< Профессия учителя и внутреннее выгорание - Психолог

Профессия учителя и внутреннее выгорание

Содержание

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Профессия учителя и внутреннее выгорание

Цель: в результате работы Вы

  • Познакомитесь с синдромом «профессионального выгорания»
  • Сможете выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других.
  • Освоите методы профилактики синдрома эмоционального выгорания.
  • Освоите методы и приемы помощи самому себе и своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.
  • Узнаете, что делать, когда выгорание уже развивается.

Блок 1. Представление о профессиональном выгорании

Что такое синдром профессионального выгорания.Начнем с традиционных определений. Обычно профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.

Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. A.Мороу (Morrow, 1981) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: “Запах горящей психологической проводки”.

В соответствии с научной позицией, мы рассмотрим профессиональное выгорание целостно – это глубокая профессиональная деформация личности.

Выгорать – значит терять связь с миром,отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе

Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся.

Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Существуют различные методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Предлагаю заполнить вам анкету (приложение 1).

Блок 2. Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А.Панс, 1982).

Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее.

Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.

Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция (К.Кондо).

А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности) либо работа не получающая должной оценки.

При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором «шеф» не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:

  • хорошее здоровье;
  • сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых, выгорания избегают люди,

  • имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способные конструктивно меняться в напряженных условиях
  • отличающиеся высокой подвижностью;
  • открытостью;
  • общительностью;
  • самостоятельностью;
  • стремлением опираться на собственные силы.

В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Блок 3. Профилактика и помощь при выгорании. Что делать, если вы заметили признаки выгорания?

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием».

Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы».

Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям.

Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

  • Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой – «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам.

При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными).

Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, – он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

Существуют мифы тех, кто уже сгорел

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, испытывающие четыре распространенных мифа

Проверьте: не ваша ли это позиция? (Приложение 4)

Приемы антистрессовой защиты приводятся в Приложении 2

Методы саморегуляции эмоциональной сферы приводятся в Приложении 3

На этой приятной ноте, я благодарю Вас за внимание! Надеюсь, что полученная информация оказалась ценной для Вас.

18.12.2011

Источник: //urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/605784/

Профессиональное выгорание учителей. Как предотвратить и как бороться?

Профессия учителя и внутреннее выгорание

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг.

Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе.

«Выгорание» – это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.

Американские ученые К. Маслак  и  С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.

Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.

Профессия помогающего

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают.

Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью.

Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей

Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые учителя

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

  • недоверие родителей и коллег;
  • несоответствие реальной действительности и ожиданий;
  • отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
  • «блуждающие приоритеты».

Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними.

Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал.

И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.

Личность учителя

В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм».

То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести следующее:

  • временной дефицит, напряженный ритм работы;
  • некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; 
  • неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
  • плохая обратная связь;
  • разобщенность коллектива;
  • однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания учителей

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания учителей:

Первая стадия  

Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Псевдометоды

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний.

Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.).

И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Личное пространство

Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки,  погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает. 

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться  и вновь обретает себя.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5b9674b936233e00ad879032

Учитель: минусы и плюсы профессии, борьба с выгоранием

Профессия учителя и внутреннее выгорание

Готовя этот обзор советов, которые в последний месяц давали опытные педагоги на Педсовете, я решила обратить внимание на те, которые напрямую касаются учительской профессии. Итак, что в работе педагога самое плохое, стоит или не стоит выбирать профессию учителя и как справляться с психологическим выгоранием?

Обратная сторона учительской профессии

Среди множества вопросов о том, как воспитывать, обучать ребенка, справляться с проблемами, которые возникают у современных детей, встречаются и вопросы, связанные с учительской профессией.

Например, недавно членов сообщества Педсовета попросили перечислить плохие стороны учительской профессии помимо небольшой зарплаты. В ответах лидирует «необходимость заполнять множество отчетов».

Хотя и других «темных» аспектов учительской профессии педагоги назвали немало.

«Статус».

«Раньше я учила детей, а сейчас оказываю услуги».

«Если дети не признают тебя учителем и как человека».

«Для меня самое худшее – отсутствие уважения и сочувствия к труду учителя. Учителя формируют будущее страны. Унижение учителя низкими зарплатами, недоверие неоправданным контролем – самое худшее, что можно себе представить в культуре. В каком положении учитель – в таком положении страна».

