< 10 последствий нехватки родительского внимания - Психолог

10 последствий нехватки родительского внимания

Содержание

Как понять, что ребенок страдает от недостатка родительского внимания?

10 последствий нехватки родительского внимания

Родители могут искренне любить ребенка, но при этом не уделять ему достаточно внимания. Причины, на первый взгляд, самые уважительные: изнуряющая работа, обеспечивающая достаток и уверенность в завтрашнем дне, всепоглощающая забота о младшем члене семьи, напряженная учеба…

Для ребенка такая ситуация не просто мучительна – опасна: неудовлетворенная потребность во внимании родителей порождает у него вереницу негативных представлений о самом себе, окружающих и мире в целом.

Предупредить формирование ошибочных суждений вроде «Я недостоин любви», «Мои чувства и желания не имеют значения» легче, чем исправлять их в будущем.

Каково значение родительского внимания для ребенка? По каким признакам взрослые могут понять, что маленький человек страдает от его недостатка? Существуют ли простые способы решить проблему? На вопросы портала www.interfax.by ответила психолог Екатерина Гончарук (г. Москва).

На кону – счастливая жизнь

Внимание родителей – это один из понятных для ребенка языков любви (наравне с тактильным контактом и словами), поэтому недостаток внимания близких людей он воспринимает очень болезненно. Психолог Екатерина Гончарук объясняет, каковы жизненные перспективы такого ребенка:

– Тот, кто с детства чувствует себя недолюбленным, обречен на постоянную борьбу за место под солнцем и рано приходит к убеждению: «Любовь можно только заслужить».

С малых лет такой человек примеряет на себя разные роли и маски, подстраивается под окружающих, стремясь получить от них порцию внимания, и не знает, какой он настоящий, каковы его истинные потребности и стремления.

Если родители (как правило, бессознательно) регулярно транслируют ребенку мысль: «Мы любим тебя за то, что ты такой, как мы хотим» или предъявляют к нему непомерные требования, эмоциональная дистанция между ними и ребенком увеличивается.

Результатом плохого контакта и обоюдной потери доверия часто становятся серьезные проблемы в семье в период полового созревания сына или дочери. Так, подросток может попасть в дурную компанию, начать курить, употреблять алкоголь, пристраститься к наркотикам, вступать в беспорядочные интимные отношения.

Не получая позитивного внимания, он ищет хотя бы негативного. Ребенок, который смирился с мыслью, что сам по себе он недостаточно хорош, что любовь и внимание можно только заслужить или купить (например, с помощью денег, подарков), либо превращается в перфекциониста, который всю жизнь своими успехами и достижениями пытается доказать родителям, что он достоин их любви и внимания, либо становится жертвой заниженной самооценки и нередко до конца своих дней исповедует принцип «Не высовываться!».

Самоощущение и картина мира человека, который с первых дней жизни получал достаточный объем внимания близких, совершенно иные. Психолог Екатерина Гончарук поясняет:

– Ключевая установка «долюбленного» ребенка, который получает достаточно позитивного внимания родителей, звучит так: «я – ОК, ты – ОК».

Такой ребенок растет в дружественном мире, верит в себя, легко вступает в контакты с окружающими, без особых сложностей находит друзей, быстрее учится договариваться и сотрудничать, в целом более оптимистичен.

В сущности, способ и особенности взаимодействия с родителями как с первым социумом в жизни каждый человек переносит на остальных людей.

Внимание любой ценой…

– О том, что ребенку недостает внимания родителей, можно заподозрить, если он часто болеет (у него снижен иммунитет); замкнут, с трудом идет на контакт со сверстниками и взрослыми; обнаруживает болезненную привязанность к матери; демонстративно нарушает установленные правила и границы, регулярно устраивает себе праздники непослушания; ведет себя агрессивно, с охотой ввязывается в детские драки; осознанно сквернословит. Однако важно знать: указанные проявления могут быть вызваны не только нехваткой родительского внимания, но и другими причинами, – предупреждает Екатерина Гончарук. – Поэтому в каждом конкретном случае нежелательного или тревожащего поведения ребенка родителям лучше обратиться за консультацией к психологу.

