Помогает ли вера радоваться жизни?

Протоиерей А. Уминский: Путь христианина: радость или печаль?

Помогает ли вера радоваться жизни?

Протоиерей А. Уминский: Путь христианина: радость или печаль?

3357     Комментариев: 0

Многим зачастую кажется, что радоваться — это очень легко. Люди, которые привыкли радоваться радостями этого преходящего мира, например, веселой музыке, хорошей пище, большой зарплате, каким-то удачам, хорошему отдыху, не понимают, что когда Апостол говорит: всегда радуйтесь (1 Сол.

5, 16), то это призыв к определенному подвигу. Потому что он сначала говорит: всегда радуйтесь, но потом добавляет: непрестанно молитесь. На самом деле эти вещи — всегда радоваться и непрестанно молиться — по своей духовной напряженности друг другу очень соответствуют.

Радоваться по-настоящему, глубоко духовно, радоваться не когда тебе весело и смешно, а наперекор всему, радоваться — как высший подвиг радости — в скорбях, в гонениях, радоваться тогда, когда кажется, что всё рушится, когда не ощущаешь очевидной и близкой помощи Божией,— это ведь очень и очень тяжело.

Человек, приходящий в Церковь понимает, что те радости, которые у него были в жизни, его больше не удовлетворяют, он ими уже не может насытиться, они не могут утолить его духовной жажды, а от каких-то «радостей» даже приходится отказаться, потому что они сопряжены с грехом.

Но радости духовной как высшему проявлению своей христианской жизни новоначальный еще не научается, и в этот момент он находится в одном из состояний, которое описывает авва Дорофей. Преподобный говорит, что есть три типа людей: одни люди живут по страстям, вторые — в борьбе со страстями, а третьи — побеждают страсти.

Абсолютное большинство христиан относятся ко второй категории, они находятся в постоянном внутреннем борении, когда человек защищается и закрывается от тех стрел, которые в него летят постоянно.

Поэтому и не удивительно, что у многих православных не такие радостные лица, как у каких-нибудь харизматов*, у которых есть необходимость возбуждать себя на радость какими-то определенными способами экзальтации: если радость взять неоткуда, значит, приходится делать вид, что тебе радостно, делать вид, что всё у тебя хорошо. Конечно, можно и играть в радость, но это не будет истинной радостью. А суть именно в том, что настоящая духовная радость — это на самом деле подвиг, труд.

Христос воскресе!

В чем же радость верующего? Сейчас идут пасхальные дни, и духовная радость имеет источником одно и то же — Христос воскресе! И если человек носит это в себе, если наполнен этим состоянием — воскресения Христова — ему и радостно всегда, что бы ни случилось: ведь он знает, что Христос воскрес. И не просто знает, он этим живет. Почему же многим людям после Пасхи становится вдруг плохо на душе? Чаще всего это происходит из-за того, что мы все время скатываемся не к той радости, обращаемся к тому, чем нас держит мир. В гости ходить, телевизор смотреть, вино пить, шашлыки жарить — ну Пасха же, разрешение «на вся»! И вдруг оказывается, что эта радость, очень для нас привычная, так быстро вытесняет ту, другую, неуловимую, великую радость о Господе, что вот ушла она, а ты с этими шашлыками остался, и так тебе горько от этих шашлыков… Так бывает.

Смеяться ли?

Внешне духовная радость может выражаться так же, как естественным человеческим образом выражается радость вообще. Ведь мы же люди. И то, что у нас есть — наш человеческий состав — не мы сами себе придумали. Если нам говорится: радуйтеся и веселитеся (Мф.

5, 12), если «богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше, играя»[1], почему же мы не можем радоваться и смеяться, как дети? О смехе же в Царстве Небесном говорится даже в заповедях блаженств — в Евангелии от Луки написано: блажени плачущии, яко возсмеетеся (см.

: Лк. 6, 21). Нельзя утверждать, что Спаситель все время плакал, хотя в Священном Писании и не упоминается, что Он смеялся.

Но можно предположить, что если Христос был человек во всей полноте человеческой природы, то и смех как свойство человеческой природы был Ему не чужд.

Ну а мы — пока люди, носящие плоть и кости, поэтому до состояния духов нам далеко. Но есть, конечно, и какие-то пределы в выражении веселья: не нужно буйной радости, с плясками и гоготаниями, но, думаю все же, что для христиан допустимы и шутка, и смех, и даже танцы, в конце концов.

Одного без другого нет

Радость о Христе и печаль по Бозе — это явления одного и того же порядка. Одно без другого не существует. Если есть истинная печаль о своих грехах, то у тебя и радость о Боге всегда бывает настоящей. Вот и всё. Другого тут ничего не придумаешь.

А покаяние, в моем представлении, должно выражаться прежде всего в трудах. Ведь когда с нами случаются грехи, и мы идем на исповедь, чаще всего мы не понимаем, что видение своих грехов — это, вообще-то, огромная радость. Мы относимся к этому совсем не так: увидели, что совершили грех,— и испугались.

