Откуда столько не(до)понимания?

Содержание

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Откуда столько не(до)понимания?

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами.

Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями.

Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию.

Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены.

Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом

© Bruce Almighty / Universal Studios   © Bruce Almighty / Universal Studios  

Что удивительно, эту идею высказал не кто иной, как исполнительный директор Google Эрик Шмидт. По его мнению, современные цифровые устройства и обилие информации, которой они захлестывают людей, могут препятствовать глубокому мышлению, пониманию, формированию воспоминаний и в конечном итоге затрудняют обучение.

Американский писатель, ученый-публицист и бывший редактор Harvard Business Review Николас Карр поддерживает идею о негативном эффекте цифрового гипертекста, считая, что он приводит к фрагментации знаний. При поиске информации в интернете контекст этой информации часто игнорируется. «Мы не видим даже деревьев, мы видим ветки и листья», — пишет Карр.

Таким образом, информационная перегрузка приводит к когнитивной (мыслительной) перегрузке, из-за чего снижается способность человека не только запоминать информацию, но и сопоставлять ее с опытом, хранящимся в долговременной памяти, что делает мысли рассеянными и поверхностными.

4. Однообразие подачи и потребления информации снижает эффективность ее восприятия

Все мы еще со школьной скамьи помним, что существует 3 канала восприятия информации: аудиальный (слух), визуальный (зрение) и кинестетический (тактильные ощущения). И любая информация лучше всего запоминается, если использовать все 3 канала: услышать, прочитать и записать.

При получении информации из интернета, как правило, задействован только визуальный канал, в меньшей степени — аудиальный, а кинетический и вовсе не используется.

Так, доцент Университета Индианы Карин Харман Джеймс доказала, что студенты лучше запоминают информацию, которую переписали, чем ту, которую напечатали на клавиатуре, что уж говорить об информации, которую просто прочли и тем более просканировали взглядом?

5. Недоверие к данным снижает мотивацию к их удержанию в памяти

© Sherlock / BBC One   © Sherlock / BBC One  

Обилие информации, простота и скорость ее распространения и удобство манипулирования ею вполне естественно снизили доверие к ней у населения. Опросы показывают, что из всех источников информации больше всего доверяют библиотекам, в то время как интернет-источники и в первую очередь соцсети находятся в самом низу рейтингов.

6. Новые технологии вызывают социальную изоляцию и препятствуют обмену опытом

© The Holiday / Universal Pictures   © The Holiday / Universal Pictures  

Даже сегодня, несмотря на повальное распространение онлайн-курсов, все основные программы обучения реализуются очно, и это неслучайно: обучение в коллективе дисциплинирует и синхронизирует учащихся, в результате те, кто не готов, постепенно подтягиваются за остальными. Это важный фактор обучения.

Не менее важен и личный обмен знаниями и опытом, обретение того самого коллективного духа, а также формирование навыков эмпатии и, следовательно, развитие эмоционального интеллекта. Все это невозможно получить в отсутствие полного зрительного контакта, интерпретации ого тона или языка тела.

7. Бесконечный серфинг в море информации не оставляет времени на другие аспекты развития

© The Intern / Warner Bros.   © The Intern / Warner Bros.  

Виртуальный мир неслучайно ассоциируется со словом «Вселенная». Он так же бесконечен, а цикличность производимых в нем действий приводит к полному растворению в информационном потоке: почта, мессенджеры, новости, лента друзей, уведомление о новом письме — все, круг замкнулся.

С этой точки зрения даже телевизор — высшее благо, так как количество TV-каналов хотя бы поддается исчислению.

Рано или поздно они наскучат и вы оторветесь от экрана, чтобы вернуться в мир, где надо учиться водить автомобиль, разбираться в маркировках подгузников, перекрывать потекший кран и делать еще множество вещей, не таких информационно наполненных, как интернет-серфинг, но, как выяснилось, куда более эффективных для повышения нашего IQ.

Иными словами, у цифрового мира есть не только огромные преимущества, но и весомые недостатки. И все же в другом нам жить не доведется, а значит, надо просто учитывать все плюсы и минусы такого порядка вещей и учиться жить в условиях бесконечного информационного потока, контролируя и себя, и его.

