Когда ребенку пора к психологу?

Содержание

Когда пора обращаться к детскому психологу

Когда ребенку пора к психологу?

С самого рождения ребёнка родители играют значительную, и обычно решающую роль в его раннем становлении как личности.

Зачатки его индивидуальности формируются ещё в младенческом возрасте, когда основные потребности по уходу за ребёнком сводятся к смене подгузника, сну, еде и незамысловатым играм.

С взрослением ребёнка у него более явно проявляются индивидуальные черты характера, какие-то желания и увлечения и даже собственное мнение относительно некоторых вещей. И часто этому развитию сопутствуют новые проблемы с воспитанием.

Ребёнок в раннем возрасте развивается наиболее активно, и любые, даже с первого взгляда незначительные события могут оставить след на его будущем мировоззрении и на том, каким человеком он станет.

Иногда подхода родителей к воспитанию оказывается недостаточно для решения обнаруженных проблем, а в особо редких случаях – может только усугубить её.

Именно в таких случаях, когда ребёнку необходима моральная поддержка, которую не могут в полной мере обеспечить родители, необходимы детские психологи.

В чём особенность детских психологов

Дети мыслят кардинально иначе, чем взрослые. К примеру, они довольно непостоянны в своих взглядах и интересах. Детские психологи обучены так, чтобы учитывать особенности детской психики и ментальности во время работы с ними.

Хороший специалист способен найти общий язык со своим маленьким пациентом уже на втором-третьем сеансе.

Часто в своей практике детские психологи применяют нестандартные методы лечения, как например выявление и лечение незначительных отклонений у ребёнка посредством творческих занятий – лепки из глины, рисовании красками, карандашами или песком и даже сочинение сказок.

Случаи, при которых стоит обратиться к детскому психологу

Агрессия. У детей часто встречается необоснованная агрессивность по отношению к взрослым, сверстникам в детском саду или на детских площадках, домашним или бродячим животным и даже предметам.

Дети ломают игрушки, бьют других детей во время игр или гоняют собак и кошек без видимой на то причины. Существует множество факторов, которые могут спровоцировать появление этой черты.

В этом случае необходимо посетить специалиста

Постоянные страхи. Хотя в большинстве случаев проявление страха у ребёнка перед темнотой или некоторым шумом свидетельствует о нормальном протекании его взросления и развития воображения, чересчур долгая боязнь одного и того же явления говорит о возможном наличии связанной с ним травмы, которую лучше искать психологу.

Непослушание. При любых отношениях между родителями и ребёнком бывают периоды, когда ребёнок отказывается слушаться, демонстративно не выполняет некоторые указания.

Это – проявление растущей в ребёнке личности и в некотором отношении является положительным знаком, ведь ребёнок начинает высказывать и показывать своё мнение ко всем вопросам.

Однако если родитель чувствует, что ребёнок совсем «разбушевался» и потерял контроль, то стоит получить консультацию у специалиста.

Застенчивость.

Чрезмерная стеснительность у ребёнка деструктивно влияет на его индивидуальность: они крайне ранимы и воспринимают близко к сердцу любую критику, не стремятся заводить друзей, не проявляют инициативы в играх и не способны к самоутверждению или защите собственных интересов и вещей. Не стоит даже говорить о том, какой «мягкий» человек может получиться из такого ребёнка.

Аутоагрессия. Частые капризы ребёнка, сопровождаемые манипуляциями посредством истерик и вреда самому себе (битьё головой о стену, валяние на полу) являются сигналом, при котором стоит как можно скорее обратиться к детскому психологу.

Некоторые заболевания. Такие отклонения как недержание мочи, дефекты речи (заикание), нервные тики могут требовать вмешательства не только педиатра и невропатолога, но и специалиста в области психологии.

Снижение успеваемости в учёбе. Часто за детьми замечается ухудшение несмотря на старания ребёнка в учёбе, или категоричное нежелание вообще идти в школу. Часто приходится обращаться к психологу, чтобы узнать о причинах таких перемен.

Стрессовые ситуации. В повседневной жизни постоянно есть риск возникновения проблемы, постигающей всю семью. Это может быть смерть близкого человека или появление нового человека в доме, переезд в иной город и прочее.

С такими ситуациями бывает сложно справиться даже родителям, не говоря уже об их детях.

Даже если у ребёнка нет явных признаков переживания по этому поводу, поговорить с ним по душам и хотя бы проконсультироваться с врачом необходимо хотя бы в профилактических целях.

