< Психология профессионального общения - Психолог

Психология профессионального общения

Профессиональная коммуникация – психология

Психология профессионального общения

Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться.

В социально-психологической литературе обычно используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений.

В конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным.

Деловое общение — это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач.

Деловое общение в данном случае является родовым понятием по отношению к служебному. Оно может проявляться как в служебной, так и во внеслужебной обстановке, например «встреча без галстуков». Что касается профессионального общения, то оно означает, на наш взгляд, прежде всего
степень квалификации владения им.

Профессиональному общению присущ ряд признаков, в частности, оно: — строго целенаправленно; — регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами); -носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости, замкнутости, общении в рамках определенных кругов и других элементов; — позиционно оформлено, иерархично, субординационно, что отражается в эффекте «над» и «под», т. е. в отношениях между начальником и подчиненным; — проявляется в определенных формах общения, стиле;

— атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно оформлено, предполагает соответствующую среду, мебель, оргтехнику, освещение), что создает оптимальную с точки зрения психологии обстановку.

В основе профессионального, как и всякого другого, вида общения лежит процесс передачи и приема сообщений. В качестве единицы общения выступает психологический контакт — акт коммуникации с обратной связью.

Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли о важных событиях, чувства, раскрывая те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называется доверительным. Оно определяется значимостью материала, раскрываемого собеседником о себе; отношением степени доверия к партнеру. Доверительное общение без установления психологического контакта невозможно.

Признаками доверительного общения являются: прочность (устойчивость) психологического контакта; отсутствие формального психологического воздействия партнеров по общению и жесткости контроля в его процессе; уверенность партнеров в том, что доверенная ими друг другу информация не будет использована им во вред; готовность поделиться с партнером чем-либо сугубо личным (конфиденциальным), не опасаясь за последствия; искренность партнеров.

Служебное общение — это процесс взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач. В его содержание входят: изучение партнера (восприятие и понимание его индивидуально-психологических особенностей); обмен информацией личностного и делового порядка. Проанализируем служебное общение более подробно.

В ходе служебного общения часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или противодействие со стороны партнера.

В этой связи необходимо учитывать следующие моменты: а) цели, задачи, функции, факторы и фазы беседы; б) приемыустановления психологического контакта с собеседником; в) условия создания и поддержания доверительных отношений с конкретными людьми; г) проявления различных субъективных позиций и тактик ролевого взаимодействия при решении служебных задач.

Беседы в ходе служебного общения в отличие от повседневных бесед характеризуются прежде всего своей целенаправленностью. В нижеприводимой таблице обозначены основные признаки, отличающие служебную беседу от повседневной.

Основные отличительные признаки служебных и повседневных бесед. Повседневные беседы. Служебные беседы.

Происходят, как правило, случайно и Планируются заранее и направлены без заранее поставленной цели на достижение определенных целей Отличаются большим разнообразием.

На эффективность служебного общения влияют субъективные факторы, связанные с личностными особенностями; объективные факторы, связанные с индивидуально-психологическими особенностями партнера; ситуативно-обстановочные факторы, обусловленные ситуативными и содержательными аспектами служебного общения (нормальная или экстремальная обстановка, в которой предстоит общаться; первая или неоднократно повторяющаяся беседа;
начало общения с обострением или без такового; общая (текущая) или актуальная тема беседы и т. п.).

В конечном счете результативность беседы зависит от таких обстоятельств, как личность собеседника (его авторитетность, профессиональная и коммуникативная компетентность); тематика-беседы, ее важность и значимость; техника проведения беседы.

Тактика проведения беседы включает: — определение ее конкретных целей, задач, плана, места и времени; — создание обстановки доверия (интонация голоса, дистанция где и как сидят собеседники и т. д.);

— умение слушать, задавать вопросы, держать инициативу в своих руках, не уходить за пределы основной тематики.

Установление психологического контакта во многом обусловливается личностными особенностями партнеров, в частности авторитетностью, базирующейся на фактах, единстве слов и дела, профессиональной компетентности; коммуникативной грамотностью (умение слушать, войти в положение другого, понять его, задавать вопросы, владеть письменной и устной речью).

