Дифференциальная психология

Содержание

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология

Цель дисциплины – сформировать у студентов понятие о предмете дифференциальной психологии и ознакомить с содержанием классических и современных теорий индивидуальных различий.

Попутно, на примере этих теорий, студенты знакомятся с основными экспериментальными моделями исследований в этой области. Первоочередными задачами курса является изложение основных зарубежных и отечественных теорий темперамента, характера, структуры способностей человека, его интеллекта, креативности, типологических особенностей.

С одной стороны, дифференциальная психология изучает причины и закономерности возникновения и развития индивидуальных психологических особенностей, что отражает задачи научного объяснения существования индивидуальных различий. С другой стороны, ее задачей является классификация психологических признаков, их дифференциации и типологизация, что делает дифференциальную психологию основой психодиагностики.

В соответствии с этим в задачу курса входит

1) ознакомление студентов с разнообразными теориями происхождения индивидуальных различий и 2) с конкретными методами их обнаружения и измерения.

Место курса в основной образовательной программе

Несмотря на традиционное тяготение отечественной школы психологии индивидуальных различий к поиску их причин в нейрофизиологических механизмах (что по сути является задачей дифференциальной психофизиологии), дифференциальная психология имеет свой специфический предмет и методы исследования.

В качестве специфического метода дифференциальной психологии выступают методы психодиагностики и психологический эксперимент.

Предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные психологические различия между людьми, традиционно относимые к области темперамента, характера, мотивации и способностей.

Методологической основой курса является:

  • 1) представление о психике как высшем уровне интеграции и регуляции поведения, что определяет несводимость психических проявлений к физиологическим механизмам и закономерностям;
  • 2) учение о развитии высших психических функциях как основа понимания специфики историко-культурной эволюции человека, в том числе и процесса закрепления индивидуальных особенностей;
  • 3) рассмотрение предмета психологии индивидуальных различий как определившегося в рамках механистического этапа становления психологии личности (человек как объект стандартизации и управления), и потому не дающего полного представления о механизмах развития и существования личности.

курса опирается и углубляет некоторые разделы курса «Общая психология». Дисциплина связана с курсом «Психология личности». Знания, полученные по дисциплине «Дифференциальная психология» используются в курсе «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся.

Студенты должны освоить содержание курса «Основы общей психологии».

Студент должен знать:

  • различные подходы к определению предмета психологии личности;
  • различные экспериментальные модели исследований в области психологии индивидуальных различий;
  • классификацию индивидных свойств человека;
  • классические и современные теории темперамента;
  • классические и современные классификации характера;
  • классические и современные теории интеллекта;
  • конкретные результаты научных исследований в области психологии темперамента, характера и способностей;
  • закономерности влияния индивидуальных различий на протекание деятельности, процесс усвоения знаний, адаптацию человека и отклонения в поведении.
  • знать способы выявления психологических типов, возможности и ограничения разных видов методик их диагностики.
  • знать способы консультирования с учетом индивидуально типологических особенностей в разных ситуациях практической работы.

Тема 1. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука

Дифференциальная психология –наука о закономерностях психического варьирования. Индивидуализация как свойство всего живого. Неоднородность предмета дифференциальной психологии.

Изучение в рамках дифференциальной психологии индивидных, предметно-содержательных и духовно-мировоззренческих качества индивидуальности, особенностей самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.). Понятие психологической нормы.

Этапы развития дифференциальной психологии: донаучное знания, естественнонаучная парадигма познания и гуманитарная парадигма. Методы дифференциальной психологии (психогенетические, исторические, психологические. Вклад психогенетики в дифференциальную психологию.
Основные направления дифференциально-психологических исследований.

Тема 2. Полоролевые различия в структуре индивидуальности

Биологический фактор пола. Эволюционная теория полоролевых различий. Д. Басс и Д. Кендрик. Социальные и психологические хараткеристики пола. Полоролевые стереотипы. Теории идентификации, социального научения, половой типизации, когнитивного развития, теория гендерной схемы, «новой психологии пола», теория социальных ролей А.

