5 шагов к критическому восприятию

Содержание

Учимся четко мыслить в критических ситуациях — 5 правил

5 шагов к критическому восприятию

Если мы хотим быть способными мыслить критически, мы должны исключить любые наши эмоции из мышления, поскольку они всегда влияют на него негативно. В этой статье вы узнаете 5 правил критического мышления, которые наиболее полезны для повседневных ситуаций, учитывая то, что они описывают правила, которые чаще всего нарушаются.

В этой статье я хотел бы ответить на вопрос, который очень часто задают мне мои студенты: «Как научиться критически мыслить в повседневных ситуациях?». У меня есть пять правил, которые могут оказаться полезными для вас. 

5 правил для развития критического мышления 

  • «Экономьте» критическое мышление – используйте его только для важных решений.
  • Принимайте важные решения по утрам. 
  • Сделайте шаг назад. 
  • Играйте в «адвоката дьявола». 
  • Оставьте эмоции за дверью. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

1. «Экономьте» критическое мышление – используйте его только для важных решений

Критическое мышление необходимо, когда вы должны принять серьезное решение и его последствия могут иметь важное значение. 

По словам Жана Поля Сартра, каждый раз, когда человек производит то или иное действие, он делает выбор – совершать данное действие, не совершать его или действовать каким-либо альтернативным образом. 

Если бы мы критически раздумывали над каждым решением, которое принимаем, мы оказались бы психически истощены еще до того, как перешли бы к действиям. 

Каждый день предлагает нам выбор из тысячи потенциальных решений. Например, одна известная сеть кофеен расширила свой ассортимент до 19 тысячи комбинаций (!) напитков. 

Однако, в большинстве случаев мы делаем выбор, опираясь на привычные действия и другие автоматические процессы – таким образом, повторяя удачные выборы, сделанные в прошлом. 

Мышление на «автопилоте» является нашим эволюционным преимуществом – оно помогает нам не допустить «усталости при принятии решений» (то есть не снижать точность и/или качество процесса принятия решений за счет предыдущего опыта разрешения проблемных ситуаций, которые требовали принятия похожих решений или вынесения аналогичных суждений). 

Мышление «на автопилоте» верой и правдой служит нам большую часть жизни. Однако, оно превращается в недостаток, когда мы зависим от него слишком сильно, особенно в случаях, когда мы принимаем решение, полагаясь исключительно на привычные схемы. 

В глобальной схеме вещей, не имеет значения, какой тип кофе вы закажете в кафе. Однако, если вы покупаете новую машину, очевидно, вы будете волноваться о своем решении немного больше – это тот случай, когда критическое мышление необходимо. 

Поэтому сохраняйте вашу когнитивную энергию и способность к критическому мышлению для случаев, когда это действительно имеет важное значение. 

2. Принимайте важные решения по утрам. 

Позвольте задать вам вопрос: Вы – «сова»? То есть, вам лучше всего работается ночью? 

Если вы ответили «да», сознательно или нет, но вы обманываете себя. 

Никто не работает лучше по ночам, если, конечно, вы не просыпаетесь вечером. Знакомый нам феномен «усталости при принятии решений» является причиной этого. 

Люди тратят свою когнитивную энергию на многочисленные выборы в течение дня, что увеличивает шансы принятия неудачных решений, когда нагрузка накапливается – то есть, ближе к ночи. 

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Таким образом, чтобы избежать перегрузки, связанной с «когнитивной усталостью», убедитесь, что наиболее значимую работу вы завершили в первой половине дня. 

3. Сделайте шаг назад. 

Есть люди, которые прекрасно научились использовать критическое мышление, и им нет необходимости корпеть с пошаговой последовательностью – анализ, оценка, выводы. Они настолько преуспели, что их критическое мышление стало автоматическим! 

Однако, сверхуспешность в данной сфере не пойдет вам на пользу. Помните, если мышление автоматическое, следовательно, оно не критическое. 

Для того, чтобы преодолеть эту проблему, вы должны заняться очень важным аспектом критического мышления, известным как рефлексивное суждение. 

Суть рефлексивного суждения заключается в осознании ограниченности наших знаний и понимании того, как эта неуверенность может влиять на процесс принятия решений. 

