< Большинство из нас – скрытые расисты - Психолог

Большинство из нас – скрытые расисты

Содержание

Как Америка выдавливала из себя рабство

Большинство из нас – скрытые расисты
Правообладатель иллюстрации AP Image caption В маршах за гражданские права участвовали люди с разным цветом кожи

150 лет назад, 18 декабря 1865 года, была принята 13-я поправка к конституции США: “В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено”.

Собственно ание в Конгрессе состоялось 31 января. Десять с половиной месяцев ушли на ратификацию поправки законодательными собраниями 27 штатов, что требовалось для ее вступления в силу.

Кентукки ратифицировал 13-ю поправку лишь в 1976-м, а последний из штатов, Миссисипи, в 1995 году, причем ратификационная грамота по неизвестной причине не была, как положено, направлена в Федеральный реестр. На это случайно обратили внимание через 17 лет.

Таким образом, формально вопрос был окончательно закрыт только 7 февраля 2013 года.

Это, разумеется, историко-правовой казус. Фактически, вековая трагедия рабства закончилась 150 лет назад. Но для преодоления ее последствий понадобились еще сто лет.

Ни одно общество не рождается передовым и просвещенным. Предрассудки живучи, прогресс требует огромных усилий и политической воли.

Революция Линкольна

Первых рабов завезли на табачные плантации Вирджинии в 1619 году.

По имеющимся данным, всего Атлантику в трюмах невольничьих кораблей пересекли около 645 тысяч африканцев (без учета доставленных в Латинскую Америку и Вест-Индию). На месте рождались дети. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 штатов, где существовало рабство, 4 миллиона были рабами. Из полутора миллионов белых семей в этих штатах более 390 тысяч имели невольников.

Гражданская война между Севером и Югом началась из-за сложного клубка политических, экономических и культурных противоречий, в котором проблема рабства занимала ключевое место. Однако мнение, что северяне сражались исключительно за высокую идею, не вполне отражает реальность, особенно на первом этапе.

Президент-республиканец Авраам Линкольн не скрывал отрицательного отношения к рабству. Его избрание в 1860 году как раз и послужило толчком к созданию Конфедерации. Однако в своей инаугурационной речи он пообещал не отменять рабство на тех территориях, где оно существовало.

“Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение союза, а не сохранение или уничтожение рабства. Но я не намерен изменять мое часто высказываемое личное желание, что все люди везде должны быть свободны”, – заявил Линкольн в интервью газете New York Times в разгар войны, 22 августа 1862 года.

Конгресс принял резолюцию, объявлявшую единственной целью войны сохранение территориальной целостности США и требовавшую от Администрации ничего не предпринимать против института рабства.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption По данным опросов в США, Авраам Линкольн стабильно занимает первое место по популярности среди президентов

Поскольку обстановка на фронтах складывалась не в пользу Севера, Линкольн 30 декабря 1862 года пошел на революционный шаг: в обход Конгресса издал “Прокламацию об отмене рабства”, вступавшую в силу в течение 48 часов.

Он оказался единственным американским президентом, открыто нарушившим Конституцию. Но, по мнению подавляющего большинства наших современников, история его оправдала.

Радикальная мера изменила ход войны. Спустя три года ликвидация рабства получила надлежащее юридическое оформление.

Куда сложнее оказалось преодолеть его психологические последствия.

Южане воспринимали упразднение рабства и уютного плантационного быта как учиненное над ними насилие, а к бывшим рабам преисполнились недобрыми чувствами, поскольку около 180 тысяч из них вступили добровольцами в армию северян, и, зная местные условия, часто служили проводниками и разведчиками.

Большинство северян не желали, чтобы рабов держали в неволе и мучили, но отнюдь не считали чернокожих ровней себе и не стремились видеть их на Севере. Высказывалось даже мнение, что вина южан состоит именно в том, что они ввезли рабов в Америку и создали проблему.

В физическом смысле северяне были даже большими расистами, чем южане, которых в детстве нянчили чернокожие “мамушки”.

Еще в середине XX века большинство афроамериканцев, как во времена рабства, жило на Юге и трудилось в сельском хозяйстве.

Издержки демократии

На первых порах Вашингтон рассматривал южан как побежденных мятежников и перевоспитывал их силой. Были приняты законы, запрещавшие воспрепятствование осуществлению избирательных и других политических прав чернокожих и расовую сегрегацию в общественных местах. За соблюдением норм следили федеральные комиссары.

