Зачем нам одиночество, если оно приносит страдания?

Жизнь писателя когда он на высоте. Зачем нам одиночество, если оно приносит страдания? Плыть по течению или плыть к цели

Зачем нам одиночество, если оно приносит страдания?

Члены Шведской академии, дамы и господа!

Не будучи мастером произносить речи, не искушенный в риторике и ораторском искусстве, я хочу поблагодарить за эту премию тех, кто распоряжается щедрым даянием Альфреда Нобеля.

Всякий писатель, знающий, какие великие писатели в прошлом этой премии не получили, принимает ее с чувством смирения. Перечислять этих великих нет нужды – каждый из присутствующих здесь может составить собственный список, сообразуясь со своими знаниями и своей совестью.

Я не считаю возможным просить посла моей родины прочитать речь, в которой писатель высказал бы все, что есть у него на сердце.

В том, что человек пишет, могут оказаться мысли, ускользающие при первом восприятии, и бывает, что писатель от этого выигрывает; но рано или поздно мысли эти проступают совершенно отчетливо, и от них-то, а также от степени таланта, которым писатель наделен, зависит, пребудет ли его и*мя в веках или будет забыто.

Жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве. Писательские организации могут скрасить его одиночество, но едва ли повышают качество его работы.

Избавляясь от одиночества, он вырастает как общественная фигура, и нередко это идет во вред его творчеству.

Ибо творит он один, и, если он достаточно хороший писатель, его дело-изо дня в день видеть впереди вечность или отсутствие таковой.

Для настоящего писателя каждая книга должна быть началом, новой попыткой достигнуть чего-то недостижимого. Он должен всегда стремиться к тому, чего еще никто не совершил или что другие до него стремились совершить, но не сумели. Тогда, если очень повезет, он может добиться успеха.

Как просто было бы создавать литературу, если бы для этого требовалось всего лишь писать по-новому о том, о чем уже писали, и писали хорошо. Именно потому, что в прошлом у нас были такие великие писатели, современный писатель вынужден уходить столь далеко, за пределы доступного ему, туда, где никто не может ему помочь.

Ремесло писателя – это ремесло одиночки. Гордон Смит. // Писатель больше чужак, сторонний наблюдатель, чем активный член общества. Помню, ещё в Ленинграде, написал стихотворение и вышел прогуляться. И вдруг подумалось: «Что общего у меня с этими людьми?» Делаешься продуктом собственных слов, и внешний мир начинает вытеснять тебя. Иосиф Бродский.

// Жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве. Чем больше пишешь, тем более одиноким становишься. Эрнест Хемингуэй. // В высочайшей сфере, куда человечество обращает тоскливые взоры, всегда веет ледяной ветер горчайшего одиночества. Именно творящий для всех пребывает одинок. Стефан Цвейг.

// Я так долго жил творчеством, замкнувшись в книжных персонажах, что мне кажется, будто реального мира нет, есть только мои герои. Скотт Фицджеральд. // …окончательно переселилась в тетрадь. Марина Цветаева. // Что же такое эти десятки тысяч строк, написанных мелким почерком или отпечатанных на машинке? Это десятки тысяч часов, проведённых в одиночестве в кабинете.

Жорж Сименон. // Дело творца – страшно одинокое дело. Быть настоящим писателем – это значит непременно быть одиноким. Михаил Пришвин. // Чем ты оригинальнее, тем полнее твоё одиночество. Гилберт Честертон. // Каждый настоящий писатель неизбежно кончает одиночеством. Иначе быть не может. На определённом этапе творческого пути он замечает, что вступил в него. Георгий Адамович.

// Восходящий тропой словотворчества достигает вершины пророчества, получая в награду укус ядовитой змеи одиночества. Владимир Зюськин. // Будь искусен – и ты останешься один. Марк Твен. // На вершине успеха – одиночество и холод, одиночество и холод. Джуди Гарленд. // Наиболее сильные люди и самые одинокие. Генрик Ибсен.

// «Всё к лучшему, ты выиграл!» – сказал я после семнадцати лет разлуки. «Не думаю, тебе было легче», – сухо ответил Бродский. «Мне?.. Я преподавал, переводил для заработка. Кроме того, у тебя есть Нобель…» Последовал мрачный ответ: «Зато тебе было кому позвонить!» Александр Кушнер. // Это так, у меня нет друзей. Марина Цветаева. // …в столетии я друга не нашёл.

