< Психологические тренинги для школьников - Психолог

Психологические тренинги для школьников

Примеры психологических тренингов для детей

Психологические тренинги для школьников

Сегодня о тренингах говорят повсюду.

Взрослые охотно посещают их, следуя рекомендациям знакомых или собственному желанию.

А нужны ли тренинги для детей? Не рано ли им начинать тесное общение с психологами?

Кто такой детский нейропсихолог и что он лечит? Ответ узнайте прямо сейчас.

Что это такое?

Далеко не все взрослые стремятся разобраться в сути имеющихся проблем и готовы много тренироваться для получения навыков.

Что тогда говорить о детях, которые не всегда даже в состоянии осознать, для чего им необходимо осваивать что-то для пользы дела в скором или отдаленном будущем?

Как же обучать детей полезным навыкам, чтобы упростить контакты с социумом и работу над задачами, требующими приложения массы усилий или нестандартного подхода? Используя стремление и любовь детей к развлечениям.

Тренинг это что-то наподобие игры по правилам, разработанным специалистами в области психологии, педиатрии и педагогики.

Поэтому при профессиональном подходе к мероприятиям, каждое из них будет иметь практическую пользу.

Свод рекомендаций относительно действий, которые участники должны стараться соблюдать, направлен для получения детьми полезных навыков для решения имеющихся или предполагаемых задач в жизни.

Для чего нужны?

Поскольку обучение полезному проходит в формате игры, оно не вызывает душевного протеста.

Ведь во время тренинга обычно можно, а зачастую и нужно активно общаться с соседями, двигаться, смеяться и не сдерживать эмоции (до разумных пределов, конечно).

Благодаря тому, что нужный навык прорабатывается в игре несколько раз и при этом ребенок стремится его использовать, чтобы добиться результата в мероприятии, желаемые результаты достигаются краткие сроки.

Тренинги для разных возрастных групп отличаются по регламенту. В зависимости от основной задачи, цель тренинга может быть направлена на:

  1. Развитие у детей навыков коммуникации с ровесниками или представителями других возрастных категорий.
  2. Формирование способности с комфортом для себя и без претензий со стороны окружающих встраиваться в любое общество.
  3. Приобретение желания и привычки цивилизованно разрешать конфликты.
  4. Развитие привычек лидера, чтобы не тушеваться, когда нужно демонстрировать свои способности миру и близким людям.
  5. Приобретение умения усилием воли стабилизировать эмоциональный фон при сложных жизненных обстоятельствах.

Перед проводящим тренинг с детьми каждый раз стоит личная задача:

  1. Расположить приглашенных на мероприятие участников к себе.
  2. Принять меры, чтобы у большинства посетивших мероприятие было приподнятое расположение духа. Явные психологические зажимы у отдельных подопечных могут усложнить проведение тренинга и точно не принесут пользы ребятам, не сумевшим психологически расслабиться.
  3. Объяснить участникам условия игры.
  4. Следить, чтобы развитие событий проходило согласно сценарию.
  5. Учитывать моменты, когда обстановка сильно отклоняется от запланированного сценария и ненавязчиво влиять на вызвавший это фактор, если это в силах ведущего.

При определении наличия участников, которым все же трудно избавиться на текущий момент от психологических зажимов, тренер должен найти способ быстро поработать с каждым из таких ребят по отдельности, чтобы помочь им ощутить желание активно поучаствовать в тренинге.

Причем под активным времяпровождением не всегда подразумевается множество физических действий — интерес и отслеживание развивающихся событий, формируемых остальными участниками мероприятия, тоже является вовлеченностью в процесс.

Пусть и происходит это при сидении в пустующем углу, откуда все прекрасно видно.

Примеры игр, упражнений и заданий

Длительность занятий для малышей и ребят старшей возрастной категории разная.

Поскольку утомляемость первых выше, а тренинги, пусть и в игровой форме, не должны вызвать дискомфорта и приводить к перенапряжению нервной системы.

Как объяснить ребенку, что воровать нельзя? Советы психологов помогут вам!

Для дошкольников

Занятие для развития навыка снижать активность и слушать выступающего, когда идет, например, концерт или урок, необходимое для формирования уважения к принимаемым групповым правилам.

