Альфред Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии»

Индивидуальная психология: понятие, теория и практика. Австрийский психолог Альфред Адлер

Альфред Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии»

Индивидуальная психология Адлера является одной из самых известных психологических теорий, которые повлияли на современные концепции, а также оказали влияние в целом на доктрину современной социлогии и психологии в целом.

Биография Альфреда Адлера

Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию.

Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома.

Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума.

Идеи Адлера

Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.

Работы, которые он публиковал с 1920 года, а также его лекции должны были сделать его психологию доступной для всех и сделать ее общепонятной. В 1920-х годах он дал серию лекций в Вене и опубликовал их в 1927 году под названием «Знание о человеческой природе».

Период Первой мировой войны был эпохой, в которой развилась индивидуальная психология. В рамках школьной реформы в австрийской столице Адлер и его сотрудники открыли около 30 образовательных и консультационных учреждений.

В 1920 году он был назначен директором первой венской клиники, посвященной детской психологии, и преподавал в педагогику в городе.

С опубликованием работы «Практика и теория индивидуальной психологии» (1930), в которой содержались лекции для введения в психотерапию для врачей, психологов и учителей, Адлер начинает более подробно раскрывать свою теорию.

Происхождение индивидуальной психологии

Индивидуальная психология Адлера заменяет объяснительный принцип Фрейда, что все поведение человека завязано на сексуальном либидо, на «компенсацию» чувства неполноценности.

«Быть ​​человеком – чувствовать себя неполноценным», – пишет Адлер. задача для человека – ликвидировать это чувство.

В своих ранних работах он использовал, например, комплекс Наполеона, чтобы проиллюстрировать свою теорию на практике.

Социологи доработали теорию о комплексе неполноценности на более широком уровне, учитывая культурное, экономическое и политическое понимание термина. Адлер вскоре заинтересовался психологией физических расстройств и встретил Зигмунда Фрейда в 1899 году, с которым он сформировал Психоаналитическое общество в Вене, президентом которого стал.

На Адлера оказали влияние идеи Ганса Вайхингера (немецкого философа-пессимиста) о влиянии на поведение определенных факторов. Теория индивидуальной психологии складывалась из многих доктрин, разнообразных философских и психоаналитических течений. Адлер вывел понятия органической неполноценности и сверхкомпенсации, которые до сих пор используют психологи.

Расхождение с Фрейдом по теме влияния либидо и подавления вытеснения чувств произошло в 1911 году на Конгрессе психоанализа в Веймаре, а Общество индивидуальной психологии было сформировано в 1912 году. Адлер считает, что теорию подавления (вытеснения) следует заменить по понятие «защитных тенденций эго» как невротического состояния, вытекающего из чувств неполноценности и сверхкомпенсации.

Индивидуальная психология родилась из этого разлома в Венском психоаналитическом обществе и появления Общества индивидуальной психологии. С тех пор наряду с фрейдистским психоанализом сосуществует индивидуальная психология Альфреда Адлера, которую ее создатель будет широко распространять до своей смерти в 1937 году, находя время между консультациями, курсами и конференциями.

В то время как Фрейд изначально придавал в своем открытии огромную роль и значение сексуальности в появлении неврозов (либидо), Адлер же настаивал на властных инстинктах, «компенсациях чувств неполноценности» и на постоянном соперничестве, которое вытекает из всех этих невротических чувств и эмоциональной составляющей. Влияние Фрейда на Адлера, конечно, нельзя недооценивать.

Однако в научных кругах существует мнение, что у Адлера до встречи с Фрейдом были собственные концепции.

Взаимодействуя с Зигмундом Фрейдом, он сохранял свое понимание человеческой психики, а покинув его, создал теории, отличавшиеся от психоанализа Фрейда.

Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым специалистом, уже разработавшим собственную концепцию индивидуальной психологии.

Теория Адлера

В отличие от Фрейда, Адлер был убежден, что человеческая личность подразумевает определенную завершенность, что его поведение, в самом широком смысле этого слова, всегда является функцией цели, ориентированной с детства. Он назвал «сценарий жизни» этой фундаментальной ориентацией, задолго до знаменитого «фундаментального плана» Жана-Поля Сартра.

Для Адлера все «ценности» рождаются из потребностей социальной жизни. В более широком смысле, по его мнению, основой всего является развитое чувства сообщества, способного гармонизировать индивидуальные потребности и потребности общества.