Юрий Кузнецов. // Чем выше поднимаешься по иерархической лестнице, тем сильней одиночество. Жорж Сименон. // Великие люди должны чувствовать на земле великую грусть. Фёдор Достоевский. // В одном из интервью прозвучал вопрос о безысходном одиночестве, веющем от его стихов. «Да, так и есть, – согласился Бродский. – Ахматова говорила то же самое».

Ненависть одних, зависть других, непонимание третьих. Фатальное одиночество автора нарастает постепенно. Гениальный человек не находит равных себе, друзей. Нобелевская премия лишь усугубила непереходимую черту. // Страшно созреть до той высоты, на которой остаёшься одинок. Иван Крамской. // Но даже мысль о – как его! – бессмертьи есть мысль об одиночестве мой друг.

Чем лучше поэт, тем страшнее его одиночество. Иосиф Бродский. // …и холодную блестящую корону одиночества я в ознобе ощутил на голове. Александр Солженицын. // …рухнул в себя, как в пропасть! Анна Ахматова.

Быть в центре событий, писать от первого лица, не гнушаться ненормативной лексики и приправить все это щепоткой лжи и фантазии — чистая гонзо-журналистика. Ее основоположник, писатель Хантер Томпсон, еще в самом начале карьеры заявил, что не готов скармливать народу надоевшие клише.

Журналист рассказывал о том, что его действительно интересовало. Одна из первых его известных публикаций про лошадиные скачки в Кентукки наделала много шума. Хантер подробно описывал пьяных одутловатых посетителей в одежде, заляпанной виски. Он даже забыл упомянуть победителя скачек.

Этот репортаж положил начало стилю гонзо и открыл миру имя Hunter Thompson.

Плыть по течению или плыть к цели

Хантер Томпсон (Hunter Stockton Thompson) родился в 1937 году в Луисвилле, штат Кентукки. Первое имя Томпсона произошло от предполагаемого предка со стороны матери, шотландского хирурга Джона Хантера. Отец Томпсона очень рано умер, мать в итоге начала сильно пить. У будущего скандального журналиста были все данные для занятий спортом.

Его приглашали в клубы для юниоров, однако он так никуда и не пошел. Хантер ударился в журналистику, вступил в литературный клуб и помог создать ежегодник The Spectator. Но его выгнали из-за проблем с законом. Обвиненный в причастности к грабежу после того, как он ехал в машине с преступником, Томпсон был приговорен к 60 дням тюрьмы.

После досрочного освобождения писатель был зачислен в ряды служащих ВВС США.

Томпсону было всего 20 лет, когда он написал письмо своему другу, который спрашивал жизненного совета. Это случилось приблизительно за 10 лет до того, как журналист написал свой первый скандальный репортаж о жизни с байкерами из мотоклуба Hells Angels. На русском языке книга появилась позже под названием «Ангелы ада». В том письме Хантер рассуждает о смысле жизни:

«Плыть по течению или плыть к цели? Это выбор, который мы все должны делать осознанно или бессознательно. Мало кто это понимает! Подумайте о любом решении, которое вы когда-либо принимали, которое повлияло на ваше будущее: я могу ошибаться, но я не понимаю, что это могло быть, если не выбор. Но почему бы не поддаться течению, если нет цели? Это другой вопрос.

Это, безусловно, лучше, чем плавать в неизвестности. Итак, как человек может найти цель? Не замок в звездах, а реальную и осязаемую вещь. Как человек может быть уверен, что это не иллюзия? Ответ и трагедия в том, что мы оцениваем неправильно, мы смотрим на цель, а не на человека. Мы создали ее, и она требует от нас определенных вещей.

Мы приспосабливаемся к требованиям, которые НЕ МОГУТ иметь силу».

Страх и ненависть Хантера Томпсона

Томпсон всегда любил огнестрельное оружие, взрывчатку, много курил и ругался.

Его неподражаемый образ с сигаретой в мундштуке и очках Ray Ban Shooter с пулевым отверстием на переносице знаком широкой публике после экранизации романа «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», где роль скандального журналиста сыграл Джонни Депп.

Книга была опубликована как рассказ в 1971 году в журнале Rolling Stone, где на тот момент работал писатель. Она описывает реальное путешествие Хантера со своим другом адвокатом Оскаром Акоста. Море наркотиков, безудержное веселье и попутный отчет о гонке «Минт 400», ради которой друзья и приехали в город грехов.

Следующий репортаж под названием «Страх и отвращение предвыборной гонки ’72» описывает кампанию Ричарда Никсона, где Томсон сильно критиковал президента США.