Тренер рассаживает малышей по кругу на стульчики, а потом просит припомнить сюжет известного мультфильма про мальчика в джунглях.

Затем акцентирует внимание на моменте, когда кто-то из персонажей выступает, а остальные, кроме вредных обезьян, слушают говорящего и не перебивают его.

Ведь если кто-то делает заявление, что-то рассказывает, то, значит, уверен в том, что он говорит важное и неизвестное остальным. А если вести себя как вредная обезьяна, то пропустишь много интересного.

После тренер спрашивают у каждого участника тренинга, насколько тому понятно, почему нужно слушать выступающего и хочет ли спрашиваемый принять для себя это правило.

Занятие требует неоднократного повторения на протяжении продолжительного периода времени и принятия в команде условного знака, обозначающего необходимость придерживаться тишины для лучшего понимания слов говорящего на данный момент.

Это нужно, чтобы в дальнейшем в коллективе не нужно было повторять это занятие всякий раз, когда ребята разбалуются и начнут проявлять невнимательность в период, отведенный для усвоения важного урока.

При многих тренингах необходимо разделение участников на два команды.

Чтобы собирать группы с ребятами, готовыми сотрудничать друг с другом, а не соперничать, рекомендуется тренинг под названием «Река».

Обратившись к ребятам, тренер объявляет об игре, в которой все дети должны сначала выстроиться в одну общую колонну, а затем разделиться на две маленьких, имитируя два рукава одного большого водоема.

Чтобы облегчить задачу малышам, во главе каждой из маленьких речек необходимо поставить по одному явному лидеру из коллектива — остальным детям будет проще выбирать «предводителя», к которому испытывают больше симпатии.

Так без длительных тестов можно позаботиться о том, чтобы дальнейшие групповые занятия проходили с большим энтузиазмом и в слаженном формате.

Тренинг для развития чувства собственной значимости и способности оказать другому эффективную поддержку.

Настроившимся на игру детям показывают игрушку, символизирующую потерявшееся животное.

Для драматизма и подстегивания детского воображения, психолог может рассказать небольшую историю о том, что же произошло со зверюшкой.

После этого он предлагает каждому из детей поочередно обнять игрушку, приласкать ее и рассказать ей, что теперь она в полной безопасности и может рассчитывать на их поддержку.

Что делать, если ребенок врет? Узнайте об этом из нашей статьи.

Для младших школьников

Тренинг для развития способности быстро генерировать ассоциации.

Инструктор объясняет, что нужно разбиться на группы из трех человек. Одному поручается обязанность произносить любое слово, которое может обозначать ка действие, так и предмет или явление.

Второй представитель группы должен высказать свое слово, не имеющее связи с прозвучавшим из уст первого.

Третий ребенок выстраивает из двух заявленных слов предложение, связав по смыслу два заданных высказывания. Поле этого ребята меняются ролями.

На развитие эмпатии

Группу ребят делят на пары, а потом объясняют, что они должны встать лицом к лицу и в течение минуты рассматривать партнера, задавая, если необходимо, наводящие вопросы.

После каждый по очереди должен рассказать о напарнике все, что он запомнил о другом или считает, что озвучиваемое имеет место быть.

На заключительном этапе психолог интересуется у ребят, насколько они согласны с услышанным о себе, что их беспокоило во время процесса сбора информации или что беспокоит поле озвучивания чужого мнения.

«Странная мельница»

Каждому из участников нужно рассказать о себе и любимых увлечениях, но не с помощью слов, а используя лишь возможности мимики и образов, создаваемых изменением положения рук, ног, тела.

Наблюдающие за одноклассником ребята должны пытаться угадать, что он пытается им рассказать о себе.

После «выступления» ребенок должен обязательно сказать, удалось ли кому-то из окружения понять то, что он хотел о себе заявить.

«Родственник царевны Несмеяны»

Одному из участников предлагают занять центральный стул.

Остальные, помня легенду о том, что перед ними человек, которому очень трудно смеяться и просто радоваться жизни, должны попробовать изменить его настроение с помощью комплиментов и теплых слов в его адрес.