И стало нам плохо: «Ах, что я сделал! А ведь если бы я по этой улице бы не пошел и такого бы человека не встретил, если бы он мне какое-то слово не сказал и я бы ему так не ответил! Какая досада, что такое со мной случилось!». Не понимаем того, что на самом деле сделали или не сделали мы этот грех — не важно.

Если какой-то грех есть во мне, то, значит, рано или поздно я его совершу. И поэтому когда случаются грехи, очевидные для нас, неправильно, если мы будем к ним относиться просто как к досадным неудачам в своей жизни или к досадным проступкам: я совершил что-то, сказал на исповеди и теперь мне это не вспомянется.

Грех — это состояние, это не поступок, но именно через поступок мы узнаем о своем грехе. И если Господь дает нам возможность так на себя посмотреть, то этому можно порадоваться и сказать: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне показал, кто я на самом деле; теперь я знаю, с чем мне бороться по-настоящему, потому что я считал себя одним, а на деле я другой.

И даже если я вчера этого не сделал, завтра не сделаю, то сегодня-то совершил, а если не совершил сегодня, то послезавтра это со мной может случиться, потому что этот грех во мне, и пока я его не исторгну, он так и будет меня бороть».

Если говорить о том, что иногда у людей печаль о грехах выражается в некоторой мрачности и отчужденности, то тут все приходит с духовным опытом, с обретением какой-то трезвенности.

И потом все-таки, что веселиться-то, когда мы плохие? Действительно, хочется о себе немного и поплакать. И мне кажется, это нормальное состояние, когда человек может вот так, всерьез, поскорбеть о том, какой он на самом деле.

Ведь и борьбы с грехом не будет, если мы будем легко к этому относиться — а, подумаешь, что такого! — и тогда ничего с нами и не случится, никакой перемены.

Болезнь нашего времени

Человек может жить так, что он и радости не радуется, и в скорбях не скорбит. Бывают также люди болезненные, мнительные, которые слишком усугубляют свое положение, считают, что у них самый тяжелый крест. Людей, умеющих истинно духовно радоваться все-таки меньше.

Но, наверное, неправильно было бы ставить вопрос: чего больше в духовной жизни — скорби или радости. Вот Вход Господень в Иерусалим — это скорбь или радость? И христианство оно всё такое. Ведь «прииде Крестом радость всему миру»[2], поэтому здесь никак нельзя одно от другого отделить.

Вопрос в том, чтобы не впасть в крайности: радость — это та радость, которая освещает мир человека, а печаль не должна становиться унынием… Печаль и уныние — разные вещи.

Вообще уныние — это диагноз современного мира. Уныние, пустота… Мировая культура, начиная с первых лет ХХ века, постепенно превратилась в культуру уныния, хоть и с очень яркими высокохудожественными образами.

Есть природа человеческая, и законы этой природы известны: человек рядом с Богом — он полон жизни, человек отступает от Бога — он близится к смерти. Вот и человечество. Оно живет ровно по тем же самым законам: каков человек, таково и человечество — общество.

А уже вещи глобальные — такие, как культура, общественная жизнь,— исходя из этого, естественным образом и выстраиваются. Культура дает возможность нам, как по лакмусовой бумажке, смотреть, что сейчас происходит в человечестве.

Например, культура андеграунда — это культура уныния, депрессии, даже если она и вплавляется иногда в некий христианский контекст. Постмодернизм — это типичная, ярко обозначенная совершенная депрессия и такой цинизм, который рождает еще большее уныние.

Отсутствие каких-либо ориентиров вообще, отсутствие любого духовного труда, вся эта музыка попсы, мода и гламур — это тоже очевидный признак уныния. Особенное представление об унынии — это популярность «Кривых зеркал», «Аншлагов» и подобного.

«Ад всесмехливый»[3], который ужаснулся, когда в него вошел Господь. «Ад всесмехливый» вот такое лицо приобретает… Да, это данность — так, как есть сегодня. Но будем помнить, что Господь все-таки ад сломил, победил!

Светлые люди

Это те люди, которые уже прошли долгий путь к Богу. Такие есть. Знаю одну женщину, у которой сын погиб при Норд-Осте, я каждый год с ней встречаюсь и служу панихиды. Как-то недавно мы с ней сидели, вспоминали эти события, и в какой-то момент она вдруг произнесла: «Вот сейчас я могу сказать, что я Богу за всё благодарна».

Или другой случай, тоже одна моя старинная прихожанка, у которой дочка, когда ей было двенадцать лет, пропала, а через несколько дней ее нашли убитой. Она тогда ждала своего шестого ребенка, потом брала на воспитание сирот,— и вот она сказала: «Я так боюсь за того человека, который это сделал с Настенькой, я так за него боюсь, мне так за него страшно!».

Эта женщина смогла молиться за него.

И дело не в силе души — они слабые. И это абсолютно простые люди — вовсе не святые, не монахи, не подвижники, да никем подобным они себя и не мыслят. Никакой особо высокой духовной жизни, в нашем понимании, они не ведут. Их сила — доверие Богу. Именно поэтому они смогли такие вещи пережить в себе особенным образом.

