< Человек без веры - Психолог

Человек без веры

О вере и неверии

Человек без веры

Беседа со священником Димитрием Байбаковым,
настоятелем храма Святого Целителя Пантелеимона.
(Православная газета № 6)

— Что такое вера? Может ли человек жить без веры?

Наверное, будет уместно напомнить, что сам термин «вера» употребляется в Ветхом Завете в смысле «устойчивости», то есть все же передает определенное качество человека. Соответственно неверие можно определить, как противоположную установку человеческой личности, которую определяет отрицание, скепсис, сомнение.

И вот эти две противоположные установки на веру или неверие формируются, как это ни странно, по двум одинаковым механизмам: рациональному – то, что принято относить к сфере разума, фактов, личного опыта; и иррациональному – то есть берущему начало не в собственном опыте, собственных чувствах, а основанному на эмоциональном подчинении чему-то внешнему.

Чтобы ответить на вопрос о возможности жизни без веры, давайте попробуем смоделировать такую ситуацию, тем более, что это несложно, ведь она вокруг нас: все больше людей чувствуют себя запутавшимися. Запутавшимися во всем – в работе, в политике, в морали. Люди ничему не верят.

Такое пассивное и иррациональное неверие превращает людей в автоматы; в разобщенных, сбитых с толку, бессильных людей-роботов. Причем эта запутанность воспринимается уже как нормальное состояние, хотя таковым, конечно, не является.

Кстати, крайней формой иррационального сомнения можно считать навязчивое невротическое сомнение, когда человек не может решить, какой костюм надеть, идти куда-то или нет, и т.д. Это уже не просто личностное, а болезненное состояние, нуждающееся в лечении.

В противоположность иррациональному неверию, сомнение рациональное ставит под вопрос то, что человек лично не пережил, это неверие в навязываемые извне взгляды и, опять же, установки.

Какова роль такого неверия? Такое неверие развивает личность, такое неверие является одной из главных движущих сил здорового мышления и в конечном итоге ведет к формированию веры. Вот две стороны: порабощение и развитие, возрастание.

А вера? Вот посмотрите на крайний пример иррациональной веры – ситуация гипноза. Человек отдает себя во власть авторитета другого человека, он готов думать, чувствовать то, что велит ему гипнотизер.

А полугипнотическая реакция людей на личность лидера? Ведь безоговорочное признание его идей обусловлено не раздумьем, не критической оценкой, а эмоциональным подчинением оратору, его авторитету, его способности к убеждению, то есть, опять же – внушению. Гитлер, например. Можно найти примеры и в сегодняшнем дне.

Эта вера в вождя – пожалуй, самый поразительный феномен иррациональной веры.

Я никогда не забуду, как на одной встрече с жертвами политических репрессий пожилая женщина рассказывала о своей судьбе, о том, как ее, восемнадцатилетнюю девочку, отправили на Колыму только за то, что ее отец – враг народа.

Судья еще иронично показал это место на карте – вон, мол, куда. А она только ответила: «Для любимой Родины нигде трудиться не в тягость». Вот такая фанатическая установка, коренящаяся в подчинении внушенному авторитету Партии, Вождя.

И, наконец, рациональная вера. Она коренится не в давлении авторитета или большинства, а в собственной, разумной, основанной на опыте и наблюдении, убежденности.

Такая вера плодотворна, она творит, она обладает даром позитивной деятельности. Не пассивного ожидания, а именно деятельности. Такая вера граничит, если хотите, со знанием.

Таким образом, и здесь у медали две стороны: порабощение и развитие.

Что представляет из себя религиозная вера? Она может быть и иррациональной, слепой, бездумной; верой – как костылем в неверии; и может быть верой рациональной, осмысленной, пропущенной через сердце, а не взятой напрокат. Гармоничной жизнь человека без веры стать не может. Но решающим является вопрос: будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех – или вера рациональная, основанная на опыте нашей собственной жизни.

— Что заслуживает веры? Есть ли какой-то критерий: во что верить можно и во что не следует?

— Не хочу воздействовать как-то своим авторитетом. К такому выводу каждый должен прийти сам за себя, сам для себя и только своим путем.