Нередко для установления психологического контакта и доверительного общения необходимо: — получение и накопление информации о собеседнике (сильных и слабых чертах, целях, стремлениях); — включение собеседника в общение, его согласие на вступление в беседу; — использование различных стимулов (похвала);

— преодоление мотивов ухода от психологического контакта (нейтрализация установки собеседника на противодействие, введение в заблуждение и др.).

Учет и использование данных обстоятельств при установлении психологического контакта позволяет избежать как смысловых, так и эмоциональных «барьеров».

Абстрактного собеседника нет. Беседа проводится с человеком, находящимся в том или ином психическом состоянии.

Поэтому следует также иметь в виду, что в ходе беседы могут наблюдаться: — игнорирование мнения собеседника; — эгоцентрическое выспрашивание — односторонний интерес к информации, связанный с попытками найти у партнера понимание лишь собственных проблем (партнеру остаются неясными цели выспрашивания); -поддакивание (реакция типа «угу», «да») на высказывания партнера; — перефразирование — передача высказанных мыслей или чувств партнера собственными словами; -рефлексия — передача высказанных мыслей или чувств партнера собственными словами с учетом наблюдений за его актуальным состоянием; -вербализация — уточнение мыслей партнера для того, чтобы они стали более понятными; — умаление личности собеседника (например, один из собеседников заявляет другому: «Ты видишь это в неправильном свете»);

— ролевая защита личности — сокрытие собственного самочувствия. Между содержанием беседы и формой поведения существует противоречие (например, произносится общая фраза «Я вас понимаю» без расшифровки подробностей и действительного понимания).

Источник:

Человек и Профессионал

Ключевые слова: профессионал, этика делового общения, профессиональная культура, профессиональное общение

2. Принцип «двойного хамелеона»:

Суть этого принципа очень проста: достаточно представить встречу двух хамелеонов, принимающих цвет друг друга. В зависимости от желания один из них может поменять свой цвет, тогда второй сможет имитировать цвет первого и наоборот.

Представьте себе человека, который хочет донести информацию до собеседника. Чтобы у него это получилось, он должен:

1)                 Иметь идею и желание её выразить (например, такую идею: «я хочу чего-то особенного»);

2)                 Уметь прогнозировать реакцию собеседника на способ выражения своей идеи («он такой, поэтому мне нужно сказать так, чтобы он понял, что «я хочу чего-то особенного»).

Это и есть принцип «двойного хамелеона».

Схематично выражаясь, общение представляет собой единство трех компонентов:

— идея говорящего;

— вербальные и невербальные средства сообщения информации;

— особенности личности собеседника.

Если допустить, что идея говорящего доступна для осознания и укладывается в рамки человеческого знания, то человек, добившийся успеха в реализации принципа «двойного хамелеона», является более успешным, чем человек не добившийся. Более успешным человеком в общении является тот, кто способен чаще демонстрировать принцип «двойного хамелеона» в общении с бόльшим количеством людей.

Очень важно также понимать, что принцип «двойного хамелеона» заключается не в имитации собеседника, а в использовании особенностей собеседника для более успешного объяснения ему своей идеи.

При этом собеседник в зависимости от тех же факторов ожидает и может прогнозировать коммуникативные поступки инициатора общения – того, кто вызвался описывать свою идею. То есть собеседник тоже «хамелеон». Чем более способны и готовы два человека играть в игру хамелеонов в процессе общения, тем эффективнее будет их общая коммуникация. В том числе, и деловая.

Перефразирую высказанную мысль утилитарным языком.

Учитывая все качества собеседника, человек пытается, условно говоря, «достроить» себя до другого человека (при этом необходимо самому стать «понятным» – «достроиться» собеседнику, открыться), до состояния, когда они вдвоем существуют в коммуникативной гармонии и взаимопонимании. Таким образом, преодолеваются барьеры в коммуникации. Собеседники делают попытку стать единым коммуникативным целым и представляют собой некую единую активную коммуникативную единицу.

Безусловно, принцип хорош, только если в деловых переговорах выгодно быть понятым. Если нет, нужно всего лишь нарушить принцип «двойного хамелеона».