В какой-то момент, когда у человека не остается ничего, на что можно надеяться,— скажем, человек сидит дома пять дней, а в Норд-Осте происходят ужасные вещи, или другой случай: сколько дней родители искали свою Настю и не находили,— то можно либо сойти с ума, либо полностью предаться в волю Божию.

Второй путь и делает человека сильным.

И люди могут чем-то помочь в бедах. Однако нельзя специально искать тех, на кого можно переложить свою скорбь. Просто всегда находятся и будут находиться люди, которые согласны взять часть скорби на себя, разделить ее, и тогда боль, конечно, уменьшится. И, что удивительно, они ведь сами приходят. И если радость при разделяющих радость множится, то скорбь при разделяющих ее — утоляется.

Дар Божий

Радость в скорбях человек не сможет в себе сохранить и как-то возделать, если он не пройдет определенный путь испытаний. А если в момент испытаний не полностью доверится Богу и все время будет спрашивать: «За что мне такое, почему это со мной приключилось?», то он никогда не будет радоваться скорбям.

Но если Бог вразумит человека и даст ему силы и такую веру, что человек сможет Ему безоглядно довериться, перестать себя жалеть,— вот тогда будет радость духовная, тогда она может так человека наполнить, что он и скорби не будет чувствовать.

Да, он будет понимать умом, что в его жизни есть какие-то тяжелые, горестные обстоятельства, а вот тяжести от этой скорби он не будет испытывать. Поэтому радость в скорбях — это уже дар Божий.

Записала Татьяна Бышовец

[1]  Канон Пасхи, глас …, тропарь 4-й песни.

[2] Из стихиры Пасхальной утрени «Воскресение Христово видевшее…».

[3] Из стихиры на Господи воззвах на вечерни Великого Пятка, глас 2, самогласен: «…ад всесмехливый, видев Тя, ужасеся…».

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5400

Христианская радость — как ее достичь?

Помогает ли вера радоваться жизни?

Христианская радость — почему Библия призывает быть радостными и как этого достичь? Строгие, хмурые, несчастные. От людей светских нередко можно услышать, что верующие выглядят именно так. Да, возможно, мы сами и даем порою повод так думать. Между тем в Священном Писании радость не просто возвещается — она заповедуется.

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил 4:4) — призывает святой апостол Павел. Сам Господь велит радоваться и веселиться перед лицом гонений (Мф 5:12), радоваться тому, что наши имена написаны на небесах (Лк 10:20).

Среди плодов Святого Духа на втором месте — сразу после любви — стоит радость: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22, 23).

Царство Божие отличает радость: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17).

Перечислять все библейские призывы к христианской радости можно долго — в наши дни несложно поставить себе программу вроде «библейской цитаты» и набрать в строке поиска соответствующее слово.Это повеление нам может показаться странным.

Мы привык­ли к тому, что радость или уныние — это результат каких-то внешних, не зависящих от нас воздействий. Выиграли миллион в лотерею — радуемся, узнали, что это ошибка, огорчаемся.

Иногда люди пытаются себя чем-то обрадовать — покупками, развлечениями, едой, хорошо, если не выпивкой.

Но Писанием много раз заповедана христианская радость. Это что-то, что зависит от нашей воли; что-то, что мы должны делать, а не просто переживать. Ведь то же и с заповедью о любви. В современном языке любовь — чувство, эмоция, переживание, которое находится не в нашей власти; Библия, однако, заповедует нам любить.

Хочу, но не буду!

О чем же идет речь? В нашей ли власти радость? Косвенно — да. Человек не может моментально создать зрелые колосья на своем поле, но он должен трудиться, сажать семена и выпалывать сорняки. Радость требует терпения и упорства, ее надо выращивать, как растение, и, что очень важно, ее не надо убивать.

Наши эмоции связаны с нашими отношениями. Если вы встретили человека, которого вы любите — или хотя бы питаете к нему дружескую симпатию, — вы обрадуетесь. Если встретите человека неприятного — огорчитесь. Эта реакция почти непроизвольна.

Что произвольно — так это выбор: культивировать в себе любовь и симпатию или, напротив, раздражение и неприязнь. Определенное отношение к людям, к произведениям культуры, к стране, к природе, к жизни вообще будет порождать радость или уныние.

Христианская радость — созидать ее в себе — это труд, он требует упорства и настойчивости. Мы не можем ни взяться за него, ни тем более преуспеть в нем без помощи Святого Духа — но мы должны хотя бы перестать Ему противиться.

Парадокс нашей падшей природы в том, что мы отчаянно хотим счастья, но делаем все, чтобы стать несчастными. Так и с радостью: да, мы хотим радости, но в то же время делаем все, чтобы убить ее.

Что убивает радость?

Радость убивает грех. Пожалуй, наиболее яркий пример — те же алкоголь и наркотики, которые не увеличивают радости в жизни человека. Вслед за короткой эйфорией следует еще более глубокий эмоциональный спад.

