< Синдром навязчивого движения - Психолог

Синдром навязчивого движения

Содержание

Синдром навязчивых движений у детей: лечение, советы Комаровского

Синдром навязчивого движения

Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей.

Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций.

Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание;
  • Взмахи или тряска конечностями;
  • Бруксизм;
  • Подергивание гениталий (мальчики);
  • Раскачивание головой;
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины;
  • Обкусывание ногтей;
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос;
  • Сосание пальцев;
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Основные причины возникновения

Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:

  • дефицит внимания;
  • тяжелые ситуации, травмирующие психику;
  • долгое нахождение в неблагополучной обстановке;
  • глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность;
  • сильный стресс;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
  • резкий испуг.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток.
Врачи назначают:

  • психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
  • Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения;
  • фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий;
  • дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
  • седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
  • гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд;

Читайте так же:   Газоотводная трубка для новорожденных

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов.

Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно.

Естественная цель родителей — здоровый ребенок.

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия — отвлечь ребенка.

Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг.

Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее.

Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит.

Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.

Профилактика детского невроза

Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза.

Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию.

Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.

Наиболее важные и нужные качества — настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны.

Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка.

Вы его калечите таким образом.

Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.

Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие.

Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их.

А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.

Источник: //DetiZdrav.ru/sindrom-navjazchivyh-dvizhenij-u-detej

Синдром навязчивых движений у детей и взрослых: симптомы и лечение

Синдром навязчивого движения

Синдром навязчивых движений представляет собой психоневрологическое нарушение, и является симптомом обессивно-компульсивного расстройства.

Проявляется синдром в непроизвольно возникающих и несвойственных личности повторяющихся действиях, при этом человек отчётливо понимает что происходит, но чаще всего, ничего не может с этим поделать.

Болезнь диагностируется с одинаковой частотой как у взрослых, так и у детей, а также у лиц женского и мужского пола. Своего пика синдром достигает в 20-30 лет.

У взрослых

Синдром навязчивых движений может проявиться у психически здоровых лиц на фоне чрезмерного эмоционального истощения и усталости. Предрасполагающими факторами к возникновению болезни являются уже имеющиеся психические заболевания и патологии нервной системы.

Симптомы

К симптоматике, присущей синдрому навязчивых движений, относятся:

    • Частое мытьё рук. Обусловлено боязнью инфекционных патологий. Может проявляться определенным числом намыливания рук, выполнения действий в определенном порядке. В результате простая процедура становится целым каждодневным ритуалом. При нарушении уже установленной последовательности действий у пациента наблюдаются раздражительность, тревога и страх.
    • Чрезмерная чистоплотность. Также объясняется фобией инфекций. В данном случае происходит тщательная уборка окружающего пространства из-за того, что всё кажется недостаточно чистым. Очень часто, особенно у женщин, остаётся незамеченным, что объясняется обыкновенным стремлением к чистоте.
    • Многократная перепроверка своих действий. Нет таких людей, которые выйдя из дома, хотя бы раз в жизни не задавались вопросом: «А закрыл ли я дверь?» У людей с данным синдромом данные мысли постоянны, поэтому зачастую они могут определенное количество раз перед выходом обходить всю квартиру с целью проверки, например, выключенного утюга, газовой плиты.
  • Пересчёт. Число шагов, количество пройденных ступенек, количество машин, например, красного цвета – этому всему может вестись постоянный подсчёт. Довольно часто является своеобразным ритуалом. Иногда присутствует уверенность, что требуется пройти определенное количество шагов для дальнейшего удачного стечения обстоятельств.
  • Патологическая склонность к порядку. Вокруг человека строится, а далее и соблюдается строго установленный порядок. Вещи стоят в определенной последовательности, ломтики хлеба идеально ровные. Нарушение данной схемы сопровождается истерикой либо другой болезненной реакцией.

Лечение

При лечении в комплексе используются психотерапевтические, медикаментозные и вспомогательные методы.

