< Сказкотерапия: легенда... обо мне - Психолог

Сказкотерапия: легенда… обо мне

Содержание

Сказкотерапия

Сказкотерапия: легенда... обо мне

Ничто так не выявляет жизненный сценарий человека и его роль, как сказка. Сказкотерапия подойдет клиенту с развитым воображением, который готов представить себя на месте сказочного персонажа.

Один из вариантов такой терапии – вспомнить все известные сказки и представить, на какого сказочного героя была похожа мама, а какую роль играл папа. Интерпретация сказки консультантом подскажет в каком направлении двигаться.

Второй вариант использования терапии – клиент сам пишет сказку и ее анализирует.

Исследование сказок имеет особое значение для психотерапии. Психоаналитики Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Юнг считали, что сюжеты сказок и мифов отражают анатомию души.

Очень глубокие истины, воплощенные в сказках, описывают сложные процессы развития человеческой психики и дают средства трансформации душевной боли, психологических ран в творчество. Благодаря сказкам сфера психотерапии постоянно развивается.

Способность творческого подхода к проблеме клиента позволяет по-новому интерпретировать сказки и до бесконечности расширять способы воздействия на человека, на то, как он воспринимает свое окружение, личные проблемы. Сказки дают подсказку, как можно по-другому действовать в жизни.

Изучая часто повторяющиеся в сказках паттерны поведения с точки зрения современной психологии, можно отыскать в системе семейных ценностей, отношениях между людьми, когнитивных структурах новые инсайты, даже озарения.

Путь клиента терапии как сказочного героя

Как говорил американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл, народная сказка – это своеобразная примитивная картина души.

Понимание динамики, представленной в сказочном путешествии, которое преодолевает герой сказки, типично ведет его от страдания к самой высокой реализации.

Помогает раскрыть клиенту способы собственного продвижения от страдания к реализации и проходить разные стадии психотерапии.

Сказкотерапия строится на сказочных историях. Истории важны в нашей жизни, благодаря историям мы обретаем опыт и понимание себя. Сказки и легенды нашей культуры можно интегрировать в личную и семейную историю.

В классических сказках закодированы схемы, которые способствуют восстановлению душевых сил.

Как и герой сказки, клиент психотерапии начинает путешествие в депрессивном состоянии темноты, начиная с личного кризиса, а потом выходит на новую тропинку, встречает важных на своем пути людей, преодолевает трудности, что приводит и героя сказки, и клиента терапии, к развитию.

Параллели в сказке и психотерапии

Часто и клиент, и герой сказки встречаются с трудностями в своей семье. В детстве они подвергаются жестокому обращению, их стыдят, унижают, бросают и отвергают родители. Вместо того, чтобы жить с любящими родителями, они встречаются с мучителями. Например, всем известна сказка о Золушке и ее злых мачехе и сестрах.

С героем могут случаться и несчастья, например, в сказке братьев Гримм “Девочка без рук” отец заключил договор с дьяволом. Он жил в бедности, которую сказкотерапия рассматривает как метафору отсутствия эмоциональной силы.

В результате отец перекладывает свою несостоятельность на ребенка и приносит его в жертву. В этой сказке психологическая рана символически выражается потерей рук. В психотерапии эти травмы излечиваются, так же, как они излечиваются в сказках.

Клиент смотрит на героя и представляет себя на его месте.

Клиент психотерапии и герой в сказке обязательно встречают помощника. Для героя сказки это может быть крестная-фея, ангел-хранитель или какой-то другой добрый дух. Для клиента это психолог консультант.

Клиент – герой сказки вместе с ангелом-хранителем – консультантом вместе входят в темноту, наполненную монстрами, преградами, опасностями. И это прекрасная метафора отчаяния, депрессии, тревожности.

Личность, испытывающая боль, осознает, что, несмотря на ужасный пережитый опыт, всегда есть возможность выжить, справиться с внутренней бурей и выйти победителем.