В 1876 году президентские выборы закончились практически вничью. Южные демократы за спиной северных демократов заключили сделку с кандидатом-республиканцем Рутерфордом Хейсом: поддержали его в коллегии выборщиков в обмен на прекращение так называемой “Реконструкции” в отношении Юга.

Под лозунгом “равно, но раздельно” на Юге для чернокожих ввели особые школы, транспорт и скамейки в парках.

В 1896 году сапожник Плесси из Нью-Орлеана демонстративно сел в вагон “только для белых”. Его арестовали за нарушение законов штата Луизиана. Дело дошло до Верховного суда США, который встал на сторону местных властей, узаконив сегрегацию.

Для участия в выборах от чернокожих (но не белых) стали требовать пройти тест на грамотность, заключавшийся в чтении наизусть Конституции и Декларации независимости. На данном основании к президентским выборам 1900 года в Алабаме допустили лишь три тысячи из 181,5 тысячи цветных избирателей.

В судах держали две Библии, одна из которых предназначалась для принесения присяги черными.

Все это получило название “законов Джима Кроу” по имени вымышленного комического персонажа, олицетворявшего необразованного и плохо одетого афроамериканца.

Демократия имеет преимущества и недостатки. Любая воля большинства – закон. Что делать, если “общество пока не созрело”?

Позор Америки

Знаменитый российский телеведущий Владимир Познер, проведший детство в США, свидетельствует, что автобусы с передними местами для белых и задними для черных в ряде штатов существовали еще в начале 1950-х годов.

Придерживавшийся прогрессивных взглядов подросток однажды демонстративно сел на одно из задних мест. Огромный водитель навис над ним: “Хочешь неприятностей, парень? Так они у тебя будут!”.

Больше всего Познера поразила реакция чернокожих пассажиров, смотревших на него как на дурака или провокатора.

Особенно много зла принес предрассудок, будто афроамериканцы от природы неспособны контролировать свои сексуальные желания и, оставшись без контроля прежних хозяев, сделались опасны для белых женщин. Именно он послужил оправданием для создания Ку-клукс-клана и “судов Линча”.

По имеющимся данным, с 1882 по 1920 год жертвами бессудных расправ стали около 3500 человек. Пик пришелся на 1892 год (151 случай).

В 1921 году молодой афроамериканец Ричард Роуленд в городе Тулса, штат Оклахома, споткнулся, входя в лифт, и упал на девушку-лифтера. Будь он белым, дело ограничилось бы извинениями. Роуленда арестовали, местная пресса, не дожидаясь разбирательства, зашумела о “попытке изнасилования в лифте”. В ходе погрома были убиты 36 чернокожих жителей.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Советский фильм “Цирк” в 1936 году не клеветал на американскую действительность

Столкновения с человеческими жертвами произошли в 1917 году в Сент-Луисе и в 1919 году в Чикаго.

После Второй мировой войны девушки во временно обедневшей Европе охотно шли за американских солдат, не различая цвета кожи. Гражданин США и есть гражданин США! Приехав в Миссури или Луизиану, они были шокированы, убедившись, что не могут пройти по улице с законным мужем, не будучи, как минимум, освистаны.

До 1948 года в американской армии существовали отдельные “белые” и “черные” части. Первый чернокожий генерал, Бенджамин Дэвис, получил звание в 1940 году.

Чуть раньше, после избрания президентом Франклина Рузвельта, в штат Белого дома впервые были допущены афроамериканцы, и то на должности уборщиков и буфетчиков.

Первый черный игрок в Главной бейсбольной лиге, Джеки Робинсон, появился лишь в 1947 году.

Трудный путь

После разгрома нацизма быть расистом сделалось неприлично.

Американский индивидуализм и культ успеха требуют уважения к каждому, кто сумел показать, на что способен.

По мнению историков, первым шагом к эмансипации стал взрыв популярности новоорлеанского джаза в первом десятилетии XX века. Появилась сфера деятельности, в которой черные явно превосходили белых и хорошо зарабатывали.

Второй такой областью оказался большой спорт. На Олимпиаде 1936 года в Берлине США представляли 18 афроамериканских атлетов, к негодованию Гитлера выигравшие 14 золотых медалей.

Заявили о себе чернокожие ученые и инженеры. Чарльз Дрю создал первый в мире банк крови, Перси Джулиан синтезировал кортизон, Гаррет Морган изобрел светофор.

