< Психология искусства - Психолог

Психология искусства

Содержание

Искусство – психология

Психология искусства

Психология изучает различные направления деятельности человека. Особый интерес для науки представляет собой искусство во всех его проявлениях. Психология искусства – это отдельная отрасль психологической науки, которая изучает процесс восприятия и создания произведений искусства.

Предмет изучения – личностные свойства и состояния, которые обусловливают создание и восприятие художественных ценностей и их влияние на жизнедеятельность человека.

Также психология искусства изучается проблемы личности художника и его творчества; восприятие произведений художественной литературы и особенности их структуры.

Какие методы использует психология искусства?

Данная отрасль использует в своих исследованиях конкретно-научные методы – наблюдение, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и другие.

Психология искусствазанимается исследованием процессов художественного творчества с точки зрения проявления в них человеческих способностей и характера, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, мотивов и межличностных отношений.

Теория катарсиса

С древних времен исследователи занимались изучением переживаний, связанных с созданием и восприятием искусства. Именно в этом отражается ключевая суть катарсиса. Его изучение позволило разделить ежедневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведениями искусства.

Катарсис помогает обнажить внутреннюю взаимосвязь психологии их создателя и тех, кто ее воспринимает. А также указывает, как воздействует на человеческую душу художественное изучение реальности.

Основные проблемы психологии искусства

Среди проблем, которые стоят перед данным направлением можно выделить три основные. Это специфические характеристики образно-эмоционального строя индивида, создаваемые в момент включения в процесс создания или восприятия ценностей эстетического характера.

Изучение художественного восприятия, как формы сотворчества в различные периоды индивидуального развития у зрителей, читателей и слушателей. Также изучается влияние искусства на ценностные и мотивационные ориентации в поведении субъекта и его мировоззрения.

«Психология искусства» Л.С. Выгодского

Огромнейший вклад в развитие отечественной психологии искусства по-прежнему остается за известным ученым и психологом Л.С. Выгодским.

В своем труде «Психология искусства» автор дает характеристику развитию советской теории искусства.

Это один из фундаментальных трудов, объединивших всю работу ученого и одновременно обозначающих перспективные направления дальнейшей работы в области психологии искусства.

Психотерапия искусством или арттерапия

Арттерапию можно назвать самым загадочным направлением психотерапии. «Арт» означает искусство, терапия – лечение. Другими словами, лечение искусством. «Терапию искусством» можно назвать достаточно новым методом психотерапии. Впервые он был использован Адрианом Хилломом в 1938 году.

Сегодня под арттерапией понимают все виды занятий искусством, проводимые в больницах или психологических центрах. Данный метод используют в контексте лечения, так как он позволяет работать с чувственной сферой, исследовать и выражать эмоции на уровне символов.

Арттерапия выступает посредником в общении клиента и психотерапевта на символическом уровне. С помощью художественного творчества находят отражение разные виды познавательных процессов, страхи, конфликтные ситуации, воспоминания из детства, мечты и др.

, исследуемые во время психоанализа.

В терапии искусством используют визуальный ряд (рисунки, живопись, коллаж и т.д.), драматерапию, бибилиотерапию, танцевальную и музыкальную терапию.

Источник:

Психология искусства

Психология искусства развивалась, .преодолевая воздействие психологизма (в Германии — В. Вундт, в России — последователи А. А.

Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский.

Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей.

Используя конкретно-научные методы — наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, — она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.

Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности.

Для построения образа художественного применяются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение.

Изучение его переживаний и состояний — в частности, вдохновения — на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и так прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.

Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр.

С позиций материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания.

Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности — в частности, в виде эмпатии.

Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил:

1) отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства;

2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;

3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе.

Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства:

1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;

2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей);

3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.

Источник:

Все про психологию искусства

Видели ли вы когда-нибудь картину известного испанского художника Сальвадора Дали «Слоны»? Она поражает умы обывателей своей фантастичностью, потусторонностью, буквально приковывает взгляд созерцающего ее человека.