К слову, эти две книги и некролог для своего друга Оскара, который пропал без вести в 1974 году, стали основой для еще одной киноленты «Там, где бродит бизон». Роль писателя досталась Биллу Мюррею, а фильм вышел задолго до популярной экранизации с Деппом.

История получилась скомканной и путаной, но сам образ Хантера снова был на высоте благодаря Биллу и все тем же очкам .

Книги Хантера

За свою жизнь Томпсон опубликовал множество рассказов, начав с работы в The Time, откуда его выгнали за неподчинение. Эта причина увольнения часто всплывала и позже. Когда писатель переехал в Пуэрто-Рико, ему пришлось тяжело, так как спортивный журнал, где он собирался работать, закрылся.

В то время Хантер написал рассказы «Принц Медуза» и «Ромовый дневник». В 1965 году был опубликован рассказ «Ангелы ада». К слову, с клубом байкеров, о котором идет речь в истории, журналист путешествовал около года, пока они не избили его до полусмерти. Так толком и не прояснилось, в чем была причина их ссоры.

Но зная характер Хантера, удивляться не приходится.

Еще один потрясающий роман получил в русском переводе название «Проклятие Гавайев», где писатель описывает очередной свой трип по островам. Некоторые считают историю продолжением путешествия в Лас-Вегасе. Примечательно, что для обеих книг делал иллюстрации художник и хороший друг журналиста Ральф Стедман.

Позже журналист написал, что прошлый Хантер Томпсон умер и уже ничего не будет по-прежнему. Мысли о суициде появились в предисловии к роману «Великая охота на Акул». Одним из последних известных произведений стал вышедший в 2003 году рассказ «Царство Страха» и «Наших бьют! Кровавый спорт, американская доктрина и водоворот тупости» 2004 года.

Книги Хантера Томпсона

1 of 7

Смерть Хантера Томпсона

В феврале 2005 года Хантер Томпсон умер у себя в доме в Вуди Крик, Колорадо. Его нашли в кабинете, а на листе в печатной машинке было одно слово: «Адвокат». Писатель застрелился в возрасте 67 лет.

Кто-то считает, что поступок совершен от отчаяния, старости и болезни. Но близкие Хантера говорят, что это был скорее всего обдуманный шаг.

Журналист не раз говорил, что ему нравится иметь возможность убить себя в любой момент.

1 of 9

Цитаты Хантера Томпсона

Многие культовые фразы, ставшие известными за счет экранизации книг писателя, вышли в народ. Хантер никогда не стеснялся в выражениях, он то ли говорил правду, то ли это был сарказм или выдумка. Точно уже никогда не узнать.

«В обществе, где виновен каждый, единственное преступление — быть пойманным. В мире воров единственный смертный грех — глупость», — Томсон всегда был недоволен обществом, американской мечтой и существующими идеалами. Он считал, что жизнь надо прожить без остатка.

«Жизнь не должна быть путешествием к могиле с намерением благополучно сохранить красивое тело. Лучше проскользнуть через облако дыма, полностью израсходоваться, полностью измотаться и громко провозгласить: «Вау! Вот это поездка!».

Отвечая на вечные вопросы о своем пристрастии к запрещенным препаратам, журналист заявлял:

«Я ненавижу рекламировать наркотики, алкоголь, насилие или безумие для всех, но они всегда работали для меня», — Хантер еще в молодости пытался получить должность шерифа округа Питкин в штате Колорадо и декриминализовать наркотики, о чем написал в рассказе «Власть фриков в горах».

Знаменитая фраза, обращенная к другу Оскару в рассказе «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», спустя годы идеально описывает самого писателя:

«Слишком странный чтобы жить, слишком редкий, чтобы умереть».

Не будем упоминать самое известное изречение про пакеты травы и кучу других препаратов, оно и так известно практически всем. Историю легендарного писателя хочется завершить душевной (хотя бы по представлению Хантера) фразой, ведь когда-то его назвали неудавшимся романистом.

«Возможно, нет никакого рая. Или все это — пустая болтовня, продукт безумного воображения ленивой пьяной деревенщины, чье сердце переполнено ненавистью, но кто нашёл способ жить там, где дует настоящий ветер: где можно поздно ложиться спать, веселиться, пить виски, гонять по пустым улицам и не иметь в голове ничего, кроме желания влюбиться и не быть арестованным».