В эпоху Гражданской войны с рабством боролась Республиканская партия, а демократы выражали позицию Юга. Через 100 лет особый вклад в преодоление расизма внесли два президента-демократа: Гарри Трумэн и Джон Кеннеди.

Событие, которое исследователи считают переломным, произошло в сентябре 1946 года.

На встрече с Трумэном правозащитники рассказали ему про вопиющий случай. В городке Бейтсберг, штат Южная Каролина, чернокожий ветеран войны сержант Айзек Вудард в форме с орденами был высажен из автобуса и в завязавшейся следом перепалке белый полицейский дубинкой выбил ему глаз.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Гарри Трумэн – первый президент, осудивший расовую дискриминацию и начавший с ней бороться

Трумэн с исключительным пиететом относился к армии, военным подвигам, форме и наградам. По воспоминаниям участников встречи, президент действительно был потрясен. “Бог мой! – воскликнул он. – Я и не подозревал, что у нас происходят такие ужасные вещи! Мы должны немедленно действовать!”.

Трумэн стал первым хозяином Белого дома, выступившим с речью в Гарлеме, а главное, отменил расовую сегрегацию в вооруженных силах и приказом запретил военнослужащим делать расистские высказывания. На первых порах именно армия, где новые правила было легко устанавливать при помощи воинской дисциплины, стала эффективным институтом борьбы с расизмом.

Двумя другими сделались Верховный суд США и Голливуд.

Высшая юридическая инстанция начала один за другим признавать неконституционными “законы Джима Кроу”. В 1954 году судьи вынесли определение против раздельного обучения в государственных школах. Процесс завершился в 1964 году, когда, рассмотрев дело “Мотель “Сердце Атланты” против Соединенных Штатов”, Верховный суд объявил незаконной сегрегацию в публичных местах.

В 1961 году президент Кеннеди издал исторический указ, запретивший федеральным учреждениям учитывать расовую принадлежность при приеме на работу.

Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли либеральные интеллектуалы, особенно кинематографисты.

Неистовые 60-е

Движение за эмансипацию сверху вызвало массовый подъем самосознания черных американцев. Чаще всего в истории угнетенные возвышают голос не тогда, когда гнет особенно тяжек, а тогда, когда угнетатели начинают сомневаться в своей правоте.

Пик борьбы за гражданские права пришелся на 1960-е годы, слившись с движением хиппи и протестами против войны во Вьетнаме. Американское общество переживало духовную революцию, пересматривая многие “традиционные устои”.

Правительству пришлось противостоять и “черному”, и “белому” экстремизму.

Бунты чернокожего населения более чем в ста городах сопровождались побоищами, поджогами и вандализмом. Летом 1968 года в Вашингтоне горели здания в шести кварталах от Белого дома, на лужайках вокруг него и на балконах Капитолия на всякий случай пришлось разместить пулеметчиков.

Расистски настроенные родители в южных штатах забрасывали камнями автобусы с черными детьми, которых везли на занятия в “белые” школы в порядке перехода к совместному обучению. Джон Кеннеди присылал Национальную гвардию, потому что местная полиция наводить порядок не хотела. В ответ его обвиняли в нарушении демократии и федерализма.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Мартин Лютер Кинг: “У меня есть мечта!” (Вашингтон. 28 августа 1963 г.)

Прославленную в СССР Анжелу Дэвис судили не за убеждения, а по обвинению в том, что она, посещая в качестве общественной активистки тюрьму Сен-Квентин, передала заключенному огнестрельное оружие, из которого тот совершил убийство.

Когда в 1962 году в университет штата Миссисипи был зачислен первый чернокожий студент Джеймс Мередит, расисты захватили кампус. Губернатор Росс Барнет встал на их сторону.

В ходе столкновений с национальными гвардейцами погибли два и получили травмы 375 человек. Мередит учился под охраной федеральных маршалов.

В 2006 году в память о тех событиях на территории университета установили его статую.

Символом борьбы за гражданские права стал Мартин Лютер Кинг, популярный баптистский проповедник, выступавший за ненасилие и христианскую любовь, но застреленный 4 апреля 1968 года белым расистом.

В том же году противники равноправия попытались дать последний организованный политический бой, выставив кандидатом в президенты от демократов губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса, однако он получил большинство лишь в пяти южных штатах.

Ровно через 40 лет Америка выбрала первого чернокожего президента – Барака Обаму.

История США, как любой страны, неоднозначна и путь извилист, но, оказывается, можно, если захотеть.