Лучше всего, если для дела будут использованы похвалы, касающиеся лично «Несмеяны». Это могут быть достижения в учебе, какие-то черты характера и внешности.

Тренинги для родителей и детей

При проблеме напряженных отношений между домочадцами по отношению друг к другу можно применить тренинг для улучшения отношений с помощью влияния наиболее авторитетного члена семьи.

Это довольно агрессивная методика для психики, особенно, если у человека хорошая фантазия. Но действенная.

На приеме у психотерапевта клиенту предлагают в красках представить, что произошло бы с каждым членом его семьи, если бы внезапно, вот прямо сейчас, на Земле произошла вселенская катастрофа одновременно с ядерным взрывом в данной местности.

Для контроля над ситуацией психолог во время тренинга может задавать наводящие вопросы, интересоваться, что подопечный представляет в отношении каждого близкого ему человека.

В ряде случаев такая жесткая эмоциональная встряска дает особенно хорошие результаты, если спустя какое-то время авторитетный представитель семьи поделится впечатлениями со своими домочадцами.

Как научить ребенка постоять за себя? Читайте об этом здесь.

Для понимания позиции другого человека

При жалобе на конфликты и «столкновение интересов поколений», пришедшему на консультацию человеку предлагается положить перед собой лист бумаги, а потом представить, что белый прямоугольник — это второй участник конфликта.

Нужно не жульничая, поставить себя на его место и посмотреть на себя же уже глазами другого человека.

Что он ощущает, когда мы говорим какие-то фразы, даем советы или настаиваем на своем.

Часто уже первого сеанса достаточно, чтобы понять суть основного конфликта и его причину.

Тренинг не всегда сразу срабатывают у людей с плохой фантазией, привыкших к беспрекословному подчинению окружающих.

Но в большинстве случаев позволяет быстро и бескровно разрешать даже самые сложные конфликты, если противостояние двух сторон не является битвой бескомпромиссных принципов.

Тренинг общения для детей 5-7 лет:

Наша интересная группа :

Источник: //psyholic.ru/deti/psihologicheskie-treningi.html

Психологические тренинги для школьников младших классов

Психологические тренинги для школьников

Тренинги по психологии, психологические упражнения и игры для детей и подростков

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.

Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

Педагоги-психологи применяют различные виды тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние.

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

Тренинги по психологии для детей не обязательно должны проводиться квалифицированными психологами, воспитатель или учитель также может успешно справиться с этой задачей.

Психологические тренинги для школьников младших классов

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

  • актерские техники;
  • упражнения на релаксацию;
  • различные диагностические методики;
  • арт-терапию;
  • сюжетно-ролевые игры.

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

«Барометр настроения»

Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.

«Что я люблю делать»

Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы.

Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят.

Далее идет выступать следующий игрок.

«Мне нравится…»

Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.

«Река»

Нужно поставить детей в одну колонну. С этого момента они становятся большой рекой, которая может разливаться на два так называемых рукава – две небольшие речки.

Чтобы показать, как эта река разливается, ведущий ставит в начале речки двух ребят – лидеров – и разводит их в разные стороны. Ребята за ними должны встать за одним из лидеров, затем за другим – по очереди.

Важно учесть желание каждого лидера. Так дети учатся образовывать подгруппы.

«Царевна Несмеяна»

На стул, поставленный перед детьми, садится один из них. Теперь он становится «царевной Несмеяной», которой необходимо поднять настроение и заставить ее улыбнуться. Для этого ребята по очереди говорят «царевне» о ее достоинствах – о красоте глаз, умении хорошо петь и так далее.

«Поддержка»

Дети встают в так называемый волшебный круг. Один из них оказывается в его центре. Нужно держать спину прямой, ноги свести вместе. Окружающие его ребята поднимают руки примерно на уровень груди.

Расстояние между ними и стоящим в центре не должно быть большим, ведь он начинает падать в любую сторону, а ребята должны его ловить.

Эта игра основывается на доверии – умении его проявлять (падение) и оправдывать (дети должны успеть поймать и аккуратно поставить на место).

«Доброе тепло»

Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза.

Тренинг \

Источник: //cntruo.ru/psihologicheskie-treningi-dlja-shkolnikov-mladshih/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.