Советы по посещению психолога

Профессия детского психолога существует не только для помощи детям с отклонениями от нормального развития, но также для помощи здоровым малышам в проявлении своих способностей.

С помощью тестов и игр специалист может определить, к чему ребёнок больше склонен, в каких областях он будет более способным, на какие стороны его развивающейся личности стоит особенно обратить внимание при дальнейшем воспитании.

 Если вы начали подозревать в своём ребёнке какие-либо отклонения, то не стоит откладывать поход к врачу, иначе можно упустить момент, наиболее идеально подходящий для предотвращения развития дальнейших осложнений.

С какого возраста можно посещать психолога

Посещение детского психолога с ребёнком, которому не исполнилось 4 лет, результативно мало отличается от отдельного посещения специалиста родителями для получения консультаций.

При таком посещении врач проконсультирует их по поводу волнующей их текущей проблеме и выдаст рекомендации по дальнейшему взаимодействию с ребёнком при его взрослении.

А уже после достижения 4-летнего возраста необходимо привести ребёнка на приём, где врач сможет проанализировать и помочь с решением вопросов отклонений.

Серьёзные отклонения в развитии

В особенных случаях за ребёнком могут наблюдаться отклонения, нетипичные для его возраста. Они могут свидетельствовать о ранних стадиях клинических психических расстройств. Чаще всего у детей в раннем возрасте может развиться аутизм.

При проявлении подобных симптомов у ребёнка необходимо как можно скорее обратиться к детскому психиатру, не боясь насмешек или перешёптываний за спиной – здоровье вашего ребёнка намного важнее.

К признакам серьёзных психических отклонений относятся:

– Проблемы с развитием речи. При нормальном развитии детей они произносят первые слова в возрасте 1-1,5 года, а к двум годам уже способны выговаривать простые осмысленные фразы или предложения. Если же происходят необъяснимые задержки, то стоит обратиться к врачу-специалисту для поиска причины и решения этой проблемы.

– Необычные игры в раннем возрасте. Согласно исследованиям ведущих специалистов в области психиатрии, дети, склонные к аутизму, предпочитают твёрдые игрушки плюшевым, при этом выбирают их они самостоятельно. Во время игр они рассматривают, крутят и вращают игрушки, будто изучая их.

– Отсутствие реакции на голос человека и собственное имя. При аутистическом спектре развития младенец не следит за окружающими его людьми, проявляет мало внимания к матери и вяло реагирует на речевые раздражители.

– Упорядочивание вещей. Чрезмерная внимательность к деталям и повышенное стремление систематизировать игрушки (например, выстраивание идеального дома из кубиков) в раннем возрасте может ошибочно восприниматься родителями как высокий природный интеллект ребёнка. Однако это также является признаком развития аутизма.

– Игры с руками родителей. Ребёнок может манипулировать рукой взрослого, чтобы нажать или потрогать что-то. Такое использование чужой руки является очередным симптомом аутизма, который обычно исчезает со временем.

– «Кривляние» перед зеркалом. Во время стресса или в состоянии обиды ребёнок может строить гримасы самому себе.

– Перебор продуктов и еды. При аутистическом развитии ребёнок может отказываться и избегать продуктов, которые необходимы для его здорового роста, из-за их цвета, формы или запаха. Для избавления этой боязни необходимо постепенно вводить ребёнка в процесс покупки продуктов.

– Усиленная или сниженная чувствительность к внешним раздражителям. Дети с потенциальным развитием аутизма крайне остро реагируют на громкий шум, могут принюхиваться к еде или игрушкам, стараются избегать колючей одежды. Такие дети также не любят мыть голову или стричься.

– Плохая коммуникабельность. Проблемные дети не могут общаться со сверстниками, не принимают участия в играх с ними. Они предпочитают быть в обществе более взрослых детей, преимущественно девочек, которые не будут агрессивно настроены против него, а даже примут к себе «под крыло».

– Нет интереса к игрушкам. Проявление активного интереса детей к рабочим инструментам, пластиковым бутылкам, посуде, предметам мебели, кнопкам и т.п. и в то же время полное игнорирование обычных игрушек также может являться причиной для обращения к психиатру.

– Сопротивление, полное неприятие любых изменений. Такие дети болезненно переживают любые, даже малозначительные перемены в привычном образе жизни или нарушения планов.

