< Социальные роли человека - Психолог

Социальные роли человека

Содержание

Характеристики социальных ролей

Социальные роли человека

Социальная роль в самом распространённом понимании представляет собой поведение людей, занимающих в обществе определённое положение. По сути, это комплекс требований, которые ставит перед человеком общество, и действий, которые он должен выполнять. И социальных ролей даже у одного человека может быть довольно много.

В дополнение к этому, каждый человек может обладать и большим количеством статусов, а окружающие люди, в свою очередь, имеют полное право ожидать от других надлежащего выполнения своих социальных ролей.

Если смотреть с этой точки зрения, социальная роль и статус являются двумя сторонами одной «монеты»: если статус составляет совокупность особых прав, обязанностей и привилегий, то роль – это действия в рамках данной совокупности.

Социальная роль включает в себя:

  • Ролевое ожидание
  • Исполнение роли

Социальные роли могут быть конвенциональными и институционализированными. Конвенциональные роли принимаются людьми по соглашению, и они могут отказаться от их принятия. А институционализированные предполагают принятие ролей, обусловленных социальными институтами, например, семьёй, армией, университетом и т.д.

Как правило, культурные нормы усваиваются человеком посредством обучения ролям, и лишь немногие нормы принимаются обществом в целом. Принятие же роли зависит от статуса, который занимает тот или иной человек.

То, что может быть вполне нормальным для какого-то одного статуса, может быть абсолютно неприемлемым для другого.

Исходя из этого, социализацию можно назвать одним из основополагающих процессов обучения ролевому поведению, в результате которого человек становится частью социума.

Виды социальных ролей

Различие социальных ролей обусловлено множеством социальных групп, форм деятельности и взаимодействий, в которые вовлечён человек, и в зависимости от которых социальные роли могут быть индивидуальными и межличностными.

Индивидуальные социальные роли взаимосвязаны со статусом, профессией или деятельностью, которой занимается человек. Они являются стандартизированными безличными ролями, строящимися на основе обязанностей и прав, вне зависимости от самого исполнителя.

Такими ролями могут быть роли мужа, жены, сына, дочери, внука и т.д. – это роли социально-демографические. Роли мужчины и женщины – это биологические определённые роли, которые предполагают особые поведенческие шаблоны, закреплённые социумом и культурой.

Межличностные социальные роли взаимосвязаны с отношениями между людьми, регулирующимися на эмоциональном уровне. К примеру, человек может занимать играть роль лидера, обиженного, кумира, любимого, осуждаемого и т.п.

В реальной жизни, в процессе межличностного взаимодействия все люди выступают в какой-либо доминирующей роли, типичной для них и привычной для окружающих.

Изменить же устоявшийся образ может быть очень сложно, причём как для человека, так и для его окружения.

И чем дольше существует конкретная группа людей, тем более привычными становятся для её членов социальные роли каждого, и тем сложнее подвергнуть изменению устоявшийся поведенческий стереотип.

Базовые характеристики социальных ролей

Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс. Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:

  • Масштаб роли
  • Способ получения роли
  • Степень формализации роли
  • Вид мотивации роли

Коснёмся этих характеристик немного подробнее.

Масштаб роли

Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли. Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к.

между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия.

С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.

Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются.

В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.

), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.

Способ получения роли

Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли. Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью.

А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.

Степень формализации роли

Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена спецификой межличностного взаимодействия, когда один человек взаимодействует с остальными.

Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.

Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах. Это и есть показатель формализации социальных ролей.

Вид мотивации роли

То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей. Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами.

Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.

Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли.

Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание.

И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь. Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией.

Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль.

Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

Таким образом, человек, желающий измениться, начинает поступать по-новому даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

ВОПРОС К ВАМ: А вы можете сказать, что в точности знаете и понимаете свои социальные роли? А хотелось бы вам найти способ развить в себе ещё больше преимуществ и избавиться от недостатков? С большой долей вероятности можно сказать, что множество людей даст отрицательный ответ на первый вопрос и положительный – на второй. Если и вы узнали здесь себя, то предлагаем вам заняться максимальным самопознанием – пройти наш специализированный курс по самопознанию, который позволит вам узнать себя как можно лучше и, вполне вероятно, расскажет вам о самом себе то, о чём вы даже представления не имели. Курс вы найдёте по этой ссылке.

Желаем вам успешного самопознания!