Игли. Биосоциальный взгляд на половую идентификацию. Половые различия в эмоциональной сфере. Экспрессивность мужчин и женщин. Способности мужчин и женщин. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин. Половые различия в проявлении психомоторных качеств. Половые различия в свойствах личности. Стили общения мужчин и женщин.

Тема 3: Индивидуальные характеристики: асимметрия полушарий

Характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Латерализация. Правополушарное и левополушарное мышление. Формирование асимметрии в онтогенезе. Вклад наследственности и среды в формирование асимметрии. Модели наследования «рукости» Менделя, Дж.Леви и Т.Нагилаки, модель М.Аннет.

Тема 4: Темперамент как свойство индивидуальности

Определение темперамента. Гуморальные, конституциональные и психологические теории темперамента. Учение Гиппократа о четырех жидкостях и четырех темпераментах человека. Учение Галена о темпераментах. Учение И.П.

Павлов о темпераменте как наиболее общей характеристики высшей нервной деятельности, выражающей основные природные свойства высшей нервной системы.

Три основные типа высшей нервной деятельности по Павлову: возбудимый, центральный, тормозной.

Достижения Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина (дифференциальная психофизиология) в теорию темперамента. Виды темперамента по И. Канту. Теория темперамента В.Вундта. Конституциональная теория Э. Кречмера. Теории Корнилова и Л.С. Выготского. Теория темперамента У. Шелдона.

Психологические теории темперамента. Типологические особенности человеческого поведения О.Гросса. Регулятивная теория темперамента Я.Стреляу. Школа В.С. Мерлина. Теория темперамента В.М. Русалова.

Исследования американских психологов Александра Томаса и Стеллы Чесс в области темперамента. Темперамент как важнейшая эмоциональная характеристика личности. Концепции П.

Экмана, Айзенка, трехкомпонентная концепция темперамента А.Басса и Р.Пломина.

Стиль как подкласс психологических свойств личности.
Теории стиля Либина, Дж.Ройса (Royce, 1973). Теории В.С.Мерлина (1986), А.Адлера (Adier, 1927) о стиле как важнейшем интегрирующим механизме в структуре человеческой индивидуальности.

Тема 5. Психология характера

Структура и содержание характера человека. Симптомокомплексы. Основные группы или виды черт характера. Врожденное и приобретенное в характере. Индивидуальное и типическое в характере человека. Место характера в структуре индивидуальности. Исследования характера Теофраста.

Психология характера в работах А.Ф.Лазурского. Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна. Характер как ответ личности на фрустрации. Акцентуации характера по А.Е. Личко. Типология характеров Леонгарда. Типология Ганушкина. Социальная типология характеров Э. Фромма. Формирование характера. Исследование Э.Г.

Эйдемиллера и В.В.Юстицкого.

Тема 6. Типологический подход к изучению личности и характера

Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К.-Г.Юнгом. Типологическая модель Майерс-Бриггс. Модель системы психологических типов Н.Л. Нагибиной.

Типология Аушры Аугустинавичюте. Соционика. 16 соционических типов. Клинико-экзистенциальная типология характера (П.В. Волков). Психоаналитическая диагностика типов Нэнси Мак-Вильямс.

Типология социальных характеров Э. Фромма.

Тема 7. Психология черт личности

Черты как психологическая категория. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Идиографический подход к личности Г.Оллпорта. Корреляционно-факторные исследования Дж.Гилфорда. Теория черт Г. Айзенка. Теория черт личности в теории Р.Б.Кеттелла. Модель Большой Пятерки.

Тема 8. Психология способностей, интеллекта, креативности

Способности в структуре индивидуальности. Концепции способностей Гальтона, Гельвеция. Теория способностей в отечественной психологии (Я. Гальперин, Б.М. Теплов, А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев. Исследования интеллектуальных способностей. Работы Гальтона. Подходы к пониманию сущности интеллекта:

  • как способности обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.);
  • как способности оперировать абстракциями (Л. Термен, Э. Торндайк, Дж. Петерсон);
  • как способности адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж. Пиаже).