Источник: //www.bbc.com/russian/international/2015/12/151216_usa_history_rights

12 самых расистских стран в мире

Большинство из нас – скрытые расисты

Человечество прошло долгий путь и преодолело множество трудностей. Будь-то война, эпидемия, стихийные бедствия, антропогенные катастрофы, мы прошли через это. Но за все эти годы, кажется, мы упустили суть того, что все беды, с которыми мы сталкиваемся, создаем мы сами. Это мы – люди так неистово разжигаем внутри себя ненависть, которая является причиной большинства разрушений.

Хотя международное сообщество прилагает все усилия, чтобы распространить идею любви, кажется, что их послание остается не услышанным –насилие, убийства, расизм, гомофобия, военные преступления ежедневно происходят в наше время.

И из всего этого столкновения с расизмом не заслуживает ни один человек. По сути, расизм – это предубеждение и дискриминация против людей определенной расы. Хотя мы побороли радикальный расизм, он все еще преобладает во многих частях мира.

Вот некоторые самые расистские страны мира –

12. Южная Африка

Любая страна способна сделать многое, чтобы остановить расизм, и весьма печальными душераздирающим является тот факт, что расизм в Южной Африке пережил Манделу, который всю свою жизнь так упорно с ним боролся. Благодаря движению борьбы против апартеида, была изменена правовая система государства и сейчас проявление расизма считается незаконным, но он все еще остается реальностью жизни.

Как известно, люди в Южной Африке – расисты, и в некоторых местах цены на продукты и товары устанавливаются в зависимости от расы человека. Недавно в Южной Африке была задержана группа людей, подстрекавших к насилию против белых. Это лишь доказывает, что расизм находится за пределами правовых рамок.

11. Саудовская Аравия

Являясь богатой страной, Саудовская Аравия имеет некоторые очевидные преимущества перед бедными и развивающимися странами.

Но Саудовская Аравия использует эти привилегии для получения своей выгоды. Как известно, Саудовская Аравия привлекала рабочих из развивающихся стран, таких как Бангладеш, Индия, Пакистан и т.д.

, с которыми плохо обращались и которые проживали в нечеловеческих условиях.

Помимо этого, граждане Саудовской Аравии проявляют расизм по отношению к более бедным арабским странам. Спустя некоторое время после сирийской революции многие сирийцы нашли убежище в Саудовской Аравии, где с ними очень плохо обращаются. Самое печальное, что эти люди никуда не могут обратиться со своими жалобами.

10. Соединенные штаты Америки

Страна свободы и отваги также оказалась в списке самых расистских стран мира. Хотя на сложившуюся картину в США мы смотрим через розовые очки, и она кажется очень радужной, настоящее положение дел сильно отличается. В дальних южных и средне-западных регионах таких, как Аризона, Миссури, Миссисипи и т.д., расизм – это ежедневное явление.

Быть против азиатов, африканцев, южноамериканцев и даже обычных жителей США – это суть коренных американцев. Случаи неприязни и ненависти из-за цвета кожи постоянно учащаются, и пока мы не изменим мышление людей, никакой закон ничего не изменит.

9. Великобритания

Вероятно, они все еще страдают комплексом превосходства, поскольку в какой-то момент истории им довелось практически править всем миром. И сегодня Великобритания является одной из самых расистских стран в мире, особенно по отношению к людям, которых они называют «дези». Речь идет о людях родом с индийского субконтинента.

Помимо этого они проявляют неприязнь в отношении американцев, которых они презрительно называют«янки», французов, румын, болгар и т.д. Поразительно, что и сейчас любая политическая партия в Великобритании пропагандирует вопрос о том, хочет ли человек жить рядом с иммигрантами, что и приводит к расовой ненависти и расизму.

8. Австралия

Австралия не похожа на страну, которая может быть расистской, но никто не знает горькую правду лучше, чем индийцы. Большинство людей, которые живут в Австралии, мигрировали сюда из других стран. И все же они считают, что любой новый человек, который мигрирует или переезжает в Австралию, чтобы зарабатывать на жизнь, должен вернуться в свою родную страну.

В 2009 году в Австралии участились случаи преследования и нападок на уроженцев Индии. Было заявлено почти 100 таких случаях, и в 23 из них была выявлена расовая подоплека. Законы ужесточились и сейчас ситуация стала намного лучше. Но такие инциденты только показывают, насколько эгоистичным может стать человечество, удовлетворяя собственные потребности и причиняя вред другим.