Адлер признает, что жизнь – это борьба. Человек должен каким-то образом бороться, стремясь доминировать тем или иным способом.

Провал в этой врожденной тенденции к власти и доминированию порождает то, что, по-видимому, является лейтмотивом индивидуальной психологии – «чувством неполноценности».

Говоря кратко, индивидуальная психология ставит своей задачей изучение комплексов личности и психологических компенсаций, которые были заложены в детском возрасте.

У ребенка, который должен постоянно превосходить свои возможности (по требованию его родителей или лиц, воспитывающих его), эта властная тенденция особенно сильна. Однако поскольку ограничения, которые ставит ему его окружение, главным образом родители, заставляют его подавлять желания. Таким образом, явный конфликт первых лет неизбежен.

Адлер считает, что чувство неполноценности является «естественным» в ребенке, слабость которого реальна по сравнению со взрослыми, однако в дальнейшем, с развитием личности человека оно должно исчезнуть, и исчезнет, ​​если потребность в самоутверждении и развитии удовлетворены в позитивном ключе, то есть в социальной или культурной действительности.

В противном случае, чувство неполноценности кристаллизуется и становится «сложным». Согласно данной теории, неполноценность порождает в качестве автоматического последствия поиск компенсации, уже на уровне физиологической жизни. Таким образом, «компенсация» представляется ему ключевым понятием, так же как и фрейдовское «вытеснение».

Предмет индивидуальной психологии

Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).

Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.

Чувство неполноценности

Когда человек рождается с физической, конституциональной, органической или социальной неполноценностью, возникает целая серия определенных бессознательных процессов, как физиологических, так и психических, для восстановления некоторого баланса, чтобы вызвать механизмы, которые как-то компенсирует эту неполноценность. С этой точки зрения фрейдистское «либидо», судя по всему, подчинено «инстинкту» господства.

Проявление комплекса

Например, любвеобильный характер Дон Жуана лучше объясняется тщеславием и стремлением к власти, а не эротикой и большой страстью к женщинам.

Адлер также считает, что существуют и женщины-донжуаны, чье поведение выражает намерение доминировать и унижать мужчину.

Мужеподобных женщин он считал обладательницами специфического комплекса неполноценности, с желанием тотального контроля над противоположным полом.

По его мнению, это может легко привести к фригидности или гомосексуализму.

Адлер считал, что необходимость доминировать также может проявляться под видом сострадания и самоотверженности, заставляя женщин любить слабое или искалеченное существо.

Он также считает, что неполноценность, проявленная в это время в жизни, может сыграть большую роль в неврозах, которые так часты в критическом возрасте.

Учение о неврозах

В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке – он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.

Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти.

Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией.

Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.

Типы компенсации комплексов

Каждый человек, по словам Адлера, думает и действует исходя из образа собственного Я и своих жизненных целей, невротик же, по его мнению, тот, кто чрезмерно мобилизует свои психические силы, чтобы реагировать на чувство неполноценности. Такие люди чаще всего полностью ориентированы на фиктивную цель власти и превосходства.

Таким образом, невротика его иррациональные комплексы заставляют действовать и жить, подчиняясь инстинктам господства его собственного эго. Адлер заявлял, что необходимость компенсировать чувство неполноценности при неврозе является основной и ключевой проблемой невротика.

Адлер видит в крайней восприимчивости и чувствительности начинающийся признак чувства неполноценности. Такого невротика очень легко эмоционально задеть. Людям, страдающим неврозами, присущи патологические формы ревности, зависти, обиды.

Существует также и компенсация положительная, даже триумфальная: когда человек, который, столкнувшись со своим чувством неполноценности, решительно преодолел его до такой степени, что результат оказался больше, чем он мог бы получить, если бы он не страдал ни комплексом, ни стремлением к патологической власти.

Публикации Альфреда Адлера

Основателем индивидуальной психологии в Европе и США публикуются статьи и важные работы: «Лечение и просвещение», «Руководство по индивидуальной психологии», «Знание человека», «Нервный темперамент».

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии».

Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Влияние Адлера и его концепций

Индивидуальная психология внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи индивидуальной психологии в Западной Европе и США объединены в ассоциации психологов-индивидуалистов. Также существуют институты индивидуальной психологии и журналы, которые развивают эту концепцию на немецком и английском языках.