Теории множественности интеллектов. Теория интеллекта Р. Стренберга. Теория Д. Хорна. Вида интеллекта Х. Гарднера. Компонентная модель интеллектуальных способностей П. Бальтеса. Источники вариативности интеллекта.

Понятия одаренности и гениальности (Бюффон, Уордсворт, Карлейль, Рамон-и-Кахаль, В.Оствальд, В.П.Эфроимсон). Теории связи гениальности и помешательства (Платон, Аристотель, Ч. Ломброзо, В.Ланж-Эйхбаум).
Креативность.

Тесты креативности.

Тема 9. Учет индивидуально-типологических способностей при работе с людьми в разных областях практики

Учет типологических различий в консультировании по вопросам организации труда, подбора и расстановки кадров, деятельности руководителей организаций и коллективов, консультирования преподавателей и учащихся в области образования всех уровней, работников в сфере обслуживания, в семейном и личностном консультировании и

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/differencialnayapsihologiya

Дифференциальная психология личности и понятие нормы

Дифференциальная психология

Одно из важных мест в области психологических знаний занимает дифференциальная психология, причем появилась она совсем недавно. Она имеет связь с другими отраслями этой науки, а еще с социологией, философией и психофизиологией. С ее помощью систематизируют персональные различия людей и методики их диагностики.

Что изучает дифференциальная психология?

Раздел науки, который занимается изучением отличительных черт между людьми разных классов и групп, называют дифференциальной психологией. С ее помощью проходит систематизация индивидуальных различий и путей их определения.

Помогает она оценить отличия в многочисленных сферах. Первым ученым, который начал проводить исследования в этой теме, был Уильям Штерн.

Две основных задачи дифференциальной психологии: выделение индивидуальных отличий и объяснение их развития.

В настоящее время эта наука занимается познанием качеств личности, связанных с индивидуальностью, духовностью, общим мировоззрением, особенностями самосознания и характерным стилем личности.

Ежегодно проводится совершенствование и разработка различных методик и подходов, позволяющих узнавать человека и его особенности.

Современная дифференциальная психология применяет развитый математико-статический аппарат.

Дифференциальная психология – методы

Используют несколько различных методик, которые условно делятся на несколько групп. Общенаучные способы можно назвать модификацией некоторых популярных приемов, используемых в других направлениях.

В них входят наблюдения, эксперименты и моделирование.

Вторая группа – психогенетические методы дифференциальной психологии, которые направлены на определение факторов среды и наследственности в определенных вариациях особенностей.

Следующий тип представлен историческими методами, посвященными изучению выдающихся личностей и ситуаций, которые стали толчком для их духовного становления.

Последняя группировка – психологические способы, которые являются неким фундаментом для овладения этим направлением психологии.

Они включают следующие способы познания: интроспективный, психофизиологический, социально-психологический, возрастно-психологический и психосемантический.

Существует несколько отраслей, которые концентрируют свою деятельность на познании определенных областей. Дифференциальная психология личности изучает отличия между людьми, их причины и последствия.

Основные способы изучения – тесты, которые дают возможность измерить уровень развития свойств индивида.

За таким понятием как личность кроется определенная совокупность свойств, которые характеризуют каждого человека, и выделяют три класса: характер, темперамент и способности, такие как познавательная, мотивационно-потребностная и волевая.

Значимой характеристикой индивида является его отношение к общественности и существующим обязанностям. Ее описывают уровнем понимания своих отношений и их устойчивости. Человек не рождается с конкретными умениями, интересами, характером и другими характеристиками, поскольку они формируются на протяжении жизни, но имея при этом определенную природную основу.

