Общение младших школьников

Особенности общения детей младшего школьного возраста

Общение младших школьников

Общение – это социальная форма взаимодействия людей, посредством которой они обмениваются мыслями и чувствами, действиями и мотивами при помощи знаковых, в частности, языковых средств, при этом цель общения – это взаимопонимание, а также согласование совместной деятельности.

Чтобы правильно выстраивать общение с детьми 7-10 лет, то есть младшими школьниками, нужно, прежде всего, знать их психолого-возрастные особенности развития.

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что ребенок становится учеником, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться.

Теперь его положение в обществе – это положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю.

Не случайно первоклассники, особенно впервые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия с взрослым человеком.

Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений.

В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны.  Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла  (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты.

Лишь постепенно, под влиянием воспитания у детей  начинает складываться коллективистическая направленность.

Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах (звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры.

К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

Но в конце этого возрастного периода  адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, чток концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка  как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей.

Нередко, практикуемое взрослыми осуждение ребенка  за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.


Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка  во внимании, уважении, сопереживанииявляется основной в этом возрасте.

И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Подведем итог.

Ведущей в младшем школьном возрасте  становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

Статью подготовила: педагог-психолог Ларионова М.Н.

В статье использованы материалы сайтов:

  • http://veselajashkola.ru;
  • http://festival.1september.ru.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас посетить индивидуальную психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей.

Тел для справок и записи: 46-85-00

Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=18445

Психологические особенности общения младших школьников

Общение младших школьников

Уже с рождения ребенок нуждается в общении с окружающими людьми. Мотивы общения развиваются параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей.

Общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника, поэтому проблема общения младших школьников в настоящее время актуальна. С появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть появляется негативная тенденция – отношение детей к непосредственному общению ухудшается.

Психологические особенности общения

Одним из важнейших факторов психического развития ребенка является общение. Оно понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, которое направлено на согласование их усилий с целью достигнуть определенный результат.

Замечание 1

Как всякая деятельность общение предметно. Предметом деятельности общения служат качества и свойства коммуникатора, проявляющиеся при взаимодействии. В общении выделяется ряд аспектов: цель, содержание и средства.

Цель общения – для чего субъект вступает в акт общения? Цель человека может содержаться в познавательных, культурных, социальных потребностях.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

общения – информация, передающаяся от одного субъекта к другому.

Средства общения – кодирование (способ передачи) информации, передающейся в процессе общения.

Психологи выделяют 3 типа межличностного общения:

  1. Императивное – авторитарная форма воздействия на партнера по общению. Цель этого типа общения – подчинение одного партнера к другому, достижение контроля над его мыслями, поведением и принуждение к определенным действиям и решениям. Особенность общения в том, что принуждение к чему-либо не скрывается. Средством влияния выступают указания, приказы, требования.
  2. Манипулятивное похоже на императивное. Цель общения – оказание воздействия на партнера, однако достижение намерений осуществляется скрытно.
  3. Диалогическое является альтернативой двум предыдущим типам общения. Общение основано на равноправии партнеров.

Средствами общения являются:

  • Язык;
  • Интонация;
  • Мимика, поза;
  • Жесты;
  • Расстояние собеседников.

Замечание 2

Именно в процессе общения проявляются и формируются межличностные отношения. Функции общения многообразны – оно является важным условием становления личности человека, осуществления личностных целей и удовлетворения потребности в информации, в межличностном контакте.

Общение младших школьников

Ребенок, пришедший в школу, занимает новое место в системе отношений людей. У него появляются обязанности, связанные с учебной деятельностью. Индивидуальные особенности ребенка дошкольника не мешали его естественному развитию, поскольку принимались близкими людьми; в школе же происходит стандартизация условий жизни ребенка.

При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится трудным в отношении воспитания. Такой характер становится переходной ступенью в развитии.

Школьная система обучения предполагает, как особые отношения ребенка с учителем, так и отношения с другими детьми. Школьники должны учиться деловому общению друг с другом, умению взаимодействовать, выполнять совместные учебные действия. С самом начале школьного обучения складывается новая форма общения со сверстниками.