Источник: https://FB.ru/article/354533/individualnaya-psihologiya-ponyatie-teoriya-i-praktika-avstriyskiy-psiholog-alfred-adler

Рецензия. Практика и теория индивидуальной психологии

Альфред Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии»

Альфреда Адлера вполне обоснованно считают предтечей современной гуманистической социологии и психологии, хотя его имя и его труды известны у нас гораздо в меньшей степени, чем исследования З.Фрейда и К. Юнга.

У наследия Адлера странная судьба, его идеи активно используются, но имя самого психолога упоминается редко. Возможно, это обстоятельство послужило причиной назвать одну из книг, посвященную Адлеру, «Забытый пророк».

Сам Альфред Адлер в 1933 году в предисловии к книге последователя его теории Р. Дракуса «Основы индивидуальной психологии» предвидел судьбу своего наследия. Он писал, что его работы привлекут множество и последователей, и противников, но они едва ли будут помнить тех, кто были первопроходцами.

Идеи индивидуальной психологии покажутся легкими, но только те, кто сможет понять всю её глубину, поймут, насколько она сложна. «Она проведет разделительную линию между теми, кто воспользуется знанием для того, чтобы построить лучшее общество, и между теми, кто не станет этого делать. Тем, кто верит в нее, она даст острый взгляд, от которого не укроется самый тайный уголок души человека.

Эта способность, приобретенная таким тяжелым трудом, послужит продвижению человеческого общества».[4]

Книга «Практика и теория индивидуальной психологии» – именно тот труд, с которого стоит начинать изучение индивидуальной психологии, поскольку в нем изложены основные теоретические идеи Адлера, подтвержденные множеством примеров из его врачебной практики.

Время создания книги

«Практика и теория индивидуальной психологии» была издана в 1920 году. Для автора это был период, насыщенный научной и общественной деятельностью. Адлер принимает активное участие в реформе системы образования, проводимой правительством Австрии, преподает в школе подготовки учителей.

В 1919 году в Австрии по его инициативе и участии создается первая реабилитационная клиника для детей, в штат подобных клиник обязательно входил врач, психолог и социальный работник.

К 1928 году таких клиник было уже около тридцати, к 1920 году идеи Адлера завоевывают все больше сторонников и его труд «Практика и теория индивидуальной психологии» немало способствовал их распространению. Детские реабилитационные клиники появляются в Германии, Дании, США.

Значительный импульс для формирования основных идей Адлер получил во время работы в военных госпиталях. Он лечил военные неврозы.

Именно там ученый пришел к выводу, что разрушительные инстинкты в психике человека, да и вообще человечества, обусловлены не темным и иррациональным бессознательным, не классовыми или государственными интересами, а недоразвитием чувства социального единства, комплексом неполноценности.

В этот период времени сформировались идеи об извечном стремлении человека к личному превосходству. И если это стремление входит в конфликт с не менее значительной необходимостью единства с социумом, у человека возникает невроз, который может проявить себя и в болезнях на физическом уровне. Можно считать, что книга «Практика и теория индивидуальной психологии» была результатом, как теоретических исследований, так и практики работы врача, психолога, педагога, общественного деятеля и ученого Альфреда Адлера. Состоит этот труд из 14 глав, каждая из которых посвящена разным аспектам индивидуальной психологии.

Целостный подход к анализу индивидуальности человека

Целостность, анализ не только отдельных фактов болезни, личности, а, прежде всего, внимание к контексту и всем жизненным обстоятельствам человека – одна из основ индивидуальной психологии Адлера. Такую методику ученый называл сравнительной индивидуальной психологией. Он писал:

Представители этого подхода стремятся из отдельных жизненных проявлений и форм выражения получить картину целостной личности, предполагая целостность индивидуальности. При этом отдельные черты сравниваются друг с другом, выводится их общая направленность, и они собираются в один обобщенный портрет.

[1,7]

Наряду с декларацией необходимости целостного подхода к изучению личности, в самом начале книги Адлер формулирует основные принципы своей методологии. В современных ему исследованиях психологов превалировало внимание к отдельным проявлениям физиологического характера, как писал Адлер, такие исследователи занимались исключительно «физиологией душевной жизни».

