Память детских наслаждений

Содержание

Память ребенка

Память детских наслаждений

Может ли такое быть? Малыши действительно все забывают или у них включается защитный механизм — „блокировка» негативных моментов? Память ребенка избирательна и эмоционально окрашена.

Потому вряд ли малыш забудет вас за 1-2 месяца, ведь мама — это самый первый эмоциональный стимул крохи. Да, бывает так, что дети как бы обижаются на маму и после приезда какое-то время не хотят к ней подходить.

Но такое поведение, скорее всего, продиктовано не забывчивостью, а другими мотивами.

Причины детского поведения. Можно предположить, что в данном случае есть реакция на прерывание контакта с матерью. В этой психологической ситуации выделяют 3 фазы: протест, отчаяние, отчуждение. Малыш воспринимает разлуку как опасность, угрозу жизни, и это вызывает у него страх.

Если расставание с мамой затягивается, то кроха может реагировать апатией, это своего рода торможение психических процессов из-за пережитой эмоциональной травмы. У детей в таких ситуациях вырабатывается психологическая защита — отрицание.

Впоследствии это может переноситься и во взрослую жизнь, когда человек отрицает вызывающие тревогу обстоятельства, заглушает внутренние импульсы, не признает черты характера, которые при этом очевидны для окружающих. Такие черты закладываются до 1,5 лет.

Совет родителям при разлуке. Компенсируйте расставание повышенной заботой, вниманием при встрече, акцент — на объятиях и телесном контакте. По приезде возьмите малыша на руки и качайте, как если бы он лежал у вас в животике и качался в околоплодных водах.

Даже для взрослых людей применяют это психотерапевтическое упражнение, которое имитирует материнскую утробу и состояние безмятежного покоя.

Вы увидите, что через какое-то время стресс уйдет, у ребенка нормализуется психологическое состояние, а ваш эмоциональный контакт с малышом будет восстановлен.

Память ребенка: люди обычно не помнят своего детства до 3–4 (а иногда и до 5) лет

Есть несколько версий об утрате детских воспоминаний.

Воспоминания детства смутные и фрагментарные из-за несовершенства нервной системы.

У деток нервные волокна еще не покрыты специальной оболочкой, делающей переходы импульсов от клетки к клетке более точными, целенаправленными и быстрыми.

Сами нервные клетки имеют еще мало рефлекторных связей, благодаря которым формируется память ребенка. Полностью завершается формирование нервной системы к 7 годам.

Еще одна теория подарена нам З. Фрейдом, она полностью психологическая. Фрейд связывал детскую амнезию с вытеснением впечатлений сексуального и агрессивного характера из сознания ребенка. Такая амнезия относится лишь к периоду сексуального становления в возрасте 2–4 лет.

Также есть версия, что детские воспоминания столь немногочисленны по причине безличностного восприятия действительности. То есть ребенок просто наблюдает окружающие его события, не связывая их со своей личностью, не анализируя и не оценивая, и поэтому запоминаются как раз те эпизоды, которые эмоционально затрагивают малыша или приносят ему новый опыт.

Память ребенка формируется к школе, и до этого возраста специально тренировать ее не нужно

Память ребенка начинает „работать» уже с 3 месяцев и постепенно „нарабатывается». Ее нужно тренировать с рождения через игру, через эмоционально окрашенные образы, детали, с помощью развития мелкой моторики.

Особое внимание следует уделить развитию внимания. Осмысленное запоминание появляется у детишек примерно в 4–5 лет.

В 5–7 лет начинает работать произвольная память ребенка: когда малыш уже может специально запомнить, а потом вспомнить нужную информацию, если ставит себе такую цель.

До 3 лет дети обычно не могут удержать в памяти что-то вне конкретных действий, поэтому в это время с ними лучше играть в сюжетные игры, например в „магазин», и в процессе предлагать запоминать покупки, просить принести подряд несколько вещей. Так детки научатся строить и запоминать логические цепочки. Есть и специальные игры и упражнения для тренировки памяти.

Запоминаем животных. Эта веселая игра позволит вам раскрыть свои актерские таланты и от души посмеяться.

Изобразите, как ходит мишка: „Мишка косолапый (изображаем, как идет топтыгин) по лесу идет, шишки собирает, песенки поет», как летают гуси: „Гуси-гуси — га-га-га, полетели на луга (изображаем, как летят гуси), пощипали травку (приседаем, щипаем руками „травку»), прыгнули в канавку (подпрыгиваем)». Затем предложите и малышу показать, как же ходит мишка.

Вспомни, где лежало. Для самых маленьких подойдет такая игра — разложите игрушки по разным коробкам. Машинки — в одну, конструктор — в другую, животных — в третью. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предмету и раскладывайте их на столе. Спросите: „В какой коробке лежал этот предмет? Положи его обратно». Пусть малыш вспомнит нужную коробочку.

