< Психологический кризис - Психолог

Психологический кризис

Содержание

8 основных психологических кризисов человека

Психологический кризис

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен.

И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений.

Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного.

Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет.

Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если – да, то чем именно и как это для меня – хорошо или плохо?».

И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком – определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников.

И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук. Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам».

Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего – то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих – вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире.

Приходит понимание того, что черно – белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни.

Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что – то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему – то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по – другому, что упущены какие – то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что – то заново.

Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где – то в возрасте 32 – 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты. Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности.

«Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем – то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!».

Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса – новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов – 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя.

Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во – первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам.

Во – вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости.

Бороться в семье – с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе – чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым ” наступают на пятки ” более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: ” Кто я есть? ” и ” Куда я иду? “. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о “пустом гнезде”, которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста – возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов.

Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из – за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми .

Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда – нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: //econet.ru/articles/91034-8-osnovnyh-psihologicheskih-krizisov-cheloveka

Кризис = опасность + возможность: как преодолеть психологический кризис – Зожник

Психологический кризис

“Кризис на китайском состоит из двух иероглифов: один означает опасность, второй – возможность”. Психолог Александр Моховиков написал текст о кризисе: что он из себя представляет, как его преодолевать.

Что такое кризис и почему – это дар жизни

Мы все сталкиваемся с гореванием, с утратой. Это не обязательно умерший близкий, это еще и расставание, столкновение с возрастом, а иногда это умершее «я». В жизни масса всяких утрат.

Выбирая что-то, мы всегда что-то теряем. Нередко говорят о «муках» выбора, на самом деле человек страдает от того, что утратил или отверг.

С переживанием страдания и душевной боли мы сталкиваемся в ситуациях разнообразных кризисов, которые дарит наша жизнь.

Я говорю «дарит» без иронического подтекста: кризисы – это дар, только мы не всегда знаем, как с ними правильно обходиться.

Правда, сегодня само слово «кризис» стало штампом. Психологи часто сталкиваются с тем, что за «кризисом», «стрессом», «травмой» или «депрессией» могут стоять совершенно другие вещи.

В этом смысле важно понимать, что кризис возникает тогда, когда человек целиком (душой, телом и системой отношений с окружающим миром) вовлекается и должен встретиться с этим «вызовом судьбы». Когда все во мне внутри содрогается, меня трясет, «штырит» и «колбасит» – это носит название кризисного состояния.

Согласно классическому определению, психологический кризис – это резкое несоответствие между потребностями и способностями организма человека, с одной стороны, и требованиями и ожиданиями внешнего мира, окружающей среды – с другой. Эта среда что-то от нас требует, бросает вызовы, к которым мы не готовы.

Способностей родившегося младенца явно не хватает для того, чтобы самому организовать свое бытие в мире. Окружающая среда посылает требование «выживи»: ты нужен нам в семье, нужен нашему обществу, нашей культуре и так далее. С одной стороны, есть это «выживи – ты нужен», а с другой стороны, есть ситуация беспомощности.

Это – типичная картина любого кризиса.

Кризис: опасность + возможность

Говорят, в китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами, один из которых означает опасность, а другой – возможность.

Думаю, в любом кризисе можно выделить эти две зоны. Кризис – не то состояние, которое течет минуты, дни или даже недели. На то, чтобы преодолеть его, у нас уходит много сил, и нам важно для этого время.

В 1917 году вышла небольшая статья Зигмунда Фрейда «Печаль и меланхолия», на мой взгляд эпохальная для развития кризисной психологии. Фрейд ввел важное понятие – «работа горя», которое позднее расширилось и стало называться «работой кризиса».

Фрейд имел в виду, что для того, чтобы прожить горе, кризис, надо проделать работу, которую, кроме самого человека, не может осуществить никто.

У него может быть психологический сопровождающий, психолог-консультант, добровольные помощники и волонтеры, даже духовный наставник или гуру – неважно, кто это будет, важно то, что человека на пути проживания горя можно сопровождать, но сама работа – плод личных усилий.

Фазы кризиса

В «работе» кризиса выделяют основные фазы.

Первое, с чем встречается организм, – это известие о кризисе, которое или приходит изнутри нас, или, наоборот, посылается нам окружающей средой. У меня нет никаких сил, нет никаких возможностей, а судьба посылает практически какой-то невыносимый вызов.

Естественно, первое, что я делаю, – начинаю защищаться и впадаю в состояние шока. Действуют механизмы вытеснения и отрицания: «Нет, этого не может быть!» Смысл этого шока в том, чтобы человек смог накопить силы, энергию.