Источник: //4brain.ru/blog/%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9/

Типы и примеры социальных ролей в обществе

Социальные роли человека

Взаимодействуя с обществом, каждый человек исполняет большое количество социальных ролей.

Понимание, приятие человеком общественных «правил игры» — важный способ самоосознания личности, выбор эффективной стратегии существования.

Но несовместимость разных ролевых установок способна стать причиной конфликтов и даже трагедии для человека.

Как определить социальный возраст личности? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие в психологии

Человеческое сообщество, социум — сложная комбинация правил и взаимоотношений, сложившаяся система ценностей, традиций и установок.

В этой системе на человека, как участника жизни общественной группы, накладываются определенные ожидания: как именно он должен себя вести в том или ином качестве, чтобы соответствовать сложившимся представлениям людей о положительном, правильном, успешном поведении.

Первичное определение «социальной роли» почти одновременно, но независимо друг от друга, предложили в первой половине 20 века американские ученые — антрополог, социолог Ральф Линтон и философ-психолог Джордж Герберт Мид.

Линтон представил общественную роль, как систему норм и правил, задаваемую человеку социумом. Мид — как гласно или негласно установленную общественную игру, включаясь в которую, человек усваивает законы общества и становится его «ячейкой».

При всей разнице определений, из них впоследствии сформировалось общее понятие, в котором социальная роль — «спайка» личности и общества, совмещение в поведении человека проявлений сугубо индивидуального и сформированного под влиянием общества.

Социальная роль — ожидания социума, что человек, как носитель какого-то общественного статуса, будет вести себя определенным образом.

Классификация: список

Так как жизнь и функционал человека среди себе подобных многообразны, то и классификаций ролей в социуме множество.

Роли, определяющие место индивида в сложной иерархии человеческих контактов:

  • по гендеру — женские, мужские;
  • по профессиональной принадлежности;
  • по возрасту — ребенок, взрослый, пожилой человек.

Взаимоотношения людей также можно обозначить как социальные амплуа:

  • муж, жена, мать, отец (семья);
  • лидер, вожак, предводитель;
  • отверженный обществом, изгой, аутсайдер;
  • всеобщий любимец и т.д.

Личность в социальной системе является «исполнителем» множества общественных ролей. Они могут распределяться официально, осознанно, или возникать стихийно, в зависимости от развития той или иной жизненной ситуации.

Например, предписания, принятые в рабочей организации, будут диктовать ее работникам определенные правила игры.

Каждая бытовая ситуация делает человека участником многочисленных «людских игр», уже окрашенных сформированными ожиданиями общества.

Виды и типы

Первая систематизация общественных ролей принадлежит одному из создателей современной социологии, американцу Толкотту Парсонсу.

Любую роль индивида в обществе, утверждал социолог, можно емко описать всего пятью основными характеристиками:

  1. Возможная глубина взаимодействия людей друг с другом. Например, учитель и ученик контактируют в рамках правил организации учебного процесса. Но общение супругов или близких друзей несравненно глубже, затрагивает гораздо больший круг вопросов взаимодействия.
  2. Способ, которым получена (приобретена) социальная роль. Есть роли, которые принадлежат человеку в силу не зависящих от него факторов: мужчина он или женщина, ребенок или взрослый член социальной группы. Противопоставлены подобным соцролям те, которых люди сознательно добиваются путем приложения усилий.

    Так получение конкретной профессии, должности на работе требует активных действий от самого человека.

  3. Масштаб возможного проявления эмоций в общении людей друг с другом. Например, общение коллег по работе, взаимодействие продавца с покупателем не предполагают сильного проявления чувств. Но в семье, от супруга, родителя или ребенка, ожидается душевное участие, эмоциональная вовлеченность в дела друг друга.
  4. Наличие или отсутствие определенных правил взаимодействия. Так полицейский на работе обязан обеспечивать соблюдение людьми законодательных норм, а гардеробщик обязан принять на хранение, а потом выдать вещи клиенту заведения. Правила установлены должностными обязанностями, которые выполняют эти люди. Женщина в семье может взять верхнюю одежду у мужа или ребенка, для того, чтобы повесить ее в шкаф, хотя формально она не обязана этого делать.
  5. Мотивы, которые движут человеком в совершении деятельности. Так от коммерсанта социум ждет, что тот будет действовать, в расчете получить прибыль. Но от служителей религиозных или благотворительных организаций аналогичная мотивация будет воспринята, как нарушение норм морали, так как от них социумом ожидается бескорыстная деятельность на благо общества.