Но я твердо убежден в том, что если человек освободится от иррационального неверия, если он вооружится рациональным сомнением, если он не опустится до иррациональной веры, то он неизбежно придет к рациональной вере в Бога. Как это ни странно, именно она наиболее близка к знанию.

Меня вообще смущает контекст употребления этого выражения: верить в Бога. Чаще всего оно ставится где-то между верой в НЛО и верой в светлое будущее. А ведь действительно верующий человек не просто верит, что Бог есть. Он знает, что Бог есть. Это его личный опыт, опыт Богопознания.

И такой, если хотите, эксперимент, стал переломным в жизни многих людей. Нужно попробовать не становиться слепо на чью-то сторону, а встать на позицию нейтральную и выполнить следующие три условия.

Во-первых: активно искать истину, стремиться к ней, искать смысл жизни.

Во-вторых: нравственно совершенствовать себя.

И в-третьих: приобщаться к жизни церковной.

Вот такой несложный, доступный каждому, опыт Богопознания.

Но если мы поставили опыт, то его результат будет просто верой или все же знанием? А когда Богопознание перерастает в то, что является сущностью всей религии – Богообщение? Религия намного глубже, чем то представление о ней, которое прочно внедрено в общественное сознание. Что же до критериев, то, как говорил кто-то из великих: «Время, время – лучший ценитель работы!» Время и – смерть, конечная точка нашего земного бытия.

Мне вспоминается рассказ об одном пожилом человеке, который пришел к священнику и поделился такими сомнениями: вот, батюшка, я всю жизнь прожил честно. Не убил никого, не украл ничего, не обманывал, не завидовал, всегда старался помочь своим ближним. А вдруг умру я – а там ничего нет? Значит, я зря делал добро? Что заслуживает веры? То, что не обесценивается смертью.

— Вера и знание. Не противоречат ли они все-таки друг другу?

– Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Суррогаты веры действительно могут быть иррациональны. Но подлинная вера ни в коей мере не противоречит знанию, не противоречит науке. Вот что писал об этом М. В. Ломоносов: «Наука и религия – суть родные сестры, дети Всевышнего Родителя.

Они никогда между собою в распрю прийти не могут. Разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрствования на них вражду всклеплет. Наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга». И его же слова: «Не здраво рассуждает математик, если он хочет Божественную волю вымерять циркулем.

Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии». Можно привести слова Галилея о том, что «Библия учит нас не тому, как движется небо, а тому, как нам взойти на небо». Можно привести слова Эрстеда о том, что «всякое основательное знание природы ведет к признанию Бога».

Но эти мнения авторитетов могут вызвать к жизни лишь иррациональную веру.

Поэтому пусть каждый сам основательно познает природу, ищет истину, нравственно преображается, приобщается к жизни Церкви и так приходит к познанию Бога.

Счастья вам на этом пути.

Печатается с сокращениями Ред.

По религиозному признаку все культуры можно разделить на:
«Сотериологические» (от греч.

soteria – спасение) ищут спасения; последний смысл человеческой жизни они полагают по ту сторону смертного порога, и саму человеческую жизнь рассматривают, по слову Сократа, как «подготовление к смерти»…
«Гедонистические» (от греч.

hedone – наслаждение) видят высший смысл человеческого бытия в том, чтобы в пределах земной жизни, безотносительно к грядущей Вечности, с максимальным комфортом устроиться на земле. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем», – так изложил мироощущение подобных людей апостол Павел.

Святитель Феофан Затворник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. Человек чувствует эту пустоту, она гнетет его и пугает.

Изо всех сил старается он заглушить гнетущее ощущение бессмысленности своей жизни различными удовольствиями: просмотром любимых телепередач, приятной истомой после сытного ужина, алкоголем, игрой на компьютере… Он старается не думать о том, что смерть в конце концов отнимет у него все эти обезболивающие средства, и единственной доступной ему реальностью тогда окажется Бог. Будет ли эта встреча с Создателем радостной для того, кто всю свою жизнь так наивно пытался от Него спрятаться?

Жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей преподобный Амвросий Оптинский

Page 3

Неверно говорить: «нет Бога», вернее сказать: «у меня нет Бога»; ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога. Ты говоришь, как бы слепой сказал «нет в мире света».
святитель Николай Сербский

Неверующих вообще нет. Никого! Каждый человек рождается с врожденным ощущением веры. Разница только в том, что один осознает и формулирует свою веру как некое мировоззрение, а другой инстинктивно верит.

Все равно человек не перестает верить, что жизнь имеет смысл. Он чувствует это. Он может это как бы инстинктом ощущать. Мы все дети Божии. Только одни знают это, а другие остаются как бы сиротами.
о.

Александр Мень

Для чего нужна вера? – Ни для чего.

Если бы я сказал, что она нужна, чтобы быть хорошим человеком, чтобы помогать людям, чтобы познавать Бога, чтобы спасать свою душу – всё это означало бы корыстное и эгоистическое отношение к вере.

Мы верим не для чего-то, а потому что Бог есть для нас – совокупность всего самого светлого, чистого, короче – всего самого желанного. Любовь к Богу ведёт за собой веру в Бога.
о. Александр Ельчанинов

Вера не столько в том, что нас убедили доводы, сколько в том, что мы сделали выбор. Если же кто выберет неверие, никакие логические доводы его не убедят.
Клайв Льюис

Источник: //azbyka.ru/o-vere-i-neverii

Человек без веры не может

Человек без веры
Северяне Лучшие работники “ЛУКОЙЛ-Западной Сибири”

Меня всегда удивляло, как много неординарного, живого и бесконечно интересного может порой скрываться за сухими формулировками. Например, формулировками должностей.

Я собиралась записывать интервью с начальником отдела проектных работ и экспертизы проектов и смет, а оказалось, что это не только профессионал своего дела, но и глубокая личность, человек, с которым можно поговорить обо всём: доброте, благодарности, смысле жизни, деле и вере.

О деле

Евгений Иванович Степанов, начальник отдела проектных работ и экспертизы проектов и смет ТПП «Ямалнефтегаз», лучший работник общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по итогам 2017 года, живёт и работает в Салехарде, но плоды его труда можно увидеть в том числе на крупнейшем в ЯНАО месторождении – Пякяхинском.

Расположено оно в 150 км к северу от полярного круга, на Гыданском полуострове, где компания ЛУКОЙЛ ведёт разработку месторождений Большехетской впадины, на территории Тазовского района. На Пякяхинском добывают сразу три вида углеводородов: нефть, газовый конденсат и природный газ.

«Если не вдаваться в подробности и говорить простым языком, то на основании нашей проектной документации строятся объекты подготовки и переработки углеводородного сырья, кустовые площадки, линейные объекты, трубопроводы, воздушные линии электропередачи, автомобильные внутрипромысловые дороги и многое другое.

В планах – разработка проектной документации третьего корпуса вахтового жилого комплекса», – рассказывает Евгений Иванович.

Руководитель отдела проектных работ и экспертизы проектов и смет говорит, что ему на всю инфраструктуру Пякяхинского месторождения смотреть приятно, но есть объекты, которыми гордится особо. Это установки подготовки нефти, комплексной подготовки газа и нефти, транспортная система жидких углеводородов, приёмо-сдаточный пункт.

«Несмотря на то что большую часть времени работаю в Салехарде, далеко от месторождения, по необходимости выезжаю на место и вижу, как обустраивается Пякяхинское. И это очень интересно. Ведь одно дело, когда видишь объект на бумаге, в проекте, а другое – когда он реализован.

То есть когда видишь результаты, в том числе и своего труда в уже построенных объектах, получаешь удовлетворение от работы», – делится своими мыслями Степанов.

Евгений Иванович устроился на работу в «Ямалнефтегаз» в 2009 году, когда Пякяхинское месторождение только начали обустраивать. Это был непростой период: трудиться приходилось не просто много, а очень много. Однако работа в «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири» была его мечтой.