Человек по природе ленив, он не любит даже хорошую, приносящую ему деньги работу, а уж если работа связана с проживанием страданий… В этой фазе шока можно завязнуть, тогда линия развития кризиса сильно затормозится и кризис трансформируется в травму.

Поэтому от шока человека важно немного подвинуть.

Когда мы выходим из шока, начинают появляться первые признаки, связанные с необходимостью отреагировать на агрессию. Она нарастает, превращается в злость, гнев или ярость – хочется уничтожить весь мир. Иногда в протест против несправедливости судьбы вкладывается очень много энергии.

Вслед за фазой гнева-бессилия возникает фаза переживания или фаза страдания. Начинает «очищаться» жизненный горизонт, ситуация, связанная с кризисом, утратой или потерей, приобретает невыносимую ясность.

Страдание можно разделить на две части. С одной стороны, это телесное страдание. Наверное, все переживали горе и чувствовали, что такое телесное страдание. Даже воспоминание о прожитом кризисе заставляет сделать глубокий вздох – это остаток телесного переживания.

Не прожив телесное страдание, мы становимся роботами с хорошо развитой когнитивной функцией, прекрасным, как говорил Фриц Перлз, «тревожным автоматом», который хорошо рассуждает, все понимает, может поставить рациональный диагноз, но живет, не ощущая никакой радости.

И человек превращается в голову профессора Доуэля или предстает в виде чистого кантовского разума. «Предательством тела» назвал Александр Лоуэн состояние, в котором душа «отщепляется» от тела. Это неправильно – важно обращать внимание на сигнал «я страдаю», который посылает наше тело.

Есть вторая часть – психическое страдание, его осевым симптомом является боль, которую называют душевной, психической, экзистенциальной.

Душевная боль: локализация через вынесение вовне

Основоположник современной суицидологии Эдвин Шнейдман говорил, что психическая боль – это метаболь, боль от осознания боли. Во внутреннем мире нет перегородок, нет каких-то систем или органов – болит весь наш внутренний мир, вся наша душа. Невозможно спрятаться, скрыться, разве что насильственно выключив сознание, например напившись или наложив на себя руки.

Психическая боль свидетельствует об очень сильном эмоциональном напряжении, о накопленных эмоциональных переживаниях: ужасе, страхе, тревоге, тоске, отчаянии – переживаниях, которые достигают степени аффекта, проявляются этим эффектом боли. Чтобы сделать выносимой эту невыносимость, для начала очень важно о своей боли кому-то сказать. Превратить ее в рассказ, нарратив.

Знак всегда ограничен.

Наш внутренний мир всегда безграничен. И когда мы говорим о боли, сам рассказ локализует ее, она перестает быть равной всему внутреннему миру. Раз я могу боль как-то обозначить, она становится семантической, выносится вовне, становится феноменом контакта – что снижает невыносимое напряжение.

Нет «большой зеленой таблетки» от страданий, есть транквилизаторы, которые всего лишь заглушают боль. Обозначив боль, мы пишем в «тексте переживания» какую-то строку и, соответственно, сталкиваемся со своим отношением. Если я начинаю относиться к боли, боль перестает быть мной. Если я начинаю рефлексировать, боль уменьшается.

Душевная боль двулика – она не только сигнал о пределе выносимости, она еще и сигнал о переживаемом. Ценности, которые не болят, мы не ощущаем как ценности. Сторона душевной боли, связанная с переживанием ценностей, ведет нас к ресурсу.

Ресурсы психической боли

Когда я начал проводить мастерскую о ресурсах психической боли, многие коллеги гневно говорили: «Боль – это когда душу раздирает, и никаких ресурсов у психической боли нет». Если мы посмотрим немного глубже и увидим, «по ком звонит колокол», по ком или о чем болит наша душа, то неизбежно в нашем уме отыщем ту ценность, которую мы вывели из обихода.

Главное, что нам несет боль и вообще любые отрицательные эмоции, – это обратная связь – некий указатель дороги. В этом отношении ценность любых отрицательных эмоций и переживаний намного выше, чем ценность положительных. Последние как бы говорят: «Все в порядке. Продолжай в том же духе».

Далеко не всегда это оказывается хорошо. Система лишается ориентиров, которые бы позволили ее скорректировать. Примеры такой положительной обратной связи: паранойя и попустительский стиль воспитания ребенка (что ребенок ни сделает – все правильно).

А отрицательная обратная связь – это сигнал об отклонении, которое требуется устранить. Осуществляя работу кризиса, мы движемся к следующей фазе, она называется фазой интеграции, восстановления, реконструкции.
Кризис начинает превращаться в событие прошлой жизни.