Абсолютно любая роль человека в обществе может быть подробно описана с помощью перечисленных характеристик.

Примеры из жизни

Обучение соответствию принятым в обществе нормам, стереотипам (правилам игры) начинается с раннего детства человека:

  1. От родителей ребенок получает знания о том, что можно, а чего нельзя делать в разных жизненных ситуациях. Как следует вести себя по отношению к матери, отцу, старшим в целом, друзьям. Какие правила поведения необходимо соблюдать на улице, в гостях, в детском саду, школе.
  2. С раннего детства идет освоение гендерных амплуа. Ожидания, как должны себя вести девочки и мальчики, разные. Одно и то же поведение разнополых детей встретит разную реакцию родителей. Например, заплакавшую девочку утешат, а мальчику объяснят, что плакать будущему мужчине не подобает.
  3. По мере взросления, ребенок осваивает социальные роли ученика школы, друга в компании сверстников, участника кружков и секций по интересам. В ближайшем будущем молодого человека обычно ожидает статус студента учебного заведения.
  4. С получением образования осваивается профессиональная миссия в обществе — врач, продавец, актер, учитель.
  5. Мужчины и женщины создают семьи, осваивая амплуа мужа и жены, а затем — родителей.

Люди, зная о статусе в обществе того или иного человека, предъявляют некий установленный, ожидаемый набор требований к его поведению.

В обществе уже существуют давно установленные стандарты успешно или, напротив, плохо выполняемой социальной модели поведения для конкретного случая.

Хотя, конечно, человек обладает свободой в отношении своей «общественной игры». В итоге каждый индивид волен исполнять социальную роль (или вовсе отвергнуть ее) в соответствии со своими собственными понятиями и представлениями о жизни, индивидуальными особенностями.

С чем связаны?

«Стандартный» набор ролей связан с основными сферами жизни человека в социуме.

В психологии различают социальные и межличностные виды ролей.

Социальные связаны с неким ожидаемым от человека набором прав и обязанностей, которые, в понимании общества, накладывает на него данный статус:

  • социальный статус;
  • профессиональная принадлежность, вид деятельности;
  • гендер и т.п.

Межличностные роли индивидуальны и складываются из конкретных отношений в паре, группе, сообществе людей (например, всеобщий любимчик в семье).

Так как каждый индивид — «носитель» большого количества соцролей, связанных с одним статусом, в психологии выделено понятие ролевого набора (комплекса).

Внутри комплекса разделяют типичные социальные роли личности и те, которые возникают в зависимости от ситуации.

К типичным, базовым социальным ролям относят те, которые формируют костяк личности индивида:

  • его взаимодействие в семье, с ближним («родным») кругом общения;
  • принадлежность к профессиональному социуму, кругу;
  • общественно-политическую деятельность и убеждения.

В отличие от базовых (постоянных) социальных ролей ситуационные возникают спонтанно и заканчиваются со сменой «сюжета».

Так, например, в течение одного дня человек успевает побыть пассажиром, водителем, покупателем, пешеходом.

Теория

Джордж Мид, один из основоположников ролевой теории, первым показал в своих трудах процесс осознания собственного Я индивидом, которое происходит именно во взаимодействии с социумом.

Самоосознание изначально отсутствует у малыша. Общаясь внутри своей социальной группы (обычно, семьи), ребенок примеряет предлагаемые ему «готовые» роли ее участников.

Он ежедневно сталкивается с готовыми моделями и усваивает, как ведут себя по отношению друг к другу мать и отец, как они общаются с друзьями, соседями, коллегами по работе, другими членами семьи, с ним лично.

Именно так он получает первый опыт социальных контактов. «Примеряя на себя» предлагаемые ему стереотипы поведения, ребенок начинает осознавать себя как члена социума (социального субъекта).

Так происходит развитие личности — в разыгрывании каких-то ролей.

Мид утверждал, что «ролевая сущность» — основной механизм личности, костяк ее структуры.

Действия человека связаны прежде всего с усвоенными им социальными установками, а также ожиданиями общества и самого индивида получения конкретного результата от исполнения того или иного амплуа в обществе.

Как определить свои?

