Саванты: гениальные безумцы

Содержание

Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали

Саванты: гениальные безумцы

 Зачастую Гениальность и сумасшествие  это единое целое. Сегодня мы поговорим именно об этом.

Наблюдающие за гениями со стороны и специалисты психологической, психиатрической сфер давно вынесли свой вердикт для большинства неординарных, умных, творческих личностей: их талант граничит, а у некоторых тесно переплетается с безумием.

Но как дела обстоят на самом деле? Все однажды слышали стереотипное мнение о том, что слишком оригинальные немного с приветом, а есть ли в действительно гении абсолютно психически здоровые? Давайте попробуем разобраться.

О гениях, гениальности

«Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений»

«Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры»

«Гениальность — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения»

Гении (выражаясь обыденным языком) — «не такие как все», выдающиеся, неординарные, креативные, творческие, сверходаренные люди. «Сгорают как кометы, озаряя своей новаторской энергией века..», — говорят о них.

Вожаки или отшельники, звезды или спрятавшиеся в раковины жемчужины, проживающие свою жизнь на одном вздохе, будто родились, чтобы взорваться ради освещения планеты или нелюдимые, при жизни отвергнутые всеми, заложники не только мира, но и своих чувств, мыслей…

Талант — это не гениальность, но для развития гениальности необходим талант, последнее — то, что невозможно купить, пересадить, взрастить, выпив пилюлю, это дар, который дается человеку кем-то свыше. Однако если человек талантливый не применит достаточное количество усилий, усердия, трудолюбия — гением ему не стать.

В какой-то момент люди талантливые и упорные, идущие по зову своего дара, становятся гениями (включается скрытый потенциал, открывается «второе дыхание» и т.д.), другие так и остаются среднестатистически талантливыми.

Характер, усердие при природном даре, пусть и не ярком — иногда больше, чем сногсшибательные способности. Люди, обладающие последним — нередко просто впадают в искушение того, что им все легко достанется, заболевают «звездной болезнью», а потом утрачивают так же, как и получили…

Напротив, бывает, что те, кто осознают, что они не «счастливчики», поцелованные природой — борются и за свое место под солнцем, счастье сами, и понимают, что особых дарований не имеют, а те, что есть — нужно развивать.

Сколько их, гениев с завораживающими вокальными данными, умопомрачительной красотой, «стихоплетным» даром — сразу после взлета улетали на той же скорости вниз? Сколько их спивалось, уходило в неизвестность? И сколько людей вроде бы не столь талантливых становились популярными именно благодаря своему трудолюбию?

Однако жизнь людей одаренных и не могущих жить без реализации своего таланта — сложна, часто трагична, несчастлива. Гениями быть — нынче модно.

Родители, которые хотят из своего ребенка сделать гения — не понимают на что обрекают его: либо он станет тем, кем они хотят, но не сможет жить как обычные люди, либо он не станет им и всю жизнь проведет в неврозе и чувстве вины за то, что не оправдал надежд.

Гении красивы, интересны со стороны… безумство, что граничит с одаренностью — часто делает человека несчастным. Поэтому, слава Богу, что многие из нас — самые обычные люди, и не стоит мечтать о том, чего человек не понимает.

И дар, все-таки, хоть дается от природы, выбрать плюс или минус, то есть воплотить его через добро или зло — решает сам человек.

Что откуда приходит, как в человеке появляется и проявляется искра дарования — для многих тайна.. Мы сами о себе слишком мало знаем, а о других и того меньше…

«Все гениальное просто» — увековеченный афоризм. К этому приходили многие одаренные личности, прошедшие лабиринты и дебри глубин творчества в надежде найти какое-то грандиозное, неординарное решение. Но есть труды, которые сложны до невозможности, но именно от этой их многозначительности, нестандартности зрители, читатели, слушатели находят в них родные себе и совершенно незнакомые мотивы.

О гениях, исследованиях, интересных фактах в программе «Диагноз:  гений»:

Гении с «приветом»

Практически обо всех людях, как-то значительно повлиявших на судьбу человечества говорят, что они либо «чуть-чуть необычные», чудаковатые, либо абсолютные безумцы.

По достоверным данным известно, что из популярных личностей:

У Людвига Ван Бетховена было биполярное аффективное расстройство, Исаака Ньютона психическое заболевание (по некоторым сведениям шизофрения и биполярное расстройство), у недавно погибшего Джона Нэша — параноидальная шизофрения, у художника Винсента Ван Гога биполярное аффективное расстройство, эпилепсия (по предположениям — вследствие органического поражения мозга из-за «перепития» абсента).