7. Руанда

Геноцид в Руанде в 1994 году – это пятно позора в истории человечества. Это было ужасное время, когда две этнических расы Руанды конфликтовали между собой и этот конфликт привел к ужасной гибели более 800 000 человек. Два племени тутси и хуту были единственными участниками геноцида, в котором племя тутси стало жертвой, а хуту виновником преступления.

Напряженные отношения между племенами остаются и сегодня, и даже небольшая искра может заново разжечь пламя ненависти в стране.

6. Япония

Япония на сегодня представляет собой хорошо развитую страну первого мира. Но тот факт, что она по-прежнему страдает ксенофобией, отбрасывает ее на много лет назад.

Несмотря на то, что согласно японским законам и постановлениям расизм и дискриминация являются запрещенными, правительство само практикует то, что называется «положительной дискриминацией».

Это очень низкая терпимость к беженцам и людям из других стран.

Также известен факт, что Япония старается изо всех сил не пускать мусульман в свою страну, так как они думают, что ислам не соответствует их культуре. Такие очевидные случаи дискриминации широко распространены в стране и ничего с этим не поделаешь.

5. Германия

Если вы посеете ненависть, вы пожнете только ненависть. Германия является живым примером того, какое влияние может оказывать ненависть на разум людей. Сегодня, спустя многие годы после правления Гитлера, Германия остается одной из самых расистских стран мира. Немцы испытывают чувство ненависти ко всем иностранцам и все еще верят в превосходство немецкой нации.

Неонацисты существуют и сейчас и открыто заявляют об антисемитских идеях. Убеждения неонацизма могут привести к неожиданному пробуждению тех, кто думал, что идеи немецкого расизма умерли вместе с Гитлером. Немецкое правительство и ООН прилагают все усилия, чтобы скрыть эту запретную деятельность.

4. Израиль

Израиль был центром противоречий многие годы. Причиной этого были преступления, совершенные против палестинцев и израильских арабов.

После Второй Мировой Войны новое государство было создано для евреев и коренным жителям пришлось стать беженцами на своей собственной земле. Так начался текущий конфликт между Израилем и Палестиной.

Но сейчас мы очень хорошо видим, как Израиль жестоко обращался с людьми и проводил дискриминацию по любому признаку.

3. Россия

В России все еще преобладают ксенофобия и «националистические» чувства.

Даже сегодня русские являются расистами по отношению к тем людям, которых они не считают исконно русскими по происхождению.

Кроме этого, они испытывают расовую неприязнь по отношению к африканцам, азиатам, кавказцам, китайцам и т. д. Это приводит к ненависти и в дальнейшем к серьезным преступлениям против человечности.

Российское правительство наряду с ООН пытались сделать всевозможное, чтобы предотвратить такие случаи расизма, но они все еще продолжают появляться не только в отдаленных районах, но даже в крупных городах.

2. Пакистан

Пакистан – страна, где большинство населения исповедуют ислам, но даже там происходят многочисленные конфликты между сектами суннитов и шиитов. С давних пор эти группировки враждуют между собой, но не принимается никаких мер, чтобы прекратить это. Кроме того, всему миру известна продолжительная война с соседней Индией.

Между индийцами и пакистанцами были случаи проявления расизма. Наряду с этим подвергаются дискриминации другие расы, такие как африканцы и латиноамериканцы.

1. Индия

Страна с таким великим многообразием также находится в списке самых расистских стран мира. Индийцы – самые расистские люди в мире. Даже в наше время ребенка, родившегося в индийской семье, учат почитать любого человека с белой кожей и презирать темнокожего. Так зародился расизм по отношению к африканцам и другим темнокожим нациям.

К светлокожему иностранцу относятся как к божеству, а к темнокожему отношение крайне противоположное. Среди самих индийцев также возникают конфликты между кастами и людьми из разных регионов, как например, конфликт между маратхами и бихарцами.

И все же индийцы не будут признавать этот факт, и гордиться многообразием культур и принятием их.

Самое время нам открыть глаза на то, какова ситуация на самом деле, и принять во внимание конструктивное высказывание «Athithi DevoBhava» (принимайте гостя как Бога).

Этот список показывает, что никакие существующие законы и правила, никакой документ не сможет нас изменить. Мы должны сами изменить себя и свое мышление для лучшего будущего и приложить все усилия, чтобы ни одна человеческая жизнь в дальнейшем не пострадала из-за чьего-либо эгоизма и ощущения превосходства.

Рекомендуем посмотреть:

Социальный ролик о том, как мы каждый день в обычной жизни сталкиваемся с расизмом. Все люди одинаковы – пора над этим задуматься.

