Портрет гения: что объединяет самых умных и креативных людей мира

Содержание

«Взлом креатива»: как мыслят гении и почему интеллект – не главное

Портрет гения: что объединяет самых умных и креативных людей мира

Леонардо да Винчи считал: чтобы обрести знания о форме проблемы, нужно сначала понять, как преобразовать ее максимально разными способами. Он полагал, что первый взгляд на проблему, по определению, слишком предубежденный, потому что это обычный способ видеть вещи.

Мастер смотрел на задачу сначала под одним углом зрения, а потом под несколькими другими. С каждым разом его понимание становилось все более глубоким, и он начинал видеть суть дела. Такую мыслительную стратегию Леонардо называл saper vedere, то есть «знать, как смотреть».

Гениальность часто проявляется в том, чтобы найти новый подход. Теория относительности Эйнштейна — по сути, описание взаимодействий различных перспектив. Фрейд «переформулировал» проблему, чтобы изменить ее смысл, — поместить не в тот контекст, в котором ее привыкли воспринимать.

Например, определив бессознательное как «инфантильную» часть разума, Фрейд помог пациентам изменить способ мышления и реакции на собственное поведение.

Один из многих способов, которыми наш разум пытается облегчить жизнь, — создание первого впечатления о ситуации. Как и первые впечатления о людях, наши беглые взгляды на проблемы и ситуации обычно узкие и предубежденные.

Мы видим только то, что привыкли видеть, и стереотипное мышление препятствует ясному рассмотрению задачи и работе воображения. При этом не возникает сомнений в правильности подхода, поэтому мы так и не понимаем, что именно происходит.

Утвердившись в одной точке зрения, мы отсекаем все остальное. У нас возникают идеи определенного рода, но только они, а не какие-то другие.

Представьте, что парализованный человек, который изобрел инвалидное кресло, определил свою задачу фразой «Чем занять время, пока я лежу в постели?», а не идеей «Как выбраться из постели и передвигаться вокруг?»

Нужно освободиться и научиться видеть то, чего вы не ищете

Присматривались ли вы к колесам железнодорожного состава? У них есть фланцы, то есть выступы изнутри, препятствующие соскальзыванию поезда с рельсов. Изначально таких фланцев в вагонах не было. Вместо этого ими были снабжены рельсовые пути.

Проблема железнодорожной безопасности звучала так: «Как сделать пути безопаснее для прохода вагонов?» Сотни тысяч миль железнодорожного полотна были выпущены с ненужными стальными выступами.

Только после того, как постановка вопроса изменилась и стала звучать иначе: «Какими нужно делать колеса, чтобы они более твердо соприкасались с полотном?» — было изобретено колесо с фланцами. Начнем с того, что вообще полезно формулировать проблемы определенным образом. Запишите задачу, стоящую перед вами, в виде вопроса.

Используйте фразу «Какими способами я могу…» для начала предложения: это называется пригласительным шаблоном и помогает не зациклиться на формулировке проблемы, допускающей единственное толкование. Например, вычеркните из абракадабры, приведенной ниже, шесть букв, чтобы получилось обычное слово.

Ш т в е с о т р и ь б т у к ь в

Если сформулировать проблему словами «Как вычеркнуть шесть букв, чтобы получить существующее слово?», решить это упражнение будет нелегко.

Однако если поставить вопрос так: «Какими способами я могу вычеркнуть шесть букв, чтобы получить существующее слово?» — на вас, возможно, снизойдет вдохновение, и вы подумаете о целом ряде альтернативных решений, в том числе и о вычеркивании букв, составляющих слова «шесть букв», чтобы получилось слово ТВОРИТЬ.

У маленького Эйнштейна был любимый дядюшка Якоб, который учил его математике, меняя внешний вид заданий. Например, из алгебры он делал игру — охоту на маленькое загадочное животное (Х). В результате выигрыша (если задача решалась) Альберт «ловил» зверя и называл его истинное имя.

Изменив содержание задач и превратив математику в игру, Якоб учил мальчика подходить к проблемам как к игре, а не как к работе. Впоследствии Эйнштейн концентрировался на своих занятиях с той же интенсивностью, которую большинство приберегают для игр и хобби. Рассмотрим последовательность букв FFMMTT. Возможно, вы определите ее как три пары букв.

Если предложат строку KLMMNOTUV, вы, скорее всего, посчитаете ее тремя тройками букв. В каждом случае буквы ММ будут восприниматься по-разному — как члены одной или разных групп. Если написать только буквы ММ, у вас не возникнет никаких причин не рассматривать их как пару букв.

Именно информационный контекст влияет на решение и порой убеждает отказаться от изначального варианта в пользу какого-то другого.

Чем чаще удастся ставить вопрос иным образом, тем больше шансов на то, что понимание проблемы изменится и обретет глубину. Когда Эйнштейн решал какую-либо задачу, он считал нужным переформулировать ее максимальным числом способов.

Однажды на вопрос, что бы он сделал, если бы узнал об огромной комете, которая через час врежется в Землю и полностью разрушит ее, Эйнштейн ответил, что потратил бы 55 минут на формулировку задачи и пять минут — на решение.

Утверждения Фрейда о подсознательном кажутся большим научным открытием, но ведь на поверку это просто представление темы иным способом. Коперник или Дарвин открыли не новую теорию, но прекрасную новую точку зрения.