«Низкий уровень оснащения кабинетов оргтехникой – приходится для работы распечатывать тесты, проверочные работы за свой счёт, а это в течение года выливается в огромные суммы. Бумага для тестов тоже за свой счёт, распечатка анкет, технологических карт урока и т.д.»

«Трудно объяснить родителям, что проблемы их детей в учебе никогда не пройдут самостоятельно, даже если учитель прилагает все свои усилия. Нужна помощь семьи, а иногда и специалистов».

«Учитель никак не защищён. Получается, что у учителя есть только обязанности, а прав нет».

«Безысходность и горькая доля, когда с возрастом наступает понимание, что после ухода на пенсию тебя забывают твои коллеги, с которыми ты бок о бок проработал многие годы и часто поддерживал в трудных жизненных ситуациях. Еще угнетает неблагодарное отношение руководства к простому учителю».

«И отсутствие уважения, со стороны родителей, а потом и со стороны учеников. Излишняя бюрократия. Отсутствие на данный момент понимания, что успешным ученик может стать, только если будет тесная взаимосвязь учителя, родителей, а если нужно и дополнительных специалистов в области здоровья и развития. Чудес не бывает, всем нужно трудиться и приучать к этому детей».

«Кто придумал аттестацию для учителя? Так унижать учителя нельзя!»

Я задала этот же вопрос лично знакомым мне учителям. Они не только упомянули те недостатки педагогического труда, которые перечислены выше, но и добавили еще:

«Армейские правила, по которым приказы не обсуждаются, а выполняются. Даже самые безумные и нелепые, а то и просто вредные. Учителя должны беспрекословно подчиняться директору, директор не смеет рот открыть при чиновниках, те тоже перед своим начальством стоят по стойке «смирно». А страдают дети и наше общее дело».

«Много лишней работы, которая к профессии не имеет отношения: то на выборах работаем, а потом с недосыпом на уроки, то на митинг нас гонят, то на какой-нибудь встрече с главой управы мы собой зал заполняем, то еще куда засунут. И чувствуешь себя не человечком, а так, человечишкой. Ну и какой после этого из меня учитель?»

«Самое плохое в моей работе – отсутствие возможностей влиять на учеников. Отчислять нельзя, на второй год оставлять не принято, даже двойку в году поставить не моги – директор заругает. Про то, чтобы наорать или дать подзатыльник, – вообще заговаривать бесполезно. А они тоже это знают и этим пользуются». 

«Бич каждого учителя – профдеформация. Мы даже не замечаем, как превращаемся в «училок» и на автомате поправляем родных, друзей, знакомых, когда они допускают ошибку в речи или на письме. Мы всегда знаем, как правильно, и всегда всех учим. Дети-то привычные, терпят, а вот взрослые начинают от нас шарахаться».

Вот так выглядит обратная сторона работы учителя. Но в Советах зашла речь и о преимуществах профессии. 

Стоит ли идти в учителя?

К нашим экспертам обратилась выпускница этого года: «Я учусь в 11 классе. Когда я говорю, что хочу в пед, мне делают круглые глаза. Некоторые выражаются прямо, тупая что ли? А вы посоветовали бы мне пойти в педагоги?»

Члены нашего сообщества дали несколько разумных советов:
«Конечно, если есть желание. Слушайте свое сердце, оно подскажет правильный ответ».

«Чтобы выбрать профессию, надо спросить себя: “А чем бы я хотела заниматься 24 часа? Что мне не надоест? От чего я получаю удовольствие?” В работе учителя (как и в любой другой) есть свои плюсы и минусы.

Небольшая (гарантированная) зарплата, но большой летний отдых, много отчетности, но живое общение с детьми, сложности новых требований к профессии, но непрерывный внутренний рост учителя…

Что будет важно для Вас? С чем вы согласитесь мириться? Это и определит Ваш выбор».

«Если у Вас есть склонности и желания к этому, то тогда – ДА. А если их нет, то тогда – НЕТ.

Никого не слушайте, а думайте и решайте сами. Это Ваша жизнь. Но и с родителями поговорить не забудьте».