Попытка ребенка получить внимание родителей проходит несколько стадий:

  • Желание позитивноговнимания и поиск путей его завоевания. Ребенок ходит за мамой по пятам, не отпускает ее от себя, ноет, проникновенно заглядывает в глаза, перебивает, начинает «хулиганить», когда мама общается с кем-то, кроме него.
  • Неудовлетворенность результатами и усиление методов воздействия. Резкие действия, крики, нарушение границ и правил обычно позволяют маленькому человеку получить порцию негативного внимания.

Если ребенку не удается обратить на себя внимание взрослых с помощью плохого поведения, он выбирает одну из следующих стратегий:

  • «тихоня» оставляет попытки «урвать» долю родительского внимания, становится пассивным, постепенно отдаляется от мамы и начинает жить жизнью «вещи в себе» (при этом взрослые часто не замечают, что ребенок замкнулся);
  • «борец» мстит за невнимание с помощью агрессии, оскорблений. Месть иногда сопровождается стремлением получить хотя бы негативное внимание матери и отца.

– Выбор ребенком того или иного способа обратить на себя внимание зависит от того, на какие уловки ранее повелся родитель в подобных случаях. Большое значение также имеет темперамент. Ребенок экспериментирует, пробуя разные варианты и изучая реакцию взрослых, – объясняет психолог Екатерина Гончарук.

Как общаться с ребенком

– На мой взгляд, прежде всего необходимо умение слушать ребенка – с предельным уважением к его личности и делам.

Когда у маленького человека появляется потребность поделиться своей радостью или горем, взрослому следует выкроить время для беседы, отложив все свои дела, игнорируя настойчивые телефонные звонки, и просто послушать – без критики, осуждения, нравоучений и «ценных» советов.

Вообще, освоение метода активного слушания, описанного Юлией Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?», очень желательно для родителей, – убеждена психолог Екатерина Гончарук. – Взгляд в глаза – тоже прекрасный способ продемонстрировать свое внимание.

Безусловно, ребенок нуждается в подарках, которые преподносятся по случаю какого-то праздника, события и вовсе без повода. Однако подарки не должны быть основным или тем более единственным способом проявить внимание к ребенку, гораздо важнее эмоциональный контакт и время, проведенное вместе.

Также важна совместная деятельность родителей и ребенка, когда последнему поручено какое-то ответственное дело. Нельзя оставлять без внимания успех маленького члена семьи в «коллективном» мероприятии, необходимо отметить его вклад в общее дело.

При этом желательно, чтобы похвала состояла не только из оценок вроде «Молодец!», «Умница!», а была подробной – описывала, что именно взрослому понравилось в действиях ребенка. Например: «Мне очень понравилось, как ты прибрал в комнате: книги аккуратно расставлены на полке, пыль с мебели тщательно вытерта, пол чисто подметен». Безоценочные родительские одобрения предупреждают формирование зависимости от оценки авторитетных фигур, а пояснения необходимы для того, чтобы ребенок точно знал, за что удостоился похвалы в том или ином случае.

Беспокоиться не о чем, если…

Напоследок психолог Екатерина Гончарук перечисляет признаки, по которым можно понять, что потребность ребенка во внимании матери и отца удовлетворена:

– У ребенка появляются собственные дела, он хочет побыть и поиграть один, без участия родителей. Если говорить в целом, такой ребенок растет дружелюбным и спокойным, легко идет на контакт, доверяет взрослым. Начиная с годовалого возраста (или чуть раньше) он без слез и истерик остается в компании знакомых взрослых, если мама ненадолго отлучилась из дому.

Беседовала Ирина Барейко

Источник: //interfax.by/article/1170082

Психологические травмы детей, лишенных родительского внимания

10 последствий нехватки родительского внимания

Джонис Вебб – американский психолог, которая много лет своей жизни посвятила исследованию детской психики. Вывод опубликован в ее книге, которая обрела небывалую популярность: «Продолжающаяся пустота: как справиться с детским эмоциональным безразличием».