Люди, которые советуют человеку в состоянии подавленности и уныния «выпить для поднятия настроения», ужасно ошибаются: наибольшее число самоубийств совершается именно под влиянием алкоголя. Он только усугубляет уныние и доводит человека до отчаяния.

Но это верно в отношении любого греха: человек думает, что он наконец-то найдет радость, что ворованные деньги или блуд сделают его счастливым, но это опять оказывается не так. Люди часто говорят, что христианство требует отказаться от «радостей жизни».

Это верно с точностью до наоборот — христианство требует отказаться от того, что убивает радость.

Один из грехов, убивающих христианскую радость немедленно, прямо и непосредственно, — это ропот. Гневные претензии к Богу, к людям, к обстоятельствам, ворчливое недовольство всем, старательно подогреваемое чувство личной обиженности и обойденности. Парадокс: человек ропщет из-за того, что он несчастен, но он не может быть счастлив именно потому, что он ропщет.

Никакие перемены обстоятельств не могут ему помочь — просто человек, который раньше ворчал на слишком жидкую кашу, будет ворчать на слишком мелкие бриллианты. Радость невозможна без смиренного и благодарного сердца — как говорит апостол, всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).

Есть и другое, от чего убивается христианская радость — гнев, ярость и осуждение в отношении других людей. Загляните в Интернет — как люди разгневанны! И как они унылы!

В социальных сетях очень хорошо видно, как люди (не исключая и нас самих) культивируют состояние, совершенно несовместимое с радостью, — раздражение, бессильный гнев, страхи, ненависть и презрение. Складывается впечатление, что самое доброе и благочестивое, что есть в социальных сетях, — это фотографии котиков.

Глядя на котика, можно улыбнуться; он пушистый, его любит хозяин или хозяйка. Остальное, по большей части, — это выражение горечи, гнева, враждебности и презрения. «Они (это может быть кто угодно, от «путинистов» до «евромайданеров» и от фундаменталистов до обновленцев) мерзавцы и негодяи, враги и злодеи.

Они зубы точут и съесть нас хочут. Вот мерзавцы-то!»

Человек открывает браузер, чтобы проглотить новую порцию уныния, неприязни и гнева, и, в свою очередь, добавить свою порцию раздражения и враждебности в общую атмосферу. Это происходит как бы автоматически — никто не ставит себе обдуманной цели: «поработаю-ка я сегодня над разрушением радости и доверия, понасаждаю-ка уныние и злобу».

Но в реальности происходит именно это. Первородный грех означает, в частности, что все настройки «по умолчанию» у нас выставлены неправильно, и если мы им последуем, они превратят нас в обитателей ада. Мы должны сознательно отказываться от уныния и злобы и выбирать любовь и радость.

Поэтому путь к христианской радости — это покаяние. Осознание своих грехов, их исповедание, усилия, направленные на то, чтобы исправить свою жизнь. Когда мы негодуем на чужие грехи, мы приходим во все большее уныние; когда осознаем свои и раскаиваемся в них — мы меняемся и становимся способными радоваться. Мы становимся почвой, на которой радость растет.

Как избавиться от чувства вины?

Как-то я видел ролик о том, насколько сильно может внешность человека изменить то, как его видят окружающие — и как он сам видит себя.

Грязного, заросшего бродягу в лохмотьях отмыли, постригли, побрили и переодели в чистую и приличную одежду — и он стал выглядеть совсем по-другому, даже выражение его лица стало совсем иным. Он больше не походил на бродягу внешне, не чувствовал себя бродягой — да и не был больше бродягой.

Он оставил прежнюю жизнь — как это делает новообращенный христианин. Но обращение ко Христу — это не переодевание; это очень глубокая перемена во всем.

Мы приобретаем не только новые убеждения, но и новую жизнь. Слово Божие сравнивает это с новым рождением — или даже новым сотворением.

Вспомним слова Апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян 2:38).

Крещение означает не только прощение грехов, но и дар Святого Духа — сам Бог входит в нашу жизнь, чтобы мягко, терпеливо и вместе с тем могущественно изменять ее изнутри.

Наша беда не только в том, что мы виновны, но и в том, что мы испорчены — и устроим ад в любом раю, куда нас пустят. И вот Святой Дух трудится над нашим преображением и исцелением, чтобы сделать нас из адских существ — райскими.

Как сказал блаженный Августин, «Бог создает нас, т. е.

образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатью, чтобы мы были новым творением во Христе Иисусе».

Подлинное обращение всегда проявляется в перемене жизни.

Святой апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:9–11).

Святой апостол пишет о людях, которые вели явно аморальный, а то и преступный образ жизни, попирая заповеди Божии. Он предупреждает, что такая жизнь ведет к погибели.

Но после этих суровых слов он пишет о том, что именно такими были и некоторые из коринфских христиан — но теперь они «омылись, освятились, и оправдались», очевидно, оставив прошлые безобразия в прошлом.

Эти люди покаялись — порвали с прежними грехами, выставили их за дверь, спустили с лестницы, выгнали и велели не возвращаться. С одной стороны, покаяние — это событие.