Для ребятишек постарше усложните задание. Разложите на столе несколько разных предметов, пусть малыш глядит на них в течение 3–5 секунд. Затем попросите ребенка выйти из комнаты, поменяйте вещи местами, а один предмет уберите. Задача малыша — вспомнить и назвать предмет, которого не хватает.

Стихи. Когда читаете детские стихи, делайте в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка самостоятельно закончить фразу. Так возникает диалог в стихах и хорошо развивается память ребенка — малыш учится запоминать рифмы.

Домашний театр. Проигрывайте с детками известные сказки, например „Колобок», „Репка», „Три медведя» и т.д. Постепенно карапуз запомнит всех персонажей и их реплики.

Пальчиковые игры. Очень полезны для развития памяти. Это могут быть и пересыпание круп, и мозаика, и детский пальчиковый кукольный театр — лишь бы малышу нравилось (только не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, будьте рядом с крохой, чтобы он не потянул их в рот).

Память ребенка лучше, чем у взрослых

Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, интересное.

Малыши лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь.

Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее — словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и описания.

Дошколята быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе „ассоциаций», но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/18352-pamjat-rebenka/

Взрослым необходимо вспомнить детство, чтобы быть счастливыми

Память детских наслаждений

Хорошо ли вы помните себя ребенком?

Легко ли удается возродить в памяти то, что давно забыто?

Оказывается, каждый из нас, взрослых, может не только вспомнить детство, но и использовать эти воспоминания на благо в своей нынешней жизни.

Многие хотели бы вновь вернуться в своё раннее детство, прожить ощущения и чувства, то, какими глазами ребенок смотрит на мир. Но чаще всего знания об этом периоде ограничены рассказами мамы и папы, бабушек, дедушек и всех тех людей, которые были рядом.

Это рассказы других, но не наши собственные воспоминания.

Конечно, вопрос о том, почему мы не помним свое раннее детство, волнует и представителей науки:

  • Зигмунд Фрейд в свое время назвал это явление “инфантильной амнезией”.
  • Психоаналитики считают, что это – результат подавления некоторых мыслей и опытов.
  • Представители когнитивной психологии утверждают, что развитие речи делает ранние блоки памяти недоступным.
  • Нейропсихологи предполагают, что механизмы работы долговременной памяти могут быть недостаточно развиты в первые годы жизни.

1. Найти радость в детстве, которое считал несчастным

У некоторых людей складывается общее впечатление, что их детство было трудным, тяжелым и в нем было мало любви. Такое чувство угнетает взрослого человека, подтачивает откуда-то изнутри, лишает опоры.

Зачастую мы особенно ярко помним именно негативные моменты:

  • обиды,
  • недостаток внимания,
  • непонимание взрослых,
  • насмешки,
  • может и более серьезные травмы.

Хотя радостные и счастливые переживания были у каждого человека. Когда мы идем в глубь своей памяти и находим позитивно заряженные воспоминания, то оказывается, что всё было не так плохо. Человек порой полностью меняет свое восприятие собственного прошлого и отношение к нему.

2. Любовь, полученная в младенчестве от родителей и близких, наполняет силой и уверенностью в сейчас

Это моменты, где вы ощущаете, что вас любят. Потрясающе ресурсными оказываются воспоминания, когда мама держит на руках младенца, когда кормит грудью, любуется им.

Именно в эти минуты вы можете почувствовать, вспомнить ту безусловную любовь, которой она наполняет вас, полное принятие, заботу и ласку.

Порой вспоминается, как ждала вас семья, с каким нетерпением и любовью вас встречали из родильного дома, как все умилялись вам. Это придает сил и уверенности человеку в нынешнем моменте.

3. Возвращается детское восторженное и открытое восприятие мира

По наблюдениям ученых самым сильным стимулом для развития сознания является удивление. Оно чаще всего исчезает у человека при социализации. Вспоминая детство, вы прикасаетесь к восприятию ребенка:

  • его открытости миру,
  • стремлению к познанию,
  • любопытству по отношению к вещам.

Любопытство так привычно и понятно для взрослых, но вызывает трепет и восторг у ребенка.

Раскрываются от изумления глазки, открывается ротик “Ах!” и вот ручки уже сами тянутся к чему-то новому, неизведанному. Моменты чистой радости, когда вы получаете долгожданный подарок на день рождения.

Давно ли вы, взрослые, испытывали это состояние?

А ведь можно вспомнить и ярко прочувствовать такие моменты и совершенно по-новому взглянуть на наш привычный, но не переставший быть удивительным мир!