Источник: //batop.ru/12-samyh-rasistskih-stran-v-mire

Стыдные вопросы про расизм В СССР был расизм? Темнокожий может быть расистом? Кому можно использовать слово «ниггер»? — Meduza

Большинство из нас – скрытые расисты

В январе в прессе и соцсетях активно обсуждали две истории, связанные с обвинениями в расизме. Сначала шведский гигант H&M снял темнокожего мальчика в толстовке с надписью «Самая крутая обезьянка в джунглях», а потом российская дизайнер Ульяна Сергеенко написала в приглашении на свой показ слово «niggas».

Общественность возмутилась, Сергеенко, Думе и H&M пришлось извиняться, последовали и увольнения. Эти истории (как и многие подобные) вызвали много вопросов о том, что на самом деле является расизмом, а что — нет. По просьбе «Медузы» на них ответил доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н.

Миклухо-Маклая РАН Виктор Шнирельман.

Расизм — это только когда белые кого-то угнетают?

Сегодня расизм — это не столько угнетение, сколько основанная на стереотипах негативная эмоция (презрение, пренебрежение), которая ведет к оскорбительному поведению или какой-либо дискриминации.

Расизм может проявляться по-разному — в повседневном поведении с «чужаками»; в политической программе и политической практике; в государственной политике; в правовой норме.

Например, когда определяют гражданство человека или наделяют его привилегиями по принципу «крови».

Поэтому расизм — это мировая проблема, которая касается не только Америки и афроамериканцев. Скажем, геноцид, устроенный германскими нацистами, обосновывался расовой теорией. Она же лежала в основе в ЮАР во второй половине XX века.

В XIX веке англичане рассматривали ирландцев как «низшую расу», а в 1880-х годах в Калифорнии происходили . И таких примеров множество.

Важно, что в этих случаях расовая теория не только лежала в основе государственной политики, но навязывалась всему населению в качестве «научного знания». В итоге расизм воспринимался как якобы «естественные отношения» между людьми.

Это было типично для общественной атмосферы в конце XIX и начале XX века, когда расизм поддерживался научными (на самом деле, псевдонаучными) аргументами. Но позднее ученые в ходе дальнейших исследований опровергли расовую теорию.

Сколько рас существует?

Какого-то строгого деления на несколько рас нет. Все попытки создать расовые классификации и типологии по внешним соматическим (то есть телесным) признакам не привели ни к какому единому выводу и согласию ученых. Ровно наоборот: число разнообразных классификаций только увеличивалось, а количество «рас», которые выделяли разные ученые, множилось.

Еще к началу 1930-х годов их число колебалось от двух до 150, а сегодня их более трех сотен. В1964 году ведущие специалисты пришли к выводу, что географические вариации признаков, используемые в расовых классификациях, очень сложны — и между ними нет резких отличий.

Позже ученые не раз доказывали, что между разными соматическими признаками нет никакой жесткой корреляции.

Проще говоря, разделить человечество на строго разграниченные категории невозможно: не существует четких наборов каких-то признаков, на которые бы могла опираться сама концепция «расы». Поэтому сегодня многие западные ученые признают, что «раса» является социальной конструкцией.

А история расизма показывает, что в разных регионах люди неоднократно переосмысливали расовые категории и даже могли вкладывать в одни и те же понятия совершенно разное содержание.

Например, в одних странах была выраженная расовая дискриминация, а в других люди, различные по физическому облику, мирно уживались друг с другом, женились и рожали детей.

Расизм — это дискриминация меньшинств?

Нет, чтобы быть расистом, быть представителем большинства совсем не обязательно: достаточно считать, что все люди делятся на несколько рас и добавлять к этому идею социального неравенства (то есть придерживаться представления о «высших» и «низших» расах, непроходимых различиях в «менталитете» и так далее).

Но есть такое понятие, как институциональный расизм: когда в условиях демократии возникают правовые основы для дискриминации. В этом случае ответственность лежит, прежде всего, на доминирующем большинстве. Ведь последствия такого расизма гораздо более масштабные, чем у ответного расизма со стороны меньшинств.

Африканец может быть расистом по отношению к белым?

Если в общественном сознании господствует расовая теория, то она охватывает все население, независимо от цвета кожи. Один из примеров — движение чернокожих сепаратистов («Нация ислама» в США, движение «Черного самосознания» в Южной Африке и так далее). Они придерживаются расовой теории и настаивают, что расы должны жить раздельно и не смешиваться.