Сказка дает надежду

Нечеловеческие условия реальной жизни оказывают пагубное влияние на души бесчисленного количества людей, которые живут мучаясь. Неблагоприятные условия в семье как будто накладывают заклятье на ее членов. Поэтому более глубокое понимание пути сказочного героя показывает как трансформировать боль и оскорбления от членов семьи в процветание, как вылечиться от травм.

Символически можно интерпретировать вместе с клиентом все фигуры в сказках. Темнота и холод зимы, потеря в лесу – это отражение нашего внутреннего эмоционального состояния.

Когда герой преодолевает препятствия, сказкотерапия определяет это как преодоление негативных состояний и умение справляться с аффектами. Например, в сказке Ганс и Гретель оставляют след из крошек.

А в жизни человек оставляет себе путь, чтобы не переполниться негативными эмоциями: учится успокаивать себя, удерживать от негативных состояний, обнаруживая внутренние ресурсы в себе, которые помогут трансформировать эмоциональную боль в рост.

Духовный рост есть в сердце каждой сказки, ведь их герои никогда не умирают от негативных обстоятельств. Чем больше Белоснежка или Золушка оказываются жертвами, тем больше симпатии вызывают у читателя.

Клиенту, который ассоциирует себя с героями сказок, подвергшимися насилию, консультант помогает испытать сострадание к самому себе. Если герой справляется с самыми сложными вызовами судьбы, это всегда приводит к раскрытию его высшего потенциала.

Несмотря на несправедливость жизни, страдание можно облегчить осознанием его причин, того, что человек не одинок. Такая надежда из сказки обладает возможностью исцелять. Сказка дает надежду благодаря своему счастливому концу.

Как говорил Джозеф Кэмпбелл, возможно, некоторым из нас надо пройти темными путями перед тем, как мы найдем реку спокойствия и дорогу к цели своей души.

Практикующий психолог Элина Иванова

Источник: //goodpsy.ru/skazkoterapiya

Сказкотерапия: примеры из практики

Сказкотерапия: легенда... обо мне

Я знаю, что вы любите читать про случаи из практики, поэтому ловите новую историю, на этот раз про сказкотерапию как метод психологической коррекции.

Приходит ко мне клиентка с запросом вернуть мужа, который ушел к другой.
На мой вопрос: «А зачем, собственно, он тебе нужен?», отвечает: «Люблю, жить без него не могу» (классика невротика).

Окей. Далее аккуратно расспрашиваю клиентку, какими были предыдущие отношения?Оказывается, что там тоже шла борьба не на жизнь, а на смерть за мужчину, только уже со свекровью.

Ок, продолжаем анализировать.

Определение жизненного сценария через метод сказкотерапии

Как объяснять «сырому» клиенту, по какому сценарию развивается его жизнь?

  • Если сказать прямо, то сработает механизм психологической защиты по Фрейду «отрицание».
  • Водить хороводы вокруг елочки еще 25 сеансов желания у меня лично нет. Моя задача это максимально быстро, экологично и эффективно привести клиента в ту точку, в которую он хочет.
  • В таких случаях я выбираю проективные методики.

В данном случае я выбрала сказкотерапию как метод психологической коррекции.

«Какая у тебя в детстве была любимая сказка?» — спрашиваю я клиентку, и она называет именно ту, которую мне подсказало профессиональное чутье.

Вот удивительно, правда, как то, что нравится детям, влияет на то, какими они вырастают!

Вспомните, в какой популярной сказке, героиня всеми правдами и неправдами возвращает мужчину?
Это сказка с классическим треугольником Карпмана — «Снежная королева»:

  1. Герда -спасатель,
  2. Кай — жертва,
  3. ну а Снежная королева — это преследователь.

Это любимая сказка конкурирующих женщин, которые борются за внимание мужчин и вечно их спасают. Ну, знаете, из оперы «догнать и осчастливить».

От кого же можно спасать бедного представителя сильного пола? Да от кого угодно:

  • от злой любовницы, которая из семьи уводит (тогда осколки в сердце — это метафора кризиса среднего возраста у мужчины),
  • от свекрови,
  • от алкоголя,
  • от плохой компании и т.д.