«Я смотрел на тех, кто работал в нефтегазовой отрасли, и поначалу неоднократно задумывался: соответствую ли критериям этой крупнейшей компании? В ЛУКОЙЛе ведь работают специалисты высокого класса!» Время всё расставило по своим местам – Евгений Степанов теперь носит звание лучшего работника «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири».

Путь в профессию

К своей заветной мечте Евгений Иванович шёл весьма витиеватым путём. Кем он только не работал, прежде чем стал нефтяником! На родине сменил четыре никак, на первый взгляд, не связанные между собой профессии.

Родился будущий нефтяник в 1966 году в селе Красный Яр Звениговского района Республики Марий Эл. Он – третий из пяти детей в семье. Глава большого семейства работал бригадиром, а позднее – экспедитором в совхозе.

К сожалению, умер он, будучи совсем ещё молодым – в 1982 году. «Сердце больное было», – говорит Евгений Степанов.

Мама трудилась на стройке каменщицей и даже после выхода на пенсию продолжала работать, но уже на автотранспортном предприятии.

//www.youtube.com/watch?v=Zm_0dhJjOUo

Окончив в Красном Яре школу, Евгений поехал в Чебоксары и устроился токарем на крупнейший современный завод, построенный для обеспечения горнодобывающей, нефтегазовой промышленности и строительной индустрии отечественной техникой.

– Вы пошли работать токарем на завод, будучи совсем ещё мальчишкой…

– Да, тогда так было принято. Мы были приучены к труду, воспитаны соответствующим образом. Более того, в то время тот, кто не работал, считался тунеядцем, – смеётся Евгений Иванович.

Впрочем, токарем вчерашнему школьнику поработать удалось совсем недолго, его призвали на службу в легендарный учебный центр Войск противовоздушной обороны в Пермской области, городе Кунгуре. Проводы на службу отмечали шумно, весело и, как это водится в сёлах, всей округой.

«Когда служишь, кажется, что годы потеряны зря, но с течением времени приходит понимание: армия многое даёт. Я получил знания, много разных людей узнал. Ведь у нас служили ребята со всего Советского Союза. Мы были ракетчиками, изучали такие комплексы, как «КУБ», а затем всем ныне известный «БУК», – говорит Евгений Степанов.

Отслужив, он вернулся на родину и решил попробовать себя в качестве электрика в совхозе. В 1988 году поступил на заочное отделение в Йошкар-Олинский совхоз-техникум на специальность «Электроснабжение».

На протяжении нескольких лет в зимний период работал электриком, в летний – комбайнером на комбайне «Дон 1500».

Эту современную и чрезвычайно популярную в то время агрономическую технику «Ростсельмаш» тогда только начал выпускать.

«Интересно было: техника хорошая, работа сдельная – сколько намолотил, столько получил, поэтому мы были заинтересованы сделать больше. Деньги же всегда нужны: в деревне хозяйство надо поддерживать, да и молодой был, одеться хотелось, девушкам нравиться», – шутит Евгений.

В самый разгар девяностых он ушёл в жилищно-коммунальную сферу и шесть лет работал оператором на очистных сооружениях.

– И комбайнер, и токарь, и электрик, и оператор на очистных сооружениях?!

– Жизнь заставила. Кстати, весь этот опыт мне в дальнейшем пригодился.

О благодарности

В 2001 году решил обосноваться на Севере. Сначала в село Аксарка Ямало-Ненецкого автономного округа приехал один, устроился в администрацию Приуральского района специалистом по энергохозяйству. Спустя полтора года, когда стал уже ведущим специалистом, перевёз на Ямал супругу Надежду с детьми.

В 2002-м поступил в Марийский государственный университет на специальность «Электроснабжение». Диплом о первом высшем образовании получил в 2008 году, и тогда же семья Степановых перебралась в Салехард, где для Евгения началась новая веха.

Проработав несколько месяцев в организации, занимающейся проектированием электроснабжения и пусконаладочными работами, он устроился в ТПП «Ямалнефтегаз» – в отдел проектных работ. «Это было близко мне, поскольку у меня имелся опыт работы на жилищно-коммунальных объектах.