Дифференциальная психология – способности

Индивидуально-психологические особенности индивида принято называть способностями. Они являются условием для успешного выполнения различной деятельности. Способности в дифференциальной психологии описываются при помощи соответствующих характеристик. Наделяют их качествами и количеством, то есть степенью выраженности. Умения по первому указанному признаку могут быть двух видом:

  1. Общие. Описывают систему индивидуальных черт, которые важны для овладения знаниями и выполнения разной работы.
  2. Специальные. Применяют для описания свойств индивида, с помощью которых удается достичь определенных высот в разных областях.

Что касается количественных характеристик, то они определяются степенью проявления возможностей. Для их измерений используют тесты и упражнения. Применяют эту отрасль для описания таких критериев: по виду функциональных систем и по виду деятельности. Важной частью структуры умений являются задатки и операции для их реализации.

Понятие нормы в дифференциальной психологии

Термины позволяют лучше понять тему, разобравшись в некоторых нюансах. Норма представляет собой статическое понятие, и воспринимают его как некий идеал, для условного обозначения существующего явления.

Есть разные определения этого понятия, которые применимы к многочисленным феноменам.

Психологические нормы дифференциальной психологии обусловлены социальными стереотипами, так если поведение человека не соответствует существующим канонам, то это воспринимают, как отклонение. Нормы постоянно обновляются и изменяются.

Чертоги разума – как попасть за грань? Как правильно строить чертоги разума – вопрос интересный, так как это очень полезное умение для фиксации важных знаний. Построив определенное место в подсознание, существует возможность сохранять данные на долгие годы. Для правильного использования техники необходимо обратиться к «Методу Локи». Латеральное мышление де Боно – методы и задачи Латеральное мышление заключается в том, чтобы мыслить нестандартно, в обход логики, хотя она и не отметается, но играет второстепенную роль. Развить его можно, если выполнять специальные упражнения, решать задачи, искать нешаблонный выход из тупика.
Диссоциативное расстройство идентичности – симптомы и лечение Диссоциативное расстройство личности известно еще с 19 века, оно имеет массу симптомов, по которым можно определить наличие недуга. Самыми яркими признаками являются амнезия, наличие депрессии, состояние фуги. Лечение включает лекарственные средства и психотерапевтические методы. Гендерная психология – гендерные конфликты в современном обществе Гендер (от лат. «пол») характеризует социальные представления и сложившиеся стереотипы о женщинах и мужчинах, их ролях в обществе, взаимодействии. Иногда в межличностных отношениях возникают конфликты, решить которые помогает гендерная психология.

Источник: https://womanadvice.ru/differencialnaya-psihologiya-lichnosti-i-ponyatie-normy

Дифференциальная психология: история, цели и методы

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология сильно изменилась с тех пор, как Гальтон основал свою Антропометрическую лабораторию, веху в изучении индивидуальных различий.

В настоящее время эта отрасль психологии фокусирует свои усилия на определении относительных влияний наследственности и окружающей среды на поведение.
В этой статье мы вкратце объясним историческое развитие дифференциальной психологии, опишем цели и методы этой дисциплины и выясним, как она отличается от психологии личности, и в какой-то степени очень близкой дисциплине.

Что такое дифференциальная психология?

Дифференциальная психология (также известная как аналитическая психология) — это дисциплина, которая занимается изучением индивидуальных различий. В этой дисциплине изучаются различия, существующие между людьми в области интеллекта и личности. Создателем выражения был психолог Уильям Стерн.

Создателем выражения дифференциальной психологии был психолог Уильям Стерн

Его объектом изучения было бы описание, предсказание и объяснение межличностной, межгрупповой и внутриличной изменчивости в соответствующих психологических областях в отношении ее происхождения, проявления и функционирования.

Часто против общей психологии, которая имеет прямое отношение к изучению того, что существует у людей, определяется как один из великих дисциплин в психологии.

Общая психология использует экспериментальный метод (следовательно, он также известен как экспериментальная психология), основанный на парадигме ER (стимул-ответ) или EOR (Стимул-Организм-Ответ), тогда как дифференциальная психология использует главным образом метод корреляции, и основывается на парадигме OER (Организм-Стимул-Ответ).