В отличие от них ученый признает «ценность художественного, творческого познания, угадывания и интуиции». [1,6] Интересно, что и в своей методологии Адлер предвосхитил современные подходы к исследованиям. В статье «Субъективная детерминация концепта в научном дискурсе (на примере индивидуальной психологии А. Адлера)» Е.Н.

Азначеева пишет: «Современный этап научного развития, получивший название «постнеклассической» науки (термин В. С.

Степина), характеризуется отсутствием жесткой грани между субъективным и объективным познанием, признанием взаимодействия между индивидуальными ценностями и объективной истиной, осознанием важности понятий «смысл», «ценность», «понимание» для процессов духовно-практического освоения мира».[2]

Благодаря такой научной методологии Адлер приходит к выводу, что невозможен целостный анализ личности без определения основной цели жизни индивидуума, поскольку вся внутренняя, психологическая жизнь человека, все его осознанные или неосознанные стремления обусловлены ранее поставленной жизненной целью.

Если посмотреть внимательнее, то можно обнаружить следующую закономерность, характерную для любого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели. [1, 8]

Это положение гораздо понятнее, если обратиться к примерам из врачебной практики. Кстати, особенностью книги А.

Адлера является то, что каждый постулат обязательно раскрывается на конкретных примерах. Чтобы лучше уяснить, что ученый имеет в виду под необходимостью выявления целей жизни личности, приведем также пример. У пациента очень слабый слух.

После выяснения, что причиной этого не является поражение какого-либо органа, психолог изучает все обстоятельства жизни пациента. В описываемом случае врач выясняет, что реальная причина глухоты – стремление избежать усилий для утверждения себя в профессиональной сфере.

Пациент просто неосознанно прикрывается болезнью, которая имеет все физиологические признаки, свое желание избежать, укрыться от вызовов реальной жизни.

Индивидуальная психология потому и имеет такое название, что к каждому пациенту осуществляется абсолютно индивидуальный подход, а не осуществляется излечение по какой-либо заранее готовой схеме, как это происходило, например, у Зигмунда Фрейда. Ведь по его системе причиной любого невроза или психосоматического заболевания были только сексуальные мотивы.

Новые концепты, привнесенные А. Адлером в психологию

В своей книге ученый раскрывает основные положения своей теории, базовую терминологию, к которым относятся такие понятия, как:

  • социальное чувство;
  • общая жизненная цель;
  • стремление к превосходству;
  • комплекс неполноценности;
  • компенсаторная динамика;
  • жизненный сценарий.

Очень значимое для Индивидуальной психологии понятие «жизненный стиль» Адлер ввел несколько позже, в 1929 году.

Но мысль, о присущей каждому человеку своей интерпретации окружающего мира, существования индивидуальной картины мира и «жизненного сценария» Адлер сформулировал уже в «Практике и теории индивидуальной психологии».

Спустя некоторое время он назовет способ действий индивидуума, базирующийся на его картине мира, «жизненным сценарием».

Ученый полагает, что невозможно изучить личность вне её связей с социумом. Каждый человек тысячью нитей связан со своим окружением, мы не можем жить вне общества и все обладаем социальным чувством. Но в то же время каждый человек стремится к самоутверждению, превосходству, личной власти.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что нам очень легко понять разные движения души, признав в качестве самой общей предпосылки то, что они имеют целью достижение превосходства.

Об этом многое сказано великими мыслителями, кое-что каждый знает по собственному опыту, большая же часть скрывается в таинственном мраке и отчетливо проявляется только в экстазе или в бреду.[1,12]

Общей жизненной целью Адлер считает стремление к превосходству.

У сильного и здорового человека это стремление выражается в освоении новых навыков и знаний, самосовершенствовании, организации новых социальных связей.

У невротика происходит искажение в восприятии реальности, его стремление к превосходству приобретает болезненные формы, он может пытаться унижать, третировать близких, могут возникнуть психосоматические болезни или даже галлюцинации. Подробно подобный феномен Адлер анализирует в главе «К теории галлюцинаций».

Глава «Психический гермафродитизм и мужской протест — центральные проблемы нервных заболеваний» посвящена анализу формирования у человека комплекса неполноценности.

Истоки многих проблем, да и самого комплекса неполноценности, Адлер видит в детстве.

