Организационная психология

Содержание

Шпаргалка по дисциплине

Организационная психология


Вопросы к экзамену по дисциплине “Организационная психология”

1.        Предмет, задачи и методы организационной психологии

2.        Связь организационной психологии  с общей, социальной психологией, психологией труда, экспериментальной психологией

3.        История возникновения организационной психологии

4.        Перспективы развития организационной психологии

5.        Исследование в организационной психологии: цели, задачи, виды

6.        Этапы научного исследования в организационной психологии

7.        Организационное поведение: понятие, модели, теоретические подходы к его изучению

8.        Власть как базовая категория организационной психологии

9.        Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие.

10.   Общая классификация оснований власти.

11.   Дифференцированная классификация оснований власти. Взаимосвязь оснований власти. Косвенные методы влияния.

12.   Тактические приемы в использовании власти. Ограничения классификации оснований власти.

13.   Модель власти в межличностном взаимодействии.

14.   Основные психологические характеристики организации

15.   Организация как социальная группа

16.   Типы структур организации

17.   Показатели эффективности организации

18.   Природа организации. Основные характеристики организации.

19.   Организация как открытая система. Цикл трансформационного изменения.

20.   Роли и ролевые конфликты в организации

21.   Статус и его символы в организации

22.   Организационная культура и ее влияние на организацию

23.   Организационная психология как система поведенческих технологий

24.   Феномен лидерства. Лидерство и руководство.

25.   Лидерство и организационная власть.

1.Предмет, задачи и методы организационной психологии

Организационная психология — прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

Предметом исследования организационной психологии являются разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие (трудовая деятельность, личностно-ценностная сфера работников и их профессионально-важные качества, групповые процессы и т.д.)

Задачи: 1.изучение возможностей и разработка технологий адекватного применения психологических знаний для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором». 2.повышение эффективности организационной деятельности за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, деятельностью,  поведением и отношениями.

Методы: 1) методы наблюдения; 2) методы опроса; 3) экспериментальные методы; 4) специальные методы, обусловленные конкретными условиями организационной деятельности

Наблюдение в организационной психологии – непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация организационных явлений и процессов .Две его формы — самонаблюдение и наблюдение за другими объектами.

В зависимости от положения исследователя по отношению к изучаемому предмету различают включенное и невключенное наблюдение.

Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации. Невключенное наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны.

Метод описания критических ситуаций предполагает наблюдение за наиболее важными для организации событиями. Особенность в том, что всегда существует опасность получить необъективную, искаженную информацию об изучаемом процессе.

Анализ документов – специально созданные носители информации об организации и ее членах.

По форме, в которой зафиксирована информация, документы условно подразделяются на текстовые (компьютерные, печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино-, видео- и фотодокументы и т. д.

) и фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски).

В зависимости от статуса документы классифицируются как  официальные, исходящие от тех или иных органов власти, учреждений  и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы и т.д.).

По источнику информации документы делятся на первичные, составленные на основе прямого наблюдения или опроса, и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное с помощью данных из первичных источников. По степени персонификации документы могут быть личными (автобиографии, личные карточки, характеристики) и безличными (отчеты, архивы, протоколы собраний).

Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Особенность в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т. д.

Три разновидности опроса: 1) анкетирование — письменный заочный опрос; 2) интервью — устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос.

Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Преимущество эксперимента: исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полученные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке.

Естественный эксперимент проводится в конкретной ситуации, поэтому полученные результаты и сделанные выводы полностью адекватны для решения практических задач.

Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях и строится по принципу моделирования организационно-психологических процессов и явлений.

Лабораторный эксперимент позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными.

2.Связь организационной психологии с общей, социальной психологией, психологией труда, экспериментальной психологией

Общая психология — наука об общих закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека. В качестве фундаментальной научной дисциплины она занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом.

Психологи всех направлений считают, что важнейшими детерминантами поведения являются мотивация и обучение. Под мотивацией в наиболее общем смысле понимаются психические процессы, выступающие как причина исследуемого поведения.

Большинство психологов, в той или иной мере изучающих процессы мотивации, пытаются объяснить различия в усилиях, с которыми люди действуют, и понять, почему они следуют тем или иным моделям поведения.

Процесс обучения – непрерывные изменения и адаптация поведения во времени.

Одна из отличительных характеристик психологии — ее акцент на научном объяснении поведения.

Вклад общепсихологических знаний в организационную психологию не ограничивается концепциями обучения и мотивации, включая многочисленные теории, концепции и закономерности, которые широко используются организационными психологами.

Социальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Основные проблемы современной социальной психологии, интересные организационным психологам, связаны с изучением закономерностей общения и взаимодействия людей, механизмов передачи социального опыта, характеристик больших и малых социальных групп, а также с исследованием социальных характеристик личности и психологических основ и условий формирования социального самосознания индивида и группы.