5. Обнаруживаются источники страхов и ограничений

Часто именно в детстве кроются корни многих страхов, ограничивающих убеждений, закладываются те или иные шаблоны поведения.

Порой найти корень проблемы — это уже половина решения, а то и всё решение целиком.

6. Вы становитесь другом для своего ребенка, понимаете, почему он действует именно так

Очень важны воспоминания детства для тех, у кого сейчас есть или скоро будут маленькие дети. Помня себя малышом, вы помните о том, как дети воспринимают мир, как себя чувствуют в нем, чего боятся, а чего желают всем сердцем.

Вы с большим пониманием относитесь к своей крохе. Вам становится понятен грустный взгляд, страх или восторг, вызванный какой-то ерундой с точки зрения взрослого.

Таким образом, будучи со своим ребенком “на одной волне”, вы выстраиваете более близкие и доверительные отношения, оказываете ему поддержку там, где она нужна больше всего.

Как вспомнить детство?

Несмотря на то, что большинство взрослых действительно мало помнят о своем детстве, оказывается, каждый из нас имеет возможность заглянуть в свое самое отдаленное прошлое, даже не прибегая к помощь гипноза.

Если это не получается самостоятельно, то есть техники, способные помочь.

Обучение на 1 курсе Института Реинкарнационики начинается как раз с того что студенты, используя специальные упражнения, просматривают и проживают вновь воспоминания из школьного, дошкольного возраста и раньше, к моменту, когда они находились еще в утробе матери.

Помимо упражнений, добиться поставленной задачи помогает и сам формат работы. Занятия происходят в группах, воспоминания людей как бы “цепляются” друг за друга, потому как у всех нас в детстве было много похожих вещей, событий и переживаний.

Примеры воспоминаний первокурсников:

Ирина Б.:

«До знакомства с Институтом Реинкарнационики думала, что у меня было ужасное депрессивное детство. Сейчас после двух занятий я вспомнила много радостных моментов, прочувствовала их снова, и произошло переосмысление.

Оказывается у меня в детстве было много хороших моментов, про которые я просто забыла.

Еще сегодня после занятия пришло понимания об огромной ответственности матери, да и отца тоже, перед детьми.

Ведь взрослый человек может вспомнить такие нюансы, как свои ощущения при кормлении его грудью и в утробе матери, и при этом понимать, что чувствует мама! Значит матери нужно быть очень ответственной за свои мысли и поступки (помимо необходимого ухода за ребенком), чтоб не нанести ребенку психологическую травму.

Очень рада, что понимание этого всего пришло мне именно сейчас, когда я еще на раннем сроке беременности.

И рада, что смогла снова прочувствовать детские ощущения и понять, что важно для человека в детском возрасте, это поможет мне в дальнейшем больше понимать своего собственного ребенка.»

Марина К.:

«Удалось вспомнить очень ранний период, мне 6 месяцев, вся семья собирается ужинать. Я сижу у папы на колене, в руке сухарик хлеба. Ощутила припухлость десен, зуд и слюнотечение. У меня режутся зубки!

Мусолю сухарик во рту, чувствую его шершавую поверхность, вкус. Ещё вспомнила момент родов, акушерку, как меня обмывали в тазу.

Вода чуть тёпленькая, приятная, щурюсь от электрического освещения, свет лампочки в глаза, очень ярко, непривычно.

Вспомнила себя в кроватке в 4-х месячном возрасте, играла с подвешенной к кроватке погремушкой. Состояние радостное, оживлённое, движения ручек и ножек ещё хаотичное, нескоординированное.

В один момент я почувствовала, как вдруг замерла и сразу ощущение, что под спинкой стало горячо (сделала лужицу под себя).

Когда качалась на качели, чувствовала, как летний ветерок обдувает тело, а я пою.»

Анна Г.:

«Я вспомнила свои первые шаги, как держалась за стенку и шла на кухню, на кухне были родители. Вспомнила, как впервые смогла залезть на диван, где лежит дедушка и это ощущение свершения!

Кормление грудью, когда мама кормит меня и поет мне песенку. Вспомнила, как меня купали в тазу.

Ванны не было, и каждый вечер меня сажали в тазик с теплой водой, я там плескалась, потом мама оборачивала меня в полотенце и несла в кроватку. Кроватка была с высокими бортиками, стояла рядом с большой кроватью родителей.

Раньше я думала, что не помню свое детство. Теперь же за первый месяц обучения я вспомнила столько всего! Даже не подозревала, что так бывает.»

Поддержка и понимание нужны каждому ребенку, любой малыш хочет, чтобы его видели, слышали, принимали и любили. Это касается не только наших детей, но и ребенка внутри нас.