Такая экзистенциальная позиция называется «Я ОК, ты не ОК» — человеку все время кажется, что то, что происходит с партнером, это неправильно, и ему нужно срочно, сиеминутно, не откладывая помочь это исправить.

Да-да, привет всем тем, кто спрашивает меня «Как сделать так, чтобы муж больше зарабатывал?».

А вы сначала узнайте — он-то этого хочет? Если да, то он сам возьмет денюшку в потный кулачок, запишется на консультацию и решит все свои проблемы.

Да и вообще я, наверное, психолог с детства, потому как еще в 8 лет удивлялась странным взрослым женским разговорам о том, что женщина должна кого-то там охранять и возвращать, если вдруг мужчина заблудился в чужой постели.
Нафига, дорогие, на-фи-га?

Сказкотерапия: примеры сказок и и жизненные сценарии

Ну и еще немного о сказках и жизненных сценариях, которым следуют люди, любившие эти сказки в детстве.

  • «Аладдин» — это про синдром самозванца, про желание иметь богатую и знатную жену, поддержку… В принципе, там вообще много смыслов.
  • Совеременный мультфильм «Маша и медведь» — здесь мужчина — тряпка, а женщина — истероидный нарцисс. В этом мультике медведь больше не защитник, а нянька, которая разгребает последствия женских выходок. Он очень мягкий, такими мужчинами обычно женщины крутят одним пальцем.
  • «Волшебник изумрудного города» — про поиск себя, про самопринятие : «Тебе не нужно сердце, чтобы быть добрым, мозги, чтобы быть умным — с тобой все ОК.» Про экзистенциальную позицию «Я ОК, ты ОК». Про веру в себя: я иду своей дорогой — нет в жизни идолов, вес наравне и у каждого есть свои таланты.
  • «Король Лев» — если это ваш любимый мультфильм в детстве, то я бы спросила, что у вас с отцом? Если он и есть, то отношения, скорее всего, напряженные. Нет опоры и поддержки от отца. Попытка добиться любви отца.
  • «Анастасия» — поиск себя, сепарация, движение к цели, про доказать кому-то что-то (Анастасии важно, доказать, что она настоящая). Мультик про сильную женщину — целеустремленную.
  • «Рапунцель» — жестокая мать, отца нет. Про самостоятельность и сепарацию. Девочка хочет на свободу от жестокой мамы.
  • «Шрек» — главный герой отвергающий, не ориентирован изначально на семью, он отшельник. Некомпанейский, неамбициозный. Ему важны болото и комфорт. Это мужчина-конформист. Это не рыцарь. Если вы ждете, что муж, который любит «Шрека», будет стоять под окном с цветами и доставать Луну — то это не про него, он не рыцарь.

Вообще определением своего жизненного сценария занимаются все участницы моего курса PROкачай себя. И это, конечно, лишь малая часть всех тех полезных открытий, которые они делают в процессе самопознания.

Источник: //lenadruma.ru/blog/skazkoterapiya-primery-iz-praktiki

Сказкотерапия — Сайт учителя русского языка и литературы Деревниной Елены Вячеславовны

Сказкотерапия: легенда... обо мне

«В некотором царстве, в некотором государстве…» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир.

И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали… И вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крестной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное. А понравившуюся сказку просили рассказать еще и еще раз.

Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры…

А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого.

Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг.

Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум.

 И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия.

Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.

Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.

) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.

Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.

Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.

) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни.

Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных“ вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано.

Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные“ законы взаимодействия с Миром.

Может быть, сказки — это и „пустяки“ и „несерьезность“, однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному“ восприятию мира».

Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день.

Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках.

Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся. Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями, за семью замками.

Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.

Способен ли современный человек вернуться к сказочному восприятию мира? Может ли он вновь стать сказочником, бесконечно удивляющимся красоте и целесообразности устройства вселенной, способен ли жить мудро, красиво и справедливо? Мне кажется, может, главное — захотеть.

И если вы уже захотели, попробуйте сочинить сказку на тему: «С кем я повстречался сегодня?» или «Что тронуло мое сердце за последнюю неделю?».