Определить свои социальные роли очень просто. Достаточно, «вписать» себя в сложившуюся систему собственных взаимоотношений с социумом.

Соцроль человека существует там, где у него есть обязанности (ожидания общества) вести себя определенным образом:

  1. От сына (или дочери) по отношению к родителям ожидается послушание (в детском возрасте), помощь — от взрослого ребенка.
  2. Статус пешехода накладывает обязанности соблюдать правила перемещения по улицам (соблюдать сигналы светофора, перемещаться по тротуару, а не проезжей части). Водитель легкового автомобиля обязан соблюдать установленные законом правила дорожного движения.
  3. Роль студента высшего учебного заведения предполагает посещение занятий, своевременную сдачу экзаменов и зачетов, допустимое правилами поведение на лекциях и в стенах учебного заведения.
  4. Статус друга означает поддержку товарища, защиту и разделение его интересов и системы ценностей.
  5. Родитель обязан заботиться о ребенке, обеспечивать его жизненно важные потребности, следить за состоянием здоровья, воспитывать, передавать знания о жизни, принятых в социуме нормах поведения, допустимых способах взаимодействия с людьми.

Зачастую для выполнения разных ролей от человека требуется постоянная смена моделей поведения.

Ожидания, что человек будет успешно выполнять несколько социальных ролей, требования которых противоречат друг другу, приводят к ситуации, получившей в психологии название ролевого конфликта.

У взрослого члена общества набор доминирующих социальных амплуа (то, как он их выполняет) уже сформирован. Их совокупность составляет своеобразное общественное «досье» человека, его индивидуальный, но для окружающих — типичный и привычный (ожидаемый, прогнозируемый) образ.

Социальные роли людей:

Наша интересная группа :

Источник: //psyholic.ru/lichnostniy-rost/sotsialnye-roli-primery.html

Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

Социальные роли человека

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.

Теория ролей в психологии

Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

Роль как функция человека в обществе

Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности.

Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах.

Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли.

И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет.

Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Роль как стереотип поведения

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы.

Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д.

И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

  • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
  • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов.

Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции.

А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д.

хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения.

Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас.

Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями.

Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей.

«Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения.

Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д.

Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям.

Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации.

То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей.

Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа.

Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью.

Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений.

Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества.

Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

Источник: //psychologist.tips/2524-sotsialnye-roli-chto-eto-v-psihologii-struktura-i-vidy.html

Социальная роль личности – значение социальной роли в жизни человека

Социальные роли человека

Некоторые люди путают это понятие со статусом. Но данные термины означают совершенно разные проявления. Понятие роли ввел психолог Т. Парсонс. Использовали его в своих работах К. Хорни и И. Гофман. Они раскрыли характеристики понятия более подробно и провели интересные исследования.

Социальная роль – что это?

Согласно определению, социальная роль – это поведение, которое общество сочло приемлемым для людей, находящихся в том или ином статусе. Социальные роли человека меняются, в зависимости от того, кем он является в данный момент. Сыну или дочери общество предписывает вести себя одним образом, нежели, допустим, работнику, матери или женщине.

Что входит в понятие социальная роль:

  1. Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки.
  2. Внешний вид индивида. Он тоже должен соответствовать нормам общества. Мужчина, одетый в платье или юбку в ряде стран будет восприниматься негативно, ровно, как и начальник офиса, приходящий на работу в грязной робе.
  3. Мотивация индивида. Окружение одобряет и негативно реагирует не только на поведение человека, но и на его внутренние устремления. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Невеста, выходящая замуж из-за материальных выгод, в определенных обществах будет восприниматься негативно, от нее ждут любви и искренних чувств, а не меркантильности.

Значение социальной роли в жизни человека

Изменение поведенческих реакций может дорого обойтись индивиду. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, не оправдывая их, мы рискуем остаться изгоями.

Человек, решившийся нарушить эти своеобразные правила, вряд ли выстроит отношения с остальными членами общества. Его будут осуждать, пытаться изменить.

В ряде случаев такой индивид воспринимается как психически ненормальный, хотя врач такого диагноза не ставил.

Признаки социальной роли

Данное понятие связывается еще и с профессией и видом деятельности человека. Это тоже влияет на то, в чем проявляется социальная роль. От студента ВУЗа и от школьника мы ждем разного внешнего вида, речи и поступков.