Можно очень легко разрушить деловой проект, делая вид, что собеседник говорит «что-то непонятное» или «не по-русски». А если деловой проект не очень выгоден какой-либо стороне, она приложит все услилия, чтобы общение не состоялось.

Но это уже не будет называться деловая коммуникация.  Это будет называться деловая провокация. К этому тоже надо быть готовым.

CHELPRO.RU — автор и источник

Прямая активная ссылка на CHELPRO.RU является обязательным условием копирования любых материалов данного сайта.

Источник:

Профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения

Профессиональное развитие специалиста не заканчивается с получением образования в вузе. С момента его окончания молодой специалист включается в иную систему профессионально-деятельностных связей и отношений, выступающих значимым фактором развития его личности. В иерархии этих взаимоотношений можно выделить как минимум четыре типа связей:

— отношения с клиентами и их окружением;

— отношения с другими психологами;

— отношения с администрацией;

— отношения с другими специалистами.

Источник: //obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-757.html

Психология профессионального общения

Психология профессионального общения

Успешность любого дела зависит не только от качества товара или услуги, но и в значительной степени от владения искусством профессионального общения.

Определение 1

Общение понимается как процесс взаимодействия людей, идеальной задачей которого выступает принятие друг друга как бесспорной ценности, а прагматическими задачами ‒ обмен информацией, чувствами, действиями, образцами поведения на базе взаимного интереса и душевного расположения между участниками.

Таким образом, общение можно рассматривать как фактор, оптимизирующий любой процесс и тем самым позволяющий качественно решать всевозможные социальные, профессиональные образовательные задачи.

Эффективное общение ‒ это искусство, но есть возможность ему обучаться. Владение искусством профессионального общения считается весомым компонентом профессиональной компетентности сотрудников и руководителей организации, важным и нужным условием эффективности их деятельности в профессиональной сфере.

Определение 2

Профессиональное общение ‒ это социально-важная совместная деятельность на основании профессиональных компетенций, которая подразумевает скоординированность действий, принятие и понимание каждым ее участником специфики, целей и задач данной работы, собственной роли и собственных возможностей по ее осуществлению.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В отличии от обыденного, бытового, общение в профессиональной сфере подкреплено нормативными актами, регламентировано на культурном уровне и зачастую носит вынужденный характер. С соответственной спецификой его применяют предприниматели, политики, педагоги, юристы, медицинские работники и т.д.

К профессиональному общению относят деловое, юридическое, управленческое, педагогическое и ряд других, каждое из которых, в свою очередь, можно подразделить на прямое, которое осуществляется при непосредственном контакте, и косвенное, когда между партнерами имеется пространственно-временная дистанция.

В рамках психологии управления под профессиональным общением рассматривается преимущественно управленческое и деловое общение.

Функции профессионального общения

Выделяют следующие ключевые функции профессионального общения

  1. Контактная функция заключается в установке между партнерами по деловой коммуникации контакта как состояния взаимной готовности к передаче и приему профессиональных сведений, поддержанию взаимосвязи в форме неизменной взаимоориентированности.
  2. Информационная функция имеет место быть в обмене сообщениями, т.е. в передаче-приеме каких-либо сообщений в ответ на запрос, а также обмен суждениями, замыслами, заключениями, предложениями и т.д.
  3. Побудительная функция отображается в ходе стимуляции активности партнера по профессиональному общению, обращенной на исполнение им нужных действий.
  4. Координационная функция проявляется во взаимном согласовании и ориентировании при разработке совместных действий.
  5. Функция понимания имеет задачей не только адекватное понимание и восприятие смысла сообщенной информации, но и понимание партнерами друг друга (установок, целей, переживаний, состояний и т.д.).
  6. Эмотивная функция имеет место быть в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с реальностью. Так возникает симпатия-антипатия, любовь-ненависть, дружба-вражда.
  7. Функция установления отношений выражается в фиксировании и осознании собственного места в концепции ролевых, деловых, статусных, межличностных и других связей сообщества, в котором осуществляется профессиональное взаимодействие партнеров.
  8. Функция оказания воздействия отображается в изменении состояния, поведения, смысловых и личностных образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Необходимо принимать во внимание, что приведенные функции должны рассматриваться не только как процессы, которые составляют поток общения, но и как определенные частные цели взаимодействия с партнером по корпоративной профессиональной деятельности. Если какая-либо функция по тому или другому основанию не осуществится, в ходе общения возникают барьеры, сбои.