Прежде чем приступить к мозговому штурму задачи, переформулируйте ее по меньшей мере пятью или десятью способами, чтобы исследовать с разных углов зрения. Акцент нужно делать не столько на правильном, сколько на альтернативном определении проблемы. Рано или поздно вы найдете устраивающее решение.

Думать так, как не думают другие

Каждый раз, когда мы пытаемся что-то сделать и терпим неудачу, в итоге делаем что-то другое. Каким бы очевидным это утверждение ни казалось, это первый принцип творческой случайности — так называемой серендипности.

Можно спрашивать себя, почему не получилось то, что мы хотели, и это вполне разумно и ожидаемо. Но творческая случайность побуждает задать другой вопрос: что же мы сделали? Новый, неожиданный ответ на этот вопрос — это, по сути, акт творчества.

Это не удача, но креативная идея высшего порядка.

Серендипность — интуитивная прозорливость; способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал. Кроме того, этим термином обозначают сам факт неожиданного открытия, а также психологическое состояние в этот момент.

Открытие электромагнитных законов произошло по творческой случайности.

Отношения между электричеством и магнетизмом впервые усмотрел в 1820 году Ганс Эрстед — как ни странно, на публичной лекции, где он демонстрировал «хорошо известный факт» того, что электричество и магнетизм — совершенно независимые феномены.

Эксперимент в тот день провалился: электрический ток дал магнитный эффект. Эрстед был достаточно наблюдателен, чтобы заметить эффект; достаточно честен, чтобы его признать, и достаточно прилежен, чтобы изучить и опубликовать его.

Максвелл использовал эти эксперименты для распространения ньютоновских методов моделирования и математического анализа в видимом механическом мире на невидимый мир электричества и магнетизма и вывел некоторые законы (теперь они носят его имя), открывшие дверь в современный мир электричества и электроники.

© Fless Collective

Даже когда мы пытаемся сознательно и рационально сделать что-то, порой совершаем то, чего делать не намеревались.

Джон Уэсли Хайятт, печатник и механик из Олбани, долго и упорно работал над созданием материала для бильярдных шаров, поскольку слоновая кость становилась редкостью. В итоге он, однако, изобрел целлулоид — первую коммерчески успешную пластмассу. Б.Ф.

Скиннер советовал всем, кто, работая над своей задачей, наткнулся на нечто интересное, оставить первоначальный замысел и изучать это нечто.

Собственно, он возвел эту идею в ранг первого принципа научной методологии. Так поступили Уильям Шокли и междисциплинарный коллектив лаборатории Bell.

Изначально эта команда была создана для работы над МОП-транзистором, в итоге они разработали контактный плоскостной транзистор, а попутно создали новую науку — физику полупроводников.

Эти достижения в результате все же привели к созданию МОП-транзистора, затем к интегральным микросхемам и новым прорывам в области электроники и компьютеров. Уильям Шокли описал этот процесс как «методологию творческих неудач».

Прежде чем приступить к мозговому штурму, переформулируйте задачу по меньшей мере пятью или десятью способами

У Ричарда Фейнмана был любопытный практический тест, которым он оценивал новую идею: открывает ли она что-то, не относящееся к исходной проблеме? То есть: «Можно ли объяснить что-то, что вы не собирались объяснять?» и «Открыли ли вы что-то, что не собирались открывать?» В 1938 году двадцатисемилетний Рой Планкетт намеревался придумать новый хладагент. Вместо этого у него получился шарик белого воскового материала, который проводил тепло и не прилипал к поверхностям. Завороженный этим необычным материалом, он отказался от первоначальной идеи исследования и стал проводить эксперименты с новым веществом, которое впоследствии получило известность как тефлон. В принципе, неожиданное событие, провоцирующее внеплановое изобретение, мало чем отличается от внезапно сломавшегося автомобиля, из-за которого приходится ночевать в незнакомом интересном городе; от книги, присланной по ошибке, но которая нам очень понравилась; от закрытия ресторана, подтолкнувшего попробовать другую кухню. Но в поиске идей и творческих решений многие не обращают внимания на неожиданное, а следовательно, теряют возможность превратить подвернувшийся шанс в творческую возможность. Нужно освободиться и научиться видеть то, чего вы не ищете.

В 1839 году Чарльз Гудьир искал способы облегчить работу с резиной и случайно пролил жидкость, которая затвердела, но не потеряла своих качеств. Подтолкнув свою мысль в этом непредсказуемом направлении, он изобрел процесс вулканизации; сконцентрировавшись на «интересных» аспектах идеи, открыл ее потенциал.

Александр Флеминг не первым из врачей при изучении мертвых бактерий заметил, что на культуре, не помещенной в должные условия, формируется плесень.

Менее одаренные специалисты отбросили в сторону этот, казалось бы, малозначительный факт, но Флеминг отметил его как любопытный и предположил наличие в нем потенциала. Это наблюдение привело к появлению пенициллина, спасшего миллионы жизней.

Томас Эдисон, обдумывая, как лучше реализовать идею углеродной нити накаливания, играл с куском замазки, перекатывая его в руках и скручивая; когда он взглянул на свои руки, ответ пришел сам собой: нужно скрутить нить, как веревку.

Обычно мы используем интеллект для подкрепления и рационализации своих эмоций и предрассудков по поводу конкретной идеи или предмета. Например, вы собираетесь купить свитер за 125 долларов и настольный канцелярский прибор за 15 долларов.