Источник: https://www.uk-ng.ru/zhizn-pisatelya-kogda-on-na-vysote-zachem-nam-odinochestvo-esli-ono-prinosit.html

Зачем нам одиночество, если оно приносит страдания? Самодостаточность — это стремление к одиночеству или бегство от реальности

Зачем нам одиночество, если оно приносит страдания?

С развитием интернета в Японии появилась небольшая кучка молодых людей, которых стали называть «Хикикомори» (в дальнейшим я их буду называть Хикки). Долгое время на них не обращали никакого внимания.

В основном они жили на деньги своих родителей или же на государственную поддержку по безработице. И казалось бы, почему вдруг обществу и властям не начать обращать внимание на этих людей.

Однако, время идет и рука государства уже пытается добраться до них.

Для начала, давайте разберемся, кем являются Хикки для властей. Перед нами исключительно молодые люди. Все они должны или учиться или работать. Другими словами – потенциальные налогоплательщики. А ведь это дополнительные поступления в бюджет страны и муниципалитетов. Таким образом, хикки конечно не подрывают авторитет власти, но являются прорехой в бюджете страны.

https://www.youtube.com/watch?v=31Oqb20H6JY

Долгое время не обращали внимание на затворников из-за их малого количества. Однако, движение становилось все более популярным и встретить хикки стало более возможным.

Сейчас по оценкам социологов, людей, которые ассоциируют себя с затворничеством, в Японии насчитывается около 700 тысяч человек. А это уже серьезное количество, особенно для нации, катастрофически стареющей в настоящее время. И ведь проблема в том, что молодежь не выходит на улицы, виноваты как раз те самые старики, которые терпят своих детей на иждивении до последнего.

Но теперь государство и власть решили заняться данной проблемой. Для начала, теперь будет считаться, что образ жизни хикки вовсе не небольшое отклонение от нормы, а по-настоящему психическое отклонение.

Теперь, когда проблема сменила квалификацию, под нее будут открываться клиники и будет осуществляться реабилитация для больных. По мнению специалистов, стиль жизни, в котором человек как социальное животное отказывается от социума, имеет ненормальную природу.

Правда, еще весьма спорным является вопрос, почему многие нормальные дети в более взрослом возрасте переходят в разряд .

Поэтому большинство ученых склоняются к тому, что главной причиной является сильное моральное потрясение и неспособность с ним справиться. Правда, в комплект к ним присоединяется и юношеский максимализм и эгоцентричность.

А прибавьте к этому еще и невыполнимые мечты и невозможность нести ответственность за свою жизнь, вот вам и будущий затворник.

Единственное, что действительно напрягает, так это то, что эта напасть становится не только проблемой Японии. Сейчас и в России появляются молодые люди, преимущественно школьники, которые стремятся к образу жизни хикки. Но радует то, что российская действительность заставит большую часть все-таки подняться с насиженного места и заняться делом.

На заметку: надоел город? Хотите убраться подальше от городской суеты и шума, поближе к природе? Тогда стоит купить участок в Подмосковье тут http://www.kfamily.ru/ и построить свой собственный дом. Согласитесь, что это будет идеальным вариантом.

, социальный психолог Марк Сандомирский затронул тему одиночества. «Корпоративное и профессиональное единство мнений — великая сила. Задумался я об этом намедни, обнаружив, что меня процитировали на сайте Костыринской психиатрической больницы: Мир становится более индивидуалистичным, утверждает… Марк Сандомирский.„Люди все в меньшей степени связаны друг с другом и все в большей мере живут для себя. А значит, в какой-то момент они могут прийти к выводу, что им не нужна семья“… Какова бы ни была причина, стремление к одиночеству — это не просто одна из особенностей современного мира, это болезнь», — считает эксперт.

«Коллеги, правда, выразили мое мнение несколько более „круто“, чем это делал я сам.
Я-то полагаю, что стремление к одиночеству — это болезнь, но не отдельно взятого человека, а современного общества в целом.

Ставить гражданам диагноз „стремление к одиночеству“ и лечить, точнее, радикально избавлять от одиночества помещением в больничную палату, считаю излишне радикальным подходом. По крайней мере, пока. За исключением психотического эскапизма.

А вы как считаете?», — спрашивает эксперт.

ИАREX: Можно ли лечить одиночество?

Юрий Юрьев, политконструктор:

Чаще всего одиночество от бедности. Человек наедине с собой может быть скромнее и экономичней, чем на людях. Семья из двух человек — может быть многократно затратнее, а не вдвое, поскольку находится на виду и требует «социальных стандартов».

Соответственно любая публичная деятельность требует не только затрат, но и успешного, а лучше преуспевающего вида. Поэтому одиночество может быть вполне рациональным поведением, с экономической точки зрения.