Для того чтобы навсегда перебороть установки несовершенного детства, достаточно распознать проблемы, которые уже существуют в тебе.

1. «Плохо быть слишком веселым, или слишком грустным»

Дети – очень эмоциональны. Вместо того чтобы помочь нам справляться с радостными и грустными переживаниями, родители часто делали замечания. Как результат – мы научились, скрывать эмоции или не выражать их вовсе.

2. «Демонстрировать чувства – слабость»

Неправильно, когда вместо утешения, родитель ругает ребенка за то, что он плохо себя ведет. Таким образом, нам внушили, что проявление чувств – это плохо, и мы научились сдерживать эмоции.

3. «Мои потребности и желания не имеют значения»

В детстве нам часто что-то запрещали, не спрашивали, какой подарок мы хотим на День рождения. Постепенно, понимание того что наши желания значимы – иссякло. То, чего хочу — обрело статус «не важно».

До глубины души: что дети просят у Бога?

4. «Рассказывать о своих проблемах – зря напрягать людей»

Каждый ребенок только учится жить, понимать, чувствовать. Ему нужны подсказки взрослого, иногда важно, чтобы кто-то хотя бы просто выслушал, посоветовал, утешил. У родителей не было на это времени, а теперь мы научились держать все в себе.

5. «Плачут только слабаки»

Плакать – нормально, таким образом, мы избавляемся от обид, лишнего груза, который мешает. В детстве родители часто игнорировали слезы, и ребенок пытался не проявлять их вновь. Явный признак безразличия.

6. «Злость – негативная эмоция, ее нужно избегать»

Зачастую, если злишься – будешь наказан. Неправильная тактика, нужно научить ребенка справляться с негативными эмоциями, а не блокировать их.

7. «Полагаться на других – значит разочаровываться»

Например, в детстве случалось, когда мама пообещала купить какую-то игрушку, но не сдержала своего обещания. Ребенок расценивает по-своему, он думает, что просить – плохо.

Дети развода: как не разрушить их жизнь?

8. «Никому не интересно, что я говорю»

Часто, родители не прислушиваются к тому, что говорят дети, считают это пустой болтовней. Таким образом, ребенок перестает задавать вопросы, полагая, что они не имеют значения. Не просишь – не переживаешь за отказ.

9. «Люди осуждают проявление чувств»

Нам могли говорить: «Не показывай то, что ты чувствуешь, иначе тебя обидят». И это не прошло бесследно.

10. «Я в этом мире один»

Не желание слушать, недостаток времени и другие причины, отдалили ребенка, и он стал чувствовать себя одиноким.

Чтобы все исправить, думай о том, что это лишь уроки детства. На самом деле, все иначе. Это не последний вагон, который неумолимо отдаляется, а твоя жизнь.

Урок – не приговор. Советы психолога помогут настроиться на нужный уровень восприятия:

  •  Сильные чувства объединяют нас с собой и с другими. И способность их испытывать – показатель силы и здоровья.
  •  Осознание своих потребностей и мыслей – ключ к счастливой, полной жизни.
  •  Чтобы решить проблему, о ней нужно говорить.
  •  Плакать нормально.
  • Если мы будем проявлять чувства, окружающие смогут лучше нас узнать.
  • Злость – это важное послание тела, которое делает нас сильнее.
  • Взаимное доверие – неотъемлемая часть командной работы.
  • Все, что мы хотим сказать — важно.
  • Мы живем среди себе подобных, а значит – не одиноки.

Ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что все люди, обладающие крепким здоровьем, обладают одной общей чертой характера. Ее нет у тех, кто часто болеет. Женщины часто экономят на себе, особенно, если у них появилась семья и дети. Однако психологи и медики говорят, что есть 5 вещей, на которых экономить категорически запрещено.