Одни исследователи творчества художника говорят, что он был сумасшедшим, другие утверждают, что гением. Психология искусства – обособленная отрасль психологии, занимающаяся исследованием творческих процессов с позиции проявления в них личностных особенностей, эмоций, интеллектуальных способностей, характера, отношения к внешнему миру человека, способного созидать прекрасное.

Эволюция взглядов на проблему творчества

Психологи не раз задавались вопросом, где находится источник человеческого вдохновения, почему одни способны творить, а другие абсолютно бесталанны.

Наиболее известным исследователем в этой области считается психолог Л.С.

Выготский, еще в советские годы разработавший уникальную теорию, объяснявшую, почему некоторые произведения прошли сквозь века и стали настоящими сокровищами человеческой цивилизации, а другие сгинули незамеченными.

В своей книге «Психология искусства» ученый описывает методику, которая позволяет проанализировать структуру произведения и воссоздать реакцию, которую оно вызывает.

Выготский считал, что роль искусства не должна сводиться ни к гностической, ни к гедонистической функциям, — она заключается в трансформации обыденных вещей и явлений через призму внутреннего мира творца в некое новое творение, способное затронуть сознание других людей.

Выготский в своих работах говорил о том, что в процессе творчества происходит метаморфоза не только материала произведения, но и испытываемых чувств. Для воплощения своей идеи в жизнь творец должен побороть сопротивление исходного материала, сделать его пластичным и податливым, как воск.

Рекомендуем: Музыкальная психология — это

Эта титаническая работа всегда скрыта от созерцателя, ведь он может видеть только конечный результат, но не гигантский труд, сокрытый внутри него. Ученый настаивает, что психология искусства должна уделять особое внимание анализу структуры творения, так как это лучший способ постичь его содержание.

Широко известна так называемая теория катарсиса, или глубокого эмоционального потрясения. Иными словами, находясь в состоянии катарсиса, человеку проще всего выплеснуть свои переживания вовне в виде художественного произведения.

С точки зрения этого подхода, психология искусства должна отделять повседневные, обыденные эмоции от бури чувств, сопровождающих создание шедевров. Также теория подробно обосновывает влияние творений искусства на человеческую душу, влияние эмоций создателя на эмоции созерцающего.

Гумбольдт говорил о том, что творчество имеет внутреннюю и внешнюю форму. Любой объект может иметь обманчиво простой вид, однако постичь и передать его внутренний смысл удается далеко не каждому созидателю.

Рекомендуем: Что такое распредмечивание?

Например, христианский крест – это символ и идея одновременно, в нем заключено прошлое, настоящее и будущее, он бесконечен и конечен, обладает энергией и скрытым смыслом. Психология искусства должна сконцентрировать свои усилия на проникновении человека во внутреннюю форму произведения искусства.

Кандинский утверждал, что любой шедевр является продуктом своей эпохи. Эта гипотеза находит много исторических подтверждений, особенно если обратиться к периоду советского революционного творчества. Автор писал в своих работах, что творение способно отделяться от своего создателя, жить собственной жизнью, испытывать взлеты и падения.

Современная психология искусства говорит о существовании так называемого аффекта или эмоционального отклика, порождаемого творениями искусства. Происходит единение чувств и фантазий, что вызывает в человеке разнонаправленные аффекты, нивелирует аффекты содержания и формы, тем самым высвобождая нервную энергию. Эти взрывы эмоций получили название катарсис эстетической реакции.

Рекомендуем: Подсознание и сознание человека

Являясь частью психологии, это направление несколько иначе подходит к анализу и исследованиям наблюдаемых явлений. Становится ясно, что обычные способы познания должны быть адаптированы к более специфичным задачам. Методов конкретно–научного характера, используемых для исследования проблем творчества, достаточно много, перечислим наиболее важные из них:

  • Наблюдение – подразумевает фиксацию вербальных и невербальных реакций человека, находящегося в определенной ситуации. Оно может быть внешним, то есть основываться на сборе информации об объекте, или внутренним, аналогичным самонаблюдению.
  • Интервьюирование – опрос наблюдаемого на интересующую исследователя тему.
  • Биографический метод — основан на исследовании личности человека, его жизненного пути, ценностей и убеждений.