Без него в жизни взрослого человека отсутствует важная составляющая, и если про него забыть, это не будет значить, что его нет.

Он всегда есть где-то в глубине и ждет нашего внимания, ждет возможности быть принятым.

Когда мы открываемся воспоминаниям детства, они приходят и приносят с собой дары, о которых мы даже не подозревали.

Теперь вы знаете, что вспомнить себя ребенком возможно, более того, можно начать делать это прямо сейчас.

А если вы захотите погружаться в первые годы своей жизни в кругу единомышленников, с помощью и поддержкой, используя простые и эффективные упражнения, разработанные Институтом Реинкарнационики, то добро пожаловать на базовый курс “Неофит Реинкарнационики”.

Наши студенты вспоминают не только свое раннее детство, но и прошлые жизни и пространство Мира Душ.

Отправляйтесь в путешествие по своему детству и станьте по-настоящему богаты!

Авторы: Анна Хрусталёва, Наталья Голубкина
капитаны 1-го курса Института Реинкарнационики

Источник: https://journal.reincarnationics.com/vzroslym-neobhodimo-vspomnit-detstvo-chtoby-byt-schastlivymi/

развитие памяти ребенка 4 5 лет

Память детских наслаждений

Память — один из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с приходом ребенка в этот мир, наиболее активно и продуктивно проходя в раннем и дошкольном детстве.

Память в 4 года развивается очень активно

Произвольность

Это самое важное новообразование рассматриваемого нами периода. Ребенок длительное время запоминал неосознанно или автоматически. Вернее сказать, у него запоминалось само собой, без всяческих усилий с его стороны или влияния окружающих.

Постепенно, как правило, к 4–5 годам, дети научаются регулировать процесс запоминания: подчинять его своей воле (запоминать то, что ему интересно, значимо) или воле окружающих (запоминать то, что просили запомнить). Это управление процессом и есть произвольность.

Первыми формируются навыки произвольного припоминания, одного из наиважнейших составляющих процесса памяти: ребенок 4 или 5 лет может целенаправленно, в общих чертах, припомнить картину произошедшего события.

У ребенка 4 лет уже досточный запас знаний и воспоминаний

Вслед за формированием этой способности развивается возможность преднамеренного или целенаправленного запоминания.

Ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено.

Например, он легко и быстро способен запомнить набор необходимых для интересной игры фигурок или выучить стихотворения в подарок на день рождения мамы.

Прочность, длительность и объем запоминания

Рост произвольности активизирует развитие таких показателей процесса запоминания, как его прочность и длительность. Недаром некоторые люди помнят очень важные или эмоционально окрашенные события, произошедшие в 4-5 лет, долгие годы, а порой и всю жизнь.

К 4-5 годам существенно возрастает объем памяти, позволяя ребенку запоминать и хранить в памяти большое количество информации.

Эмоциональность и образность памяти

Кроме всего перечисленного выше, память детей четырех, пяти лет становится эмоциональной и образной. Это означает, что ребенок не механически воспроизводит информацию, а способен это сделать эмоционально, используя образы: прочитать стих с выражением, припомнить и рассказать о событии, сравнивая его с предыдущим, провести аналогии.

Лучше всего занятия проводить в игровой форме

Конечно, на этом процессы формирования и развития памяти не останавливается. Однако его дальнейшее развитие зависит от своевременности формирования произвольности и наращивания объема памяти. От развития памяти зависят все дальнейшие достижения ребенка в обучении и жизни.

Рекомендации по развитию памяти детей

  1. Развиваем, играя: для детей 4-5 лет основным видом деятельности все еще остается игра, ее и используем как основной метод развития.
  2. Ребенок быстрее и лучше запоминает значимую (интересную) и понятную для него информацию, поэтому тренируйте память с учетом интересов и знаний ваших воспитанников.

  3. Старайтесь создать сильную мотивацию (стимул) для запоминания: соревнование, поощрение с учетом интересов и ценностей ребенка.
  4. Помните, чем ярче впечатление от информации или события, тем сильнее оно запоминается.
  5. Информация, используемая ребенком в деятельности, запомниться продуктивнее.

    Поэтому предлагайте ему сравнивать, сопоставлять и просто использовать полученную информацию в своей деятельности: играх, рисовании.

  6. Один из законов памяти гласит: средина всегда запоминается хуже, чем начало и концовка, поэтому уделите ее запоминанию больше времени и сил.
  7. И еще один важный нюанс: память является продуктом работы мозга.

    Мозгу для активной деятельности нужно питание: кислород, глюкоза, витамины и другие важные вещества. Поэтому для ребенка так важны прогулки на свежем воздухе, стабильный показатель уровня сахара в крови и хорошее питание, содержащее растительные масла, твердые сыры, цельнозерновые продукты, жирные сорта рыбы, бобовые, фрукты и овощи.