Если чешется живот, к чему это? Возле пупка, с левой стороны, у беременной, у парней; что если зудит днем в пятницу, в среду, в субботу, в четверг, в понедельник… Во время поцелуя с любимым человеком люди закрывают глаза, но, целуя родственников, нет. Ученые выяснили, почему возникает этот феномен и о чем он говорит.

Международная исследовательская группа ученых наконец-то смогла разгадать главную загадку психологии — где находится сознание человека. До сих пор этот феномен был неясным. Зима — пора простуд и депрессии. Но справиться с этими напастями поможет самый полезный зимний напиток. Медики рассказали, что нужно пить, чтобы всю зиму сохранять высокую активность.

После 30-ти лет мозг стареет и теряет часть своих функций. Медики обнаружили, какое упражнение лучше всего стимулирует мозговую деятельность и поможет избежать старения мозга. Ученые из Корнельского университета после масштабного исследования выяснили, какой признак однозначно говорит о том, что у человека высокий интеллект.

Должна ли женщина работать? И почему профессиональное развитие для женщины лучше, чем быть домохозяйкой? Эксперт назвала 5 несомненных плюсов, узнав о которых, каждая захочет начать свое дело.Читать дальше

Источник: //clutch.ua/lichnoe/psihologiya/psihologicheskie-travmy-detej-lishennyh-roditelskogo-vnimanija

Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

10 последствий нехватки родительского внимания

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков.

Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами.

Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название – “дефицит внимания у детей”. Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз “дефицит внимания у детей”. Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи.

Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить.

Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях.

Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды.

Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья.

Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез.

У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности.

Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить.

Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка.

Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках.

Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным.

Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются.

Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры – магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения – йога, медитация.

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком.

Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе.

Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду.

Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей.

Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях.

Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность.

Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: “Метилфенидат”, “Имипрамин”, “Ноотропин”, “Фокалин”, “Церебролизин”, “Декседрин”, “Страттера”.

Советы для родителей

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи – быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

Источник: //FB.ru/article/275905/defitsit-vnimaniya-u-detey-priznaki-i-korrektsiya-sdvg---sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detey

Синдром дефицита внимания у детей, или как воспитывать гиперактивного ребенка?

10 последствий нехватки родительского внимания

/ Наши дети

Синдром дефицита внимания – как справиться с гиперактивным ребенком?

Капризные, непоседливые дети для родителей и педагогов сущее наказание. Им сложно не только вести себя тихо на занятиях, но и просто спокойно сидеть на одном месте. Они болтливы, несдержанны, меняют настроение и вид деятельности чуть ли не каждую минуту.

Завладеть вниманием непоседы практически невозможно, так же как и направить его бурную энергию в нужное русло. Является ли это обычной невоспитанностью или нарушением психики, установить может только специалист.

В чём проявляется дефицит внимания у детей и чем лечить данную патологию? Как родителям и педагогам справляться с такой проблемой? Обо всем, что касается СДВГ, расскажем далее.

Признаки заболевания

Синдром дефицита внимания – расстройство поведения, впервые описанное психоневрологом из Германии еще в позапрошлом веке.

Однако о том, что это патология, связанная с незначительными нарушениями мозговой деятельности, заговорили только в середине 60-х прошлого столетия.

Лишь в середине девяностых болезнь заняла своё место в медицинской классификации, и получила название «Синдром дефицита внимания у детей».

Патология рассматривается неврологами, как хроническое состояние, эффективный способ лечения которого еще не найден.

Точный диагноз ставится только в дошкольном возрасте или при обучении в младших классах. Для его подтверждения необходимо, чтобы ребёнок проявил себя не только в быту, но и в процессе обучения.

Медицинская статистика показывает, что гиперактивность встречается у 5-15% школьников.

Характерные симптомы поведения ребенка при СДВГ условно можно разбить на 3 категории.

ребенок легко отвлекается от занятий, забывчив, не способен сосредоточится. Он будто не слышит, что говорят родители или педагоги.