Женщина, в нашем понимании, не должна делать того, что входит в понятие нормального поведения мужчины. А врач не имеет права поступать в рабочей обстановке так же, как будет действовать продавец или инженер.

Социальная роль в профессии проявляется во внешнем виде, употреблении терминов. Нарушая данные правила можно прослыть плохим специалистом.

Как связаны социальный статус и социальная роль?

Эти понятия обозначают совершенно разные вещи. Но при этом, социальные статусы и роли связаны очень тесно. Первое дает человеку права и обязанности, второе, поясняет, какого поведения ждет от него общество.

Мужчина, ставший отцом, должен содержать своего ребенка, и предполагается, что он станет уделять время на общение с отпрыском. Ожидания окружения в этом случае могут быть очень точными или размытыми.

Это зависит от культуры страны, где проживает и воспитывается человек.

Психологи подразделяют понятие на 2 основные категории – межличностные и связанные со статусом. Первые связаны с эмоциональными отношениями – лидер, любимчик в коллективе, душа компании.

Социальные роли личности, зависимые от официального положения, больше определяются профессией, видом деятельности и семьей – муж, ребенок, продавец.

Эта категория обезличена, поведенческие реакции в них определены четче, чем в первой группе.

Каждая социальная роль отличается:

  1. По степени ее формализации и масштабу. Есть те, где поведение прописано очень четко и те, где ожидаемые поступки и реакции окружением описываются размыто.
  2. По способу получения. Достигаемые часто связаны с профессией, межличностными отношениями, присвоенные с семейным положением, физиологическим характеристиками. Пример первой подгруппы – юрист, лидер, а второй – женщина, дочь, мать.

Индивидуальная роль

У каждого человека есть одновременно несколько функций. Выполняя каждую из них, он вынужден вести себя определенным образом. Индивидуальная социальная роль личности связана с интересами и мотивами человека.

Каждый из нас воспринимает себя несколько отличительно от того, как нас видят другие люди,поэтому собственная оценка поведения и восприятие его другими людьми может сильно расходиться.

Допустим, подросток может считать себя вполне зрелым, имеющим право принимать ряд решений, но для родителей он все еще будет ребенком.

Межличностные роли человека

Эта категория связана с эмоциональной сферой. Такая социальная роль человека присваивается ему зачастую определенной группой людей. Индивид может считаться весельчаком, любимчиком, лидером, неудачником.

Исходя из восприятия личности группой, окружение ожидает от человека некого стандартного реагирования.

Если предполагается, что подросток является не только сыном и учеником, но еще и балагуром и хулиганом, его поступки будут оцениваться через призму этих неофициальных статусов.

Социальные роли в семье тоже бывают межличностными. Нередки ситуации, когда один из детей имеет статус любимчика. В этом случае конфликты между детьми и родителями становятся явно выраженными и возникают чаще.

Психологи советуют избегать присвоения межличностных статусов внутри семьи, ведь в этой ситуации ее члены вынуждены перестраивать поведенческие реакции, что приводит к изменению личности, причем не всегда в лучшую сторону.

Новые социальные роли молодежи

Они появились в связи с изменением общественного уклада. Развитие интернет-общения привело к тому, что социальные роли молодежи изменились, стали более вариативными.

Развитие субкультур тоже способствовало этому. Современные подростки все больше ориентируются не на официальные статусы, а на те, что приняты в их обществе – панк, вейпер.

Присвоение такого восприятия может быть групповым и индивидуальным.

Современные психологи утверждают, что поведение, считающееся нормальным для окружения, присуще не здоровой личности, а невротику. С этим фактом они связывают все больше увеличивающееся количество людей, которые не справляются со стрессом и вынуждены обращаться к специалистам за получением помощи.

Как найти себя в жизни и стать тем, кем предназначено свыше? Каждый нормальный человек рано или поздно задается вопросом, как найти себя в жизни, ведь поиск жизненного пути дает возможность самореализоваться, обрести истинное счастье, при условии, что будет найдена самая важная и главная цель.Что такое сублимация известно не многим. Под этим термином понимают перенесение энергии во что-либо. Нередко сексуальные импульсы трансформируют в творческую деятельность, в результате чего рождаются настоящие шедевры искусства.
Нигилизм в современном обществе – его виды и последствия Нигилизм является мировоззрением, которое ставит под сомнение общепринятые ценности и нормы нравственности. Выделяют такие виды течения как моральный, правовой, географический, религиозный, социальный, юношеский, мереологический. Аналитический склад ума – упражнения для развития аналитического мышления Аналитический склад ума – востребованное качество в современном мире с огромным потоком информации. Люди склонные к анализу и логике успешны в профессиях: программист, аудитор, юрисконсульт, политолог, IT-технологиях. Как развить в себе способности аналитика?