История дифференциальной психологии

В середине девятнадцатого века монах Грегор Мендель провел первые генетические исследования.

Используя горох, Мендель определил законы наследственности, сделал успехи в будущей концепции «гена» и придумал термины «доминирующий» и «рецессивный» в отношении наследуемости биологических признаков.

Несколько десятилетий спустя Фрэнсис Гальтон, родственник Чарльза Дарвина, стал пионером дифференциальной психологии и личности через развитие психометрии. Студент и протеже Фрэнсиса Гальтона, математик Карл Пирсон, внес фундаментальный вклад в области статистики.

Возникновение бихевиоризма повлияло на разложение дифференциальной психологии, появившееся в 1960-х и 1970-х годах с публикацией «Поведенческой генетики» Джона Фуллера и Боба Томпсона. Эти авторы ввели дифференциальные открытия в области генетики, которые объясняли такие явления, как мутации и полигенная передача.

Несмотря на достижения в дифференциальной психологии и поведенческой генетике, по-прежнему трудно отделить наследственные и экологические влияния, изучая человеческое поведение и ум.

Цели этой дисциплины

Основная задача дифференциальной психологии — количественно исследовать поведенческие различия между людьми. Теоретики и исследователи этой дисциплины намерены определить переменные, которые вызывают поведенческие различия и влияют на их проявления.
Дифференциальная психология фокусируется на трех типах вариаций:

  • Межличностных (различия между одним человеком и остальным)
  • Межгрупповых переменных, которые учитывают такие как биологический пол или социально-экономический статус.
  • Внутриличностные — сравнивают поведение человека. Того же человека во времени или в разных контекстах.

Несмотря на то, что дифференциальная психология часто путается с психологией личности, рассматриваемая отрасль исследует очень разные темы:

  • интеллект
  • самооценка
  • мотивация
  • здоровье
  • ценности
  • интересы

Однако верно, что более детально известны вклады дифференциальной психологии в личность и интеллект.

С самого начала психология индивидуальных различий применялась в образовательной и профессиональной областях, хотя ее полезность зависит от исследуемых явлений.

Также важно упомянуть обычную взаимосвязь дифференциальной психологии с евгеникой, которая направлена ​​на «улучшение» генетики популяций.

Методы исследования

Дифференциальная психология использует главным образом статистические методы; таким образом, мы работаем с большими выборками предметов и анализируем данные из многомерного подхода.

Таким образом, вводятся элементы экспериментального контроля, которые позволяют устанавливать взаимосвязи между переменными. Широко распространено использование наблюдательных и экспериментальных методов.

Существует три типа исследований, характерных для дифференциальной психологии:

  1. Те, которые анализируют сходство между членами семьи
  2. Рисунки с животными
  3. Те, которые изучают людей в особых условиях.

Из этого последнего типа мы можем выделить исследования с усыновленными детьми, а также знаменитый случай дикого ребенка Аверона.

Среди семейных исследований выделяются исследования с монозиготными близнецами, поскольку они идентичны на генетическом уровне, и поэтому их различия зависят от окружающей среды.

Однако, несмотря на очевидные преимущества такого метода исследования, трудно отличить относительные влияния конкретной и общей среды.

Генетические исследования животных могут быть полезны из-за высокой скорости размножения некоторых видов и простоты экспериментов, но они создают этические проблемы, и полученные результаты часто невозможно обобщить для людей.

В чем отличие от психологии личности?

В отличие от дифференциальной психологии, которая носит преимущественно количественный характер, психология личности фокусирует свои усилия на причинах, характеристиках и последствиях для поведения межличностной изменчивости.

С другой стороны, психология индивидуальных различий не только анализирует личность, но и интересуется другими аспектами, такими как интеллект, социально-экономические переменные и определенные модели поведения, например преступное поведение.