У таких детей постоянно возникают проблемы с выполнением заданий, соблюдением инструкций, организацией свободного времени и учебного процесса.

Они делают слишком много ошибок, но не потому, что плохо соображают, а по невнимательности или из-за торопливости. Производят впечатление слишком рассеянных, поскольку все время что-то теряют: личные вещи, игрушки, предметы одежды.

дети с подобным диагнозом никогда не бывают спокойными. Они постоянно срываются с места, куда-то бегут, карабкаются на столбы и деревья. В сидячем положении конечности такого ребенка не перестают двигаться.

Он обязательно болтает ногами, передвигает на столе предметы или совершает другие ненужные движения. Даже ночью малыш или подросток слишком часто вертится в кровати, сбивая постельное бельё.

В коллективе они производят впечатление чересчур общительных, разговорчивых и суетливых.

о таких детях говорят, что у них язык опережает голову. Ребенок на уроке выкрикивает с места, даже не дослушав вопрос, мешает отвечать другим, перебивая и вылезая вперед. Он совсем не умеет ждать или откладывать получение желаемого хотя бы на минуту. Зачастую подобные проявления родителями и учителями рассматриваются, как черты характера, хотя это яркие признаки синдрома.

Психологи и неврологи отмечают, что проявления патологии у представителей разных возрастных категорий различается.

  1. Малыши непослушны, излишне капризны, плохо управляемы.
  2. Школьники забывчивы, рассеяны, болтливы и активны.
  3. Подростки склонны драматизировать даже незначительные события, постоянно проявляют тревогу, легко впадают в депрессию, часто ведут себя демонстративно.

Ребенок с таким диагнозом может проявлять нежелание общаться со сверстниками, выказывать грубость в отношении ровесников и старших.

 Когда начинает проявляться синдром дефицита внимания у детей

Признаки патологии обозначаются в раннем возрасте

 Уже у малыша 1-2 года наблюдают отчётливые симптомы заболевания. Но большинство родителей принимает такое поведение за норму или обычные детские капризы. К врачу с подобными проблемами никто не обращается, упуская важное время. У детишек отмечается задержка речи, чрезмерная подвижность при нарушенной координации.

 Трехлетний малыш переживает возрастной кризис, связанный с личностным осознанием. Капризы и упрямство – обычные спутники подобных перемен. Но у ребенка с отклонениями такие признаки выражены ярче.

Он не реагирует на замечания, и демонстрирует гиперактивность, попросту ни секунды не сидит на месте. Уложить спать такого «живчика» очень сложно.

Формирование внимания и памяти у малышей с синдромом заметно отстает от сверстников.

У детишек младшего дошкольного возраста признаками СДВГ служит неспособность сконцентрироваться на занятиях, слушать воспитателя или просто сидеть на одном месте. В возрасте пяти-шести лет дети уже начинают подготовку к школе, нагрузка, физическая и психологическая, возрастает.

Но поскольку малыши, у которых наблюдается гиперактивность, немного отстают от сверстников в освоении новых знаний, у них развивается заниженная самооценка.

Психологические нагрузки приводят к развитию фобий, проявляются физиологические реакции, такие как тик или ночное недержание (энурез).

Школьники с диагнозом СДВГ имеют низкие показатели успеваемости, не смотря на то, что они совсем не глупы. С коллективом и учителями у подростков отношения не складываются.

Педагоги частенько записывают таких детей в неблагополучные, поскольку они бывают резки, грубы, часто конфликтуют с одноклассниками, не реагируют на замечания или критику.

Среди сверстников подростки с СВДГ тоже частенько остаются изгоями, поскольку излишне импульсивны, склонны к проявлению агрессии и асоциальному поведению.

Совет: Вызывающее поведение означает, что ваше чадо хочет привлечь к себе внимание, но пока не знает как сделать это по-другому.

О синдроме дефицита внимания, как о неврологическом заболевании, в России заговорили не слишком давно и у врачей еще недостаточно опыта в постановке диагноза.