Не говоря уже о творчестве, многие виды которого являются ничуть не коллективными.

Кирилл Мямлин, публицист:

Если мы вспомним, откуда идут религиозные корни либерализма — то все встанет на свои места.

При этом отметим, что иудаизм в своей скрытой борьбе с христианским проектом за монополию на монотеизм достиг многого — христианский проект на Западе практически уничтожен. Сейчас они активно взялись и за Россию.

И разрушение, которое через квазирелигию либерализма внедряется в подсознание человечества, сможет быть остановлено только созидательной концепций другой религии.

Сергей Сибиряков, координатор международной экспертной группы:

Одиночество является очень сложным, многомерным явлением. Нет какого-либо лекарства от одиночества, просто потому, что существует много различных типов одиночества. Многие из нас чувствуют себя одинокими в тот или иной период жизни.

И в таких случаях часто глушат одиночество, уходя в изменённые состояния сознания с помощью религии, алкоголя, наркотиков, мистики. Это всё небезопасно для психического и физического здоровья.

Лично я, редко ощущаю себя одиноким, потому что голова постоянно занята решением интеллектуальных задач и осмыслением действительности. На мой взгляд, это самый лучший способ лечения одиночества.

06.09.2015

Среди всех диковинных маний и фобий эта стоит особняком. Агромания – это навязчивое стремление жить в одиночестве на лоне природы. Отличить ее от любви к природе, а также нелюбви к людям совсем непросто.

Причины агромании

Агромания состоит из двух частей. Во-первых, это стремление жить в одиночестве. Само по себе это неудивительное явление, так как окружающий мир становится с каждым днем все более тесным. Мобильность, доступность с одной стороны помогают людям, а с другой лишают их индивидуальности. В своем стремлении заработать больше, мы теряем нечто важное, а именно неповторимость.

Раньше каждая вещь, каждый шаг человек делал сам. По вышивке на платье можно было определить все: и возраст, и статус, и родственные связи женщины.

При входе в жилище сразу становилось понятно, кто и что сделал, какой кто мастер и что у людей, живущих здесь, получается лучше всего: прясть или разводить лошадей, выращивать овощи или вышивать. Специализацию имел, пожалуй, только кузнец.

А теперь мы с утра до ночи перекладываем бумажки в офисе, а все необходимое покупаем в магазине готовых товаров.

А стилем и уютом сейчас считается умение хорошо подобрать вещи друг к другу. Поэтому стремление к уединению можно легко объяснить.

Но в некоторых случаях это стремление заходит так далеко, что человека охватывает паника при виде других людей.

Это не просто дискомфорт, ведь желание уединиться становится непреодолимым и страдающий этой манией совершает некрасивые, а порой и опасные поступки, чтобы остаться в одиночестве.

Вторая часть мании – стремление жить на лоне природы дает больше простора для определения ее источников. Это может быть желание быть подальше от городских поселений. Человеку с такой особенностью даже деревня в десять дворов будет казаться перенасыщенной присутствием человека. Связи, которые неизбежно возникают даже в небольшом городке, тяготят страдающего агроманией.

Природный ландшафт может ассоциироваться с чем-то хорошим, светлым, чистым как по общечеловеческим, так и по сугубо личным причинам.

Такого человека настолько привлекают дикие места, что он предпочитает жить где-то вдали от цивилизации, нежели вблизи городов.

Как видно из всего вышесказанного, человека непреодолимо тянет жить в одиночестве и где-нибудь на лоне природы. Например, в лесу, возле речки, в горах, у моря.

Однако определение этой мании не подразумевает первобытный образ жизни.

Человек вполне может оборудовать свою «избушку охотника» огромными пластиковыми окнами, отделать камин современными изразцами и пользоваться солнечными батареями для создания электричества.

В некотором смысле Флорида (штат престарелых писателей) – это пристанище агроманов. Да и все те, кто в какой-то момент уезжают подальше от больших городов и живут в одиночестве – агроманы.

Лечение агромании

Учитывая специфику мании, для начала надо ее у человека выявить. Ведь у всех, за редким исключением, бывает желание пожить на даче или в палатке, или отправиться в поход, или поехать на рыбалку, охоту, по ягоды и грибы.

Также есть агромания, которая вырабатывается жизненным укладом. Обилие общения на работе, излишняя загруженность городским ландшафтом порождает естественное желание переехать в уединенное место и заниматься там любимым делом.