Продавец канцелярии говорит, что точно такой же прибор выставлен на распродаже в другом магазине той же сети, в 20 минутах ходьбы, и стоит там 10 долларов. Пойдете ли вы туда? Большинство отвечают, что да. Другой группе задается тот же вопрос, но на этот раз свитер стоит 15 долларов, а канцелярский прибор — 125 долларов, а в другом магазине он стоит 120.

Из тех, кому была предложена такая версия событий, большинство отказалось от похода в другой магазин. Заметьте, что в обоих случаях покупки совершаются на одну и ту же сумму и выбор в обоих случаях состоит в том, идти ли 20 минут, чтобы сэкономить пять долларов. Но, судя по всему, респонденты оценивают экономию относительно цены канцелярских приборов.

В относительном же выражении у нас меньше сил противостоять искушению сэкономить 33 процента (снижение цены с 15 до 10 долларов), чем менее пяти процентов (снижение со 125 до 120 долларов).

Вместо того чтобы поддерживать своим интеллектом эмоции и предрассудки, надо использовать его для анализа предмета еще до того, как эти эмоции и предрассудки сыграют свою роль.

Если бы это сделали упомянутые респонденты, они бы сразу поняли, что выбор в обоих случаях одинаковый: стоит ли идти 20 минут, чтобы сэкономить пять долларов.

Чтобы применить интеллект для анализа предмета, нужно захотеть это сделать.

Источник: //cameralabs.org/9999-vzlom-kreativa-kak-myslyat-genii-i-pochemu-intellekt-ne-glavnoe

Самый умный человек в мире: Краткая информация о выдающихся личностях

Портрет гения: что объединяет самых умных и креативных людей мира

Мозг… Так называется самый уникальный и неизученный учеными орган человеческого тела. Никто не может сказать наверняка, что же влияет на гениальность человека- образование, окружающая среда, наследственность и т.д.

Споры между учеными на эту тему будут продолжаться еще очень долгое время, а нам с вами стоит лишь ознакомиться со списком самых одаренных и талантливых людей на планете Земля. Гениальные люди появлялись на свет и в древности, во времена средневековья и рождаются сейчас, в наше время.

Наверняка можно сказать лишь то, что среди нас существует гораздо больше гениев, чем успели зафиксировать в статистику, но все они не знамениты или стараются скрыть свои выдающиеся способности от посторонних глаз.

Теренс Тао с показателем IQ – 230: краткая информация о самом умном человеке

Теренс Тао – считается по рейтингам самым умным человеком в мире на 2018 год, его тест на IQ показал целых 230 единиц.

В двухгодовалом возрасте он уже с легкостью справлялся с простыми математическими операциями и без особых усилий мог разговаривать на английском языке, а в возрасте пяти лет он уже мог с легкостью решить сложнейшие математические уравнения и задачи.

В девять лет его очень сильно заинтересовала высшая математика и он стал постоянным слушателем лекций по высшей математике, спустя три года он стал участником Международной олимпиады по математике.

В свои 20 лет он получает докторскую степень в Принстонском ВУЗе, а в возрасте двадцати четырех лет получает категорию профессора и становится работником ВУЗа Лос-Анжелеса. Рукой этого гения написано свыше двухсот пятидесяти научных книг.

Кристофер Хирата с показателем IQ – 225: немного сведений про умного человека

Достигнув возраста 14 лет Кристофер Хирата стал студентом одного из ведущих вузов Соединенных Штатов Америки — Калифорнийского технологического университета, а в 16- летнем возрасте он стал работать вместе с НАСА над проектом «Красная земля». В 22-летнем возрасте он удостоен докторской степени в астрофизике. Гений Хирата увлечен изучением темной материи и линз.

Информация о Ким Унг-Йонг с показателем IQ — 210

Гений из страны Корея, который в 2012 году пополнил Guinness World Records, как человек, который обладает самым высоким коэффициентом интеллекта во всем мире.

В 2 года он без затруднения освоил два иностранных языка, а возрасте 4-х лет решал трудные математические задачи и свободно говорил на немецком, японском, английском и корейском языках.

В возрасте восьми лет он был приглашен в НАСА для обучения в Соединенных Штатах Америки.

Евангелос Кацуолис с показателем IQ – 198: факты и слухи

Является гражданином Греции, который работает практикующим психиатром. Доктор Кацуолис имеет степень в философии, психофармакологии и технологии медицинских исследований, кроме того он отличный художник и пловец.

В мировой сети ходят слухи, что в одном из тестов Кацуолис набрал 258 баллов IQ теста, но это лишь слухи и они никем не были проверены на достоверность информации.

Этот человек очень многогранен и талантлив во многом, среди его хобби можно выделить любовь к путешествиям.

Кристофер Майкл Ланган с показателем IQ -195: небольшая библиографическая справка

Продолжительное время являлся самым одаренным и умным человеком в Америке. Всего на шестом месяце своей жизни он начал говорить, а в трехлетнем возрасте начал изучать букварь и учиться читать.

Главным убеждением Лангана в жизни было то, что самообучение – это ключ к успеху. В школе он без чьей-либо помощи освоил физику, математику и философию, а также овладел латынью и греческим языком.

Он обучался в колледже, но так и не закончил его, так как самообучение было для него гораздо продуктивнее.

Когда Ланган стал популярен и узнаваем, он поделился тем, что вел двойную жизнь: днем он работал вышибалой, пожарным, разнорабочим, ковбоем, а по вечерам он садился за свой труд «Теория о взаимосвязи разума с реальностью». Мир его запомнит, как выдающегося астрофизика и замечательного человека.