Я делал сметы на строительство дизельных станций, тепловых сетей, котельных».

Его приняли инженером 2-й категории, а через год Евгений Степанов уже стал заместителем начальника отдела. Параллельно учился в Марийском государственном технологическом университете по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

«Когда начальник отдела предложил мне стать его заместителем, я засомневался: справлюсь ли? Проработал-то ещё всего ничего. Однако руководитель сказал мне тогда: «Я верю в твой потенциал, помогу тебе, поддержу». Эти слова были очень важны для меня.

Вообще, поддержка, особенно в начале пути или при переходе на новый уровень в работе, необходима. Благодаря такой поддержке через полгода я понял, что у меня всё получается, почувствовал себя уверенно. А ещё через полгода, в 2011-м, моего руководителя перевели в Москву, и он рекомендовал меня вместо себя.

Я очень благодарен всем, кто в своё время поверил в меня и поддержал. Теперь я помогаю молодым специалистам».

О красоте, смысле жизни и вере

Евгений Степанов признаётся: в его жизни были разочарования, предательство и другие испытания.

Смерть родителей, которая заставила задуматься о более бережном отношении к близким… Тяжёлые 90-е, когда приходилось как-то приспосабливаться, выживать… Но, как говорит Евгений Иванович, он не зацикливается на плохом, ведь в жизни, несмотря ни на что, много интересного, красивого, светлого. Главное – видеть и ценить всё это.

«Я люблю простор! Когда выходишь куда-то, где большое пространство, голова проясняется, а мысли становятся светлыми. Не последнее место в моей жизни занимает спорт.

В своё время играл в волейбол, баскетбол, футбол, но после травмы колена с подвижными играми пришлось попрощаться. Теперь занимаюсь бодибилдингом. Кроме того, интересуюсь жизнью страны в целом, политикой, историей. Кстати, этот интерес у меня с детства.

Я всегда любил читать исторические книги», – рассказывает о своих предпочтениях и увлечениях Евгений Степанов.

Ещё одна и, пожалуй, главная ценность для этого успешного, состоявшегося мужчины – семья, дети. Его воспоминания о рождении двоих сыновей и дочери – чрезвычайно тёплые, сокровенные.

Даже теперь, когда старшие уже улетели из родительского гнезда, всё равно о них думает, переживает. Он умеет ценить обычные, казалось бы, прогулки с женой и младшим сыном по вечернему Салехарду.

А уж если вместе едут в отпуск…

Евгений Иванович Степанов – человек с богатым внутренним миром. В нём уживаются расчёты, чертежи, сметы, планы по обустройству новых месторождений, красота золотой осени, мысли о вечности и много ещё чего. В цифрах, схемах и сухих формулировках он способен увидеть жизнь, а в звёздном небе – вопросы, на которые ищет ответы.

«Помню, лет восемь мне было, я смотрел в звёздное небо… Оно было таким тихим, красивым, безмятежным… Очень странным казалось, что где-то, а тогда американцы воевали во Вьетнаме, под этим же самым прекрасным небом люди убивают друг друга. Это было непостижимо для меня».

Непостижимо для Евгения Степанова, как и для любого другого ищущего человека, и многое другое. В таких случаях на помощь приходит вера в то, что всё не напрасно, небессмысленно.

«Думаю, что без веры человек не человек. Вера помогает жить и развиваться. Если говорить о смысле жизни, то смысл этот, конечно же, есть. Потеря смысла ведёт к трагедиям – это очевидно. Обязательно надо надеяться и верить. На мой взгляд, главное здесь и сейчас жить достойно».

Евгения ЛОСЯКОВА-ДУШАНИНА.

«Русский человек без веры – дрянь». Беседа иеросхимонаха Валентина (Гуревича)

Человек без веры

11 декабря в Московской Финансово-юридической академии МФЮА состоялась очередная встреча молодёжного клуба «Донской». Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) поразмышлял перед собравшимися на тему «Мир и меч». «Правмир» предлагает читателям краткое содержание прозвучавшего выступления.

Период Рождественского поста – как бы большое предпразднство Рождества Христова. От этого события ведётся летоисчисление, которым пользуются даже богоборцы.