Исцеляющая сила искусства

Ученые не раз задавались вопросом, может ли познать психология, как искусство воздействует на человеческую душу. Можно ли исцеляющую силу бессмертных творений использовать на практике для лечения людей с патологией психики? Первопроходцем в этом направлении по праву можно считать Адриана Хиллома, который в 1938 году начал практиковать лечение больных искусством.

Суть арт-терапии довольно проста, но вместе с тем необычна. Методика помогает построить «мост» для общения психотерапевта и больного на символическом уровне, проанализировать чувственную и эмоциональную сферу.

Рекомендуем: Гипомания — это

Простой рисунок дает возможность человеку выплеснуть на бумагу его внутренние страхи, опасения, переживания, детские воспоминания, конфликты. Задача врача состоит в правильной интерпретации материала, подборе адекватной программы коррекции состояния больного.

Источник:

Введение

Тема данной работы: «психология искусства».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная психология искусства отмечена большим объемом исследований, образующих достаточно самостоятельную сферу эс­тетического знания.

Источник: //obu4ayka.ru/stati/iskusstvo-psihologiya.html

Все про психологию искусства

Психология искусства

Видели ли вы когда-нибудь картину известного испанского художника Сальвадора Дали «Слоны»? Она поражает умы обывателей своей фантастичностью, потусторонностью, буквально приковывает взгляд созерцающего ее человека.

Одни исследователи творчества художника говорят, что он был сумасшедшим, другие утверждают, что гением. Психология искусства – обособленная отрасль психологии, занимающаяся исследованием творческих процессов с позиции проявления в них личностных особенностей, эмоций, интеллектуальных способностей, характера, отношения к внешнему миру человека, способного созидать прекрасное.

Психология искусства: что это такое и влияние на здоровье

Психология искусства

Искусство — один из видов сохранения и трансляции эмоций. Психология и искусство тесно связаны: эмоциональные переживания, возникающие у автора во время творческого процесса, передаются зрителям и вызывают ответный эмоциональный отклик.

Искусство выступает связующим звеном между людьми разных социальных слоев, национальностей, религиозных взглядов, пола, возраста.

Искусство с точки зрения психологов

В психологии изучение искусства заключается в проведении анализа предметов искусства, экспериментальных методиках и построении теорий на их основании.

Психология искусства изучает не только результат творческой деятельности, но и личность автора, роль его творчества в формировании общественного сознания, влияние на личность зрителя.

Современная психология искусства как наука не имеет четко определенного предмета: искусство воспринимается и как форма познания, и как способ преобразования, и как средство самовыражения.

В изучении психологии искусства выделяют 6 подходов:

  1. Конгнитивно-аффективный. Изучает связь искусства и эмоциональной реакции на него. Предполагается, что эмоции, вызванные переживанием воздействия предметов искусства, являются более сложными, чем простые эмоциональные реакции на привычные раздражители.
  2. Механистический. Изучает влияние на творчество внутренних механизмов психики. Активные компоненты личности данный способ игнорирует.
  3. Системно-психологический. В первую очередь изучает особенности личности творца: биографию, индивидуальные черты, творческую мотивацию.
  4. Деятельностный. Изучает искусство как средство передачи информации, которую нельзя передать с помощью других методов. Используется для передачи научного знания. Искусство — метод трансляции, преобразования смыслового посыла.
  5. Теоретико-нормативный. Изучает процесс восприятия предметов творчества, сравнивая реакцию отдельных людей. В этом подходе существует определенный эталон эмоциональной реакции, с которым сравнивают результаты наблюдений.
  6. Искусствоцентрический. Изучает непосредственно само искусство как явление, его роль в жизни человека, способы влияния.

Большинство исследований отдают предпочтение искусствоцентрическому методу, поскольку он рассматривает творческий процесс комплексно, не акцентируясь на отдельных деталях.