Аттитюды людей фактически не оказывают влияния на их поведение. Для организационных психологов проблема взаимосвязи аттитюда и поведения имела и имеет не только теоретический, но и прикладной, практический смысл.

Их давно интересует, как такой аттитюд как «удовлетворенность трудом» связан с продуктивным поведением членов организации. Из практики ученым известно, что высокая удовлетворенность трудом обеспечивает более высокие продуктивность и качество труда, т. е.

аттитюд непосредственно влияет на трудовое поведение работника.

К моменту появления заинтересованности менеджмента в психологической науке одной из ее наиболее развитых ветвей была экспериментальная психология, занятая поиском объективных принципов, или «законов», человеческого поведения.

Экспериментальные психологи пытались выявить, как люди (или животные) реагируют на те или иные события или стимулы в контролируемых экспериментальных условиях.

При этом акцент ставился на выявлении наиболее общих принципов, характеризующих поведение людей.

3.История возникновения организационной психологии

Организационная психология — прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

Нашего современника можно назвать организационным человеком, т.к. каждый из нас, хочет он того или нет, впитывает в себя принципы, ценности, дух и психологию тех организаций, с которыми  его связала жизнь.

В названии «организационная психология» скрыто трудно разрешимое противоречие: в нем объединены два противоположных понятия. 1. Психология как наука изучает индивида, т. е.

отдельного человека со всеми присущими ему психическими и поведенческими особенностями. 2.

Давая психологии определение «организационная», прежде всего интересуют особенности и закономерности поведения людей в организации.

В истории формирования организационной психологии шло не только постепенное накопление знаний, но и переосмысление самого предмета исследования, сложно было также определить границы объекта исследования.

Принципы, на которых основана современная организация, впервые были сформулированы в конце XIX — начале XX века основоположниками научного управления и Ф.Тейлором. Именно научный менеджмент был одним из главных «первоисточников» организационной психологии и во многом определил исходные рамки объекта исследования.

В качестве главного «строительного материала» организации рассматривался отдельный работник, индивид, который и стал основным объектом исследования научного менеджмента.

На стыке трех направлений: научного управления, экспериментальной психологии и дифференциальной психологии — в первой четверти XX века сформировалась индустриальная психология. Предметом исследования стал работающий индивид.

В индустриальной психологии революцию произвели Хоуторнские эксперименты, продемонстрировавшие всю ограниченность взгляда на организацию как общность индивидов. Наглядно показав то влияние, которое рабочая группа оказывает на индивида. Т.о. предметом становится рабочая группа.

Хоуторнские исследования дали толчок к более глубокому взгляду на индивида, а также развитию школы «человеческих отношений».

Дальнейшее развитие получает использование психологических тестов в организационной среде, которое охватывает не только чисто исполнительский уровень, но и низовой управленческий персонал.

Важную роль в формировании организационной психологии сыграл доклад Р. Гордона и Дж. Хоуэлла о состоянии образования в сфере бизнеса в колледжах и университетах США. В этом докладе, опубликованном в 1959 году, утверждалось, что эффективность управления бизнесом во многом связана с адекватным применением психологических и поведенческих знаний к организационным проблемам.

Этот доклад оказал большое влияние на программы обучения и подбор преподавателей факультетов и школ бизнеса во всем мире.

Приток специалистов по поведенческим наукам, особенно психологов, в эти учебные заведения стал регулярным и постоянно возрастал.

Вскоре количественные изменения привели к качественным — укрепились профессиональные связи, были созданы ассоциации, оформились докторские программы не только в университетских рамках, но и в образовательной структуре ведущих бизнес-школ.

Окончательное становление организационной психологии как самостоятельной дисциплины исследователи относят ко второй половине 60-х годов, а ее формальное признание произошло лишь в 1973 году.

4.Перспективы развития организационной психологии

Современная организационная психология нуждается в переосмыслении своего немалого фундаментального и прикладного багажа, которые позволят значительно эффективнее использовать ее достижения.

Достигнуть этой цели можно лишь построением новой научной парадигмы организационной психологии, в основе которой лежит представление о власти как базовом организационном процессе.

Проанализировав процесс становления организационной власти и организационных форм, приходится констатировать, что власть не только обеспечила прогресс человеческой цивилизации, но и явилась решающим фактором формирования специфически человеческих форм поведения в целом.

Именно в обосновании этой ключевой роли власти в онто- и филогенезе и состоит главная научная новизна предлагаемого подхода.

Вместе с тем пересмотр парадигмы организационной психологии не отрицает всего накопленного научного опыта.

В последнее время связи академической и университетской науки с организациями становятся более тесными.