Другой пример — расизм в Африке. Например, при президенте Мугабе в Зимбабве расцвел расизм, направленный против местного белого населения. А в Южной Африке после падения режима апартеида расовые представления не просто сохранились, но и привели к новым формам дискриминации.

Если при прежнем режиме «цветные» занимали промежуточное место в социально-расовой иерархии, то в новых условиях в привилегированном положении оказались «чистые расы», а «цветные» неожиданно для себя стали гражданами «второго сорта».

А еще в 2008 году в Южной Африке происходили нападения на иностранцев и гастарбайтеров — то есть и там дают о себе знать анти-иммигрантские настроения.

А бывает расизм между разными людьми не европейского происхождения? Например, между азиатами и африканцами?

Расовые предубеждения (как и другие представления о мире) зависят не от цвета кожи или этничности человека, а от его воспитания, социального окружения и социального опыта.

Потому что люди — существа активные и творческие, обладающие свободой воли и способные к обучению.

Так что если человек придерживается расовых взглядов, то он будет выводить духовные представления и политические установки из биологических характеристик или этнической принадлежности. Кем бы он сам ни был.

В России расизм — это серьезная проблема? В СССР вообще был расизм?

К сожалению, приходится признать, что за внешней вывеской идеологии интернационализма и дружбы народов скрывались и прямо противоположные представления и практики. Сегодня специалисты различают два главных вида расизма — биологический и культурный.

Первый выводит все особенности человека (причем каждого человека) из биологии, прежде всего, цвета кожи, а второй — из этнокультурной принадлежности. Первый провозглашает: «раса — это судьба». Второй просто заменяет термин «раса» этносом.

Основы культурного расизма (или этницизма) были в СССР заложены во второй половине 1930-х годов.

Целый ряд народов Северного Кавказа, калмыки, крымские татары и ряд других были депортированы за «коллаборационизм» и антисоветские выступления во время Второй мировой войны.

Такие выступления действительно были, но, во-первых, представители этих народов храбро сражались в рядах Советской армии против германских нацистов, а во-вторых, жертвами депортации стали целые народы; во время нее погибли сотни тысяч невинных людей.

Память об «измене Родине» преследовала эти народы даже после их реабилитации в годы хрущевской оттепели, а с некоторых из них — например, крымских татар, — «пятно» было снято лишь после крушения СССР.

Что касается евреев, то они испытали рост антисемитизма еще в годы Второй мировой войны, позже — кампанию «борьбы с космополитизмом» в начале 1949 года, а затем — «дело врачей» в начале 1953 года.

Во время этих кампаний многие профессионалы теряли работу и подвергались публичному шельмованию. После 1967 года в СССР развернулась «борьба с международным сионизмом» и это сыграло большую роль в том, что многие тогда приняли решение уехать из страны.

Так что речь шла о дискриминации по этническому признаку. И дело вовсе не в цвете кожи.

Почему сами афроамериканцы могут использовать слово «ниггер», а белым нельзя?

Термин «ниггер» происходит от слова negro — которым во времена колониализма называли людей с темной кожей.

У него ярко выраженные негативные коннотации, поэтому в повседневной речи его используют только белые расисты.

Впрочем, его могут использоватьичернокожие рэперы как слэнговое выражение (хотя по этому поводу нет консенсуса), но это часть специфической субкультуры, которая не охватывает все чернокожее население.

Как правило, сами афроамериканцы называют себя «черными» (blacks). Это — достижение «Черных пантер» второй половины 60-х, сумевших наполнить термин позитивным содержанием.

На этом примере хорошо видно, что терминология культурно окрашена и может пересматриваться — то есть один и тот же термин в разных контекстах может иметь разный смысл и восприниматься по-разному. Например, в Вест-Индии расовая классификация была гораздо более разветвленной, чем в США или Западной Европе.

Там использовался богатый набор терминов для людей смешанного происхождения в зависимости от соотношения тех или иных предков: «белые», «рыжие», «коричневые», «светло-черные», «черные», «темно-черные». При этом раса служила символом социального положения.

Например, как гласит поговорка, если в США достаточно было иметь «каплю черной крови», чтобы считаться «черным», то в Латинской Америке, напротив, достаточно было иметь «каплю белой крови», чтобы считаться «белым».

В СССР термин «негр» имел нейтральное содержание и он используется в России до сих пор. Хотя правильнее все-таки говорить «чернокожие», а еще лучше «африканцы» или (в отношении жителей США) «афроамериканцы».