Они будут одинаково недовольны при переезде в другой дом и при смене привычной одежды или отмене похода в цирк или кинотеатр. Своё недовольство они проявляют через капризы, истерики и отказ подчинения любым уговорам со стороны родителей.

Даже прогулка с такими детьми должна проходить в одно и то же время по неизменному маршруту.

Источник: https://lifelovetrip.com/kogda-pora-obrashhatsja-k-detskomu-psihologu/

Когда нужен детский психолог? – Семья и дети – Домашний

Когда ребенку пора к психологу?

Когда нужен детский психолог?Идея обращения к специалисту часто возникает в период возрастных кризисов (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). В развитии ребенка происходит резкий скачок, серьезные перемены.

Мама и папа не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях.

Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

Капризы, агрессия, упрямство ребенка – и чувство беспомощности у родителей.

Вполне естественная реакция – обратиться к специалисту. Психолог поможет разобраться в сути возникших трудностей, подскажет воспитательные приемы, а при необходимости позанимается с ребенком, чтоб помочь ему преодолеть непростой период.

Нередко идея обратиться к специалисту возникает после рекомендаций воспитателей или школьных учителей. Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный, в общем, так или иначе, ребенок выделяется на общем фоне. «С вашим чадом что-то не так, сводите его к психологу» – эту фразу, наверное, слышали многие родители.

Первая реакция мамы на подобные заявления – защита. Иногда защита и правда вполне правомерная, ведь бывает, что индивидуальные особенности ребенка – не его проблема, а педагогов, которые не могут найти нужный подход.

Но возможна и другая ситуация, при которой воспитатель действительно видит те стороны жизни вашего малыша, не заметные вам. Объективный взгляд специалиста по детской психике в этом случае не будет лишним.

Есть еще ряд ситуаций, когда полезно проконсультироваться с психологом или посетить курс занятий:

• Период адаптации к детскому саду и к школе. Это всегда время повышенной нагрузки на психику ребенка, последствия которой не всегда видны. Важно объективно оценивать психологическое состояние ребенка и своевременно помогать ему преодолевать возникающие трудности.

• Семейные проблемы (развод родителей, затяжные семейные конфликты и т.д.). Даже если кажется, что конфликты никак не отражаются на ребенке, имеет смысл обратиться к психологу для диагностики эмоционального состояния малыша. В ряде случаев может потребоваться цикл занятий со специалистом, чтобы помочь ребенку принять перемены в семье.

• Оценка готовности к школьному обучению (6-7 лет). От уровня подготовки во многом зависит будущая успеваемость первоклассника. Психолог поможет оценить этот уровень и даст рекомендации по выбору наиболее оптимальной учебной программы для подготовки, исходя из особенностей ребенка.

• Резкие перемены в поведении ребенка (особенно появление ярких признаков агрессивности, депрессии, страхов и тревоги), не имеющие под собой очевидных причин. За такими переменами может стоять психологическая травма, о которой ребенок не может впрямую рассказать родителям. Распознать ее поможет специальная психологическая диагностика.

Работа детского психолога может включать в себя:

Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру. На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.

Развивающие занятия

С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление – в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов.

Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка – все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

Семейное консультирование

Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.

Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/kogda_nuzhen_detskij_psiholog/

Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу

Когда ребенку пора к психологу?

Стараниями психологов теперь с любым чихом принято нестись на приём к специалисту. На любой симптом можно найти в интернете подтверждение, что, если не заниматься, — получите на выходе законченного психа.

У большинства родителей исчезло представление о том, что есть обычное детское поведение, а что — нарушение развития.

Психолог Катерина Дёмина рассказывает о тех случаях, когда лучше вести ребёнка не на приём, а на прогулку в парк.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

«Странное» пищевое поведение

Нормально: иметь меню из шести-семи пунктов и не соглашаться пробовать ничего из незнакомого ассортимента. Это не аутизм и не шизофрения. Это нормальная разборчивость и следование своим вкусовым предпочтениям.

Это один из древнейших эволюционных механизмов, предотвращающий массовые отравления и гибель потомства.

То есть когда ребёнок до подросткового возраста ест только пельмени, пюре картофельное, сосиски строго одной марки, фрукты не ест/только яблоки/только мандарины/только если очистить, мясо только провёрнутое, никаких соусов/без кетчупа не ест вообще ничего, дома не ест, а у бабушки ест — это вообще ничего не значит само по себе! Просто не обращайте на это внимание. В конце концов, вам же проще жить, зная, что можно сварить кастрюлю макарон на три дня и не морочиться.