Вассерман Анатолий Александрович — самый умный в человек в России

Самый умный и знаменитый человек, которым может похвастаться постсоветское пространство – Вассерман Анатолий Александрович. Он является многократным победителем телепередачи «Что? Где? Когда?», а в «Своя игра» он вообще был небезосновательно признан наилучшим игроком за последние десятилетия.

Благодаря своей блистательной серии побед в обеих передачах он завоевал себе многолетнюю славу на просторах стран СНГ. Его биография пестрит обилием интересных фактов и достаточно интересной судьбой, которая его испытывала.

Поэтому биография Вассермана дает многих возможность найти новый поток вдохновения и вершить свои подвиги и открытия.

Краткая биография Анатолия Вассермана

Этот гений родился в семье евреев, в городе Одесса. Как ни странно, но о матери Вассермана практически ничего неизвестно, чего не скажешь о его отце. Его отец был знаменитым теплофизиком, входил в первую десятку специалистов страны и имел свой значительный вес в обществе.

Именно величие родителя дало Вассерману стимул для того, чтобы он следовал по стопам отца и в конце концов превзошел его. Именно поэтому еще в детские года Анатолий начал изучать науку. Проблемы со здоровьем не позволили ему влиться в школьный коллектив, из-за чего он сменил достаточно много школ.

Постепенно он замкнулся в себе и стал больше времени уделять самообразованию. Так как пример он брал с отца, то и поступал в ВУЗ с расчетом на то, чтобы выучиться на теплофизика. Но в процессе обучения его привлекли компьютерные технологии, с чем он и связал свою жизнь в дальнейшем, когда устраивался на промышленный комплекс «Холдмаш».

Даже окончив обучение в ВУЗе и начав работать на промышленном предприятии, он не бросает путь самообразования и штудирует научные книги вместе с энциклопедиями. Все это помогло ему пробиться к алее славы и выиграть множество игр по типу «Что? Где? Когда?» и «Своя игра».

Интересно отметить тот факт, что Вассмерман множество раз заявлял о своем нежелании заводить семью и жену вообще, так как это лишь обременит его и затуманит его разум.

Самые умные люди за всю историю человечества

За всю историю нашего существования множество гениев успело внести свой огромнейший вклад в развитие человечества, сделать шокирующие открытия в самых разных сферах науки.

К ним можно отнести философов Платона и Аристотеля, великого математика и физика Архимеда, искусного художника и хорошего ученого Леонардо да Винчи, все они – отцы науки.

В перечень самых ярких и умных людей за время всей истории мира стал и Никола Тесла, который сумел разгадать принцип действия переменного тока, Ньютон, который открыл закон тяготения и безусловно Энштейн, который открыл миру глаза своей теорией относительности.

Выделить кого-то одного из всех этих великих людей, очень и очень сложно, так как каждое десятилетие в мир приходит как минимум 1 гений, и кто знает, что же он откроет или изобретет, когда вырастет?

Деонардо да Винчи

Альберт Эйнштейн

Никола Тесла

Источник: //pix-feed.com/samyj-umnyj-chelovek-v-mire/

Что объединяет гениальность и сумасшествие человека

Портрет гения: что объединяет самых умных и креативных людей мира

Сальвадор Дали однажды заметил, что единственное, что отличает его от сумасшедшего, — это то, что он не сумасшедший. Рождает ли безумство гениальность или, напротив, все талантливые люди становятся сумасшедшими? Поиски ответов не прекращаются.

Начало дискуссии

Точкой отсчета обсуждения вопроса о совместимости гениальности и безумства можно считать работу французского психиатра Жака Жозефа Моро де Тура, опубликованную в середине XIX века.

Труд об «измененных состояниях», которые, по мнению автора, могут влиять на интеллектуальные способности, вызвал бурю критики в научном сообществе.

В частности, с категоричным отрицанием гипотез француза выступил физиолог Мари-Жан-Пьер Флуранс, убежденный в том, что гениальность не может являться результатом психической патологии.

Теория Ломброзо

Одной из самых значительных и одновременно скандальных стала книга «Гений и помешательство» итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо, изданная в 1863 году.

В ней исследователь не только анализирует поведение и деятельность великих людей, страдающих неврозами, но и приводит изрядное количество примеров, иллюстрирующих, как душевнобольные люди открывали в себе удивительные способности, о которых никогда не подозревали.

Чезаре Ломброзо видел «полнейшее сходство» между сумасшедшим, бьющимся в припадке, и творящим гением.

Для доказательства своей теории Ломброзо собрал большое количество фактов, описывающих мимические особенности, черты характера, примеры нетипичного поведения и аномального строения черепа.

Ученый обнаружил и еще одно сходство: и гении, и сумасшедшие на протяжении всей жизни «остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества».

Созидательный хаос

Современники Ломброзо восприняли его теорию неоднозначно, ведь автор посягнул на традиционные представления о сущности таланта. А в 90-х годах прошлого столетия с жесткой критикой теории Ломброзо выступил отечественный исследователь Николай Гончаренко.

В первую очередь, он упрекал итальянца в тенденциозной трактовке жизни великих гениев. «Да, — писал Гончаренко, — многие великие люди были одержимы до фанатизма. Были случаи, когда они сходили с ума, но на этом основании нельзя делать вывод о том, что от гениальности до безумия – один шаг».