Проще говоря, сделайте шаг назад и подумайте о ваших доводах и сути проблемы немного больше. 

Недавние исследования показывают, что откладывание решения даже на 10 секунд значительно повышает их точность! 

Я не хочу сказать, что лишние 10 секунд помогут вам справиться со всеми вашими проблемами, но если вы беспокоитесь о возможных последствиях принятого решения, выберите время для того, чтобы обдумать ваши выводы еще раз. 

Не имеет значения, насколько вы преуспели в обучении критическому мышлению, я всегда призываю вас убедиться в правильности ваших выводов, сделав «рефлексивный шаг назад». 

4. Играйте в «адвоката дьявола». 

Наша интуиция всегда будет подсказывать нам свое мнение. Иногда мы называем ее голос «шестым чувством». Мы не можем отключить интуицию. 

Она всегда будет говорить нам, что, ее мнению, нам следует делать. Эти указания, конечно, будут предвзятыми, искаженными, основанными на аналогичном опыте прошлого. 

В контексте критического мышления, хороший способ преодолеть эти искажения, а также избежать мышления на «автопилоте» – это сыграть с нашей интуицией в «адвоката дьявола», рассматривая другие возможные альтернативы. 

В качестве примера я использую метод «магическое число 8». Вы, вероятно, знакомы с последовательностью 7 +/- 2, но данный метод заключается в поиске и определении, по крайней мере, 8 наиболее убедительных доказательств (4 «за» и 4 «против» конкретной точки зрения). 

Методика «магическое число 8» является отличным способом преодоления избирательного подхода, основанного на искаженной оценке предшествующего опыта. 

5. Оставьте эмоции за дверью. 

Преподавая основы критического мышления, в качестве упражнения я предлагаю студентам ответить на вопрос: “Стоит ли покупать собаку?” и привести доводы в пользу или против этого. 

Одним из частых возражений является довод: «Собаки довольно злые». Студенты должны были придумать доводы «за» и возражения к данному утверждению. Однажды один студент поднял руку и уверенно заявил, что это утверждение полная чушь, так как злых собак не бывает. 

Я предложил проверить этот довод и попросил поднять руки тех, кого когда-либо в жизни кусала собака. Я был крайне удивлен, увидев, что около 40% из 150 студентов подняли руки. 

Конечно, это могла быть статистическая аномалия. Но мне было достаточно, чтобы хотя бы один человек поднял руку, чтобы подтвердить мое мнение. Я спросил тех, кто поднял руку, думают ли они, что собаки злые. Все кивнули в знак согласия. 

Студент запальчиво возразил, что ему плевать на это – у него восемь собак и все они самые прекрасные и любящие существа на свете, не способные никому нанести вред. 

Надеюсь, вы поняли, что его опыт не является подтвержденным, поскольку размер выборки в данном случае недостаточен. Так всегда происходит, когда опыт и эмоции встают на пути критического мышления. 

Однажды я использовал в качестве примера известную пословицу: «Собака – лучший друг человека».

Одна студентка немедленно подняла руку и выразила свое возмущение, утверждая, что было ошибкой с моей стороны выносить подобное на обсуждение – собаки могут с той же легкостью быть «лучшим другом женщин» (проблема возникла из-за двойного значения слова man – человек и man – мужчина, прим.ред.). Я объяснил, что в пословице слово man как раз употребляется в смысле «человек», а не конкретно мужчина. 

Студентка ответила, что ее не волнует, что задумывалось и подразумевалось, но это сексизм, направленный против женщин и пословицу следует изменить на вариант: «Собаки – лучшие друзья людей». 

Я так и сделал, внеся поправки в это конкретное упражнение, однако, не по причинам, которые она привела, а скорее как напоминание: если мы хотим быть способными мыслить критически, мы должны исключить любые наши эмоции из мышления, поскольку они всегда влияют на него негативно. 

Как вы возможно догадались, существует гораздо больше правил критического мышления, чем перечисленные. Однако, эти пять я считаю наиболее полезными для повседневных ситуаций, учитывая то, что они описывают правила, которые чаще всего нарушаются. 