А знания по организационной психологии могут оказаться полезными менеджерам и работникам российских организаций и будут способствовать выводу России из кризиса.

Скрытые закономерности разумной и успешной деятельности организаций представляют интерес не только для исследователей и менеджеров, но и для каждого.

5.Исследование в организационной психологии: цели, задачи, виды

Исследование в организационной психологии — это систематическое, контролируемое, эмпирическое изучение гипотез о предполагаемых взаимосвязях между психолого-поведенческими и организационными явлениями.

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/shpargalka-po-disciplineorganizacionnaya-psihologiya/136283.1057975.s1.html

Что такое Организационная психология? Организационная психология — это… Расписание тренингов. Все Тренинги .ру

Организационная психология

Организационная психология — дисциплина, которая применяет психологические методы для управления организацией, наиболее широко используется в таких сферах менеджмента как подбор и управление персоналом, включая мотивацию, обучение и т.д.

Организационная психология играет ключевую роль для создания в коллективе деловой атмосферы, направленной на обеспечение максимальной эффективности бизнеса. Ведь любое предприятие, кроме станков, транспорта, технологий и т.п.

, состоит, прежде всего, из людей, при взаимодействии которых невозможно не учитывать психологические аспекты.

В противном случае, личностные конфликты, отсутствие мотивации, неудовлетворённость выполняемой работой и другие негативные аспекты могут привести к серьёзному снижению производительности труда.

Наличие субъективных факторов, влияющих на производительность труда, подтверждается многочисленными научными исследованиями, первые из которых были проведены ещё в начале прошлого века. Они показали, что моральный дух, стиль руководства и межличностные отношения персонала оказывают серьёзное влияние на бизнес.

Остановимся на таком моменте организационной психологии, как стили управления. Обычно выделяют следующие их разновидности:

  • Директивный, который ещё называют авторитарным;
  • Демократический, коллегиальный;
  • Либеральный.

Обычно, стиль руководства выбирается менеджерами интуитивно, исходя из собственных предпочтений и характера. Если полученное соотношение стилей руководства оказывается оптимальным, с учётом внутренней политики компании, специфики рынка и т.п.

, то это хорошо, но часто бывает, что используемый менеджером стиль не является соотвествующим.

Например, на предприятиях, где задействован малоквалифицированный персонал, традиционно эффективным является авторитарный стиль — руководитель, не обладающий соответствующим складом характера, директирующий функции контроля подчинённым, — здесь не приживётся. И наоборот, если в творческом коллективе появится менеджер, исповедующий директивный стиль руководства, это может привести к конфликтам и снижению производительности труда.

Приведённые выше примеры показывают, что в организационной психологии необходим системный научный подход, так как при интуитивном — высок риск ошибок.

Это касается особенно крупных организаций, у которых в отделе по управлению персоналом обязательно должен быть специалист, владеющий организационной психологией. Полезно будет изучить эту дисциплину и всем менеджерам.

Сегодня существует множество предложений по повышению квалификации и профессиональной переподготовке в области организационной психологии, рассчитанных как на начальный, так и на более сложные уровни.

Развитие медиации — метода взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора) — только набирает обороты в России. Это метод цивилизованного разрешения споров — разрешения споров без обращения в судебные органы. У медиации огромные преимущества…

Читать дальше

7 шагов, которые помогут привлечь деньги в вашу жизнь

  1. Пересмотрите ваши собственные установки по отношению к деньгам. Способствуют ли они притоку финансов и удачи в вашу жизнь? Если в нашем сознании существуют блокирующие установки, любые усилия для улучшения финансового состояния будут безрезультатными…

Читать дальше

Про игровую импровизацию есть немало заблуждений. Например, считается, что импровизация — это всегда полная спонтанность. Тотальная. Делаю, что хочу, бегу сразу во все стороны, и это супер! Чем больше меня “прёт и колбасит”, тем лучше импровизация. Это неправда! В импровизации ключевой момент — это…

Читать дальше

Отсутствием каких качеств, навыков и умений чаще всего “грешат” руководители? HR-tv расспросил экспертов, чего такого не хватает лидерам и чего им можно было бы “добавить”, чтобы они идеально справлялись со своими задачами.

1, 2, 3 — организаторских навыков, личной собранности, умения благодарить

Руслан…

Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Организационная психология”!

Источник: https://VseTreningi.ru/schools/organizacionnaya_psihologiya/

Организационная психология

Организационная психология

Целью дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем..

Задачами изучения дисциплины являются:

  • формирование систематических знаний о психологических основах управленческой деятельности и их применение к решению практических задач в организациях
  • ознакомление студентов с современным состоянием организационной психологии, с отечественными и зарубежными организационно-психологическими теориями и концепциями;
  • способствовать развитию у студентов способностей осуществлять самостоятельную аналитическую и научно-исследовательскую работу в области организационной психологии;
  • познакомить студентов с практическими методами и методиками организационно-психологической работы.