А как вы относитесь к такому объему информации вокруг? Вам она больше помогает или мешает?

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-nesmotrya-na-dostupnost-znanij-my-ne-stanovimsya-umnee-1803965/

Михаил Дубаков о том, почему многие разработчики не развиваются. Часть 2

Откуда столько не(до)понимания?

Основатель Targetprocess Михаил Дубаков опубликовал развёрнутые ответы на некоторые возражения, посвящённые предыдущему тексту о связи между чтением и квалификацией разработчиков. dev.by приводит его в полном объёме.

Читать далее

Мой недавний пост про чтение книг был некоторыми воспринят очень буквально. Очевидно теми, кто его не прочитал (хотя он совсем короткий). Разберем некоторые возражения.

1. «Нет корреляции между количеством прочитанного и зарплатой»

Это говорят люди, которые, вероятно, всё в жизни делают ради денег. Но даже в этом случае заявление неверное.

Мы отталкиваемся от того, что человек понимает прочитанное и старается это использовать в работе. В любой уважающей себя компании таких людей замечают и стараются удержать, повышая зарплату.

У меня нет результатов исследований на тему корреляции знаний/навыков и зарплаты, но я думаю, что она существенна.

2. «Чтение ради чтения это глупость»

Такой же аргументацией можно ударить по чему угодно. Бег ради бега? Сон ради сна? Брокколи ради брокколи? Я с трудом могу себе представить человека, который читает книги только ради чтения книг. Конечно же читают ради получения новых знаний, ради эмоций, ради лучшего понимания мира вокруг нас.

3. «Книги — устаревший формат познания мира»

К сожалению пока мало что может сравниться с хорошо написанной книгой. Статьи не дают целостной картины.

Лекции не позволяют быстро возвращаться к определенным темам и моментам из-за своего формата. Курсы являются хорошим дополнением, но все же не дают необходимой глубины.

Хотя некоторые вещи изучать через курсы удобнее, потому что появляется интерактивность и взаимодействие с материалом.

4. «Если человек постигает мир не только через книжки (что по сути — концентрат чужого опыта и мнений), а также и другим образом? Может быть, у человека достаточно хорошо развито аналитическое мышление, чтобы учиться путём взаимодействия с миром вокруг?»

Это довольно интересное возражение, в которое стоит углубиться.

Действительно, у человека может быть своеобразное и очень острое мышление, которым он великолепно препарирует окружающую действительность и быстро выстраивает правильные закономерности, интуитивно чувствует best practices и способен самостоятельно изобрести многое.

Эти люди называются гениальными и среди нас их очень мало. Лично я не знаю ни одного такого и сам, конечно же, к ним не отношусь. Для большинства людей самостоятельный разбор окружающего мира — крайне неэффективное мероприятие.

Гораздо лучше погружаться в накопленный опыт, получить готовые модели систем и мира, которыми с вами делятся хорошо написанные книги. Впитывая этот опыт, вы быстрее сможете научиться решать проблемы в вашем домене и, может быть, если повезет, сможете добавить что-то своё.

Самостоятельное мышление очень полезно. Нельзя читать книги бездумно, нужно делать это осознанно, постоянно анализируя прочитанное, сравнивать с вашими текущими представлениями, встраивать новую информацию в имеющийся коннектом.

 Самая большая ошибка чтения — это чтение без попыток понимания. Вы можете прочитать книгу в новой области и понять 20–30 процентов. Это нормально. Следующая по сходной теме книга должна увеличивать долю понимания до 50 процентов и так далее.

Важно пытаться понимать.

5. «Советовать всем «инженерам» одно и то же очень глупо»

Замените чтение «постоянным развитием». Почему многие программисты не развиваются? Невозможно развиваться, всё время участвуя в похожих проектах, решая похожие задачи и не делая попыток добиться глубокого понимания используемых технологий. Для многих это, видимо, ОК. Но ребята, жизнь идёт, а вы стоите на месте. Я призываю проснуться утром и подумать об этом. Хотя бы раз. Глубоко.