«Есть такое понятие “призвание”,  звучит,  может быть, и старомодно. Вам нравится “возиться” с детьми? Вы общительный человек? Вы оптимист? Вам не хочется уходить из школы? Вы учитесь хорошо? Тогда удачи!»

«Стоит! Это хорошая профессия, одна из самых нужных. Будете делать благородное дело, за которое не будет стыдно!»

«Прежде чем делать окончательный выбор, советую прочитать несколько книг об учительской профессии. Первая книга – роман В.Тендрякова “За бегущим днем”. Остальные скажу после. Приятного чтения».

«Как-то уже давно я встретил на улице взрослую дочку своей одноклассницы. Спросил её: “Как дела, где учишься?” Она отвечает: “В педухе”. Я не сразу понял, переспросил. Оказалось, что это пединститут.

Выбор девочки меня не удивил (её мама – школьный учитель). Но тогда я чётко уловил, что педагогика – не для неё. В итоге так и вышло.

Ваше “хочу в пед” мне не понятно. Для меня это не больше, чем просто временная хотелка. Чем спрашивать советов, лучше определиться, – оно Вам зачем? Это Ваше или нет?

Поступая в университет, изучая там педагогику, я и не помышлял работать в школе. Два месяца вузовской практики в школе и месяц вынужденного школьного учительства в армии заставили меня выбрать педагогику.

Мне никогда не нравилась наша школа. Но только “встав к доске”, я увидел и понял, почему. Я пришёл в школу, чтобы поменять её и сделать настоящей.

А зачем Вы собираетесь в “пед”?»

«Если Ваше желание поступить в пединститут вызвано не желанием шокировать близких и увидеть их круглые глаза, а Вы действительно хотите учить детей и работать в школе, то следуйте своему желанию. В любом случае, я так в свое время и сделала и нисколько об этом не жалею.

Работаю в школе уже 24 года. Дерзайте, пробуйте! Если в какой-то момент поймете, что это не Ваше, то всегда можно поменять профессию. Отрицательный опыт – тоже опыт. Слушайте только себя.

Послушайте аргументы всех советующих, но решение принимайте ТОЛЬКО САМИ, чтобы потом никого не винить за свои ошибки».

«Если вы чувствуете и знаете – что можете и хотите работать с детьми, сделайте это! Только попробовав – вы поймете ваше это или нет!»

«Быть педагогом трудно, я бы сказала очень трудно. Постоянно меняются требования к качеству образования, нововведения, критерии оценки. При этом необходимо быть в всегда в тонусе, постоянно усовершенствоваться, иметь мощное терпение и учиться УВАЖАТЬ детей. Прежде чем втянуться во все это, советую ХОРОШО подумать…»

«Если желание есть – конечно. Вариантов множество на педагогическом поприще, можно выбрать для себя подходящий. Очень рекомендую присмотреться к логопедическому направлению. Востребованно, актуально, вариативно. Выучившись, приобретаешь умение помогать детям, как в стенах госучреждений, так и в свободном плавании».

«Да отличная работа».

Справиться с эмоциональным выгоранием

Но даже от самой отличной работы можно устать. И учителя устают чаще, чем представители иных профессий. А иногда устают настолько, что работать получается только через силу, со стиснутыми зубами. Психологи называют это состояние выгоранием. В Советах наши педагоги делились своими методами борьбы с этой напастью.

«Для того что бы снять эмоциональное выгорание и помочь себе, вы можете: – Сменить обстановку(поездка куда-нибудь). – Сходить в кино. – Отдохнуть с друзьями. – Взять отпуск.

– Заняться любим делом».

«Чтобы снять напряжение, советую посетить мастер-классы по рукоделию, обучающие вебинары, после них хочется что-то новое применить в работе, поднимает интерес».

«Посещаю психологические тренинги, очень помогает».

«Нужно просто любить свою работу и людей со всеми их достоинствами и недостатками, а на занятиях использовать новые педтехнологии: деловая игра, симуляционное обучение, сотрудничество с обучающимися, и тогда будет интересно и вам, и детям и никакого профессионального выгорания. Я в профессии 42 года и по-прежнему с удовольствием иду на работу!»

«Самообразование, посещение театров и кино. Прогулки на свежем воздухе. Любить детей, уважать в них личности – не зацикливаться на проблемах – не выгорите!!!»