Гончаренко считал, что гениям свойственно «здоровое безумие», а хаос, который они вносят в привычное течение мысли, — «хаос созидательный».

Автор объяснял стереотипное восприятие гениев как безумцев тем, что их ненормальность становится «достоянием общественности», в то время как обычные люди сходят с ума незаметно для большинства.

Свое видение предлагает и современный психолог Арне Дитрих из Американского университета в Бейруте. Он подчеркивает, что связь между гениальностью и безумием вовсе не так очевидна, ведь многие творческие личности не являются психически больными, а сумасшедшие далеко не все гении.

Высокий IQ увеличивает шансы

Высокий уровень интеллекта способен привести к биполярному аффективному расстройству. К такому выводу пришли американские исследователи из медицинского университета имени Джонса Хопкинса во главе с клиническим психологом Кэем Редфилмом Джемисоном. В масштабном эксперименте, который длился 10 лет, приняли участие 700 тысяч (!) подростков в возрасте 16 лет.

На первом этапе ученые в ходе обычного тестирования определяли у испытуемых уровень интеллекта, на втором – устанавливали, у кого из участников эксперимента спустя годы развилось психическое заболевание.

Результаты работы, опубликованные в 2010 году, повергли общественность в шок: подростки, отличающиеся высоким уровнем IQ, имели в четыре раза больше шансов стать жертвой биполярного аффективного расстройства, которое характеризуется резкими перепадами настроения: от беспричинного счастья до черной депрессии.

О креативности

Нейробиолог из Калифорнийского университета в Ирвайне Джеймс Фаллон нашел ответ на другой вопрос: может ли биполярное расстройство провоцировать креативное мышление, и если «да», то каким образом? По мнению ученого, креативные идеи зачастую возникают у людей, страдающих биполярным расстройством, при выходе из глубокой депрессии. Улучшение настроения приводит к переключению активности мозга: она затухает во фронтальных долях и перемещается в верхние доли. Тот же самый процесс, считает Фаллон, наблюдается и в моменты креативности.

Бредовых мыслей не бывает

Всемирно известный профессор психологии из университета Южной Калифорнии Элин Сакс убеждена, что страдающие психозом пациенты не способны отсеивать бредовые мысли, подобно тому, как это делают здоровые люди.

Зато у них есть уникальная способность одновременно аккумулировать противоречивые идеи и замечать детали, которые мозг здорового человека сочтет неважными и недостойными занимать место в сознании.

Конечно, замечает эксперт, избыточность бредовых мыслей в сознании делает его деструктивным, но вместе с тем и весьма креативным.

Например, страдающие биполярным аффективным расстройством пациенты во время стандартного теста придумывают к слову, в среднем, втрое больше ассоциаций.

Мозг психически нездорового человека рождает множество идей, которые не подавляются сознанием и могут оказаться чрезвычайно ценными.

Вместе с тем ученые отмечают, что переполнение креативной энергией невозможно на этапах жестокой депрессии или шизофрении, которые не только болезненно мучительны, но еще и угрожают жизни человека.

Мы все гениальны

В цикле статей «Клинический архив гениальности и одаренности» доктор медицины Григорий Сегалин выдвинул в 30-е годы прошлого века ряд интересных гипотез. На основе анализа фактического материала, в том числе изучения биографий и историй болезни гениев, а также их родственников, он установил, что у всех без исключения одна линия предков представлена гениями, а другая – душевнобольными.

Ученый также считал, что одаренность гениев проявляется только благодаря их душевным болезням, передающимся по наследству.

Он был уверен, что у любой выдающейся личности прослеживаются отклонения от нормы, при этом, чем гениальнее человек, тем в большей степени он неадекватен.

Вывод Сегалина парадоксален: каждый человек потенциально гениален, но будучи здоровым, он не в состоянии реализовать свой потенциал.

Вскоре после публикации «Клинический архив» был запрещен, а на гипотезах Сегалина можно было бы поставить крест, если бы не так давно профессор и заведующий кабинетом психодиагностики госпиталя Бурденко Анатолий Карташов не продолжил изучение вопроса.

В ходе исследований он обнаружил, что организм людей с поврежденной 11 хромосомой, которая отвечает за психическое состояние человека, работает в интенсивном режиме, усиливая, в том числе, и интеллектуальные способности.

Комментируя свои исследования, Карташов замечает, что научившись лечить психические болезни, человечество навсегда избавится и от гениальности.

HeartHahaLoveWowYaySadPoopAngry

Источник: //tstosterone.ru/chto-obedinyaet-genialnost-i-sumasshestvie-cheloveka/

Мифы о творчестве, которые оказались неправдой, но до сих пор отравляют нам жизнь

Портрет гения: что объединяет самых умных и креативных людей мира

Талантливые люди вызывают у окружающих восторг. Именно поэтому они да и сам творческий процесс окутаны множеством мифов и легенд. Людям, которые хотели бы творить, но не уверены в своих способностях, часто кажется, будто талант — это что-то врожденное.

И нужно сначала понять, есть ли он у тебя, прежде чем что-то создавать.

Однако Дэниел Койл в своей книге «Код таланта» приводит научные исследования, доказывающие, что талант — этот тот же навык, который человек отработал десятки тысяч раз и в конце концов овладел им виртуозно.