Источник: //womanadvice.ru/socialnaya-rol-lichnosti-znachenie-socialnoy-roli-v-zhizni-cheloveka

Социальная роль и её значение

Социальные роли человека

Сейчас очень популярна тема личностного роста. Создана масса различных тренингов и методик развития личности. Стоит это дорого, а эффективность катастрофически низка, трудно найти квалифицированного специалиста.

Разберёмся с понятиями, чтобы избежать блуждания в поисках самого эффективного способа стать успешнее. Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации (создания, поддержания и развития качественных отношений).

Именно через различные социальные роли проявляется и развивается личность. Освоение новой роли может кардинально изменить жизнь. Успешная реализация основных для человека социальных ролей создаёт ощущение счастья и благополучия.

Чем больше социальных ролей человек способен воспроизвести, тем лучше он приспособлен к жизни, тем более он успешен. Ведь счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Принимают активное и сознательное участие в жизни общества.

Дружеские компании, увлечения и хобби значительно обогащают жизнь человека, но не могут компенсировать неудачи в реализации значимых для него социальных ролей.

Отсутствие реализации значимых социальных ролей, непонимание или их неадекватная трактовка создаёт в жизни человека чувство вины, низкую самооценку, ощущение потерянности, неуверенности в себе, бессмысленности жизни.
Наблюдая и осваивая социальные роли, человек усваивает стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны, осуществлять самоконтроль.

Социальная роль 

— это модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений.

Скажем так, в обществе задан некий безликий шаблон ожидаемого поведения, в рамках которого что-то считается допустимым, а что-то выходящим за рамки нормы. Благодаря данному стандарту от исполнителя социальной роли ожидается вполне предсказуемое поведение, на которое могут ориентироваться окружающие.

Такая предсказуемость позволяет сохранять и развивать взаимодействие. Последовательное выполнение человеком его социальных ролей создаёт упорядоченность повседневной жизни.
Семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца, брата.

На работе он может одновременно быть инженером, мастером производственного участка, членом профсоюза, начальником и подчиненным.

В социальной жизни: пассажиром, водителем личного автомобиля, пешеходом, покупателем, клиентом, пациентом, соседом, гражданином, благотворителем, другом, охотником, путешественником и т.д.

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве значимых следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

А какие социальные роли значимы для вас?

В семье: муж/жена; отец/мать; сын/дочь?

В профессии и карьере: добросовестный работник, эксперт и специалист в своей области, управленец или предприниматель, начальник или собственник бизнеса?

В общественно-политической сфере: член политической партии/благотворительного фонда/церкви, беспартийный атеист?

У каждой социальной роли есть смысл и значение

Чтобы общество нормально функционировало и развивалось, важно, чтобы все его члены осваивали и исполняли социальные роли. Так как образцы поведения закладываются и передаются из поколения в поколение в семье, давайте посмотрим на семейные роли.

Согласно исследованию, основная масса мужчин женится, чтобы иметь постоянного партнера по сексу и развлечениям. Кроме того, жена для мужчины является атрибутом успеха, который поддерживает его статус.

Следовательно, смысл социальной роли жены в том, чтобы разделять увлечения и интересы своего мужа, чтобы выглядеть достойно в любом возрасте и в любом периоде жизни.

Если же мужчина не получает сексуальное удовлетворение в браке — придётся искать иное значение брачных отношений. 

Социальная роль матери предусматривает заботу о ребенке: здоровье, питании, одежде, домашнем уюте и воспитании полноценного члена общества. Часто женщины в браке подменяют выполнение роли жены ролью матери, а потом удивляются, почему отношения разрушаются.

Социальная роль отца заключается в обеспечении защиты и безопасности своим детям, в том, чтобы быть наивысшим авторитетом в оценке детьми своих действий, в навыках соблюдении иерархии.