Культура и речь в профессиональном общении

Замечание 1

Профессиональная культура включает владение специальными профессиональными навыками и умениями, поведенческой культурой, эмоциональной, корпоративной культурой речи и культурой профессионального общения.

Специальные навыки складываются в ходе профессиональной подготовки. Поведенческая культура формируется в согласовании с этическими нормами принятыми в данном обществе.

Эмоциональная культура включает способность регулировать собственное психическое состояние, осознавать состояние собеседника эмоциональном уроне, управлять собственными эмоциями, убирать волнение, одолевать нерешительность, определять эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает требования и нормы к речи в любых моментах общения, культура общения на профессиональном уровне определяется перечнем дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В культуре общения профессиональной сфере становится в особенности высокой роль психолого-социальных характеристик речи, таких как согласованность речи, эмоциональной отзывчивости собеседника, профессиональная ориентированность речи, согласованность речи с социальными ролями.

Речь считается средством получения, осуществления, формирования и передачи навыков в профессиональной сфере.

Культура профессиональной речи включает:

  • владение терминологией предоставленной специальности;
  • способность выстраивать выступление на профессиональную тему;
  • умение реализовать профессиональный диалог и возможность им управлять;
  • умение общаться с неспециалистами по проблемам профессиональной деятельности.

Замечание 2

Знание терминологии, способность определять связи между известными прежде и новыми терминами, способность применять научные термины и понятия в анализе ситуаций на производстве, знание отличительных черт стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в общении на профессиональном уровне.

Способность контролировать эмоции, ориентировать диалог в согласовании с нуждами профессиональной деятельности, следование этическим норм и требованиям этикета заключают поведенческую компетенцию.

Коммуникативное поведение предполагает такую организацию речи и соответственного ей речевого поведения, которые воздействуют на формирование и поддержание психолого-эмоциональной атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников процесса производства, на стиль их работы.

Общение на профессиональные темы в любой сфере предполагает не только четкое использование понятий и знание стоящих за ними терминов, но и следование общим нормам культуры речи. Адресованность речи специалистам не отменяет потребности следить за её соответствием нормам литературного языка.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/psihologiya_professionalnogo_obscheniya/

Виды профессионального общения

Психология профессионального общения

Социальная психология рассматривает общение с трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Определение 1

Коммуникация — это обмен информацией, интерактив — взаимодействие общающихся сторон, перцепция — процесс восприятия взаимодействующих субъектов.

Выделение аспектов общения считается весьма условным, так как все три стороны находятся в тесной взаимосвязи. Более важно такое разделение в смысле методологии, для проведения эмпирических исследований.

В психологии труда и организационной психологии, когда речь идет о профессиональном общении в группе или организации, акцент делается на коммуникативном аспекте, то есть о способах передачи информации.

Существует несколько классификаций основных видов профессионального общения. Рассмотрим классификацию, где основой является функциональное назначение. Каждый вид предполагает решение конкретной задачи. Психолог А.

А.Бодалев выделяет пять основных типов профессионального общения: приказ, беседа, совещание, отчет, переговоры. Каждый вид функционального общения используется в формальной и неформальной подсистемах организации.

Функциональное профессиональное общение

Приказ доводит управленческое решение до подчиненных. Беседа оказывает психологическое воздействие. Задача совещания предоставить дополнительную информацию для выполнения приказа. Отчет- форма контроля исполнения управленческого решения. Переговоры — принятие группового решения субъектами труда.

Другую классификацию предлагает Т.С.Кабаченко, она считает, что средствами управленческого взаимодействия являются: подражание, заражение, информирование, внушение, убеждение, предъявление требований, приказ, принуждение. Все эти процессы коммуникации можно разбить на три группы.