Если вы не забываете играть в «адвоката дьявола», размышляете преимущественно утром, и только вещах, которые действительно важны, не забывая рефлексивный делать шаг назад и исключая свои эмоции из процесса принятия решения, вы уже на правильном пути для улучшения качества своего критического мышления.опубликовано econet.ru.

by Christopher Dwyer Ph.D

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/uchimsya-chetko-myslit-v-kriticheskih-situatsiyah-5-pravil

Уроки критического восприятия: учим детей правильно принять информационную подачу

5 шагов к критическому восприятию

Самые распространенные приемы манипулятивного воздействия масс-медиа

О том, как можно учить ребят критическому отношению к увиденному по TV, мы писали в «ПС» № 8 2011 года. А сегодня психологи, много лет исследующие эту тему, рассказывают, как распознать приемы, которые позволяют морочить голову неискушенному зрителю.

Подробнее об этих приемах рассказано в книге Елены Мерзляковой «Антилох: пособие для чайников», которая готовится к печати в издательстве «БХВ: Питер». Узнав о них, в свободные от работы летние месяцы можно будет попрактиковаться в критическом восприятии информации.

А в следующем учебном году поделиться этим навыком со своими учениками, чтобы научить их «безопасному плаванию в информационных просторах».

Наиболее распространенный прием – это эксплуатация жизненных ценностей аудитории. Ведь человек, как правило, обратит внимание на то, что считает наиболее важным для себя.

Поэтому материалы, рассчитанные на молодежную аудиторию, будут эксплуатировать темы юношеских любви и дружбы, потребность в признании и самовыражении, подростковое бунтарство и противостояние «миру взрослых».
Сюрприз. Этот способ привлечения внимания предполагает использование эффекта новизны, уникальности и связанного с ним удивления.

В новостном информировании это обязательно должна быть сенсация. Если реклама – рекламируемые товары, услуги непременно предъявляются как уникальные и неповторимые.

Если информация несет развлекательный характер – она преподносится под радостное хлопанье в ладоши: «Сюрприз!»
«Наших бьют!» Присутствие в подаваемой информации конфликтного напряжения привлекает внимание «болельщиков».

Кто-то идентифицирует себя с одной из конфликтующих сторон, кто-то наслаждается самим процессом боя – здесь срабатывает тот же эффект, который собирал массу желающих посмотреть на бои гладиаторов в древности или передачи типа «Линия конфликта» либо «Окна» в современности.

Противостояние «прогрессивной юности» и «консервативной зрелости» – один из вариантов использования этого приема.
«Смотри, птичка полетела». Под легендарной фразой из детства объединены приемы, «детские» по своей форме, но от этого не менее эффективные. Это приемы привлечения так называемого непроизвольного внимания. Все яркое, необычное, выбивающееся из общего фона за счет иного темпа движения, иной громкости звучания, иного внешнего вида – обычно привлекает внимание. Все подростково-молодежные субкультуры используют подобный эффект для обозначения собственной нетождественности с толпой.

Завоевание доверия целевой аудитории: приемы и методы

«Все так думают, и это правильно». Люди легче доверяют тому, что подается в упаковке общеизвестного и общепринятого.

Если много лет нам рассказывали, что наша система образования «впереди планеты всей» – то и сейчас большинство населения скорее поверит материалам, показывающим достижения побитой, но не сдающейся отечественной образовательной системы, чем грязным проискам клеветников, осмеливающихся говорить о том, что среди учителей, учеников и студентов встречаются безграмотные.
«Сам академик всех академий говорит об этом». Доверие к информации повышается, если она ассоциируется с авторитетным в сообществе лицом или организацией. При этом данный авторитет может иметь весьма отдаленное отношение к поднимаемой теме. В первую очередь работает эффект «звездной величины» вещающего, а звездам принято внимать и доверять.
«Это так, потому что все говорит в пользу того, что это не может быть иначе». Если подаваемая информация подкрепляется реальными или иллюзорными доводами или фактами – это резко повышает уровень доверия к ней как к «наукообразной». При этом очень часто вся цепочка якобы логических доводов и фактов в пользу ключевого аргумента является полнейшей профанацией – ведь в интернете можно найти материал для «подтверждения» практически любой, даже самой бредовой идеи.