Настольные игры — развитие зрительной памяти

В настоящее время существует множество игр и упражнений на развитие памяти. Их вы легко найдете в специализированном магазине или просто на просторах интернета. Ниже вы ознакомитесь с примерами некоторых из них.

Развитие слуховой памяти

«В магазин за покупками»

Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.

Для детей, достигших 4–5 лет, игру можно начать со списка в 5–6 слов. В дальнейшем стоит увеличить и разнообразить перечень, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.

Игры на развитие памяти можно проводить с самыми разными предметами

Если в игре принимает участие несколько детей, целесообразно включить соревновательный элемент: кто запомнил больше.

«Подарки друзьям»

Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.

Через некоторое время путешественник «возвращается» из путешествия и навещает своих друзей. «Кого ты навестишь в первую очередь?», — спрашивает взрослый. «Какой подарок ты приготовил ему?»

Ребенок вспоминает очередность посещения друзей и называет презент для каждого.

Игра 10 предметов для детей 4-5 лет

Условия игры можно менять, предлагая ребенку запомнить не «подарок», а название страны (города), где он «покупал» подарки.

Начальный список для детей 5 лет должен содержать не менее 4-5 пунктов.

Развиваем зрительную память

«Что поезд везет…»

Оборудование:

  • от 4 до 8 карточек в форме вагончиков. На обратной стороне карточки-вагончика изобразить различные предметы;
  • карточка с изображением паровозика.

В игре желательно участие не менее двух детей, между которыми нужно поровну разделить карточки-вагончики.

Карточки на запоминание — отличный способ развивать зрительную память

Инструкция: сейчас мы присоединим вагончики к паровозику для его отправки в другой город.

Присоединять вагончики будем по очереди, каждый раз озвучивая, что (кого) он везет. При этом карточку переворачиваем картинкой вниз.

Очередной «вагончик» присоединяется только тогда, когда безошибочно перечислено все, что везут предыдущие.

Выигрывает тот игрок, кто присоединит больше вагончиков.

В случае затруднений возможны словесные подсказки в форме описания изображенного предмета, как крайний вариант — использование картинок на карточках.

Игры, развивающие двигательную память

«Повтори мой танец»

Инструкция: взрослый показывает ребенку ряд простых движений. Это могут быть притопы, хлопки, повороты и т. п. Ребенок должен их запомнить и повторить в той же последовательности.

Игра усложняется введением сопровождающих движения стишков, расширением пространства (в этом комнате хлопнем, а в этой — топнем), введением новых персонажей: танцует кукла, солдатик, мишка.

Развитие двигательной памяти — в повторении движений

Воспитателям стоит помнить, что развивать познавательные процессы, в том числе и память можно и в быту, в повседневности и это не менее увлекательно для каждой из сторон.

Например, накрывая на стол, проговорите последовательность посуды, которую запомнит и повторит, а затем и поставит ребенок. Походы в магазин или просто на прогулку по заранее составленному плану (маршруту) и его дальнейшее воспроизведение пусть станут традиционными для детей 4 или 5 лет.

Занимаясь развитием памяти с ребенком, родители скоро начинают отмечать его успехи. Результативность развития можно и нужно «измерять» с помощью специальных, предлагаемых психологами, тестов.

Их применение хорошо и в плане корректировки применения игр, ведь не все виды памяти развиваются равномерно: есть доминирующие, есть просто хорошо и недостаточно хорошо сформированные.

Оценка уровня развития памяти

1. Развитие зрительной памяти оцениваем с помощью предъявления ребенку 10 карточек с изображением простых и хорошо знакомых ему предметов. Ребенок озвучивает название изображенного предмета, после чего карточку переворачиваем изображением вниз. Когда все 10 карточек будут перевернуты, просим ребенка назвать и открыть те, которые он запомнил.

Дидактическая игра на проверку памяти

Нормой для детей четырех или пяти лет является воспроизведение 5–6 названий предметов.

2. Для определения развития слуховой памяти просим ребенка внимательно прослушать ряд слов, а затем повторить то, что заполнил (последовательность значение не имеет). Ребенку зачитывают 10 простых слов: зонт, куст, стол, гвоздь, гриб и т. д.

Согласно возрастным нормативам, ребенок 5 лет в норме запоминает 4–5 слова. Этот же тест можно провести с использованием числового ряда, состоящего из 5–6 цифр. Пятилетки легко воспроизводят 3–4 из них.

3. Двигательную или мышечную память оцениваем с помощь повтора несложных движений, которые демонстрируем ребенку: хлопок, постучать в дверь, топнуть ногой, взять книгу. Всего 5–6 действий.