Дружеские отношения формируются в младшем школьном возрасте между детьми одного пола, так как ослабляет связь с родителями, ребенок ощущает потребность в товарищеской поддержке, а также эмоциональной безопасности.

Группа сверстников является для ребенка своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, определяя, на какие из них ориентироваться, а какие отбросить. Для 6-7-летних детей характерно кооперативно-соревновательное общение. Они следуют общей цели, друг в друге видят соперников.

Сотрудничество сверстников встречается редко, когда дети могут принять общую для них задачу и проявить сопереживание. Умеющие сотрудничать друг с другом дети пытаются найти общий способ решения задач, составить план действий.

Ребенок в младшем школьном возрасте представляет собой личность. Как личность он отдает отчет в том, какое место занимает среди людей. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих взаимоотношений.

К моменту поступления в школу ребенок много достигает в межличностных отношения, а также может ориентироваться в семейно-родственных отношениях.

Развивается умение построения отношений со взрослыми и сверстниками и с этого момента складывается система поступков и мотивов, появляется самоотчет, самооценка.

Устноречевое общение школьников охватывает такие темы как учеба, природа, фильмы, родственные отношения, игра и т.д. Младшие школьники могут осмыслить и обсудить политические, социальные, нравственно-этические, бытовые вопросы.

Вместе с обсуждением общих тем среди сверстников для каждого пола выделяются специфические темы, обусловленные нормами и воспитанием. Ожидания родителей и педагогов от детей различны: как правило, от мальчиков ожидают достижения уважения, власти, продолжения рода, а от девочек – чуткости, заботы, помощи по дому.

В тематическом плане общение мальчиков разнообразно, свободно от школьных дел, привязано к предметной деятельности. Они чаще всего обсуждают спорт, игры, технику. Наряду с этими вопросами в разговорах детей присутствуют диалоги о военной службе, героях и т.д.

Стоит отметить, что в общении мальчиков немалое место занимают анекдоты, секреты, страшные истории, шутки, дразнилки – это считается развлечением, способом выйти за рамки обыденного. В кругу общения мальчиков – 3-4 сверстника. Предпочитаемое место общения – улица, двор.

Как правило, мальчики избегают общения с девочками, не принимают в свои игры и переносят форму общения на них – дерутся, толкаются и т.д. В общении мальчики независимы, самостоятельны, встречаются ссоры, драки.

Девочки чаще всего ведут разговоры о школе, игрушках, животных, делятся секретами, тайнами, рассказами о родственниках. Рассказы девочек содержат информацию о красоте, одежде, привлекательности. Не малый интерес вызывают темы, связанные с человеком, его возможностями.

Для девочек характерно общение в группах из 2-3 человек, важно хранение тайны и секрета, который никто не должен знать. По сравнению с мальчиками девочки терпимо относятся к мальчикам, играют в их игры, но ожидают от них обиды, драки.

Место общения – школа, дом, улица, в гостях.

Общение между мальчиками и девочками происходит в играх и видах деятельности, организованных педагогом. В процессе совместной деятельности вполне характерно разделение детей на однополые объединения, которые сопутствуют становлению психологического пола.

Итак, общение младших школьников со взрослыми и сверстниками в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует развитию характера взаимодействия с окружающими. Младший школьник становится субъектом межличностных отношений.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_obscheniya_mladshih_shkolnikov/

Общение младших школьников (стр. 1 из 2)

Общение младших школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и социальной работы

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Реферат на тему:

Межличностные отношения младших школьников

Выполнила: Бараница К. 285 гр.

Проверил: Шайдт Виктор Викторович

2008 г.

План

Особенности межличностных отношений и общения младших школьников

Упражнения на развитие умений общения у младших школьников

Список используемой литературы

Особенности межличностных отношений и общения младших школьников

Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них игры и учебы; в коллективе слабо выраженное разделение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя коллективных норм и ценностей. В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований к играм. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешиваться в них.

Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познание, деятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.

В старших группах детского сада между детьми существует уже довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеобразное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада.

Это объясняется появлением нового вида деятельности – учебы, переходом ребенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятельства требуют определенного периода адаптации ребенка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива.

Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения – общения в процессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных ими в детском саду.

Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка определенных (и у многих детей весьма немалых) усилий для того, чтобы определить свое отношение к людям и установить с ними контакты.

Потребность в эмоциональном контакте реализуется школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.

Со взрослыми учащиеся 1-3 классов общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс).

Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых.

В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности.

Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми:

в процессе учебной работы в школе и дома;

информирование взрослых о своих делах и делах в школе;

запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам;

запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.

Содержания общения со взрослыми в семье определяется также бытом семьи и организацией свободного времяпровождения её членов. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или со старшими ребятами, в этом случае к взрослым прибегают как к арбитрам или защитникам. Инициаторами общения со взрослыми чаще всего бывают девочки.

Общение со взрослыми оказывает большое влияние на то, как складывается общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми создает благоприятную эмоциональную базу, уверенность ребенка в успехе общения со сверстниками.

Как свидетельствуют данные известного украинского педагога А.В.

Киричука, оценка взрослыми тех или иных сверстников оказывает прямое влияние на желание ребенка общаться с тем или иным товарищем (это влияние становится менее эффективным по отношению к мальчикам раньше, чем к девочкам).

Контакты детей друг с другом возникают преимущественно по следующим причинам:

предыдущий опыт общения;

пространственная близость (место жительства, соседство в классе);

совместная деятельность и игры.

Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость.

Возрастные различия внутри детского типа общения проявляются в том, что в 1, частично во 2 классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой, а во 2-3 классах в нем в довольно большой мере присутствует общественная деятельность.

Со второго полугодия 2 класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения.

Расширяется тематика разговора детей друг с другом, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры (в том числе игрушки, имеющиеся в доме), кинофильмы, телепередачи, коллекции, домашние животные, отношения между детьми и семейные события (преимущественно у девочек). Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событийно.

Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них очень слабо, типичным для них является только информационный диалог. Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа.

По степени эмоциональной вовлеченности можно выделить товарищеское и приятельское общение. Первое из них свойственно почти всем младшим школьникам и реализуется в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей.

Приятельское общение (которое самими детьми, а вслед за ними часто и взрослыми называется дружбой) реализуется главным образом в процессе игр и связано в основном с общением лиц одного пола. Но до 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола.

Приятельское общение протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне её.

Общение сверстников разных полов в младшем школьном возрасте имеет некоторую специфику. В целом общение между мальчиками и девочками в 1-3 классах неинтенсивно, протекает главным образом в сферах жизнедеятельности, организованных учителем, и в играх во дворе по месту жительства ребят.

Среди младших школьников выделяется группа мальчиков и девочек, общение между которыми намного интенсивнее. При этом явно выделяются два типа подобного общения.

Первый – это общение между собой мальчиков и девочек, которые находятся в неблагоприятном положении в системе общения сверстников своего пола и для которых общение со сверстниками противоположного пола является компенсацией этого неблагополучия.

Этот тип общения по своим содержательным показателям и степени эмоциональной вовлеченности в него школьников аналогично товарищескому или приятельскому общению со сверстниками своего пола.

Во втором типе общения между мальчиками и девочками участвуют как ребята, занимающие неблагоприятное положение в системе общения сверстников своего пола, так и занимающие удовлетворяющее их положение в этой системе.

Это общение чаще всего строится на основе подражания образцам, заимствованным у старших ребят: прогулки вдвоем, посещение друг друга на дому, совместные просмотры кино, элементы ухаживания и т.д.

В содержании разговоров обращают на себя внимание рассказы друг другу о своих родных, знакомых семьи, о своих товарищах и подругах.

Структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы.

Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, но к третьему классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений.

Но при всей неустойчивости общение, возникшее в начальных классах, продолжается иногда на протяжении 10-20 и более лет.

По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на 2 группы:

ориентированных на общение дома и в школе;

ориентированных на общение на улице.

У школьников первой группы общение происходит в школе, квартире, во дворе. У школьников второй группы в пространство общения входят также прилегающие дворы и улицы.

Для них характерен более широкий круг общения. Они больше ориентированы на общение в процессе подвижных игр и различных мероприятий (походов кино, парк и т.д.

), меньше общаются со взрослыми, именно для них характерно общение с ребятами разного возраста.