Источник: https://factymira.ru/?p=4140

Гений и безумие через призму когнитивной нейронауки

Саванты: гениальные безумцы

Когда Джона Форбса Нэша, лауреата Нобелевской премии по математике и по совместительству параноидального шизофреника, спросили, как он мог поверить, что его наняли космические пришельцы, чтобы спасти мир, он дал простой ответ:

«Потому что мысли о сверхъестественных существах пришли ко мне так же, как и мои математические открытия. Поэтому я принял их всерьёз».

Джон Форбс Нэш / © Wikipedia

Нэш едва ли единственный человек в истории, о котором заходит речь при обсуждении темы «безумный гений». Склонные к суициду художники Винсент Ван Гог и Марк Ротко, писатели Вирджиния Вулф и Эрнест Хемингуэй, поэты Энн Секстон и Сильвия Плат и многие-многие другие также относятся к этой гильдии.

Даже без учета этих великих творцов, которые покончили с собой в приступе глубокой депрессии, достаточно легко составить список гениев, чьи психологические отклонения были хорошо задокументированы. Среди них, например, был композитор Роберт Шуман, поэт Эмили Дикинсон и сам Нэш.

Творческих личностей, которые поддались алкоголизму и другим зависимостям, также легион.

О том, что гений и безумие, творчество и психопатология связаны между собой, говорят очень давно. Эта идея восходит ещё к Платону и Аристотелю ⓘПлатон говорил, что драматурги отличаются экспрессивностью, а Аристотель отмечал, что творческие люди более склонны к депрессии..

Потом были работы Луи Лелю, Пауля Юлиуса Мебиуса ⓘИменно он ввёл в психиатрии понятие «патография» — исследование жизни и творчества личности с точки зрения её психики, взаимосвязи творчества и психических отклонений., Чезаре Ломброзо и других.

В XX веке даже издавался целый советский журнал «Клинический архив гениальности и одаренности», который был посвящён разбору психических проблем представителей русского искусства.

А когда появился труд Мишеля Фуко «История безумия в эпоху классицизма», диалектичная связь безумия и творчества стала восприниматься, как нечто само собой разумеющееся.

Углубляемся Страсти Мишеля Фуко: надзирать и наказывать

Впрочем, нельзя сказать, что все перечисленные работы имели строго научный характер. Возможно, по этой причине существует немало современных оппонентов, которые считают, что вся эта шумиха вокруг гениев и безумства — чистой воды заблуждение.

В качестве аргументов они приводят огромные списки творцов, которые не проявляли видимых признаков психических отклонений, говорят об относительно небольшом количестве творческих личностей в сравнении с количеством психически больных людей и обращают внимание на то, что постоянные жители психиатрических лечебниц, как правило, не создают шедевров.

Даже если говорить о пресловутом Маркизе де Саде, большинство его садистских произведений были написаны в то время, когда он был заключён в тюрьму, а не тогда, когда его признали сумасшедшим.

Так связан творческий гений с безумием или нет? Современные эмпирические исследования говорят, что однозначно связан.

Согласно последним данным, наиболее важной особенностью психики, встречающейся как у гениев, так и у безумцев, является так называемая «когнитивная расторможенность» (cognitive disinhibition) — неспособность отфильтровывать и выкидывать бесполезные вещи, картинки или идеи из сознания. Именно это свойство влияет на появление у людей бредовых мыслей и спутанности сознания, но в тоже время оно делает творческие умы более плодородными.

© Shutterstock

Если говорить о науке, примеров может быть бессчётное количество. Так, когда Александр Флеминг заметил, что голубая плесень стала убивать культуру бактерий в чашке Петри, он мог бы не обратить на это внимание и просто выкинуть испорченный материал, чтобы повторить эксперимент, как, скорее всего, поступило бы большинство его коллег.

Однако Флеминг подробно изучил полученные результаты и смог в итоге открыть пенициллин, за что и был удостоен Нобелевской премии.

Многие люди ходили на прогулку в лес и возвращались оттуда с надоедливыми колючками, прикрепленными к одежде, но только Жордж де Местраль в 1907 году решил исследовать репей с помощью микроскопа, после чего придумал основу для липучки.

Когнитивная расторможенность не менее полезна для искусства. Гении-художники часто рассказывают, как идея крупного творческого проекта пришла из нечаянно услышанного разговора или наблюдаемого случая во время тривиальной прогулки.

Например, Генри Джеймс сообщил в предисловии к книге «Трофеи Пойнтона», как его посетила идея написать роман после намёка, который сделала сидящая рядом с ним на Рождественском ужине женщина.

Если углубиться в дневники гениев, можно найти сотни случаев, когда какое-то незначительное событие извне стало тем зерном, из которого впоследствии вырос шедевр.

«Герника». Пабло Пикассо

Об этой особенности психики безумных гениев и гениальных безумцев впервые заговорила доктор Шелли Карсон (Shelley Carson), психолог Гарвардского университета и автор книги «Твой креативный мозг».