С термином «черные» (как можно было бы переводить blacks) все сложнее.

В России у него была специфическая история — от «черной сотни» (для сторонников этого движения он имел позитивный смысл, связывающий их с землей) до его современного негативного, фактически расистского смысла в применении к приезжим с юга.    

И что, шутить про «негров» или «хачей» нельзя? Разве это не нарушает свободу слова?

Сегодня на Западе шутки с этническим наполнением не отвечают требованиям политкорректности, так как могут обидеть и оскорбить людей.

В поликультурной России такие шутки традиционны, но сегодня их восприятие зависит от контекста — в ряде случаев они звучат для людей обидно. Поэтому к их использованию следует подходить осторожно.

Здесь действует золотое правило — обращаться с людьми так, как было бы желательно, чтобы они обращались с вами. И, разумеется, следует избегать заведомо обидных этнических (расовых) терминов.

Многие возражают, что такие ограничения нарушают право на свободу слова. Свобода слова — это важный демократический принцип, но не менее важен и другой: использование свободы слова требует социальной ответственности.

А отдавать рабочие места кандидатам из этнических меньшинств — это не расизм?

Так называемая позитивная дискриминация — это попытка компенсировать тех, чьи предки подвергались жесткой расовой дискриминации. Причем попытка, до известной степени, успешная — ведь ее результатом стало появление «черного» среднего класса.

У среднего класса есть своя культура и свои ценности, которые разделяют все его представители — независимо от расовой принадлежности. И они резко отличаются от типичных для городской бедноты.

Принадлежащее к среднему классу чернокожее население никак не вписывается в привычный образ «черного» — который ассоциируется либо с духовностью, чувственностью и артистичностью, либо с бедностью, криминалом и асоциальным поведением.

Кстати, такую же политику позитивной дискриминации Советская власть проводила в 1920-30-е годы, компенсируя этнические меньшинства за тяготы дискриминации при царском режиме.

В итоге многие этнические группы получили свои этнические автономии (республики, округа, сельсоветы и так далее), позволившие им сохранить свои языки и, отчасти, культурные особенности.

Другое дело, что делалось это непоследовательно, и имело не только позитивные, но и негативные последствия.

Способности человека зависят от его происхождения? Или только от образования и воспитания?

Вот уже более ста лет ученые спорят, что является определяющим в характере человека — биологическое наследие или воспитание и образование.

Этот спор до сих пор не завершен, но большинство специалистов придерживаются мнения, что биология (то есть генетическое наследие, полученное от родителей) создает лишь определенные задатки.

Будут ли эти задатки реализованы, и если да, то как именно, зависит от воспитания, образования и социальной среды.

Например, существует заблуждение, что чернокожие делают большие успехи в спорте, так как они к этому расово предрасположены.

С одной стороны, есть статистика: из всего населения США чернокожих — лишь 12%, но при этом они составляют более пятой части профессиональных бейсболистов, половину футболистов и две трети баскетболистов. Схожая ситуация в боксе и легкой атлетике.

Но, во-первых, чернокожие добиваются успеха лишь в некоторых видах спорта (например, баскетболе, боксе и легкой атлетике).

Во-вторых, расовый фактор не объясняет, почему канадцы — хорошие хоккеисты, из жителей Северного Кавказа получаются хорошие борцы, а русские славятся гимнастической школой. В-третьих, ситуация менялась на протяжении всего XX века: в его начале лучшими боксерами в США были ирландцы, в 1920-30-е годы — евреи и итальянцы, а сейчас — чернокожие и испаноязычные люди.

Дело в том, что в прошлом дискриминация не давала им большого выбора, а некоторые виды спорта были самым доступным путем к богатству и славе.

В спорте также было легче всего оспорить расовые или этнические предубеждения: в физических соревнованиях успех всегда очевиден.

При этом в дорогостоящие и «элитные» виды спорта чернокожим пробиться было намного сложнее — поэтому гольф или горные лыжи остаются преимущественно «белыми».

Если же говорить, к примеру, об успехе из Кении, то причина в первую очередь в образе жизни.

Традиционно местное население делилось на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, и именно выходцы из скотоводческой среды показывают высокие достижения в беге.

Так что и здесь первостепенную роль играет образ жизни и воспитание, а вовсе не этнические причины, тем более, что Кения в этническом отношении неоднородна.

Источник: //meduza.io/feature/2018/02/08/stydnye-voprosy-pro-rasizm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.