Это превращение кризиса в историю о себе – достаточно длительный процесс.

Человек должен снова научиться жить, заново отстраивать разрушенный мир и искать интегрирующую основу, чтобы строить его соответственно изменившейся жизни. Эту основу мы, как правило, находим не в книгах и фильмах, не у авторитетов. Мы находим ее под ногами.

Скажите себе: «Я понимаю, что я страдаю, что сейчас мне очень больно, и я понимаю, что я сейчас думаю о произошедшем. Но помимо этого есть просто моя жизнь, и я во что-то продолжаю, может быть неосознанно, вкладывать силы». Во что? Это и есть то, вокруг чего собирается мир заново.

Обратите внимание не на то, что является выпуклым, а на обычные данности бытия. Простые вещи. Я продолжаю кормить своих детей, заботиться о своих близких, гулять с собакой. Я могу страдать, выть, работать с психотерапевтом, молчать, загонять себя в воронку травмы, но есть вещи, которые я продолжаю делать.

Жизнь собирается вокруг того, во что мы продолжаем, несмотря ни на что, вкладывать силы“.

Александр Моховиков

Источник: //zozhnik.ru/kak_preodolet_psihologicheskii_krisis/

Кризис в психологии: это что, его виды, признаки и причины

Психологический кризис

Кризис — переломный период, с которым сталкивается каждый в течение жизни. Разница характеров, жизненных условий и других индивидуальных обстоятельств приводит к тому, что у каждого человека кризис проявляется по-своему. Поэтому иногда сложно определить, в какой момент начинается естественный процесс развития личности.

Поняв, как проявляется кризис в психологии, любой сможет определить начало своего переломного момента и справиться с его негативными проявлениями.

Что такое переломный момент в жизни?

Протекание кризиса может быть сильным, умеренным и слабым. При неблагоприятном развитии переломного этапа индивид сталкивается с негативными последствиями, значительно осложняющими жизнь:

  • меланхолия;
  • нервный срыв;
  • депрессия;
  • появление зависимостей;
  • социальная дезадаптация.

Человек постоянно ощущает себя неудовлетворенным: он подавлен, раздражается без видимой причины. Многих преследуют суицидальные мысли. В некоторых случаях людям не удается справиться с кризисом без помощи психолога. Поэтому так важно обращать внимание на изменения в своем поведении и мировоззрении.

Научное определение термина

Этапы развития личности рассматривает не только психология. Философы, биологи, представители медицинской и педагогической области имеют свое представление о периодизации развития. Но только психология рассматривает этот период комплексно, охватывая психические, физические, интеллектуальные изменения.

В психологии под кризисом подразумевают состояние, в котором человек переживает стресс, связанный с нежелательными переменами. Его ощущения, взгляды и привычки, социальный статус меняются.

Каждый этап развития позволяет получить новые навыки, освоить необходимые умения. Если это не происходит, индивид застревает на одном из этапов. Он растерян, ему сложно выстраивать отношения с окружающими.

Чем дольше затягивается кризис, тем ниже шансы индивида на успешную интеграцию в общество.

Классификация

Разделить этапы становления личности можно по форме и источнику. Кризисы бывают:

  1. Невротические — сопутствуют возрастным изменениям. В некоторых случаях не связаны с реальными изменениями и формируются самим индивидом. Впервые человек переживает невротический кризис в раннем детстве, при первом осознанном контакте с другими детьми. Он чувствует дискомфорт от осознания, что он — не единственный ребенок в мире, ему придется научиться взаимодействовать.
  2. Возрастные — появляются в пограничной ситуации, когда зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Освоив новые навыки, индивид переходит на новый этап становления личности, меняя свое отношение к себе и к миру. Благополучное проживание изменений помогает повысить уверенность в себе, поддерживать отношения и создавать новые. Но при затяжном кризисе он теряет навыки коммуникации, не воспринимает себя как полноценную личность.
  3. Травматические — возникают как ответ на трагическую ситуацию, негативное внешнее влияние со стороны взрослых или сверстников. Переживание катастрофы вводит в стагнацию. Он останавливается в развитии, теряет способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

В норме критические изменения происходят быстро, не мешая нормальному течению жизни.

Около 40% людей утверждают, что не переживали переломных моментов, но на самом деле им просто повезло не столкнуться с негативными проявлениями.

Симптомы переломного периода

Заметить начало кризиса можно по характерным симптомам, которые стали проявляться внезапно:

  • беспричинное чувство тревоги, неуверенности;
  • потребность в одиночестве;
  • трудности в общении;
  • потеря жизненных целей;
  • паника при мыслях о будущем;
  • стремление к деструктивному поведению;
  • агрессивность, конфликтность.