Задача родителей, как отца, так и матери – за время взросления помочь ребенку сформировать личность, способную жить и создавать результаты в своей жизни самостоятельно. Привить морально-нравственные и духовные нормы, основы саморазвития и стрессоустойчивости, заложить здоровые модели отношений в семье и социуме.

Социологическое исследование утверждает, что большинство женщин выходит замуж, чтобы иметь статус замужней женщины, надежный тыл для воспитания детей в полноценной семье.

Она ждёт от мужа восхищения и открытости в отношениях.

Следовательно, социальная роль мужа в том, чтобы иметь юридически оформленный брак с женщиной, заботиться о жене, участвовать в воспитании детей весь период их взросления.

Социальные роли взрослых дочерей или сыновей подразумевают самостоятельную (финансово независимую) от родителей жизнь. В нашем обществе считается, что дети должны осуществлять заботу о родителях в тот период, когда те становятся беспомощными.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения.

Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Если человек воспринимает социальную роль как жесткую маску, стереотипам поведения которой он вынужден подчиняться, он буквально ломает свою личность и жизнь превращается для него в ад. Поэтому, как и в театре, роль одна, а каждый исполнитель придает ей свои оригинальные черты.

Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на нетрадиционное решение, спасая жизнь больного.

Таким образом, инициатива и авторский почерк является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

У каждой социальной роли есть предписанный набор прав и обязанностей.

Обязанность — это то, что человек делает исходя из норм социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет.

Так как обязанности всегда сопровождаются правами, выполняя свои обязанности в соответствии со своей социальной ролью, человек имеет право предъявить свои требования к партнеру по взаимодействию. Если в отношениях нет обязанностей, то нет и прав.

Права и обязанности как две стороны одной медали – одно невозможно без другого. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли. Любой дисбаланс в этом соотношении свидетельствует о некачественном усвоении социальной роли.

Например, часто в сожительстве (так называемом гражданском браке) конфликт возникает в тот момент, когда партнеру предъявляются требования социальной роли супруга.

В выполнении социальных ролей заложены конфликты и, как следствие, психологические проблемы

    1. У каждой личности есть авторское исполнение общепринятых социальных ролей. Между заданным стандартом и личной интерпретацией невозможно достичь полного совпадения. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций.

      Часто страх несоответствия ожиданиям приводит к самоосуждению: «Я плохая мать, никудышная жена, отвратительная дочь»…

    1. Личностно-ролевой конфликт возникает, если требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности.

      Например, роль начальника требует от человека волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

    1. Когда у человека несколько социальных ролей со взаимоисключающими требованиями или у него нет возможности выполнять свои роли в полном объеме возникает межролевой конфликт. В основе этого конфликта лежит иллюзия «невозможное возможно».

      Например, женщина хочет быть идеальной хозяйкой и матерью, при этом успешно управлять крупной корпорацией.

    1. Если к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальной группы, возникает внутриролевой конфликт.

      Например, муж считает, что жена должна работать, а его мама считает, что жена должна сидеть дома, воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. Сама женщина при этом думает, что жене важно творчески и духовно развиваться. Пребывание внутри ролевого конфликта ведет к деструкции личности.

  1. Повзрослев, человек активно вступает в жизнь общества, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы.

    При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять отведенную роль. Неспособность подобрать для себя подходящую социальную роль приводит к отказу от выполнения любых социальных функций – к самоустранению .

      • Для мужчин такая психологическая травма чревата нежеланием иметь жену и детей, отказом от защиты своих интересов; самоутверждением за счет унижения беззащитных, склонностью к пассивному стилю жизни, самолюбованию и безответственности.
    • Для женщин нереализованность некоторых социальных ролей приводит к неконтролируемой агрессии не только по отношению к окружающим, но и по отношению к себе и своим детям, вплоть до отказа от материнства.

Что же делать, чтобы избежать проблем?

    1. Определите для себя ЗНАЧИМЫЕ социальные роли и способ их актуализации.
    1. Опишите модель поведения в данной социальной роли, исходя из смыла и значения этой роли.
    1. Изложите свою систему представления о том, как нужно вести себя в данной социальной роли.
    1. Опишите представление значимых для вас людей о данной социальной роли.
    1. Оцените реальное поведение, найдите расхождение.
  1. Скорректируйте свое поведение таким образом, чтобы ваши границы не нарушались и ваши потребности удовлетворялись.

Источник: //maria-kudryavtseva.ru/sotsialnaya-rol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.