Тогда же австрийские психологи под руководством Андреаса Финка (Andreas Fink) из Университета Граца обнаружили, что креативность и шизотипия одинаково проявляют себя на уровне мозговой деятельности (результаты МРТ показали, что при решении креативной задачи у подопытных с высокими показателями оригинальности и тех, у кого была диагностирована шизотипия, снижается деактивация в правой теменной области и предклинье — части мозга, которая помогает собирать информацию), а это, в свою очередь, косвенно подтверждает, что одни и те же когнитивные процессы могут быть причастны к творчеству так же, как и к психологическим расстройствам. Выводы Финка были опубликованы в сентябрьском номере журнала «Когнитивная, аффективная и поведенческая неврология». мысль, к которой пришли учёные, во многом совпадала с идеями Карсон: люди с повышенной склонностью к шизофрении и люди с нестандартным, креативным мышлением имеют одинаковую неспособность отфильтровывать «мусорную» информацию.

«Единственное различие между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший».

Сальвадор Дали

Но в связи с такими выводами возникает ещё один вопрос — а можно ли смешивать эти две группы? По мнению доктора Шелли Карсон, творческие люди обладают достаточно высоким уровнем интеллекта, и именно он даёт им необходимый когнитивный контроль, который позволяет человеку отделять зёрна от плевел, различать причудливые фантазии и реальность. Согласно её концепции, высокий интеллект имеет важное значение для творца, но лишь постольку, поскольку он связан с когнитивной расторможенностью. Один только высокий интеллект способен родить полезные, но, скорее всего, неоригинальные и неудивительные идеи.

Углубляемся От Ньютона к Genius Bar: как менялась роль гениев и концепция гениальности

Конечно, некоторые области творческой деятельности больше уделяют внимания полезности, чем креативности. Например, точные науки. В таких случаях уязвимость равномерно распределяется между гением и безумием и становится гораздо менее критичной.

Пожалуй, в этой области исключение составляют учёные, которые ломают существующую парадигму: в этой своей деятельности они похожи на настоящих бунтарей, обнажающих истину писателей и художников.

Вспомним хотя бы Эйнштейна, за которым прочно закрепилось определение безумного гения.

Собственно, здесь и кроется настоящая загадка: где проходит та грань, где кончается гений и начинается безумие. Исследования доктора Карсон простираются за пределы изучения «когнитивной расторможенности».

Изучая общие уязвимости нестандартного мышления и психических патологий, она пришла к выводу, что на развитие креативности или появление патологии влияют различные когнитивные факторы, среди которых, помимо расторможенности, уровень IQ, особенности памяти, внимания, стиля и, конечно, наличие/отсутствие травмирующих социальных факторов (потеря родителей, экономические трудности, статус меньшинства и т.д.). По мнению Карсон, только от конгломерата этих самых различных свойств и особенностей развития зависит, станет человек, которому свойственна «когнитивная расторможенность», гением или дойдёт до безумия. Доктор замечает, что взаимосвязь большого количества самых разных факторов —  причина, по которой не все гении — сумасшедшие, и не все психи имеют творческую одарённость:

«Это не соотношение один к одному. Фактически, большинство творческих людей вообще не проявляют психических расстройств, разве что некоторые особенности, которые мы привыкли им приписывать».

Однако факт остаётся фактом: огромное количество творческих личностей ходит по грани нормы и безумия.

Просто для них шквал импульсов и идей, которые они черпают из своего состояния, — это кладезь всего творчества, без которой они не мыслят своё существование.

Как сказал Нэш после длительного периода бредового мышления, его возвращение к более рациональной фазе было «не слишком радостным». Чтобы объяснить почему, он дал ещё один ответ в своём духе:

Кажется, это гениально.

Обложка: фрагмент «Автопортрета с отрезанным ухом и трубкой» Винсента Ван Гога (1889 г.)

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

безумиенейронаукатворчество

Источник: https://monocler.ru/issledovanie-geniy-eto-tot-zhe-sumasshedshiy-tolko-naoborot/

Лига выдающихся идиотов. Самые потрясающие на свете мозги савантов

Саванты: гениальные безумцы

По шкале интеллекта мы с тобой куда ближе к котам помоечным, дикорастущим, нежели к среднестатистическим обладателям синдрома саванта.

Ведь обычный савант как нечего делать перемножит шестизначные числа в уме, целиком процитирует книжку, которую читал лет десять назад, вспомнит, что с ним произошло в любой день его жизни и за несколько дней в совершенстве овладеет иностранным языком.

Правда, удивлять тебя своими способностями он будет с расстегнутой ширинкой, засохшей едой на подбородке и держась за мамочкину руку.