В своё время французские революционеры пытались ввести свой календарь – от революции. Как будто революция – событие более великое, чем Рождество.

Причём в календарь они ввели декады, а наши революционеры потом вводили пятидневки – чтобы невозможно было исполнить заповедь о седьмом дне. Но ничего у них не вышло.

Ещё немного – и мы услышим рождественские песнопения, в которых сказано: «Яко с нами Бог».

Не тот мир и другой меч

Первые слова, которые прозвучали в момент Рождества, пастухи услышали от ангелов: «Слава в Вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение». То есть были проповеданы мир и благоволение – доброжелательство. Но в то же время в Евангелии сказано: «Не мир принёс, но меч». Как это совместить?

Дело в том, что мир, обещанный Богом, это не нынешние перемирия, когда все терпеть друг друга не могут, но сражения на время прекращают. Мир, обещанный Богом, это вечный покой и безмятежность.

Если Бог нас оставляет, то сатана непременно нас одолеет, потому что он – самый талантливый ангел. Но если Господь с нами, то мы непобедимы, потому что Он сильнее сатаны.

Когда Господь посылал апостолов, то сказал: «Посылаю вас, как овец среди волков». Апостолов ненавидели и гнали все.

Человек, который отказывается от Бога, остаётся пуст. И ему надо чем-то заполнить эту пустоту. Заполняя ее мирскими пристрастиями, он становится преступником вслед за прародителями, которые первыми преступили заповедь Божию. И ещё вокруг него – общество грешников. И ещё – огромное количество падших ангелов. В общем, целая мафия, такая вот большая криминальная группировка.

Когда Господь родился, падшие ангелы забеспокоились. Сатана не дал Христу родиться в нормальных условиях, а потом ещё убил четырнадцать тысяч младенцев. Вот он – меч, а вовсе не такой меч, который подразумевают «борцы за веру» – например, крайние исламские группировки.

Самая сложная битва

А ещё меч – слово Божие. Это – меч очищающий. Ибо наше тело и дух нечисты – обуреваемы страстями. И наши чувства отвлекают нас от Любви Божией на всякие чувства и зависимости. А Слово Божие отсекает нас от этих страстей.

И это – труднее всяких восточных единоборств, труднее войны. Там один раз амбразуру закрыл собой – ты герой. А здесь борьба постоянна.

Даже древние восточные мудрецы говорили, что владеть собой тяжелее всего на свете. Будда говорил, что победивший себя одного сильнее того, кто победил множество врагов. Лао Цзы говорил: «Кто победил людей – тот силён, кто победил себя – могуществен».

И духовная брань – это постоянная битва, потому что мысли сильны, они могут и до сумасшествия довести человека, и до самоубийства – вот какая эта битва.

Есть ещё значение слова меч – «жезл железный», которым Господь пасёт народы.

Иногда бывает так, что не просто люди, а целые народы начинают гордиться своей богоизбранностью. И тогда случаются бедствия – плен вавилонский или наш советский плен, в котором мы, считайте, провели семьдесят лет.

Получается всегда обратное

А из дел Сатаны всё время получается обратное. Он умертвил младенцев – но вместо того, чтобы кричать со всеми: «Распни!» – они переселились в селения праведных.

Императоры избивали мучеников, но вместо единиц возникали сотни христиан. Бесы нападали на отшельников – но святой Антоний Великий и другие выработали духовную броню.

Когда христианство стало официальной религией, в неё влилось множество народа, и начались разномыслия. Но апостол Павел сказал: «Должно быть разномыслию между вами, чтобы выявились искусные». Так из борьбы с ересями возникло богословие.

Однако подспудная коалиция между иудеями и язычниками, которые боролись с христианством, осталась. Уже во времена Возрождения в Европе началось массовое возрождение языческих начал. А на Руси в это время развивалась ересь жидовствующих.

И по ходу человеческой истории было много антихристианских экспериментов. В начале большевизма в России приветствовали свободное сожительство – до тех пор, пока не увидели, что это вредит государству. Позже у нас стали реставрировать семью – ввели орден «Мать-героиня» и прочее. Однако же идеологи сексуальной революции 60-х годов говорили: «Мы учились у ваших большевиков».