Манипулятивные приемы на этапе донесения информации

Информационная перегрузка. Сообщается огромное количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности и другой «мусор». В результате невозможно разобраться в истинной сути проблемы.
Дозирование информации. Сообщается часть сведений, а остальные тщательно скрываются.

Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или иную сторону либо вообще становится непонятной.
Большая ложь. Этот метод основан на принципе, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное – подавать ее максимально серьезно.
Смешивание информации.

Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможно отличить правду от вымысла.
Затягивание времени.

Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.
Возвратный удар. Вымышленная (выгодная для себя) версия тех или иных событий распространяется через нейтральных, подставных лиц.
Своевременная ложь.

Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент («горячей») информации. Чем больше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат.

Способы внушающего воздействия на психику человека

«Не думай о кривой обезьяне». Если помните истории о Ходже Насреддине, он непременным условием исцеления горбатого ростовщика назвал отсутствие у того мыслей о кривой обезьяне. Чем, конечно, активизировал у бедняги именно эти мыслительные образы – кривляющаяся обезьяна не давала покоя жаждущему исцеления, несмотря на все его старания не думать о ней.

Возможно, в этом секрет низкой эффективности антиалкогольной, антитабачной и иных кампаний «анти-». Более того, неизвестно, какой эффект сильнее от их проведения – реальный отказ людей от использования вредных веществ или дополнительное привлечение внимания с последующим желанием попробовать этот эффект на себе тех, кто с этой заразой не был знаком.

«Что вы думаете о проблемах детей Гондураса?» Если вы никогда не задумывались ни о Гондурасе, ни тем более об условиях жизни его детей – вынесенный в заголовок вопрос активизирует ваше внимание к столь важному объекту. Все последующие вопросы плавно переведут ваше внимание и мышление в ту плоскость, которая необходима вопрошающему.

«Представьте себе, что…» Суть этого приема в том, что отправитель информации активизирует воображение воспринимающего и как бы присоединяет необходимое содержание информации к вызванной картинке-галлюцинации.

Символы мужественности, используемые при рекламе сигарет, сексуальные символы, которые «привязываются» и к рекламе учебников, и предметов гигиены – пример использования этого приема.
«У Лукоморья дуб зеленый». Этот вид внушающего воздействия построен на использовании различных ассоциативных цепочек и рядов.

Известные строчки Пушкина, вынесенные в подзаголовок, – пример сплошного блуждания по загадочным тропинкам сказочных ассоциаций. Наибольшее количество ассоциаций закреплено за словами «деньги», «успех», «счастье», что весьма активно «обыгрывается» в СМИ.

«Как ты можешь мирно спать, когда там такое!» Этот прием построен на снижении критичности восприятия человека за счет «раскачивания» его эмоционального фона до состояния аффекта.

Любые чрезвычайные обстоятельства – глубокое горе, болезнь, страх перед угрозой опасности, страх физического, эмоционального, морального истощения, боязнь перед новым и неизвестным – все это стирает защитные границы человека и делает его психику более уязвимой по отношению к внушению.

Подобное «раскачивание» наших эмоций является излюбленным приемом масс-медиа, когда под его влиянием мы больше переживаем по поводу мнимых опасностей и ужасов, чем задумываемся над путями решения реальных проблем.
«Ты самый-самый!» На изменение эмоционального фона рассчитан и этот прием – он связан с манипулированием при помощи похвал и лести.

Не важно, что попало в «пространство восторгов»: женская обаятельность, мужская предусмотрительность, российская широта натуры, славянская глубина души, принадлежность к «сливкам общества» за счет иных достоинств и характеристик – важен результат.

А результат обычно идентичен – человек «тает» от осознания собственной уникальности, неповторимости и богоподобности и в экстазе взаимной любви и уважения распахивает дарителю столь приятного самоощущения сердце и душу.
«Птичку жалко». Этот прием тоже связан с воздействием на эмоциональную сторону аудитории. Фразу «птичку жалко» обычно употребляют, когда человек не может объяснить причин своего плохого настроения, сниженного эмоционального фона. Эмоциональный фон можно и повышать – тогда адекватнее будет фраза «Какое все зеленое, какое все красивое». Суть приема – любая подаваемая и проталкиваемая идея как бы «наряжается» в эмоциональные одежды и таким образом скорее и надежнее «застрянет» в подсознании воспринимающего.