Формы и методы исследования искусства

Для изучения искусства используют ряд научных методов, применяемых в других отраслях психологии:

  1. Интервьюирование. Этот способ применяют для сбора информации о восприятии творчества разными людьми, для последующего сравнения реакций. Также интервьюированию может подвергаться сам автор.
  2. Наблюдение. Бесстрастное наблюдение дает психологу возможность составить объективную картину возникновения эмоциональной связи между автором и зрителем.
  3. Анализ продуктов деятельности. Непосредственная оценка объектов творчества, попытка определения глубинного смысла, вложенного автором, оценивание его личностных особенностей, мотивов, желаний.
  4. Биографический. Используется для оценки отдельных деталей биографии творца с целью определения ключевых моментов развития личности. Главный минус этого метода — сложность в установлении достоверности фактов биографии.

Задача методов изучения искусства — исследовать процессы творчества, рассматривая их как способ выражения личностных черт, особенностей характера, эмоциональных проявлений.

Проблематика терапевтического искусства

Основные проблемы направления, изучающего искусство:

  1. Влияние искусства на моральные ценности зрителя. Процесс творчества погружает человека в особое состояние, схожее с экстатическим, влияя на восприятие и эмоциональное состояние творца.
  2. Совместное художественное восприятие. Предметы творчества, показанные широкой публике, становятся результатом совместной работы автора и зрителя: смысл, вложенный создателем, соединяется со смыслом, который видит зритель.
  3. Влияние процесса творчества на сознание. Предметы искусства влияют на зрителей по-разному, в зависимости от возраста, уровня интеллекта, образования и других индивидуальных характеристик. Также творчество влияет на самого автора.

Среди специфической проблематики науки выделяют:

  • влияние на творчество мышления, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
  • изучение влияния коллектива авторов на процесс творчества и восприятия результатов творчества;
  • выявление индивидуальных черт личности, развивающихся в процессе занятия искусством;
  • поиск факторов, влияющих на творческую активность.

В психологии, в первую очередь, искусство рассматривается как метод развития личности: процесс творчества оказывает на человека терапевтический эффект, повышает его моральные качества, помогает снять эмоциональное напряжение.

Исследования Выготского в области искусства

Фундаментальным исследованием в области изучения искусства является литературный труд Л. Выготского «Психология искусства».

В своем трехтомнике он рассматривает художественное произведение как совокупность эстетических знаков, вызывающих у зрителя ответную эмоциональную реакцию. Но при этом он не оценивает моральные качества автора и зрителя.

По мнению Выготского, через продукты творчества невозможно полноценно анализировать состояние психики автора и зрителя.

Рассматривая произведение, Выготский оценивал формы и методы, применяемые автором. Он полагал, что в основе творчества лежит психологический механизм, и именно его следует изучать, чтобы понять психологию творчества.

Механизм задействует целый комплекс психических процессов и явлений, на которые человек, далекий от творчества, не обращает внимания.

Изучение этих механизмов позволяет глубже понять процесс создания, использовать его в других сферах.

Ключевой задачей исследования Выготского было изучение катарсиса, как аффективного противоречия. Катарсис становится высшей формой эмоционального переживания и приносит творцу и зрителю высшее эмоциональное наслаждение.

Но возможность достичь наслаждения появляется только благодаря сильному потрясению, которое может быть травмирующим.

Выготскому не удалось вывить связи между скоростью достижения катарсиса и видом творчества, поэтому можно предположить, что все формы творчества от живописи и классической музыки до театра и ораторского искусства одинаково сильно воздействуют на психику человека.

Роль катарсиса в искусстве, влияние на зрителя и автора

Термин «катарсис» появился во времена античности. Аристотель называл катарсисом особое переживание, которое испытывает человек во время просмотра театрального представления. Древнегреческая трагедия, по мнению Аристотеля, должна воспитать в человеке лучшие качества личности.

В эпоху Возрождения понятие катарсиса пересмотрели сквозь призму гуманистического взгляда. В новом понимании он стал обозначать высшее наслаждение, вызванное эстетическим переживанием. Позднее понятие вновь пересмотрели, введя его в научный дискурс. Катарсисом стали называть избавление от сомнений, ложных мыслей, моральное облегчение.