Может быть, ваша сказка получится о человеке, с которым вы знакомы уже давно, а по-настоящему так еще и не узнали; или о вашем ребенке, которого мучают какие-то вопросы, а вы не можете ему ничего подсказать; или о будущем, или о Весне, которая несет обновление и надежду.

Не думайте долго, просто пишите — сердце само направит и подскажет и развитие сюжета, и его окончание. Вы увидите, как упадет груз тревог и забот, как нечто заставит вас улыбнуться и понять, что вы не одиноки, как мир заговорит с вами другим языком. Это и есть самая лучшая сказкотерапия!ЛитератураТ. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

А. В. Гнездилов. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. СПб., 2004

СКАЧАТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРА

Новиковская О. А. — Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет-2007

Борисенко М. Г. , Лукина Н. А. — Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет — 2006

Борисенко М. Г. , Лукина Н. А. — Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет — 2006

Сказкотерапия.Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации

korotkova_l.d._skazkoterapiya_v_shkole._metodicheskie_rekomendatsii

ССЫЛКИ

Сказкотерапия, или о пользе сказок сказано немало…//skazkatera.kiev.ua/?cat=4Сказкотерапия глазами взрослых и детей//skazkatera.kiev.ua/?cat=5 //deti-chudo.

ru/polza-skazok/Диагностическая, коррекционная (терапевтическая) и прогностическая польза сказок… подробнее об этом можно прочесть здесь… Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых (Януш Корчак).

Об играх по мотивам сказок можно прочесть здесь//sertolovo-detki.ru/igri/igri-i-skazki/igryi-po-motivam-skazok

                                       КАК РАБОТАТЬ С ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ

1. Знакомство со сказкой.

2. Отслеживание эмоционального фона, возникшего при чтении.

3.  Выявление множественных смысловых слоев (неоднозначность героев, их поступков и ситуаций).

4. Анализ мотивации героев, способов их поведения в разных ситуациях. Их отношение к себе, к другим, к миру.

5. Осознание связи с жизненными реалиями.

6. Акцентирование (выбор тех акцентов, которые актуальны для данного клиента (читателя).

7. Анализ символики сказки, расшифровка метафор.

8. Актуализация чувств (какие чувства возникли и почему, с чем они связаны).

9. Определение и расшифровка Посланий, которые несет сказка.

Клайв Льюис писал: «Kогда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки». И это поймет каждый взрослый, взяв в руки детскую книгу. Потому что бывает, что детские сказки наполнены гораздо большим смыслом, чем кажется. Их можно перечитывать много раз, и каждый раз находить что-то новое и еще более глубокое.

                         И.Д. Фарбаржевич «Сказки маленького лисенка»

 — Лисёнок, — сказал лисёнок лисёнку, — ты помни, пожалуйста, что если тебе тяжело, плохо, грустно, страшно, если ты устал — ты просто протяни лапу.

И я протяну тебе свою, где бы ты ни был, даже если там — другие звёзды или все ходят на головах. Потому что печаль одного лисёнка, разделенная на двух лисят — это ведь совсем не страшно.

А когда тебя держит за лапу другая лапа — какая разница, что там ещё есть в мире?

                                  Сергей Козлов «Падал мелкий снежок. Была оттепель»

 А вечером, когда пили чай, Медвежонок сказал:— Не знаю когда, но когда-нибудь обязательно будет лучше.— Ещё бы! — подхватил Заяц.А Ёжик думал:

«Не может же быть, чтобы всё плохо и плохо — ведь когда-нибудь должно быть хорошо!»

                                            Марджери Уильямс «Вельветовый Кролик»

— Ты только тогда становишься Настоящим, — внушала Вельветовому Кролику мудрая старая Кожаная Лошадь, — если кто-то долго-долго любит тебя. Не просто играет с тобой, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любит.

— А это больно? — спросил Кролик.— Иногда, — ответила Кожаная Лошадь, потому что всегда говорила только правду. — Но если ты Настоящий, ты готов стерпеть боль.

— А как это происходит? Раз и готово, словно тебя завели ключиком, или постепенно?