Мы в AdMe.ru разобрали основные стереотипы о творческих людях. На примере всем известных писателей, художников и музыкантов мы покажем, как на самом деле создаются шедевры.

Миф 1. Лишения способствуют творчеству

© The Pianist/Heritage Films International  

Мы можем посмотреть, что действительно происходит с человеком искусства в критической ситуации, в фильме «Пианист». Он показывает, как выживал в оккупированной фашистами Польше Владислав Шпильман — один из самых талантливых пианистов ХХ века.

Если вкратце: человек потерял всю семью, дом и даже право на жизнь. И эти события отнюдь не способствовали его творческим успехам.

Вспомните пирамиду Маслоу: прежде чем переходить к высшим потребностям, к которым относится творчество, нужно закрыть низшие — в сне, еде и безопасности. Если человек регулярно недоедает, плохо спит и думает только о выживании, его мозг находится в состоянии стресса и не способен к творческой работе.

Миф 2. Алкоголь повышает креативность

© The Simpsons/20 Century Fox Animation  

Группа австрийских ученых провела исследования, доказывающие, что небольшие дозы алкоголя делают человека более сообразительным и оригинальным. Для этого нужно выпить около 300 мл пива или 100 мл вина.

Но увеличение дозы затормаживает работу мозга и ухудшает мыслительные функции. А при постоянном употреблении исчезнет эффект и от 300 мл. Ведь человеку понадобится для опьянения уже бо́льшая доза, и положительного влияния на креативность не будет.

Что насчет творческих гениев? Многие из них восхваляли выпивку и в жизни, и в работе. Однако творить предпочитали трезвыми. Стивен Кинг писал свою норму слов днем, а вечером переходил к выпивке.

Хемингуэй, хоть и любил раздавать советы в стиле «Пиши пьяным — редактируй трезвым», прилежно садился писать каждый день до обеда трезвым. Возможно, они были бы и рады работать в опьянении, но мозг человека не позволяет этого делать даже великим творцам.

Миф 3. Наркотики стимулируют фантазию

© depositphotos   © depositphotos  

Наркотики известные творческие личности любили не меньше алкоголя. Но, как и с выпивкой, их пристрастие окутано ореолом романтизации, а неприглядные факты затерты.

Гении в творчестве были в то же время обычными зависимыми людьми и употребляли запрещенные вещества по той же причине, что и все наркоманы: чтобы облегчить свое состояние. Некоторые из них, как Хантер Томпсон, художественно описали свой опыт приема наркотиков. Но это были не фантазии автора, а реальные галлюцинации, которые испытывают все наркоманы, независимо от таланта.

Проще говоря, сами по себе наркотики не сделали гениальным творцом ни одного человека. Зато убили немало талантливых людей.

Миф 4. Творческому гению не нужна обычная работа

© The Secret Life of Walter Mitty/20th Century Fox  

«Гениями» большинство известных нам людей стали в довольном зрелом возрасте. Кому-то было за 30, другим за 40 и даже больше. Все эти годы они (за редким исключением) работали, чтобы себя обеспечить, а творчеством занимались на досуге. Для многих работа служила еще и источником вдохновения.

Кен Кизи был помощником психолога — благодаря этой профессии и родился роман «Над кукушкиным гнездом», который принес ему мировую славу. Чарльз Диккенс подростком трудился на фабрике — эти воспоминания в будущем стали основой «Оливера Твиста».

Талантливый человек может использовать для творчества любой материал, в том числе и самую заурядную работу. Так что если вам кажется, что ваша профессия мешает творчеству, это, скорее всего, отговорки.

Миф 5. Нельзя творить на заказ

© dalipicasso/instagram   © chupachupsworld/instagram  

Некоторые думают, что гениальный творец должен быть как Ван Гог, который жил в нищете и не мог продать ни одной работы. Однако в мире искусства гораздо больше противоположных примеров, доказывающих, что талант может проявить себя в любых условиях.

Сальвадор Дали на заказ создал логотип Chupa Chups, по которому эту конфету до сих пор узнают во всем мире. Джек Керуак после успеха романа «На дороге» зарабатывал писательством и имел заказы на книги от нескольких издательств. Гонорары не помешали ему создать еще несколько крупных произведений.

Творческая профессия в некоторых аспектах такая же, как и любая другая: у нее есть свой покупатель и автор получает за нее деньги. Невостребованное творчество, оцененное много позже, — это скорее исключение.

Миф 6. Гении творят по вдохновению

© Friends/Warner Bros.  

Для каждого гения творчество — это постоянный систематичный труд. Например, Джоан Роулинг разрабатывала структуру книг о Гарри Поттере, прописывала характеры и действия героев почти 10 лет и знала, чем все закончится, уже к моменту выхода 1-й книги.

Почему сложно создать шедевр по вдохновению? Все дело в биологии. Когда мы учимся чему-то новому, в мозге создается нейронная сеть. Если мы регулярно тренируемся — пишем, играем на гитаре или в футбол, — нейроны покрываются миелиновой оболочкой. И чем больше миелина вокруг нашей цепи из нейронов, тем проще и лучше нам дается новая деятельность.

Но оболочка утолщается только путем постоянной практики. Поэтому постоянные тренировки делают нас более креативными, свободными и оригинальными — дают возможность творить. Если же нейронная сеть плохо натренирована, мы делаем все медленно и некачественно и остаемся на уровне любителей и дилетантов.