Однажды в жизни мы принимаем решение довериться и покориться Господу, перейти под Его власть, встать на путь спасения. Мы признаем перед Ним, что мы были неправы, когда пытались сами распоряжаться своей жизнью, просим прощения — и принимаем его через Таинство Исповеди.

Но, с другой стороны, покаяние — это также и процесс. Мы плывем по бурному и опасному морю, нас постоянно сносит, мы все время должны возвращаться на правильный курс. Когда мы согрешаем, мы должны признавать это, просить прощения и принимать его.

В обычном языке слово «покаяние» часто ассоциируется с чувством вины и унижения; в Священном Писании оно связано, ровно наоборот, — с избавлением от вины.

Например, в 31-м псалме верующий говорит о том, как его тяготил неисповеданный грех: Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху (Пс 31:3,4).

Но когда он исповедался, то обрел покой и радость: Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.

За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.

«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс 31:5–8).

Слово Божие много и настойчиво убеждает нас, что всякий, кто обратится к Господу с покаянием и верой, будет прощен и принят — независимо от того, как долго или как тяжко он грешил.
Как говорит Бог через Пророка, Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис 44:22).

Бог прощает радостно, охотно, и навсегда: Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис 54:9, 10).

Но христианская жизнь — это не только (и даже не столько) избавление от грехов, сколько, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжание Святого Духа», один из плодов которого — радость.

Жизнь на фоне неба

Христианская радость не означает игнорирования греха и трагедии нашего падшего мира. Христос и апостолы знали, что такое грех, злоба, несправедливость и страдание, гораздо лучше нас.

Для них Распятие было не картинкой в книге, а тем, что они видели своими глазами — и пережили сами. Радость означает, что мы живем в гораздо более обширной картине реальности, где все происходящее воспринимается на определенном фоне.

Мы знаем, что мир создан Богом и Бог направляет его к определенной цели. Что Бог любит свое падшее творение и непрестанно трудится над его восстановлением — и Он достигнет Своей цели.

Мироздание и род людской будут восстановлены в гораздо большей радости и славе, чем та, которую мы утратили в грехопадении. Мы знаем, что над нами есть Небеса, исполненные беспредельной любви и ликования.

Мы знаем нечто очень важное о мире, в котором живем, — это сотворенный, падший и искупленный мир, который Бог приведет к вечной радости. И эта вечная радость уже просвечивает через завесу этого мира — и именно в ее свете мы должны видеть и мир, и себя, и все вокруг нас.

Как говорит апостол, Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол 3:1, 2). Прямо сейчас, с нами и над нами — Ангелы, Святые, Матерь Божия, Христос. Мы находимся в огромном собрании друзей, братьев, отцов и матерей.

Мы не видим их телесными нашими очами — а увидим, когда выйдем из тела и водворимся у Господа, — но нас-то видят очень хорошо. И обращенные на нас взгляды с небес полны любви и радости. Они видят то, чего мы пока не видим, — но уже знаем. Христос воскрес и даровал нам вечную жизнь. Верой мы поселяемся в этом мире вечной радости и верой несем эту радость другим.

А вера — это не переживание и не мечтательность; это каждодневное усилие, которым мы отказываемся от лжи, уныния и злобы и избираем истину, любовь и радость.

Сергий Худиев

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/xristianskaya-radost-kak-ee-dostich/

Жизнь без радости — что мешает быть счастливой

Помогает ли вера радоваться жизни?

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня поговорим на тему, жизнь без радости и что мешает быть счастливой. Как с этим бороться и устранить помехи, что бы жить полноценной и счастливой жизнью. На эту тему написано много статей и снято фильмов. Но проблема остается и даже прогрессирует в нашем современном обществе.

Мы все время спешим, куда-то торопимся, забываем наслаждаться и получать удовольствие от настоящей жизни.

Если мы не можем радоваться сегодня, мы не сможем радоваться никогда. Если мы ждем благоприятных условий для радости, мы будем ждать их до самой смерти. Если мы хотим радоваться, надо начинать радоваться сегодня, сейчас!

Этот вопрос, что крадет радость жизни, я стала задавать себе все чаще и чаще, изучила, а практику по устранению помех применила на себе. Мне помогло, хочу поделиться с вами.

Что крадет радость жизни

Всегда нужно понимать, что Бог нас создал для счастья и радости, и все для этого у нас есть!

Пессимизм

Пессимизм является одной из главных причин потери радости жизни. Пессимисты видят только плохую сторону жизни и находят в любом событии только плохое, хорошее же остается за кадром.

Устранение – ищите во всем, что происходит вокруг вас, хорошее. Оптимизм и вера в хорошее, позволяют радоваться жизни и быть счастливыми. Давайте включим позитив.

Например: перегорела лампочка – буду менять, протру люстру; проснулись утром – радуйтесь, наступил новый день, жизнь продолжается. В этом духе продержитесь недельку, вы заметите изменения в хорошую сторону.

Позитив, притягивает счастье, а негатив – горе.

Настроение улучшится, от происходящего вокруг вас вы начнете получать удовольствие и радость.