5 советов, которые помогут научить школьника питаться правильно

Ненормально: если его рвёт от любого блюда, кроме одного-двух. Если ребёнок истощён, не набирает вес или имеет явные признаки ожирения. Явные — это не значит «две складочки на животике, когда он сидит на горшке», это значит «весит больше, чем положено по возрасту и росту, на 20%». И врач-эндокринолог это подтверждает.

Слишком тихий/застенчивый

Нормально: не бросаться с визгом в толпу незнакомых детей на детском дне рождения в кафе, а тихо стоять, держась за руку папы минут 10-15. Потом пойти, сесть в уголке, наблюдать.

Нормально не подходить к аниматору, не включаться в общий бесёж, не участвовать в шумных играх с перетягиванием каната, не любить аттракционы, отказываться ходить в цирк, рыдать в кинотеатре.

Очень и очень полезно не подходить по первому зову к незнакомым людям, сторониться компаний и групп подростков на улице, отказывать подавать руку чужим.

Все это говорит об одном: у вашего ребёнка нормальная, здоровая нервная система. Он хорошо ощущает свои и чужие границы, явно отличает своих и посторонних

Возможно, он избежит в будущем многих проблем, связанных с импульсивностью и втягиванием в сомнительные предприятия.

Ненормально: вообще не может ни с кем контактировать, нет ни одного друга, отказывается ходить на детскую площадку, рыдает, если в дом приходят гости.

Воображаемые друзья, любимая игра

Нормально: играть годами в одно и то же, смотреть один и тот же мультик по 500 раз. Не соглашаться на новую игрушку взамен старой, истрёпанной.

Иметь воображаемого друга, разговаривать с ним, требовать для него отдельного места в машине, за столом, в постели. Отмечать его день рождения и копить деньги на подарок.

Это не повод думать, что ваш ребёнок одинок и всеми покинут, что он не умеет строить отношения со сверстниками, что вы мало уделяете ему времени. Это игра, необходимый этап развития.

Из письма: «Девочка, 3,5 года, посмотрела мультик „Ледниковый период“ и теперь везде ходит с этой чертовой Куницей, Баком. Говорит его голосом, утробно смеётся, копирует все его действия.

Доктор, я волнуюсь!». Дружный хор психологов: «К психиатру срочно! Ребёнок галлюцинирует, не тестирует реальность!».

Помилуйте, господа, какое тестирование реальности в три года? Это возрастная норма!

Ненормально: сутками сидит в планшете, невозможно оторвать, требует мультики до истерики, не играет и не может заниматься ничем, кроме электронных игр, угрожает покончить собой, если лишится компьютера.

Переживание потери

Нормально: оплакивать смерть питомца, впадать в долгую печаль по поводу ухода из семьи отца, переживать кончину бабушки. Точно так же нормально всего этого не делать.

Как помочь ребёнку пережить утрату

Ребёнок может быть слишком мал, чтобы осознать произошедшее, или вообще не заметил, что что-то произошло (бабушка жила в другом городе, последний раз они виделись, когда ребёнку было полтора года). Хомячок мог быть нелюбимым, собака его пугала и плохо пахла, то, что отец ушёл из семьи, обернулось прекраснейшими воскресеньями вдвоём, а не постоянными скандалами между родителями.

Так что, уважаемые родители, умоляю: не нагоняйте! Да, существуют действительно серьёзные поводы для обращения к специалистам. В основном они касаются резких или стойких изменений в состоянии ребёнка: была весёлая живая резвушка — вдруг стала тихой и печальной.

Всегда ел (даже не ел, а жрал) — вдруг стал отказываться от еды. С радостью и охотой ездила в гости к бабушке с дедушкой — вдруг стала наотрез отказываться, даже прячется под кровать. Вот тут надо начинать беспокоиться, причём в последнем случае серьёзно беспокоиться.

Для детей ясельного возраста есть очень внятные и доступные нормы развития: когда дитя должно держать голову, садиться, начинать ходить, начинать говорить.

Для детей дошкольного и школьного возраста есть ваши ощущения от ребёнка.

Вам кажется, что всё в порядке? Он в меру самостоятелен, достаточно времени проводит на улице, у него есть по крайней мере один реальный друг, он ходит в школу? Расслабьтесь и займитесь своими делами.