Миф 7. Талант — это врожденное

© Chris Pizzello/Invision/AP/Fotolink/eastnews   © Whiplash/Bold Films  

Выше мы уже писали, что нейронные сети создаются и укрепляются только путем постоянных тренировок. Но все не так просто. Недавнее исследование психологов из Принстона доказывает, что одних тренировок для успеха недостаточно.

В конечном итоге более успешным становится тот, кто меняет сложившийся подход и традиции. Примеров множество: Сальвадор Дали, который стал проповедником сюрреализма, или «Битлз», которые взорвали мир рок-н-ролла. Все эти люди настолько отличались от всего, что было до них, что моментально вошли в историю.

Но здесь есть большое «но»: для креативного подхода нужна база. К тому моменту, как создать свои шедевры и хиты, Дали уже умел рисовать, а «Битлз» — играть. Никто из них не придумал ничего стоящего в детстве, хоть и имел творческие задатки. Чтобы менять традиции, нужно в них разбираться, а на это требуется время.

Миф 8. Творчество доступно только людям искусства

Некоторые люди чувствуют в себе творческие задатки, но не могут их реализовать, потому что работают на «скучной» работе.

Но на самом деле творческий подход доступен в совершенно любых профессиях. Учителям нужно мыслить оригинально, чтобы заинтересовать ребенка своим предметом.

Даже для грамотного распределения бюджета требуется определенный креатив, если бюджет ограничен.

Оригинальное мышление нужно не только в искусстве. Мы используем его и в работе, и в жизни, чтобы находить неочевидные решения сложных ситуаций или просто самовыражаться.

В мире множество людей самых разных профессий, отличающихся креативным мышлением: Алан Тьюринг, например, заложил основы современной информатики, когда во время Второй мировой войны создал машину, способную взломать шифры немецкой армии. А школьный дворник рисует во время работы картины прямо на снегу. «Скучная» профессия не мешает ему творить.

Миф 9. У всех талантливых людей необычная яркая жизнь

© robertdowneyjr/instagram   © Secret Window/Columbia Pictures Corporation  

Часть людей волнует не творчество как таковое, а бонусы, которые они от него получат: слава, награды, деньги. Мы знаем множество людей, которые действительно получили это все благодаря таланту. Но какой процент они составляют от всех талантливых и даже гениальных? На самом деле очень небольшой.

Когда мы представляем себя на месте тех, кто уже добился успеха, то делаем одну из распространенных ошибок систематического отбора — «ошибку выжившего». Обращаем внимание на победителей, но игнорируем тех, кто проиграл — остался неизвестен при жизни или не смог прокормить себя творчеством.

Если хотите отрезвить себя, почитайте биографию Кафки: нынешний гений литературы в свое время был заурядным писателем, всю жизнь проработал клерком, прожил на одном месте и скончался в возрасте 40 лет. И он далеко не единственный гений со скучной биографией. Талант — это не гарантия яркой жизни, не стоит на это надеяться.

Миф 10. Талантливые люди высокомерные и самоуверенные

© Sherlock/Hartswood Films   © keanureevesofficialfanpage/instagram  

Что ж, творческие личности и правда нередко обладают скверным характером. Однако больше о гениях мы знаем не из реальных источников, а из фильмов и сериалов. Но в жизни великие творцы вовсе не такие, как Шелдон или Шерлок.

Среди них немало тех, кто сомневался в себе и именно поэтому работал больше и усерднее в попытках доказать, что чего-то стоит. А кто-то был настолько в себе не уверен, что хотел уничтожить свои произведения.

Только благодаря случайности мы сегодня можем прочитать книги Кафки. Писатель попросил своего друга сжечь рукописи после его смерти, но он не исполнил его волю, а издал черновики.

Моне в уничтожении своих работ преуспел больше: со своей падчерицей художник сжег около 60 картин.

Мифов о талантливых людях много, но большинство из них далеки от истины, когда дело доходит до фактов. Известные нам гении совершенно по-разному выражали свои способности, имели разные склонности, характер и образ жизни. Все, что их объединяет, — настоящая страсть к своему делу. А какие мифы о таланте мешают вам заниматься творчеством?

Источник: //www.adme.ru/svoboda-psihologiya/mify-o-tvorchestve-kotorye-okazalis-nepravdoj-no-do-sih-por-otravlyayut-nam-zhizn-1803665/

Креативные Гении – кто они, чем отличаются от обычных людей

Портрет гения: что объединяет самых умных и креативных людей мира
Категории: Стратегии великих креативщиков

01-02-2019

Исследователь мозга, посвятивший десятилетия изучению его возможностей, ‎приоткрывает завесу тайны творческого процесса, его связи с высоким интеллектом и ‎риском психических заболеваний.‎

Рассматривая более чем занятный и показательный пример писателя Курта Воннегута, ‎нейробиолог Нэнси Андерсен задумалась о неслучайности совпадений творческого гения и ‎душевной болезни.‎

Воннегут страдал периодическими депрессиями. Его мать покончила с собой в присутствии ‎детей аккурат на День матери. У сына писателя была диагностирована шизофрения.

Судя по ‎семейным рассказам, никого из родни не обошло стороной то или иное психическое ‎заболевание.

И, что самое любопытное, именно в этой семье то и дело раскрывали свои ‎таланты одаренные писатели, архитекторы и изобретатели.