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

  • Иметь представление: о психологических основах управленческой деятельности и их применение к решению практических задач в организациях.

Знать: проблематику, методы, основные достижения и тенденции развития организационной психологии, отечественные и зарубежные организационно-психологические теории и концепции.

Уметь: использовать теоретические знания для анализа организационно-психологических проблем, осуществлять самостоятельную аналитическую и научно-исследовательскую работу в области организационной психологии, применяя организационно-психологические методы и методики в соответствии с целями, задачами и методологией исследования.

Тема 1. Введение в организационную психологию

Предмет, задачи, структура организационной психологии. Основные понятия организационной психологии. Место организационной психологии в системе психологической науки.

Организационная психология — прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

Организационная психология является составной частью науки управления (менеджмента) и, вместе с тем, самостоятельной отраслью психологического знания. Как научная дисциплина психология управления имеет собственную иcторию развития, тесно связанную с ростом и усложнением производства и организаций.

Организационная психология как научно-практическое направление. Методы исследования в организационной психологии. Характеристика конкретных методов организационной психологии: наблюдение, беседа, интервью, эксперимент, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тестирование.

Тема 2. История организационной психологии

История возникновения организационной психологии. Смежные области знания

Оформление организационной психологии в самостоятельную область знания.

Область и предмет исследования организационной психологии. Организационная психология и менеджмент. Организационная психология как система поведенческих технологий. Влияние успехов американских, европейских и японских организаций на развитие организационной психологии

Тема 3. Научное объяснение и прогнозирование поведения человека в организации

Способы познания мира. Основные характеристики научного метода. Исследование в организационной психологии. Цели и задачи исследования. Типы исследования. Этапы научного исследования.  

— определение проблемы и постановка задачи

— предварительный анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов для решения выявленной проблемы

— формулирование гипотезы

— выбор теории или модели, помогающих решению проблемы

— выбор переменных

— выбор метода

— Планирование и организация эксперимента

— Анализ и обобщение полученных результатов

— Проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов и окончательная формулировка новых фактов или взаимосвязей

— Объяснение проблемы и прогнозирование её дальнейшего развития

— Составление отчета.

Тема 4. Планирование организационно-психологических исследований

Методы изучения организационного поведения: наблюдение; метод описания критических ситуаций; анализ документов; контент-анализ;  опрос; анкетирование; интервьюирование; социометрия. Эксперимент как ведущий метод организационной психологии. Естественный (полевой) эксперимент.

Лабораторный эксперимент. Планирование и организация эксперимента. Критерии планирования: внутренняя и внешняя валидность. Схемы планирования исследования. Лонгитюдинальные эксперименты. Мультивалентные экспериментальные планы. Факторные эксперименты.

Возможности и ограничения организационно-психологических исследований.

Тема 5. Власть и лидерство как базовые организационные процессы

Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие. Общая классификация оснований власти. Основания власти и контроль. Взаимосвязь оснований власти. Косвенные методы влияния. Потребность во власти.

Модель власти в межличностном взаимодействии. Власть и свобода. Власть и повиновение. Феномен лидерства. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть. Лидерство и эволюция власти в организации. Теории лидерства.

Когда лидерство излишне.

Тема 6. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом

Мотивы и потребности людей в организациях. Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект. Теории мотивации. Теория мотивации А.Маслоу. Теория мотивации К.Альдерфера. Теория Х — Y  Д. МакГрегора. Двухфакторная теория мотивации Херцберга. Теория подкрепления мотивов. Теория ожидания.

Целевая теория мотивации. Модификация поведения (behavior modification). Практические методы стимулирования деятельности работников. Программы  материального стимулирования. Система Скэнлона. Система Раккера. Управление по целям (management by objectives). Обогащение труда. Партисипативность.

Тема 7. Общение (коммуникация) в организации

Общение в организации. Функции общения. Коммуникативная функция общения. Структура коммуникативного акта. Средства коммуникации. Вербальное общение. Невербальные средства общения. Явный и скрытый смысл. Регулятивная функция общения. Перцептивная функция общения. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Интерпретация и атрибуция. «Эффекты» межличностного восприятия.

Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция. Обратная связь. Общение и понимание. Барьеры эффективного общения. Оценка источника сообщения. Общение и статус. Система организационного общения. Информационные потоки. Типы коммуникационных сетей. Неформальное общение в организации. Общение и стиль управления. Критерии эффективности коммуникативных сетей.

Пути повышения эффективности общения в организациях.

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/organizacionnaya-psihologiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.