Развитие — это же очень интересно, это такой постоянный hard fun. У меня есть список советов (которые все воспринимают как нравоучения и всё равно не слушают):

  • В следующий раз, стартуя node.js, попробуйте разобраться как устроен V8
  • Имплементируя новую пользовательскую историю, попробуйте понять, зачем она клиенту на самом деле?
  • Открывая в браузере онлайнер, задумайтесь, как работает HTTPS
  • В очередной раз ошибившись в оценке задачи, подумайте, почему это произошло?
  • Ответьте сами себе на вопрос, на сколько вы знаете Java по десятибальной системе? Почему не на 9?
  • Используя singleton, вы точно подумали о тестировании вашего кода?
  • Вы когда-то проектировали API системы?
  • Вы когда-то пробовали решить проблему средствами ФП? Если нет, то почему?

Как видите, у меня есть всего один простой совет — задавайте себе каждый день много вопросов. Question everything. Go deep. Сделайте это. Или идите в менеджеры. У них обычно есть ответ на любой вопрос.

Источник: https://dev.by/news/pochemu-mnogie-programmisty-ne-razvivayutsya

Почему большинство людей никогда не разбогатеет?

Откуда столько не(до)понимания?

Впрочем, это была важнейшая тема и раньше, во все времена, всегда, просто освещалась она под разными углами. Давайте скажем честно: разбогатеть, или иметь достаточно денег, чтобы жить, не думая о них, хотят все.

Иметь высокооплачиваемую работу или прибыльный бизнес, носить красивую, из натуральных материалов, а не из секонд-хэнда одежду, жить в просторном доме, а не на съемном жилье или в общежитии, ездить два раза в год к теплому морю… И не работать до изнеможения на нелюбимой работе.

Однако подавляющее большинство навсегда так и останутся разочарованными мечтателями, продолжат жить от зарплаты и до зарплаты, останутся ипотечно-кредиторными рабами своих хозяев XXI века. Почему?

Причина 1: закон природного равновесия

Как не могут в природе быть все одинаково красивыми или одинаково умными, так и не могут быть все одинаково обеспеченными и богатыми. Кто-то всегда будет иметь больше, по сравнению с кем вы будете беднее. И даже среди миллионеров есть свои бедняки.

Во всех странах мира без исключения, капиталистических или коммунистической и социальной ориентированности, элиты и находящееся у власти меньшинство имеют доступ к большей части ресурсов.

По сравнению с 2−10% элиты, 90% всегда будут иметь меньше ресурсов и материальных благ и, соответственно, считаться, или считать себя, мало- или менее обеспеченными. Н. А.

Касаткин, «Сбор угля бедными на отработанной шахте», 1894 г.
Источник

Причина 2: богатым меня должны сделать

Проблема большинства в том, что оно ждет, что кто-то что-то сделает за него и для него. Государство должно обеспечить более высокие зарплаты, муж должен больше зарабатывать, родители должны дать высшее образование и устроить на высокооплачиваемую работу.

Большинство находит причины своей бедности в сложной экономической ситуации, в непрекращающихся, «популярных» кризисах, в плохой власти, недостаточных связях, не том образовании, несправедливости плохого мира по отношению к ним, хорошим. И крайне редко искренне пытается выявить причины в себе, что-то изменить и начать действовать.

Причина 3: неумение управлять деньгами

У многих из нас капитал уже есть. Это какие-то сбережения, та же заработная плата, пособия и наследство.

Многие из нас уже давно могли бы если не разбогатеть, то обеспечить себе довольно скромную, но комфортную жизнь на ближайшие годы, если бы элементарно научились управлять деньгами.

Большинство богатых людей стали богатыми не просто потому, что взяли и заработали большие деньги, а потому, что умели деньгами правильно распоряжаться, приумножать и экономить.
ru.wikipedia.org

У всех у нас были и есть знакомые, которые и с немалым заработком всегда в долгах, как в шелках. И те, кто при скромной жизни умудряется насобирать на квартиру или машину, например.