Появление одного симптома еще не означает начало переломного периода. Но совокупность признаков и соответствующий возраст — повод внимательно присмотреться к своему состоянию.

Возрастные изменения

Среди всех видов кризисов в психологии обязательными для каждого являются возрастные. Выделяют 9 основных этапов развития личности:

  1. Рождение — резкий переход новорожденного из утробы матери в новый незнакомый мир вызывает сильный стресс. Психика грудничка начинает формироваться, реагировать на внешние факторы.
  2. 1 год — ребенок учится ходить, его зона комфорта значительно расширяется, вместе с ней возрастает психоэмоциональная нагрузка.
  3. 3 года — становление первичной самостоятельности. Один из самых сложных этапов, проявляющийся капризами, отказом от подчинения взрослым.
  4. Дошкольный период — подготовка к переходу в новый социальный статус. Завершение раннего детства, стремление занять свое место в коллективе сверстников.
  5. Подростковый — переход из детского периода во взрослый, формирование собственной личности.
  6. Юношеский — завершающий этап формирования взрослой личности, определение своего жизненного пути.
  7. 30 лет — период зрелости, подведения первых жизненных итогов.
  8. 40 лет — осознание первых признаков старения, сожаление об упущенных возможностях.
  9. 50 лет — принятие приближающейся старости, подготовка к новому социальному статусу пенсионера.

На каждом этапе личности приходится смиряться с тем, что он уже не может жить как раньше. При положительном исходе он учится применять новые навыки. При отрицательном — останавливается, может вернуться на предыдущий этап.

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.

В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Проблемы в отношениях

Психология отношений отмечает переломные этапы, которые влияют на восприятие влюбленными друг друга. Самый сложный этап, с которым сталкивается пара — окончание «романтической» любви.

Отношения переходят в более спокойную форму, влюбленные начинают замечать все недостатки друг друга. Этот период начинается через 3 года после начала романа. Влюбленные часто ссорятся, не хотят искать компромисс. Многие пары расстаются.

Также тяжело переживаются послесвадебный этап и появление первого ребенка.

Способы борьбы

Преодолеть кризис можно только через принятие:

  • определить причину;
  • оценить ситуацию объективно;
  • позволить себе негативные эмоции;

Рациональный подход помогает осознать, что кризис — естественный процесс. Это облегчает протекание симптомов, ускоряет процесс появления новообразований.

Можно ли избежать развития переломного момента?

Избежать проживания психологического кризиса нельзя. Но к нему можно подготовиться и избежать внутриличностного конфликта. Личность проходит через стадии развития в строго определенные возрастные периоды.

Зная, когда наступит очередной этап, можно заранее настроить себя на позитивное восприятие изменений. Главное — помнить, что сложный период закончится, и рассматривать его как трамплин к новым возможностям.

В видео подробно раскрыто понятие кризиса в психологии и пути преодоления данного состояния.

Источник: //mystroimmir.ru/psihologiya/opredelenie-krizisa.html

Кризис в психологии

Психологический кризис

Определение 1

Психологический кризис представляет собой переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.

Он имеет два основных вида детерминации:

Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку.

Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъекта новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались.

Когда новая жизненная роль не реализуется в ролевом поведении, это становиться причиной важного жизненного кризиса, который может иметь достаточно серьезные последствия.

Внешняя детерминация представлена изменениями определенных обстоятельств жизни человека, при которых существующие жизненные роли не соответствуют социальным ролевым ожиданиям. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы жизненных кризисов

В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:

  • кризисы становления личности;
  • кризисы здоровья;
  • терминальные кризисы;
  • кризис значащих отношений;
  • кризис личностной автономии;
  • кризис самореализации;
  • кризис жизненных ошибок.

Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека.

Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности.

Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.

Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.

Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.

Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод. К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.

Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии.

Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений.

Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.

Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.

Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.

Проявление кризиса

Замечание 1

Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.

В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.

Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей.

Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности.

У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/krizis_v_psihologii/

Как пережить кризис. Помощь кризисного психолога

Психологический кризис

С психологическим кризисом знаком каждый человек, сколько бы вам ни было лет, вы его точно переживали и не один раз. К ним относятся возрастные кризисы, такие как подростковый или кризис среднего возраста и психотравмирующие жизненные события, которые наносят неожиданный удар, и жить как прежде становится невозможно. Давайте разберемся, что такое кризис и как его преодолеть.

Что такое психологический кризис?

Психологический кризис — это период переходного состояния, это изменения, при которых старые способы удовлетворения потребностей и достижения целей становятся неэффективными. В переводе с древнегреческого, кризис – это решение.