В 19 веке катарсис добавили в официальную терминологию психиатрии и психотерапии. Первым его начал использовать З. Фрейд, исследуя влияние гипноза на пациентов с различными психопатологиями. Фрейд вводил пациента в состояние гипноза, чтобы раскрыть спрятанные в подсознании воспоминания и травмирующие переживания.

Вспоминая и заново переживая события, приведшие к расстройству, пациент избавлялся от их влияния. Процесс очищения психики от накопленных негативных переживаний и являлся катарсисом в понимании Фрейда. Позднее термин в этом значении стали использовать представители других направлений психологии и психиатрии.

В современном искусстве катарсис — сильное эмоциональное переживание, одинаково воздействующее на мужчин и женщин. Для большинства людей катарсис становится целью приобщения к творчеству. Его способен испытать как сам творец, так и зрители. В психологии катарсис обладает способностью избавлять человека от эмоциональных блоков, уменьшать негативные последствия травмирующих ситуаций.

Применение искусства для лечения психологических патологий

В изучении психологического значения искусства особое место занимает оздоровительное влияние творчества на психику человека. Лечение искусством или арт-терапия получило широкое применение в 20 веке, с подачи художника А. Хилла.

Он рассматривал творчество как метод облегчения переживаний пациентов, страдающих туберкулезом. Наблюдая за пациентами санатория, Хилл выявил связь между рисованием и уменьшением симптомов.

Позднее арт-терапию стали применять в работе с детьми, пострадавших от военных действий, пациентами, страдающими неврозами, депрессией, повышенной агрессией. Фрейд использовал результаты творчества пациентов для уточнения диагноза, оценивая неосознаваемые психические процессы. С середины 20 века арт-терапия стала официальным методом лечения и профилактики, применяемым в психотерапии.

Формы арт-терапии, применяемые в психологии:

  1. Рисование. Имеют значение материалы и цвета: пациент использует карандаши, жидкие краски для рисования пальцами, сухие порошковые краски.
  2. Библиотерапия. Чтение терапевтических сказок помогает человеку примерить сюжет истории на свою жизненную ситуацию, найти оптимальное решение.
  3. Танцевальная терапия. Активные движения высвобождают мышечные зажимы, избавляют от чувства неловкости и стыда.
  4. Глинотерапия. Лепка требует активной работы мелкой моторики. Выполнение монотонных поглаживающих движений успокаивает пациента, помогает нормализовать эмоциональное состояние.
  5. Песочная терапия. Песок предполагает широкий спектр действий: от лепки до рисования. Пескотерпия особенно эффективна в работе с детьми 3–4 лет.
  6. Драматерапия. Написание сценария и последующее воплощение позволяет развить фантазию и снизить тревожность.
  7. Музыкотерапия. Прослушивание музыки благотворно влияет на интеллектуальные способности.
  8. Куклотерапия. Проигрывание сценария с использованием игрушек дает пациенту возможность самостоятельно повлиять на сюжет, развить уверенность.

Арт-терапия является вспомогательным средством, применяемым в комплексе с другими методиками. Она помогает высвободить негативные эмоции, подавляемые чувства. Творческий процесс увлекает, повышает способность сосредотачиваться, развивает самоконтроль. Терапевт, оценивая результат творчества, получает дополнительную информацию о клиенте, использует ее для уточнения диагноза. При работе с посттравматическим синдромом арт-терапия снижает чувство тревожности, повышает самооценку, способствует установлению эмоциональных контактов с другими людьми.

Зачастую арт-терапию назначают детям дошкольного возраста. Поскольку их уровень развития речи не позволяет собрать полноценный анамнез, психолог использует дополнительные методы, помогающие установить связь с пациентом. Дети используют рисование и лепку, чтобы воссоздать образы, вызывающие сильное эмоциональное переживание.

Интерпретируя результаты творчества, психолог может лучше понять особенности взаимоотношений в семье, выявить триггерную ситуацию, спровоцировавшую развитие психологического отклонения.

Из видео вы узнаете о применении арт-терапии в лечении детей и о степени эффективности данного метода.

Источник: //mystroimmir.ru/psihologiya/iskusstva.html

Психология искусства

Психология искусства

Цель курса:  

Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического знания в искусстве, осветить основные проблемы психологической науки применительно к психологии искусства.