Оптимизм – это не жизнь в вымышленном мире, в котором никогда не происходит ничего трагичного; жизненный оптимизм – это уверенность в том, что трагедия не является концом жизни и лучшее еще впереди.

Оптимизм – это способность пережить жизненные трагедии, видя перед собой более важную реальность. Ведь опыт, приобретенный благодаря пережитому, мы получили не зря, мы используем его для своих будущих побед. Мы обязательно будем вознаграждены – наши усилия воли спустя некоторое время принесут добрые плоды!

Зависимость от мнения окружающих

Зависимость от мнения окружающих мешает жить и радоваться жизни. Сколько людей, столько и мнений. Как бы вы не поступили, какой шаг не сделали, на это будет несколько мнений. А самое главное, эти мнения ничего не меняют, это просто мысли разных людей, реакция на ваши действия и поступки. мнений зависит от уровня интеллекта человека, духовности.

Дорогие мои, не обращайте внимания на мнение окружающих, и жизнь будет налаживаться, вот увидите! Если конечно ваш поступок не является преступлением века.

Если о вас говорят, значит вы живете, вы интересны людям, они тратят на вас свое время. Обсуждая вас и то, что вы делаете или не делаете, люди, не зная того, посылают вам хорошую энергию, а сами теряют ее.

Вы себя не любите

Вы себя не любите, как же вам радоваться жизни.

Люблю всех родных, помогу всем нуждающимся, я не могу на себя тратить время, есть более важные дела, обойдусь без того или другого, для себя потом сделаю. Лично я всегда так раньше поступала и думала, что это правильная жизненная позиция. Это хорошо когда человек заботится о других, готов протянуть руку помощи. Но оказалось, что прежде нужно полюбить себя и помочь себе стать счастливой.

Полюбите себя, дарите себе подарки, устраивайте себе праздник, поймите, что вы достойны лучшего, что вы такая одна, неповторимая, чудесная и очаровательная. Останавливайтесь, радуйтесь жизни, улыбайтесь себе почаще. От всего этого происходит удивительные процессы и Вселенная посылает вам счастливую и радостную жизнь.

Запомните, это не эгоизм, это любовь к себе. В лучах этой любви будут греться ваши родные и близкие люди.

Это три основных фактора, которые крадут радость к жизни. Существует еще множество помех и причин мешающих жить полноценной и счастливой жизнью. Но если вы справитесь с перечисленными тремя, остальные устранятся по ходу действия.

Потеря радости жизни зависит

  • Вы не учитесь на своих ошибках, а повторяете одну за другой.
  • Нет цели в жизни, плывете по течению.
  • Обижаетесь (читать статью — как перестать обижаться).
  • Откладываете дела на потом и накапливаете груз, который давит вас и не дает жить.
  • Нет духовной жизни.
  • Не отдыхаете и не расслабляетесь.
  • Не любимая работа.
  • Лень, скука и равнодушие.
  • Консерватизм.
  • Болезни. Здоровый образ жизни и позитивное мышление, путь к здоровью.
  • Живете прошлым (читать статью — как перестать жить прошлым). Отпустите, жизнь здесь и сейчас.
  • Окружение себя несчастными людьми.

Мои дорогие, если у вас не получается радоваться жизни, и она пролетает мимо, а вы все думаете, что когда-то придет время, и вы начнете жить. Учитесь радоваться и получать удовольствие от каждого мгновения, часа, дня.

Поверьте, не наступит это время, и жизнь будет откладываться на потом. Попробуйте начать радоваться жизни сейчас, в эту минуту. Найдите 5 вещей в своем доме, которые заставят вас улыбнуться и испытать радость.

Продолжайте это делать каждый день, находите 5 объектов в своей жизни, которые излучают маленький или большой свет радости.

 — как получить удовольствие от жизни

Сайт «Я селяночка», желает вам счастливой и радостной жизни! Если статья «Жизнь без радости — устраняем помехи» была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки социальных сетей. Буду рада видеть ваши мнения на эту тему и комментарии.

Источник: https://vaneevasdorove1.ru/chto-kradet-radost-zhizni-ustranyaem-pomehi/

Как вера в любящего Бога влияет на радость жизни | Милосердие.ru

Помогает ли вера радоваться жизни?

В XXI веке проведено уже не одно масштабное исследование о связи религиозной веры и счастья. Самое последнее было закончено летом 2017 года в Техасском университете. Ученых интересовали исключительно люди пожилого возраста – старше 65 лет. Среди тысячи испытуемых были христиане, убежденные атеисты и те, кто отошел от веры.

Исследователи с помощью специально составленного опросника оценивали их оптимизм, уверенность в себе и удовлетворенность жизнью.

Самыми счастливыми оказались те, кто молится – регулярно и внимательно.

И чем более частой и cосредоточенной была их молитва, тем более оптимистичными, уверенными и довольными жизнью оказывались старички.

В общем-то ничего нового техасские ученые не открыли. Только подтвердили то, что человечество знает уже две тысячи лет, а ученые за последние 20 доказали не один десяток раз – с цифрами и фактами.