Впервые савантизм был описан Джоном Лэнгдоном Дауном — тем самым Дауном, который описал болезнь «монголизм», позже переименованную в синд­ром Дауна*. В 1887 году он ввел выражение idiot savant («идиот ученый»; от фр.

savoir – знать), но ни оно, ни термин autistic savant («аутист савант»), предложенный Бернардом Римландом, не являются правильными.

Дело в том, что савантизм — не отдельная болезнь, это всего лишь симп­том, который может вызываться самыми разными мозговыми проблемами, начиная физической травмой и заканчивая слабоумием.

Ким Пик

Если б не было Кима, Барри Морроу не вдохновился бы на создание сценария фильма «Человек дождя», а Дастин Хоффман не получил бы своего «Оскара». Именно Ким со своими фантастическими способностями стал прототипом Реймонда-Рэйнмена.

Ким родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребенка большие проблемы. Голова у него была раза в два больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она еще была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч.

Внут­ри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга, как мозолистое тело и комиссуры, которые в норме соединяют левое и правое полушария. А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован.

Но вместо того, чтобы вести тихую жизнь покладистого растения, которую, казалось бы, уготовили для него феи судьбы, Ким стал гением, которого родные и близкие дразнят Кимпьютером. Уже в полтора года Ким слово в слово запоминал книги, которые ему читали. Он каждый день ходил в городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити и знал наизусть около 9000 произведений.

Он проглатывал страницу за 7–10 секунд, причем правую половину разворота читал правым глазом, а левую — левым. Мозг Кима содержали все известные человечеству сведения, касающиеся 15 интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка.

Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и запомнил номера всех его обитателей. Если бы Киму дали автомобильные права, ему не нужно было бы тратиться на навигатор, так как он детально помнил карты всех городов Америки.

Вот только прав ему не суждено было увидеть как собственной мозговой грыжи, потому что, невзирая на всю свою гениальность, Ким был совершенно безнаде­жен в плане самостоятельного существования. Координация движений у него чудовищная, ему тяжело было следить за своими конечностями, ходил он как марионетка, управляемая пьяным кукловодом. По улицам он передвигался только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну — кормил Кима, одевал и завязывал ему шнурки.

Кроме того, гений интеллекта был безнадежно плох в абстрактных понятиях. Например, если спрашивали, что значит «он пошел по стопам своего отца», Ким, подумав, отвечал: «Он держал его за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».

Стивен Уилтшир

Маленький Стивен не был болтливым мальчиком. Более того, он вообще никогда ничего не говорил. Если ему нужно было спать, он рисовал кровать; если хотел молока — рисовал пакет.

В лондонской школе Куинсмилл, куда родители отдали пятилетнего аутиста, он мог часами молча сидеть за столом и водить карандашом в альбоме. Но садисты-учителя придумали, как заставить ребенка заговорить.

Они забирали его рисунки и прикидывались, что не понимают, что тот просит: «Хочешь порисовать, Стивен? Тогда скажи, что тебе нужна бумага и карандаши». Однажды это сработало. Стивен протянул к мучителям руки и с усилием, но внятно произнес свои первые слова — «paper» и «pencil».

К девяти годам он полностью овладел речью и вскоре стал героем программы The Foolish Wise Ones, в которой рассказал о своей способности зарисовывать любые постройки, лишь мельком взглянув на них.

Аудитория и телеведущие усомнились, поэтому компания BBC решила провести эксперимент.

На вертолете в сопровождении двух репортеров Стивен поднялся над Лондоном и в течение нескольких минут смотрел на город сверху, после чего, вернувшись в студию, начертил точную карту местности в четыре квадратные мили, на которой вполне детально изобразил около двухсот строений. Карта оказалась такой красивой, что на Стивена тут же посыпались заявки от людей, желавших ее приобрести.

Вид на Манхэттен с высоты полета Стивена

Так савант-живописец нашел дело своей жизни. Теперь он уже полетал над Римом, Гонконгом, Иерусалимом, Мадридом, Токио и Дубаем и воссоздал эти города на десятиметровых полотнах. Выставки картин 35-летнего англичанина проходят по всему миру, а в 2006 году королева Елизавета II наградила Стивена орденом Британской империи в знак признания его творческих заслуг.

На то, чтобы окинуть взглядом эту панораму Токио, ты потратишь больше времени, чем Стивен потратил на то, чтобы ее запомнить

Лесли Лемке

Лесли был долгожданным ребенком. Его родители мечтали о том, что у них будет красивый, веселый и здоровый малыш. И поэтому пришли в ужас, увидев сына — скрюченное существо с поврежденным головным мозгом и церебральным параличом. Кроме того, у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни.

Не будем осуждать родителей Лесли, которые тут же оформили отказ от родительских прав: у каждого человека есть предел груза, который он может вынести. А вот выхаживавшая Лесли медсестра Мэй Лемке в смысле житейских грузов оказалась тяжеловесом и официально усыновила малыша, обзаведясь, таким образом, шестым ребенком в довесок к пяти собственным.