Почему подростки держат своих родителей за идиотов

8 мифов о работе школьного психолога

Все, что нужно знать о кадетских школах

Источник: https://mel.fm/sovet_psikhologa/5841370-unnecessary

Когда пора вести ребенка к психологу – Психология эффективной жизни – онлайн-журнал

Когда ребенку пора к психологу?

Долгие поколения нам вбивали мысль, что терпеть — это нормально. А иногда даже не просто нормально, а необходимо. Вспомните сотни фильмов, книг, где главная героиня обязательно страдала, мучилась, ее предавали, бросали, жизнь ее била.

Но она от этого была только лучше в глазах других людей. И так, годами, для женщин сформировался образ, где нормально страдать, отказывать себе в комфорте ради одобрения окружающих.

 И, что самое страшное, это передается даже в методиках воспитания детей.

Терпеть — норма или нет?

Например, существует ужасный способ приучения ребенка спать в отдельной кровати.  «Положите его в кровать, поглаживайте. Будет кричать — ни в коем случае на руки не берите. Покричит — успокоится». Чему учит эта методика? Мы приучаем детей терпеть страдания с раннего детства. 

То же самое касается и любого дискомфорта, который испытывают родители или дети. У нас в крови это желание потерпеть, что само пройдет. 

Нам кажется, что это норма. Более того, что это хорошо. Чем сложнее будут у меня отношения с мужем, с детьми, тем больше социальных поглаживаний я получу. «Ох, какая ты несчастная» для таких людей звучит как самый лучший комплимент. 

Но это не норма! Так не должно быть! Зачем терпеть, учить этому своих детей, когда можно сходить на одну консультацию (очень часто ОДНОЙ качественной консультации достаточно) и начать менять свою жизнь и жизнь своего ребенка? 

Пока вам кажется, что это сейчас у него такой период, переходный возраст, гормоны, ребенок с этим ощущением ЖИВЕТ. И эти чувства для него могут стать нормой его жизни. Той нормой, к которой потом, во взрослом возрасте, он будет стремиться. Те слова, которые он слышит от близких людей, остаются у него в подсознании и оказывают влияние на его представление о себе.

Например, ребенок плохо учится в школе, в коллективе у него нет друзей, учителя обзывают, ставят плохие оценки. Родители часто думают: «Если я его сейчас заберу из этой школы, он не научится быть сильным, держать удар, противостоять, а потом ничего в жизни не достигнет».

А что испытывает ребенок? Он каждый день погружается в окружение, где его не уважают, не ценят, говорят ему плохие слова. На 101-й раз он сам начинает верить, что он «дебил», родительского тыла нет, он видит в себе только недостатки, достоинств не замечает вообще.

У него формируется заниженная самооценка. Которая в будущем будет ему мешать во всем — в выборе работы, в выборе друзей, в выборе супруга, в выборе места жительства, в воспитании своих будущих детей… 

Или другая ситуация. Маме плохо. Она не может найти контакт со своим ребенком. Она понимает, что ДОЛЖНА его любить, должна получать удовольствие от общения с ним, но ребенок ее реально раздражает. И от этого она еще больше ощущает свою неполноценность, испытывает чувство вины, что она плохая мать, тратит всю свою энергию на эти переживания, но ничего не делает. Терпит. 

Или опять же ситуация с тем, что ребенок не спит сам в кроватке.

Казалось бы, зачем идти к психологу по такому пустяку? Но если эта ситуация вызывает нервное напряжение в семье, возникают ссоры между родителями, ребенок впитывает это напряжение и тоже ведет себя неспокойно.

Тогда есть смысл с квалифицированным психологом проработать ситуацию. Поработать с ощущением себя как мамы, с возможным чувством вины, неуверенностью в себе.

Вернув маме уверенность в том, что она хорошая мама, что все, что она делает, она делает правильно и во благо малышу, вы принесете спокойствие в семью, и, как следствие, ребенок не будет испытывать страх, когда его будут класть отдельно. И даже больше: он сам захочет спать отдельно в своей кроватке.

Когда пора идти к психологу?

Для меня есть два критерия, когда нужно идти к психологу: 

1. Маме плохо. Она испытывает эмоциональное истощение, надлом, ощущение, что не справляется, не понимает, что сделала не так, не уверена в себе. 

2. Ребенку плохо. Сложный ребенок, с которым вы не понимаете что делать, как его воспитывать, как реагировать на его поведение. Вы получаете много замечаний, критики со стороны. Воспитываете-воспитываете, а ситуация, как замкнутый круг, повторяется, ничего не меняется.