Информацию по теме информационной безопасности можно найти по адресам: http://evolkov.net или http://evolkov.blogspot.com.

Елена МЕРЗЛЯКОВА,
Евгений ВОЛКОВ

Источник: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=201101018

Критическое мышление: базовые принципы и приёмы

5 шагов к критическому восприятию

Чтобы осмысленно действовать и о чём-либо рассуждать, собственным опытом не ограничиться. Аргумент «так делали всегда» стремительно вышел из моды с распространением всеобщей грамотности и массовой печати, поэтому тоже не работает так хорошо, как прежде. Сегодня наши поступки во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.

Но даже эксперты то и дело ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдётся много желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых торговцев исцеляющими браслетами и уникальными лечебными методиками до недобросовестных политиков, нуждающихся в общественной поддержке. Поэтому каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного.

5 грехов научной журналистики

Золотое правило журналистики — «сначала упрости, потом преувеличь». Согласно одной байке, в 50-е годы это правило выдал своим сотрудникам главный редактор The Economist. Сегодня оно применяется как никогда широко, и пользуются им далеко не только журналисты.

Каждый старается выработать для себя правила поведения, которые позволили бы ему маневрировать в информационном потоке, не подцепив по пути слишком уж вредные мыслительные вирусы.

Некоторые делают это тщательно и постоянно, другие не обращают особенного внимания на такую защиту и предпочитают плавно дрейфовать по течению.

Но было бы разумнее руководствоваться хотя бы примитивной техникой безопасности — правилами мышления, которыми можно пользоваться осознанно и систематически.

Правила техники безопасности преследуют нас всю жизнь, но к мыслительному процессу мы всё ещё относимся с халатностью.

Источник: wikimedia.org

Очень часто мы встречаемся с утверждениями, в которых чувствуется какой-то недостаток. «Здесь что-то не так» — думаем мы и решаем, что лучше держаться от этих утверждений подальше. Понять, что именно не так с сомнительными рассуждениями, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы помогают навыки критического мышления.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран.

Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Пользуетесь ли вы логикой?

Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности).

Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения.

Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

С такой точки зрения к научному журналу, жёлтой прессе или каналу РенТВ следует относиться одинаково настороженно.

Источник: pixabay.com

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Как думают когнитивные скряги

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически.

 Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным.

Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали. 

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Аргументированный спор может быть чем-то похож на дуэль, но точно не на драку в детском саду.

Источник: wikipedia.org

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят X, потому что Y. Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают.

Относиться к материалу критически — значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению.

Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение?

Отвергать чужое умозаключение просто потому, что оно нам не нравится — не значит относиться к нему критически. Это значит просто не понять его сути.

Иногда даже самые разумные и просвещённые люди поддаются искушению смотреть на вещи упрощённо. Часто это связано со стигматизацией и делением на «своих» и «чужих» — именно на этом строится значительная часть нашего обыденного социального опыта, в котором есть место и бытовому расизму, и дискриминации по полу, и интеллигентскому снобизму.

Расизм — социальный предрассудок или физиология?

Ещё одна ошибка, которая часто лежит в основе наших ложных умозаключений — это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы действительно есть единственный относительно точный ответ. К примеру, нет необходимости дискутировать о том, каково расстояние до Луны — можно просто узнать это в справочнике.

Но большинство вопросов требуют размышления, и ответы на них могут быть самыми разными.

Поэтому недостаточно просто навести справки в авторитетном источнике: нужно оценить, насколько убедительно обосновываются приводимые данные и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст — письменный или устный — должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них.

Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов.

Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • ЦельЛюбой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • ПроблемаПроблема — это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • ДопущенияЭто те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.

Осознание собственных предпосылок — стадия, после которой двигаться вперёд становится намного проще.

Источник: metmuseum.org

  • Точка зренияМы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • ДанныеЛюбое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем — не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?

Когнитивные искажения в образовании

  • Концепции и идеиКонцепции — это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены — в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.
  • Выводы и интерпретацииЭто те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл. Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение. В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.
  • СледствияЧто будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия — именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Летающий Макаронный Монстр, как и чайник Рассела — наглядный пример доведения до абсурда.