//www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Если коммуникативный процесс осуществляется в неформальной подсистеме, работают подражание и эмоциональное заражение, в формальной — действует приказ. Все остальные средства относятся к управленческой разновидности общения и могут присутствовать в формальной и неформальной сферах.

Определение 2

Подражание — желание быть похожим в профессиональной деятельности на руководителя.

Этот коммуникативный процесс происходит в том случае, если руководитель является лидером группы как в формальном, так и неформальном секторе общения.

Определение 3

Эмоциональное заражение — возможность транслировать свое эмоциональное состояние подчиненным.

Эти средства взаимодействия являются дополнительными и расширяют возможности руководителя воздействовать на подчиненных. Как известно, мастерство руководителя заключается в умении сочетать средства формальной и неформальной коммуникации.

Информирование — важнейшее средство профессионального общения

Основной коммуникативной задачей организации является достижение как можно меньшей степени неопределенности.

Важно не только проинформировать специалиста, но и сделать это в нужное для решения задачи время, но и донести информацию полно, объемно, с достаточной степенью сложности или простоты.

Информационный контекст должен быть выбран адекватно, так как одна и та же информация может быть истолкована по-разному ее получателями. Отправителю коммуникативного сообщения следует это учитывать.

Информирование используется в формальных и неформальных подсистемах коммуникации.

Примером может служить информирование по неформальным каналам с целью распространения информации среди коллектива, чтобы понять его реакцию на решение, которое готовится, либо подготовить группу к предстоящим изменениям. Такой вид информирования дает возможность корректировки решения, более успешного его внедрения.

Направленность коммуникации

Направленность коммуникации может быть восходящей, нисходящей и горизонтальной. Восходящая коммуникация направлена от низшего звена к высшему в организационной иерархии. Нисходящая — от высшего звена к низшему.

Определение 4

Горизонтальный тип направленности — когда коммуникативный процесс осуществляется между равными по уровню служебного положения партнерами.

Если информация поступила снизу вверх, но был использован канал неформального общения, у руководителя имеется больше средств реагирования на ситуацию.

Если такого рода информирование произошло через формальный канал, то руководителю остается реагировать только теми средствами, которые являются формальными. Неформальные каналы имеют свои плюсы в сравнении с формальными.

Они являются более скоростными, селективными. Такого эффекта нельзя достичь, используя каналы формальной коммуникации.

Исследователь Б.Д.Парыгин, целью которого было изучить коммуникацию в системе «руководитель-подчиненный», сделал важные выводы.

При принятии решения руководитель ориентируется на наиболее значимые источники информации. То есть характер организации играет наименьшую роль, а зависимость от занимаемого положения большую. Наблюдается стереотипность при принятии решения.

Ориентация на ведущий источник информации зависит от уровня служебного положения. Руководитель первого звена ориентируется на своего непосредственного руководителя, управленцы второго и третьего звеньев руководствуются служебными инструкциями.

Авторитетность ведущего источника информации зависит как от типа организации, так и от уровня служебного положения. Например, на заводе (один из типов организаций), чем ниже уровень служебного положения, тем выше степень авторитетности ведущего информационного источника. А в административном учреждении ситуация ровно обратная.

Можно сделать вывод, что не только источники информирования определяют поведение руководителя, но и тип организации, и уровень служебного положения.

Замечание 1

Оптимизация профессионального общения является простым и действенным способом повысить эффективность совместной деятельности в группе.

Примером оптимизации общения может служить соревновательная деятельность (спорт высших достижений):

  • предупреждение агрессивного поведения членов коллектива высокого статуса по отношению к коллегам более низкого статуса в случае неудач;
  • организация «щадящего» общения для людей ранимых и чувствительных;
  • повышение моментов общения между «ведомыми» и лидерами, организация совместной деятельности.

Отмечено, что особенностью оперативной оптимизации в реальных условиях жизни является то, что неадекватные формы коммуникации связаны не с отсутствием умений общаться, а с невозможностью реализовать их в определенных ситуациях или недостаточно реализовать, не сформировав при общении систему самоконтроля.

Источник: //Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-truda-inzhenernaja-psihologija-i-ergon/vidy-professionalnogo-obschenija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.