— Постепенно, — сказала Кожаная Лошадь. — Ты же становишься Настоящим. На это требуется много времени. Поэтому-то это так редко происходит с теми, кто запросто ссорится, несговорчив или требует к себе особого отношения.

Обычно бывает так к тому времени, когда ты становишься Настоящим, у тебя уже потертая шерсть, вываливаются глаза, болтаются конечности, и вообще у тебя очень жалкий вид.

Но это не будет иметь ровным счетом никакого значения, потому что тот, кто стал Настоящим, не может быть безобразным. Разве что в глазах тех, кто ничего не смыслит.

                                                           М/ф «Зимняя сказка»

— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.— Жду, когда ты выздоровеешь, — ответил Ёжик.— Долго?— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом — сразу перетащил все свои припасы к тебе…— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушёную травку…— Не помню, — сказал Медвежонок.

— Еще бы! — вздохнул Ёжик. — Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…

                                                        Сергей Козлов, «Ежик в тумане»

— Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик кивнул.— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.— Ну что ты молчишь?

— Я верю, — сказал Ежик.

* * *

Так было каждый вечер в эту ясную холодную осень. И каждый вечер Ежик с Медвежонком собирались то у Ежика, то у Медвежонка и о чем-нибудь говорили. Вот и сегодня Ежик сказал Медвежонку:– Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!Медвежонок кивнул.– Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

– А ты где?– А меня нет.– Так не бывает, – сказал Медвежонок.– Я тоже так думаю, – сказал Ежик. – Но вдруг вот – меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?– Пойду к тебе.– Куда?– Как – куда? Домой.

Приду и скажу: «Ну что ж ты не пришел, Ежик?» А ты скажешь…– Вот глупый! Что же я скажу, если меня нет?– Если нет дома, значит, ты пошел ко мне. Прибегу домой. А-а, ты здесь! И начну…– Что?– Ругать!– За что?– Как за что? За то, что не сделал, как договорились.

– А как договорились?– Откуда я знаю? Но ты должен быть или у меня, или у себя дома.– Но меня же совсем нет. Понимаешь?– Тогда ты пошел куда-нибудь и еще не вернулся. Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду!– Ты все уже обшарил, – сказал Ежик. – И не нашел.– Побегу в соседний лес!– И там нет.

– Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!– Нет меня. Нигде нет.– Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, – сказал Медвежонок. – И закричу: «Е-е-е-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-к!..» Вот.– Нет, – сказал Ежик. – Меня ни капельки нет. Понимаешь?

– Что ты ко мне пристал? – рассердился Медвежонок. – Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…

Источник: //www.ederevnina.ru/?page_id=1663

Учебная программа

Сказкотерапия: легенда... обо мне

Целью курса является ознакомление с основами метода работы с мифом, легендой, преданием, сказкой в аналитической психологии, формирование юнгианского мировоззрения, развитие символического мышления.

В процессе обучения вы:

  • получите представление о теоретических основах аналитической психологии;
  • познакомитесь с основными принципами аналитической психологии;
  • ознакомитесь со структурой психики по Юнгу, основными архетипами;
  • ознакомитесь с теоретическими основами метода работы со сказкой;
  • получите практический опыт групповой работы с проживанием мифов, преданий, легенд, волшебных сказок;
  • в непосредственном проживании сказки получите возможность прикоснуться к собственным неосознаваемым конструктам;
  • освоите методы работы со сказкой, как в индивидуальном, так и в групповом формате.

Курс предназначен для:

  • психологов, психотерапевтов любых школ и направлений;
  • студентов психологических вузов;
  • для всех, кто хочет заглянуть в самого себя, познакомится с фигурами собственного бессознательного, найти потерянные когда-то ресурсы.

Структура курса предполагает теоретическую и практическую части по каждому разделу программы. Все занятия проводятся в форме групповых встреч.

Теоретический материал осваивается в виде интерактивной лекции-беседы, подкрепляется примерами из практики, ситуациями из повседневной жизни, литературными примерами. Также необходима самостоятельная работа слушателей с рекомендованными текстами.