Игра в магазине — ребенок вспоминает, что надо купить

Как правило, дети в 4 или 5 лет воспроизводят весь ряд полностью.

Проведя такое несложное тестирование, вы сможете сделать вывод о достаточности развития разных видов памяти вашего ребенка, доминирующей памяти и скорректировать дальнейшее развитие процесса. Останавливаться на достигнутом не стоит, даже если все показатели относятся к возрастной норме.

Почему?

Этот возраст является очень благоприятным, как говорят психологи — сензитивным, для развития памяти. Позднее развить те или иные ее показатели будет значительно сложнее.

От уровня развития этого процесса зависит очень многое, и в первую очередь — успешность адаптации к школе и результативность самого процесса обучения.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/pamyat-detej-4-5-let.html

Яркие воспоминания: 10 вещей, которые ребенок запомнит навсегда

Память детских наслаждений

Как же быстро вырастают наши дети! Часто мы, родители, удивляемся как незаметно малыш становится самостоятельным, рассуждающим, начинает проявлять характер.

В суете современной жизни мы стараемся наполнить мир ребенка важными на наш взрослый взгляд вещами, стараемся купить ему все самое лучшее: игрушки, одежду, еду, выбираем для него лучший детский сад.

Но мы забываем, что детская память составляется из ярких эмоциональных ощущений, впечатлений, событий, а от взрослых зависит их положительная или негативная окраска.

Так что же ребенок запоминает в детстве и приносит с собой во взрослую жизнь?

Я люблю тебя больше всех на свете и еще чуть-чуть…

Родительская любовь – самое важное и ценное детское впечатление.

Нежность и забота мамы, поддержка папы создают у ребенка то самое чувство защищенности от всех неприятностей и проблем, которое впоследствии формирует осознание собственной значимости.

Ребенок, который понимает, что любим, гораздо более уверен в своих словах, поступках, смелее принимает решения. Он знает, что его действия найдут поддержку у родителей, пусть даже они не совсем правильны, но не вызовут критики или порицания.

Родительская любовь выражается не только словами, но и поступками. Какими? Об этом подробнее в следующих моментах нашей статьи.

Объятия

Чаще всего мы выражаем свою любовь к нашим детям через объятия и поцелуи. Не стоит этим пренебрегать. Обнимайте и целуйте своих детей как можно чаще, переборщить с этим невозможно. Обнимайте, когда хвалите, когда жалеете, обнимайте просто так, без повода. Не стоит думать, что взрослый ребенок нуждается в обнимании меньше, чем малыш. Нежность никогда еще никому не навредила.

Внимательный слушатель

Таким должен быть каждый родитель. Не оставляйте без внимания детские обращения к вам. Не игнорируйте просьбы ребенка, пусть даже самые незначительные для вас, ведь для него они очень важны.

Помните, что ваши слова: «Мне некогда», «Давай отложим разговор», «Пойди сам разберись» — со временем могут быть обращены к вам.

Отвлекитесь на пару минут и уделите внимание малышу, дела никуда не уйдут, а ребенок уйдет: сначала в другую комнату, а потом…во взрослую жизнь – и нить общения будет потеряна.

Чтение

Это тоже своего рода общение с малышом: посредством книги, картинок, историй. Важно читать ребенку в любом возрасте, так вы преображаетесь для него, он слышит незнакомые интонации. Благодаря чтению (вы можете устроить чтение совместное или по ролям) устанавливается какое-то таинственное общение, когда вы вдвоем погружаетесь каждый раз в новую историю или сказку.

Семейные ритуалы и традиции

Что отличает одну семью от другой? Что-то объединяющее и укрепляющее, присущее только этой семье. Это «что-то» называется семейными традициями, воспоминания о которых трепетно сохраняются и переносятся ребенком с возрастом в его, вновь созданную семью. Таким ритуалом может быть все что угодно: от чтения перед сном и совместной лепки вареников до изготовления подарков своими руками.

В любом случае это объединяет и взрослых, и детей. Самое главное – не откладывайте и не переносите эти моменты на другое время. Бросайте все свои дела, спешите домой: дети ждут этого с нетерпением.

Праздник, праздник!

Празднуем семьей! День рождения, Новый год, Рождество – эти и другие праздники любимы каждым ребенком. Но они отмечаются в одну и ту же дату из года в год. Более запоминающимися праздниками являются случайные.

Отмечайте любые успехи и достижения ваших детей: первую прочитанную книгу, первый забитый мяч в ворота, первый самостоятельный прокат на велосипеде, первую победу в конкурсе, наконец-то выученную таблицу умножения.

Дети понимают – вы интересуетесь их жизнью.