В терминах методологии дифференциальная психология в большей степени основана на исследованиях, которые ограничивают относительное влияние наследования и окружающей среды на определенные переменные. С другой стороны, психология личности использует в основном корреляционные и клинические методы. Оба акцентируют внимание на экспериментальной методологии.

В любом случае, объем изучения этих двух дисциплин часто перекрывается. В области темперамента и характера психология личности исследует множество аспектов вариаций поведения, в то время как дифференциальная психология количественно оценивает их и также относится к другим аспектам человеческой природы.

Материалы

Американская ассоциация психиатров (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.). Арлингтон: Американская психиатрическая публикация. pp. 123-154. ISBN 0890425558.

Шмитт А, Малхоу Б, Хасан А, Фалкай П (февраль 2014 г.). «Влияние факторов окружающей среды на тяжелые психические расстройства». Front Neurosci 8 (19). DOI: 10,3389 / fnins.2014.00019. PMC 3920481. PMID 24574956.

Хиршфельд, Р.М. Vornik, LA (июнь 2005 г.). «Биполярное расстройство — затраты и сопутствующие заболевания». Американский журнал управляемого ухода 11 (3 Suppl): S85-90. PMID 16097719.

Жмите кнопку «» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Предыдущая

Почему у людей по пять пальцев?

Далее

Биполярное расстройство: Подробно о состоянии

Источник: https://tagweb.ru/2018/01/23/differencialnaja-psihologija-istorija-celi-i-metody/

Дифференциальная психология – психология

Дифференциальная психология

  • Дифференциальная психология —   раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология …   Википедия
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         отрасль психологии, изучающая индивидуальные и типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетич. и математич. методов. Пионером разработки Д …   Философская энциклопедия
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2 я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Дифференциальная Психология — раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном . В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные… …   Психологический словарь
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. differencial psychology). Раздел психологии, изучающий индивидуально психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных людей, так и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (вторая половина XIX в.), термин введён В. Штерном (1900). Крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной… …   Энциклопедический словарь
  • Дифференциальная психология — психология, сосредоточенная на изучении индивидуальных различий реагирования и поведения. * * * (от лат. differentia – различие) – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Дифференциальная психология —         отрасль психологии (См. Психология), изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.… …   Большая советская энциклопедия
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также гене тич. и матем. методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Галыпон… …   Российская педагогическая энциклопедия

Источник:

Дифференциальная психология: история, цели и методы

Дифференциальная психология сильно изменилась с тех пор, как Гальтон основал свою Антропометрическую лабораторию, веху в изучении индивидуальных различий.

В настоящее время эта отрасль психологии фокусирует свои усилия на определении относительных влияний наследственности и окружающей среды на поведение.

В этой статье мы вкратце объясним историческое развитие дифференциальной психологии, опишем цели и методы этой дисциплины и выясним, как она отличается от психологии личности, и в какой-то степени очень близкой дисциплине.

Область исследований

Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя изучение:

  • личности;
  • мотивации;
  • интеллекта;
  • способностей;
  • коэффициент интеллекта;
  • интересов;
  • ценностей;
  • самоэффективности;
  • чувства собственного достоинства.

Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:

  • Разработку теоретической базы психодиагностики.
  • Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.
  • Изучение особенностей их проявления.
  • Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.
  • Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.
  • Анализ группового распределение признаков.

Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.

Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в криминалистике, психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.

Методы дифференциальной психологии

Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

Рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.

Преимущества наблюдения:

  • Отражает контекст жизни субъекта.
  • Человек воспринимается как целостная личность.
  • Собираются факты естественного поведения человека.

Недостатки наблюдения:

  • Фиксация результатов в описательной форме.
  • Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
  • Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.

В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.

Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.

Существует также моделирование, которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.

Психогенетические методы

Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.

Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»).

Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо.

Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.

Близнецовый метод: среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

Исторические методы

Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.

Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.

Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.

Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.

Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.

Психологические методы

Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.

Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может познать себя лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.

Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).

Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.

Книги

Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Начать рекомендуем именно с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и по сей день.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.