Психотерапевтические

К таковым относятся:

    • Психоанализ. Выявляются травмирующие мысли (ситуации). Врач устанавливает связь в сознании пациента между причиной и навязчивым состоянием, результат – симптомы исчезают.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Требуется научиться спокойному отношению к навязчивым мыслям без реакции на них ритуалами.
  • Гипносуггестивная терапия. Введение в состояние гипноза с последующим внушением новых моделей или мыслей.
  • Групповая терапия. Группа людей с одинаковыми расстройствами оказывают друг другу поддержку и предлагает свои возможные выходы из сложившейся ситуации.

Медикаментозные

Используют следующие группы лекарственных препаратов:

  • Антидепрессанты (Циталопрам, Миансерин);
  • Противоэпилептические средства (Карбамазепин).

Справка! Дозировка устанавливается в соответствии с тяжестью расстройства и возможными неблагоприятными реакциями.

Вспомогательные

Активно применяют:

  • Фитотерапию. Лечение средствами растительного происхождения – Зверобой, Пион, Валериана.
  • Точечный массаж. Производится у основания черепа.
  • Препараты жирных кислот. Происходит улучшение кровоснабжения головного мозга (Океанол, Омега-3).

У детей

Довольно часто не замечается родителями и воспринимается как должное или считается, что всё пройдёт самостоятельно. Синдром носит обратимый характер, не влечет за собой изменение восприятия мира.

Статьи на нашем сайте с детской симптоматикой: Истерия у детей, Церебрастения у детей, висцеральный синдром у новорождённых.

Психотерапия

Специалист через игры и развлечения помогает ребенку справиться с имеющейся проблемой. При этом он не заостряет на ней внимание, а также на том, что ребенок чем-то отличается от других.

Медикаменты

Применяют следующие лекарственные средства:

    • Ноотропные препараты, которые приводят к норме возбуждающие и тормозные процессы в головном мозге (Глицин, Пантогам);
  • Витаминно-минеральные комплексы (Витрум Юниор, Мульти-Табс, Пиковит, Алфавит);
  • Седативные средства растительного происхождения (Персен, Теотен, успокоительные фиточаи – Хипп, Фитоседан, Баю-Бай);
  • Гомеопатические препараты (Нотта, Шалун, Беби-Сед).

Психотропные препараты (Сибазон, Фенибут) используются в крайнем случае и назначаются коротким курсом применения.

Классификация по МКБ-10

Согласно Международной классификации болезней:
F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.

лекция

Предлагаем вашему вниманию более подробно ознакомиться с обессивно-компульсивным расстройством, симптомом которого и является синдром навязчивых движений.

Синдром навязчивых движений – это состояние, проявляющееся повторяющимися стереотипными движениями. Хорошо поддаётся лечению при своевременном выявлении. Не стоит самостоятельно пытаться вылечить это состояние, чаще всего самолечение только усугубит проблему, ведь лечение должно проходить под тщательным контролем лечащего врача — психотерапевта.

Источник: //psihiatr.me/nevroticheskie-rasstrojstva/nevrozy/sindrom-navjazchivyh-dvizhenij.html

Синдром навязчивых движений: как помочь ребенку — обновлено 03.19

Синдром навязчивого движения

Говорят, что ребенок как губка, впитывает все, что его окружает. Часто случается, что в семье или коллективе царит не слишком благоприятная атмосфера. Результат тому — невроз у ребенка. Как распознать навязчивое состояние, рассмотрим далее.

Что собой являет расстройство

Неврозом навязчивых движений принято называть разновидность расстройства психики, для которого характерно неконтролируемое повторение пациентом одних и тех же телодвижений.

Расстройство со стороны нервной системы приводит к тому, что больной не может контролировать свое желание повторять стереотипное поведение.

Некоторые родители путают данное расстройство с нервным тиком. Однако, это абсолютно разные ситуации. В случае тика движения происходят непроизвольно, поэтому их невозможно контролировать. Навязчивые движения трудно остановить усилием воли, но все же возможно при тщательном контроле и постоянном акцентировании на этом внимания.