А в медицинском определении, понятием «кризис» называют такое состояние пациента, выход из которого ведёт либо к его смерти, либо к возрождению.

Психологический кризис имеет подобные черты, его наступление может сподвигнуть человека подняться высоко или упасть на дно темной депрессии.

Признаки психологического кризиса

Во время кризиса внешний или внутренний мир предъявляет такие условия, справиться с которыми становится невозможно посредством старых моделей поведения. Приходится развивать адаптивность, резко, скачкообразно расти и совершенствоваться, осваивать новые навыки и умения, чтобы преодолеть вызов.

Необходимо осознать и принять свои внутренние изменения, провести «ревизию» своих ресурсов, научиться всему новому, сменить ведущий вид деятельности, как того требует внешняя ситуация.

Возрастной кризис – это закономерное событие, естественный процесс, который дает возможность эволюционировать, переходить на новый этап развития.

Например, если ребенок не научился ходить и говорить, его развитие остановится, если подросток не начнет проявлять агрессию, он не сможет сепарироваться и повзрослеть. В более взрослом возрасте кризис сопровождается пересмотром своих взглядов, ценностей, приоритетов и отношений.

Психологический кризис

Кризисы можно условно разделить на два варианта течения:
Первый вариант – неожиданное кризисное состояние, вызванное непредсказуемым психотравмирующими событиями, или изменением жизненных обстоятельств. Например, развод, увольнение, потеря близкого человека, авария или катастрофа.

Проявляется, как правило, сначала шоковым состоянием и изменением сознания, но со временем эмоциональное напряжение снижается и человек переходит в стадию адаптации или смирения.
Второй – постепенно усугубляющееся кризисное состояние, с увеличением интенсивности глубины переживаний и эмоционального напряжения.

В отличие от предыдущего вариант, эти кризисы можно предвидеть – если в жизни планируются существенные перемены, например, окончание учебы в школе или университете, вступление в брак, рождение ребенка, переезд или выход на пенсию.

К ним также относятся возрастные кризисы, если знать особенности периодизации кризисных состояний, то их можно предсказать и подготовиться.

Что делать в период кризиса, где искать ресурс?

1. Позаботьтесь о себе и о своей безопасности, удовлетворяйте витальные потребности, необходимые для существования.2. Старайтесь отслеживать свое эмоциональное состояние, перемену настроения и несвойственное вам поведение и мысли.3.

Ухаживайте за собой, даже если вам очень сложно и кажется, что это не важно, поддерживайте нормальный внешний вид.4. Обращайтесь к своему опыту, вспоминайте, как раньше вы справлялись со сложными ситуациями и что вам помогало.

Даже если не сработают старые механизмы в новой ситуации, уверенность, что вы способны справиться, ведь у вас большой опыт решения трудностей, может поддержать и придать сил.5. Обращайтесь за помощью к близким людям, не молчите, если вам плохо.
6.

Обращайтесь к специалистам – психологу или психотерапевту, любой кризис легче пережить с поддержкой профессионала.

Чем поможет психолог?

Наступление кризиса, как правило, усиливает скрытые конфликты. К новой проблеме добавляются старые, всплывают непрожитые травмирующие ситуации и воспоминания. Взять себя в руки, понять, что происходит, и как это пережить, очень сложно. Возможен регресс, возвращаются детские совсем инфантильные психологические защиты, такие как отрицание.

Интенсивное нервное напряжение требует разрядки, и человек, пытаясь облегчить свое состояние, прибегает к деструктивным способам поведения – систематическому употреблению алкоголя, снотворных препаратов или наркотиков.

Обращение к психологу или психотерапевту поможет облегчить эмоциональное состояние, разрядить напряжение, получить поддержку, разделить с другим человеком свои переживания и в итоге пережить кризис без существенных потерь.

В чем смысл психологического кризиса?

В кризисных ситуациях, как и в стрессовых, мобилизуются все силы организма и психики. Кризис – это сложный период, который часто сопровождается интенсивными переживаниями и потерями, ведь со старым привычным, но уже не эффективным способом достижения целей, приходится прощаться.

Люди, которые успешно вышли из кризиса отличаются большим набором техник преодоления стресса, стратегий поведения, креативностью и гибкостью мышления. Кризис в психологии – это всегда вызов, проверка ресурсов, которая ведет к развитию и выходу личности на новый уровень.

У человека часто не хватает собственных сил, чтобы справиться и пережить кризисный период, нужна поддержка и надежное плечо. Вы всегда можете обратиться за помощью к психологу: +7 (958) 817-84-11

Источник: //xn----etbocfiubcadtf1df5c.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.