Для детей, ориентированных на общение дома и в школе, свойственно стремление к уединению, чаще всего связанное с каким-либо предметным занятием. Они читают, рисуют, выпиливают, выжигают, лепят из пластилина и т.д.

В уединении младшие школьники фантазируют и общаются с вымышленными партнерами. Это дает им возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей.

Упражнения на развитие умений общения у младших школьников

Тренинги.

Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги.

Объект внимания.

Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить:

настроение своего объекта;

последовательность действий объекта;

Источник: https://mirznanii.com/a/198093/obshchenie-mladshikh-shkolnikov

Общение младших школьников

Общение младших школьников

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологиии социальной работы

СОЦИАЛЬНАЯПСИХОЛОГИЯ

Реферат на тему:

Межличностныеотношения младших школьников

Выполнила: БараницаК. 285 гр.

Проверил: ШайдтВиктор Викторович

2008 г.

План

Особенностимежличностных отношений и общениямладших школьников

Упражненияна развитие умений общения у младшихшкольников

Списокиспользуемой литературы

Особенностимежличностных отношений и общениямладших школьников

Особенностями младшихшкольников можно считать высокийуровень значимости для них игры и учебы;в коллективе слабо выраженное разделениеотношений на деловые и межличностные,высокий авторитет учителя как носителяколлективных норм и ценностей. В начальныхклассах происходит много конфликтов,которые возникают чаще всего на почвенарушения дисциплинарных требованийк играм. Они обычно открыты для взрослых,и взрослые могут вмешиваться в них.

Эмоционально-смысловойдоминантой общения детского типаявляется содержание основных сфержизнедеятельности младших школьников,которыми являются познание,деятельность и игра. Доминантаопределяет содержание и характер общениямладших школьников со всеми категориямипартнеров.

В старших группах детскогосада между детьми существует уже довольносложная система общения. Но в первомучебном полугодии в классе происходитсвоеобразное свертывание общения посравнению со старшей группой детскогосада.

Это объясняется появлением новоговида деятельности – учебы, переходомребенка в новую социальную ситуацию.Эти обстоятельства требуют определенногопериода адаптации ребенка, одним изаспектов которой является постепенноеосвоение новых социальных отношений вусловиях нового коллектива.

Ребенкунеобходимо понять и усвоить нормы новогодля него вида общения – общения в процессеучебной деятельности, которые отличаютсяот норм общения, освоенных ими в детскомсаду.

Кроме того, происходит весьмасущественное изменение состава окружающихего людей, что требует от ребенкаопределенных (и у многих детей весьманемалых) усилий для того, чтобы определитьсвое отношение к людям и установить сними контакты.

Потребность в эмоциональномконтакте реализуется школьниками всферах отношений со взрослыми, сосверстниками, реже с ребятами старшегоили младшего возраста.

Со взрослыми учащиеся 1-3классов общаются преимущественно всемье (с родителями, родственниками) ив школе (с учителем, ведущим класс).

Интенсивность общения со взрослыми удетей этого возраста различна взависимости от содержания и форморганизации жизнедеятельности, стиляобщения взрослых с детьми, инициативностивзрослых.

В младшем школьном возрасте,в отличие от последующих возрастов,содержание общения со взрослымиохватывает все сферы жизнедеятельности.

Можно выделить несколькоаспектов общения младших школьниковсо взрослыми:

в процессе учебной работы вшколе и дома;

информирование взрослых освоих делах и делах в школе;

запрашивание информации увзрослых по конкретным вопросам;

запрашивание у взрослыхоценки своего поведения и услышаннойинформации о себе и своих сверстниках.

Содержания общения со взрослымив семье определяется также бытом семьии организацией свободного времяпровожденияеё членов. Общение со взрослыми возникаети в ситуациях разрешения конфликтов сосверстниками или со старшими ребятами,в этом случае к взрослым прибегают какк арбитрам или защитникам. Инициаторамиобщения со взрослыми чаще всего бываютдевочки.

Общение со взрослыми оказываетбольшое влияние на то, как складываетсяобщение детей со сверстниками. Благополучиев общении со взрослыми создаетблагоприятную эмоциональную базу,уверенность ребенка в успехе общениясо сверстниками.