Патологию иногда путают с умственной отсталостью, психопатией и даже шизофреническими расстройствами. Диагностика затрудняется еще и тем, что некоторые указанные признаки характерны для обычных детей.

Без тщательного анализа и долгого наблюдения сложно определить, почему ребенок невнимателен во время урока или слишком активен.

Причины заболевания

Европейские и американские медики ведут исследования синдрома уже не одно десятилетие. Между тем причины его пока достоверно не установлены. Среди основных факторов возникновения патологии принято называть:

  • генетическую предрасположенность,
  • родовые травмы,
  • никотин и алкоголь, употребляемые будущей мамой,
  • неблагоприятное течение беременности,
  • стремительные или преждевременные роды,
  • стимуляцию родовой деятельности,
  • травмы головы в раннем возрасте,
  • менингит и другие инфекции, затрагивающие ЦНС.

Возникновению синдрома способствуют психологические проблемы в семье или болезни неврологического характера. Некоторый отпечаток могут накладывать и педагогические ошибки родителей, излишняя строгость в воспитании.

Но основной причиной болезни называют все же недостаток гормонов норадреналина и дофамина. Последний считается родственником серотонина.

Уровень дофамина повышается в моменты занятий, которые человек считает приятными для себя.

Интересный факт: поскольку дофамин и норадреналин человеческий организм способен получать из некоторых пищевых продуктов, существуют теории, что причиной СДВГ у детей является неправильное питание, к примеру, жесткие вегетарианские диеты.

Принято выделять три типа заболевания.

  1. Синдром может быть представлен гиперактивным поведением, но без признаков дефицита внимания.
  2. Дефицит внимания, не сопряженный с гиперактивностью.
  3. Гиперактивность в сочетании с дефицитом внимания.

Коррекция гиперактивного поведения проводится комплексно и включает различные методики, среди которых есть как медикаментозные, так и психологические. Европейцы и американцы, при обнаружении дефицита внимания у детей, для лечения применяют психостимуляторы.

Такие препараты эффективны, но непредсказуемы в последствиях. Российские специалисты рекомендуют преимущественно методики, не включающие фармакологические средства. Лечить синдром с помощью таблеток начинают, если все прочие способы не дали результата.

При этом используются препараты ноотропного действия, стимулирующие мозговое кровообращение или натуральные успокоительные.

Что делать родителям, если у ребенка обнаружен синдром дефицита внимания

  •  Двигательная активность. Но спортивные игры, включающие соревновательные элементы, им не подходят. Они лишь способствуют излишнему перевозбуждению.
  • Статические нагрузки: борьба или тяжелая атлетика так же противопоказаны. Хорошо влияют на нервную систему аэробные упражнения, но умеренные. Лыжи, плавание, катание на велосипеде позволит израсходовать лишнюю энергию.

    Но родителям надо следить за тем, чтобы ребенок не переутомился. Это приведет к снижению самоконтроля.

  • Работа с психологом.

Психологическая коррекция при терапии синдрома направлена на снижение тревожности и повышение коммуникабельности малыша или подростка.

Для этого используются техники модулирования всевозможных ситуаций успеха, благодаря чему специалист имеет возможность наблюдать ребенка и подбирать наиболее подходящие для него области деятельности. Психолог использует упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, речи. Родителям общение с такими детьми дается нелегко.

Нередко мамы, у которых растет ребенок с синдромом, сами имеют признаки депрессивного расстройства. Поэтому семьям рекомендуются совместные занятия со специалистом.

Советы родителям и педагогам

  • Поведенческая коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей предполагает положительные изменения в их окружении. По мере того, как ребенок добивается успехов в занятиях с психологом, окружение сверстников лучше сменить.
  • С новым коллективом дети проще находят общий язык, забывая старые проблемы и обиды. Родителям тоже необходимо сменить линию поведения.

    Если до этого в воспитании практиковалась излишняя строгость, нужно ослабить контроль. На смену вседозволенности и свободе должно придти четкое расписание. Родителям необходимо компенсировать недостаток позитивных эмоций, чаще хвалить чадо за старания.