Кое-как научившись есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно, долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией. Однажды он услышал по телевизору запись Концерта № 1 Чайковского.

Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано в гостиной и с первого же раза сыграл его.

Когда дочь садиласьза рояль, вся семьясобиралась вокруг и наклеивала ейбороду

С тех пор Лесли — слепой, умственно отсталый, с церебральным параличом, не имевший ни одного урока музыки — может повторить любую мелодию, услышанную хотя бы раз. Пусть без артистизма и глубины, свойственной настоящим исполнителям, но зато и без единой помарки, которые с теми легко случаются.

Эллен Будро

Эллен – одна из немногих женщин-саван­тов. Слепая, с задержкой умственного развития, она, подобно Лесли Лемке, впервые услышав мелодию, может тут же сыграть ее на пианино или гитаре, правда обычно с ошибками и искажениями.

Но зато Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека: она не хуже китов и летучих мышей пользуется эхолокацией.

Первыми ее способности заметили родители, потрясенные тем, что четырехлетняя слепая девочка прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков, обходит стулья и легко сбегает вниз по лестнице. Правда, все время бубнит себе под нос какую-то странную не то песенку, не то бурчалку.

Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнает об объектах на своем пути. Так что она не может потеряться. Причем не только в пространстве, но и во времени. Когда девочке было пять лет, ее заинтересовал секундомер. Ей объяснили, что это такое, она несколько секунд послушала тиканье и с тех пор с точностью до секунды может сказать, сколько в данный момент времени.

Даниэль Таммет

Если тебя начнут беспокоить тяжелые эпилептические припадки, не спеши сразу обращаться к врачу.

Погоди немного: а вдруг у тебя разовьется память и появятся математические способности, как произошло с Даниэлем, единственным савантом, который может объяснить работу своего мозга (остальные обычно не могут понять, что от них хотят услышать)? В первые годы жизни Даниэль рос обычным ребенком, но не пойми откуда взявшаяся эпилепсия привела к аутизму, серьезным проблемам в плане общения с другими людьми и математической гениальности. 30-летний англичанин рассказывает, что, когда он хочет решить какую-нибудь математическую задачу, ему видятся две расплывчатые геометрические фигуры. Постепенно контуры становятся все более четкими, и наконец возникает третья фигура — ответ. Каждое число для него имеет свои цвет и форму, и он способен нарисовать их или вылепить. «В моем восприятии девятки — огромные и синие, и я до сих пор удивляюсь, что в газетах они мелкие и темные. Шестерки представляются мне крохотными черными дырами. Когда я думаю о числе 89, передо мной пролетает что-то похожее на снежинки. А вот число 351 напоминает полную ложку овсяной каши». Самое красивое и гармоничное для него число пи. Даниэль может процитировать его до 22 514 знаков после запятой. Эту способность он продемонстрировал 14 марта 2004 года, в международный день числа пи, установив мировой рекорд.

Кроме того, у Даниэля удивительные лингвистические способности. Он знает 11 языков: английский, французский, финский, немецкий, испанский, румынский, литовский, эстонский, валлийский, эсперанто и исландский, который выучил за семь дней, по­участвовав в эксперименте документального фильма The brain man.

Сейчас Даниэль работает над созданием собственного языка — mänti. Преподает языки онлайн, делает все точно по часам (любое нарушение режима ввергает его в панику и может вызвать тяжелый эпилептический припадок) и живет со своим другом Джеромом.

Вот и решай теперь, нужны ли тебе феноменальная память и математические способности.

Как подхватить савантизм

О причинах, вызывающих савантизм, ученые пока могут только гадать.

Посвятившая жизнь этой проблеме профессор Нэнси Миншу из Питсбургского университета утверждает, что аномально высокий уровень тестостерона (гормона мужественности) у новорожденных савантов вызывает усиленный рост мозга и одновременно подавляет выработку гормона окситоцина, отвечающего за успешную социализацию. Нейрофизиологи из Университета Вандербильта в Нэшвилле считают, что в мужской Х-хромосоме есть несколько десятков генов, отвечающих за рождение ребенка-саванта (именно этим можно объяснить тот факт, что савантов-мужчин в пять раз больше, чем савантов-женщин). Профессор Эдвин Кук из Чикагского университета предполагает существование вируса, вызывающего мутацию нейронов головного мозга. Как бы то ни было, строение мозга савантов действительно уникально: у Кима Пика, например, полушария головного мозга вообще не разделены.

Пока одни ученые спорят о причинах появления синдрома, другие готовы чуть ли не завтра поставить производство гениев на поток.

Нейрофизиологи Брюс Миллер из Калифорнийского университета и Алан Снайдер из Сиднейского университета независимо друг от друга провели сканирование электромагнитной активности мозга нескольких савантов и получили совершенно идентичные результаты. Оказывается, в артериальной области левой височной доли находится «зона гениальности».