В  2009 году Журнал старения и здоровья (Journal of Aging and Health) опубликовал результаты опросов 791 человек. На протяжении восьми (!) лет эти люди скрупулезно отвечали на вопросы ученых о своем настроении.

Удалось доказать, что посещение храма обладает защитным для психики действием и с возрастом верующие участники эксперимента  испытывали значительно меньше эмоциональных проблем, чем их неверующие или не ходящие на службы ровесники.

И это лишь одно из десятков и сотен аналогичных исследований.

Сотрудники факультета психиатрии и поведенческих наук Даремского университета (США) проанализировали 115 статей о связи религии и склонности к депрессии, тревожности, зависимостям и суициду. В 92% этих научных трудов, написанных не позднее 2008 года,  доказывается положительное влияние религиозности на психическое здоровье человека.

Счастье в цифрах  

Институт Гэллопа (Gallup) на протяжении трех лет измеряет качество жизни американцев – в субъективном ощущении. Для этого используется специальный «индекс счастья» (Well-Being Index, WBI), созданный на основе работ  лауреата Нобелевской премии Дэниела Канемана (Принстонский университет) и Эда Денера (Университет штата Иллинойс).

Исследование, в котором принимает участие более полумиллиона человек, опять же демонстрирует, что верующие меньше склонны к тревоге, депрессии и больше довольны жизнью, чем неверующие. Причем, чем глубже вера, тем выше WBI. Как измеряли ученые эту глубину? Очень просто, на основании двух вопросов: «Как часто вы посещаете храм?» и «Насколько важное место занимает вера в вашей жизни?».

Россия по индексу счастья находится лишь на 122 месте.

По  данным ВЦИОМ, среди «факторов счастья» у россиян доминируют благополучие в семье (29%), наличие детей и внуков (18%) и в целом удавшаяся жизнь (17%).

Быт и успех тут ни при чем

Фото с сайта nnm.me

Отечественных исследований, посвященных зависимости ощущения счастья от веры и религиозности, к сожалению, очень немного. Одним из самых масштабных можно считать работу православного психолога Наталии Ининой (МГУ).

В статье, опубликованной в журнале «Консультативная психология и психотерапия» в 2011 году (№ 3. С.

114–132), она рассматривала субъективные представления людей о вере, используя качественные методы исследования (опросы, направленную беседу и т.д.)

Одной из целей работы было как раз изучить связь «между формами веры и субъективным представлением о счастье». Участники беседы размышляли на следующие темы (помимо прочего): «Что значит для вас счастье?», «Считаете ли вы себя счастливым человеком?», «Связаны ли для вас переживание веры и переживание счастья?».

Типичными ответами здесь были: «вера — это искреннее стремление к высокому осознанию счастья и полноты»,  «вера — это возможность быть по-настоящему счастливым» и т.д.

Темой другой беседы стало непосредственно наличие или отсутствие связи между понятиями «вера» и «счастье».

Испытуемых поделили на две группы: студенты православного университета и люди разных возрастов с высшим образованием. В первой группе все ответили на вопрос о наличии связи между «верой» и «счастьем» утвердительно.

Типичными ответам были: «счастье вытекает из веры», «вера – условие переживания счастья», «вера выводит к счастью».

«Верующие испытуемые рассматривают свою веру как некоторый идеальный духовный план жизни, общий для всех людей, — пишет Инина.

— Это переживание позволяет им соотносить собственную жизнь с чем-то существенно большим, чем сам человек, дает силы чувствовать себя счастливыми, несмотря на трудности и проблемы.

При этом представление о счастье у религиозных людей не связано с чем-то относящимся к собственной жизни (благополучие, здоровье, удача). Для них это состояние напрямую связанно с их верой, порождаемо ею».

Религии радостные и не очень

В 2013-м году кандидат социологических наук из Иваново Инна Кодина решила изучить связь между счастьем и религиозностью исключительно у студентов – российских, украинских и киргизских.

189 молодым людям было предложено написать эссе, которые и легли в основу выводов социолога.  Главный из них звучит так: «Факторы счастья гораздо глубже и деликатней, чем лежащие на поверхности материальные и социальные причины.

Одним из них выступает религия».

Российские студенты чаще остальных отмечали, что полностью счастливым человек может быть только «в своей религиозной среде».

Киргизские в этом отношении были абсолютно единодушными. Наиболее счастливой религией они считают, разумеется, ислам.

Российские студенты назвали самой счастливой верой Православие (а также вообще христианство) и буддизм.

А вот индуизм, по их мнению, никакой радости не приносит. Украинские студенты затруднились назвать самую «счастливую» религию.

Студентка университета штата Пенсильвания Шина Йенгар для своей дипломной работы выбрала похожую тему. Она пришла к выводу, что чем ортодоксальнее религия, тем большим оптимизмом обладают люди, ее практикующие. Таким образом, православные и католики оказались более счастливыми людьми, чем разного рода протестанты.

Пластика мозга делает нас добрее

«Нервные клетки не восстанавливаются!» —  помните усвоенную с детства «аксиому»? Между тем, уже довольно давно ученые доказали, что никакая это не аксиома, а самый что ни на есть миф.