Это, кстати, на западе стало модной тенденцией для пенсионеров. Между прочим, и в России все чаще наблюдается отток пенсионеров в деревню, подальше от прежней хлопотливой жизни. Является ли такое поведение манией? В некотором смысле. Но до тех пор, пока она никому не мешает и никого не травмирует, с ней ничего не надо делать. Пусть люди наслаждаются заслуженным отдыхом и любимым делом.

Но бывают и случаи, когда агромания становится опасной. Это проявляется в нежелании человека покидать привычное место даже для спасения жизни, например, при необходимости оказания срочной медицинской помощи.

Если же человек страдает каким-то хроническим заболеванием и должен периодически пополнять запас медикаментов или проходить какое-то лечение в стационаре, но из-за мании отказывается это делать, то лечение становится жизненно важным.

Также проявлением агромании может стать серьезная агрессия по отношению к нарушителям одиночества. Самолечение при таких сильно запущенных случаях вряд ли возможно. Для того чтобы научиться хотя бы изредка приезжать в город и общаться с людьми, требуется длительная и обстоятельная терапия.

В нашем мире стремление быть в одиночестве многим кажется, по крайней мере, странным. Если вы одна – не важно, без друзей, или без мужчины, вас непременно принимаются жалеть, давать советы, как избавиться от «проблемы», как наладить контакт с внешним миром и вообще произносят большое количество банальных истин, которые к вам ровным счётом никакого отношения не имеют.

Многие из нас слова соболезнующих переносят стойко: главное – ваши собственные внутренние ощущения. А вот кому-то может прийтись совсем нелегко. Именно в случае, если тяга к уединению внушает вам страх, дискомфорт, даже панический ужас, если хотите, тогда стоит задуматься, так ли хорошо вам в одиночестве.

А может быть, вы всего лишь слишком подвержены давлению общественности?

В любом случае, если ваше стремление к уединению представляется вам проблемой – значит, так и есть, в конце концов, наши ощущения относительно собственного состояния всегда верные, в отличие от мнения окружающих.

Все люди делятся на интровертов и экстравертов. И если вторые способны долгое время находиться в обществе других людей, то у интровертов дела с этим обстоят куда хуже: любой затянувшийся контакт может не просто вызвать чудовищную усталость, но даже спровоцировать болезнь. Всё дело в тонкой душевной организации.

Никто не говорит, что экстраверты менее чувствительны, просто они способны черпать силу, находясь в компании (будь то коллеги, друзья или родственники). Интроверты же могут приобретать энергию исключительно в уединении, и в этом нет ничего страшного, в конце концов, все люди разные.

В этом случае одиночество необходимо вам, как ингаллятор астматику – если пропустить приём, придётся вызывать скорую.

Иногда нам совсем не помешало бы разобраться в себе. Особенно, когда внушительная часть пути пройдена, впереди так же много, как и позади, вопрос лишь в том – куда направиться дальше. В шуме повседневности принять мало-мальски важное решение практически невозможно.

Это нормально: для самоопределения женщине нужны не подружки-советчицы, а тишина. Вы расстались с мужчиной, решили поменять работу, обнаружили в себе потребность в качественных переменах? В таком случае ваше стремление к одиночеству совершенно обоснованно.

Не бойтесь оставаться одна – может быть, именно дни, проведённые исключительно с самой собой, помогут вам определиться с будущим направлением движения.

Плюсы одиночества

Одиночество – идеальная платформа для создания новой жизни, новых стремлений, новых увлечений. Работайте, читайте книги, смотрите фильмы, развивайтесь духовно, поверьте, однажды всё это вам пригодится.

Пикассо сказал: «Без большой тишины невозможно большое творчество». « В одиночестве рождается наша личность», – утверждал Томас Манн.

Позвольте большой тишине проникнуть в вас, оставьте за порогом все насущные проблемы и людей, общение с которыми не приносит вам желанного спокойствия и удовольствия.

30.09.2019

103583

выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://cdcuw.ru/zachem-nam-odinochestvo-esli-ono-prinosit-stradaniya-samodostatochnost-eto-stremlenie-k-odinochestvu/

Протоиерей Алексий Уминский: «За что посылается одиночество»?

Зачем нам одиночество, если оно приносит страдания?

Мы продолжаем публиковать ответы авторитетных священнослужителей на вопрос Елены из Петербурга, который взволновал очень многих читателей «Правмира». Напомним, что женщина просила помочь ей найти способ смириться с крестом одиночества.

Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

протоиерей Алексий Уминский

– Человек может задавать один и тот же вопрос: «Почему со мной так происходит?» в совершенно разных, диаметрально противоположных случаях. Одно дело – какие-то бытовые, текущие неприятности, досада на себя, на неумение справляться с элементарными вещами. Другое – глобальные, серьезные, экзистенциальные вопросы, такие, как одиночество, потеря близкого.

То есть одно дело, когда каблук сломался, когда женщина спешила на встречу с боссом, в итоге – опоздала и лишилась великолепной вакансии. Тогда тоже задается вопрос: «Почему со мной так случилось?» На него отвечать бессмысленно и глупо, потому что… бессмысленно и глупо.

Но нельзя пройти мимо серьезных вопросов, таких, как вопрос Елены, которая очень хочет иметь семью, стремится к браку, сохранила целомудрие, живет среди хороших и добрых людей и которая не обделена, в общем, ничем, по сравнению с другими. Но что-то не клеится.

Что с ней не так и почему? Как она должна принять в себе эту волю Божью? Является ли это вообще волей Божьей?

Здесь появляется еще один вопрос – есть ли вообще воля Божья на страдания, на одиночество, на что-то другое, приносящее человеку боль? И это кардинальный вопрос.

Я не думаю, что воля Божья такова, чтобы люди страдали. Нет воли Божьей на то, чтобы маленькие дети умирали от страшных болезней. Нет воли Божьей на то, чтобы люди оставались одиноки и мучились от этого, потому что, Сам Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18)

Нет воли Божьей на то, чтобы люди были инвалидами. Нет воли Божьей на то, чтобы люди были несчастными, чтобы люди рождались в неполноценных семьях. И чтобы дети страдали, потому что их родители не любят.

Так что нельзя ставить вопрос «Как принять волю Божью»? Если так вопрос будет ставиться, то тогда не стоит удивляться, когда нас будут спрашивать люди со стороны: «Почему у вас такая странная вера?».

Если мы допускаем, что есть воля Божья на какие-то негативные, трагические явления, мы так должны и отвечать: «Все происходит, потому, что на это есть воля Божья».

И насколько кощунственно это прозвучит, что есть воля Божья на смерть младенцев, на раковые заболевания, на жестокие убийства невинных людей, на войны, на ложь, на обман, на предательство, на измену, на преступления. Разве может быть на это воля Божья?!

Изменить картину мира…

Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1-3).

Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного конкретного слепого и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира.

Господь берет на себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей собственной кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви.

Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут перестать этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь.

Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно.

Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется.

Как говорит апостол Павел, – если ветхий ветшает, то внутренне он обновляется.

Больше вопросов не будет

Когда человек оказался в непростой ситуации, или когда с ним произошло нечто экстраординарное, и при этом в своей жизни он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло.

Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

Я говорю с ними о Царствии Небесном, о том, чувствуют ли они присутствие Бога в своей жизни. И для меня всегда какое-то чудо, открытие, когда я от этих, совсем еще маленьких, но самых настоящих христиан слышу, что они это присутствие Божье ощущают очень ярко, очень близко.

Когда они оказываются способны, например, в ситуациях, когда им приходится терпеть страшные боли, бороться и стараться не показать этих болей своим родителям.

И главное, что эти дети (это не будет открытием тайны личной исповеди), каются на исповеди в том, что у них не хватает сил терпеть боль и родители, видя их страдания, страдают сами. Мне понятно, что они с Богом очень близки.

Конечно, ситуации бывают разные. Есть дети, которым 16-17 лет, они находятся в очень сильной депрессии от происходящего. Они не могут до конца многого принять, но стараются. Стараются, понимая, что час смерти близок. Стараются и их родители.

Недавно я говорю одной матери: «Крепитесь» А она мне отвечает с улыбкой: «Да что вы, я давным-давно все приняла». И виден такой мир, покой в ее душе от того, что для нее Бог – рядом. Притом, что у нее – трагедия, на ребенка, в его стадии болезни просто страшно смотреть постороннему.

Если человек не врач, не священник, не родитель, тяжело находиться рядом больше нескольких минут, видя такое страдание маленького человека.

Есть на это страдание воля Божья?

Нет.

Можно ли принять это как волю Божью?

Нет.

Можно ли принять Бога в свою жизнь?

Да.

Как это сделать?

Не знаю.

Как это делают эти люди?

Не могу сказать.

Нет у меня метода, волшебной формулы, готового рецепта.