И что интересно, люди, которые оставляют свою веру, становятся нежизнеспособны. Ещё Достоевский говорил: «Русский человек без веры – дрянь». И что мы сегодня видим – у мусульман множество детей, китайцы трудолюбивы, а русские вымирают.

Меч религии не есть меч, с которым преследуют врагов. Как сказал современный афонский старец Дионисий, «у Церкви нет убийц – у Неё есть мученики».

Я прочитаю стихи Тимура Кибирова, думаю, их здесь многие знают:

Их-то господь – вон какой!

Он-то и впрямь настоящий герой!

Без страха и трепета в смертный бой

Ведет за собой правоверных строй!

И меч полумесяцем над головой,

И конь его мчит стрелой!

А наш-то, наш-то – гляди, сынок –

А наш-то на ослике цок да цок

Навстречу смерти своей.

Ну, в общем, вы помните, чем там закончилось. Вот какие должны быть православные, а не то, как есть «сотня Иисуса Христа».

Закон гордости

Но больше всего нас подводит гордость: «Ой, мы победили, мы на Олимпиаде победили». Как у Хомякова:  «Мы Божий меч, мы – божий щит, у нас закон, у нас пророки».

Перед революцией владыка Антоний Храповицкий говорил, что вот сейчас мы завоюем Константинополь, переселим турок в Турцию. У нас будет от Кавказа до Яффы полоска русской культуры; мечталось, что Московский патриарх будет Вселенским, а Константинопольский – у него викарием. А что в итоге получилось? Народ побежал к большевикам.

А потом то же самое повторилось с большевиками. «Нам нет преград», и проект Дворца Советов, который самые его руководители называли «штурмом неба».

Но, стоило большевикам для планируемого дворца взорвать Храм Христа Спасителя, как в Германии к власти пришёл Гитлер. И, что характерно, на крыльях, фашистских самолётов которые потом начали бомбить СССР, были кресты.

То же характерно и для нынешнего времени. У нас есть представители духовенства, которые расслабились, и готовы привыкнуть и к благополучию и к подаркам. Но нам неполезен покой. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. И беспокойство нам полезно, чтобы мы были внимательны.

Ответы на вопросы

По окончании выступления иеросхимонаху Валентину задали несколько вопросов.

А вот есть такие общины кочетковцев. Как к ним относиться это мир или меч?

Есть у Сатаны принцип – разделяй и властвуй. Это он. Но здесь опять проявляется то, о чем говорил апостол Павел: «Должно быть разномыслию».

Но нам нужно следить, чтобы внутри нас был мир, чтобы была мудрость. Чтобы нам не осуждать и не растворяться в чём-то.

Наш меч должен быть мечом молитвы, чтобы Господь дал нам мудрость. Потому что – ну, что такое на самом деле: «С одной стороны православная армия, с другой – сотня Иисуса Христа». Ну, так же не бывает.

Вы говорите о молитве, а как молиться. Это Иисусова молитва или что?

– Это — очень серьёзно. Это нужно практиковать под серьёзным руководством.

Такое раньше было: когда в монастыри приходили новоначальные и начинали молиться, кто-то, бывало, перегибал палку. И тогда старцы приводили всех в чувство, выводили из исступления. Конечно, перегибы неизбежны, по-другому нельзя, но всё же.

Молитва всегда была сердцем Церкви. В Греции был Григорий Палама, а у нас – преподобный Сергий. Правда, у нас был и упадок — когда после споров между последователями прпп.

Иосифа Волоцкого и Нила Сорского возобладала линия общежительных монастырей, и туда же поместили всех старцев из упраздненных скитов. Но потом, в XIX веке всё возрождалось.

И миряне были в молитву вовлечены; у греков во времена Григория Паламы были, например, кружки умного делания для мирян.

Так что вы начните, а руководитель для вас найдётся.

Иван Джабир

Источник: //www.pravmir.ru/o-mire-strastey-i-meche-molitvyi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.