У подавляющего большинства людей она отключена с рождения: электромагнитная активность в этой части мозга практически равна нулю. Если простимулировать ее работу, то человек станет гениальным, подумали ученые и уже потянулись было за скальпелями, как в последний момент решили ограничиться магнитной стимуляцией.

В ходе эксперимента пять из семнадцати добровольцев в несколько раз улучшили свои показатели в арифметических вычислениях и рисовании. «Их креативность возросла на сорок процентов. Испытуемые могли использовать резервуары бессознательного», — говорит Снайдер.

Разумеется, результат не слишком впечатляющий, но нейрофизиологи и не возлагали особых надежд на столь слабый метод воздействия. Вот если хотя бы один доброволец согласился на трепанацию черепа и имплантацию нейростимуляторов… Но дураков пока нет. И искусственно выведенных савантов, соответственно, тоже.

Источник: https://www.MaximOnline.ru/longreads/get-smart/_article/savants/

Саванты – мастера “ментального хаоса”

Саванты: гениальные безумцы

У людей с подобным отклонением обнаруживаются исключительные феноменальные способности в какой-то одной области, контрастирующие с общей ограниченностью личности.
 

Синдром саванта не является официально признанным медицинским расстройством; он очень мало изучен, и учёные до сих пор пытаются выяснить, что происходит в умах этих удивительных людей.

1. Джедедайя Бакстон

Рождённый в 18 веке в графстве Дербишир (Англия) этот счётчик-виртуоз никогда не получал должного образования, однако с лёгкостью смог измерить площадь земель Элмтона (несколько тысяч акров), просто шагая по ним. Он не только посчитал акры и роды, но даже вычислил квадратные дюймы, сведя свои вычисления в одно число.

Сообщается, что Бакстон придумывал собственные названия для больших чисел, которые в его время нигде не использовались. Он применял слово «трайб» для миллиона в кубе, а «трамп» – для тысячи трайбов.

2. Орландо Серелл

Орландо Серелл является ярким примером «приобретённого савантизма». Он начал проявлять экстраординарные способности после того, как получил мячом по голове в возрасте 10 лет во время игры в бейсбол. Вскоре после этого случая Орландо обнаружил, что может выполнять сложные календарные расчёты, а также помнить погоду любого дня недели.

3. Тристан Мендоза

Тристан Мендоза по прозвищу «Тум-Тум» родился в Кесон-Сити на Филиппинах. Как только мальчик достиг того возраста, когда смог держать в руках палочки, он прославился на весь мир благодаря своему исключительному музыкальному таланту. В возрасте двух лет Тристан стал музыкантом-вундеркиндом, виртуозно играющим на маримбе (родственник ксилофона).

4. Мэтт Сэвидж

Несмотря на то, что этот одарённый музыкант-аутист так и не получил никакого официального образования, всё же с 6 лет он удивляет зрителей по всему миру своей бесподобной игрой на фортепиано и абсолютным слухом.

Как опытный исполнитель он гастролирует по всему миру и исполняет джаз в составе трио «The Matt Savage Trio», а также выступает перед главами государств. К настоящему моменту у Мэтта Сэвиджа имеется огромное количество наград всевозможных музыкальных конкурсов.

Он является единственным ребёнком, заключившим контракт с фирмой «Bösendorfer».

5. Джеймс Генри Паллен

Также известный как «гений Эрлсвудского приюта» Джеймс за всю свою жизнь не смог произнести или написать больше одного слога. Однако он стал первоклассным мастером по дереву и даже обставил больницу для умалишённых (где и проживал) мебелью собственного производства.

Успех пришёл к Паллену, когда больница отправила мужу королевы Виктории, принцу Альберту, картину «Оборона Севастополя» кисти саванта-аутиста.

Для всех оставалось загадкой, откуда одарённый безумец берёт сюжеты и знания: он не был способен ни читать, ни разговаривать, ни слышать.

Его шедевром считается модель корабля «TheGreatEastern», выполненная со скрупулёзной точностью, вплоть до 5,516 заклёпок на бортах судна и в деталях воссозданных внутренних интерьеров кают.

6. Лесли Лемке

Аутист-савант Лесли Лемке родился с серьёзными отклонениями, которые привели к полному удалению обоих глаз. Мать отказалась от мальчика, и в 6 месяцев его усыновила медсестра.

Лесли понадобилось почти 15 лет, чтобы научиться ходить, и около 15 секунд, чтобы воспроизвести по памяти единожды услышанный по телевизору концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского.

После этого случая Лесли начал исполнять музыку разных стилей, выступая по всему миру, от Японии до Скандинавии.