Как свидетельствуютданные известного украинского педагогаА.В.

Киричука, оценка взрослыми тех илииных сверстников оказывает прямоевлияние на желание ребенка общаться стем или иным товарищем (это влияниестановится менее эффективным по отношениюк мальчикам раньше, чем к девочкам).

Контакты детей друг с другомвозникают преимущественно по следующимпричинам:

предыдущий опыт общения;

пространственная близость(место жительства, соседство в классе);

совместная деятельность иигры.

Младшие школьники вступаютв общение тогда, когда для этого имеютсяконкретные предметно-практическиеоснования, которые обуславливаютсодержание их общения, его длительность,интенсивность и устойчивость.

Возрастныеразличия внутри детского типа общенияпроявляются в том, что в 1, частично во2 классе содержание общения определяетсяглавным образом учебной деятельностьюи игрой, а во 2-3 классах в нем в довольнобольшой мере присутствует общественнаядеятельность.

Со второго полугодия 2класса начинает снижаться роль учебнойдеятельности как содержательногооснования общения.

Расширяется тематикаразговора детей друг с другом, главнымобразом в них обсуждаются: учебнаяработа, игры (в том числе игрушки,имеющиеся в доме), кинофильмы, телепередачи,коллекции, домашние животные, отношениямежду детьми и семейные события(преимущественно у девочек). Все этитемы раскрываются в разговорах детейсугубо событийно.

Словарь младших школьниковдостаточно богат. Однако умение вестидиалог развито у них очень слабо, типичнымдля них является только информационныйдиалог. Это особенно ясно видно, когдав общении младших школьников появляетсядиалог дискуссионного типа.

По степени эмоциональнойвовлеченности можно выделить товарищескоеи приятельское общение. Первоеиз них свойственно почти всем младшимшкольникам и реализуется в рамкахклассного коллектива и в процессе тойжизнедеятельности, которая организуетсяучителем или возникает спонтанно всреде самих детей.

Приятельское общение(которое самими детьми, а вслед за нимичасто и взрослыми называется дружбой)реализуется главным образом в процессеигр и связано в основном с общением лицодного пола. Но до 8% мальчиков и 11% девочекреализуют его периодически в общениисо сверстниками противоположного пола.

Приятельское общение протекает как ворганизованной жизнедеятельностиклассного коллектива, так и вне её.

Общение сверстников разныхполов в младшем школьном возрасте имеетнекоторую специфику. В целом общениемежду мальчиками и девочками в 1-3 классахнеинтенсивно, протекает главным образомв сферах жизнедеятельности, организованныхучителем, и в играх во дворе по местужительства ребят.

Среди младших школьниковвыделяется группа мальчиков и девочек,общение между которыми намногоинтенсивнее. При этом явно выделяютсядва типа подобного общения.

Первый – этообщение между собой мальчиков и девочек,которые находятся в неблагоприятномположении в системе общения сверстниковсвоего пола и для которых общение сосверстниками противоположного полаявляется компенсацией этого неблагополучия.

Этот тип общения по своим содержательнымпоказателям и степени эмоциональнойвовлеченности в него школьникованалогично товарищескому или приятельскомуобщению со сверстниками своего пола.

Во втором типе общения междумальчиками и девочками участвуют какребята, занимающие неблагоприятноеположение в системе общения сверстниковсвоего пола, так и занимающие удовлетворяющееих положение в этой системе.

Это общениечаще всего строится на основе подражанияобразцам, заимствованным у старшихребят: прогулки вдвоем, посещение другдруга на дому, совместные просмотрыкино, элементы ухаживания и т.д.

Всодержании разговоров обращают на себявнимание рассказы друг другу о своихродных, знакомых семьи, о своих товарищахи подругах.

Структура круга общениямладших школьников весьма неустойчиваи подвижна. У большинства ребят возникаютситуативные контакты со сверстникамипо поводу конкретных занятий, образуютсяширокие ситуативные игровые общностии более стабильные приятельские группы.

Количественный состав приятельскихгрупп невелик: от 2-3 человек в первом до4-5 человек в третьем классе. Персональныйсостав этих групп весьма подвижен, нок третьему классу явно наблюдается ростустойчивости предпочтений.