Обиды, чувство незащищенности, детские травмы забываются, но подсознательно влияют на поведение взрослого человека, вызывая или поведение женского типа (послушное, склонное к гиперчувствительности), или чрезмерно активно-агрессивное, протестное. Эти линии поведения характерны как для мужчин, так и для женщин.

Особенно невротический тип реакций на вызовы жизни характерны для детей с какими-либо физическими проблемами.

Я постоянно сталкивался с тем обстоятельством, что наличие у ребенка врожденного неполноценного органа, системы органов и желез внутренней секреции в начале его развития создает для него такую ситуацию, в которой нормальное в других случаях чувство своей слабости и несамостоятельности чрезвычайно усугубляется и превращается в глубоко переживаемое чувство неполноценности. [1,25]

Интересно, что сам Альфред Адлер был в детстве очень болезненным ребенком, на всю жизнь остался хромым, поэтому чувства детей с физическими проблемами он знал на своем опыте. Но сам будущий психолог блестяще справился с этим детским комплексом неполноценности, который послужил для него не причиной избегания жизненных трудностей или источником агрессии. Этот комплекс был для него стимулом для развития, интеллектуального и духовного роста.

Его подход к излечению неврозов гораздо более многоаспектен, чем психоанализ З. Фрейда. Истоки неврозов Адлер видел в детских переживаниях. Дети чувствуют себя слишком слабыми, им нужна опора.

А у тех из них, кто склонен к нервным заболеваниям, возникает двоякая искаженная реакция, кто-то ощущает себя обделенным, слишком чувствительным, формируется реакция женского типа.

А кто-то из таких детей наоборот агрессивно протестует, они активно стремятся к удовлетворению своих потребностей, у них проявляется реакция, которую Адлер называет «мужским протестом».

Так, на основе ложной оценки, которая, однако, обильно питается проявлениями нашей социальной жизни, развивается психический гермафродитизм ребенка, “диалектически” поддерживающийся своей внутренней противоречивостью и сам по себе развивающий динамику, безрассудное навязчивое стремление к усиленному мужскому протесту для устранения дисгармонии. [1, 28]

Интересно, что в отличие от современных Адлеру психологических школ, представители которых считали причинами неврозов давно прошедшие, уже неактуальные события, воспоминания о которых травмируют пациента, но он их не помнит, не осознает и поэтому не может выздороветь. Адлер причинами неврозов считает вполне актуальные проблемы, с которыми для излечения пациента нужно обязательно справиться. Поэтому помимо усилий психотерапевта, требуется еще и педагогическое влияние.

Наше исследование, как и лечение, идет в обратном направлении: сначала рассматривается цель превосходства, затем разъясняется состояние борьбы человека (особенно невротика) и только потом делаются попытки понять источники этого важного душевного механизма.

Одну из основ этой психологической динамики мы уже раскрыли: она заключается в исходной склонности психического аппарата обеспечивать приспособление к реальности с помощью уловки, фикции и целевой установки.

[1,25]

В чем Адлер видит пути избавления от проблем у невротиков? В отказе от манипуляций окружающими людьми ради избавления от жизненных трудностей. В приобретении силы решать свои проблемы самостоятельно.

Практическое значение Индивидуальной психологии Адлер видел в умении специалистов его школы точно определять истоки и причины неврозов. А затем, в педагогической помощи при обретении выздоравливающим пациентом жизненного плана, жизненной линии, в обретении им чувства общности с окружающими людьми.

Книги А.Адлера помогают не только постичь глубины человеческой психики, но и вселяют оптимизм, веру в возможности преодоления глубоких внутренних кризисов, веру в силу человека.

Литература:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический проект, 2011. – 240 с.
  2. Е. Н. Азначеева Субъективная детерминация концепта в научном дискурсе(на примере Индивидуальной психологии А. Адлера) // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339). Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С.

    9–12.

  3. Долгов Ю.Н. Проблема жизненного пути в трудах А. Адлера и К. Юнга // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – Вып. 37-2
  4. Хайкин О. Теория индивидуальной психологии [Электронный ресурс]. – Точка доступа // http://keytochange.co.il/adler.

    html

Нелли Громова
Историк, искусствовед

Текст публикуется в авторской редакции

Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/adler/161-retsenziya-na-knigu-alfreda-adlera-praktika-i-teoriya-individualnoj-psikhologii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.