Очень важно, если человек окажется способным в ситуации скорби, непонимания Бога, в ситуации, когда жизнь кажется ему совершенно бессмысленной и бесполезной подумать: «Как мне с Богом поближе познакомиться, как мне Бога принять, как мне получить от Него этот Свет, чтобы он, просветив, снял с меня этот вопрос». Потому что этот вопрос нельзя решать. На него нет ответа. И если его задавать постоянно, ответа все равно не будет, но будет постоянное состояние уныния, душераздирающего состояния безответности. Но можно снять этот вопрос из своей жизни.

Мир, в котором мы живем, он весь искажен, он весь как минное поле, как поле битвы. Где тут можно найти что-нибудь такое, какой-нибудь оазис, где можно спокойно пересидеть до Страшного суда? Да нет такого места на Земле.

И здесь для меня очень важны слова Кьеркегора о том, что если человек относится к Богу как к Силе, как к Разуму, как к Чуду такому, на Которое все время ориентироваться, то человеку как-то надо все время стараться Бога понимать: почему так, почему эдак происходит.

Чтобы не ошибиться перед таким Могущественным, Разумным, Сверхсправедливым и таким Правильным Богом. Но если «Бог – есть Любовь» (1Ин. 4:16), то совсем не страшно Его не понимать.

Просто надо научиться эту Любовь чувствовать, суметь к этой Любви приблизиться, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась человеческого сердца.

Потому, что если она коснется сердца, то, во-первых, человек тогда к Евангелию начинает по-другому относиться, к жизни своей религиозной, к самому себе. И, конечно, он к Богу начинает по-другому относиться.

А дальше Кьеркегор говорит, что если Бог не есть Любовь всегда, везде и во всем, то тогда вообще нет никакого Бога.

Так что человеку надо решиться и принять Бога в свое сердце.

Фольклорное

Мысль, что Бог посылает какие-то испытания тому, кого Он больше любит – это такой фольклор, вроде присказок-частушек. Вроде того, что нет креста не по силам, Бог посылает нам лишь испытания по силам.

Простите меня, Евангелие – это что, по силам?!

Как мы можем говорить такую чушь, что крест не бывает непосильным?

Да, крест всегда непосилен. Не бывает посильного креста.

А вот эти слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) – это по силам?

По силам человеку слышать такие слова?

Он что-то может сам, не впустив Бога в свою жизнь?

Если да, тогда, наверное, есть какое-то другое «евангелие», которое всем по силам.

Существует такое адаптированное в умах человеческих «евангелие», где христианство и национальные идеи – это примерно одно и то же; где наши народные традиции и вообще традиции веков и жизнь во Христе – это одно и то же. Да, если такое «евангелие», то оно вполне по силам.

«Евангелие» традиций, «евангелие» уставов, «евангелие» имперско-державного сознания, «евангелие» чего угодно. Только Христос в Своем Евангелии ни о традициях, ни о национальных идеях ничего не говорил.

Когда все правильно

Нередко человек думает: «Я все делаю правильно, почему же в итоге так со мной происходит?»

Но наша жизнь не зависит от того, что мы делаем правильно или что мы делаем неправильно.

Конечно, приятно читать Ветхий Завет, где написано, что если вы будете поступать так-то, так-то, то у вас все будет в порядке, а если преступите заповеди, то будет очень плохо.

Да, в категориях Ветхозаветной справедливости подобное установление, так сказать, правил дорожного движения, конечно, работает. Пойдешь налево – это потеряешь, пойдешь направо – потеряешь то. Иди лучше прямо. Тяжело, но, по крайней мере, правильно.

«Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Второзаконие 5:32-33).

Но что такого плохого и неправильного сделали апостолы, что каждого из них казнили с жуткими, страшными пытками, что их в течение всей апостольской жизни непрестанно, побивали камнями, унижали и сажали в тюрьмы, гнали? Почему у них не было нормальной семейной жизни? Почему у них не было хорошей квартиры, дачи в доступности от центра Москвы, хорошей машины, работы, зарплаты, пенсии и уважения населения?

Повторяю, что они сделали неправильно? Кто сумеет ответить на этот вопрос, наверное, ответит, что правильно или не правильно делает он сам.

Что же касается главного вопроса, который мы обсуждаем: «Почему это случается в моей жизни?» – повторяю, на него нет ответа.

Есть только одна возможность – этот вопрос снять с повестки дня. Снять его можно только тогда, когда человек очень близок с Богом.

Источник: https://www.pravmir.ru/protoierey-aleksiy-uminskiy-za-chto-posyilaetsya-odinochestvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.