При диагностировании невроза навязчивых движений помогают симптомы, которые часто сопутствуют расстройству:

  • Ночное недержание мочи;
  • Вспыльчивость и обидчивость ребенка;
  • Потеря аппетита;
  • Проблемы со сном.

Клиническую картину невроза чаще всего наблюдают у детей, которые достигли девятилетнего возраста. У пациента младше 9 лет отсутствует понимание того, что навязчивое движение является чем-то неестественным. После наступления этого возраста дети обычно начинают понимать и стесняться своей «привычки».

Следует понимать, что невроз не представляет собой психического отклонения. Но ситуация требует немедленного вмешательства.

Причины

Основной причиной навязчивого состояния врачи называют психическую травму, которую человек получил ранее. Связь между самым событием и навязчивым состоянием трудно установить по той причине, что невроз развивается не вследствие самой травмы, а в результате внутреннего переживания незрелой психики.

Когда случившееся выходит за рамки понимания ребенка, он пытается это осмыслить, длительно прорабатывает в мыслях и при неспособности адаптироваться к ситуации, испытывает эмоциональное потрясение. Переживание вызывает возбуждение определенных долей мозга, и чтобы снять напряжение, малыш производит навязчивые движения, которые помогают ему расслабиться.

Существует три основных группы факторов, которые приводят к возникновению невроза навязчивых движений у детей:

Биологический фактор:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Травматические ситуации во время беременности или родовой деятельности;
  • Наличие хронических заболеваний.

На возникновение расстройства в результате биологических причин повлиять трудно. В этой ситуации важнейшую роль играет быстрое определение заболевания и начало работы над ним.

Психологические причины невроза навязчивых движений :

  • Нюансы темперамента ребенка;
  • Характер самого ребенка. Часто страдают от навязчивых движений дети с робким, нерешительным характером, легковнушаемые подростки;
  • Травмирующие психику ситуации

Читайте еще:  Укропная вода для новорождённых от коликов

Социальные факторы:

  • Неблагополучная ситуация в семье;
  • Нежелательность рождения детей;
  • Трудности при адаптации к коллективу ( особенно часто встречается при первом посещении детского сада);
  • Неправильная методика воспитания;
  • Ранее отдаление матери от ребенка, например, поход в детский сад до трехлетнего возраста;
  • Неправильное распределение ролей в семье, доминирование матери;
  • Конфликтная обстановка в доме;
  • Ссоры и развод родителей.

Родителям важно знать, что основной причиной возникновения обсессивно — компульсивного расстройства (ОКР) является не темперамент самого малыша, а обстановка вокруг него. Дети со слабым характером больше подвержены возникновению расстройства, однако, темперамент или особенности личности не являются главной причиной. «Спусковым механизмом» выступает неблагоприятная обстановка.

Невроз навязчивых движений может образоваться на почве постоянного нервного напряжения, которое возникает из-за частых сварок в доме, необоснованных наказаний и навязчивых мыслей по этому поводу.

Пример влияния родителя на психику:

Отец постоянно напоминает сыну, что тот является слабым и недостаточно мужественным. Ребенок считает по-другому и пытается всячески доказать отцу свою силу. Родитель упорно не замечает стараний ребенка и продолжает стоять на своем.

В результате собственные мысли сына о себе расходятся с мнением родителя, что приводит к внутреннему противоречию. Чтобы избавиться от навязчивого нервного возбуждения, он производит стереотипные движения, помогающие снять напряжение.

Усложняет ситуацию акцентирование родителей на неврозе как на плохом поведении. Важно понимать, что действия происходят неосознанно, и не несут в себе цели привлечь внимание.

Как распознать

Родители должны знать, как распознать навязчивые движения.

В некоторых ситуациях бывает сложно распознать детский невроз. Малыш до определенного возраста производит манипуляции столь естественно, что родителям они не кажутся симптомом расстройства.