7. Жиль Трехин

В возрасте 5 лет Жиль научился рисовать, а в 12 лет основал собственный город. Конечно, этот город существовал не в реальности, а на бумаге и назывался Урвилль. Мальчик досконально и во всех деталях описал его историю, географию, культуру и экономику, создав при этом около 300 точных рисунков городских видов и пейзажей. Также он написал книгу, посвящённую воображаемому Урвиллю.
 

8. Алонзо Клемонс

В детстве Алонзо получил серьёзную травму головного мозга. Обладая IQ между 45 и 50 и будучи неспособным читать и писать, он с раннего возраста демонстрировал удивительный талант к скульптуре. Алонзо может быстро воспроизвести 3Dмодель любого существа или предмета, лишь мельком взглянув на него.

9. Стивен Уилтшир

Стивен Уилтшир стал известным благодаря своей способности рисовать сложные архитектурные пейзажи по памяти, за что получил прозвище «человек-камера».

В 2005 году Стивен продемонстрировал всему миру возможности своей феноменальной памяти, совершив экскурсию на вертолёте над Токио и за последующие 7 дней нарисовав на 16-метровом листе бумаги его детализированную панораму.

Невероятно, но факт: проделав то же самое и написав панораму Рима, художник даже изобразил точное число колонн в Пантеоне.

10. Джейсон Паджетт

Джейсон Паджетт является одним из немногих людей в мире, способных создавать математически точные фракталы от руки.

Ему было диагностировано внезапное наступление синдрома саванта из-за полученного удара по затылку во время хулиганского нападения.

У Джейсона была также выявлена синестезия – он видел математические формулы в виде геометрических фигур (фракталов) в обычных повседневных ситуациях. Он якобы придумал точное визуальное объяснение формулы E=mc2. (см. фото)

11. Эллен Будро

Одна из немногих женщин-савантов, которая, впервые услышав мелодию, могла тут же сыграть её на пианино или гитаре. Она также знает все созданные ранее песни наизусть.

Ещё Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека в мире: она не хуже китов или летучих мышей использует эхолокацию.

Первыми её способности заметили родители, потрясённые тем, что их 4-летняя слепая дочь прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков и обходит любые препятствия. Правда при этом она бубнит себе под нос какую-то странную песенку.

Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнаёт об объекте на своём пути.

Кроме того, когда девочке исполнилось 8 лет, её мать дала послушать ей запись «Время для леди», чтобы та смогла преодолеть страх телефонов.  С того дня Эллен, которая ни разу в жизни не видела часов, могла определить, который сейчас час с точностью до секунды.

12. Дэниел Таммет

Смогли бы вы начать учить один из самых сложных языков на Земле (исландский) в понедельник утром, а уже вечером пятницы свободно разговаривать на нём? Этот британский высокоодарённый савант обладает поразительной памятью и кроме исландского знает 10 других языков, в том числе свой лично изобретённый язык мянти (грамматика которого сходна с финским и эстонским).

Ещё Дэниеля можно по праву назвать супервычислителем. Он побил рекорд Европы, воспроизведя 22,514 знаков после запятой числа Пи за 5 часов 9 минут. Дэниел утверждает, что «представляет цифры в виде визуальных образов, у которых есть цвет, структура и форма». Они предстают в его сознании как пейзажи.

Однако его уникальные способности не так совершенны, как это может показаться. В течение часа после расставания с собеседником Дэниел может вспомнить расстояние между его глазами, количество пуговиц на рубашке и любые другие детали, но он не узнает его при встрече на улице.

13. Ким Пик

Известный как «мегасавант» Ким стал прототипом героя Дастина Хоффмана в культовом фильме «Человек дождя». Его мозг был способен вспомнить всё, что когда-либо обрабатывал.

Будучи ребёнком Ким много читал и мог пересказать полное содержание около 12 тысяч книг. Книжный разворот он поглощал за 10-15 секунд – весь текст одновременно, а не построчно.

Он также помнил и мог зарисовать любую увиденную им карту и записать по нотам просмотренную партитуру любого музыкального произведения.

14. Вы?

Среди учёных, изучающих явление савантизма, до сих пор ведутся неутихающие споры по поводу того, могут или нет обычные люди (не перенёсшие черепно-мозговые травмы или заболевания, затрагивающие головной мозг) развить сверхчеловеческие способности как у Кима Пика или Дэниеля Таммета.

Хотя маловероятно, что в ближайшем будущем медики будут выписывать таблетки, расширяющие границы умственных возможностей, всё же исследования, проводимые над савантами, дали миру некоторые представления о том, как функционирует их мозг.

И кто знает? Может быть, однажды, мы все сможем назвать без запинки 20 тысяч знаков числа Пи.