Задачи курса:

  • Усвоение основных представлений об возможностях психологии искусства.
  • Знание проблем психологии искусства.
  • Выработка навыков психологического анализа произведений искусства.
  • Выработка умения применять системно-биографический метод для решения исследовательских и прикладных задач.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами.

Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач,  а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, расширяет эрудицию и репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе  для решения практических задач.

Требования к уровню освоения содержания курса

Понимание ключевых проблем психологии искусства. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального и биографического метода в психологии искусства. Главный показатель освоения содержания курса: умение использовать системно-биографический метод в оценке творческого стиля художника, композитора, писателя.

Разделы курса:

Цель первого раздела курса – ознакомиться с   теоретическими и экспериментальными работами по некоторым центральным проблемам психологии искусства.

Второй раздел посвящен специальным способностям (музыкальным, художественным, литературным) и их развитию. Семинарские и практические занятия, запланированные для данного раздела, направлены на обучение студентов работе с диагностическими методиками по определению специальных способностей.

Третий раздел является самым большим по объему часов. В нем представлена оригинальная авторская модель системно-типологического подхода в психологии искусства. В данном разделе доминантой звучит фигура творца.

Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и психоаналитический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца.

На семинарских  занятиях студенты учатся применять полученные знания на практике.

Тема 1. Искусство как способ познания

  • Искусство и наука
  • Искусство как отражение предустановленной мировой гармонии
  • Искусство и архетип
  • Искусство как способ самопознания
  • Искусство и понимание смысла

Тема 2. Творчество, способности, талант, гениальность

  • Творческий процесс, его составляющие и динамика
  • Творческая личность
  • Творческая способность
  • Способности и талант
  • Талант и гениальность

Тема 3. Искусство и цивилизация

  • Кривые стиля и эпоха
  • Социальный редукционизм в искусствознании
  • Влияние условий в обществе на продуктивность в искусстве
  • Значение искусства в развитии общества

Тема 4. Искусство и потребитель

  • Индивидуальные особенности восприятия произведений искусства
  • Искусство и реклама
  • Массовая культура
  • Культура потребителя и понимание произведений искусства

Тема 5. Искусство как форма терапии

  • Психодрама: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
  • Танцевальная терапия: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
  • Типологический подход и использование арт-терапии

Тема 6. Музыкальные способности

  • Структура музыкальных способностей в концепции К.Сишора
  • Структура музыкальных способностей в концепции Г.Винга
  • Музыкальные способности в концепции Б.М.Теплова
  • Возраст и способности
  • Особенности ВНД и способности
  • Развитие музыкальных способностей
  • Способность к цветовому представлению музыки

Тема 7. Художественные способности

  • Ведущие и вспомогательные художественные способности
  • Возраст и проявление художественных способностей
  • Индивидуальность и проявление художественных способностей
  • Развитие художественных способностей
  • Восприятие формы
  • Восприятие и использование цвета

Тема 8. Литературные способности

  • Вербальный интеллект и литературные способности: зона пересечения
  • Структурный подход к проблеме литературных способностей
  • Индивидуальность и литературные способности
  • Развитие литературных способностей

Тема 9. Психология черт и типов личности. Типологический подход в психологии искусства

  • Психология типов личности
  • Психология черт личности
  • Психология черт и типов личности: точки пересечения
  • Психологический тип и стилевые характеристики в искусстве
  • Психологический тип и особенности предпочтений в искусстве
  • Психологический тип и стратегии восприятия произведений искусства

Тема 10. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества

  • Объективные закономерности в искусстве
  • Субъективные закономерности в искусстве
  • Произведение искусства как синтез объективных и субъективных законов
  • Экспериментальная парадигма в исследовании творческого стиля
  • Психоаналитическая парадигма в исследовании творческого стиля
  • Случайность и закономерность в стилевых проявлениях
  • Системно-типологический подход к исследованию творчества. Концептуальные основания и основные положения

А-тип на примере творчества Н.В.Гоголя

Когнитивные характеристики (мышление доминирующее, конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля, чувственность внутренняя)