Признаками психического нездоровья обладали семьи Эйнштейна (у его сына была ‎шизофрения) и Джойса, имевшего страдающую шизофренией дочь. Что касается личностей ‎самих этих гениев – в их поведении также заметно прослеживались патологические черты.‎

В сравнении со многими светилами творчества, Воннегут, который умер от естественных причин, ‎отделался относительно легко. Среди тех, кто проиграл в сражении с психическим ‎заболеванием, можно вспомнить Вирджинию Вулф, Эрнеста Хемингуэя, Винсента Ван Гога и ‎многих других гениев-самоубийц. Естественно, подобные параллели не ускользнули от ‎внимания ученых.‎

На протяжении всей истории человечества, начиная с древней Греции, исследователи ‎стремились разгадать природу креативности. Выдвигались и продолжают выдвигаться гипотезы ‎о ее связи с внешними чертами, привычками, особенностями организма и наследственностью.‎

Попутно с исследованиями человеческих способностей разрабатывались методы их измерения.

‎Так получили распространение IQ-тесты, призванные определить и оценить степень ‎интеллекта.

Уповая на возможности тестов, ученые рассчитывали постичь причины ‎гениальности людей, ведь если не высокий интеллект позволяет легко творить и создавать, то, ‎что же?‎

Чаяния ученых развенчало масштабное исследование одаренности школьников

Школьники, ‎показывающие во время учебы высочайшие результаты, а также с успехом получающие ‎баснословные баллы по шкалам интеллектуальных тестов, в дальнейшей жизни выбирают ‎довольно заурядные карьеры, в большинстве своем и, не помышляя о каком-либо творчестве.‎

Не в пример одаренным школярам, настоящие, признанные творцы обычно показывают ‎средние результаты при тестировании интеллекта.‎

Более прогрессивные ученые утверждают, что измерять креативность стоит иными методами. К ‎ним относятся те, что определяют способность увидеть новое в обычном, например, дать как ‎можно больше вариантов ответа на вопрос: «Как можно применить кирпич в нестандартной для ‎него роли?».‎

Итогом долгих поисков идеального метода измерения креативности стал комплексный анализ ‎каждого конкретного случая гениальности, включая не только личностные данные, но также ‎анатомические характеристики и особенности окружения.‎

Новейшие технологии позволили заглянуть в субстрат психики – живой мозг. В поиске ‎ответственных за креативность участков применяется множество комбинированных ‎исследований.

На рисунке, изображенном ниже, можно увидеть визуализацию активности мозга творческой личности ‎‎(слева вверху) и обычного человека. Кривые справа отражают реакции «творческого мозга» на ‎креативные тесты (справа вверху) и на простое чтение.

Непрофессионального взгляда вполне ‎достаточно, чтобы оценить различия в интенсивности мозговой деятельности.‎

Лабораторные исследования позволили ученым прийти к выводу, что одним из основных ‎отличий работы мозга креативных людей является способность к установлению неочевидных ‎связей между вещами или событиями, а также видению привычных объектов в оригинальном ‎свете. Особенно наглядно данный факт проявился при исследовании ассоциативного мышления.‎

Так как проводящиеся исследования должны отличаться максимальной объективностью, ‎обязательной частью является личное интервью.

Последние наработки нейробиолога Нэнси ‎Андерсен, проводящей анализ выдающихся исторических персон, а также тестирование таких ‎креативных гениев современности, как режиссер Джордж Лукас и математик Уильям Трастон, ‎показали много любопытных аспектов их жизни.‎

Обычный день креативного человека намного более насыщен работой, чем у простых людей. ‎

Многие успешные творческие люди на поверку оказались самоучками, например, Билл Гейтс, ‎Стив Джобс и Марк Цукерберг.‎

Креативные личности очень часто являются эрудитами, обнаруживающими обширные познания ‎во множестве различных сфер: Леонардо Да Винчи, Микеланджело.‎

Особенно деликатным моментом в интервью зачастую оказывалось обсуждение семей ‎креативных людей. С болью они вспоминали неприятные моменты всплесков негативных ‎эмоций родителей, их суицидальные попытки и патологические зависимости.‎

При рассмотрении всех предоставленных условий у ученых возник весьма обоснованный ‎вопрос: не являются ли особенности семьи источником как высокой креативности, так и риска ‎психических заболеваний?‎

Предрасположенность к шизофрении людей, имеющих случаи этой болезни в семье – ‎доказанное явление. Ученые предполагают, что субклиническое (неразвившееся) течение ‎заболевания, склонность к которому вполне вероятна, может запускать процесс более ‎свободного образования ассоциаций, делающих возможным пресловутый «полет мысли» гения.‎

Кроме того, связь психической нестабильности и высокой творческой активности может быть и ‎обратной: влюбленный в свое дело человек в случае ошибки «обжигается» гораздо ‎болезненней нежели тот, кто выполняет стандартную работу без особого энтузиазма. Такие ‎чувствительные удары по самооценке могут спровоцировать как депрессию, так и приступ ‎шизофрении.‎

Многие творцы и гении описывают свое вдохновение и творческий процесс словами из разряда ‎‎«очевидно» и «естественно»: для их восприятия мир выглядит именно так – полным ‎оригинальных связей и потенциальных идей. Креативной личности очень непросто представить ‎окружающее без всего этого, таким, каким видят его обычные люди.‎

Некоторые люди способны совмещать оба случая

Источник: //flytothesky.ru/sekrety-kreativnogo-mozga/

Источник: //kreamozg.ru/articles/sekretyi-kreativnogo-mozga.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.