Источник: wikipedia.org

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

Как читать книги?

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Полагаться только на экспертные заключения, с порога отметая всё прочее, — значит приветствовать интеллектуальную пассивность всех, кроме горстки избранных, обладающих «истинным знанием». Гораздо разумнее было бы воспользоваться навыками и принципами критического мышления, которые действительно может освоить каждый.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/critical-thinking-guidance

Лицо – зеркало души. Физиогномика для всех

5 шагов к критическому восприятию

Все люди склонны критиковать. Однако это свойство выражено особенно ярко, если у человека внешний угол глаза ниже, чем внутренний. Люди с повышенным критическим восприятием имеют склонность видеть каждый недочет и удивляются, почему другие этого не замечают.

Ничто не раздражает их больше, чем небрежность и невнимательность. Эти люди — перфекционисты. Они не только занимаются самосовершенствованием, но также ждут этого и от членов семьи и своих сотрудников.

В семейном кругу излишний критицизм может оказать серьезное влияние на детей, чьи родители, скорее всего, никогда не будут удовлетворены достижениями своих чад. Для них недостаточно хорош любой результат.

Если же внешние углы глаз приподняты вверх, то человек скорее заметит то, что достигнуто, чем то, что сделано не так. Такие люди менее критичны.

Внешний угол глаза ниже, чем внутренний, — сильное критическое восприятие

Внешний угол глаза выше, чем внутренний, — слабое критическое восприятие

Отец Майкла, склонный критиковать, никогда не хвалил сына. Как бы Майкл ни старался, он не мог оправдать ожиданий своего родителя. Отец считал, что сын никогда не достигнет успеха, и как-то сообщил ему об этом. Когда Майкл позже жаловался отцу на его постоянную критику, на то, что отец никогда не позволял ему договорить, ответ был таков: «Твой дедушка был подонком, потому и я подонок».

Он считал, что это оправдывает его отношение к сыну. Позже Майкл решил записаться на тренинги. Это очень помогло ему справиться с проблемами во взаимоотношениях с отцом. В очередной раз, когда Майкл встретился с ним, он отказался вступить в неприятный спор. И ситуация изменилась к лучшему: невзирая на придирки и нападки отца, Майкл сумел отстраниться от обидных фраз и избежал ссоры.

Кейт воспитывалась в строгости. Дома она ходила едва ли не на цыпочках, чтобы избежать критики со стороны родителей, которая доводила ее до слез.

Временами ей было трудно, но она не хотела, чтобы родители заметили ее слабость. Стань она прекрасной ученицей и круглой отличницей, думала Кейт, родители полюбили бы ее по-настоящему.

Поэтому и в школе она находилась в постоянном напряжении, уверенная, что ей нельзя получать оценки ниже пятерки.

Когда Кейт замечает ошибки у других, она чувствует свое превосходство. Например, она терпеть не может музыкантов-любителей и не выносит непрофессионализма. Из-за ее чувства интеллектуального превосходства люди предпочитают держаться от нее на расстоянии.

Боб, настоящий перфекционист, владеет строительной компанией. Раньше он всякий раз срывался на подчиненных, если те не замечали ошибок в своей работе. Он возмущался: «Что с вами случилось? Вы что, не видите ошибку?»

Это вовсе не поднимало боевой дух его работников. Однако, как только он осознал свой дар замечать ошибки там, где их не видят другие, он перестал критиковать всех и вся и стал указывать только на существенные недочеты. Он также понял, что три его брака распались, скорее всего, из-за постоянной критики: он никогда не был доволен своими женами, и в итоге это разрушало их отношения.

Кен, 40-летний мужчина, прислал мне свою фотографию, чтобы я ее проанализировала. Я сразу обратила внимание на черты лица, которые свидетельствовали о склонности к сильному критическому восприятию. Судя по всему, его родители тоже обладали такой особенностью.

Скорее всего, именно они сломили его дух. У Кена был скругленный внешний край уха, что указывало на врожденные музыкальные способности. Я предложила Кену заняться музыкой.