Ценностно-смысловая сфера (уважение окружающих, служение народу и отечеству)

Цель искусства («выставлять жизнь лицом, а не трактовать о жизни»)

Особенности творчества (спонтанная импровизационность подчиняется многократно строгой корректировке , каждая роль «проигрывается» при создании, мягкая сатира, юмор,   сценичность, зрительность образов, речь выразительная, цветистая, с частым использованием диалектов и неологизмов)

В-тип на примере творчества М.Булгакова

Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)

Ценностно-смысловая сфера (создание комфортного существования для себя, эпикурейская философия)

Цель творчества (создание определенного положения для себя, вскрытие фальши системы ценностей, существующих в обществе)

Особенности творчества (автобиогафичность многих произведений, интерес к собственному «Я», разящая сатира, театральность, фантастический реализм, цинизм в отношении общественных ценностей, синестетичность, импровизационность, подчеркнутое стремление к нестандартности)

С-тип на примере творчества Ф.М.Достоевского

Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление наглядно-образное, поиск связей и отношений, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)

Ценностно-смысловая сфера (поиск смысла существования и возможностей собственного «Я»)

Цель творчества (состязание с обществом, самореализация)

Особенности творчества (автобиографичность, психологичность, сила и извращенность страстей, философствование, импровизационность, мрачность палитры, преобладание негативных характеристик в оценках людей, скрытая сентиментальность)

D-тип на примере творчества Л.Н.Толстого

Когнитивные характеристики ( мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность внутренняя)

Ценностно-смысловая сфера (Возвышение над другими, поиск любви и уважения, поиск смысла существования жизни)

Цель искусства (Прикладное значение, служит решению жизненно-важных задач)

Характеристики творчества ( философские отступления занимают около половины текста, поиск смысла жизни у многих героев, страсти сильные, но контролируются рассудком, часто вызывают конфликт с морально-этическими принципами, проповедничество, реализм, народность)

Е-тип на примере творчества Н.К. Рериха

Когнитивные характеристики (мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность ориентирована на мир)

Ценностно-смысловая сфера (поиск единства с природой, интерес к прошлому и его связи с настоящим, познание законов мироздания и истории)

Цель искусства (приобщает к духовно высокому, воспитывает)

Характеристики творчества (эпичность повествования, «символический реализм», проповедничество, интерес к истории, особенностям быта, поведения, психологического склада, традициям и мифам у разных народов и конкретных личностей, человек и природа связаны единым настроением, лирический эпос, благоговейное созерцание природы).

F-тип на примере творчества С.Цвейга

Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно- символическое и абстрактно-символическое, системное , внешнее поле внимания, внутренний локус контроля)

Ценностно-смысловая сфера (поиск оснований психологических особенностей поведения людей, самоуважение)

Цель творчества (приобщение к смыслу мировой гармонии, поиск своего места в общем хоре)

Особенности творческого процесса (эстетство, объективный психологизм, интерес к чужим судьбам, динамичность повествования, чувство формы, преобладание позитивных характеристик в оценках героев, опора на объективность событий)

G-тип на примере творчества М.Горького

Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно-символическое, конкретное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)

Ценностно-мотивационная сфера (Создание оптимальных взаимоотношений с людьми, самоактуализация)

Цель искусства (Раскрывать в людях лучшие стороны и возможности, поиск путей оптимального взаимопонимания)

Характеристика творчества (герои ищущие, стремящиеся к переосмыслению и перестройке своей судьбы, динамичность повествования, доступность для масс, яркость и выпуклость характеристик, опора на объективность)

Н-тип на примере жизни и творчества И.С.Тургенева

Когнитивные характеристики (мышление образное, конкретное, доминирующее, чувственность внешняя, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)

Ценностно-смысловая сфера (преобразование существующей действительности, уважение окружающих)

Цель искусства (эстетическое наслаждение, поднимать людей на более высокий уровень развития)

Характеристика творчества (романтический реализм, возвышенность стремлений героев, проблемы развития общества и личности, одухотворенность образов, сентиментальность, синтез с природой)

Источник: //inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-iskusstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.