«Ещё Сухомлинский сказал, что успешность педагога определяется количеством свободного времени.

Чтобы не было выгорания, нужно это время провести качественно, ни в коем случае не на диване, наедине со своими мыслями! Здесь все способы хороши! Но главное, по-моему, нужно занять себя тем, что очень нравится! Прогулки, чтение хорошей книги, рукоделие, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, йогой и др. Ну и, конечно же, общение с позитивно настроенными, интересными людьми!»

«Мнение школьного психолога – “снять халатик” (вне работы не думать о работе, не таскать работу домой); мнение доктора – пошла утром на работу, глицин под язык, и жизнь налаживается; мнение мое – брать поменьше нагрузки и не выполнять чужую работу».

«Обязательно приведите себя в порядок. Это отдых, релаксация, заняться любимым занятием. И распорядок дня. Сон поможет восстановить силы».

«У любви выгорания не бывает, усталость снимает классическая музыка, живопись и путешествия, прогулки, наслаждения в доступной форме: чтение, плавание и др. Замечательно расслабляет встреча с друзьями в непривычной обстановке. Выгорать можно только от бюрократизма и глупости, но и их надо воспринимать философски».

«Для того, чтобы справиться с синдромом выгорания на работе используйте следующие приемы: 1) обратите внимание на домашнюю обстановку, может нужно что-то изменить (мелкий ремонт, перестановка мебели, разведение оригинальных комнатных растений и т.д.

) 2) Хорошо отвлекает от напряжения шитье (иду в магазин тканей, выбираю что нравится, и сама шью комплект постельного белья, юбку или платье). 3) Можно с помощью информации в интернете научиться готовить какое-либо блюдо, которое хотелось бы попробовать и устроить семье обед или ужин.

4) Заведите собаку, кошку или аквариумных рыбок. Заботы о питомцах отвлекают от проблем на работе…»

«Выгорание проявляется не только в усталости и апатии, но и появлении равнодушия к людям, в частности к детям. С профессиональной точки зрения это недопустимо. Для меня хорошее средство – фильмы. Но качественные, с жизненными уроками. Когда их смотришь, сопереживая героям, то расширяешь свой взгляд на людей.

Появляются новые ракурсы, расширяется сознание.  Собираясь на работу, включаю в качестве фона медитативную музыку. Она дает спокойствие и умиротворение. Хорошо бы овладеть техниками медитации.

А еще можно время от времени использовать детскую игрушку калейдоскоп.

Когда перед глазами цветные стеклышки складываются в узоры, то на какое-то время превращаешься в ребенка. Хорошее ощущение».

Мои друзья-учителя тоже дали советы по борьбе с выгоранием:

«Выгорание наступает, в первую очередь, от стрессов. У учителей они постоянно. Психика наша с ними не справляется. Несколько лет назад я нашла способ легче и быстрее переживать любой стресс: я иду в туалет и там расческой расчесываю волосы, закрыв глаза. Проведешь расческой по волосам сто раз – чувствуешь, что нервы в норме, от стресса и следа не осталось».

«Стараюсь гулять каждый день. Очень помогает снять усталость, переключиться. Главное – во время прогулки не думать о работе, а внимательно смотреть по сторонам, замечая всякие мелочи. Если привыкнуть каждый вечер гулять, хотя бы полчаса, по утрам просыпаешься в хорошем настроении, в нем же идешь на работу».

«Чтобы не забывать о том, что я – неплохой учитель, общаюсь в социальных сетях со своими бывшими учениками. Когда узнаешь, что вот Вова стал архитектором, а Петя – врачом, что у них семьи, дети, все хорошо, то как-то осознаешь смысл и пользу своей работы, появляется желание жить и работать дальше».

Подписаться на авторский канал Светланы Лаврентьевой

Источник: //pedsovet.org/beta/article/ucitel-minusy-i-plusy-professii-borba-s-vygoraniem

Синдром профессионального выгорания учителей

Профессия учителя и внутреннее выгорание

Требования общественности к личности педагога возрастают с каждым годом, поскольку учитель – профессия социально значимая.

Сопереживание (эмпатия) – это одно из самых важных качеств при работе с детьми, однако в профессиональной деятельности эмоции оцениваются противоречиво.

Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегруженности, не формируют у него знаний, умений, личностных качеств, которые помогли бы справиться с эмоциональными трудностями профессии.

В 1974 году американский психолог Фрейденберг впервые дал понятие эмоциональному истощению у лиц, занятых в коммуникативной сфере (педагогов, врачей, социальных работников, психологов и т.д.).

Появился термин «burnout», который в переводе на русский язык означает “выгорание” или “сгорание”.

На данный момент существует единая точка зрения на природу профессионального выгорания педагогов и его структуру.

Три составляющие синдрома профессионального выгорания педагога

Синдром профессионального выгорания педагога имеет три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение означает, что педагог эмоционально перенапрягается, чувствует себя опустошенным. Человек не может как прежде отдаваться работе, чувствует притупление своих эмоций, может сорваться на окружающих.

Деперсонализация, вторая составляющая синдрома эмоционального выгорания учителя, формирует бездушное, негативное отношение к раздражителям. Контакты приобретают формальную форму, возрастает обезличенность. Скрытые негативные установки могут проявляться в раздражении, которое поначалу педагог сдерживает, но в конце концов оно выходит наружу в виде конфликтных ситуаций, вспышек негодования.

Отрицание личных (профессиональных) достижений, третья составляющая синдрома эмоционального выгорания, проявляется в том, что учитель чувствует себя некомпетентным, неуверенным, недовольным собой. Как будто что-то делает не так, неправильно.

Педагог начинает сам себя угнетать, возникает чувство вины за такие негативные проявления, снижается личная самооценка и самооценка на уровне профессии. Человек становится безразличным к тому, чем занимается, чувствует себя несостоявшимся.

Эмоциональное выгорание учителя: стадии синдрома

Начальная первая стадия характеризуется единичными сбоями на уровне выполнения функций, произвольного поведения.

Педагог может забыть некоторые моменты: задал ли ученику планируемый вопрос, что ответил ученик на заданный вопрос, внесена ли запись в соответствующую документацию, поставлена ли отметка в журнал успеваемости и т.д.

Учитель переживает, боится ошибиться, многократно перепроверяет свои рабочие действия, усугубляя нервно-психическое напряжение.

На второй стадии выгорания учителя снижается интерес к работе и общению не только с коллегами, но и с семьей, друзьями, родственниками.

Не хочется никого видеть, к концу недели нарастает усталость, которая сопровождается плохим сном, снижением энергии, мигренью по вечерам, простудными заболеваниями.

Картину дополняет повышенная раздражительность: это именно тот случай, когда раздражает любая мелочь.

На третьей стадии эмоционального выгорания учитель выгорает как личность. Пропадает интерес к профессии и жизни вообще. Человек становится эмоционально безразличным, не желает видеть людей и тем более общаться с ними, ощущает полное отсутствие сил и энергии.

Эмоциональное выгорание особенно опасно в начале своего развития, поскольку на первой стадии учитель может не обратить внимание на его симптомы, хотя для окружающих они очевидны. Выгорание проще предупредить, чем лечить, поэтому лучше не оставлять без внимания факторы, способствующие его развитию.

Факторы, вызывающие профессиональное выгорание учителей

Факторы, вызывающие выгорание учителей, можно сгруппировать в два больших блока: организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов.

Индивидуальные факторы

Исследования показывают, что выгорание начинает проявляться у учителей уже спустя два, максимум – четыре года, после начала работы. Склонность к синдрому более молодых специалистов объясняется тем, что они испытывают эмоциональный шок, когда их ожидания сталкиваются с реальностью.

Согласно исследованиям, учителя, не состоящие в браке, имеют большую предрасположенность к выгоранию. В особенности это касается лиц мужского пола. Холостые мужчины, даже в большей степени, чем разведенные, склонны к эмоциональному опустошению на работе.

Особенно важным для изучения является взаимосвязь особенностей личности учителя и выгорания. Рассмотрим наиболее важные из них.

Выносливость – это качество личности, при которой человек контролирует жизненные ситуации и гибко реагирует на различные изменения.

Личностная выносливость тесно связана с тремя составляющими синдрома выгорания. Учителя с высокой степенью данной характеристики подвержены выгоранию меньше остальных.

Педагоги, использующие тактику активного противодействия стрессу, имеют низкий уровень профессионального опустошения.

Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания педагога и “локусом контроля”. Если человек чувствует ответственность за события, происходящие в его жизни, объясняет произошедшее своим поведением, не всегда правильным, характером, склонностями, то это означает, что у человека есть внутренний локус контроля.

Если же всю ответственность он перекладывает на окружающих, считает, что произошедшее с ним это судьба и от нее никуда не деться, значит у человека преобладает внешний локус контроля. Педагоги, реагирующие на стресс по первому типу наиболее уязвимы.

Такой подход присущ людям, предпочитающих конкурентную борьбу, стремительный темп жизни.

Также известно, что учителя, предъявляющие к себе завышенные требования, трудоголики, подвержены выгоранию больше остальных.

Организационные факторы

Развитию синдрома выгорания у учителей может способствовать неопределенность или недостаточная ответственность. В то же время, учитель самостоятельный и независимый в своей деятельности, способный принимать ответственные решения, реже остальных может столкнуться с данной проблемой.

Наблюдения показывают, что большие нагрузки и сверхурочная работа стимулирует развитие профессионального выгорания педагога. Безусловно положительный эффект оказывают перерывы в работе, но этот эффект временный.

Наиболее важна социальная поддержка со стороны коллег, руководства, семьи и друзей. Более того, она играет решающую роль в предупреждении эмоционального выгорания. Учителям необходима поддержка администрации.

Поощряя педагогический состав, руководству нужно помнить, что не столь важно абсолютное количество вознаграждения, сколько его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом коллег.

Все должно быть по справедливости.

Среди других факторов возникновения синдрома выгорания у учителей также отмечаются внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. 

Профилактика эмоционального выгорания учителя: что делать

Предотвращение проблемы включает в себя три направления работы.

Первое – разумная организация рабочей деятельности. В силах администрации образовательного учреждения смягчить развитие выгорания учителя путем предоставления профессионального роста, обеспечения социальных и других мер, повышающих мотивацию. Руководство может немного “разгрузить” педагогов, четко распределив обязанности в должностных инструкциях.

Преследуя цель предупреждения синдрома эмоционального выгорания, важно правильно организовать рабочее время и рабочее место учителя.

Необходимо создать благоприятные условия для работы: обеспечить педагога справочными материалами и методическими рекомендациями, укомплектовать библиотеку.

Помещение для работы должно быть хорошо освещенным, с удобной мебелью, комфортным температурным режимом. Для педагога ценны технические перерывы, это время можно использовать для приема пищи, восстановления сил, отдыха.

Второе направление профилактики выгорания педагогов – это улучшение психологического климата в коллективе, создание взаимопонимания в профессиональной группе. Решением вопроса могут стать тренинги по командообразованию, расширение кругозора и эстетических потребностей у учителей, что ведет к взаимопониманию и учит терпимости. 

Третье направление профилактической помощи выгоранию учителя – это работа с индивидуальными особенностями: развитие креативности и снятие индивидуальных стрессовых состояний.

Эмоционально опустошенных педагогов отличает негибкость мышления, которое всячески сопротивляется любым изменениям.

Креативность – мощный фактор развития личности, определяющий ее готовность к переменам, отказу от стереотипов.

Работа по нивелированию влияния негативных факторов, личностных и профессиональных, строится на умении сотрудников разрешать конфликтные ситуации. Если этого навыка нет, развивается выгорание учителя. Что делать? Педагогу нужно уметь пересматривать систему жизненных принципов, ценностей и мотивов, которые препятствуют профессиональному и личностному совершенствованию.

Обучаться профилактике эмоционального выгорания учителя могут через пособия или на специально организованных тренингах. Администрации школы следует проводить занятия для педсостава по развитию уверенности в себе, умению принимать решения, формированию навыков саморегуляции.

Преподавателям необходимо обучиться правильному расслаблению, контролю за собственным физическим и психическим состоянием.

Направления профилактики профессионального выгорания должны реализовываться в комплексе. Знание стадий и факторов синдрома позволит педагогам быть более внимательными к собственному душевному состоянию и серьезно относиться к поддержанию своего профессионального “огня” на ровном уровне в течение многих лет.

Источник: //www.menobr.ru/article/65531-qqq-18-m10-sindrom-professionalnogo-vygoraniya-uchiteley

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.