Но при всейнеустойчивости общение, возникшее вначальных классах, продолжается иногдана протяжении 10-20 и более лет.

По выбору пространства общениямладшие школьники подразделяются на 2группы:

ориентированных на общениедома и в школе;

ориентированных на общениена улице.

У школьников первой группыобщение происходит в школе, квартире,во дворе. У школьников второй группы впространство общения входят такжеприлегающие дворы и улицы.

Для ниххарактерен более широкий круг общения.Они больше ориентированы на общение впроцессе подвижных игр и различныхмероприятий (походов кино, парк и т.д.

),меньше общаются со взрослыми, именнодля них характерно общение с ребятамиразного возраста.

Для детей, ориентированныхна общение дома и в школе, свойственностремление к уединению, чаще всегосвязанное с каким-либо предметнымзанятием. Они читают, рисуют, выпиливают,выжигают, лепят из пластилина и т.д.

Вуединении младшие школьники фантазируюти общаются с вымышленными партнерами.Это дает им возможность компенсироватьотсутствие приятелей или каких-либовозможностей, привлекательных для нихили имеющихся у товарищей.

Упражненияна развитие умений общения у младшихшкольников

Тренинги.

Для развития умений общатьсяу младших школьников рекомендуютсяследующие тренинги.

Объект внимания.

Каждому ребенку предлагаетсявыбрать себе объект внимания, наблюдатьза которым нужно незаметно. Наблюдающийдолжен запомнить:

настроение своего объекта;

последовательность действийобъекта;

угадать, за кем наблюдаетобъект. Проследить, как он делает это имаскирует слежку.

На наблюдение дается 5 минут.Дети расходятся по комнате, импредоставляется полная свобода действий.

После этого дети садятся вкруг. Рассказывают о своих впечатлениях:кто заметил наблюдающих, воспроизводятдействия своего объекта и т.д.

В результате данного тренингаразвивается внимание, можно проследитьпредпочтения детей при выборе партнерав общении (выберет объектом того, ктоинтересен) и т.д.

Выбери партнера

Детям предлагается выбратьсебе партнера и дать ему понять, чтовыбрали именно его, но так, чтобы большеоб этом никто не догадался. Разговоррекомендуется строить с помощью глаз.

Дети ищут глаза другого, учатся общатьсяс помощью глаз. Причем преимущественноне движением глаз, а изменением ихвыражения. Дети учатся передаватьинформацию с помощью этих приемовневербального общения.

После детиделятся своими впечатлениями ипереживаниями.

Формирование навыковневербального общения.

Групповой рассказ

Все сидят в кругу. Каждыйпроизносит от одной до пяти фраз, чтобыполучился интригующий рассказ. Сочиняетсясказка. Если упражнение удается, тополовина группы сочиняет рассказ, адругая половина проигрывает его, походу разыгрывая действия рассказа вбессловесных ролях.

Упражнение на сплочениеколлектива, развитие умения слушатьдругих, строить свои действия всоответствии с их поведением.

Комплимент

Комплимент – это любезныеприятные слова, похвала, лестный отзыв,одобрение внешности, поступков, характера,действий. Доброе отношение к человеку,видение в нем лучшего. Детям рекомендуетсяделать не менее трех комплиментов вдень и стараться не упускать из вниманияте комплименты, которые они получаютсами. Лучшим ответом на сделанныйкомплимент считается выражениесобственных положительных чувств.

Упражнение на развитие такихкачеств как доброжелательность,вежливость, внимательность; формированиезначимости для ребенка мнения окружающихи т.д.

Списокиспользуемой литературы

  1. “Коммуникативная культура педагога” Неупокоева Н.М. Курган, 2004 г.

  2. “Психотренинг. Игры и упражнения”

  3. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Москва, 1988 г.

Источник: https://works.doklad.ru/view/iAOgoM-ML-M.html

Список используемой литературы

1.         “Коммуникативная культура педагога” Неупокоева Н.М. Курган, 2004 г.

2.         “Психотренинг. Игры и упражнения”

3.         Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Москва, 1988 г.

Источник: http://www.neuch.ru/referat/181292.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.