Или ребенку плохо внутренне — внешне не получает замечания, послушен, успешен, все переживания внутри. Просто так ребенок не будет вести себя плохо. Плохое поведение — это всегда следствие неприятных внутренних переживаний.

Что может сделать психолог?

Он может посмотреть на ситуацию со стороны, задав всего лишь пару вопросов, поможет прояснить ситуацию. Какие действия родителей вызывают такое поведение ребенка? Что чувствует ребенок при этом? Что он хочет? Что делать?

Поработав с ребенком — поиграв с игрушками, порисовав, — он увидит его эмоциональное состояние, что ребенок реально чувствует внутри. Спокоен, напряжен, испытывает страх, неуверенность в себе, ревность или обиду.

Выявив причину, поможет построить план действий — что делать, чтобы дать ребенку то, что он хочет, но не отвечать при этом на его манипуляции. И, параллельно работая с родителями и с ребенком, психолог поможет скорректировать взаимоотношения в семье, при этом никого не ломая, просто сменив акценты в воспитании.

Такой результат стоит того, чтобы не терпеть, а действовать.

От редакции

Родители во многом закладывают базу для дальнейшего успеха в жизни ребенка или же его отсутствия. Юрий Карпенков объясняет, как работают эти механизмы: https://psy.systems/post/kak-roditeli-vliyaut-na-uspex-svoix-detej.

Есть ли у ребенка те или иные проблемы, можно понять, понаблюдав за тем, как он общается с другими детьми, родителями, родственниками. Больше о трех стилях общения читайте в статье: https://psy.systems/post/o-chem-mozhet-rasskazat-stil-obschenia-rebenka.

Ребенок перегружен в школе — что делать? Просить его потерпеть? Запугивать тем, что во взрослой жизни будет еще тяжелее? Детский психолог Александр Орлов дает рекомендации, как помочь ребенку справиться с учебным стрессом: https://psy.systems/post/kak-pomoch-rebenku-spravitsya-s-uchebnym-stressom.

Предположим, вы решили, что вам либо вашему ребенку нужна помощь специалиста. Но какого именно? Психолог Варвара Попова поможет разобраться в многообразии видов психологической помощи: https://psy.systems/post/metody-psixologicheskoj-pomoschi-chto-pomozhet-vam.

Источник: https://psy.systems/post/kogda-vsti-rebenka-k-psixologu

Когда с ребенком пора к психологу

Когда ребенку пора к психологу?

Если ребенок ведет себя «трудно», значит, трудно в первую очередь ему. Справиться с тревогой, взять эмоции под контроль легче с психологом.

В современном обществе поход к психологу становится обыденной практикой. Все больше людей понимают, что это не стыдно и не менее нормально, чем пойти к врачу. Обращение к психологу с ребенком — это не показатель родительской некомпетентности, а показатель того, что взрослый человек чутко относится к себе и ребенку и готов обращаться за помощью, если что-то не получается.

Бывают даже случаи, когда родители на вопрос специалиста: «Что вас беспокоит?» — отвечают в духе: «Да вроде, ничего, но вдруг мы чего-то не понимаем и не замечаем», — и тогда помимо диагностики ребенка задачей психолога становится возвращение родителям уверенности в своей чувствительности и компетентности. Но иногда семье трудно решить, в каких ситуациях все-таки стоит пойти к психологу.

Попробуем разобраться.

Когда пора к психологу?

Ребенок сам говорит: «Мне нужен психолог». Чаще это история про подростков или детей предподросткового возраста, более младшие редко сами инициируют поход к психологу, если до этого никогда с ним не работали.

Не всегда при этом ребенок может внятно объяснить, что у него случилось. Но это не значит, что повод несерьезный.

Иногда поход к психологу, особенно если речь идет о подростке, — это способ поговорить с каким-то нейтральным взрослым о том, о чем он никак не решается поговорить с родителями.

Страхи, которые выходят за пределы возрастных норм или интенсивность которых существенно мешает ребенку жить. Пик развития детских страхов обычно приходится на возраст примерно 5−7 лет, когда у ребенка уже хорошо развито воображение.

В этом возрасте многие боятся: темноты, страшных персонажей, умереть или того, что умрут родители (это связано с осознанием ребенком конечности жизни), плохих снов и т. д. Если ребенок боится темноты и просит оставить ему включенный ночник, в этом нет ничего «такого».