Оказалось, что, когда он был ребенком, его родители полагали, что в музыке у него не может быть никакого будущего. Несмотря на их негативное мнение, он все же пошел в музыкальную школу Лос-Анджелеса, чем привел родителей в неописуемый гнев.

Не выдержав напора взрослых, он вскоре вынужден был бросить школу. Теперь, уже в зрелом возрасте, он вернулся к занятиям музыкой и играет в местной группе.

Если вы от природы склонны все критиковать, старайтесь увидеть сначала хорошее, и помните, что нет худшего критика, чем вы сами.

Если вы никогда ничем не удовлетворены, разве сможете вы помочь развиваться себе, а тем более своим родным и сотрудникам? Лучше похвалите их за то, что они сделали, найдите положительные стороны, а затем вместо обычной яростной критики, спокойно объясните, что еще нужно сделать. Пытайтесь поставить себя на место критикуемых людей.

Заметив ошибки или недочеты, дайте вежливый совет: «Вы проделали большую работу, но есть несколько моментов, которые можно было бы изменить. Можно я внесу свое предложение?»

Слишком частая критика коллег лишь охладит пыл к работе и уязвит их чувства. Если вы родитель, у которого есть эта особенность, старайтесь чаще поощрять ребенка. Будьте мягче во всем.

Если же вы часто не замечаете ошибок, будьте готовы к возможным нареканиям. Прислушивайтесь к мнениям компетентных людей.

Дети

Помните, что ваша критика оказывает большое влияние на ребенка. Представьте, как изменятся ваши отношения, если вы научитесь держать себя в руках? Если дети унаследовали вашу страсть критиковать, научите их использовать ее в позитивных целях; подчеркните, что это дар, а не проклятье.

Как говорила одна женщина, она просто забывает о своей любви критиковать, когда та ей не нужна. Конечно, на словах все проще.

На практике же, к примеру, учителя, склонные к критике, должны развивать в себе терпимость и мягкость по отношению к своим ученикам, чтобы не превратить учебу в испытание.

Профессии

Люди, склонные к критическому восприятию, становятся отличными редакторами, операторами, хирургами и хорошо справляются с любой другой работой, где необходима точность. Разве вы не хотели бы, чтобы такие люди вели самолет или чинили вашу машину? Из них получаются хорошие литературные, музыкальные и кинокритики, а также искусствоведы.

Сандра считала, что ее мать, всегда настроенная крайне критически, не любит ее или даже не хотела ее появления на свет. Только достигнув тридцатилетнего возраста, она поняла, что все эти годы мать любила ее и заботилась о ней. Она сожалела лишь о том, что ей понадобилось 30 лет, чтобы осознать это.

Если вы не склонны критиковать, вам необходимо лучше узнавать о недостатках в своей работе у тех, кто имеет тенденцию замечать ошибки. Лучше несколько раз проверить, что вы не упустили какой-то важный факт.

Знаменитости. Сильное критическое восприятие

Хью Грант, Михаил Горбачев, Джон Ашкрофт, Дж. Роулинг.

Источник: https://bookap.info/book/tikl_litso_zerkalo_dushi_fiziognomika_dlya_vseh/gl25.shtm

Основные позиции восприятия – Психологос

5 шагов к критическому восприятию

В синтон-подходе выработан определенный стандарт, согласно которому основные позиции восприятия имеют свои условные номера, а именно:

  • Нулевая позиция восприятия. Игнорирование личного восприятия актуальной ситуации и происходящего, подчинение внешним силам и требованиям. См.→

Когда человек живет более осмысленно, он развивает (и активно использует) следующие пять позиций восприятия:

  • Первая позиция восприятия. Восприятие человеком ситуации и всего происходящего с точки зрения своей личной позиции, своей картины мира и своих личных интересов.
  • Вторая позиция восприятия. Я в позиции Другого, взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с точки зрения его картины мира и его интересов.
  • Третья позиция восприятия. Объективный взгляд на себя и ситуацию, взгляд как бы со стороны, позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».
  • Четвёртая позиция восприятия. Мудрый, объемный, стратегический, системный – и одновременно личный взгляд. Я и ты – мы часть системы.
  • Пятая позиция восприятия – позиция Ангела, бескорыстная и радостная забота. «Я там, где я нужен!» «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».

Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. (Примеры см.→) В частности, то, какая у человека любовь, зависит от того, в какой позиции восприятия он преимущественно находится. Развивая позиции восприятия, мы можем делать свою любовь красивее и мудрее.

Позиции восприятия вместе со Способами жизни – основной способ практической этики, практикуемый в Синтоне. Когда вы решаете, делать что-то или нет, хорошо нечто или плохо, рекомендуется просмотреть ситуацию по всем позициям.

Позиции восприятия и практическая этика

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Позиции восприятия вместе со Способами жизни – основной способ практической этики, практикуемый в Синтоне. Когда вы решаете, делать что-то или нет, хорошо нечто или плохо, рекомендуется просмотреть ситуацию по всем позициям.

То, что хорошо по шаблону (если не думать), окажется печально с первой или второй позиции. То, что забавно с первой позиции, может оказаться неприемлемым со второй. А двое влюбленных, у которых все классно с первой и второй позиции, будут очевидно неадекватно себя вести с третьей и четвертой позиции.

Здорово, если вы привыкли к системному взгляду, и мы рады за тех, кто освоил жизнь с позиции Ангела.

Позиции восприятия и разумность

Тот, кто смотрит на все однобоко, всегда увидит меньше того человека, кто умеет на одну и ту же ситуацию смотреть объемно, с разных сторон. Позиции восприятия – инструмент, увеличивающий количество разума у человека. Хотите умнеть – развивайте свои позиции восприятия!

Резюме: Какие простые вещи!

  • Я вижу так.
  • Ты видишь это по-другому.
  • Со стороны это видится следующим образом.
  • А если посмотреть на перспективы и отдаленные последствия, то картина будет уже следующей…

Упражнение “Позиции восприятия”

​​​​​​​Что делать? В ситуации выбора или принятия решения оцени, с точки зрения какой позиции восприятия («Слепота шаблона», «Мои интересы», «Интересы партнера», «Объективка», «Системный взгляд», «Ангел») ты действуешь и как бы поступил, находясь в другой позиции. Возможно также задавать себе вопрос: «Я сейчас Творец, Потребитель, Романтик или Паразит?» Интересные выводы получаются. Чем полезно? Повышает осознанность действий, помогает увидеть новые варианты и неожиданные творческие решения.

Как это описывают студенты Университета практической психологии:

Совсем недавно, в прошлую пятницу мы планировали встретиться с коллегами, пообщаться и поблагодарить коллегу из авиакомпании за прекрасный подарок (он пересадил нашу группу в бизнес-класс во время служебной поездки. До встречи все были готовы, подтверждали свое участие в мероприятии, в том числе и я.

Наступила пятница и в скайп чат посыпались сообщения от коллег, что они жалеют, но именно сегодня прийти вероятно не смогут. У меня тоже были другие планы и дела -т.е. я была в 1 позиции (свой интерес) и я хотела отказаться от встречи.

Но тут, в наш чат ожидавший встречи коллега отправил фото одинокой чашки кофе, он написал что всех понимает, «Москва- пробки» и допив кофе уйдет, что ему жаль, что встреча не случилась, но конечно понимает всех (5 позиция- я уже помог вам и это хорошо, а сегодня вы не можете воспользоваться моим приглашением, ну что-ж, я все-равно хорошо к вам отношусь). Тут я подумала, он сделал для нас много хорошего во время поездки, причем искренне и без обязательств, а сейчас он сидит в кафе один, наверное грустит (2 позиция т.е. с точки зрения другого человека). Поскольку мой офис был недалеко от кафе я написала, что еду и прошу меня подождать (4 позиция мудрое отношение к жизни, понимание перспектив). О чудо, еще 4 человека из 8 написали, что уже в пути, уже рядом. Мы встретились, сказали коллеге искреннее спасибо за заботу о нас, обсудили много важных перспективных вопросов. Я испытала удовольствие от общения с коллегами, от вкусного салата, от правильно выбранного приоритета в этот вечер. Сейчас я описала данное событие почти с 3 позиции. (ничего личного, просто констатация фактов).

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/osnovnye-pozicii-vospriyatiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.