Причина 4: современная кастовая система

У нас, конечно, нет деления на касты, как до сих пор в провинциальной Индии, но и здесь пробиться из малообеспеченных низов выше — к более обеспеченным верхам, из рабочих и крестьян в топ-менеджеры и современные аристократы — простому человеку чрезвычайно непросто. Просто потому, что элита закрыта для чужаков и оберегает себя и свой капитал.

И у нас, как в дореволюционной России, все еще важно родиться в нужном месте, в нужном клане, нужном социальном слое и круге.

Уже само рождение обеспечит, или не обеспечит, дальнейшую путевку в жизнь, вход в нужные закрытые двери.

У тех, кто рожден кастой пониже, последует жесткая конкуренция, начиная со школы, далее институт — если получится поступить, деление на «своих и чужих», борьба на рабочих местах за «корку хлеба» и т. д. Depositphotos

Причина 5: проблема понимания обеспеченности и бедности

Есть хорошая поговорка: богат не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает. То есть можно считать себя обеспеченным (богатым), имея тысячу условных единиц, а можно считать нищим, имея сто тысяч. Можно радоваться стипендии, а можно печалиться окладу инженера пятый год.

Зачастую достаточно сменить только сферу деятельности или работодателя. Например, инженеру с убыточного завода устроиться тем же инженером в Газпром. Или учителем со знанием языка — в иностранную фирму, с теми же знаниями.

Причинами, почему большинство сегодня, как и раньше, никогда не выйдет из замкнутого круга недостаточной материальной обеспеченности, будут все те же ожидание того, что кто-то должен прийти и дать, малая вероятность и еще больше непонимание (как и нежелание), зачем вырываться из области с малыми капиталами и пробиваться туда, где вращаются совсем другие деньги, стереотипное понимание богатства и бедности.

Что еще почитать по теме?

Почему деньги — все то же зло?
Деньги и духовность — кто кого?
Что мешает заработать деньги?
успешность, бедность

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/money/articles/93262/

Почему многие люди так ничего и не достигли

Откуда столько не(до)понимания?

В своей книге «Величайший торговец в мире» Ог Мандино написал очень верные слова:

«Только двое из тысячи мудрецов смогут описать успех одними и теми же словами, зато все они одинаково опишут, что такое неудача. Неудача – это неспособность человека достичь своих жизненных целей, какими бы они не были».

Успех – это понятие относительное и субъективное, а неудача – это уже скорее рецепт, который подходит всем. Что же такого делают прирождённые лузеры, чтобы постоянно сталкиваться с провалами и неудачами?

1. Они не осознают ценность времени

«Любой успешный предприниматель знает, что время является более ценным активом, нежели сами деньги». – Ричард Брэнсон

Неудачники не ценят свое время и не используют его для достижения целей. Из года в год они дают новые обещания, которые никогда не выполняют, потому что фактически они бесцельно убивают своё время. Навыки управления временем, понимание того, как нужно действовать, и умение отказывать – это и есть важные шаги по направлению к успеху.

2. Они не действуют в соответствии со своими целями

«Когда вы знаете, каковы ваши ценности, становится совсем не трудно принимать решения». – Рой Дисней

Чем важнее цель, тем выше она будет на вашей шкале ценностей и тем больше дисциплины и порядка будет в ваших действиях, и наоборот. Неудачники часто путают занятость с продуктивностью. Они делают массу дел, но все они не соответствуют их ценностям и их целям.

3. Они никогда не берут на себя ответственность и не проявляют инициативу

«Люди думают, что успех в одной области может компенсировать неудачу в других областях, но разве это так? Настоящая эффективность требует баланса». – Стивен Кови

Вы ненавидите своего босса и свою работу, но это не причина для того, чтобы плохо её выполнять. Вам за неё платят, потому вы несёте за это ответственность. У жизни есть универсальный закон: вы получаете столько, сколько отдаёте. Неудачники – это те люди, которые, условно говоря, не волнуются из-за плохих оценок и не стремятся найти эффективный метод обучения.