Источник

Источник: https://www.kramola.info/blogs/neobyknovennoe/savanty-mastera-mentalnogo-haosa

«Люди дождя»: гениальные личности или безумцы? (Часть 2)

Саванты: гениальные безумцы

Саванты – легендарные мастера “ментального хаоса”. “Людей дождя” отличают от простых смертных исключительные феноменальные способности в какой-то одной области, контрастирующие с общей ограниченностью личности.

1. Алонзо Клемонс

В детстве Алонзо получил серьёзную травму головного мозга. Обладая IQ между 45 и 50 и будучи неспособным читать и писать, он с раннего возраста демонстрировал удивительный талант к скульптуре. Алонзо может быстро воспроизвести 3Dмодель любого существа или предмета, лишь мельком взглянув на него.

2. Стивен Уилтшир

Стивен Уилтшир стал известным благодаря своей способности рисовать сложные архитектурные пейзажи по памяти, за что получил прозвище «человек-камера».

В 2005 году Стивен продемонстрировал всему миру возможности своей феноменальной памяти, совершив экскурсию на вертолёте над Токио и за последующие 7 дней нарисовав на 16-метровом листе бумаги его детализированную панораму.

Невероятно, но факт: проделав то же самое и написав панораму Рима, художник даже изобразил точное число колонн в Пантеоне.

3. Джейсон Паджетт

Джейсон Паджетт является одним из немногих людей в мире, способных создавать математически точные фракталы от руки.

Ему было диагностировано внезапное наступление синдрома саванта из-за полученного удара по затылку во время хулиганского нападения.

У Джейсона была также выявлена синестезия – он видел математические формулы в виде геометрических фигур (фракталов) в обычных повседневных ситуациях. Он якобы придумал точное визуальное объяснение формулы E=mc2. (см. фото)

4. Эллен Будро

Одна из немногих женщин-савантов, которая, впервые услышав мелодию, могла тут же сыграть её на пианино или гитаре. Она также знает все созданные ранее песни наизусть.

Ещё Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека в мире: она не хуже китов или летучих мышей использует эхолокацию.

Первыми её способности заметили родители, потрясённые тем, что их 4-летняя слепая дочь прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков и обходит любые препятствия. Правда при этом она бубнит себе под нос какую-то странную песенку.

Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнаёт об объекте на своём пути.

Кроме того, когда девочке исполнилось 8 лет, её мать дала послушать ей запись «Время для леди», чтобы та смогла преодолеть страх телефонов.  С того дня Эллен, которая ни разу в жизни не видела часов, могла определить, который сейчас час с точностью до секунды.

5. Дэниел Таммет

Смогли бы вы начать учить один из самых сложных языков на Земле (исландский) в понедельник утром, а уже вечером пятницы свободно разговаривать на нём? Этот британский высокоодарённый савант обладает поразительной памятью и кроме исландского знает 10 других языков, в том числе свой лично изобретённый язык мянти (грамматика которого сходна с финским и эстонским).

Ещё Дэниеля можно по праву назвать супервычислителем. Он побил рекорд Европы, воспроизведя 22,514 знаков после запятой числа Пи за 5 часов 9 минут. Дэниел утверждает, что «представляет цифры в виде визуальных образов, у которых есть цвет, структура и форма». Они предстают в его сознании как пейзажи.

Однако его уникальные способности не так совершенны, как это может показаться. В течение часа после расставания с собеседником Дэниел может вспомнить расстояние между его глазами, количество пуговиц на рубашке и любые другие детали, но он не узнает его при встрече на улице.

6. Ким Пик

Известный как «мегасавант» Ким стал прототипом героя Дастина Хоффмана в культовом фильме «Человек дождя». Его мозг был способен вспомнить всё, что когда-либо обрабатывал.

Будучи ребёнком Ким много читал и мог пересказать полное содержание около 12 тысяч книг. Книжный разворот он поглощал за 10-15 секунд – весь текст одновременно, а не построчно.

Он также помнил и мог зарисовать любую увиденную им карту и записать по нотам просмотренную партитуру любого музыкального произведения.

7. Вы?

Среди учёных, изучающих явление савантизма, до сих пор ведутся неутихающие споры по поводу того, могут или нет обычные люди (не перенёсшие черепно-мозговые травмы или заболевания, затрагивающие головной мозг) развить сверхчеловеческие способности как у Кима Пика или Дэниеля Таммета.

Хотя маловероятно, что в ближайшем будущем медики будут выписывать таблетки, расширяющие границы умственных возможностей, всё же исследования, проводимые над савантами, дали миру некоторые представления о том, как функционирует их мозг.

И кто знает? Может быть, однажды, мы все сможем назвать без запинки 20 тысяч знаков числа Пи.

Cсылка оригинала: http://mixstuff.ru/archives/69734Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.

Источник: https://blognews.am/rus/news/218633/lyudi-dozhdya-genialniye-lichnosti-ili-bezumciy?-chast-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.