте мир. Ищите пути улучшения жизни общества, семьи, своей собственной, страны и т. д.
  • Возьмите на себя ответственность за свою жизнь! Отдавайте себе отчет в своих мыслях, словах и действиях. Знайте, что обстоятельства, в которых вы находитесь – прямой результат ваших мыслей, слов и действий. Не обвиняйте, не осуждайте и не критикуйте.
  • Проявляйте сочувствие. Смотрите на вещи под разными углами; ставьте себя на место другого человека, чтобы понимать его и его точку зрения.
  • Приносите пользу миру. Как вы лучше всего можете делиться своими талантами? Как вы можете улучшить мир при помощи своих талантов, навыков, знаний и идей?
  • Уважайте других. Знайте, что ваша точка зрения не единственная; это лишь одна из нескольких миллиардов точек зрения. Уважайте достоинство, свободы и права других.
  • Будьте терпеливы. Учитесь практиковать отсроченное вознаграждение и наслаждаться процессом.
  • Прощайте. Оставляйте прошлые страдания и недоразумения позади. Разрывайте циклы, в которых вы причиняете боль себе или другим. Не ищите мести – ищите мира.
  • Объединяйте усилия. Будьте готовы идти на компромисс ради общего блага.
  • Будьте верны. Верны своим ценностям. Верны своим клятвам и обещаниям.
  • Будьте хорошим другом. Особенно в тяжелые времена.
  • Будьте терпимы. Смиритесь с тем, что все люди разные, и наслаждайтесь этим. Предпочтите видеть в людях позитивные стороны, а не недостатки.
  • Уважайте свободу воли. Уважайте право каждого человека жить так, как он хочет.
  • Проявляйте уважение к себе. Не вредите своему телу. Старайтесь постоянно улучшаться.
  • Не вредите. Никому и ничему, включая себя. Чтите жизнь. Каждое живое существо имеет право на жизнь. Не приносите страданий другим живым существам.
  • Будьте открыты ко всему новому. Откройте свое сознание альтернативным точкам зрения – точки зрения других людей так же кажутся им верными, как вам ваша.
  • Озвучивайте свою правду. Но учитывайте, что ваша правда не единственная, и правда другого человека может сильно отличаться от вашей. Уважайте чужую правду так же, как и свою.
  • Будьте готовы служить. Это не значит прислуживаться перед кем-то; это значит использовать свои знания, время, навыки, таланты и идеи для улучшения жизни других.
  • Делайте все в духе любви. Настоящая любовь безусловна!

Использование метода Сильва для жизни по моральному кодексу

Одна из самых больших трудностей на пути к жизни в соответствии с моральными ценностями – быть открытым новому и принимать точки зрения и ценности других людей.

Во время медитации вы можете использовать упражнения для визуализации из метода Сильва, чтобы мобилизовать силу своего воображения и посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека.

Это поможет вам развить сострадание и понимание, а также закрепить свои собственные ценности.

Ваша,Ирина Хлимоненко

и команда метода Сильва

P.S. А какими моральными правилами в жизни руководствуетесь вы?

Источник: //blog.metodsilva.ru/moralnye-cennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.