Практическая часть предполагает полноценную групповую работу с мифом, преданием, легендой и волшебной сказкой с приобретением клиентского опыта, и опыта психолога, работающего со сказкой в юнгианском ключе.

Основные разделы программы:

  1. Сказка и миф. Этапы психотерапии. Кельтская легенда “Котел перерождения”.
  2. Теория интерпретации. Символ и симптом. Великий Отец и мифические Предки. Космогонические мифы.
  3. Великая Мать. Сепарация: рождение – подростковый кризис – кризис середины жизни – смерть.
  4. Архетипы и комплексы. История Лю Е.
  5. Структура психики. Персона. Проводник на поверхность. Хатикацуги.
  6. Тень. Символы проявления. Проекция. Сестрица Аленушка. Комплекс козла отпущения.
  7. Зависть к себе. Тема двойников, близнецов. Серебряное блюдечко, наливное яблочко.
  8. Анимус. Проводник в глубину. Пропавший мальчик.
  9. Анима Депрессия, безвременье, зачарованность. Вдохновение. Дочь Аергов – невеста нартов.
  10. Великий Дух. Привратник у ворот Самости. Три царевича.
  11. Практика
  12. Травма. Самость. Дитя и Старик. Мотив искупления. Волшебный лес.
  13. Возвращение. Налаживание связей. Волшебный лес.
  14. Завершение. Ритуал перехода. Возвращение в реальное время.

Выпускная работа – проведение занятия в  своей учебной группе в качестве ведущего, сказка выбирается по желанию.

Информация

Для обучения на курсе слушателю обязательно быть в личной терапии [любого направления: анализ, гештальт, телесно-ориентированная терапия и другие] или начать личную терапию параллельно с обучением.

Также необходимо пройти собеседование для зачисления в группу. Стоимость – собеседования 1 000 рублей (в любом случае не возвращается).

ОЧНАЯ ГРУППА

Начало занятий очной группы 14 ноября 2019 года, завершение в первой половине 2020 года.

Адрес: м. Аэропорт, ул. Красноармейская [возможно, будет другое помещение].

Занятия очной группы будут проходить в комбинированном формате:

  • встречи по четвергам почти каждую неделю, три-четыре недели в месяц; возможны два варианта по времени – с 18:00 до 22:00 или с 12:00 до 16:00 [в первую очередь мы набираем вечернюю группу, дневная будет формироваться по мере заполнения вечерней; просим при записи отметить, в какое время у вас есть возможность заниматься – если приемлемы и день, и вечер, отмечайте оба варианта, пожалуйста];
  • и уикенды [3-5 в течение учебного курса; даты пока не определены, до летнего перерыва в 2020 году планируется провести один уикенд].

Если вы пропускаете уикенд полностью или три встречи по четвергам подряд, то выбываете из программы. В случае болезни или отпуска к работе вашей группы возможно будет присоединиться онлайн. Запись встреч программы не ведется, восполнить их никак не получится.

Стоимость − 3 000 рублей за одну встречу в четверг, 10 500 рублей за уикенд. Фактическое количество встреч и соответственно общая стоимость программы будут зависеть от количества участников и темпа работы группы.

ОНЛАЙН ГРУППА [только для жителей других регионов России и других стран!]

Начало занятий онлайн группы 16 января 2020 года. Продолжительность обучения примерно полтора года.

Встречи будут по четвергам практически каждую неделю. Продолжительность встречи 4 часа. Время встреч будет подбираться с учетом часовых поясов фактического состава группы.

Если вы пропускаете три встречи подряд, то выбываете из программы. Запись встреч программы не ведется, восполнить их никак не получится.

Стоимость – 3 000 рублей за каждую встречу. Фактическое количество встреч и соответственно общая стоимость программы будут зависеть от количества участников и темпа работы группы.

Все учебные группы программы закрытые, пропуски оплачиваются. Каждая встреча оплачивается отдельно, а не вся программа целиком.

Количество участников в группах от 6 до 12 человек.

По окончании программы выдается сертификата ИГиСПа.

Источник: //olgakondratova.ru/programmy/yungianskaya-skazkoterapiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.