  • При воспитании таких детей запреты и отказы лучше свести к минимуму.

    Конечно, грани разумного переходить не стоит, но «табу» накладывайте лишь на то, что действительно опасно или вредно. Положительная модель воспитания предполагает частое использование словесной похвалы и других поощрений. Хвалить малыша или подростка нужно даже за небольшие достижения.

  • Необходимо нормализовать отношения между членами семьи. Не следует ссориться при ребенке.

    Родителям нужно стремиться завоевать доверие сына или дочери, поддерживать взаимопонимание, спокойное общение без криков и приказного тона.

  • Совместный досуг для семей, где воспитываются гиперактивные детишки, тоже весьма важен. Хорошо если игры будут носить развивающий характер.

  • Ребята с подобными проблемами нуждаются в четком распорядке дня, организованном месте для занятий.
  • Ежедневные хозяйственные поручения, которые дети выполняют самостоятельно, весьма дисциплинируют. Поэтому непременно найдите несколько таких дел и контролируйте их выполнение.
  • Выставляйте ребенку адекватные требования, соответствующие его способностям.

    Не нужно занижать его возможности или, напротив, завышать их. Разговаривайте спокойным голосом, обращайтесь к нему с просьбой, а не с приказом. Не старайтесь создать тепличные условия. Он должен уметь справляться с нагрузками, соответствующими его возрасту.

  • Таким детям необходимо посвящать времени больше, чем обычным.

    Родителям тоже придется подстраиваться под образ жизни младшего члена семьи, придерживаясь распорядка дня. Не стоит запрещать ребенку что либо, если на всех прочих это не распространяется. Малышам и детям среднего возраста лучше не посещать людные места, это способствует перевозбуждению.

  • Гиперактивные дети способны сорвать учебный процесс, но при этом воздействовать на них проверенными способами невозможно. К окрикам, замечаниям и плохим отметкам такие дети относятся индифферентно. Но найти общий язык с не в меру активным школьником всё равно нужно. Как же вести себя педагогу, если в классе присутствует ребенок с СДВГ?

Несколько советов, которые помогут держать под контролем ситуацию:

  • Во время урока устраивайте небольшие физкультурные паузы. Это пойдет на пользу не только гиперактивным, но и здоровым детям.
  • Классы должны быть оборудованы функционально, но без отвлекающего декора, в виде поделок, стендов или картин.

  • Чтобы лучше контролировать такого ребенка, его лучше посадить на первую или вторую парту.
  • Займите активных детей поручениями. Попросите их протереть доску, раздать или собрать тетрадки.
  • Чтобы материал усваивался лучше, преподносите его в игровой форме.

  • Творческий подход результативен в обучении всех без исключения детей.
  • Разбивайте задания на небольшие блоки, так детям с СВДГ будет проще ориентироваться.
  • Позвольте детям с поведенческими проблемами проявить себя в чем-то нужном, показать себя с лучшей стороны.

  • Помогайте такому ученику наладить контакт с одноклассниками, занять место в коллективе.
  • Зарядку во время урока можно провести не только стоя, но и сидя. Для этой цели хорошо подойдут пальчиковые игры.
  • Необходим постоянный индивидуальный контакт.

    Нужно помнить, что они лучше реагируют на похвалу, именно с помощью позитивных эмоций закрепляются необходимые положительные модели поведения.

Заключение

Родителям, в семье которых растет гиперактивный ребенок, не стоит отмахиваться от советов врачей и психологов. Даже если со временем проблема станет менее острой, диагноз СДВГ скажется в будущем.

В зрелом возрасте он станет причиной плохой памяти, неумения контролировать собственную жизнь. Кроме этого, больные с подобным диагнозом склонны к разного рода зависимостям и депрессиям.

Родители должны стать примером для своего чада, помочь ему найти место в жизни, обрести веру в свои силы.

Источник: //kladvsebe.ru/nashi-deti/deficit-vnimaniya-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.