4. Они сами накладывают на себя ограничения

«Ты становишься тем, во что веришь». – Опра Уинфри

От неудачников всегда можно услышать следующие фразы: «у меня плохо с математикой», «я терпеть не могу учиться» и «я не смогу руководить успешным бизнесом». Они сами себе ставят ограничения и оправдывают свое поведение.

Избавьтесь от мысли, что у вас есть лишь ограниченный набор навыков и талантов для выполнения конкретных задач, перестаньте думать о том, что вы недостаточно умны.

Всё, что жизнь требует от вас, – это делать максимум, что в ваших силах.

5. Они отлично умеют оправдываться

«Если вы не можете сделать это хорошо, сделайте так, чтобы это выглядело хорошо». – Билл Гейтс

Существуют такие люди, которые найдут причины своему неумению и нежеланию. Они называют это «быть реалистами». Им не хватает воображения, но они всегда найдут способы, чтобы себя оправдать. Лучшее средство лечения такой тенденции – это прекратить оправдываться и начинать делать.

6. Им не хватает интеллигентности

«Вы можете легко судить о характере человека по тому, как он относится к людям, которые ничего не могут сделать для него». – Иоганн Вольфганг фон Гёте

У неудачников, как правило, нет социального интеллекта. От них часто можно услышать: «ну, по крайней мере, я честен» или «я такой, какой есть, смиритесь». Они не знают, как относиться к другим людям, и зачастую высокомерны без видимых причин. Кстати, никто не любит людей, которые не умеют общаться, или просто поблагодарить за сделанный им комплимент.

7. Они любят откладывать и тянуть время

«Откладывайте на завтра лишь то, что вы не хотите завершить до самой смерти». – Пабло Пикассо

Самое смешное, что они сами себя таковыми считают и совершенно этого не стыдятся. И это связано с тем, что такие люди не понимают ценности времени. Они живут так, как будто у них в запасе есть ещё одна жизнь.

У них нет понимания того, что они начинают приближаться к смерти с момента своего рождения, и мудрости, чтобы осознать, что каждый день – это драгоценный дар, а потому каждые 24 часа нужно проживать с максимальной пользой и отдачей.

8. Они никогда не предпринимают никаких действий

«Сделайте что-нибудь сегодня, и ваше будущее будет вам за это благодарно». – Лес Браун

Это правило жизни весьма простое, но неудачники игнорируют важность его последствий. Они могут очень хорошо говорить и мечтать по-маниловски с размахом, но им не хватает смелости, чтобы просто пойти вперед. Хватит мечтать о том, что будет, просто встаньте и сделайте хоть что-нибудь.

9. Они не умеют и не хотят бороться с проблемами

«Много солнца и отсутствие дождя порождают пустыню». – Арабская пословица

Проблемы велики настолько, насколько мы их такими видим. Неудачники этого не понимают и слишком быстро сдаются, потому что им трудно. Они хотят розы без колючек и роды без боли. Преодоление проблем не только приближает нас к нашим целям, но и показывает нам, насколько мы сильны. Не бойтесь победить страхи и выйти из своей зоны комфорта.

10. Они апатичны

«Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». – Откровение 3:16

Существуют люди, занимающие нейтральную позицию. Они не имеют своего мнения и не умеют принимать решения. Они не в состоянии поддерживать разговор, кроме как в какой-либо узкой сфере, с которой они знакомы.

Они считают, что все должны смотреть на жизнь исключительно их глазами. Они равнодушны ко всему, не любят читать и вообще прилагать к чему-либо свои усилия, а ещё им всегда скучно. Апатия является тихим убийцей.

Люди, которые заставляют землю вращаться, не являются исключительными и экстраординарными. В реальности они довольно просты, доступны и открыты, но ведь им удалось достичь того, чего они хотели, и удержаться на вершине.

Возможно, у вас слишком много целей, и вы хотите добиться всех этих целей, а потому считаете, что вам просто не хватает времени.

Отложите мобильный телефон, выключите компьютер, перестаньте хвататься за сто дел одновременно и попробуйте изменить направление вашей энергии и энтузиазма.

 Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!

Источник: https://flytothesky.ru/pochemu-mnogie-lyudi-tak-nichego-i-ne-dostigli/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.