А вот если уложить ребенка становится реальной проблемой, он сжимается всем телом, отправляясь в кровать, ни ночник, ни обязательные приятные ритуалы засыпания не снимают напряжения, и ребенок просит его не оставлять или при первой возможности прибегает к вам в постель, это повод побеспокоиться.

Отдельную категорию составляют, так называемые острые или травматические страхи, которые возникают в ответ на какую-то внештатную ситуацию и закрепляются.

Нормально, если укушенный собакой ребенок становится более осторожным.

Он не бежит погладить любую собачку, а спрашивает разрешения у хозяина, предлагает бездомной собаке корм не с руки, а кладет его на землю, внимательно смотрит на позу собаки, решая, стоит к ней подходить или нет.

А вот если ребенок несется, не разбирая дороги и не слыша своего взрослого, завидев собаку на горизонте, или вцепляется в руку взрослого, просит уйти или за километр обойти маленькую дружелюбную собаку на поводке, то это уже повод сходить к психологу.

Трудности в общении, которые беспокоят ребенка.

Иногда родители хотят, чтобы ребенок был открытым и коммуникабельным, им сложно принять, что их сын или дочка интроверт с глубокими переживаниями, которому для счастья хватает и одного, но зато верного друга.

Другое дело, когда друзей у ребенка нет совсем, ребенок жалуется, что с ним не хотят общаться, он пытается «покупать» друзей или любое общение заканчивается ссорой.

Агрессия. Когда плохо говорящий ребенок, пытаясь получить вожделенную игрушку или отстоять свою вещь, может стукнуть, толкнуть или укусить другого — это норма. Просто у ребенка нет еще ни средств объяснить, что он хочет, ни достаточного уровня самоконтроля.

Если ребенок защищается кулаками от нападения или в какой-то момент применяет силу в ответ на обзывательства или оскорбления, это норма.

А вот если он пускает действенную или вербальную агрессию, не пытаясь договориться, не может принимать отказов или запретов в принципе, стоит разобраться, в чем причина.

Аутоагрессия. Это агрессия, направленная на себя. Ребенок может бить, царапать себя, подростки могут резать себя ножом или бритвой, прижигать тело сигаретами, в общем, намеренно причинять себе боль разными способами. Как минимум аутоагрессия может быть свидетельством того, что ребенок не справляется с какимито сильными переживаниями.

У подростков самоповреждающее поведение часто служит сигналом того, что в семье нарушена коммуникация и родители «слышат» ребенка только в ситуациях сильного неблагополучия. Исключение, когда подросток разово наносит себе повреждения и эти повреждения несерьезны.

Часто они таким образом пытаются копировать поведение сверстников или понять «а в чем прикол-то».

Невротические проявления на телесном уровне (невротический кашель, тики, дневной и ночной энурез или энкопрез, подъем температуры, рвота или боль в животе в тревожных ситуациях и т. д.).

Когда мы говорим о невротических проявлениях, речь идет именно о том, что с медицинской стороны у ребенка никаких проблем нет, и врачи разводят руками.

Например, живот может начинать болеть утром перед школой, причем по состоянию ребенка вы видите, что он точно не симулирует, но стоит оставить его дома, как через очень короткое время больной весел и полон сил.

Угрозы суицида. Оценить угрозу суицида может только врач-психиатр, но сами по себе суицидальные мысли — это уже серьезно. Иногда родители говорят: «Это манипуляция». И иногда так оно и есть. Проблема в том, что на волне эмоций ребенок может попытаться от слов перейти к делу, и всегда есть риск, что попытка окажется успешной.

Трудности в детско-родительских отношениях. Иногда родитель понимает, что все доступные и допустимые (бить ребенка недопустимо ни в коем случае) ему воспитательные средства исчерпаны, а трудное поведение ребенка не меняется. Ребенок ничего не делает назло и просто так.

За трудным поведением могут стоять разные проблемы: эмоциональная незрелость, сильные переживания, внутриличностный или межличностный конфликт, несоответствие родительских требований возрасту или особенностям ребенка, непоследовательность в воспитании, попытки сына или дочки привлечь внимание родителей или даже отвлечь это внимание.

Нередко дети начинают отвратительно себя вести или резко плохо учиться, пытаясь таким образом неосознанно объединить родителей, подумывающих о разводе. Ну и, конечно, нормативные кризисы развития еще никто не отменял.