Углубляться в механизмы явления, известного под названием «нейропластичность» мы не станем (не место столь сложным материям в коротком тексте о психологии и статистике).

Говоря предельно упрощенно, представляет оно собой способность одних нейронов заменять собой другие, восстановление утраченных связей между ними.

Более того, разные участки мозга могут изменять свою структуру под влиянием мысли — или молитвы. У тех, кто молится, «тренируются» и укрепляются части мозга, отвечающие за снижение тревожности, депрессии, улучшение душевного здоровья в целом, а также чувства радости, получаемой от жизни.

Два нейробиолога –  Эндрю Ньюберг и Марк Уолдман — на основе своих исследований данного явления написали книгу «Как Бог изменяет ваш мозг» (How God Changes your Brain).

Немаловажный факт: оба доктора являются людьми неверующими, что в свою очередь, делает результаты их работы особенно заслуживающими доверия.

В книге они основываются на данных МРТ, КТ и прочих современных методов сканирования мозга.

Основной вывод:

вера в любящего Бога стимулирует переднюю поясную кору головного мозга (ППК). Именно здесь мы принимаем решения, этот участок отвечает за наши эмоции, за способность к эмпатии.

Как пишут Ньюберг и Уолдман, молитва, «стимулируя активность ППК, делает человека более чутким и внимательным к чувствам других людей».

Однако религии, в которых Бог предстает грозным и карающим, напротив, способны пагубно влиять на развитие ППК.

«Религиозные практики, основанные на страхе, — продолжают исследователи, — вносят нарушения в этот участок мозга, что приводит к равнодушию или даже агрессии по отношению к окружающим».

Доктор Ньюберг и доктор Уолдман склонны считать, что такие религии могут вызывать симптомы, полностью идентичные проявлению посттравматического синдрома.

Депрессия и прочие ужасы

Фото с сайта salon.com

В 2012 году в Американском журнале психиатрии (American Journal of Psychiatry published) были опубликованы результаты еще одного долгосрочного исследования, призванного выяснить, влияет ли религиозность на возникновение и протекание глубокой депрессии.

В его ходе опрашивались не сами страдающие депрессией или находящиеся в группе риска люди, а их взрослые дети. Многие вещи со стороны понятнее, особенно когда речь идет о психическом заболевании.

Вывод, к которому пришли социологи за 10 лет опросов: у людей, принадлежащих к традиционным христианским конфессиям, риск впасть в тяжелую депрессию ниже на 76%, чем у всех остальных.

Несколько ранее ученые проанализировали 147 независимых исследований, посвященных этой теме. Вывод: чем более религиозен человек, тем меньше симптомов депрессии он испытывает в течение своей жизни. И эта связь становится более отчетливой в критические периоды жизни. (Подобный феномен называют «эффектом буфера»).

Верующие люди спокойнее переносят неожиданные несчастья, сваливающиеся на них и вообще непредсказуемость бытия. Согласно опросам, люди религиозные лучше справляются с самыми трагическими и сложными ситуациями жизни: смерть близкого человека, развод, рождение «особого» ребенка, инвалидность,  тяжелая болезнь, потеря работы.

Поскольку «все болезни от нервов», физическое здоровье у верующих тоже лучше, чем у неверующих. А болея, они легче переносят страдания.

В Техасе продолжают изыскания

Два года продолжалось исследование, инициированное Университетом Дьюка и фондом Темплтона. Цель его заключалась в определении связи между удовлетворением от жизни и религией.

Здесь, правда, дело ограничилось приверженцами методистской церкви США. Возглавлявший работу доктор Роберт Мак-Кеон определенно заявляет, что религия оказывает на здоровье – в том числе, и психическое — положительное воздействие.

Но вот вопрос, отчего так происходит, ставит их в тупик.

Ответ пытаются найти те самые техасские ученые, с которых мы начали рассказ.

Ученые решили, что все дело в общении и социальной поддержке, которую чувствуют люди, ходящие на церковные службы.

Как минимум раз в неделю они встречаются с близкими друзьями, разделяющими их взгляды на мир – в этом все дело, уверены остинцы.

И чем чаще люди посещают службу, тем выше их уровень удовлетворенности жизнью. Этот факт исследователи считают доказательством того, что именно церковное общество оказывает столь благотворное воздействие на психику респондентов.

Впрочем, здесь они натолкнулись на небольшое препятствие, которое надеются ликвидировать в ходе дальнейшего изучения вопросов.

Отчего-то среди ровесников этих прихожан, активно вовлеченных в жизнь местного «комьюнити», но не посещающих храма, счастливых людей оказалось несколько меньше.

«Не исключено, что здесь действует еще какой-то механизм, который нам еще предстоит обнаружить», — итожат исследователи.

Какой, интересно?…

Использованы источники:

US National Library of Medicine National Institutes of Health

psyjournals.ru

dailymail.co.uk

christianforums.com

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-vera-v-lyubyashhego-boga-vliyaet-na-radost-zhizni/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.