Совместная трапеза

Суматошность современной жизни, занятость родителей, разные распорядки дня членов семьи приводят к тому, что каждый проживает свою жизнь по-отдельности.

Это относится и к приемам пищи: все стали есть на ходу, на бегу или перекусывать чем попало. Совместная трапеза — это повод собраться всем вместе, обсудить все происшедшее за день.

Пусть она будет один раз в день или хотя бы на выходных, но не исключайте ее совсем, иначе вы лишите семью дополнительных доверительных бесед и теплоты.

Вместе весело играть!

Обычно детские игры взрослым кажутся неинтересными, но только играя с детьми, мы становимся к ним ближе и понятнее, в игре мы «такие, как они». Выберите те игры или занятия, которые принесут удовольствие всем. Хороший вариант – обычное дурачество: бои на подушках, совместное пение. Будет весело – это факт! И самое главное – дети уж точно этого не забудут!

Сказано – сделано

Во взрослой жизни мы большое внимание уделяем выполнению различных договорных отношений, особенно юридически оформленным.

Чем же наши дети хуже? Почему мы беспечно относимся к своим обещаниям? Если мы стараемся не опоздать на запланированную деловую встречу, то ни в коем случае не должны забывать и о конкурсе или соревновании своего ребенка.

Все важные мероприятия в жизни детей должны быть обязательно записаны в наш ежедневник наряду с рабочим графиком и всегда исполняться, несмотря ни на что.

Родители – это пример

Взаимоотношения мамы и папы – это то, что наши дети несомненно запомнят навсегда. Они станут либо образцом для создания их будущей семьи, либо ее антиподом. Глядя на родителей, дети строят отношения с противоположным полом, получают первые представления о проявлениях любви и заботы к другому человеку. Даже родительская речь и манера общения становятся для них шаблонами.

https://www.youtube.com/watch?v=0B3nK-k0KzQ

Подводя итог, можно отметить, что все самые запоминающиеся детям моменты связаны с семьей, с совместным времяпрепровождением. Именно поэтому из взаимодействия с детьми нужно извлекать максимум пользы и уделять им каждую минуту своего свободного времени.

Источник: http://mama-likes.ru/advices/veshhej-rebenok-zapomnit-navsegda.html

Детская память. Когда и как формируется память у детей? Что помнит ребенок?

Память детских наслаждений

Память – это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?

Многие специалисты уверенны, что память у детей есть с самого рождения. Кроме того существует вполне авторитетное мнение, что дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но только память эта абсолютно бессознательная. Так, когда появляется память у детей и как это происходит?

Только по достижению ребенком возраста 9 месяцев в детском сознании происходит определённый сдвиг – мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта. Этот минимальный объем составляет 750-800 куб. см. и является своеобразным Рубиконом. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам.

При появлении на свет объём мозга новорождённого ребенка достигает всего лишь 360-400 куб. см., не более. К годовалому возрасту мозг существенно прибавляет в размерах. В год его объём равняется 900-1000 куб. см.

Нормой данной величины для взрослого человека является примерно 1400-1600 куб. см.

и это притом, что «функциональная» часть мозга ничтожно мала, то есть интеллектуальный потенциал человеческого мозга составляет лишь 3-8%, или 10-20% – по разным данным и теориям.

• Как формируется память у детей?

Говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает.

В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть.

С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.

В возрасте 7 лет детский мозг отличается всего на 10% от мозга взрослого. Но, несмотря на столь несущественную, казалось бы, разницу, думает ребёнок иначе, по-своему. Причем это совершенно не значит, что хуже. Отнюдь, просто по-другому.

Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа.

И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.

• Особенности детской памяти

На самом деле дети не думают, дети воспринимают. Особенности детской памяти заключаются в том, что она детская память синкретична. Проще говоря, восприятие мира ребенком происходит в его полном объёме. То есть все предметы, образы, действия, эмоции связаны неразрывно друг с другом.

Дети визжат от восторга, прыгают от радости, замирают от восхищения, рассказывают взахлёб об оранжевом трамвае. Детские впечатления более полные и яркие, чем у взрослых. Именно поэтому детская память является более долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства.

Особенно это заметно в пожилом возрасте.

В детстве способность запоминать гораздо большая, поскольку память у детей напрямую связана с эмоциями, а малышам всегда всё интересно. У взрослых этот процесс мало чем отличается, мы тоже лучше запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, вот только впечатлений у нас гораздо меньше – пресытились.

Для ребенка каждый день – открытие, каждый день начинается с новостей и заканчивается ими же. В детском возрасте время тянется долго, дни же взрослой жизни мелькают как фотовспышки.

Безусловно, это сугубо психологическое восприятие, однако оно наиболее ярко характеризует разницу, существующую между детьми и взрослыми.