Травма. С одной стороны, как специалист я радуюсь, мы живем в относительно «сытые» времена, и у многих родителей есть возможность заботиться не только о выживании семьи и ребенка, но и о его психологических потребностях. С другой, иногда вижу, что современные родители чрезмерно боятся травмировать ребенка.

Дети в большинстве своем — довольно устойчивые существа.

Чтобы какое-то событие стало травматическим, должно совпасть несколько условий: событие должно выходить за пределы привычного опыта ребенка (избиение -это не нормативный опыт, даже если это привычный способ воспитания в семье, а развод родителей хоть и нормативный, но не привычный); ребенок должен почувствовать себя в ситуации беспомощным и беззащитным и не мочь никаким образом от нее уйти или получить в ней поддержку значимых взрослых; по завершении ситуации ребенок должен остаться без поддержки значимых взрослых в своих переживаниях.

При совпадении двух из трех перечисленных условий ребенок может получить психологическую травму. Поэтому развод родителей может быть для ребенка травматическим опытом, а может быть связан, наоборот, с облегчением — взрослые перестали постоянно ссориться и оба по очереди проводят с ним достаточно времени.

Ребенок не хочет учиться. Дети по своей природе крайне любознательны, поэтому стойкое нежелание ребенка учиться заслуживает внимания и точно не на уровне: «Сколько раз тебе говорить, надо учиться».

Возможно, его «перекормили» разными развивашками и учебой; возможно, интеллектуальный уровень ребенка или его особенности развития эмоционально-волевой сферы не соответствуют требованиям выбранной школы; не исключены какие-то сильные негативные переживания, связанные со значимыми для ребенка отношениями, которые блокируют познавательную активность; причиной может быть и самая настоящая депрессия.

Резкие и устойчивые изменения в поведении и настроении ребенка. Бывает, что родители не могут точно сказать, что вот у нас такая проблема, но замечают, что с ребенком что-то не так. Веселая и контактная девочка вдруг стала замкнутой и плаксивой.

Или, наоборот, спокойный мальчик стал вдруг ни с того ни с сего скандальным, учителя говорят, что он как с цепи сорвался — задирает всех, грубит и дерется. Иногда ребенок не может рассказать о том, что с ним произошло по каким-то причинам (сам не понимает, это стыдно или страшно, непонятно, как объяснить), но сигнализирует о своем неблагополучии своим поведением.

Возможно, вам хватит доверительного разговора, а возможно, понадобится помощь психолога или врача-психиатра (и это тоже нестрашно).

Идем к психологу: что сказать ребенку?

Любому человеку становится тревожно, когда его ведут «не пойми куда», дети не исключение. Если большинство современных взрослых уже в курсе, что к психологу ходят «не только психи», то ребенок может провести именно такой анализ и напугаться.

Доступное объяснение для дошкольника или младшего школьника может звучать так: «В последнее время мы часто ссоримся, я много кричу на тебя, а ты дерешься. Психолог — это человек, который помогает детям и взрослым договариваться без криков и драк».

(Это если речь идет о конфликтах внутри семьи.)

Еще вариант для доподросткового возраста: «Я вижу, что ты сейчас часто плачешь, говоришь, что ты плохая, ругаешь себя. Психолог — это человек, который помогает справиться с сильной грустью (обидой, гневом, тревогой, страхами и т. д.) и поверить в себя.

Подростку можно дать более взрослое объяснение. Но в любом случае важно бережно, не обвиняя ребенка, обозначить проблему и пояснить, чем занимается психолог.

Возможно, у ребенка возникнут вопросы, на которые вам будет сложно ответить, тогда можно договориться, что вы спросите это у психолога вместе.

Психолог — это навсегда?

«И что мне теперь, каждый раз чуть что, идти к психологу?» — вертится мысль в голове у встревоженного родителя, особенно если речь идет о платном консультировании. Задача психолога — вернуть вам и ребенку способность справляться со своими переживаниями и отношениями самостоятельно.

Поверьте, хорошему специалисту нет никакого интереса удерживать вас исключительно ради денег, у него очередь на прием, и вы точно не единственный, кто может ему заплатить.

Более того, на первых встречах психолог обычно заключает контракт с родителем и ребенком, который отвечает на вопросы: чего они ждут от работы с психологом и как смогут понять, что работа движется в нужном направлении.

В любом случае вы всегда можете обсудить свои опасения и эффективность работы с психологом и принять решение, стоит ее продолжать или нет.

Getty Images

Источник

Источник: http://snowarts.ru/kogda-s-rebenkom-pora-k-psihologu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.