Распространенные симптомы ОКР:

  • Ребенок грызет ногти;
  • Щелкает пальцами;
  • Производит однотипные движения головой;
  • Дергает губой;
  • Причмокивает языком;
  • Шмыгает носом без видимой причины;
  • Покашливает;
  • Часто моргает;
  • Скрипит зубами;
  • Взмахивает кистями рук;
  • Накручивает локон волос на палец;
  • Держит палец во рту;

Помимо описанных симптомов, существуют некоторые «ритуалы», которые может соблюдать пациент. Он испытывает необходимость:

  • Потирать руки при определенной ситуации;
  • Подуть на ладони, прежде чем выйти за дверь;
  • Старается обходить все предметы только с одной стороны;

Читайте еще:  Бебикалм для новорожденных: инструкция по применению

Описать все проявления ОКР сложно, поскольку каждый ребенок проявляет переживания индивидуально. Главным признаком является постоянное повторение действия, практически поминутное исполнение.

Некоторые симптомы несут в себе опасность. Больной может непроизвольно сгрызть ногти до ран, выдергивать волосы и т.д. В некоторых случая у детей может наблюдаться необоснованная вспышка ярости и нервное возбуждение.

Также невроз навязчивых состояний несет в себе опасность для психики. Нерешительные слабовольные дети становятся заложниками своих страхов, погрязая в проблеме и неспособности ее решить.

При первых симптомах синдрома навязчивых движений необходимо срочно начинать лечение, поскольку запущенную ситуацию изменить будет труднее.

Народные средства

Проконсультировавшись с врачом, помочь ребенку побороть навязчивые состояния можно при помощи народных методов. Главной задачей родителей стараться успокоить нервную систему малыша.

Сделать это можно при помощи средств:

  • Настой овсяных зерен с медом;
  • Отвары валерианы и других трав с успокаивающим эффектом: пустырника, мелиссы, календулы;
  • Обычная медовая вода;
  • Ванны с успокоительными отварами.

Советы родителям

  1. Если вы обнаружили навязчивые движения у ребенка, обратитесь за консультацией к психологу как можно раньше;
  2. Не наказывайте ребенка за производимые им действия;
  3. Если случается, что невроз проявился в присутствии посторонних людей, не старайтесь оправдать ребенка. В такой ситуации малыш будет чувствовать свою неполноценность, что усугубит проблему;
  4. Проявите спокойствие, если невроз проявился явно . Навязчивые движения нужно устранять, переключая внимание малыша и занимая его руки полезной деятельностью;
  5. Говорите по душам как можно чаще, обсуждайте детские мысли и тревоги, постарайтесь понять внутренние переживания малыша;
  6. Отвлекайте дитя от навязчивых мыслей играми на природе, прогулками и общением с другими ребятами;
  7. Не списывайте проблему на ребенка. Невроз у детей, это в первую очередь проблема взаимоотношений в семье и только потом — реакция на них со стороны малыша.

Источник: //wamy.ru/beremennost-i-rody/sindrom-navyazchivyh-dvizheniy-kak-pomoch-rebenku.html

Навязчивые движения у детей. Обсессивно-компульсивное расстройство

Синдром навязчивого движения

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют».

Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий).

Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится.

Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке.

Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними).

Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с  нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.

Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д.

Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п.

Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью.

Часто ребёнок становится заложником собственных  ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние.

То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей.

Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его.

Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь.

В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии.

Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза).

Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник: //emberint.ru/articles/navyazchivie_dvijeniya/

Синдром навязчивых движений у детей

Синдром навязчивого движения

Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме.

Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства.

Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).

При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.

Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).

Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.

1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием.

Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Простая стереотипия

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Сложная (комплексная) стереотипия

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу.

Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные.

В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.

Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки.

Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться.

Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.

Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости.

В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются).

Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены.

Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции.

Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания.

В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге.

Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи.

Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы.

Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой.

Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.

Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Прогноз

Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).

Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.

Итоги

Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте.

Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически.

В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.

Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.

Источник: //vsepromozg.ru/oslozhneniya/sindrom-navyazchivyh-dvizhenij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.