Детская память – это потрясающий, удивительный дар, который дается каждому в начале жизненного пути. Очень важно не упустить его, воспользоваться в полной мере, ведь именно в ранние годы в человеке закладываются основы мышления и сознания.

Дети получают огромное количество самой разносторонней информации, которая обрабатывается в глубинах мозга, формируя мировоззрение и мировосприятие, которое «сопровождает» человека всю оставшуюся жизнь.

Все мы «родом из детства», все мы из того самого удивительного времени, когда самая обычная шляпа походила на удава, который проглотил слона.

• Что помнит ребенок?

Память ребенка – это совсем не то, что память взрослых! Родителям, всегда нужно помнить, что ребенок больше эмоционален, нежели логичен. Его способность запоминать проявится в отношении испытанных чувств и эмоций, которые он и запомнит, а не какие-либо факты, связанные с данной ситуацией.

В качестве примера, история из детства знакомого Дмитрия (таких примеров вы наверняка найдете уйму и в жизни своих знакомых, и в своей собственной). Однажды Дима поехал с родителями на дачу. Пока его папа рыбачил на речке, Дима решил построить «домик» в дачном дворе.

С воодушевлением мальчик таскал какие-то стройматериалы, старался, мастерил, отстраивал «домик», но… Вернувшийся с рыбалки папа, сломал творение сына и велел убрать мусор. То ли Дима где-то не там разместил постройку, то ли что-то не то сделал, то ли были какие-то иные логичные причины, – по сути, не важно.

Важно то, что мальчик запомнил лишь горечь и обиду – и, к сожалению, это именно то, что помнит ребенок всю жизнь. Сейчас, будучи взрослым человеком, Дмитрий даже молоток в руки старается не брать, он считает, что у него некая «аллергия на все, связанное со строительством».

Казалось бы, бессмысленная куча хлама на дачном дворе, а каковы последствия…

А вот и еще пример, моя знакомая – знатный кулинар, среди знакомых – любит рассказывать, что она с детства обожала готовить, и даже в школе на уроках труда, учительница всегда ставила ее в пример другим девочкам.

Любой мало-мальски грамотный психолог усомнится в правдивости ее рассказа и пояснит, что, скорее всего все было наоборот.

Учительница похвала девочку за ее успехи, и та, получив грандиозный заряд положительных эмоций, стала стараться учиться готовить, чтобы вновь заслужить похвалу, и поэтому так полюбила этот процесс.

Главное, что нужно усвоить из этого родителям – это то, что помнит ребенок ощущения, причем как приятные, так и неприятные, а не какие-то конкретные детали.

Если вы хотите чему-то научить ребенка, свяжите этот процесс с яркими, положительными эмоциями. И не забывайте, если вы в процессе обучения «сорвались», накричали и т.д.

, то малыш наверняка отвергнет ваши замыслы, как бы вы не старались объяснять ему важность и нужность этого, каких бы великих педагогов для него не нанимали.

Того же касается и «интересность» процесса обучения. Если он у ребенка вызывает скуку, то он, наверняка, отвергнет даже самое лучшее учение, ему будет трудно запомнить, трудно понять. Изменить подобное отношение к учебе в будущем будет сложно, сохраниться оно может на всю жизнь.

Для примера, сын соседки просто бредил компьютером, мечтал научиться, им пользоваться, чтобы играть в какие-то игры, и она записала его на детский кружок информатики.

Учительница же, так сосредоточилась на желании «впихнуть» в детские головки, как можно больше нужного и полезного, что вероятно совершенно не обратила внимания на то, чего в действительности хотят дети.

В конечном итоге, ребенку стало скучно, неинтересно, он ничему не научился, забросил кружок, да и сам компьютер ему разонравился.

Конечно, хорошо, что он целыми днями не сидит у компьютера, но в наше время необходимо обладать некоторыми навыками пользователя, да и опять-таки, скоро начнутся уроки информатики в школе, и какие оценки он будет получать? Теперь маме придется думать, как эту ситуацию исправлять. Ясно одно, если эмоции ребенка связанные с обучением, со школой, с домашними заданиями и т.д. будут приятными, ему и учиться будет легче и успешнее, и запоминать, и усваивать материал.

Мораль такова: так как ребенок помнит гораздо легче чувства, чем факты, нужно, чтобы у него складывалось как можно больше хороших воспоминаний, благодаря которым малыш непроизвольно накопит массу знаний.

Еще немного о том, как формируется память у детей, и как ее развить:

Источник: https://ladyvenus.ru/articles/domashnii-ochag-deti/detskii-mir/detskaya-pamyat-kogda-i-kak-formiruetsya-pamyat-u-detei-ch

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.